На коньках по Ладоге

Пишет Тимур Каримов, 17.02.2017 17:59

Идея покататься по Ладоге на коньках возникла не сама по себе, а в ходе подготовки к походу по льду Байкала. Интересовало, как на неровном льду в условиях длинных переходов ведут себя хоккейные коньки, так как с озерными возникли трудности: самоделка оказалась неудобной, а за готовые изделия пришлось бы отдать не слишком привлекательную сумму. Пара январских выездов на озеро Сестрорецкий Разлив только разожгли интерес к матчасти. Хотелось провести большой тест, например, на Ладожском озере. Мало того, что Ладога огромна, катай не хочу, ее скалистые острова и проливы в северной части очень красивы. Правда, в отличие от Байкала, Ладожское озеро — водоем довольно капризный, полностью оно замерзает крайне редко, зачастую на всю зиму остаются протяженные береговые участки вообще без припая. Плюс к этому, черный лед Ладоги — это свежий лед, снегопады быстро делают его достоянием исключительно лыжников, кайтеров и других любителей снега.
Но вот в конце января на глаза стали попадаться фотографии и отчеты туристов с Ладоги: озеро в шхерном районе встало, снега нет, можно идти на коньках. Назначили дату. Через знакомых нашелся человек, который накануне нашего запланированного выезда как раз был на озере и сообщил, что подходящего льда много. Значит, едем!
13-е февраля, наша небольшая группа на турбазе. Первый взгляд на проливы между островов оптимизма не внушает. Что это там, рядом с камышами?
Надеваем шильца-спасалки на шею, под куртки — спасжилеты. В гермомешках и герморюкзаке — запасные вещи на случай купания, спальники. Спрашиваем хозяйку базы, как лед. Говорит, что эта промоина здесь всегда, но от пирса идет натоптанная дорожка, которая выведет к другому берегу.
До конькового льда надо еще пройти по заснеженным проливам несколько километров. Неподалеку от базы над лунками медитируют рыбаки, по снегу бегут размашистые дорожки снегохода.
Пару слов о санках. В нашей группе из трех человек я нес герморюкзак, Игорь шел с глубокими санками на длинной (метров пять) веревке, зацепленной к портупее за карабин, а упряжь Артура была переделана из поясной сумки. К ремню последней мы пришили два D-образных кольца по бокам. Длина веревки составила 3 метра. На пешем переходе обе конструкции вели себя хорошо, но при беге на коньках относительно короткая веревка и близкое расположение ее к бокам конькобежца у второй конструкции способствовали тому, что периодически в веревке запутывались лыжные палки. Впрочем, не было бы на них лапок, проблемы бы наверняка тоже не было.
Вернемся к маршруту. До чистого льда было еще далеко, а отпечатанные на снегу следы закончились. Видимо, к открытой Ладоге рыбакам ходить неинтересно. Поначалу было сложно определить, насколько крепок лед, под ногами что-то потрескивало — оказалось, наст. Двигаясь на ближайший мыс, дошли до страшноватой на вид черной, слегка припорошенной области, как будто отлитой из крупнозернистого асфальта. Дело решил топор: лунка до воды в глубину около десяти сантиметров. Безопасно.
В итоге в первый день мы шли только пешком и около четырех часов по времени (12 км), ориентируясь по карте и пробуя по пути лед на прочность. Самый тонкий, у южных оконечностей островов, смотрящих в отрытую Ладогу, был примерно 4-5 сантиметров: уже не очень безопасная толщина. Прибрежные камни в это время года покрыты рельефными наледями. Порадовало, что зимой нет докучливых чаек. Но в целом места не вымершие: на снегу попадаются следы животных, в лесу свистит ранняя синица.
Закончили маршрут затемно. После захода солнца еще примерно два часа небо светится, так что очертания берегов и состояние льда более-менее различимы. Луна в ту ночь взошла поздно, когда мы уже легли спать, зато весь вечер радовали яркие в прозрачном небе звезды.
Ночью удалось нормально выспаться. Мы с Артуром подложили под свои зимние спальники куртки и даже забыли, что за тентом палатки зима. А вот Игорь в своем спальнике подмерз, жалел, что не взял две пенки.
Утро подарило прекрасные виды.
Отправились через лес посмотреть на бухту Кочерга. Первоначальный план был заехать в нее, но к мысу подступала открытая вода, и мы решили не рисковать. Во время прогулки по берегу вместо треккинговых палок отлично пошли лыжные, особенно на скользких обледеневших камнях.
И вот сама небезызвестная бухта, чей силуэт на карте однозначно ассоциируется с кочергой. В этом месте она похожа на тихую речку средней полосы, а не на фьорд. Странно, ведь недалеко отметка на карте показывает 45 метров. Ту скалу мы еще увидим. А пока – небольшая прогулка по утренней Кочерге.
На коньках по Ладоге (Туризм, ладога, коньки, зимний туризм, карелия, ленинградская область)На коньках по Ладоге (Туризм, ладога, коньки, зимний туризм, карелия, ленинградская область)На коньках по Ладоге (Туризм, ладога, коньки, зимний туризм, карелия, ленинградская область)
Собрали лагерь, выезжаем из бухточки.
И тут мы совершили нашу единственную ошибку: плохо закрепили один из гермомешков. Вроде, думаем, не байдарка же, в пороги не суёмся, и так сойдет. Не сошло. Мешок выпал почти сразу же, на поле из вмерзших льдин.
Мы движемся назад на коньках по черному льду, наслаждаясь скоростью до 20 км/ч. Ночной западный ветер, завывавший между деревьев, сдул весь снег далеко в озеро. Но не везде можно двигаться быстро: на ломаных ледяных полях коньки цепляются за все, что под ногами.
А спасики мирно дремлют в санках. Хорошо иметь друзей-каякеров, дадут тебе и крутую Ордану, и заряженный Palm с пряжкой-самосбросом. Но в жилете жарко, а едем мы по уже знакомому маршруту. Учитывая, что в лунках вода за ночь замерзла, лед стал только крепче. Вряд ли провалимся, но на такой случай спасалки, веревки и два товарища всегда готовы. Знакомый, ходивший на Байкал, рассказал потом, что они даже репетировали спасработы на случай провала под лед. В принципе, идея интересная.
Хороший лед закончился, дальше надо идти пешком. Жаль. Хотелось пить, но запасы чая в термосах уже иссякли. Особо изможденный жаждой Игорь нашел выход: прорубил лунку во льду и напился прямо из нее. По чистоте ладожская вода не сильно уступает байкальской.
Вернувшись на базу, мы обнаружили, что упомянутой гермы не достает, но не особо расстроились: в такую прекрасную погоду грех не прокатиться еще раз. Но все же очередная десятикилометровая пешая часть и четырнадцатикилометровая – на коньках оказались хорошей проверкой на прочность. Вот Игорь лег на лед и отдыхает. При наведении фотоаппарата делает вид, что сидит.
В итоге гермомешок мы нашли, попрощались с Ладогой и хозяевами базы и уехали домой в Питер. Ниже представлены скриншоты трекера от стоянки до базы, отмечены коньковая и пешая часть.
Резюме
Дневные переходы в турах коммерческих фирм, водящих на коньках по Байкалу, делаются не более 20-30 км. Как рассказал потом знакомый, это оправданное расстояние: его легко преодолеть, и еще останутся силы, чтобы погулять по береговым скалам. Про Ладогу можно рекомендовать то же самое, или даже меньше, с учетом общего состояния льда и желательности проверять его толщину. Чисто физически преодолеть 35 км за день, не имея подобного опыта, нам было не очень просто.
Переодевать коньки на ботинки занимает у группы из трех человек минут пятнадцать, что, конечно, существенно дольше, чем снять озерные коньки с треккинговых ботинок в случае необходимости преодолеть торосное поле.
Санки хорошо цеплять на длинную веревку с одноточечным креплением. Напоясная сумка в качестве упряжи хороша тем, что ее фастекс можно использовать как самосброс: при провале под лед легко отстегнуть санки. Замена лапок лыжных палок (алюминиевых) на лыжероллерные также приветствуется. И, конечно, не стоит сбрасывать со счета, что зимний туризм — это весьма жаркий вид туризма, коль скоро речь идет об активном движении. Мы не особо заботились о сухости вещей, когда катались: мол, все равно скоро поедем домой, и периодически гнали на пределе. Но в зимней автономке, понятно, до состояния «хоть отжимай» доходить опасно.
Вообще, сложилось впечатление, что коньковые походы по Ладоге — недооцененный вид активности. Да, для коммерческих групп с заданными заранее датами бронирования он едва ли подходит из-за непредсказуемости состояния льда, но для вольных путешественников это отличный способ получить новые впечатления и полюбоваться природой шхер. Благо сейчас с развитием Интернета и социальных сетей всегда можно найти актуальную информацию о Ладоге.