Зимний поход по отрогам Чаткальского хребта (Западный Тянь-Шань)

Пишет sila_trakt, 20.03.2017 19:07

Зимний поход по отрогам Чаткальского хребта (Западный Тянь-Шань, Туризм, Чаткальский хребет, Нурекатасай, Аксакатасай)
Хочу рассказать о зимнем походе по западным отрогам Чаткальского хребта Западного Тянь-Шаня, по территории Бостанлыкского и Паркентского районов Ташкентской области Республики Узбекистан. Меня спрашивали - почему именно в Узбекистан? Ведь туризм там развит существенно хуже, чем в соседней Киргизии, да и интересных мест гораздо меньше (если быть точным, все интересные места просто закрыты пограничниками). У меня нет однозначного ответа на этот вопрос... Почему бы и нет?

Для начала мне хотелось бы описать некоторые сложности, которые могут возникнуть у тех, кто планирует ехать в Узбекистан ради горных походов.
1. Регистрация. Все, въезжающие в Республику Узбекистан более чем на 3 суток, обязаны оформить регистрацию по месту пребывания. Это правило очень строгое; за его нарушение можно быть депортированным из РУз без права её посещения в дальнейшем. Оформить регистрацию можно двумя путями: один из них, как водится, долгий и дешёвый, другой - быстрый и относительно дорогой. Первый путь заключается в том, что ваш знакомый гражданин Узбекистана оформляет вас как своих гостей. Такая регистрация оформляется за 3 рабочих дня и стоит 5 долларов США. Второй путь - вы оформляете регистрацию в гостинице. Вообще, в гостинице обязаны зарегистрировать вас на то время, пока вы там проживаете (такая регистрация будет бесплатной), однако, если вы отправляетесь в горы, вы, понятное дело, из гостиницы будете выселяться. В некоторых гостиницах можно договориться, и вам оформят регистрацию на весь срок вашего пребывания в Узбекистане. Именно по такому пути и пошли мы. Это будет стоить дороже, чем если вы оформляетесь как гости у частного лица, но, тем не менее, цена вполне приемлема. Возникает, правда, тонкий момент: бумагу с отметкой о регистрации выдают только после выселения из гостиницы; соответственно, если вы будете находиться в горах, у вас на руках будут просроченные документы о регистрации, которые желательно никому не показывать...
2. Газ. Если вы пользуетесь газовой горелкой, в Узбекистане вы столкнётесь с проблемой: купить газовые баллоны для неё довольно проблематично. Это не значит, что газовые баллоны вообще не продаются, нет. Но найти их в продаже непросто, кроме того, скорее всего, вы столкнётесь с цанговыми баллонами, которые будут либо перезаправлены, либо новые, но с газом не очень высокого качества. Если вы идёте в горы зимой, качество газа может иметь для вас определяющее значение. Нам повезло - с покупкой газа нам помог Алишер Хурсандов, за что ему спасибо.
3. Обмен валюты. Национальная валюта Республики Узбекистан - сум, однако довольно широко используется доллар США. В гостиницах, к примеру, в оплате принимают доллары. При этом российские рубли в Узбекистане поменять нельзя. Поэтому перед поездкой имеет смысл поменять рубли на доллары. Дальше - интересней. В Узбекистане существует несколько курсов доллара, среди которых официальный - наименее выгодный, поэтому очень распространён нелегальный обмен валюты. Однако, имейте в виду, что нелегальный обмен валюты (вне банков) наказывается очень сурово.
4. Такси. Такси в Узбекистане очень дешёвое, особенно в пределах городов. Если вам нужно ехать куда-то далеко за город (например, в горы), цена за километр возрастает, но, тем не менее, остаётся сравнительно невысокой. Учитывайте, что таксисты не пользуются навигаторами (не знаю, почему, могу предположить, что из-за отсутствия в Узбекистане хороших навигационных карт), поэтому, чтобы доехать именно туда, куда вы хотите, вам стоит самим довольно неплохо знать местность (или хотя бы ориентироваться на ней с помощью GPS-приёмника). Если вы собираетесь ехать на такси по городу, имейте в виду, что адрес в формате "улица, дом" таксисту может ничего не сказать, особенно если ваша улица небольшая. Для указания места, в которое вы хотите попасть, следует пользоваться общеизвестными ориентирами. Правда, не всегда можно сразу понять, какие ориентиры общеизвестные, а какие - нет...
5. Всё, что сказано выше, наводит на мысль о том, что для комфортного пребывания в Узбекистане нужно иметь там знакомых (а если таких знакомых у вас нет, их стоит найти). Как минимум, такие знакомые помогут вам поменять валюту или купить SIM-карту для мобильного телефона (да, SIM-карты можно купить только на узбекский паспорт).

Перед поездкой меня пугали тем, что в Узбекистане я столкнусь с требованием взяток, повышенным вниманием милиции и стремлением всех вокруг стрясти с меня побольше денег. Честно говоря, не заметил ни первого, ни второго, ни третьего. Сотрудники милиции, конечно, пару раз спрашивали у нас документы, но "повышенным вниманием" я бы это не назвал. Феномен "привокзального таксиста" есть везде, и мне даже показалось, что в Сочи он развит сильнее, чем в Ташкенте и Самарканде.

Теперь перейду к описанию похода. Изначально идея похода заключалась в следующем: от горнолыжного комплекса Бельдерсай подняться на г. Большой Чимган, затем сделать довольно большое кольцо по гребням хребтов к югу от Большого Чимгана и вернуться в Бельдерсай. Я сомневался в том, насколько такой маршрут проходим зимой, но меня уверили, что маршрут несложный. Хорошо, что мы познакомились с Алишером Хурсандовым, который отсоветовал идти по такому маршруту из-за его относительной сложности зимой, а также повышенной лавинной опасности - этой зимой на Тянь-Шане снега было гораздо больше, чем обычно. В результате, мы решили, что выше 2300 м мы подниматься не будем, и пройдём основную часть маршрута по долинам. В итоге нитка пройденного маршрута выглядела следующим образом: горнолыжный комплекс Бельдерсай - г. Кумбель (метеостанция Кумбель) - долина р. Нурекатасай - долина р. Аксакатасай - 1700 м абс. выс. - долина р. Аксакатасай - пос. Гиджал Бостанлыкского района. Даты: 28 января - 02 февраля 2017. Высшая точка: г. Кумбель, 2308 м. Длина маршрута: 60 км. Большая часть маршрута пройдена в снегоступах.
Схема первой части маршрута: спуск по долине Нурекатасай и подъём по долине Аксакатасай.
Вторая часть маршрута: спуск по долине Аксакатасай.

26 января
Вылет из Москвы в Ташкент. После обеда мы были в Ташкенте.

27 января
Оформление документов и т.п.

28 января
В 08:45 выехали из Ташкента к горнолыжному комплексу Бельдерсай. Прибыли туда в 10:15. Машина стоила 140 000 сум. Поднялись на кресельном подъёмнике до высоты около 2100 м. Подъём стоит 12 000 сум. Дальше идёт бугельный подъёмник, но он не работал. Поднялись пешком на вершину г. Кумбель к метеостанции. Поднимались в тумане, который порой создавал нереальное ощущение - неясно, где верх, где низ, всё одинаково белое и абсолютно однообразное. Подъём на гору начали в 12:00, поднялись за час. Наверху - тоже туман. Собрались было искать спуск в долину Нурекатасай, но решили зайти на метеостанцию и спросить, как лучше спускаться. Сотрудники метеостанции посоветовали подождать, пока туман рассеется, чтобы затем они смогли показать нам, по какому гребню лучше спускаться в долину Нурекатасай. Сказали, что сейчас очень лавиноопасно. Так мы прождали 2 часа, затем в 15:00 туман резко ушёл, сотрудники метеостанции показали нам, по какому гребню лучше спускаться, за что им большое спасибо, и мы начали спуск. Спуск несложный, однако склон в верхней части, по-видимому, действительно здорово лавиноопасен. Судя по всему, мы довольно быстро свернули с гребня, по которому должны были идти, на соседний, небольшой, поэтому нижнюю часть склона шли по долине. Правда, здесь довольно полого, кроме того, много арчи - т.е., в целом, лавинная опасность довольно низка. Дошли до места запланированной стоянки на р. Нуреката в 17:30. Спустились около 300 м ниже по долине реки, где и разбили лагерь. Водоток здесь свободен ото льда. Весь день температура воздуха была около 0, от -1 до +1, туман, снег, порой - мокрый, ночью даже шёл дождь. За день прошли 4,5 км, весь день шли в снегоступах.
Спуск с г. Кумбель в долину Нурекатасай.

29 января
В 10:00 вышли со стоянки на р. Нуреката. До дома лесника (как нам его назвали на метеостанции) в долине Нурекатасай шли в снегоступах, далее - без них. Снега довольно мало, особенно на склонах южной экспозиции, он активно таял. К месту запланированной стоянки в устье р. Нуреката пришли к 14:00, решили идти дальше. Вода в реке здесь (и в Нурекате, и в Аксакате) мутная от влекомых наносов. Дорога везде хорошая, возле дома лесника в долине Аксакатасай - даже асфальтированная. Самого лесника не видели. К 17:30 дошли до базы Ташкентского университета (так это место помечено на Викимапии), встали на стоянку на берегу р. Аксаката под деревьями на свободной от снега площадке; здесь вода в реке вполне чистая. По пути - довольно много летнего жилья, сады, огороды. Погода: около +5, переменная облачность, на солнце очень тепло. Длина маршрута: 15 км.

Верховья долины Нурекатасай.

Долина Аксакатасай близ впадения в неё Нурекаты.

Река Аксаката возле места второй ночёвки.

30 января
Вышли со стоянки возле базы Ташкентского университета в 10:20. С утра - очень тепло, хотя и ветрено. Выяснилось, что рядом с местом нашей стоянки живёт сторож одной из дач, которую мы во вчерашних сумерках не заметили. Сторож пришёл в наш лагерь, жаловался на погоду, зиму, холод и т.п.; мы дали ему шоколад и сахар. Он сказал, что чуть выше по течению р. Аксаката живёт другой сторож по имени Валера. Его дом - возле моста через р. Аксаката. Самого Валеру мы встретили на тропе чуть выше по течению относительно его дома. Его несколько удивили наши намерения идти вверх по Аксакате. Впрочем, в отличие от сторожа возле базы университета, Валера оказался крайне немногословен. До Тысячелетней Арчи шли без снегоступов, дальше пошли в них, т.к. снега довольно много, а нахоженной тропы нет. Когда-то эта тропа, вероятно, была дорогой, проезжей для автомобилей повышенной проходимости, но сейчас во многих местах она осыпалась, и даже человеку пройти в таких местах не всегда удобно. Около 15:00 пошёл довольно сильный снег. Весь день было пасмурно, чуть ниже нуля. Остановились на стоянку чуть позже 17:00 под арчами на тропе около безымянного ручья. Снег не прекратился до того, как мы легли, хотя и немного ослабел под вечер.

Тропа по берегу Аксакаты.

31 января
На утро мы обнаружили, что снега выпало довольно много, и наши вчерашние следы едва прослеживаются. Палатки завалило не очень сильно, главным образом, потому, что мы поставили их под арчами. В 11:00 вышли со стоянки вверх по долине Аксакатасай. Снега много, идти тяжело, поэтому за день прошли вверх по долине около 3,5 км. Встали на ночёвку в пойме р. Аксаката в 17:00. Река здесь свободна ото льда. Предполагаю, что льда нет ещё довольно далеко вверх по течению. По сравнению со вчерашним днём заметно похолодало, выше нуля температура в этот день не поднималась. Весь день, кроме раннего утра, было пасмурно.

Тропа по правому борту долины Аксакатасай.

1 февраля
Вообще, мы планировали подняться по Аксакате существенно выше этого места, но побоялись, что, если снег пойдёт снова, выбираться из долины может стать непростой задачей. Поэтому решили вверх больше не подниматься, а повернуть назад, и не спеша спуститься по долине вниз. Правда, не спеша у нас не получилось, и наше решение привело к тому, что мы закончили наш поход на день раньше запланированного. В 10:30 вышли со стоянки и пошли в обратную сторону вниз по долине Аксакатасай по своим следам. Пришли на стоянку у базы университета в 17:00. Большую часть пути шли в снегоступах, т.к. снега выпало прилично. Ничего интересного в этот день не произошло. По-прежнему, довольно холодно и пасмурно. Длина маршрута: 13 км.

Замёрзшие водопады по левому борту долины Аксакатасай.

Тысячелетняя арча.

Долина Аксакатасай.

2 февраля
В 10:30 вышли со стоянки возле базы университета и направились в сторону пос. Гиджал. Утром снова общались со сторожем. Говорит, что сторожит дачу пенсионера из Ташкента. Его сосед Валера работает в долине Аксакатасай около 15 лет, а наш собеседник - первый год (который даётся ему нелегко). Рассказал, что в этих местах довольно много охотятся. По пути в Гиджал у поворота дороги у кордона застали лесника. Лесник подтвердил слова сторожа насчёт охоты, более того, по его словам, в это время как раз был охотничий сезон; мы слышали что-то похожее на выстрелы. Лесник посоветовал нам не идти по автомобильной дороге, а пойти по тропе по правому борту долины р. Аксакатасай - он сам пришёл на кордон именно так. Впрочем, путь там оказался не таким уж простым - сначала пришлось переходить вброд р. Нуреката (переходили метров 200 выше устья, брод там несложный), затем идти по узкой тропе, которая серпантином поднимается по склону примерно на ту же высоту, по которой проходит автомобильная дорога. С другой стороны, тропа идёт по склону южной экспозиции, поэтому снега там почти нет. В Гиджал вышли около 16:00, но долго ждали машину, прошли до соседнего посёлка Чах-Чам, откуда уехали в Ташкент около 18:00. Стоимость машины 170 000 сум. Погода: около 0, пасмурно, с обеда - небольшой снег. За день прошли 13 км. Весь день шли без снегоступов.

Река Аксаката в близ впадения в неё р. Нуреката.

Оставшийся день мы использовали для поездки в Самарканд с целью культурного просвещения.

В Москву уехали в ночь с 5 на 6 февраля.

Общие замечания по маршруту
Конечно, любой маршрут, в котором нужно два раза проходить по одному и тому же участку, причём довольно протяжённому, менее интересен, чем кольцевой или незамкнутый. Маршрут был составлен в условиях недостатка времени и повышенной лавинной опасности, о которой нас своевременно предупредил Алишер. Изначально, как я уже говорил, мы планировали пройти по гребням хребтов; это, безусловно было бы более интересно, однако о сложности этого маршрута могу судить только со слов Алишера, который описал его как крайне сложный и опасный. Возможно, в менее снежный год наш первоначальный вариант маршрута был бы более реальным. Пройденный нами маршрут получился даже более лёгким, чем мы ожидали. Полагаю, его можно рекомендовать желающим впервые сходить в зимний поход в горы. Ну и, конечно, нет сомнения, что маршрут является очень простым в тёплое время года.

По Западному Тянь-Шаню туристы сейчас ходить почти перестали. А о зимних походах туда как минимум за последние 25 лет я вообще не слышал. Поэтому, может быть, напишете отчет? Было бы полезно. Можно было бы на Tlib выложить.

вы рекомендуете этот маршрут, а как быть с лавинами?
потому туда зимой почти никто и не ходит

Горных районов без снега (а значит - без лавиноопасности) зимой в Средней Азии или в Сибири не существует. В Сибирь, значит, тоже зимой никто не ходит? Не ходят на Зап. Тянь-Шань (и летом тоже) совсем по другим причинам.
Пусть человек напишет нормальный отчет. В том числе опишет, где лавиноопасно, где - нет, характер снега и т.д. Вменяемые люди разберутся. А идиоты всегда найдут, где угробиться.
Вас туда силой никто не погонит.

На всём маршруте лавиноопасным можно считать, пожалуй, только спуск с г. Кумбель. Вся остальная часть пройденного маршрута довольно безопасна

про отчёт - согласен

сам хожу, где хочу, без чьей либо силы и без вас, entv

Почему же в Среднюю Азию почти не ходят зимой?

1) Потому что горный туризм зимой - самый сложный вариант. Кроме лавиноопасности (которой не меньше в Саянах, на Кодаре и даже на Алтае), он еще и банально тяжелее физически и климатически и сложнее технически, тактически, по автономности. (Я не сомневаюсь, что вы не пробовали это сами.) Массовым он никогда и не был потому что существовал в основном на уровне высоких категорий (почему - надо объяснять?). Были единичные походы в Томске, Новосибирске, Москве, Питере. Десятка 3 вспомню и все. А глобальное потепление в последние лет 10 активно гробит лыжный туризм вообще, что уж там про зиму в горах говорить.
2) Потому же, почему в этот район сейчас мало ходят и летом. Хотя в СССР он был весьма популярен летом и в мае. Про опасения проблем с правоохранительными органами автор написал. А я помню еще и сами эти проблемы в постсоветский период. А еще там граница с Киргизией недалеко, так что полноценный маршрут разработать непросто. В советские времена пересечь ее можно было без проблем. А сейчас вне КПП делать это запрещено.

Я уже рад, что вы ходите без меня. И есть ощущение, что в горы вас именно силой гонят - уж больно вы злитесь на остальных, кто ходит в горы. Не будьте столь агрессивны.
Надеюсь все же, что автор поста напишет нормальный отчет.

Насколько я понимаю ситуацию, в Узбекистане очень строгий режим в пограничных районах (а почти все интересные с точки зрения туризма районы находятся как раз близ границы), в связи с чем попасть туда проблематично даже для местных жителей, не говоря уже о всех желающих. Такие ограничения привели к снижению популярности туризма как летнего, так и зимнего.

Вообще немного странный отчет. Начать с того, что расписано о необходимости регистрации в случае пребывания более 3-х суток, и тут же предлагают зарегистрироваться в гостинице, там не жить и иметь просроченную регистрацию, с которой потом неизбежно будут проблемы при выезде... Если вы хотели поделиться действительно полезной для пользователей ресурса информацией, то, полагаю, что надо все же делать это более корректно и информативно. Если нет, то тогда вообще непонятно к чему все это?
Очень редко здесь пишу комментарии, в основном читаю молча, но тут просто не смогла, поскольку в 15 году в мае (не зима конечно, условия совсем другие, но все же) мы организовывали в том районе небольшой 6-ти дневный походик и информации свежей было крайне мало, если не сказать, что не было её вообще (отчеты сделанные до начала этого века в рассмотрение не беру, поскольку там действительно много вопросов с погран.зонами и туда, куда ходили ещё при союзе, сейчас нельзя. Из более менее доступных больших гор - это только район Чимгана). Пишу ещё и потому что сама потратила массу времени на то, чтобы сделать подробный отчет и выложить его здесь.
Так что уж хотелось бы чтобы автор действительно сделал нормальный читаемый и полезный отчет.

Миша, здравствуйте!Добавил бы к Вашему отчету несколько общих соображений, возм., они кому-нибудь пригодятся.
1. О регистрации. Написано все верно, есть недоработка в законе и инструкциях, причем именно для варианта с походами и т.д., когда туристы находятся вне гостиниц. Рекомендовал бы договариваться с частными лицами о регистрации, иметь на руках копии сданных на регистрацию паспортов и проездные билеты.
2. Газ, если списаться заранее, достать можно, в т.ч. - в новых баллончиках. Есть неск.человек, кто занимается их перезаправкой.
3. На черном рынке российские рубли примут совершенно свободно. При новом президенте начались некоторые подвижки в сторону либерализации валютной политики и конвертируемости сума, поживем - увидим.
4. Такси возят без GPS мне кажется, по одной причине - на это спрос мизерный, но есть люди, занимающиеся таким извозом вполне профессионально.
5. О маршруте... "со слов Алишера, который описал его как крайне сложный и опасный...".
На тот момент он был вовсе не сложным (зависит от квалификации участников, конечно), но - крайне лавинопасным, да. От грота до вершины Чимгана на всех обходах жандармов и пересечениях кулуаров при таком количестве свежего снега, а вы приехали как раз в период непогоды, можно просто уехать со склона вниз в лавине. В Чимгане НС в лавинах хватает. Тем не менее, в иных условиях на Чимган зимой ходят часто. Ходят, например, траверс Чимган-Охотничий. В многоснежную зиму нитку похода изначально, мне кажется, планировать надо - по гребням, лезть на перевалы и склоны из узких ущелий - самоубийство.
6. Я говорил вам, что планируя такие походы, надо иметь в виду отсутствие в МЧС подготовленных для работы в зимних горах спасателей и, соответственно, отсутствие возможности зарегистрироваться у них, как в России, например. В этом плане, наверное, лучше обговорить хоть какое-то взаимодействие с альпинистами или принимающими туристскими фирмами.
7. Ольге Медведевой: повторюсь , что инфо о маршрутах походов выходного дня, подобных хоженому Вами, в Инете много, в т.ч. - на местных сайтах. Не проблема получить на них и подробную консультацию.
8. Раз уж планируется поездка в Узбекистан, попробуйте выкроить время и на сити-туры в Самарканд, Бухору, Хиву. Они замечательны в любое время года, а сейчас туда ходят скоростные поезда.
Если будут вопросы, могу дополнить, не проблема.

Алишер, здравствуйте! Спасибо за разъяснения. Уверен, что если бы мне довелось связаться с вами не перед самым выездом, а существенно раньше, проблем у нас было бы гораздо меньше.

Ольга, вы меня немного не поняли. Во-первых, я ничего не предлагаю, а описываю, как решал проблемы лично я. Во-вторых, если вы регистрируетесь в гостинице, при выезде, разумеется, вам дают документы о регистрации, и никаких проблем с выездом из Республики у вас не будет. Ведь если вы поселяетесь в гостинице, вы, в абсолютном большинстве случаев, живёте там и до похода, и после.

entv, давайте жить дружно! и спасибо за объяснения

sila_trakt, Михаил! Пожалуйста, не вводите людей в заблуждение относительно регистрации. Гостиница дает регистрацию только на время пребывания в ней. И готовясь тогда к путешествию я много находила в сети отчетов (просто путешественников, не горных туристов), у которых выпадал какой-то период в регистрации за время пребывания в республике. У многих из них были проблемы на границе при выезде, вплоть до принудительной департации и запрета въезда в страну (не у всех, но были). И человек, собираясь туда в поездку, должен сам решить, рисковать ему так или нет. Альтернатива только регистрация у частных лиц, как написал Алишер.

Алишер, наше мероприятие конечно не претендовало ни на какие спортивные достижения, нам просто хотелось прогуляться в красивых горах весной. И Вы безусловно в чем-то правы относительно наличия информации. Но есть одно но. Эта информация в основном размещается на сайтах, предлагающих коммерческие туры и то, что там описано для самостоятельного применения (без гида) практически не пригодно. К примеру ни на одном из этих сайтов Вы не найдете информацию как найти то самое место, где после спуска с перевала Гулькам (Песочный), тропа уходит вверх в сторону стоянок Водопровод и Холодильник. И карт нет, где бы это место было отмечено. Без тропы там не находишься, рельеф очень изрезанный. Я находила форум ваших "экстремалов", где местные делятся своими 2-3х дневными походиками, но для них это как дважды два и действительно полезной информаций ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ПОХОДОВ пусть и не сложных, Вы там не найдете, в основном фоточки и рассказы как готовили плов и чай)))
P.s. никого не хотела обидеть, так что извините, ежли что. Просто со спортивно-туристической точки зрения тот район действительно сейчас мало интересен, действительно стоящих горных походов там сейчас не походить в доступных местах из-за погран.зон. Можно устраивать только подобные несколько дневные прогулки и для людей имеющих соответствующий горный опыт они вообще не составляют никакого труда. ПОэтому и хочется, чтобы люди делились действительно полезной информацией)))

Ольга, вы меня не поняли. В гостинице можно оформить регистрацию на весь срок пребывания в Республике. Никаких проблем при выезде в таком случае быть не может.

Да, не поняла. Но в том то и дело, что оформить в гостинице регистрацию на весь срок пребывания в республике, можно было только оплатив полностью проживание, т.е. включая те дни, когда Вы там не живете. ПО крайней мере я не нашла таких гостиниц, которые бы согласились сделать регистрацию без фактического проживания. Вариант был возможен только если заплатить по полной, но при таком раскладе регистрация получается золотой.
Я конечно занудствую. Но я юрист и для меня неточность формулировок, извините, может стоить жизни. Казнить нельзя помиловать, где поставите запятую? Поэтому, если Вы действительно договорились с какой-то гостиницей и не жить и не платить, но поиметь регистрацию на все время, поделитесь информацией с людьми.

Михаил, спасибо за отчёт.

Лично мне, дилетанту в спортивном горном туризме, понравилось.
Я бывал в тех краях неоднократно, и на Бельдерсае, и в Чимгане, и на Чарваке.
Правда, не в туристических походах, а просто погулять и воздухом подышать.
Был там и ранней золотой осенью, и в Новогодние каникулы.
У меня жена родом из Ташкента и мы периодически туда ездим в гости к друзьям.
И я абсолютно с Вами согласен, что " ... что для комфортного пребывания в Узбекистане нужно иметь там знакомых ..." (с)
И от себя добавлю, что ещё нужно иметь опыт поездок в Среднюю Азию, как в тур., так и в культ. походы. Тогда на многие вещи смотришь проще и многие проблемы решаются проще. Например, как сделать регистрацию :)