Семейный поход выходного дня по реке «Нерская» с участием младенца.

Пишет tato, 28.07.2017 22:42

Семейный поход выходного дня по реке «Нерская» с участием младенца. (Вода, дети, водные походы)
Когда я принимала решение, пойти или не пойти в поход с 4-месячным малышом, я пыталась найти подобные отчеты, и не нашла их. Есть буквально несколько про походы с малышами до года, водных совсем немного, с малышами младше 6 месяцев я не нашла. Еще тогда я сказала себе, что если сходим, обязательно напишу, как это – пусть будет! И вот этот момент состоялся. Пост с многочисленными техническими подробностями.

Маленькая предыстория. Мы с мужем каждый год организуем небольшую дружественную группу семей с детьми или группу подростков и ходим с 2-3 ночевками по ближайшим рекам простые безкатегорийные маршруты. В этом году мы до последнего сомневались и все-таки решили пойти. Но до последнего момента я разрешала себе «включить заднюю» - вплоть до посадки в лодку – возможность уехать со старта маршрута была.
Рассчитывала, что ночью около ноля, ветер-дождь (хотя дождя почти не обещали), яркое солнце. 2 ночи, 3 дня. Сама я в таких условиях чувствую себя очень хорошо, это для меня важно.
На самом деле ночью было +5, днем +12-15, кроме стапеля (во время сбора лодок был дождь и немного снего-града какого-то), все время было без осадков, но ветренно.
Подготовка, вещи для малыша.
Одежда малыша: брали термобелье 2 комплекта: комбинезон плюс балаклава (русская фирма "Наша мама", хлопок плюс шерсть мериноса, мне очень понравился), теплая шапка, 2 махровых комбинезона, 2 теплых «медведя» (теплый костюм с ушками), один флисовый «медведь» похолоднее. Дождевик искала в последний день, нашла в Ашане прекрасный размером для дистрофичного шестилетки. Дождевик реально помогал от ветра. Пригодилось все.
Почему-то в походных условиях жутко протекали все подгузники, если в них больше 3 часов, к этому я не была морально готова. Приходилось менять всю одежду (3 слоя плюс дождевик) и сушить ночью туристическим способом.
Специально для похода купила младенческий крем от солнца Mustela 50+, и очки от солнца для малышей Diabola. Крем реально защищает: наносили каждый день и не обгорел (взрослые без крема немного подгорели). Очки классные :) но не пошли, т.к. неудобно их застегивать под балаклавой (для этого ее нужно было бы снимать-одевать), и из-за регулировки на затылке, ребенка невозможно положить на спину.
Для длительной переноски и сна брали с собой специальный рюкзачок emei baby. Как раз за месяц до похода сын перешел на сон только в коляске, то есть в коляске засыпал за минуту, а в любимом когда-то слинге и рюкзачке спать перестал совсем. Но коляску мы взять не могли, и Фёдор в походе снова полюбил рюкзачок.
Еще брали с собой видеоняню (пригодилась), соску на всякий случай (пригодилась 1 раз, когда укладывал муж), и для меня набор кормительных кофт-футболок (было холодно, и очень пригодилось), микро-спасжилет (практически невозможно было малыша в него одеть, но мы честно пытались :), супер-легкий гамак (пригождается всегда на стоянке), небольшая аптечка (пригодился другому малышу Бепантен под подгузник).
Команда.
В нашей лодке гребли муж и его старшая дочь Евдокия. Дуне 8 лет, и она с 4 лет ходит в байдарочные походы. Мы с сыном сидели балластом, пока я не забирала весло. С нами участвовали разные семьи с детьми 4,6 мес, 5,8, 10, 11, 15 и 16 лет, некоторые участники были в водном походе впервые. Была также еще одна семья с младенцем, и доктор. В связи с нашим неспортивным составом, планировали расслабленный темп и режим «тусоваться» вместо «фигачить». При этом мы взяли волонтерами нескольких ребят, которые ходили с нами много лет, они помогали собирать лодки (Таймень-2 и 3) и помогали новым участникам на стоянке.
Маршрут и логистика.
Мы планировали пройти от Куровского озера до жд станции Конобеево. Люди добирались на электричке до ст.Куровское, потом пара остановок на автобусе до озера. Байдарки и общественные вещи (костровое, тент, спасжилеты и проч) добирались от склада до места стапеля на Газели «Фермер» (очень удачный формат – 5 пассажирских мест плюс большой кузов). Обратно планировали так же.
Но мы ошиблись в оценке общей длины маршрута (маршрут был нам знаком, но что-то пошло не так), и прошли мы примерно половину от запланированного. Вечером второго дня мы встали на стоянку, и с нее же на следующий день уехали. Утро третьего дня посвятили сбору лодок, лагеря и поиску такси, которое нас заберет. Стоянка была в районе поселка Соболево (длинная лыжная трасса – опознавательный знак видно с дороги, но проехать к воде невозможно, пришлось нести вещи к дороге). В итоге группа уехала на такси до ст.Куровское и на электричке в Москву, а наша Газель забрала мужчин и собранные лодки. Мы несколько лет уже используем идею разделять участников похода и лодки и этим форматом очень довольны.
Подробнее про малыша в походе:
Сон. В 4 месяца у нас было 3-4 дневных сна. Сон почти всегда был в рюкзачке. Пару раз засыпал прямо где попало (полезла в палатку за рюкзачом, положила сына в тамбур прямо на вещи, и он там уснул – пришлось перекладывать :) и еще раз в гамаке). Однажды в лодке его укачивал Илья, это был ор на 20 минут от непривычки, но с соской он уложился. Любит, когда все привычно, а в походе по-другому. Я старалась, чтобы он тусил в лодке или спал, но засыпал на берегу. К концу похода вопрос укладываний упростился очень, и все это стало как-то между делом.
Ночью спал в палатке с 20 как обычно, укутывала его в спальник, ставила видеоняню и шла тусить дальше. Видеоняня показывала как опускается температура и приходилось постоянно проверять его). В палатке спали на надувных ковриках (они мягче, а мы не молодеем ;)), в состегнутых спальниках - сначала трех на троих, потом в двух. Федя спал между нами в супертеплой одежде и не замерз. В такой комбинации замерзали мы с Ильей. Сейчас бы я отселила Илью в отдельный спальник, чтобы не мерз. Ночью Федя ел реже, чем дома.
В лодке малыш практически все время на руках. Смотрел по сторонам или спал. В целом было ощущение, что ему достаточно комфортно и интересно в походе. В какой-то момент он исследовал растительность, тренировался лежать на животе, все рассматривал, много был на руках. Многие могут упрекнуть (в общем, родителей легко упрекать в чем угодно), что ребенку поход не нужен: лишние риски, а профита никакого. Я про это думаю, что малыш рождается в семье и принимает правила этой семьи. Кто-то моряк, и, несмотря на то, что ребенку нужен отец, тот его все равно подолгу не видит. В каждой семье по-своему. В нашей семье поход – это редкое и приятное время, когда можно несколько дней побыть на природе вместе, общаться, никуда не спешить. Здорово, что удалось взять с собой малыша, сделать это безопасно, и учитывать его интересы при этом. Увы, от многого другого и так пришлось на ближайшие пару лет отказаться.
Всем добра и приятного отдыха :)

Вы молодцы!!! Ждем с нетерпением через пару лет снова на сборах! Всем привет! )

Спасибо)
Мы думаем над поездкой в Безенги на следующее лето, там есть какай-то детская движуха, помимо всего прочего)
С вами очень хотела бы в Фанские горы еще раз съездить - это один из самых красивых районов, который я видела. И Илье показать)

Рюкзак-переноска - обязательно, поскольку возраст не самый удачный - самостоятельно далек не уйдёт, но уже достаточно тяжелый.

ЗЫ. Своего старшего таскал в первую ПВДшку в полтора месяца, под землю - в полтора года, в горы (это кстати как раз Безенги) в три года - полёт нормальный ))))

Что скажу?
Скажу, что мама -- мягко говоря, очень не права. У ребёнка в 4 месяца интенсивно развивается мозг. Нарабатываются навыки стандартизации-узнавания объектов окружающей среды. И это дело, поначалу, лучше делать в спокойной-стабильной среде.

По себе помню. Двор и его окрестности я изучил к 4-м годам. Тяга к изучению среды вне двора появилась у меня в 4 года. Тогда, в 1954 году, у меня было лето путешествий. С утра отрезал 2 скибки хлеба, срывал на огороде пару цибулин - и на улицу. Там меня уже ждал мой товарищ-пятилетка. Мы с ним отправлялись в путешествия. За лето мы облазили все окрестности нашего поселка -- бугры, балки, речку, посадки (в радиусе до 10 км).
А сейчас, страшно представить себе, чтобы малыши 4-5-ти лет так путешествовали!

Кстати, после 4-го класса, я был в гостях у тёти на Полтавщине. Отец разрешил мне остаться там на 1,5 месяца. Но, возвращаться домой мне надо было одному. Делов-то. До ж.д.станции в райцентре меня довезла молоковозка. Шофёр, остановившись у ворот молокозавода, показал мне рукой в сторону ж.д.станции. Я пошел туда, купил билет, с пересадкой в г.Харьков. В купе плацкартного вагона попросил попутчиков сказать мне, когда появится работник ж.д, перекомпостирующий билеты. Меня предупредили вовремя. Я спокойно перекомпостировал билет и был доволен, что у меня есть 4 часа на то, чтобы посмотреть на г.Харьков. Но-но! Нашлась, извиняюсь "тюря" - бабулька лет 70. Она "прохлопала ушами". В результате, я ухлопал больше 2-х часов, чтобы на вокзале г.Харькова перекомпостировать ей билет на поезд в Луганск. Она была поражена, что такая кроха возилась с ней, как с малым дитём. Оставшиеся 1,5 часа я потратил, чтоб пройтись вдоль речки Харьков. Наметил себе, что иду 30 мин. Затем возвращаюсь. Оставшихся полчаса мне должно хватить, чтобы узнать где находится мой поезд и сесть в него. А сев в поезд, я попросил проводника, чтобы она предупредила меня когда будем подъезжать к моей станции. Она предупредила вовремя. Я спокойно вышел и пришел домой. Дома никто и не удивился, что я приехал сам. В те годы дети были достаточно самостоятельные. А окружающая среда была благоприятной для детей.

Так что, не надо торопить события. В жизни 4-месячного сосунка есть только три занятия: есть по часам; спать; и играться. На маршруте эти занятия вряд ли можно обеспечить так хорошо, как дома.

Спасибо за развернутый комментарий. Очень интересные истории про ваше детство, спасибо, что поделились.
Если по содержанию комментария - видно, что вы не очень-то с малышами сидели :) Понимаю, что совсем другое время было, и дети - это была головная боль только матери, и жаловаться тоже никому, особенно мужчинам, не надо было. Мужчина деньги принес в семью - и нормально.
Сейчас культура сильно меняется, в том числе, и в отношении детей.
Вот выпишете, что мама очень не права. А у малыша есть еще отец, тот, который справа на фотографии :) И ловко вы мне ответственность за общего ребенка скинули. Нет, это было общее решение, и общая ответственность, и конечно, разруливание последствий, если бы они были какие-то.
Дальше по тексту.
Мозг развивается - согласна, но не только в 4 месяца, но и все детство, а у многих взрослых этот процесс не останавливается, хоть и идет не так интенсивно :)
Навыки стандартизации - это новое слово в физиологии развития младенцев.
Дальше, с чем я в основном не согласна в вашем тексте - в желанием запереть дома активную маму с малышом, и пусть у них все будет хорошо, стандартно, спокойно. И в целом не хочется знать, читать, слышать про то, как чувствует себя та самая мама - пусть жалуется подружкам, а не на альпинистком форуме :) Не буду вас посвящать в счастье материнства. Если коротко - маме очень надо куда-то выбираться
(если хочется), и это отлично сказывается в первую очередь на настроении мамы и на ее отношениях с малышом.
В походе в первую очередь уделяется внимание комфорту и безопасности ребенка, про это я и писала.
Дети уже много лет как не кормятся по режиму, а по требованию - и даже педиатры из поликлиники это стали всем советовать. Но в целом в походе это не так важно. Сон был также "на уровне", а с игрой и интересными объектами - в походе их гораздо больше для малыша. В 4 мес ребенок уже, лежа на животе исследует травинки и проч, и я знаю, что толпы собак на это место не накакали :))

В целом - я описала свой опыт. Я никого не агитирую и не говорю, что это супер-просто или безопасно. Многие мои друзья с малышами не были готовы к такому походу, а некоторые взяли этот опыт, чтобы упростить процесс сборов/закупки вещей. Не вижу в этом ничего плохого. При подготовке похода, я прочла все в рунете про походы с младенцами, и этой информации немного, хотя в такие походы люди ходят.
Я считаю, что только родители принимают решение о том, что делать со своим ребенком. Когда это так - каждый понимает для себя, насколько это лично для него интересно/полезно/безопасно.
Спасибо за мнение.

Расскажу еще один случай. Лет 30 назад, Лариса, сотрудница нашей фирмы (деваха 26 лет), взяла домой щенка у собаки, которая жила во дворе нашего предприятия. У щенка еще не открылись глаза. Лора напоила его молоком с бутылки с соской и уложила спать в коробку с под торта. Сама уселась за компьютер (ДВК-2). Но, щенок вел себя беспокойно. Не засыпал, вываливался с коробки. Лора возвращала его в коробку ... . Тогда я сказал ей: "Сейчас я покажу тебе фокус". Вернул щенка в коробку мягко-ласково погладил его с головы по спинке. Щенок, стоя на четырёх, вдруг брыкнулся на бок и мгновенно уснул. Лариса посмотрела на меня удивлёнными глазищами! А я ей ответил: "Посмотри что делает Альма, когда покормит своих щенков. Она обязательно их полижет. И они, по рефлексу, мгновенно засыпают". :)

Молоды! Не просто это, с детками путешествовать.

Спасибо! Непросто и дома сидеть с ними ;)

У меня три дочи. Старшей 6, младшим 4. Поехал с ними один с палаткой на праздники. Мама работала. И тут обнаружилась одна неприятнаятмелочь: детки не умеют сами ходить в туалет в полевых условиях ))). Т.е. на мне ещё и эта обязанность. Как я радовался потом нормальному унитазу. )))

молодцы! нашей Маргаритке 5 мес :)