Летний треккинг на Южно-Чуйском хребте (Алтай)

Пишет sila_trakt, 13.11.2017 13:36

Летний треккинг на Южно-Чуйском хребте (Алтай, Туризм)

Предыстория
Идея треккинга на Алтае появилась у меня довольно давно. Район с точки зрения туризма сравнительно популярный, информации о предполагаемых маршрутах много. Впрочем, я не сторонник лёгких путей, поэтому решил, что, если уж идти на Алтай, то подальше от хорошо освоенных районов. Выбор пал на Кош-Агачский район Республики Алтай, а именно, на Чуйскую Степь и Южно-Чуйский хребет. Этот маршрут привлекал возможностью пересечь Чуйскую Степь и подняться на Южно-Чуйский хребет, то есть обещал значительное разнообразие ландшафтов - от степных до горно-ледниковых. Эти ожидания в итоге оправдались.

Нитка маршрута и сроки
30 июня - 12 июля 2017 г.
Нитка маршрута: пос. Ортолык Кош-Агачского района - долина р. Елангаш - долина р. Ирбисту - ур. Сарыкобу - оз. Сазынкуль - г. Тыстой - г. Тымойн - г. Тесьтой - г. Тымойн - долина р. Турой - ледн. Ажурный - долина р. Турой - долина р. Елангаш - пос. Ортолык Кош-Агачского района.

Особенности маршрута
Когда я искал информацию об этом районе, я преимущественно натыкался на описания, которые рисовали летние местные погодные условия тремя терминами: "солнечно", "сухо" и "ветрено". Чуйскую Степь описывают как одно из самых солнечных мест на территории Российской Федерации. На практике выяснилось, что это справедливо лишь отчасти. Мне представлялось, что в течение всего похода будет очень жарко, очень солнечно и совсем не будет дождей. Может быть, так действительно бывает. Возможно, я попал на не совсем типичные погодные условия для этих мест, но за 13 дней похода абсолютно ясных дней было только два, а осадки наблюдались почти в половине дней. Надо сказать, что такая погода для треккинга однозначно подходит лучше, чем ясная и жаркая. А вот насчёт ветров в этом районе Алтая я не обманулся. Больше половины дней похода были с сильным ветром, причём трижды ветер становился серьёзной проблемой. В первый раз - в урочище Сарыкобу, во время перехода на озеро Сазынкуль, встречный ветер скоростью около 20 м/с вынудил переждать до его ослабления, т.к. идти против него стало весьма сложно; второй раз - во время стоянки в седловине между горами Тыстой и Тымойн сильный западный ветер с дождём и снегом несколько раз ночью вырывал колья палаток и вообще заставил понервничать; в третий раз - на последней ночёвке близ пос. Ортолык поднявшийся вечером ветер существенно затруднил установку лагеря.

Плюсы и минусы маршрута
Плюсы
1. Ландшафтное разнообразие. Это, безусловно, самый главный плюс. Мало где можно встретить на таком небольшом расстоянии степные ландшафты, альпийские луга, кустарниковые сообщества речных долин, каменистые россыпи и гольцовые ландшафты вершин горных хребтов, ледниковые долины и ледники. Интерес представляют каменистые поверхности вершин и верхний частей склонов горных хребтов, смоделированные процессами криогенного выветривания, которое привело к формированию причудливых форм - горные породы трескаются, расщепляются на пластины, поворачиваются под необычными углами к поверхности и т.п. Правда, здесь совсем нет деревьев, но, в конечном счёте, местную природу это не портит.
2. Если та погода, которую я застал, на самом деле довольно типична для июля в этих местах, то можно сказать, что погодные условия здесь довольно благоприятные для треккинга. Самое важное - нет изнуряющей жары, а за счёт облачности опасность ультрафиолетовых ожогов сильно снижается. Это позволяет чувствовать себя весьма комфортно в длительных переходах. Ночью, особенно в предгорьях и в горах, температура воздуха может опускаться ниже нуля; при наличии снаряжения соответствующего уровня это не является проблемой.

Минусы
1. Очень важным лимитирующим фактором передвижения по Чуйской Степи и предгорьям Южно-Чуйского хребта является то, что питьевой воды здесь довольно мало, а та, что есть, довольно низкого качества. Если посмотреть на карту района, можно обратить внимание, что здесь сравнительно много небольших бессточных пресных озёр, которые, казалось бы, должны быть источниками воды. Эти озёра действительно пресные, но за счёт того, что они очень сильно прогреваются, биологическая активность в них крайне высока. Следовательно, пить такую воду некипячёной едва ли можно рекомендовать. Вода в реках существенно лучше по качеству, но после дождей она быстро становится мутной, что в целом снижает её качество. Да и водотоков тут не так много. Таким образом, при планировании маршрута в Кош-Агачском районе (как нитки маршрута, так и времени года, в которое вы собираетесь идти) следует в значительной степени ориентироваться на водотоки как источники питьевой воды.
2. Для Кош-Агачского района характерно сильно развитое скотоводство, поэтому скот здесь везде. Даже в верховьях ледниковой долины р. Турой, непосредственно под ледником, нам повезло наткнуться на стадо домашних яков. Казалось бы, что может быть плохого в стадах домашних животных. Во-первых, не всегда ясно, чего ожидать от них, их хозяев и пасущих стада собак; во-вторых, обилие скота влияет в том числе и на качество питьевой воды.

Схема
Всю основную информацию о маршруте я свёл в схему: https://yadi.sk/i/0yOqU2A73Pc6uk
Здесь S - длина маршрута; H - общий подъём.

Если у вас есть вопросы - буду рад ответить. Я не занимаюсь туризмом на профессиональном уровне, поэтому отчёты в соответствии с установленными правилами не пишу. Цель моего поста - донести информацию до тех, кому она может быть полезна, сделав её максимально доступной и понятной, насколько это в моих силах.