Якорные крючья. Аспекты использования. Послесловие.

Пишет Михаил Ситник, 04.08.2017 06:25

Якорные крючья. Аспекты использования. Послесловие. (Альпинизм, якоря, альпинизм, тирольская декларация)
В статье Дениса Прокофьева об аспектах использования якорных крючьев много спорных утверждений. Так как Денису мои замечания к его статье не понравились, и он депортировал меня в «игнор» не снизойдя до объяснений, приходиться писать отдельную статью.

Некоторые высказывания Дениса не корректны и являются подтасовкой фактов и цифр. Так, в начале статьи он сравнивает надежность обычных скальных крючьев и якорей. При этом, по справедливому замечанию Сергея Надточего (terrorist) для якорей берет результаты испытаний «механической прочности якорей», а не «несущей способности якоря, как "элемента страховки"», т.е. не рассматривается надежность якоря, забитого в трещину скалы.

Но Денис сравнивает результаты испытаний прочности самих якорей с несущей способностью забитых в скалу обычных крючьев. При этом для доказательности своей правоты эти данные значительно занижает:

«В случае классических крючьев ситуация выглядит не намного лучше. Крюк типа «лепесток», забитый в вертикальную щель, держит ни много ни мало 400 кг, а в горизонтальную порядка 800 кг. То же относится и к крючьям типа «швеллер».»

Вот несколько другие цифры (Захаров П.П., Степенко Т.В.-М.: "Физкультура и спорт", 1989 г) : ) :

По данным комиссии УИАА, хорошо забитый твердый крюк может выдержать рывок до 2000 кг.
Несущая способность мягких крючьев в значительной мере обусловлена трением о стенки трещины. При увеличении нагрузки крюк изгибается. Сила рывка при этом работает на вырыв и крюк легко выскакивает. По данным комиссии Госкомспорта СССР

Место забивки крюка «Мягкие» крючья «Твердые» крючья
в вертикальной трещине 300-1000 кг 500-1500 кг
в горизонтальной трещине 600-1500 кг 1000-2000 кг

При этом здесь указывается не механическая прочность крюка (она значительно выше цифр в приведенной таблице), а несущая способность забитого в трещину крюка, зависящая не только от прочности крюка, но и от ряда других факторов (прочности породы, вектора нагрузки, правильности подбора крюка по длине и толщине и пр.).

Мягко говоря, подтасовка понятий и подмена результатов – налицо. Надежность хорошо забитого скального крюка и надежность хорошо забитого якоря – сопоставимы. Так же как ненадежность плохо забитого скального крюка и ненадежность плохо забитого якоря.

Ну а если рассматривать надежность якоря в косой или горизонтальной трещине, то она стремительно катиться в пропасть вслед за сорвавшимся на такой «точке» альпинистом. Здесь уместна цитата из статьи Дениса: «Страховка такого типа может привести к проблемам при срыве, ведь срыв даже с фактором, далеко отличающимся от фактора 2, может привести к потере точки страховки, она просто не выдержит нагрузки, вылетит из щели. А если у вас встретился участок с таким рельефом длиной 20 метров или 50 метров, то полет может продолжаться до станции.» В отличии от забитых в те же щели по прежнему надежных обычных скальных крючьев.

Ну и вопрос экологии. Не учтен еще один аспект: сохранение скал для будущих поколений. Якоря убивают скалы. После нескольких забивок в одно место трещина разбивается даже в граните, а в известняке и подавно.

В Англии применение даже обычных крючьев запрещено: только закладки. В Чехии на песчаниках и обычные закладки запрещены: только узелковые. А мы гробим скалы якорями: у нас скал много, не жалко! Там, где к природе относятся бережно- там СООБЩЕСТВО КЛАЙМЕРОВ запрещает то, что вредит скалам. А где живут по принципу "После нас - хоть потоп!"- там можно все.

В «Тирольской декларации о хорошем стиле» статья 7 п.7 сказано «Мы минимизируем повреждение скал, используя самую щадящую для скал технику страховки.» ФАР - член УИАА, и мы обязаны выполнять принятую конференцией УИАА декларацию.

PS: Доберусь на днях к Морчеке, сделаю фото разбитых якорями щелей.

PS2: Я не святой, я грешник как и все. И тоже использую якоря. Но стараюсь это делать только тогда, когда других вариантов нет.

PS3: Якоря - не "панацея от всех болезней". И они вылетают при срывах. Как и закладки, френды, скальные крючья...

Спасибо, Михаил! Мне не раз приходилось видеть, что нынешние участники, увешанные якорями, френдами и пр., слабо представляют принципы забивки и работы обычных крючьев - горизонтальных, вертикальных, швеллеров и т.д. При этом примерно та же картина - с якорями и закладками, к примеру.

Действительно, надо почитать, что там с як. крючьями. Интересно стало. Спасибо, что обратили внимание на сомнительные места.

Оставшиеся десять грамотных вменяемых и интересных авторов поставят друг друга в черный список. Тут и сайту конец. Уже немного осталось. И каждый будет общаться в рамках своих фестивалей, школ и клубов. А новости будем узнавать из "газеты Правда".

Простите, что не про якоря.

если это произойдет, тут нечего делать будет... ну или вместо телевизора на риске скандалы смотреть... жалко.
А еще, как я себе вижу, молодое поколение могло бы немного больше прислушиваться к старшим, тем более к мнению практикующих и сегодня.

Дык куда не ткнись: в интернет, в телевизор, в приемник,- везде только и слышно "санкции", "черные списки", запреты.... Наверное, это вирус такой, заразный! Что-то типа птичьего гриппа.)))

Да! В этом одна из причин по которым я завязываю свое участие в Риске. Ущербное самолюбие довлеет над Правдой и Полезностью. Отсюда и игноры, и ругалки, и прочая лабуда, не имеющая отношения к горам. А это скучно и противно. А Михаилу, как всегда, спасибо. Толково и доказательно.

Согласен со всем, кроме первой фразы

Вспомните, когда появился "Новый Риск"? Когда скандальность его предшественника - форума М.ру - привела к тому, что с М.ру точно так же ушли последние авторы (кроме официальных публикаций). Ведь "свято место пусто не бывает". Поскольку Риск твердо и осознанно идет по тому же пути, и вменяемых авторов осталось уже немного, есть надежда, что вскоре он наконец полностью избавится от них, и появится новый сайт, который первые несколько лет будет вполне приличным.

А мне бы хотелось, чтоб молодое поколение побольше материалов бы размещало, всяких :)

Ни дать ни взять! Правильно же.

А обычные крючья разве не портят скалу? Хорошо известны примеры, когда в Йосемитах тонкие щели под лепестки раздолбали до такой степени, что сейчас эти дырки (pin scares) можно брать руками и лезть свободно. Там очень много их на популярных маршрутах.

Конечно портят. Но меньше чем якоря. Якорь делается из очень твердой стали: 30ХГСА и её аналогов, затем проходит термообработку закаливанием. После этого, являясь материалом более твердым, чем скальная порода, он просто "спрямляет" свой путь в трещине, скалывая все, что мешает углублению якоря.

Не могу с вами согласиться. В подавляющем большинстве случаев якоря ставятся в щель и подбиваются, а не забиваются с характерным звуком. Они конечно портят скалу, но много меньше чем, например, швелера. Опять же вылетает все, что может поставить человек, даже шлямбур. Но альтернативой якорю в большинстве мест где его ставят являются микростопперы, которые держат существенно меньше. Често сказать уже давно не видел, чтобы кто-то носил на маршрут крючья отличные от якорей, разве только чтобы на дюльферах оставлят).
Опять же если говорить о Тирольской декларации, то европейцы понимают ее как-то странно. У них в горах почти нет болтов, зато полно ржавых крючьев, которые никто не выбивает (видимо, чтобы не портить скалу) и они там планомерно гниют. А когда сгнивают совсем, то кто-то не выдерживает и бьет еще один крюк рядом. Вообщем выглядить это ИМХО не красиво и странно. Уж лучше чуть подраздолбанные якорями щели.

Перечитал я ещё пару раз обсуждаемую статью https://www.risk.ru/blog/212214 и КМК понял в чём причина и методическая неточность, ставшие причиной этого поста.
В обсуждаемой статье с якорями сравниваются мягкие крючья а не твёрдые.
КМК, это некорректно. Ибо, физика работы мягких и твердых крючьев - различна.
Сравнивать же надо - однообразное.
Якоря ведь делаются не мягкими а твердыми? Значит и сравнивать их свойства надо с твёрдыми крючьями.

Экология и сохранность скал - дело нужное.
Сохранность жизни людей в горах - не менее нужное.
Если пользователи инструментов будут лучше понимать физические механизмы их работы - будет лучше всем. И людям и природе.

Как показывает практика, в 60 процентах случаев при споре двух индивидуумов каждый остается при своем мнении. Цифры конечно я не люблю, как и статистику, но если задуматься, то я думаю мало кто менял свою точку зрения после горячей полемики. То что Денис ушел от спора ничего страшного, просто, как мне кажется, он весьма существенно сократил количество букв и флуда. Санкции и игнор придуманы давно, просто назывались по другому...

Наверное в мире Российского и Международного альпинизма уже все сделано и решено, если перешли на экологию использования крючьев... Мусор убран, тела спущены, правила все соблюдают.. можно перейти и на запрет крючьев.

Можете закидать меня грязными тряпками, но в споре нужно аргументировать фактами, цифрами и расчетами. У Дениса они есть. Критикуешь-предлагай, предлашаешь-делай, сделал- отвечай...

Всем добра!

Денис, и Вам добра!
На Вас тряпок не напасешься!))) "в споре нужно аргументировать фактами, цифрами и расчетами. У Дениса они есть. " О том и речь, что цифры как бы не совсем корректные!

А вообще, Вы много правильных слов сказали. Особенно понравилось "Критикуешь-предлагай, предлашаешь-делай, сделал- отвечай..." Это по-нашему. Прям лозунг времен СССР! Надо бы запомнить, и при случае использовать в споре с оппонентами: развелось критиканов, однако!

Миша ты не прав в своей оценке якорных крючьев. Во первых они в разы надежнее обычных скальных крючьев, во вторых они гораздо меньше портят скалу (их не надо сильно забивать, в отличие от обычных крючьев, а лишь немного подбить), иногда можно просто вставить якорь в щель и при нагрузке он заклинивается в неровностях щели. Настоящее время мы на 90% отказались от обычных скальных крючьев в пользу якорей.

Валера, "ты меня за Советскую власть не агитируй!": я знаю цену якорям и их надежности. А вот по поводу их "разрушительной способности" с тобою не соглашусь. И скалы они рушат больше не при забивании, а при выбивании, когда их расшатывают. Если пользоваться выдергой по оси якоря- тогда меньше. Но выдергой многие не пользуются, предпочитают расшатывать, кроша якорем скалу. Да и не всегда ею можно воспользоваться. Может, на ваших сиенитах трещины разрушаются меньше, но в Крыму на известняках- очень крошатся. Вот ролик (черновик, неудачный- скалы крошатся) испытания мною новых якорей фирмы Крок:

Работа выдергой значительно упрощает вытаскивание якорей и сохраняет скалу.

Что хотел сказать Денис в своей статье?
"1. Мы провели исследование лабораторное, вот результаты в обработанном виде и выводы. Ознакомьтесь.
2. Имеются следующие аспекты использования якорей."
Знайте и применяйте это все, и проживете длинную и счастливую жизнь. При срыве вы не выдернете все точки и не умрете (это от меня)
Что Вы хотели сказать?
1. Денис поставил меня в игнор-лист.
2.Он не прав.
3. Якорные крючья разрушают скалу, и Денис не прав.
Все, не считая начала п.3 неприятный и грубый троллинг.
После таких "ответов" и "реакций" опытного альпиниста на ИНФОРМАЦИОННУЮ статью, которых почти нет сейчас на ресурсе, нет желания вообще ничего писать на риске.
Вот такое у меня впечатление от Вашего поста.
Будем все исследования крючьев оставлять для себя, вот и все.
Да, обычные крючья держат нагрузку, одна проблема - они вылетают гораздо проще. Не разрушая скалу, а разрушая здоровье и жизнь. На сложных маршрутах, в нормальных горах никто практически не использует никаких крьчьев, кроме якорных, потому что это безопасно. Хотите жить, бейте якорные крючья и выкидывайте все остальные. Не на захоженных маршрутах Крыма. А в нормальных горах, на сложных маршрутах, если не хотите там остаться навсегда. У меня все.
Грубо, но все так и есть.

Спокойнее, девушка спокойнее. От волнения у Вас способность анализировать нарушилась, не замечаете очевидного и не делаете из очевидного логические выводы.

Что хотел сказать Денис в своей статье? Возможно, Вы правильно обозначили основные его цели (хотя главную не назвали – реклама ваших якорей и Школы ИТО). Возможно. Но вот по поводу меня Вы глубоко заблудились, ибо я хотел сказать:

1. Денис (как, впрочем, и Вы, девушка) вводит сообщество в заблуждение, утверждая, что якоря выдерживают при срыве нагрузку значительно большую, чем обычные крючья. Что бы убедиться в этом, надо все- таки напрячься и прочитать мою статью. Те, кто её прочитал - убедились и согласились. Обычный крюк из твердой стали держит столько же, сколько и якорный.

2. Среди обозначенных Денисом аспектов не освещен один: якорные крючья разрушают скалу. Разрушают.

3. Указанное в п1 и п2 говорит либо о преднамеренности обмана, либо о низкой квалификации в области обеспечения безопасности. Выбирайте.

Вы говорите о моей плохой реакции на якобы ИНФОРМАЦИОННУЮ СТАТЬЮ. Так и есть. Ибо информация недостоверная.

Троллингом я называю статью Дениса, и Ваш комментарий. Преднамеренно вводя молодых членов сообщества в заблуждение, вы (т.е. Денис и Вы) троллите тех, кто в теме. Ведь Денисом и Вами движет вовсе не желание спасти сообщество от массового суицида путем использования обычных крючьев вместо якорей. Вон, буржуины, якоря не пользуют, и ничего, живы до сих пор. И особо не страдают от отсутствия якорей.

Особенно мне понравилось Ваше: «При срыве вы не выдернете все точки и не умрете!», Красиво и впечатляюще звучит. И что, много уже убилось по этой причине (вырыв всех точек)? Есть статистика? И по якорям есть? Или опять только голословные, но красивые утверждения?

И еще, тоже неплохо сказано: «Да, обычные крючья держат нагрузку, одна проблема- они вылетают гораздо проще. Не разрушая скалу, а разрушая здоровье и жизнь!» Красиво, и патетично! Только непонятно: если крючья нагрузку держат, то почему вылетают? Должны или держать, или вылетать. И если Вы согласились, что они нагрузку держат, значит – не вылетают. А раз не вылетают, то и здоровье с жизнью не разрушают. Как то так. Что-то одно.

«Хотите жить - бейте якорные крючья и выкидывайте все остальное!» И как только предыдущие поколения без якорей осваивали Фаны, Ворзоб, Каравшин, Аксу? Наверно, жить не хотели, не дождались появления якорей. И, что удивительно, выжили! А бедные иностранцы до сих пор рискуют своими жизнями без якорей! И что удивительно: ходят сложнейшие стены, паршивцы!

«Не на захоженных маршрутах Крыма»- т.е Вы даете «добро» на прохождение маршрутов в Крыму без якорей! Спасибо! Хоть здесь разрешили!

Фу…и у меня все!

У Вас, Михаил, все ,значит, выжили ? У меня нет.... А были б у них якоря, да на той же Аксу, может и по другому их срывы бы обернулись...

Marinko, 05.08.2017 19:14

...Хотите жить, бейте якорные крючья и выкидывайте все остальные...

ivantem, Сегодня в 18:41

...у хорошо знакомых мне ребят был вырыв двух сблокированных якорей в 2013-м в Крыму на известняке. Два якоря забитые вплотную в угловую щель - якорь полностью примыкал плоскостью к одной из сторон угла, скололи под нагрузкой противоположный край щели и вылетели, вместе с альпинистами, ...

Без комментариев!

ну, давайте, обсудим случаи вырывания обычных крючьев?

Я бью якоря с 2007 года. Хожу не очень мало. От обычных крючьев отказался полностью.
По совету Игоря таскали парочку коробов на Аксу по маршруту Могилы. Не нашел куда забить.
Потребности в них не чувствую. Большая часть альпинистов с кем пересекаюсь на чемпионатах и на больших стенах из крючьев обходится якорями.
Случай вырыва мне известен один.
Не показатель?

Так не надо их сильно забивать молотком, большинство якорей при правильном их использовании вообще вытаскиваются руками без использования каких либо инструментов, для остальных достаточно фифы и только небольшая часть требует применения молотка или выдерги. Так что разрушают скалу они значительно меньше скальных крючьев, которые требуют в несколько раз более сильной забивки и выбиваются с большим трудом.

Валера. По крючьям долгие годы и у нас, и за бугром, и комиссией по снаряжению УИАА. велись исследования несущей способности крючьев при срыве: крючья бились в скалу, а затем создавалась динамическая или статическая нагрузка с измерением усилия на крюк. Набрана статистика и, определены нагрузки, даны рекомендации.

По якорям таких исследований не велось. Да, якорь можно использовать как закладку (да и как скайхук). Но это не значит, что слабо забитый якорь всегда будет держать нагрузку. Если он сработает при срыве как закладка- выдержит. А если щель с параллельными стенками, то нет. Пока не будет настоящих исследований несущей способности якорей, я бы не рекомендовал молодежи пользоваться твоим советом.

У нас есть статистика за последние 15-20 лет (с момента начала широкого использования якорей) у начинающих молодых альпинистов обычные скальные крючья вылетают примерно в 10 (!) раз чаще якорей.
Исходя из своей практики я уверен в более высокой надёжности якорей и мне не требуется каких то дополнительных исследований по этому поводу. Недостаток якорей только в том что он плохо работает в горизонтальной щели и сдесь он уступит по надёжности скальному крюку.

Простые факты:
1.Массовое использование якорей сильно увеличило безопасность прохождения технически сложных стенных маршрутов, многие их которых до использования якорей были непроходимыми.
2.Использование якорей уменьшает в принципе время прохождения (работа с точками) и повышает саму возможность прохождения сложных участков.

Если участники успешно проходят сложнейшие участки, грамотно организуя страховку, и НЕ берут на маршрут швелера, v-крючья, узелки и морковки - зачем им знать как всем этим пользоваться? Из уважения? Старую Школу всегда уважают, в этом нет сомнений.

А место где был забит швеллер всегда разбито. И потом каждая команда бьет крюк в одно и то же место. Сколько невытащенных в Крыму было до недавних пор.. лезешь, видишь старый крюк, и сразу уважаешь его.

"Массовое использование якорей сильно увеличило безопасность прохождения технически сложных стенных маршрутов, многие их которых до использования якорей были непроходимыми."

Анастасия. Это миф, не подтвержденный цифрами. Не спрашиваю о статистике: её по якорям нет вообще. Назовите хотя бы маршруты, которые "до использования якорей были непроходимыми."

Вон -Сильвия Видаль проходит самые сложные в мире ИТО маршруты с А4-А5 (наши никто таких маршрутов не ходил), и не использует ни одного якоря!

По п.2 - не спорил и не спорю, с якорями быстрее (не надо думать и подбирать крюк к трещине).

Я все пытаюсь донести одну мысль, которые все отказываются слышать.

Надежнее всего анкера. Обеспечивают безопасность при срыве 100%. И бить их с перфоратора легко. И процветала такая технология в 70-90 годы (вспомните маршрут "Компрессор" на Cerro Torre, но также ходили и на Транго, и др.). Но сегодня (слава Богу) сообщество осудило такой стиль и если где он и применяется, то так, чтобы никто не видел, стеснительно (как в туалет сходить).

Мировое сообщество давно ввело для себя по ряду видов снаряжения САМООГРАНИЧЕНИЕ. Фифы ледовые, фифы скальные, шлямбурные крючья, скайхуки по дырочкам и др признаны в сообществе "неэтичным оружием". И якоря в их числе. Именно поэтому во всем мире обходятся без них.

Но у нас как и во всем- свой путь. Нам можно все. И обосновать для своей совести мы можем все. Как ответил антигерой в фильме "Волга Волга":

"– Что же вы идёте против течения?
– Неправильная формулировка: это не я против течения-это течение против меня!"

За чистоту стиля согласна.
Вот на днях слушала рассказы про австралийские скалы, так там болты исключительно там где больше ничего человек сделать не может. И никаких пробитых станций, об этом даже и речи нет. И ещё есть такие маршруты, где вроде всё пробито (не по-скалолазному), но есть пара мест куда хорошо свои точки класть, так и тащи всю снарягу ради нескольких точек наверху маршрута. Как автор маршрута сделал, значит всё, только так.

Тоже интересно. Сколько людей - столько и мнений.

а можно ссылочек о неэтичности якорей в забугорном сообществе?

Мне в общем, все равно, чем пользуются альпинисты на своих восхождениях.

Просто два слова по существу вопроса.
Якорь по своему конструктиву, по вектору сил, возникающих при установке и рывке в среднем всегда будет менее разрушающим и более надежным.

Форма его такая что усилие рывка приводит к более глубокому заклиниванию.
Так же как якоря на судах- никто ж их не забивает:)
Они за счет правильной формы и соответствующего вектора сил цепляются за грунт.

Разв это не очевидно?

Отказываться от более надежной страховки в пользу менее надежной- опять же, никто не запретит.
Возможно, когда нибудь чистым стилем будет восхождение вверх ногами.
В нормальном положении то любой залезет...:))

Дядя Миша, как всегда "звездит" не много) И даже коллег своих по духу и по возрасту, и по достижениям слышать не хочет) Скажу одно, мы все видим результаты команд школы ИТО, красноярцев, того же Нефедова (по окончании курсов зачетные восхождения на Морчеке) и пр.

Ув. Михаил, когда уже же ваши многочисленные, как вы их называете, "человековосхождения" уже реально начнут показывать "класс"? Где громкие восхождения? 5-ки, 6-ки? Первопроходы? Зачетные восхождения на Морчеку после ваших курсов в конце концов? Кто и где эти реальные "инструктора школы" и ее "выпускники" способные показать это?

И да - это троллинг, и да это не про крючья, но как мне кажется, что все это как то взаимосвязанно..

Ув. Mi Tek! Разницу между обучением уровня НП, СП и "громкими восхождениями" понимаете? Да и между Нефедовым и думающим и обучающимся вторым разрядником? Между школой конкретно ИТО, и методически грамотно выстроенным обширным курсом? Не клейте ярлыки, почитайте методическую литературу. В идеале- инфиз заочно.
А тему поста забыли в горячке. У Михаила акцент на сохранность рельефа, а не на сравнительную безопасность якорей. Пока нет достоверной статистики на этот счет, говорить не о чем.

Племянник Дима, мерятся достоинством со Школой ИТО и Нефедовым мы уж без тебя будем, прости, мал еще. Надеюсь, ты все таки займешься когда-нибудь альпинизмом, и поймешь, о чем тут речь. Совершишь пусть не громкие восхождения (5-ки, 6-ки, первопроходы...), а хотя бы самые простые маршруты в Больших горах.

Михаил, а Вам такой племянник нужен??? :) Может лучше Нефедову отдать?
(извини что на Вы, форум все таки :) )

насчет того, что якоря делаются и используются только русскими или украинскими альпинистами - это миф.

Ultimate Reality Piton

Iron Hawk

Black Diamond Pecker # разные...

Сейчас на Транго встретили буржуйские якоря в форме пингвинчиков. У них нижнее отверстие мелкое и хорошо идет только со стропой, верхнее вообще никакое и нет упора для выбивания ни снизу ни сверху. Они изначально одноразовые! Фото нашел в сети, но на нем уже какой-то улучшенный вариант.

Также, давайте не будем вводить в заблуждение наивных читателей, тем что НЕ якорные крючья у иностранцев легко выбиваются. http://www.camp.it/prodotti2.aspx?CAT=29&B=&CDV=06

Либо не просто, либо вообще не выбиваются. А если приложить усилие с цепью, то дырка останется намного больше, чем от аккуратного якоря. Тем более, теперь, когда есть якоря с отгибом (швеллерные якоря). Они замечательно заменяют вертикальные швеллерные крючья.

Помимо этого на Грейт Транго мы ужаснулись объемам оставляемого буржуями (и некоторыми россиянами, а возможно и украинцами) мусора и снаряжения. В районе бивуаков полиэтиленовые пакеты в щелях лежат, как новые. Только пустые жестянки немного заржавели.
Больше всего говнища на американском ребре - постоянно банки из-под консервов, веревки, бутылки и пр. и т.п.
Товарищи авторы маршрута Bushido тупо провешали от своего последнего лагеря на стене 4-5 веревок под начало вершинного бастиона и смело бросили все это гнить на маршруте.

Вообще, по моим прикидкам на стене болтается в разных местах около километра веревок. И если некоторые просто не смогли продернуть, то большая часть сознательна оставлена закрепленной висеть.

Тирольскую декларацию видимо чтут в Тиролии и апологеты на Риске... А на бигволах всем, кажется абсолютно пофигу...

Дык, в Тиролии они чай сами живут! А в БигВолии , как говаривал Шабалин, не жить, а выживать приходится ! Временами.
Ваня - красавчик !

Иван,это не якоря в нашем понимании. У меня есть все Вами перечисленные, и я ими пользуюсь много лет. По размеру они значительно меньше общепринятых у нас, материал значительно мягче, а клювы - тоньше и заточены клином.

"Ваши" крючья- три правых. Они предназначены для "глухих" трещин. т.к. их клюв заточен клином ( в отличии от наших якорей, которые многие из производящих якоря их вообще не точат, оставляя носик прямоугольным).

Так что "Федот, да не тот!"

Есть у меня также и набор всякоразных мягких и твердых крючьев (кованных в основном), .V-образные, U- образные, Z- образные упругие от разных хороших фирм. Бьешь- и душа радуется: "Надега!".

А по поводу мусора в Пакистане и Индии - есть проблема. Думаю, его оставляют потому, что после экспедиции денег на носильщиков для выноса мусора не остается.

Вполне себе тот федот. Размерами сравнимы с нашими средними якорями.
Денис якоря школы ито затачивает.

Речь не про базлаг, а про стену! Какие Носильщики?

Между прочим за каждого мембера фирма платит из денег альпинистов в Пакистане государству - экологический взнос. Наши Носильщики жгли мусор. И мы активно чистили горы, везде, где могли.

Вот, пожалуйста, один из авторов "Bushido" на Транго и брошенных веревок - Марек https://www.facebook.com/MarekRaganowicz.
Вполне себе использует якоря зимой 2017 на Баффиновой Земле, MantraMandala, A3+

Якоря, несомненно, хорошая штука.
Но трудно не согласиться, что качественные испытаний на рельефе(как проводились для классических крючьев) за уже долгое время их использования неизвестны(мне). Я видел их испытания Женей Дмитренко, он кидал скат с F=2 на полностью забитый крюк. Понятно, из-за трудоемкости это были единичные испытания и какую нагрузку держал крюк, неясно.
Мне кажется, сторонникам/производителям якорей давно пора совместными усилиями провести такие испытания, тем более методика известна ещё с советских альплагерьских времен.
Случай вырыва стации на якорях был примерно два десятка лет назад, подробностей не было в те годы

у хорошо знакомых мне ребят был вырыв двух сблокированных якорей в 2013-м в Крыму на известняке. Два якоря забитые вплотную в угловую щель - якорь полностью примыкал плоскостью к одной из сторон угла, скололи под нагрузкой противоположный край щели и вылетели, вместе с альпинистами, которые не джобнулись на 200 метров вниз, только благодаря чуду и 0,75-му френду БД, который был на 10 метров ниже...
Френд теперь в красном углу, вместо иконы.
А мы, пользуясь опытом этого поучительного случая, больше НИКОГДА не дюльферяем, как раньше на одном якоре и не делаем станцию на своем меньше чем на трех точках. И одну обязательно стараемся использовать из другого железа.
Например, два якоря + закладка или френд или два закладных + 1 якорь...

Пожалуй, последую примеру Дениса.
Мы неконструктивно "толчем воду в ступе". Я после гор, видимо, немного нуждался в общении. Судя по всему, эта потребность удовлетворена.
Тем более, что автор поста замечает только удобные ему комментарии, а неудобные вопросы попросту игнорирует. Что ж...

Пора подвести итоги "плодотворной дискуссии".

Многолетняя практика использования якорей ведущими альпинистами создала иллюзию их супернадежности. Эта же иллюзия поддерживается и лабораторными испытаниями, где по сути, тестируется не несущая способность якоря в скале, а прочность самого крюка.

С другой стороны, искажаются (занижаются) данные по несущей способности обычных крючьев.

Эти тенденции приводят к неправильной оценке надежности страховки, периодически- к НС. Знаю примеры вырыва якорей даже при небольших нагрузках (на ИТО).

Выводы:

1. Для реальной оценки несущей способности якорей требуются испытания по типу проводившихся ранее для обычных крючьев.

2. Якоря, как и обычные скальные крючья, могут "держать", но могут и не держать срыв. И эти их возможности необходимо также исследовать.

Благодарю всех, принявших участие в дискуссии и прошу извинения у всех, кого ненароком обидел: не со зла, а только правды ради.

Для непродуктивного холивара вывод очень достойный.
Остается открытым вопрос, кто же проведет адекватные испытания на скалах?

В ФАР необходима Комиссия по безопасности: в УИАА такими исследованиями занималась она- Комиссия по безопасности (Safety Commission) .

В СССР такие исследования вел один из отделов ВИСТИ. Теперь ВИСТИ тоже существует (Всероссийский проектно технологический и экспериментально конструкторский институт по спортивным и туристским изделиям ранее: Всесоюзный проектно технологический и экспериментально конструкторский институт по спортивным и туристским изделиям)

Из специалистов- альпинистов остался Борис Лазаревич Кошевник (Питер) он раньше занимался в т.ч. и этим.

Думаю, комиссия по снаряжению должна инициировать эти вопросы и от имени ФАР выступить заказчиком этих исследований.