Пишет Михаил Ситник, 17.12.2016 10:54

Основные причины срывов на скалах и пути их недопущения. Группа причин четвертая (Скалолазание, скалолазание, трэд, трад, М.А.Ситник, Горная школа Категория трудности им.А.М.Ставницера)
Фото © Flagstaffclimbing.com
Предыстория
Четвертая группа причин срывов на скалах: Потеря опоры рукою или ногою.

В начале цикла я предупреждал, что классификация причин срывов - условная, некоторые причины будут «пограничными»: претендующими быть сразу в двух группах. Так потеря опоры рукою или ногою может произойти из-за забитых мышц рук (или ног), или из-за потери равновесия. Так же потерять опору можно и из-за внешнего воздействия – например: скалолаза сорвал камнепад или порыв ветра.

При этом, если скалолаз находится в неравновесном положении, потеря опоры часто приводит к срыву. Если в равновесном, устойчивом (проекция от опоры рукою попадает между опорами ног) – вероятность срыва значительно меньше. Поэтому необходимо вовремя «танцевать», делать поддержки.

Обсудим причины потерь опоры, не вошедшие в вышерассмотренные группы.

1. Проскальзывание руки или ноги. Причин проскальзывания может быть несколько:

- Потная, а значит скользкая рука. Или скользкая от влажности скала. Лекарство - магнезия. Надо научиться правильно ею пользоваться. Рука (вся, включая большой палец) опускается в мешочек, захватывает по максимуму в кисть магнезию, сжимает и перетирает её пальцами несколько раз. Затем скалолаз стряхивает в мешке руку, вынимает из мешка и берется за зацепку, плавно нагружая её и перенося на неё нагрузку.

Есть скалолазы, не пользующиеся магнезией, утверждая, что у них руки не потеют. Магнезия убирает влагу не только с руки, но и с зацепки. Мы знаем, что в воздухе постоянно содержатся пары воды (понятие влажности воздуха). А поверхность скалы покрыта пылью, грязью, микроорганизмами, мхами и лишайниками, которые впитывают воду из воздуха, делая скалу скользкой. Магнезия сушит скалу, улучшая сцепление с кожей руки.

- Скалолаз наступил ногою на скользкую поверхность или взялся рукою за скользкую поверхность, что привело к проскальзыванию и срыву.

Если мы ставим ногу или беремся рукою за мокрое, заснеженное, обледенелое, грязное, - мы должны предвидеть, что возможно проскальзывание. И магнезия здесь обычно не спасет.

Проскальзывание также возможно при опоре на зеленую траву (выделяется скользкий сок), сухую траву, «мыльный» камень.

О «мыльном» камне подробнее. Из осадочных пород наиболее распространены известняки. Серый известняк обычно имеет бОльшее трение, особенно известняк с игольчатыми наростами кальцитов (на которые нанизываешь кожу пальцев или резину туфлей). Желтый и красный известняк – метаморфизованный, очень скользкий. Кто лазал в Крыму на Красном камне, хорошо знают об этом. Такой известняк среди скалолазов называется «мыльным камнем». Когда мы лезем по известняку, необходимо следить за цветом опор (зацепок). При использовании «мыльных» надо быть особенно осторожным.

Еще одна опасность- каменная крошка, лежащая на скале. Наступив на неё, нога ведет себя как на шарикоподшипниках. Знаю как минимум два случая срывов по этой причине, оба тяжелых (один- смертельный, один - тяжелые травмы).

Во избежание срывов этой группы необходимо научиться быть внимательным, вычисляя скользкие места на скале, и стараться их обходить, не использовать. Для этого – научиться точной постановке ноги. Скалолаз должен управлять телом, а не тело – скалолазом! Поэтому динамические движения опасны как не всегда контролируемые. Толчковые движения ногою – одно из динамических движений, которое мы используем, когда переставляем ногу без полного переноса веса тела на другую ногу. При большом («длинном») шаге накат на ногу сложен, обычно сопровождается волочением (шкребком) ноги по скале и отталкиваниями. Поэтому лучше избегать длинных шагов, или дополнять их «третьей ногою», что позволит легко сделать точное движение.

- Изменение силы сцепления скальной туфли со скалою при изменении положения корпуса и ноги. Мы говорили ранее, что сила трения (Fтр), позволяющая скалолазу стоять на скале, зависит от коэффициента трения (резины – скалы) и т.н. силы нормального давления (Fn) .

При вертикальном положении тела скалолаза на пологой скале вес тела распределен, в основном, на опорах ног. Центр тяжести сосредоточен в районе пупка скалолаза, и момент от силы веса скалолаза близок к нулю, т.к. плечо равно нулю.

P- часть веса скалолаза, распределенная на данную ногу.

Разложим Р по правилу параллелограмма на две составляющие: Fn (силу нормального давления) и Fs- силу соскальзывания. Если сила трения Fтр больше силы соскальзывания Fs- нога держится на скале. Если меньше - соскальзывает.

Когда мы наклоняемся вперед, смещая центр тяжести к скале (при этом плечо этой силы растет, и растет момент этой силы), соскальзывающая составляющая то же растет, а сила нормального давления уменьшается. Наоборот, откидываясь назад, мы увеличиваем силу нормального давления (момент от силы веса прижимает ногу к скале) и уменьшаем соскальзывающую составляющую.

Скалолаз должен постоянно «чувствовать» трение, принимая такие положения, при которых нога «стоит» на скале. Меняя положение резким движением, мы можем не заметить мгновение, когда это приведет к началу проскальзывания, а затем к срыву. Поэтому толчковые перестановки ног, резкие изменения положения корпуса – нежелательны. Нужно научиться лезть плавно, пластично, без резких движений. Тогда, если начнется проскальзывание ноги, мы ощутим этот момент, а для предотвращения проскальзывания (и срыва) достаточно вернуть корпус чуть назад, чтобы нога опять «стала» на скалу.

Применяя «технику третьей ноги» в сочетании с плавными движениями мы сводим к минимуму возможность срыва по этой причине.

2. Отрыв зацепки. Использование «живой» опоры.
Скалы живут своею жизнью, «зачинаясь» в утробе Земли, рождаясь на её поверхности вследствие тектонических и вулканических процессов. С момента рождения скалы начинают разрушаться из-за своей неоднородности (температурные расширения разной величины), продолжения тектонических процессов, различных видов эрозии.

Использование «на отрыв» «полуживой» или «живой» зацепки может стать причиной потери опоры и срыва.
Внимательность при прохождении маршрута позволит «вычислить» «живье» по наличию трещин, земли, подтекам воды. Подозрительные породы «простукивают» ударом ладони: определяя надежность не только по звуку, но и по вибрациям (кисть очень чувствительна).

Конечно, живые зацепки лучше не использовать: «Лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным». Но иногда у нас нет выбора. Не надо грузить такие опоры «на отрыв», откидываясь назад. Корпус строго вертикален, движения плавные и осторожные. И здесь наилучшей является «техника третьей ноги», прижимающая «живье» к скале, а не отрывающая его. На традиционных мультипитчах часто попадаются целые пояса «живого»: и никуда не денешься: надо лезть!