Первый раз на Парандас

Пишет Кирилл Ильиных, 27.12.2016 06:11

Первый раз на Парандас (Альпинизм)
В сентябре 2016 года побывал в очередной раз любимых Фанских горах. Приятно удивила стабильная теплая погода в это время года и практически полное отсутствие осадков. Удалось повидаться с друзьями, хорошо отдохнуть душой и телом, и вскарабкаться на Парандас 4640 по центру северной стены. По просьбе друзей, пару строк из бортового журнала, ниже. Фотографий получилось не много - подвел старый аккумулятор.

8.09.2016
Отправляясь в большие горы, в большое путешествие, ощущаешь некое волнение, предвкушение предстоящих приключений, ощущение большой ответственности за каждый свой шаг и каждый прожитый день. Такие мысли кружили в голове перед отъездом, ожидание этого не давало заснуть по ночам, а днем сбивало рабочий настрой. Как же я ошибался. Паспортный контроль, зал ожидания, а на душе ни капельки волнения, ни чего из вышеописанного. Первый в моей жизни одиночный выезд в большие горы уже начался, а все как будто еду на выходные в родной Златоуст на Таганай или Уреньгу, где бывал уже раз сто. Тем не менее ищу плюсы во всем этом спокойствии. На самолет не опоздал – уже хорошо!

9.09.2016
Шумные базары Душанбе – о боже, какое тут изобилие в сентябре! Среди этих бескрайних торговых рядов, шумной толпы запахов специй и фруктов, чувствую себя немного потерянным. Совсем отвык от походов по рынкам, а здесь это целое событие.
Закупил продуктов. Договорился с таксистом. Упаковал шмотки. После обеда добежал до офиса Виталия Николаевтича Шакиржанова, чтобы отдать ему документы для оформления регистрации и поделиться своими планами. Тимур с Вадимом в «Вертикали», помогают по хозяйству и водят народ. Говорят встретят меня в Сарваде. К вечеру отправляюсь. Проскочил через базу «Варзоб», забрал со склада кое-какие вещи живущие там.
В Сарваде уже затемно. Веселый народ, гуляет по улице, у них сегодня праздник – День независимости Таджикистана. В итоге дня благодаря волшебнику Вадиму и его Toyota Hilux , волшебным образом попадаю в «Вертикаль». Какое счастье, что я снова здесь. Урааа!

10.09.2016
Утро в Фанских горах великолепно! Красивые вершины с белыми шапками и склонами, припорошенными белой пудрой озаряются восходящим солнцем. Весь этот блеск буквально пронизывает чистейший утренний воздух, вызывая невольную улыбку на лице.
Первый раз на Парандас (Альпинизм)
Завтракаем вчерашней, вкуснейшей шурпой, разговариваем о планах и о похождениях Тимура с Вадимом за лето. Потом помогаю ребятам с ремонтом кровли гостевых домиков. Тимур, завесившись на веревке, поливает из краскопульта, я в то время латаю щели между листами профнастила. Вот такой вот «промальп по Фански» получился!
После обеда прогулка на пер. Алаудин. Любуюсь вершинами. Немного плющит от высоты, но это пройдет. В общем, жить хорошо!!!
Первый раз на Парандас (Альпинизм)Первый раз на Парандас (Альпинизм)Первый раз на Парандас (Альпинизм)

11.09.2016
Подъем в 5:45. Завтрак. Решаю прогуляться под Парандас, заодно забросить часть барахла.
Идется довольно бодро, но до сих пор чувствуется недоаклимуха. Повернув под Бодхону, открылся захватывающий вид на огромную северную стену вершины Парандас. Масштабы потрясают и немного психологически давят. Нужно привыкнуть ко всей этой красоте и величию окружающих каменных великанов.
Первый раз на Парандас (Альпинизм)Первый раз на Парандас (Альпинизм)
Оставив заброску и просмотрев всевозможные линии маршрутов, возвращаюсь в лагерь.
В голове вертятся множество вариантов подъема и не меньше вопросов по планируемому маршруту. Нужно доработать, додумать.
Вечером немного похолодало.

12.09.2016
Подъем как обычно в 5:45. Завтрак. Сборы, упаковка барахла. По весу получилось кг 30. Будет не легко.
Пообедали с Акрамом и Тимуром. Вкусно как всегда! Даже мысли появились, не прилечь бы и вздремнуть немного. Но делаю усилие и выхожу. Тима предложил помочь с заброской. Большущее ему спасибо! Выходим вдвоем.
Через три часа на морене под стеной. Рассматриваем в маршруты северной стены. Прощаемся. Остаюсь совсем один.
Ощущения, мысли, все вперемешку. Ставлю . Все вроде комфортно. Навожу быт, красота! Всю ночь пытается оторвать ветром. Непривычно, все же первая ночь в .

13.09.2016
Вставать рано не захотелось. Снаружи ветер до сих пор завывает, по тенту бьет крупа. Провалявшись до 9:00, выпиваю горячего чая и решаю поваляться до 10:00, посмотреть на погоду.
Первый раз на Парандас (Альпинизм)
Встал, зарядка, завтрак. Выхожу под стену в 11:00. Думаю провесить пару веревок между маршрутами Тищенко и Максимени. За час добегаю. Чувствуется, появляется акклиматизация. В 12.00 включаю радиостанцию, пытаюсь выйти на связь. Глухо.
Начало маршрута просматривается. В основе задуманного – постараться идти максимально логично. Начинаю работать. Обработал две веревки. Погода – кайф! Пролез несколько стенок в скальниках. Ноги помнят, лазание приятное. Оставляю железо и вниз к следующей связи.
Связь в 16.00 тоже не прошла. Хот и не хочется, нужно спускаться. Сбегаю в «Вертикаль» за 1,5 часа. В лагере выясняется, что радиостанции Вадим привез из Душанбе только к вечеру и возможности связи просто не было.
Отдыхаем, вкусно ужинаем в столовой. Вечерние посиделки за разговорами. Жизнь прекрасна!

14.09.2016
После обеда выхожу из лагеря. Иду не спеша, налегке, любуясь видами. Ребята ушли раньше, наверное, уже на мутных озерах. По планам у них Чимтарга.
Под стеной пью вкусный чай с чабрецом, лежу в разогретой на солнце , читаю Стругацких, откопанных Акрамом где-то в лагере. Вечером сходил по морене до лужи с талой водой, наполнил все имеющиеся бутылки. Не известно где и когда на стене встретится снег, что бы пополнить запасы. Много тоже не унесешь, понимаю, что придётся экономить.

15.09.2016
Встаю по обычаю в 5:45. Чашка кофе – красота! Плотно завтракаю, пакую манатки и под стену. К 8:00 поднимаюсь по ранее провешенным веревкам, подбираю хвосты. Отрыв!
За день успеваю пройти большой внутренний угол. Уйти направо не получается. Нет логичных ходов, все очень нависает. Угол тоже не простой, но все же логичный. В одном месте оставляю спит для страховки. Выползаю к ночевке к 20:00. Уже в сумерках подбираю хвосты и ставлю . Уработался в хлам. Вырубаюсь.

16.09.2016
Ночь так себе. Полочка уж больно маленькая, да и подравнять не было уже не сил, не времени. Солнышко радует своими утренними теплыми лучами. Чашка кофе и жизнь налаживается!
Первый раз на Парандас (Альпинизм)Первый раз на Парандас (Альпинизм)
Продолжаю работать. Лезется не плохо, местами напоминает крымское лазание. Скалы сухие и хорошо держат на трение. Прохожу пару напряженных мест.
Чувствую, что не успеваю вылезти на большую полку, разделяющую всю стену. Участки довольно крутые, много разнообразного ИТО. Спускаюсь к первому биваку к 16:00. Решаю сегодня больше времени уделить подготовке площадки под палаткой, чтобы отдохну душой и телом. Далее, вкусно ужинаю Ролтоном. На фоне прекрасного Фанского заката слушаю музыку. Красота!!!

17.09.2016
Прохожу две веревки сложного, выматывающего лазания и ИТО. Напрягает не столько лазание, сколько вездесущая развальня и отсутствие возможности нормально организовать страховку. В одном месте бью очередной спит и с него выскакиваю на большую полку. По ней пешком ухожу вправо до шикарного места для ночевки под нависанием. В сравнении с предыдущим биваком - прямо пять звезд!
Подтащив баул с барахлом, ставлю палатку, отпиваюсь чаем. Сначала решаю оставить веревки на осыпном склоне, но позже делаю усилие над собой и подбираю хвосты.
Рядом с палаткой снежник. Весь вечер топлю воду и наполняю все пустые «бакалашки». Смотрю наверх, просматривается вершинный бастион. Кажется, еще немного и стена начнет ложиться. Не тут-то было.)

18.09.2016
Утром немного полетал. Сначала надежный Вертикалевский френд не надежно выскочил и отправил меня на 1,5 метра вниз. Потом разогнувшийся крючок крюконоги сыграл такую же партию. Юра, ты меня честно предупредил, что они так могут.) В общем, настрой дня задался – «не задался»! Приятного лазания сегодня встречалось мало. Выполаживание, которое казалось так близко, постоянно отдалялось, вместе с ним отдалялась и возможностью выскочить наверх сегодня.
Полочка под бивак нашлась таксебешная. Но минут за пятнадцать получается навести «бытовуху». Сижу, ужинаю, любуюсь закатом, слушаю музыку. Стена, как дом – милый дом!

19.09.2016
Солнце пригрело палатку. Проспал!!! Сегодня решающий день, чувствую «запах вершины»! Быстрый завтрак – кусочек сыра с чаем. Подбираю хвосты и в бой!
Веревка пятёрочного лазания оказалась шестёрочной жестью! После тридцати метров чистого, хоть и напряженного, но приятного лазания по вертикальной щели вдруг кончались зацепы. А вместе сними и возможность для страховки. К счастью, нашел куда зазвездить фифу. Перевел дыхание. Бью дырочку под скайхук, оставляю спит для страховки и с него ухожу на хуках по абсолютно гладкой плите вверх. Перед выходом на полку ставлю еще спит. Выползаю на полку, нахожу старый швеллер. Проносится мысль - Товарищ Тещенко, вы отчаянный парень!
Одеваю кошки, всюду натечный лед. Нависающая щель с лева без возможности для страховки. Справа, за перегибом такое же нависание и гладкая наклонная стена, залитая льдом. Раскорячившись, прохожу нависание вправо. Вкручиваю для страховки ледобур в толстый натечный лед в глубине щели, с него ухожу на стенку. Опять дырочки и хуки до самого верха стенки, выводящей к началу ледяного кулуара. По нему вверх до пробки. Обход пробки справа. Немного пешком по снежно-ледовому склону и вот она вершина!!! На эмоции нет сил. Из-за дохлого завтрака чувствуется подсос.
Сама вершина с туром чуть левее, на нее не иду, так как припозднился с выходом, да погода чего-то начала крупой плеваться. Подтащил манатки, упаковал. Тяжело. Закинулся «Медунком». Пошел на спуск.
Кряхтя под тяжестью баула, по лбам и лифтам добрался до перемычки между Замком, далее по осыпному склону на лифтах. Оставляю железки под камнем возле развилки на Замок и «бегом» вниз. Пошатываясь и запинаясь, но довольный, с перекошенной улыбкой на лице добираюсь до лагеря.
Спуск в итоге занял четыре часа. Так сказать полернул напоследок! Ноги и руки в хлам, но это волшебное чувство достигнутой цели просто как будто несет на руках! Кайф!

Далее были дружные вечерние посиделки в столовой, интересные и веселые рассказы Вадима, отъедание в Душанбинских кафешках и шашлычках. Сходили по Сиаме в гости к дяде Ване, забубенили вкуснейший шашлык по всем правилам, истопили баньку, помогли немного по хозяйству. Вот это прелести Варзобской жизни!
Сходить еще один маршрут на Замок не получилось, времени не так много было, да и не было цели набегать кучу маршрутов. Удалось сходить на красивую гору, повидаться с друзьями и хорошо отдохнуть душой и телом. Все удалось!

P.S.
Большое спасибо прекрасной Фанской погоде в сентябре, Тимуру с Вадимом за хорошую душевную компанию, Шакиржанову Виталию Николаевичу за поддержку и помощь в оформлении документов, и всем сотрудникам А/Л «Вертикаль» за теплый прием!!!