Траверс Эльбруса с востока на запад 18.08.2016-24.08.2016

Пишет vovan519, 23.12.2016 16:27

Траверс Эльбруса с востока на запад 18.08.2016-24.08.2016 (Альпинизм)

Идея сходить летом траверс Эльбруса родилась на новогодние каникулы неслучайно. В нашем с Алексеем (Леликом) положении (в гипсах и бинтах) трудно было что-то планировать. Были бы банальные переломы, было бы проще. А тут непонятно, восстановимся к лету или нет.
Далеко куда-то не хотелось. Нужно было заранее покупать билеты. В пограничные районы нужно думать о пропусках. Не очень хотелось возиться, если само мероприятие под вопросом. А тут Эльбрус. Сел на машину, каких то 6 часов, и на месте. Пропуска не нужны. Продукты купить за день. Не восстановимся, так ничего страшного. На том и порешили.
Летом походили по Архызу. Сходили на Софию и Надежду. Потом осуществили давнюю мечту – сходили на Пшиш. Так потихоньку и пришли в форму.
Команда набралась быстро. Желающих было даже слишком много. Это беспокоило, но не сильно. Обычно к началу похода народ отсеивается. Так и получилось. В итоге нас набралось 9 человек (6 мужчин и 3 девушки). Из них шестеро уже бывали на вершине. В общем, сборы были не долгими, и мы оказались в Приэльбрусье.
Из снаряжения. Ледорубы, обвязки и кошки - всё как и положено. 2 палатки, 3 рации, 2 лопаты, немного ледобуров, аптечка, 2 веревки, GPS, гитара, маракасы.
Изначально планировали 10-11 дней. Походы, связанные с возможным риском и вероятными форс-мажорами, обычно регистрируем в МЧС. Этот поход не был исключением. Зарегистрировались по телефону, что очень удобно. (МЧС спасибо за удобство)
Теперь обо всем по порядку.

День первый. 18.08.2016

Рано утром вышли из поселка Эльбрус. Высота 1700. Погода не очень. Пошел дождь. Делать было нечего, надели целлофановые плащи и пошли. Достаточно быстро дошли до лагеря перед слиянием Ирика и Ирик-Чата. Высота 2300. Мест под палатки полно, вода рядом, Кострище есть, бревна вокруг в качестве импровизированных скамеек. В общем, красота. Дрова, правда, пришлось поискать для вечернего костра. Как и договаривались, сходили в качестве акклиматизации вверх, закинули лишнюю еду, веревки, железо и прочее. Поднялись чуть выше слияния Ирика и Ирик-Чата. После подъёма долина Ирик-Чата выполаживается, поэтому далеко не ходили. Вернулись. Правда, очень переживали по поводу сохранности еды. Количество местных сусликов (ну не разбираюсь я в фауне) просто было огромным. Сверху спустилась группа альпинистов. Они не поднялись. Со слов одного из восходителей: «Просидели в ожидании погоды, а в первый день погодного окна гид повел всех вниз». Жаль конечно, но горы будут стоять долго и у желающих приобщиться к прекрасному будет ещё много возможностей.
Вечер прошел замечательно. Посиделки у костра, чай, гитара и т.д..

День второй. 19.08.2016

По пути забрали заброску. Не спеша дотопали до перевала. Высота 3650. На самом перевале много огороженных камнями мест под палатки. Вода метров 50-100 ниже. Но нам не куда было спешить и, чтобы как-то скоротать время и укрыться от ветра, спустились вниз с перевала метров 100 на каменные осыпи. Высота 3540. Расчистили места под палатки. Благо ледорубов и лопат в достатке. Так как планы на завтра были не ясны, заброску не носили. Выравнивание площадок в течение часа с половиной подсчитали достаточной акклиматизацией.

День третий. 20.08.2016

По поводу неясных планов я слукавил. Ещё два года назад у меня было желание сходить и посмотреть, что из себя представляет пик Калицкого. Идти специально именно туда не хотелось. А тут такой случай. Уж много легенд разных по поводу этого места. Так что, куда мы пошли в третий день, было понятно, не ясно было только, что собирались делать потом. Пик Калицкого действительно оказался местом не обычным. Три вершины представляют собой огромные камни (около 5 метров в длину), поставленные на еще большие камни. Высота 3585. Вблизи напоминает застывший костёр. А издалека, благодаря огромному замершему озеру вокруг него – спутниковую тарелку.
Прогулка к пику попутно послужила тренировкой по перемещению в кошках. Ведь компания была разношёрстная.
Вернувшись в лагерь в обед, сидеть полдня без дела не хотелось. Поэтому пошли выше. Мимо Рыжего бугра, через ледник к скалам. Поднявшись на скалы, обнаружили много площадок под палатки. Поговорили с парочкой отдыхающих. Они рассказали, что мест полно и выше. В итоге поднялись в лагерь на высоте 3850. Отнесли Заброску на 4120. Ну и как обычно обжорство и песни под гитару. Созвонился с «землей». Прогноз был не очень хорошим. Погода через день должна была начать портиться. Конечно, расстроились. Но разворачиваться очень не хотелось.

День четвертый. 21.08.2016

Всё же решили идти вверх. Спуститься всегда успеем. Даже если отсиживаться внизу, акклиматизацию никто не отменял. Площадки под палатки попадались все реже и реже. Поднялись до 4670. Нашли место для двух палаток. Прогулялись вверх около 50 метров, мест не обнаружили, поэтому решили остановиться. Сходили, отнесли все же заброску на 5100. Была надежда. Мы же очень старались. Вечером опять созвонились с «землёй». Прогноз сдвинулся. Погода должна была испортиться через день. Долго думали. Наш темп, так уж получилось, был слишком быстрым. Очень хотелось отсидеться еще хотя бы день. Но это означало бы пережидать потом непогоду дня три минимум. Состояние группы было нормальное. Нет, конечно, головные боли появились у некоторых участников, но аппетит был нормальный, настрой боевой, настроение бодрое. Отсиживаться долго в ожидании погодного окна не представлялось возможным. На мероприятие планировалось дней 10-11. И затяжной отдых рушил все планы. Рисковать тоже не хотелось. Взвесив все за и против, решили идти вверх. День у нас есть, а начало непогоды прогнозировалось на послеобеденное время второго дня. Решили подняться на Восточную, переночевать на седловине. А дальше думать. Как вариант обсудили ранний спуск вниз на юг.

День пятый. 22.08.2016

Штурм Восточной вершины.
Всё-таки сказался недостаток акклиматизации. Часть группы шла тяжело. Хотя думаю не каждый, бодро побежит на Эльбрус, груженный палатками, спальниками, веревками, железом и харчями.
Поэтому когда наши герои взошли на восточную вершину, их уже ждал вкусный, только что сваренный компот. Конечно, была радость, поздравления. Только теперь пришло осознание, что у нас получилось. Получилось с полными рюкзаками, ВСЕМ ВМЕСТЕ подняться. Но это было полдела. Каждый «ходящий» понимает, мало подняться на вершину, нужно с нее спуститься. В этот день спустились к спасательному приюту. За камнем поставили две палатки. Будучи на вершине, созванивался еще раз. Послеобеденная непогода опять подтвердилась. Хотя это и обычное дело на Эльбрусе летом. Дальше прогнозировалось усиление ветра, осадки, и весь норов вершины круглосуточно. Хоть и состояние группы было хорошее, но большинство чувствовали себя уставшими. Долго опять обсуждали планы. Смущало, что с запада никто из нас не ходил. Как, впрочем, и с востока. И обо всех прелестях западного маршрута пришлось выяснять из отчетов. Всё же решили идти на Западную и смотреть по погоде.

День шестой. 23.08.2016

Штурм Западной вершины.
«Хорошо» выспавшись на седловине, пошли наверх. Погода была с утра хорошая. Немного растянувшись, наша команда поднялась на Западную вершину Эльбруса. С нами поднялось три собаки. Не только в мире людском растет любовь к альпинизму, но и среди друзей наших меньших этот «вид отдыха» приобретает популярность. Перекусы, чаепития, пускание мыльных пузырей, фотографирование, концерт для всех оказавшихся в этот день на вершине под аккомпанемент гитары. И конечно, радость. Огромная, нескрываемая, всепоглощающая, до боли, до слез радость. А потом бегом на запад. До Утюга добрались быстро и без происшествий. Встали на 4600. Пока готовили перекусы, сходили осмотреться. Перекусили, дали указания окапываться, но быть готовым ко всему, пошли вдвоём смотреть спуск. Участок разорванного ледника, небольшой ледопад и затяжной ледовый спуск. Справа Утюг. Сыпет с него хорошо. С погодой пока было в норме. Решили, раз осматриваться, так осматриваться по полной. Кинули первую «шестидесятку». Крутизна льда ещё не позволяла идти в кошках под рюкзаками. Кинули ещё верёвку. Вроде дальше приемлемо. Забрав верёвку, побежали в лагерь. Спускаться решили срочно. Что там с погодой будет, не известно. А хороший шанс упускать не стоит, да и внизу оно всегда приятней. Связались, подошли к первой веревке. Повесил вторую. Встал на перестежке. Хоть команда и была подготовлена, но усталость давала о себе знать. Так что лучше «перебздеть». Потихоньку начали спускаться. Навстречу шла группа из двух человек. Шли тяжело. Подумалось помочь и оставить для них две веревки. Да и замыкающему меньше возни при спуске. В итоге благое дело задержало нас примерно на полчаса, а может, и на час. Пока ждали, погода изменилась. Похолодало, и пошёл снег. Дождались двух замыкающих и опять устроили небольшое собрание. Похолодание привело к тому, что с Утюга перестало сыпать. Уже в течение часа полная тишина. Можно было бы переночевать на леднике. И как положено рано утром… Но если есть вариант уже сегодня спать «на зелёнке», зачем отказываться? Вариант идти дальше всех только обрадовал. Ну просто настоящие богатыри! Повесили ещё веревку при спуске на марену. Пока все спускались по веревке, Утюг вел себя очень тихо. Собрались, проверили амуницию, сняли кошки, немного отдохнули и побежали. Спустились до 2960. Нашли ровные площадки и поставили лагерь. Можно было расслабиться.
Траверс Эльбруса с востока на запад 18.08.2016-24.08.2016 (Альпинизм)Траверс Эльбруса с востока на запад 18.08.2016-24.08.2016 (Альпинизм)Траверс Эльбруса с востока на запад 18.08.2016-24.08.2016 (Альпинизм)Траверс Эльбруса с востока на запад 18.08.2016-24.08.2016 (Альпинизм)Траверс Эльбруса с востока на запад 18.08.2016-24.08.2016 (Альпинизм)

День седьмой. 24.08.2016

Вдоволь выспавшись, продолжили путь. За час добрались до западного Джилы-су. Спустились вниз, перешли приток Битюк-Тебе. По орографически правому берегу поднялись и по полям вышли к первым кошам. Высота 2600.
Для информации. До мест ночевок шла тропа. А вот после тропы не было видно. Только срезанная земля от пасущихся животных, которых было в изобилии. По карте тропа чуть раньше уходит на орографически левый берег Битюк-Тебе. Наверно я где-то пропустил ответвление. Слишком быстро бежали.
Восхождение было почти законченно. Осталась длинная грунтовая дорога. Поздравили друг дуга, насладились очень вкусным сыром и пошли в Хурзук. Периодически срывался дождь. Эльбрус был затянут. Но тут нас поджидала самая большая опасность. Я не знаю, к какой категории сложности можно отнести малину, но я бы её отнес не меньше чем к 6с+. Продвижение давалось с трудом. Спелые, сочные ягоды манили и не давали идти. Насытиться было не возможно. Сгребая всю силу воли в кулак, приходилось идти дальше, только чтобы не застрять на очередных зарослях. С вершины мы спустились раньше срока. Надо было отзвониться домой и сказать водителю, чтобы приезжал за нами. Три попытки найти связь, поднявшись на склон долины, не дали результатов. То ли день был пасмурный, то ли эта малина экранировала. В общем, пришлось идти дальше. На полпути трактор согласился довести до Хурзука. В кабине, помимо водителя, был еще человек. Пришлось ехать на фаркопе. То еще удовольствие. Как результат: синяк и ссадины. Обидно было получить такой подарок в самом конце маршрута. Доехав до Хурзука и позвонив домой, договорился с водителем Газели и поехал навстречу к группе. К тому времени 2/3 пути уже было пройдено. Машина из дома выехала, но её ожидали только глубокой ночью. Водитель Газели гостеприимно пригласил во двор под навес. Мы с радостью согласились. Сварили 5 литров грибов, собранных по пути, купили немного пива. В целом, вечер удался. Ночью счастливые и отдохнувшие уехали домой. Уже утром отзвонились в МЧС и сообщили, что все прошло успешно.
P.S.
1 (для гуру) Хоть данное мероприятия и смахивает на авантюру, но смею вас заверить, все шаги были выверены и продуманы.
2 (для начинающих) Жизнь намного дороже любых амбиций, так что включайте голову.

16 lap
16 osm

Ну, быстрые! И симпатичные.
Ребята, вы откуда?

Краснодар

Какая красотища! Молодцы. Завидки беру-у-у-ут!..

Спасибо.
Интересно и красиво.
Как Вы оцениваете максимальную трудность для сезонного прохождения и минимальное количество участников?

Техническая трудность только в спуске по леднику в районе Утюга. У нас вышло 2 (точнее полторы) веревки. Далее наклон не настолько крутой (примерно 40 градусов с выполаживанием) и можно было передвигаться в кошках. Плюс опасность камнепада под Утюгом. И как следствие это дополнительная ночевка на высоте.
По поводу количества людей. При подготовки маршрута я нашел описание соло траверса Эльбруса. Честно, я хожу соло и мне нравится, но я не считаю это правильным и главное - разумным.
Трудно что то советовать. Люди все разные, но ...
Я за минимальное количество - 3.
Вероятность серьезного ЧП есть всегда. И тогда варианты, когда двое несут одного. Или один остался с пострадавшим, а другой пошел за помощью предпочтительнее.

Добрый день. Мы тут ходили в 2010 году вот так - http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=4655
Вы большой компанией - просто супер!!!
Поздравляю!!!

Вообще не нашел ни капли авантюры. Ночевки одной не хватило, если только, но обстоятельства так складывались. Прекрасный поход в отличной компании. Мои поздравления. С Горой, даже с двумя. ;)

И еще. О справедливости. Прогноз не просто так "отъезжал".

Молодцы, здорово получилось!
Про малину полностью согласен.

Молодцы, ребята! Но сейчас набегут сюда пенсионеры и станут голосить. Что это опасно, что так нельзя, что слишком мало опыта и слишком быстро. И вообще мимо клубов.
Не обращайте на них внимания. Раз прошли, значит все правильно.
И вообще отличное сильное восхождение!

На хрен мизер твои одни и те же коменты нужны кому- то. Успокойся и рот закрой надоел уже изрядно.

Напиши о своих походах, восхождениях МИЗЕР. Порадуйся за людей если есть что-то посоветовать достойное, народ будет рад прочесть и наверняка оценит. А у тебя из поста в пост одно и тоже. Дрючили видно тебя прилично если до сих пор отбрехиваешься. Да и за дело наверняка. Ну напиши, как было дело и возможно найдешь поддержку и отжарят этих пенсионеров, которые набегают. Только что-то мне кажется нет у тебя достойных походов, восхождений, путешествий вот и мучаешь "клаву" одним и тем же набором буковок.

Эхе-хе... Не хотел ругать это мероприятие. Но нельзя же обманывать ожидания ду... борцов за свободу. Придется поголосить.
Ну, опыта, явно не так уж мало, у шестерых это - не первый Эльбрус. Тут не придерешься.
У спасателей зарегистрировались. Опять же не прикопаешься.
График ... ну, с учетом хоженого перед этим сезона, не так уж и быстро. Пилу опять же делали. Эх, ну никак не зацепиться!
О! Знаю, чем мизеров порадовать! Если аклем проходил жестковато (упоминаются головные боли), то ночевка на седловине в таком графике рискованна. Если прижмет непогода, недоаклеманных начнет серьезно плющить, А так просто оттуда в хорошую непогоду не слезешь.
Ну, и, конечно, людям с недостаточным опытом на такой график ориентироваться не стоит!
Ах, да, еще траверс Эльбруса - это, конечно, скорее, поход, чем восхождение.

Спасибо.

Ночлег на седле на 5-й день недопустим. И не факт, что для организма кого-нибудь из участников оно пройдёт без последствий для здоровья.

Я всегда старался избегать категорических суждений. Любое суждение имеет значение только для конкретного контекста и его очень трудно распространить на всех и вся. Даже с высоты N-этажного дома вполне безопасно прыгать, если внизу H-метровый слой свежевыпавшего снега. А если предположить, что группа неоднократно в течении года ночевала выше 3000?
А если...
В общем не важно. Спасибо за проявленное внимание.

Тогда поделитесь, пожалуйста, этим нюансом. По какой причине позволили ночевать на пятый день на седле?

На Ленина большинство на 5-й день уже в Л2 ночуют - высота та же, что и седло. И без последствий). И про Хан можно то же самое написать, хотя там немного другой расклад.

Вы слишком категоричны и безапелляционны в своих утверждениях, Андрей. Наверное основываетесь на собственном опыте? 1979 г., майские праздники. С Ирик-Чата пошли три московских команды: одна от МГКТ и две маёвских. Всего человек 25 примерно. 5-ую ночь провели на седле. И это всё с ходу, с поезда, без всяких зимних восхождений. Подавляющая часть народа (за исключением 2-3 человек) на Эльбрус шла впервые. Ну кто-то, наверное, поблевал на седле, кто-то не пошёл потом на Западную, но чтобы кого-то срочно спускать - так этого не было.

На Восточной даже шампанское пили за первое успешное восхождение. Пили по быстрому - пока не подтянутся остальные.37.Разлив шампанского на Восточной вершине Эльбруса. 5 мая

А вот и остальные подходят к Восточной вершине53.Группы Директора и Латыпова подходят к Восточной вершине. 5 мая

На следующий день на Западной66.Слева направо  сидят Рязанский, серебрянский, через одного Лаухин. 6 мая

А Вы говорите ночлег недопустим, да ещё ребятам, которые за лето какую-то акклемуху получили.

Опять ворчание некоторых)))
Ребята-молодцы и с Горой!

Отлично сходили!

Альпинисты ходят в горы выживать, а туристы - жить. С гитарой на траверс Эльбруса - это намного круче, чем ночёвка на 5-й день на седловине :)

Кто Вам сказал такую глупость!?
Выживание - внизу. Настоящая жизнь - только наверху.
Просто, некоторые принимают за выживание ту жизнь, вкус которой только и ощущается в полной мере именно ТАМ

"С гитарой на траверс Эльбруса..."
1971 г. Команда ленинградских туристов (13 человек) под руководством Игоря Бритарова на пике Корженевской - вот это круто!

Ребята молодцы !
А шампанское на Мон-Блане и пиво на Эльбрусе одинаково приятны !

Пробка наверно в стратосферу улетает?))