Майский треккинг в Джунгарском Алатау

Пишет sila_trakt, 11.11.2017 16:28

Майский треккинг в Джунгарском Алатау (Туризм)
Предыстория
Я уже не помню, как мне пришла в голову мысль сходить треккинг на Джунгарский Алатау. Первоначальная идея заключалась в следующем: пересечь весь массив, начав маршрут в Северном Джунгарском Алатау и закончив в Южном. Я планировал заходить в горы близ г. Текели Алматинской области, подняться по долине р. Кора, перейти в долину р. Коржун, затем - в долину р. Казан, от неё, через перевалы Карабулак и Таласасу, попасть в долину р. Малый Усёк, а затем - в долину р. Усёк. Пройти этот маршрут я предполагал в июне или июле. Однако ситуация изменилась, и всё мероприятие пришлось перенести на первую половину мая, когда условия в этом районе несколько отличаются от летних. Посоветовавшись с людьми, бывавшими в этом районе в это время года, я понял, что первоначальный вариант маршрута будет очень сложным (в первую очередь, из-за большого количества снега и повышенной лавинной опасности), и его нужно упрощать, что и было произведено в несколько итераций, причём окончательная версия маршрута была утверждена за неделю до вылета в Алма-Ату. Этот маршрут был пройден полностью без каких-либо изменений.

Нитка маршрута и сроки
30 апреля - 16 мая 2017 г.
Нитка маршрута: г. Текели Алматинской обл. - долина р. Чиже - долина р. Ойсаз - пер. Кызылауз - долина р. Шимбулак - долина р. Терсаккан - долина р. Тентексай - ур. Субе - долина р. Арасан - пер. Кумбель - долина р. Коржун - долина р. Караарык - долина р. Коксу - долина безымянного притока р. Коксу, стекающего с пер. Сатылы - пер. Омар - долина р. Ерменесай - долина р. Коксу - пос. Рудничный Алматинской обл.

Особенности маршрута
Общий характер похода был определён двумя факторами. Во-первых, зимой 2016-2017 гг. на всём Тянь-Шане выпало очень много снега. Во-вторых, весна 2017 г. запаздывала в Алматинской области на целый месяц. Следствием этого стало то, что значительная часть маршрута, а именно, от верховьев долины р. Ойсаз до низовьев долины р. Коржун, лежала в снеговой зоне. Здесь, конечно, встречались небольшие участки без снега, например, в средней части долины р. Арасан, но в целом эта часть маршрута проходила, скорее, в зимних условиях. Т.е. сплошной снежный покров лежал выше 2000 м абс. выс. С другой стороны, именно на первую половину мая 2017 года пришёлся период активного наступления весны в горах Джунгарского Алатау, поэтому пер. Омар высотой чуть более 2400 м, который был пройден ближе к концу похода, оказался покрыт снегом только частично, да и тот снежный покров, что был, имел очень небольшую толщину. Установление весенней погоды определило, кроме того, во-первых, наличие крепкого наста в начале похода; во-вторых, повышенную опасность воздействия ультрафиолетового излучения; в-третьих, подъём уровня воды всех водотоков во второй половине похода; в-четвёртых, повышенную лавинную опасность. Всё это сильно повысило сложность маршрута.

Плюсы и минусы маршрута

Начнём с плюсов.
1. Каждый горный массив по-своему красив. Джунгарский Алатау - один из самых живописных массивов, в которых мне доводилось побывать. Пейзаж по ходу маршрута каждый день разный. Здесь есть и обширные плато, и узкие ущелья, и скальные стены, и широкие ледниковые долины. Растительный покров тоже весьма разнообразен: встречаются и хвойные леса, и заросли стелющегося можжевельника, и степные сообщества, и альпийские луга.
2. В отличие от многих южных районов, здесь действительно много воды, причём воды хорошего качества. Очень много водотоков, в том числе довольно крупных рек. Всё это значительно упрощает планирование маршрута и мест стоянок.
3. Благодаря высокому разнообразию местных ландшафтов, есть много возможностей планирования маршрутов разной категории сложности.
4. Джунгарский Алатау сравнительно непопулярен у туристов, поэтому людей здесь немного. Если вы стремитесь убежать подальше от них, Джунгарский Алатау - неплохой выбор.

Минусы.
1. Весь массив Джунгарского Алатау находится в пограничной зоне Республики Казахстан, для нахождения в которой необходимы специальные пропуска. Есть несколько вариантов их оформления. Самый простой - оформить на месте, но он и самый затратный по времени. Если вы хотите оформить пропуск дистанционно, вам нужно связаться с людьми, которые этим занимаются, и заплатить им весьма приличную сумму денег. На мой взгляд, это самый важный минус, который, видимо, в конечном счёте, и определяет непопулярность этого района.
2. Поскольку в горах Джунгарского Алатау много водотоков, причём некоторые из них довольно крупные, встаёт вопрос о переправах через них. По нашему маршруту наиболее технически сложным участком мне представлялся брод через р. Караарык близ устья р. Коржун. Я пытался выяснить у туристов, бывавших в Джунгарском Алатау, и у местных жителей проходимость Караарыка вброд, но никакой определённой информации так и не получил. Фактически, как это ни странно звучит, у меня не было данных о том, чтобы хоть кто-то когда-либо переходил Караарык вброд. На второй день похода мы встретили группу местных жителей, которые не добавили оптимизма в этом плане: мол, дальше Кызылауза вы не пройдёте и Караарык не перейдёте. На деле всё оказалось существенно проще. Хотя, возможно, нам просто повезло.
3. В период активного таяния снега здесь очень высока лавинная опасность. Ни одной лавины в процессе её схода, к счастью, мы не видели, но свежих лавинных конусов очень много. Впрочем, возможно, в этом году лавинная опасность была повышена относительно среднего уровня из-за обильных зимних осадков.

Схема
Всю основную информацию о маршруте я свёл в схему: https://yadi.sk/i/DLUcGggi3Pbx7q
Здесь S - длина маршрута; H - общий подъём.

Если у вас есть вопросы - буду рад ответить. Я не занимаюсь туризмом на профессиональном уровне, поэтому отчёты в соответствии с установленными правилами не пишу. Цель моего поста - донести информацию до тех, кому она может быть полезна, сделав её максимально доступной и понятной, насколько это в моих силах.