Бивак-флай от Анапурны до Джомолунгмы

Пишет Andrey Mashak, 20.03.2017 07:38

По разным причинам я откладывал поездку в Непал, последние два года. Теперь в 2017-м был готов к знакомству с этой страной, застрявшей между Индией и Китаем. Изучая видео материалы на просторах интернета о полетах в Непале, а так же рельеф местных горных систем, мне все больше хотелось осуществить интересный маршрут в этой стране. Летный сезон с хорошей погодой в Непале, выпадает на февраль-март. Из разных стран приезжают пилоты, чтобы насладиться парапланерными полетами у подножья массива Анапурна. Место базирования парапланеристов и туристов, город Покхара. Отличный туристический городок, где множество отелей, ресторанов и магазинов на любой вкус.

Собираясь посетить новое летное место, зачастую нужен человек обладающий знаниями о местных особенностях погоды. Этим человеком для меня стал Евгений Орешкин. Талантливый пилот и инструктор. Отлетав под его началом неделю, я совершил хороший маршрут 90 км в южном направлении от Покхары до города Сиркот. Данный маршрут планировал еще в Питере, когда готовился к поездке.

И конечно смотря на конфигурацию горной цепи, задумал бивак-флай длинною в 300км от Анапурны до Эвереста.
Бивак-флай от Анапурны до Джомолунгмы (Воздух, непал, покхара, параплан, пилот, анапурна, эверест, катманду)

В силу того, что преобладающие ветра в Непале с западной составляющей, то маршрут возможен, только на Юго-Восток в одну сторону. Обратно вернуться не получиться из-за широких долин, которые против ветра не перемахнуть на параплане. Вечером 05.03.17 вернувшись с хорошего маршрута, решаю, что пока есть погода нужно лететь бивак. По прогнозу, летная погода на 7,8 и возможно 9-е марта. Маршрут проработан, снаряжение подготовлено!

Первый день. Утром 6-го марта, выписываюсь из гостиницы и еду на старт Саранкот. В Покхаре остаются друзья (Динара, Дима, Вероника, Женя), которые будут отслеживать мои перемещения через спутниковый трекер SPOT и смогут организовать спас работы, если понадобиться.
Стартую в 11:30 и набрав высоты 2000 метров, перехожу в сторону больших гор на Северо-восток.
Бивак-флай от Анапурны до Джомолунгмы (Воздух, непал, покхара, параплан, пилот, анапурна, эверест, катманду)
Вид с Саранкота на Дигидангу и Гринвол

Через 30 минут, уже под базой на высоте 3000 метров и двигаюсь на Юго-восток по маршруту. Первый пункт назначения, столица Непала, город Катманду. Перемахнув долину с речкой Мади Нади, проваливаюсь до 1800 метров и долго не могу найти поток для набора высоты, одни пузыри. Пол часа ковыряния у склона в термодинамике и вот он поток. Набираю высоту, достаточную для перехода на следующий хребет. По рации сообщаю ребятам о своих перемещениях каждые 5 км пути.
Бивак-флай от Анапурны до Джомолунгмы (Воздух, непал, покхара, параплан, пилот, анапурна, эверест, катманду)
Позади Покхара

Перевалив через долину Бесисахар, сворачиваю в южном направлении и упираюсь в долинный ветер. На высоте 2500 метров ощутимо сильный и разгоняется до 17км/ч. Поднявшить выше 3000 метров становиться приемлемым 10-11км/ч. Вариантов нет, так как слева облачность и нужно ее облететь по долине.
Бивак-флай от Анапурны до Джомолунгмы (Воздух, непал, покхара, параплан, пилот, анапурна, эверест, катманду)
Долина Бесисахар

Прихожу над населенным пунктом Гауду и в хорошем потоке набираю под базу 3100 метров. Теперь по прямой через 7км, первая точка ночевки с известным стартом под названием "Ветренный хребет". Времени всего 15:15 и погода в разгаре. Решаю продолжить полет и набрав под базу, лечу дальше в сторону Катманду.
Бивак-флай от Анапурны до Джомолунгмы (Воздух, непал, покхара, параплан, пилот, анапурна, эверест, катманду)
Скальный хребет юго-западной части горы Саласунго

Слева над заповедником Манаслу, медленно растут грозовые облака. Долины становятся все шире. Набираю по максимуму 3200 метров и делаю первый длинный переход в 10 км через долину, по которой протекает большая речка Бури Гандаки, берущая начало на склонах массива Манаслу. Река голубого цвета и напоминает мне полеты в Италии, рядом с Медуно.
Бивак-флай от Анапурны до Джомолунгмы (Воздух, непал, покхара, параплан, пилот, анапурна, эверест, катманду)
Слева в 30-ти км, виднеется красивый снежник Саласунго, находящийся на Непальско-Китайской границе. Еще пару наборов для перехода и успешно совершаю посадку у поселения Кинтанг.
Бивак-флай от Анапурны до Джомолунгмы (Воздух, непал, покхара, параплан, пилот, анапурна, эверест, катманду)
Снежные пики горы Саласунго
Бивак-флай от Анапурны до Джомолунгмы (Воздух, непал, покхара, параплан, пилот, анапурна, эверест, катманду)

По итогу дня пролетел 122км за 5:20 часов.

Место куда я приземлился, с травянистым покрытием на вершине хребта с парой домов. Устраивает и для ночевки и для завтрашнего старта на восток. Хотя запланированная точка посадки была в 2 км южнее по этому хребту, я решил стартовать именно здесь. Как оказалось на следующий день, лучше следовать своему разработанному маршруту и не импровизировать. Дороже выйдет. На посадке несколько местных жителей с любопытством рассматривали чудо, прилетевшее к ним с неба ;-)
Бивак-флай от Анапурны до Джомолунгмы (Воздух, непал, покхара, параплан, пилот, анапурна, эверест, катманду)Бивак-флай от Анапурны до Джомолунгмы (Воздух, непал, покхара, параплан, пилот, анапурна, эверест, катманду)Бивак-флай от Анапурны до Джомолунгмы (Воздух, непал, покхара, параплан, пилот, анапурна, эверест, катманду)
Английский не знают и общение только жестами. После того как я установил палатку и перекусил, пришел местный житель и предлагал ночлег, пришлось вежливо отказать, так как сворачивать в темноте свои вещи и топать в гости желания не было. Хотел отдохнуть и выспаться, а не выступать в роли клоуна пол ночи :-)

Второй день. 7-го марта, как всегда на биваке просыпаюсь рано. Солнце только показалось из-за гор, на земле и палатке иней. Новый спальник от компании Mont-Bell не подвел, отлично согревал всю ночь. Вчера сюда же прилетел иностранный пилот. Он сказал, что летит в Катманду, чтобы потом на самолете свалить домой в Европу. Экономит на дороге из Покхары в Катманду :-) Продуманный парень!
Утро коротаем вместе. Сходили к водопаду, заправились чистой водой и подготовив к полету снарягу, загораем на солнышке. Ждем погоду. Небо затягивает верховой облачностью, которая движется с Юго-запада, значит ветер по верхам как вчера и в полете будет попутный. Это радует! На севере большие горы открыты и красуется снежник Саласунго. Пока нет термички и греется восточный склон, с западного периодически поддувает ветер и мы по очереди бегаем на холмик повыше, смотрим ветер. По утру, неожиданно было встретить патруль Непальской полиции, который делал обход территории. Увидев меня, спросили на английском, из каких краев тут появился и есть ли со мной еще кто, получив ответ, пошли дальше. Хорошо пермит не проверяли)))
Бивак-флай от Анапурны до Джомолунгмы (Воздух, непал, покхара, параплан, пилот, анапурна, эверест, катманду)
В 11 часов начинает поддувать термический ветер из восточной долины. Птички крутят первые потоки и мы не спешно начинаем готовиться к старту. Я стартую первый в 12 часов. Потоки слабые и провалившись 100 метров ниже старта, лечу левее по отрогу ориентированному на юг. Через 5 минут полета при попытке обработать сильный термик скороподъемностью 4м/с, получаю мощную фронталку и в парашютировании приземляюсь на склон. Высоты мало и запасной парашют применять нет смысла. А вот постараться правильно выбрать дерево и место посадки, можно успеть. В критической ситуации мозг работает очень быстро и решения принимаются молниеносно.
Бивак-флай от Анапурны до Джомолунгмы (Воздух, непал, покхара, параплан, пилот, анапурна, эверест, катманду)
Параплан цепляется за дерево и приходиться изрядно помучаться, чтобы его снять. Через два часа лазания по деревьям, собираю снарягу в рюкзак и топаю вверх по склону на открытую поляну. Раскладываю параплан, провожу осмотр. Стропная система целая, а вот у параплана разрыв на правом ухе. Отремонтировав крыло, иду осмотреть место старта. Погода в самом разгаре и на небе активно растут облака. Обошел все полянки пригодные для старта, но к сожалению ветер в спину и стартовать нет возможности. Придется идти пешком наверх хребта и нужно успеть до темна. Переночевав, смогу утром выйти на точку старта, которую запланировал по маршруту. Место там отличное и ориентировано на ЮГ, Юго-восток и Юго-запад.

Подняться предстояло всего 200-300метров, но это кажется, что мало. Когда не знаешь дороги или ее вовсе нет, то пешая прогулка превращается в испытание. Не буду много рассказывать о том как заставлял себя не сдаваться и ползти вверх через кусты и деревья, когда заканчивалась тропа. Это было тяжело и местами страшно. С рюкзаком 25 кг за спиной через каменистые водопады, зачастую имея только направление на навигаторе и настрой на победу :-) Я убежден, что не каждому под силу после пережитого стресса, найти в себе силы и суметь пройти еще одно испытание, хотя такие люди есть и их не мало. Они меня вдохновляют!
Бивак-флай от Анапурны до Джомолунгмы (Воздух, непал, покхара, параплан, пилот, анапурна, эверест, катманду)
Бивак-флай от Анапурны до Джомолунгмы (Воздух, непал, покхара, параплан, пилот, анапурна, эверест, катманду)
Небольшие водопады с чистой водой

Уже точно и не припомню, но шел до вершины хребта, около 4-5 часов. Начинало смеркаться, когда вышел на основную тропу идущую по вершине хребта, решил дальше не топать и спать прям тут в лесу. Зверье у человеческих троп редко появляется, да и пастухи с собаками ниже по склону были. Очень вымотался и буквально валился с ног. К тому же стало холодать и меня знобило. Оперативно поставил палатку, обтерся влажными салфетками и переоделся в сухую одежду. Утеплился пуховками и штанами. В носки и в спальник, закинул химические грелки.
Бивак-флай от Анапурны до Джомолунгмы (Воздух, непал, покхара, параплан, пилот, анапурна, эверест, катманду)
Еда не лезла в мой изнеможенный организм. Выпил горячего чаю, но тут же стошнило. Видимо организм нечего кроме отдыха не желает. Решил не настаивать и пить только воду.
Ночью напрягся услышав вой шакала. Минут 10 кричал, где-то далеко в лесу. Я приготовил сигнальные ракеты, петарды и нож. Если подойдет то напугаю, подстрелю и зарежу :-)

Третий день. 8-го марта проснулся в 7 утра. Самочувствие не очень. Ноги и спина болят с непривычки, в Питере нет гор пригодных для занятия трекингом, так что готовился только на равнине. После ударной порции овсянки с грецкими орехами полегчало. Пока собирал рюкзак по тропе прошла семья с вязанками свежесрубленных веток. Тропа была натоптанная и отчетливо видна, так что теперь шлось комфортнее. Пару часов прогулки по красивым склонам и я на месте. Только вот вода совсем закончилась. Из-за нагрузок сильное обезвоживание. Пью литрами воду, но нечего не выходит из организма. Местные пастухи показали место на карте, где можно набрать воды. Времени 10 часов утра и до старта еще уйма времени, восстановил силы и сходил за водой по тропе около 200 метров от места старта. Ручей совсем пересох, но заводь с чистой водой наполнена до краев. Воду продезинфицировал препаратом Окси Сильвер. О нем я писал в одной из своих статей.
Бивак-флай от Анапурны до Джомолунгмы (Воздух, непал, покхара, параплан, пилот, анапурна, эверест, катманду)Бивак-флай от Анапурны до Джомолунгмы (Воздух, непал, покхара, параплан, пилот, анапурна, эверест, катманду)
В 11:30 часов надо мной начинают формироваться облака, а над Катманду растете гроза. Погода обещает быть сильной. Стартую в 12:30 часов и быстро набираю высоту 3400 метров под облако. База хорошая! Начинаю переход к следующему хребту. Дистанция между хребтами 12км, есть время осмотреться. Долины здесь существенно шире. На переходе ко мне присоединился небольшой орел и летел над парапланом, так что я его не видел. Видимо совсем обнаглев он пытался приземлиться на купол и ударился о верхнюю кромку. Заметив гостя, то кричал ему, то клевантами раскачивал купол, но орел упертый. И тут я подумал - Раз он так борзо меня атакует, может хочет предупредить о чем-то. Но на следующем наборе высоты он отстал. Замечу, что на маршруте очень мало орлов. В Индии их на порядок больше.
Прихожу на хребет тянущийся с запада на восток. Голые скалы ржавого цвета, очень похожие на груду металла, поросшего травой и деревьями. Потоки сильные и рваные. Штырит, блин! Активно пилотирую крыло, не допуская сложений. Нахожу термик и сдуваюсь с ним в нужную сторону, через небольшое ущелье к отрогу горного массива Лангтанг.
Бивак-флай от Анапурны до Джомолунгмы (Воздух, непал, покхара, параплан, пилот, анапурна, эверест, катманду)
На старте жду погоду
Бивак-флай от Анапурны до Джомолунгмы (Воздух, непал, покхара, параплан, пилот, анапурна, эверест, катманду)
Отличны старт с которого начал свой полет
Бивак-флай от Анапурны до Джомолунгмы (Воздух, непал, покхара, параплан, пилот, анапурна, эверест, катманду)
Бивак-флай от Анапурны до Джомолунгмы (Воздух, непал, покхара, параплан, пилот, анапурна, эверест, катманду)
Второй юго-западный отрог берущий свое начало в Национальном парке Лангтанг

Дальше отрог показывает характер и потоком 5,5 м/с выносит меня на 3500 метров. Этой высоты мне хватает, чтобы перемахнуть сразу два ущелья на Юго-восток. Слева горы затянуты облаками и выглядят, одновременно устрашающе и красиво. Над горой, где продолжил набор со следующим термиком, располагались туристические базы из которых совершают прогулки в Национальный парк Лангтанг. Набираю до 3400 метров и делаю переход к растущему облаку, но ошибся. Место и облако не работает и ложка по которой попробовал пройтись тоже не дает потока. Решаю сразу сдуться по ветру на следующий более перспективный отрог. В поиске потока долго летаю в термодинамике и наконец-то что-то есть. С сильным наклоном сдуваюсь по ветру через ущелье. Высота гор тут меньше и достигает всего 2400 метров, но дно очень глубокое на 800 метрах от уровня моря.
Бивак-флай от Анапурны до Джомолунгмы (Воздух, непал, покхара, параплан, пилот, анапурна, эверест, катманду)Бивак-флай от Анапурны до Джомолунгмы (Воздух, непал, покхара, параплан, пилот, анапурна, эверест, катманду)
Бивак-флай от Анапурны до Джомолунгмы (Воздух, непал, покхара, параплан, пилот, анапурна, эверест, катманду)
Долина Меламчи

Прихожу довольно низко над населенным пунктом Ботенамланг. Весь склон сплошные чеки и жилища. С посадками проблем нет. Детвора кричит и зовет меня приземлиться, но я упорно в термодинамике и на пузырях вылезаю вверх по склону. Через 30 минут уже под базой и высота тут 4100 метров! Набрал по краю сильных облаков и выше инверсии. С Северо-востока поджимает гроза и на Юге начинаются вспышки кучевых облаков. Явный признак, что будет переазвитие.
Бивак-флай от Анапурны до Джомолунгмы (Воздух, непал, покхара, параплан, пилот, анапурна, эверест, катманду)
Гора Пангтанг
Бивак-флай от Анапурны до Джомолунгмы (Воздух, непал, покхара, параплан, пилот, анапурна, эверест, катманду)
Выше инверсии на высоте 4100 метров

На глайде переваливаю долину Ботикоши и Санкоши. На севере совсем рядом Китайская граница :-) Переход сделал к населенному пункту Пескар и в термодинамике залез на вершину горы, где стоит поселение Добат. Это конечная моя точка на сегодня.
Гроза начинает догонять, так что приземлившись быстро поставил палатку и спрятал все вещи. Через час прошел небольшой снег с дождем. Грозу сдуло в большие горы на Северо-восток. Так что ни молний, ни шквалистого ветра мне не досталось. Поужинав лег спать.
Бивак-флай от Анапурны до Джомолунгмы (Воздух, непал, покхара, параплан, пилот, анапурна, эверест, катманду)
Место для посадки достаточно

Бивак-флай от Анапурны до Джомолунгмы (Воздух, непал, покхара, параплан, пилот, анапурна, эверест, катманду)
Бивак-флай от Анапурны до Джомолунгмы (Воздух, непал, покхара, параплан, пилот, анапурна, эверест, катманду)
Гроза идет

Бивак-флай от Анапурны до Джомолунгмы (Воздух, непал, покхара, параплан, пилот, анапурна, эверест, катманду)

По итогу дня пролетел 99км за 4:30 часов.

Четвертый день. 9-го марта погода не однозначная. Небо, то затягивает облаками, то чиститься. Собираю вещи и топаю вниз к Ламосанг-Рамечап хайвею. Среди местных жителей были говорящие на английском. Помогли мне поймать паблик бас и через пару часов тряски по отвратительной дороге я спустился в долину Санкоши, где добрался вторым паблик басом в город Долалгат. Заселился в отель Росемани. Главное, есть горячая вода. Привел себя в порядок и завалился спать до утра.
Бивак-флай от Анапурны до Джомолунгмы (Воздух, непал, покхара, параплан, пилот, анапурна, эверест, катманду)Бивак-флай от Анапурны до Джомолунгмы (Воздух, непал, покхара, параплан, пилот, анапурна, эверест, катманду)Бивак-флай от Анапурны до Джомолунгмы (Воздух, непал, покхара, параплан, пилот, анапурна, эверест, катманду)Бивак-флай от Анапурны до Джомолунгмы (Воздух, непал, покхара, параплан, пилот, анапурна, эверест, катманду)
Суровые контроллеры на местных автобусах
Бивак-флай от Анапурны до Джомолунгмы (Воздух, непал, покхара, параплан, пилот, анапурна, эверест, катманду)
По пути в отель. Мост через реку Санкоши

Пятый день. 10-го марта беру такси и еду в Катманду. Там пилоты, с которыми мы летим обратно в Россию, ждут меня в отеле. Гуляем весь день по городу и 11-го марта летим домой.
Бивак-флай от Анапурны до Джомолунгмы (Воздух, непал, покхара, параплан, пилот, анапурна, эверест, катманду)
Отель в Катманду

Задача минимум выполнена! Из запланированных 300 км, удалось пролететь дистанцию 222км. По программе максимум еще осталось 78км до долины Кхумбу, город Лукла. Это перевалочный пункт из которого туристы и альпинисты, отправляются в окрестности Эвереста.
В планах вернуться в 2018 году и пролететь маршрут полностью!

47


Комментарии:
0
Интересно)

0
Ради такого хочется учиться летать!

1
Я приготовил сигнальные ракеты, петарды и нож. Если подойдет то напугаю, подстрелю и зарежу :-)
Одна эта фраза уже шикарна, а уж рассказ целиком тем более!

0
Про орла отлично!

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru