УРА! Больше Терскеев, хороших и разных! Первый перевал 3Б* на Терскее!

Пишет entv, 29.01.2017 09:23

УРА! Больше Терскеев, хороших и разных! Первый перевал 3Б* на Терскее! (Горный туризм)
Фотография пер. Терскей с седловины пер. Сказка из отчета П.А.Кормильца

Долгие годы в Перечне перевалов хребта Терскей-Алатау значился перевал Терскей (3Б) через главный хребет с ледника Айланыш на западную ветвь ледника Киче-Борду. Известных отчетов по нему не сохранилось, поэтому никто даже точно не знал, где именно в гребне Джеты-Огузской стены он находится.
Поэтому в 2006 г. ростовская группа под руководством Е.Е.Таранцевой поставила себе задачу найти и пройти его. Задача была успешно выполнена (отчет). Это было серьезное достижение! Правда, найденный путь по скальному ребру вел не на западную, а на восточную ветвь ледника Киче-Борду. Но можно было предположить, что в перечень когда-то вкралась ошибка, поскольку никакого другого варианта рядом не просматривалось.
И вот несколько дней назад известный томско-красноярский турист П.А. Кормилец прислал мне свой отчет о походе 1986 года. Они тогда точно так же не имели информации, где находится искомый перевал. И после консультаций с альпинистами точно так же выбрали подъем по скальному ребру (но другому!, через вершину Огуз-Баши 3-ю Восточную). И этот путь был ими пройден. И он ведет именно на ЗАПАДНУЮ ветвь ледника Киче-Борду. Пройденный ими перевал находится существенно западнее перевала, пройденного ростовчанами и выше и сложнее него. Группа сочла его соответствующим категории сложности 3Б*.
Надо учитывать, что до сих пор перевалов такой сложности в районе не было! Отчет выложен на tlib.ru.
И вполне возможно, что это не последний перевал в Джеты-Огузской стене!
Кстати, в том же отчете есть единственное известное описание прохождения перевала Катюша на подъем по определяющей стороне. Группа сочла его соответствующим 3Б. В момент прохождения путь, выбранный группой, был безопасным.

кстати, по ростовскому отчету не совсем понятно
Ориентировочная альпинистская сложность подъема - 4Б.
при этом все участки I-II к.с.

Ну, это Вам у альпинистов надо спрашивать. Альпинистские описания по нему я не читал. Вариантов много - изменения рельефа, устаревшая оценка, несколько другой маршрут. Со своей стороны могу сказать, что для перевала 3А, на мой взгляд - перебор явный.

так это все (и альп к.с.) из описания ростовчан.
классифицированного маршрута я так понимаю там нет.

да, для 3А длинновато как минимум

Ну, я так понял, что у них все же была какая-то информация от альпинистов, на которую они полагались. Потому что у них люди с хорошим альп-опытом были. Да и клуб у них общий.
По описанию я бы тоже не сказал, что это 4Б. Но у меня опыт скальных 4Б - только крымский. Так что я тут не уверен.

Терскей, который ходила Лена, а затем Жора Сальников и еще недавно кто-то - 3Б. С Жорой мы вроде обсуждали и решили что для "звезды" там недостаточно. Ну а Пашин вариант надо посмотреть, конечно.

Он уже отсканирован. Леша на днях выложит. Тогда и обсудим. Пока я пишу на основании отчета. На мой взгляд, он ощутимо сложнее ростовского. Там еще и единственное прохождение Катюши в обратную сторону, тоже 3Б. А то всего 3 3Б на весь район осталось сейчас (50 лет Киргизии, Пабло Неруды, который непонятно, пройдут ли когда-нибудь еще раз и Терскей), не считая двух траверсов (один из которых - убойная в непогоду 3Б*) и еще одного траверса, по которому нет информации. Карабаткак Восточный по итогам этого сезона, похоже, должен подешеветь до 3А*.

Кому интересно первопрохождение Пабло Неруды 3Б Курочкиным Н., выложили тут в библиотеке все, что нашли в клубе перевал Пабло Неруды

Отчет Кормильца П.А. выложен на tlib.ru

Спасибо!

Ого! Сам Кормилец пришел к выводу, что Сказка - 3Б (причем, летом)!
Мы-то прошли ее в том же направлении зимой, в феврале 1992, по одному классификатору, без тлиба, без никакой информации. И это был первый определяющий перевал в нашей пятерке, моей первой в жизни пятерке руководства! Прям лестно читать...

По сложности ростовского (и нашего) варианта перевала Терскей. Есть популятный маршрут на пик Джигит с севера через седловину туристского перевала Джигит, классифицируется альп. 4А. Если это - 4А, то Джетыогузская стена по ростовскому или нашему варианту - 4Б как минимум. Есть еще маршрут на п. Каракол по северному гребню 4Б. Если так, то пер. Терскей должен быть 5А, т.к. он явно сложнее. Или тут у всех нас нелады с категориями...

По тому "перевалу Терскей", кот. абстрактно прописан в старом классификаторе. Что касается З и В ветвей Кичеборду, то авторы этой записи их запросто могли перепутать, т.к. у Кичеборду есть еще третья, "самая восточная" ветвь. Дальше, ни ростовский пер. Терскей, ни наш, ни красноярский не могут быть тем легендарным перевалом, про который написано в классификаторе. Т.к. там написано, что перевал ледовый, а реально пройденные все варианты - не ледовые ни разу. Есть пара предположений, что именно могло бы иметься в виду "ледовое", но это только догадки...

Кстати, в вестровском каталоге ростовский пер. Терскей отмечен неправильно. Он отмечен к востоку от гребня, по которому его можно ходить, а на самом деле он к западу от него.

На красноярский вариант мы зимой 2007 г. тоже пялились, когда первый раз пробовали пройти пер. Терскей. Не решились его пробовать потому, что уж слишком там много снега висело. И полезли на более безопасный в зимних условиях гребень. В 2013 просто свой же вариант повторили, уже до конца.

Красноярский вариант, действительно, кажется более сложным, чем наш.

Жора, спасибо!
Джигит - ледовая 4А, причем тех времен, когда альпинисты лед не слишком любили (10-зубые кошки, деревянные вцспсовские ледорубы и морковки). Так что он - не показатель. Тем более, насколько я знаю, ее люди бегом бегали. Скальные маршруты часто оценивались на другом уровне
Вестровцам про ошибку подскажу.
Догадки про ледовое пришли, плз! Я предполагал, что это могло быть ошибкой, поскольку все видимые варианты выглядят страшновато.
Сказку я считал за 3А по максимуму. Но можно и обсудить.

img 430 с подписью

Вот такой красивый перевал через вершину 3-я восточная Огуз-Баши и судя по описанию явно 3Б со звездой ( а может и двумя). Сибирская школа !

на Сказку есть еще прохождение томской группы под рук-ом Тулаева Дениса в 2005г. отчет на сайте ТАКТа лежит takt.tomsk.ru

Пожалуй, стоит его на tlib выложить. Автор не возражает?

спрошу у него, но не думаю, что Денис будет против.
тем более отчет и так лежит в общем доступе.