Зимний поход по маршруту Большой Тхач - Агиге - Малый Бамбак (Кавказ)

Пишет sila_trakt, 03.03.2017 14:14

Зимний поход по маршруту Большой Тхач - Агиге - Малый Бамбак (Кавказ, Туризм)
Идея описываемого похода заключалась в следующем: пройти зимой довольно популярный и несложный для прохождения в летних условиях маршрут от пос. Новопрохладное Майкопского района Республики Адыгея до пос. Бурный Мостовского района Краснодарского края. В тёплое время года туристов здесь много, ходят и весной, и осенью; ориентировались мы на материалы группы, которая ходила по этому маршруту в ноябре. Мы выбрали для маршрута несколько более холодное время года - новогодние праздники '16-'17 гг. (28 декабря 2016 г. - 4 января 2017 г.).

Нитка пройденного маршрута выглядит следующим образом: пос. Новопрохладное - долина р. Сахрай - долина р. Малый Сахрай - поляна Фирсова - г. Большой Тхач - г. Малый Тхач - г. Асбестная - ск. Чёртовы Ворота - долина р. Додогачей - хребет Агиге - г. Агиге - долина р. Большая Мёртвая - ур. Перешеек - хр. Малый Бамбак - хр. Бугунжа - пос. Бурный. От нитки запланированного маршрута она отличается только спуском в долину р. Большая Мёртвая - изначально мы планировали пройти по хребту через г. Агиге и г. Сундуки. Длина маршрута составила 67 км, пройден за 6 дней. Самая высокая точка маршрута - г. Большой Тхач, 2368 м. Общий набор высоты по данным альтиметра составил более 3500 м. Почти весь маршрут прошли в снегоступах.
Схема маршрута. Кружками обозначены места стоянок.

28 декабря
Вылетели из Москвы в Краснодар, оттуда взяли машину до Майкопа. Стоимость машины - от 2000 до 3000 рублей, судя по всему, в зависимости от направления (из Майкопа - дешевле). В Майкопе поселились в гостинице "Сияние". Гостиниц в Майкопе не очень много, лучше бронировать места заранее.

29 декабря
В 11:00 в Майкопе взяли такси до пос. Новопрохладное Майкопского района. Стоимость - 1000 руб. Дорога до ст. Даховская хорошая, после съезда на дорогу на Новопрохладное - хуже, но вполне приемлема для любого легкового автомобиля. До Новопрохладного добрались к 12:30. Вышли из Новопрохладного по долине р. Сахрай в направлении поляны Кунак, возле которой у нас была запланирована ночёвка. Грунтовая дорога идёт по долине р. Сахрай, периодически пересекая её вброд. Близ Новопрохладного есть два подвесных пешеходных моста через неё, первый, ближайший к Новопрохладному - в удручающем состоянии. Идти по нему я не отважился, перешёл Сахрай вброд. Несколько бродов есть и выше по течению, там реку вброд пересекает грунтовая дорога, по которой ездят лесовозы. Река незамёрзшая, но ближе к Новопрохладному слишком глубокая, чтобы её можно было переходить в обуви, поэтому пару раз пришлось разуваться. Выше по долине река легко переходима вброд в обуви. До ур. Брилёво дорога была хорошо укатана лесовозами, однако идти по колеям неудобно - скользко. Встретили 4 гружёных лесовоза, направлявшихся нам навстречу. Близ ур. Брилёво, видимо, - небольшой временный посёлок лесорубов. Выше ур. Брилёво колеи есть, но не укатаны, идти гораздо удобнее, хотя снега становится больше. Приблизительно за 1 км до поворота в сторону поляны Кунак колеи заканчиваются, остаётся только тропа. Пришли к месту запланированному месту ночёвки в 18:00. Весь день было пасмурно, но тепло, температура, судя по всему, была чуть выше нуля. Снега не очень много, снегоступы в этот день не надевали. За день прошли 12 км.

Зимний поход по маршруту Большой Тхач - Агиге - Малый Бамбак (Кавказ, Туризм)
Река Сахрай близ Новопрохладного.

30 декабря
На следующий день вышли со стоянки близ поляны Кунак в 12:30 в направлении запланированной стоянки в районе г. Колокольня. Здесь уже дороги нет, только тропа, да и она была засыпана снегом. Некоторое время шли по следам животных, но вскоре они ушли в сторону, пришлось надеть снегоступы. Путь размечен очень хорошо - на деревьях висят красно-белые таблички. До поляны Фирсова тропа идёт, видимо, по старой грунтовой дороге, потерять путь здесь практически невозможно. После поляны Фирсова идёт только тропа, её потерять гораздо легче, особенно в сумерках; собственно говоря, именно в таких условиях мы там и шли, периодически теряя тропу и снова выходя на неё. При подъёме снега становится всё больше. Следов людей нет. К месту стоянки пришли в 19:00. Нашли место под стоянку на опушке леса. В этот день с утра погода была солнечная и тёплая, после обеда появились облака. Температура воздуха - около 0. Прошли 6 км. Из-за подъёма и довольно глубокого снега шли очень медленно.

Зимний поход по маршруту Большой Тхач - Агиге - Малый Бамбак (Кавказ, Туризм)
Подъём на массив Большой Тхач. Слева на дереве - метка тропы.

31 декабря
До этого утра всё в нашем походе было чудесно, а вот тут появились некоторые проблемы. Выяснилось, что я каким-то образом за вчерашний день использовал почти целый 230-граммовый баллон газа, на что мы никак не рассчитывали. То есть газ нужно было в дальнейшем экономить. Кроме того, с утра было существенно холоднее, чем в предыдущий день, и газ горел очень плохо. Если возле поляны Кунак на берегу Малого Сахрая можно было набрать воды из реки, то здесь приходилось топить снег, что ещё более замедляло процесс приготовления еды. Впрочем, всё взвесив и рассчитав, мы решили, что критичного пока ничего не произошло, и можно двигаться дальше. Вышли со стоянки в 11:30. Выше этого места леса уже практически нет, соответственно, разметки тропы тоже; шли по GPS-трэку. После подъёма на гребень массива Большой Тхач мы сняли снегоступы, т.к. на гребне его мало, а в некоторых местах нет совсем, судя по всему, из-за ветра. Но это только на гребне - на траверсах снега довольно много. В долину Большого Сахрая массив обрывается крутым уступом куэсты - проходя по гребню, нужно быть осторожным, особенно в ветреную погоду; но у нас было тихо. Без проблем поднялись на гору Большой Тхач. Спуск с неё по траверсу довольно сложен, по крайней мере, зимой - довольно крутой склон и рыхлый снег обеспечивают плохое сцепление с поверхностью, из-за чего мы часто падали и соскальзывали вниз по склону. В общем, место не очень приятное. Зато после выхода на гребень небольшого отрога под г. Большой Тхач идти снова легко. Дошли до запланированной стоянки под массивом Малый Тхач в 19:30. Разбили лагерь на дне долины ключа на насте. В ключе есть вода. Погода: до обеда - ясно, затем - переменная облачность; температура воздуха ниже нуля, хотя на солнце очень тепло. Длина маршрута: 8 км. Много времени потратили на подъём на гребень и особенно - на спуск с Большого Тхача.

Зимний поход по маршруту Большой Тхач - Агиге - Малый Бамбак (Кавказ, Туризм)
Северный склон массива Большой Тхач.
Склон юго-западной экспозиции массива Большой Тхач.

01 января
Вышли со стоянки под горой Малый Тхач после 10 утра. Практически весь путь (за исключением коротких участков) до следующей стоянки в долине р. Шиша идёт по траверсам, некоторые из которых проходить физически довольно тяжело. Спасают следы животных, по которым идти намного проще, чем по чистому снегу. Снегоступы в этот день не снимали, за исключением небольшого свободного от снега участка под перевалом Чёртовы Ворота. Несмотря на то, что, как и два предыдущих дня, погода стояла ясная и солнечная, в этот день появился западный ветер, на гребне - довольно сильный, стало холоднее. В поисках хорошего места для стоянки в долине р. Шиша прошли немного дальше по тропе и около 18:00 встали на пологом склоне долины. С этой стоянкой у меня связаны не самые приятные воспоминания - во-первых, ночёвка здесь оказалась самой холодной за весь поход, и под утро я немного замёрз; во-вторых, палатку я поставил не слишком удачно, и ночью съехал внутри неё; в-третьих, воды в жидком состоянии тут не было. С необходимостью тратить много времени на приготовление еды смирились.

Малый Тхач.
Большой Тхач.
Вид на Чёртовы Ворота с северо-запада.

02 января
Вышли со стоянки на реке Шиша в 11:30, намереваясь выйти на грунтовую дорогу на ур. Перешеек. Эта дорога идёт от пос. Бурный, поднимается до хр. Бугунжа, идёт по хр. Малый Бамбак до ур. Перешеек, где поворачивает на юг. До начала подъёма на хребет Агиге шли довольно быстро. Впрочем, и подъём, и траверс хребта дались сравнительно легко. Во второй половине дня мы добрались до г. Агиге, однако, перевалить на другую сторону хребта (по пути летней тропы) здесь не удалось - в зимних условиях перевал оказался труднопроходимым. С северной стороны перевала намело снежный карниз, из-за чего было даже сложно понять, как именно там проходит тропа. На противоположном конце перевала видели группу людей с палаткой (3 человека). Интересно было бы узнать, кто это был. В поисках прохода через г. Агиге потеряли довольно много времени, начало темнеть, да ещё и дул очень сильный ветер на горе. Принимаем решение не продолжать путь по траверсу в сторону г. Сундуки, а спуститься в долину р. Большая Мёртвая и переночевать там, чтобы на следующий день подняться на грунтовую дорогу. Спуск в долину не из простых - пару раз пришлось проходить замёрзшие водопады. Спустившись в долину р. Большая Мёртвая, дошли к 19:00 до устья ближайшего к грунтовой дороге водотока, где и заночевали. Вода в р. Большая Мёртвая есть. Весь день было ветрено и малооблачно. За день прошли 9 км.

Зимний поход по маршруту Большой Тхач - Агиге - Малый Бамбак (Кавказ, Туризм)
Вид на Чёртовы Ворота с юга.
Склон южной экспозиции хребта Агиге.
г. Агиге

03 января
Вышли со стоянки на р. Большая Мёртвая в 11:00. Ставим себе цель выйти на грунтовую дорогу и пройти по ней как можно дальше, в идеале - до пос. Бурный. Были сомнения насчёт того, что представляет собой зимой дорога от Бурного до хр. Малый Бамбак - летом это нормальная грунтовка, а вот зимой?.. Но для начала нужно выбраться на грунтовую дорогу, для чего было необходимо подняться по небольшому гребню с довольно крутыми склонами и скалами-останцами. Тропы там, конечно же, никакой нет. Это удалось сделать за 2,5 часа. Как только мы вышли на грунтовую дорогу, навстречу нам, как призраки, появились 4 человека на 2 снегоходах, направляющиеся из Бурного. Кто это был, и куда они ехали - мы не знаем, останавливаться они не стали, только помахали нам. Эта встреча нас очень обрадовала, т.к. это означало, что дорога далее будет более-менее укатанной. Так оно и оказалось, что позволило нам сильно увеличить темп. На спуске с хр. Малый Бамбак обнаружили "Урал", на котором, судя по всему, приехали люди со снегоходами. Здесь же начинаются колеи от автомобилей, дорога довольно хорошая, укатанная, хотя местами скользкая. Снимаем снегоступы. Идём быстро; в 21:30 были в пос. Бурный. Уезжаем в Майкоп (стоимость машины 2000 руб.). Погода в этот день была такая же, как и в предыдущий: ясно, температура воздуха ниже нуля, на хребте - сильный ветер. В этот день прошли 24 км.

г. Сундуки

После двух дней отдыха в Майкопе мы уехали в Москву.

Общие замечания по маршруту
Нам повезло - этой зимой на Кавказе снега было мало. Кроме того, всё удачно сложилось с точки зрения погодных условий: перед нашим походом снегопадов не было довольно долгое время, а в течение похода в горах температура воздуха практически не поднималась выше нуля. Всё это определило два фактора, сильно облегчивших прохождение маршрута:
а) низкая лавинная опасность (фактически, почти полное её отсутствие на многих участках);
б) небольшая глубина снежного покрова на гребнях, наветренных участках и склонах экспозиции южных румбов.
Вполне возможно, что в иных погодных условиях прохождение маршрута сделалось бы весьма сложным и опасным. Район считается довольно лавиноопасным, известны случаи схода лавин, в том числе, с жертвами.
Наиболее сложными и опасными участками маршрута, на мой взгляд, являются спуск с г. Большой Тхач и обход г. Агиге. Спуск с Большого Тхача был лавиноопасен даже в тех условиях, в которых мы были там. Склон крутой, ветровой перенос определяет накопление снега под куэстой. Что касается г. Агиге, то мне вообще неясно, можно ли её пройти зимой без альпинистского снаряжения. Если у кого-то был такой опыт - поделитесь, интересно. Стоит, к тому же, отметить, что склоны г. Агиге довольно крутые, и на них лучше не оступаться. Кроме этих участков, следует отметить также следующие, которые, на мой взгляд, могут быть довольно лавиноопасными при большом количестве снега: траверс склона г. Малый Тхач, траверс склона г. Асбестная, некоторые участки на траверсе хребта Агиге.
Вариант, который был выбран нами для обхода г. Агиге считаю наиболее удачным в тех условиях, в которых мы оказались (вечерело, и нужно было искать тёплое и безопасное место для лагеря), однако, если бы у нас было больше времени, стоило бы попробовать спуститься по юго-восточному контрфорсу г. Агиге примерно до высоты 2100 м, а затем по траверсу идти в сторону г. Сундуки. А вот вариант подъёма из долины р. Большая Мёртвая мы выбрали не самый удачный - мы поднимались по левому борту долины водотока, стекающего с ур. Перешеек и впадающего в Большую Мёртвую, в то время как по правому борту идёт грунтовая дорога (видна на космических снимках).