Как набирать баллы на мастера

Пишет artyukhin, 30.01.2017 22:05

Как набирать баллы на мастера (Альпинизм, альпинизм, мс)

В данной статье хочу поделиться своими мыслями о том, как из КМС дорасти до МС. Я знаю многих мастеров спорта, а также многих, кто долгие годы остается КМС. И зачастую вторые после получения кандидата в мастера имеют ничуть не худшие входные данные для дальнейшего роста по сравнению с первыми. Проблема часто кроется в другом. Смена парадигмы движения вперед. До КМС весь рост в рамках разрядной сетки определяется совершением восхождений определенных категорий трудности. После КМС значение имеют мастерские баллы. Есть требования, определяющие сколько и каких баллов надо набрать, но нет четкой стратегии. Ниже я хочу поделиться с вами как, на мой взгляд, может выглядеть оптимальная стратегия набора баллов. Я оставляю за скобками то, какими навыками должен обладать альпинист для совершения восхождений на данном этапе своего роста. Тут я привожу свое видение того, на какие соревнования и восхождения стоит обратить свое внимание при планировании выездов в горы молодому КМС, который хочет стать мастером. Тема весьма неоднозначная, поэтому прошу смело комментировать и выражать ваше мнение на этот счет.

Спортсмены бывают разного уровня и подготовки. Не все могут выигрывать чемпионаты и закрывать мастера за год. Поэтому нужна стратегия, которая должна работать для «молодого» спортсмена, только закрывшего КМС. Безусловно, этот спортсмен должен иметь достаточную подготовку для совершения безопасных восхождений на маршруты соответствующих категории сложности и постоянно совершенствоваться. Тогда с опытом придут и сильные восхождения, и призовые места. Но до этого момента нужно двигаться в верном направлении.

Для того, чтобы не зависнуть на уровне КМС нужно желание, регулярные тренировки и стратегия роста. Я и многие мои друзья закрыли мастеров, не думая о стратегии восхождений. Мы просто ходили, участвовали в чемпионатах, получали удовольствие и потом настал момент, когда набранных баллов стало достаточно для того, чтобы подавать документы на оформление. Как стало понятно после, во многом это была заслуга моего тренера. В ее голове был четкий план моего движения вперед. Почти всю работу по планированию моего роста сделали за меня. Но так бывает не у всех. Эта статья может помочь именно тем людям, которые не понимают, как спланировать свою жизнь, чтобы получить заветный МС, и рядом с ними нет людей, которые смогли бы показать направление движения.

Давайте начнем с краткого определения требований для получения мастера спорта по «классическому» альпинизму.

1.Требования для выполнения МС
На выполнение требований для получения мастера спорта по альпинизму отводится четыре года.
Нужно набрать 25 баллов из которых не менее 10 баллов на чемпионате России. Из 10 или более баллов на чемпионате России не менее 5 должны быть получены на техническом классе. Помимо чемпионатов России баллы можно получить на чемпионатах Москвы, Санкт-Петербурга и федеральных округов.

За чемпионаты России баллы начисляются по следующему правилу:
1 место – 10 баллов, 2 – 8, 3 – 6, 4 – 5, 5 – 4, 6 – 3, 7 – 2, 8 – 1.

При этом для чемпионатов России в рамках соревнований всеми участниками должно быть пройдено суммарно не менее пяти маршрутов, из которых не менее трех 6-ой или 5Б (первопрохождение) категорий сложности. При уменьшении количества маршрутов, пройденных в рамках соревнований, количество баллов последовательно уменьшается на один балл.

За чемпионаты регионов, а также Москвы и Санкт-Петербурга баллы начисляются по следующему правилу:
1 место – 5 баллов, 2 – 4, 3 – 3, 4 – 2, 5 – 1.

Помимо баллов за занятое место, можно получать баллы за восхождения, совершенные в рамках чемпионата России, Москвы, Санкт-Петербурга или федерального округа.

Правила начисления баллов за восхождения следующие:

За категорию сложности: 5Б – 1 балл; 6А – 2 балла; 6Б – 3 балла
За восхождение в двойке, первопрохождение, зимнее и высотное (от 6900 м) – дополнительно по 1 баллу.

Вот так, складывая баллы за восхождения и места, необходимо набрать суммарно 25 баллов. Важно понимать, что баллы за место на соревнованиях – вещь тяжело прогнозируемая. Поэтому следует ориентироваться в первую очередь на баллы за восхождения.

Помимо набора баллов, мастера спорта по альпинизму можно получить за место на скальном классе чемпионата России. Это схоже с тем, как получают мастеров спорта по «альпинизму» в дисциплине ледолазание или скайраннинг. Но все-таки, в скальном классе обычно участвуют люди, которые имеют за плечами именно опыт восхождений альпинистских маршрутов в горах. Поэтому про эту возможность я коротко упомяну в конце статьи. Получение мастера спорта по «альпинизму» за соревнования по скайраннингу и ледолазанию считаю отдельной историей. И ее затрагивать не буду.

Итак, давайте посмотрим в каких соревнованиях можно и нужно набирать баллы. Я поделюсь своим мнением, на что стоит ориентироваться начинающему кандидату в мастера.

2.Баллы на очных классах
По большому счету, сейчас есть всего одни очные соревнования, которые подходят для набора баллов. Это технический класс чемпионата России. Скальный класс хоть и очный, но на нем баллы не набираются. Также иногда проводятся очные технические классы федеральными округами, но это оставим за скобками. Есть еще чемпионат мира, но он тоже с точки зрения набора баллов абсолютно бесполезен. Давайте рассмотрим, что можно сделать в рамках технического класса чемпионата России.

На техническом классе чемпионата России необходимо набрать как минимум 5 баллов, что указано в требованиях для присвоения мастера спорта.

В техническом классе в зачет идут несколько восхождений, по которым и осуществляется судейство. За эти маршруты можно получить мастерские баллы. Бывают чемпионаты, когда по регламенту к зачету принимается только одно восхождение – это самый неудачный случай. Если ваш уровень низкий и вы не в состоянии бороться за места в первой десятке, то одним чемпионатом заветные пять баллов не набрать. С другой стороны, бывают чемпионаты, когда к зачету принимаются все восхождения, совершенные в рамках отведенного под чемпионат периода времени. Это лучший вариант для набора баллов.

Давайте условно разделим технический класс на «в высоких горах», например Каравшин, и «в низких горах», например Ак-Кая. Тут речь скорее не про высоту вершин, а про протяженность и сложность маршрутов. Деление условное, нужно только для того, чтобы примерно прикинуть мастерские баллы.

В техническом классе «в высоких горах» маршруты с топовым рейтингом ходятся за два и более дней, много маршрутов шестой категории. Обычно судейство происходит по двум маршрутам (больше сложно успеть сходить). Команды чаще состоят из трех участников, в двойках работать в таких условиях тяжело. То есть баллы за восхождение в двойке скорее исключение, чем правило. На таких чемпионатах вполне нормально сходить две шестерки за отведенный срок. При этом с точки зрения набора баллов нужно сходить относительно несложные шестерки, не принимая во внимание рейтинг этих маршрутов на чемпионате. Еще раз напомню, что мы прикидываем план действий для молодых КМС, для которых увеличение скорости восхождений может привести к печальным последствиям, поэтому на высокие места лучше не надеяться. Посчитаем, что было схожено две 6А в тройке, что равняется четырем мастерским баллам. Для молодых КМС это хороший опыт восхождений и адекватная цель на соревнования. Если посмотреть на итоговые протоколы чемпионатов России в Каравшине в техническом классе в 2014 и 2015 годах, то мы увидим, что сходив две 6А, легко можно оказаться в первой десятке. Понятно, что это напрямую зависит от состава участников и уровня их восхождений, но с достаточно большой вероятностью можно оказаться не ниже девятого места и получить как минимум один мастерский балл, что в сумме с баллами за восхождение даст пять.

В рамках технического класса «в низких горах» маршрутов шестой категории нет или мало, восхождения одно-двух дневные. Пример такого района – Ак-Кая. Обычно команды из двух человек. В рамках чемпионата спокойно можно сходить три маршрута 5Б категории сложности в двойке или один 5Б и один 6А (если он есть и если он будет свободен). Какой вариант выбрать зависит от того, сколько маршрутов принимается к зачету. Идея в том, чтобы за один чемпионат заработать 5 баллов. Пусть к зачету принимают всего две горы. Тогда вполне реально заработать пять мастерских баллов. Один балл за маршрут 5Б, два балла за маршрут 6А и плюс один балл к каждому маршруту за восхождение в двойке. Если чемпионат проходит зимой, то можно ограничиться двумя 5Б в двойке. На чемпионатах «в низких горах» оценить баллы за место проблематично, поскольку обычно выигрывают маршруты, которые пройдены быстро. Сложность часто становится вторичным фактором. Поэтому в данной ситуации спортсменам, которые еще только начали свою спортивную жизнь после КСМ не стоит торопиться на восхождениях, пытаясь заработать баллы за место, лучше сконцентрироваться на прохождении красивых и интересных линий.

Участвуя в очных чемпионатах нужно помнить следующее:
-При наборе мастерских баллов на очных чемпионатах не стоит ориентироваться на место в соревнованиях. Стоит рассчитывать на баллы за восхождения.
-Если к зачету на очном чемпионате России в техническом классе идут две горы, то пять обязательных баллов можно набрать двумя восхождениями 5Б – 6А категории трудности, пройденными в двойке.
-Если к зачету в на очном чемпионате России в техническом классе идет одно восхождение – скорее всего придется ехать еще раз для набора баллов. Возможно этот чемпионат стоит пропустить и сходить маршрут на заочный класс.
-Если к зачету на очном чемпионате России принимаются все восхождения – ехать обязательно. И выбирать стратегию восхождения большего количества относительно простых маршрутов в двойке.

3.Баллы на заочных классах
Для меня восхождения в рамках заочного класса – это всегда удовольствие и возможность для роста. Можно поехать на красивую стену сильной командой и без спешки сходить достойный маршрут. Линию и район выбираете вы сами, время и график восхождения тоже ваш. Просто надо заранее подать заявку, а после восхождения написать отчет.

Мастерские баллы на заочных классах можно заработать на чемпионатах России, Москвы, Санкт-Петербурга или федерального округа. В чемпионатах России участвовать могут все. В чемпионатах Москвы, Санкт-Петербурга и федеральных округов могут быть ограничения к участникам. Например, в чемпионате Питера могут участвовать только спортсмены, состоящие в федерации альпинизма Санкт-Петербурга. Эта ситуация определяется положениями о соревнованиях и индивидуальна для каждого случая. Если вы не из Питера или Москвы, тогда вам стоит мониторить положения о чемпионатах как этих городов, так и федеральных округов России на предмет возможности участия, поскольку это дополнительная возможность набрать баллы в течение календарного года. Да и обычно на соревнованиях этого уровня конкуренция ниже, чем на России, поэтому можно и в призы попасть.

Заочные чемпионаты России проводятся на данный момент в следующих классах:
-Высотный
-Ледово-снежный
-Высотно-технический

Рассмотрим пригодность каждого из классов с точки зрения набора мастерских баллов для молодого КМС.

3.1.Высотный класс
Высотный гласс – это восхождения выше 6000 метров. Восхождения могут совершаться в любой точке земного шара с начала года по ноябрь. Состав команды от двух до шести человек. Основная идея класса – выявить сильнейшее восхождение года в высоких горах. Класс интересен тем, что в нем относительно низкая конкуренция. Достаточно небольшое количество участников и немного маршрутов шестой категории сложности. С другой стороны, высотные восхождения – это отдельная история. Достаточно трудная и затратная по времени и деньгам. Для того, чтобы получить баллы за восхождение, надо идти на маршрут не ниже 5Б. А для высотного восхождения это уже серьезные маршруты. Участие малого количества команд срежет баллы за место. Поэтому, с точки зрения набора мастерских баллов, высотный класс не самый лучший вариант. Вы потратите много времени и денег, чтобы сходить всего одну гору. И это если все сложится. Конечно, эта гора навсегда запомнится и будет получен неоценимый опыт. Но если ваша цель – прямое движение к мастеру спорта, участвуйте в высотном классе только если это не отменит вашего участия в других классах. Ну или вы сильный спортсмен и можете претендовать на высокое место в чемпионате.

3.2.Ледово-снежный класс
Восхождения в ледово-снежном классе можно совершать с января по конец апреля в любых горных районах. Я считаю, что это отличный класс для участия. Маршруты 5Б категории могут войти в призы, особенное в случае первопрохождения. Правда, в последние годы очный технический класс проводится зимой, что увеличивает количество маршрутов на судействе ледово-снежного класса. Участники технического класса подают свои разминочные или схоженные после чемпионата маршруты на ледово-снежный. Естественно, конкуренция растет. В любом случае, зимой вполне реально сходить 5Б в двойке и подать его на ледово-снежный класс. Вне зависимости от места это принесет 3 мастерских балла за восхождение. Если сходить 6А, но большей командой, то все равно получается 3 балла за восхождение. И скорее всего хотя бы один балл за место, но будет. Итого 4 балла за одно участие набрать вполне реально. Плюс к этому, восхождения зимой – это отличная школа альпинизма. Так что класс действительно заслуживает внимания.

3.3.Высотно-технический класс
Это, пожалуй, самый популярный класс чемпионата России. Восхождения могут быть совершены в любых горных районах, кроме Крымских и Уральских гор. Именно на этот класс подаются самые сильные восхождения. Но если посмотреть результаты последних трех лет, то увидим, что восхождения 5Б категории трудности попадают в десятку. То есть при восхождении по маршруту 5Б категории сложности в рамках высотно-технического класса, хоть один балл за место, но можно получить. Понятно, что восхождения 6А вполне могут оказаться в первой пятерке, а восхождения 6Б гарантированно будут в призах, если судить по трем последним годам
Для выполнения требований на получение мастера спорта необходимо сходить 6Б. И этот маршрут логично сходить в рамках высотно-технического класса чемпионата России.
Давайте прикинем возможные баллы за восхождения в высотно-техническом классе чемпионата России, баллы за место возьмем по примерному минимуму:
Маршрут 5Б - 1 балл + 1 балл за место (девятое место) = 2 балла
Маршрут 6А – 2 балла + 3 балла за место (шестое место) = 5 баллов
Маршрут 6Б – 3 балла + 6 баллов за место (третье место) = 9 баллов

4.Стратегия набора баллов
При определении стратегии, я взял в расчет человека, у которого помимо альпинизма есть и другая мирская жизнь, поэтому количество времени на поездки в горы лимитировано. Предположим, что за эти четыре года будет возможность пять раз съездить в горы. В моем понимании, для среднего альпиниста, который нацелен двигаться вверх как по уровню восхождений, так и по разрядной сетке, совершить пять выездов за четыре года вполне реально.

Давайте теперь соотнесём потенциальные баллы с установленным графиком поездок в горы. При этом я постараюсь отразить постепенный рост уровня восхождений и считать баллы по минимуму. За три поездки летом и две поездки зимой можно набрать примерно следующий набор баллов:

Первый год – 1 выезд
Участие в очном техническом классе чемпионата России
Одно восхождение 5Б в двойке – 1 балл за восхождение + 1 балл за двойку = 2 балла
Предположим, что к зачету принималась только одна гора, чемпионат был летний, стали последними и баллов за место нет совсем.
Восхождение 5Б – 1 балл за восхождение и один балл за двойку = 2 балла
Итого за год - 4 балла

Второй год – 2 выезда
Зимний выезд в рамках ледово-снежного класса чемпионата России
Восхождение 5Б – 1 балл за восхождение + 1 балл за зиму + 1 балл за девятое место = 3 балла
Участие в очном техническом классе чемпионата России. Две горы в зачет.
Восхождения 5Б - 1 балл за восхождение
Восхождение 6А – 2 балла за восхождение
Занято седьмое место – 2 балла
Итого – 5 баллов
Маршрут, схоженный при акклиматизации перед очным техническим классом или в рамках технического класса, но не принятый к зачету. Подан отчет на высотно-технический класс чемпионата России. Занято место ниже девятого.
Восхождение 5Б – 1 балл за восхождение
Итого за год - 9 баллов

Третий год - 2 выезда

Зимний выезд в рамках ледово-снежного класса
Восхождение 5Б - 1 балл за восхождение + 1 балл за зиму + 1 балл за девятое место = 3 балла
Летний выезд в рамках высотно-технического класса
Восхождение 6Б – 3 балла за восхождение + 6 баллов за четвертое место = 9 баллов
Итого за год - 12

Четвертый год
По итогу за предыдущие три года набрано 25 баллов в рамках 5 выездов в горы. Четвертый год остается как резервный.

Примерно так может выглядеть план плавного набора баллов с постепенным увеличением сложности маршрутов. По факту, если вы адекватный спортсмен в нормальной физической форме, то маршруты будут сложнее, а места выше. Понятно, что всегда есть факторы конкуренции, погоды и случайности, но если посмотреть протоколы соревнований за последние три года, то на данный план вполне можно ориентироваться. Также я не учитывал участие в чемпионатах Москвы, Санкт-Петербурга и федеральных округов, за которые также можно получать баллы. Если у вас есть возможность участвовать в этих чемпионатах (вы являетесь членом федераций альпинизма этих субъектов или федеральных округов, или правила чемпионата позволяют участие сторонних спортсменов), то обязательно подавайте ваши маршруты от 5Б категории, которые не пошли в зачет ни в одном из классов чемпионата России. Это ускорит набор баллов.

5.Скальный класс

Как я писал выше, можно получить мастера спорта на скальном классе чемпионата России по альпинизму. Там МС дают за первые места при условии участия достаточного количества спортсменов уровня КМС и МС. Проблема только в том, что конкуренция там достаточно серьезная. И в скальном классе обычно все решает скорость. А показать высокую скорость восхождений при соблюдении должного уровня безопасности могут только действительно сильные спортсмены. Так что получить мастера спорта по быстрому достаточно сложно. И мастер спорта по классическому альпинизму для меня – это человек у которого вне зависимости от занятых мест на соревнованиях в книжке альпиниста полно цифр «6». Поэтому я бы рекомендовал молодым КМС потратить отпуск и деньги не на участие в скальном классе, а на прохождение какой-нибудь хорошей горы в рамках чемпионата Санкт-Петербурга, Москвы, федерального округа или России.

6.Заключение
В данной статье я привел свой взгляд на то, как можно выстроить стратегию набора баллов для роста от КМС до МС. Я нигде не встречал подобной информации, поэтому надеюсь что она будет полезна молодым КМС. В этой статье наглядно показано, что за три года вполне реально выйти на новый уровень в любимом деле. И какую бы стратегию вы не выбрали, главное ходите на маршруты, которые вам по силам. Не гонитесь за баллами и местами. Четыре года - это достаточный срок, чтобы набрать опыт восхождений, который по итогу сконвертируется в 25 мастерских баллов. Альпинизм - это в первую очередь красота природы, дружба, взаимопомощь и реалистичная оценка ситуации. Ходите красиво, надежно, безопасно и в удовольствие, а все написанное выше это всего лишь ориентир, который может вам подойти, а может быть попросту не нужен. Мастер спорта по альпинизму – это не сама цель, это неизбежная награда за хорошие и красивые восхождения. Просто иногда систематизация ваших восхождений приближает эту неизбежную награду.

Спасибо, что дочитали до конца. Буду рад замечаниям и комментариям.

Я даже до половины не дочитал. Я фигею просто. Неужели и сейчас бляшка на грудь кому-то настолько важна? Имейте какой-нибудь несчастный 1 бумажный разряд, и сходите Свириденко на Хан, или просто(!?) зимой туда же по классике, и положите эти воспоминания себе на тумбочку. И забейте на любые мнения чужих Вам людей! Наслаждайтесь горами, а не признанием окружающих!

Скучно отвечать... уровень... =)) Понятно же, что актуальные вопросы сильных молодых спортсменов для вас не актуальны, даже если когда-то были.

Не удержался, добавлю. Давно, когда я еще был в деле, друзья пригласили меня на сборы, внештатно, присмотреть за молодыми инструкторами, чтоб не начворили глупостей. Среди прочих, в штате был доктор, с которым я много лет ходил до того. В команду его брали всегда, независимо от "гамбургского счета" и прочих штучек. Он, в отличие от меня, диагност был от бога, и доктор был практикующий. Так вот: на базе, на камень, возле своей палатки он в первый же день положил ксиву МС, завернутую в полиэтилен. Ну, чтоб весь состав сборов знал, что он не только врач, но огого! А как, и благодаря кому, он, который с жумара не слезал никогда, стал МС, история умалчивает. С тех пор он для меня умер. Чего никому не желаю.

Про Эльбрус - было. Про Ленина было. Стратегия закрытия МС - есть. Дальше, видимо, нас ждут статьи "Как сходить первопроход на Талай-Сагар и получить Золотой Ледоруб бесплатно и без СМС."

Игрищи времен ссср. Увы все уже в прошлом!! Ходите просто в Горы!

"Как стало понятно после, во многом это была заслуга моего тренера. В ее голове был четкий план моего движения вперед. Почти всю работу по планированию моего роста сделали за меня. Но так бывает не у всех. Эта статья может помочь именно тем людям, которые не понимают, как спланировать свою жизнь, чтобы получить заветный МС, и рядом с ними нет людей, которые смогли бы показать направление движения." - Профессиональные тренеры, многолетние планы. Это просто космос...

Спасибо! Хорошее изложение. Думаю, кому-то точно будет полезно.
Я вот только не могу понять: баллы за к.с. и за место точно всегда суммируются? Суммируются ли они на заочных чемпионатах?

Суммируются. Это видно в итоговых протоколах. Но не во всех =) Я не знаю почему, но иногда ФАР пишет баллы только за место, иногда в сумме с баллами за восхождения. Но по факту считаются и те, и другие.

Толково расписал. Мне кажется чтобы не писали "не нужны бумажки, не надо званий, ходите только красивые горы, прочь игры, злое наследие" найдутся ребята, которые захотят набрать баллы и получить "проклятый" знак МС. Ну есть эти люди. В любом виде спорта существует тактика соревнований, во всех видах это есть. И дело не в званиях (ЧМ,ЧЕ, ОИ), а в полученных баллах и в сумме призовых, зависящих от набранных баллов в какой группе ты будешь стартовать. Да альпинизм не спорт об этом писалось тысячу раз. Но если в России это спорт, то есть и люди (много или мало), которым это нужно. Осудите их , если считаете верным, но это не даст ничего.

Ребята! Ходите красивые горы, интересные маршруты, меньше щелкайте по счетам и все у вас будет. Удачи Вам, красивых гор и верных друзей.

Вам сейчас напишут "ага, конечно, сам МСМК, а нам вешает..."

"Кому-то" точно будет полезно. И в мое время, чего греха таить, людей, озабоченных внешними признаками самодостаточности, было даже поболее, чем сейчас. Одной из главных своих задач присутствия на сайте (кроме, конечно, личной развлекухи) -уменьшить количество таких людей. Наивное, во многом, желание. Но, хотелось бы.

В каждом возрасте свои игры. Это нормально.
Но чего нельзя отнять от соревнований, это обучение быстроте работы на маршруте.
Нигде этому как на соревнованиях не научишься. После этого на горы по другому ходишь.
И чего плохого в маленьких ступенях- мс, снежный барс, золотой ледоруб. Ну потом и и душе можно подумать
Могу пожелать только удачи в этом

Да бросьте, Марат! Школу выиграл, быстрее ходить не стал. Очко не железное.

пусть другие выскажутся

В период новейшей истории нашего альпинизма заметил прелюбопытную вещь: часть старперов (употреблю сознательно это иронично-грубовватое выражение, хотя и сам нахожусь практически в данной возрастной категории) не раз уже заявляли о никчемечности "бляшек", "бездумной погоне за медальками", "ничего не стоящими цацками".

Можно было бы понять, что люди осознали, что они сами потратили жизнь впустую, на ерунду, если бы они не разглагольствовали с таким высокомерием и презрением о бляшках и цацках. За которыми сами в свое время вожделели и убивались ойёёй как.
А, вишь ты, прозрели..

Правда, при этом, все свои титлы, цацки и звания они при случае упоминают подробно, хранят бережно и ни от чего не отказывыаются.
И иногда мне в голову приходила такая мысль, что они специально устраивают всё так, так об этом говорят, чтоб создавалась мнение - "Вот в наше время были МАСТЕРА, ЧЕМПИОНАТЫ, а нынче подмастерье какое-то". И все эти чемпионаты страны из 6-7 команд (а у женщин так и вообще из трех), с комментариями "Да давайте дадим им мастеров - жалко что ли?!", делались специально - их же можно, если что, аннулировать одним протестом в Минспорт.

Поэтому, ребята, не обращайте внимания на такие "прозрения" - участвуйте в чемпионатах, честно боритесь за места и звания.
Это нормально.
Это мастерская школа.
Это лучше, чем волноваться на скамейках для зрителей и болельщиков.

Ваше время, когда вы станете снисходительно курлыкать про "ненужные цацки", еще далеко :-/

Даже отвечать скучно. Уровень...

Неоднократно сталкивался с тем, что люди орали и вопили "мы хотим просто ходить в горы", и ходили, нарушая правила и вопреки советам, положив болт на своих инструкторов. Но в конце сезона все эти индивиды брали коньяк и шли с альпкнижками клянчить разряды и записи.
К чему я-очень легко обьявить абсолютно любые достижения и ценности фигней. Ваши в том числе. Любые. Система ценностей у всех разная. Молодежи нужен стимул-вот он. Тем кто сознательно его девальвирует, хочется задать вопрос - зачем?

Подменяте понятия. Возможно неосознанно. "Молодежи нужен стимул-вот он". Именно о "вот он" и речь. Может не "вот", и, даже не "он"? Вопрос дискуссионный... А системы ценностей, действительно, у всех разные. И объявить любую из них фигней просто. Для меня-все очевидно, поэтому и вижу свое предназначение присутствия на сайте в агитации за свою точку зрения. Не согласны? Нормально, давайте поспорим!

Абсолютно с Вами согласен. Как старший тренер клуба сталкиваюсь и по сей день с подобным явлением "запишите мне восхождения и поставьте печать, помогите оформить разряд". Задаешь вопрос "Зачем тебе это нужно. Ты ведь ходишь для себя" вразумительного ответа не получил . Всегда один " а что трудно поставить".

Алексей, спасибо. Четко, структурировано, аргументировано. Для спортсменов, равно как и для претендентов на всякие официальные работы в аутдоре, предполагающих наличие "окончательных бумажек", считаю зело полезным. По поводу этико-философской компоненты- тезис о том, что "общество, в котором нет цветовой дифференциации штанов, лишено цели (с) не нов, ИМХО, решается индивидом в ту или иную сторону на разных этапах взросления с учетом особенностей личной метафизики.

Ну, наконец! Спасибо Валерий. Очень приятно получить в Вашем лице достойного оппонента! (серьезно, без дураков). Очень хотелось бы всегда иметь человека (людей), способных высказывать отличную от моей точку зрения, корректно, доказательно, без оскорбительных пассажей. Как в Вашем комментарии. Рад знакомству! Надеюсь, еще поспорим на разные темы!

Василий, здравствуйте. Искренне надеюсь на продолжение общения с Вами, естетственно, читаю Ваши коммментарии к различным статьям на РИСКе, мне верится, что мы - одной крови). Моя личка konovalenko.lg@gmail.com С уважением, В.

Вопрос к знатокам, возможно ли не имея жетона, получить мастера (жетон, как минимум 50% желающих расти до мастера ликвидирует)?

Если вы успели сходить свою первую шестерку до 2006 года (не помню точно, 2006 или 2009), то да.
Сейчас по общим требованиям, без нарушения правил, это невозможно, так как нет возможности ходить на шестерки, а одно из требований - 6Б.
Можно это сделать в склаьном классе - см статью Алексея (так же как и в ледолазании, и в скайраннинге. Сейчас это тоже дисциплины альпинизма).
Но в этом году первый раз на очном чемпионате разрешили участие без жетона. Пока это однократное решение Правление ФАР, но если это станет практикой - то МС без жетона будет возможен.

Подскажи все-таки, если человек сходил 5Б в двойке, и она заняла на 5 место на заочном Чемпионате Москвы, на МС будет 1 б. за 5 место или 3 б. за 5 место, за 5Б и за "в двойке"?

Чисто технически есть возможность записать в книжку 6А, сходив 5Б при спасработах.

Выдержка и правил проведения альпмероприятий:
Маршруты, пройденные полностью или частично участниками спасательного отряда во время спасательных работ, могут быть засчитаны старшим тренером АМ по представлению руководителя спасательных работ:
при совершении восхождения на вершину - на полукатегорию выше классифицированного маршрута, но не выше 6А категории сложности;
при частичном прохождении маршрута - в пределах утвержденной категории сложности полного маршрута

Вопрос можно ли после записанной, а не реально схоженной 6А выйти другую 6А на 6Б.
Желаю, чтобы у вас такой ситуации не возникало.

Ранее восхождение совершенное при проведении спасательных работ в зачет выполнения норм не принималось.

про спасы, чтобы получить первую 6А - это один вариант, его я знаю (на 6Б - жетон не нужен, только наличие 6А, на первую 6А - нужен жетон, далее нет). Вопрос возможно ли первопроход на 5Б, который в итоге получился 6А, или его тогда зачтут как 5Б?

Лех, а ты за последние лет 10 такой случай знаешь?

deleted

Возможно. Есть такой опыт у нас в республике. Шерстнев(МС), Колесов(МС) и Шелковников 1р. лет 10 назад сходили первопроход в Тибете 6Б в рамках ЧР. За то что нарушили правила(1р на 6Б) заняли 4 место. маршрут классифицирован как 6Б.

«Презираем мы злато, его не имея». Вот так же «голь перекатная» обзывает «цацкой-побрякушкой» значок «МС». Но, не всё так просто.

До 1980 г, последней ступенью квалификационного роста горопроходимцев – МС – был опыт руководства двумя походами 5-й к.сл. Это было честно: квалификация = соискатель + опыт.

В 1981-м году была совершена подлость – соискателю звания МС стали засчитывать опыт руководства только призовыми походами в рамках чемпионата СССР (уже не помню детали-места-баллы). В результате, в 1981-м, количество погибших в горных походах УДВОИЛОСЬ!

Тем не менее, с 1981-го года вышеупомянутая подлость стала обязательным требованием. Ибо, она стала одним из средств, коими (толерантно говоря) "некоторые" обеспечивают себе права «начальников». Естественно, возникло отторжение, типа: «А не пошли бы вы … . Мне на работе хватает начальников».

Такое же отторжение есть и в среде горовосходителей. Там, как видно по обсуждаемому посту, уже требуются "юристы" для планирования-сопровождения "бегов за баллами".