Большие новости Маааленького Алая (новые и неизвестные старые перевалы Кичик-Алая)

Пишет entv, 14.02.2017 21:54

Большие новости Маааленького Алая (новые и неизвестные старые перевалы Кичик-Алая, Горный туризм)
Каньон Ходжакелен, фото группы Ганаховского

За последнее время появилось 3 весьма интересных отчета с первопроходами по этому району. Район активно используется последние 20 лет, однако туристы до сих пор находят в нем непройденные перевалы.
Самый свежий из этих трех отчетов – о походе группы С.А.Ганаховского (турклуб МГТУ) 2016 года. Группа поставила себе благородную задачу – увековечить память о погибших в горах друзьях. И сделала 3 первопрохождения. Они планировали и четвертое, но, выйдя на седловину, нашли тур с запиской группы питерцев 1982 года о втором прохождении этого перевала. В ней было указано, что первое прохождение совершила смешанная питерско-новосибирская группа в 1975 году. Об этих походах никакой информации не было. Хотелось бы уточнить, что выбранная седловина перевала Андрея Зайцева оказалась камнепадоопасной с юга. Однако вторая, еще не пройденная седловина того же перевала, предположительно, должна оказаться существенно безопасней. Отчет находится на Tlib.
Появился и отчет группы из Киева под руководством О.З.Янчевского о походе по Кичик-Алаю и Заалаю в 2015 году. В малохоженной восточной части Кичик-Алая группа сделала первопрохождение перевала Трон Туюксу (2А). Отчет уже появился на сайте турклуба МАИ и на Tlib.
Кстати, именно группа О.З.Янчевского в 2001 году радиально поднялась с северной стороны на еще один перевал в главном хребте Кичик-Алая и назвала его Турпачаты. Но информации о сквозном прохождении этого перевала у нас не было. И тут мы плавно переходим к еще одному отчету. Недавно специально засланный в Бишкек секретный агент Юра нашел, отсканировал и прислал отчет А.П.Хилинина 1986 года по Кичик-Алаю о походе с прохождением 4 перевалов, по которым у нас не было описаний (Кумтор Зап. (он и есть Турпачаты), Джолджилга, ВМФ и Карабулак). Но, к сожалению, отчет очень краткий и после долгого обсуждения мы с главным специалистом по этому району - Андреем Лебедевым пришли к выводу, что информации по этим перевалам недостаточно, чтобы внести их в классификатор. Однако даже только информация об их существовании тоже может оказаться кому-нибудь полезной. А мы пока пытаемся найти кого-нибудь из этой группы и добыть у них еще материалы об этом походе. А до этого эти 4 перевала будут в списке неподтвержденных. Еще один упомянутый в этом отчете перевал – Спартак Ложный – оказался известен под названием Неприметный. А поскольку настоящий перевал Спартак находится весьма далеко от него и перепутать их довольно сложно, введение второго названия для Неприметного приведет к путанице, поэтому от него пришлось отказаться. Отчет находится на Tlib.