Пик 7134 м. Спасы №4. Нелегкий выбор. (грустная, но без трупов)

Пишет Sergey Kapiton, 05.12.2017 23:23

Раз у людей возникает запрос, то и пишу свои писюльки - ну, там веселые (когда особенно без трупоф), ну, и грустные, вот ещё одну подброшу. Наша жисть, как и жисть зебры - полосами наполнена: черная полоса, за ней светлая, бегут они бегут меняясь - а там и жопа. Но тут жопы нет. Все обошлось, но мыслей нанесло не передумать.Пик 7134 м. Спасы №4. Нелегкий выбор. (грустная, но без трупов, Альпинизм)

В 2016 м я работал гидом в компании Аксай Тревел. Вели мы на аклимуху большую группу "фиксов" ( группа с точной датой прилета и отлета). Послу цикла занятий и мелких акклимушек группа расположилась в третьем лагере на в. Раздельная, палаток было мало. Мою помощницу взяли весёлые дежурные ( ну кто барышню не возьмёт в палатку) - барышня на высоте в цене особенно на 6100, когда ты неделю дежуришь и акромя снега и заросших харь, постоянно кашляющих и хрипящих не видишь ничего другого. Однозначно скажу - барышня она очень скрашивает времяпровождение, не во флирте дело (на 6100 то м,) а в изменении картины мира, пейзажа и звуковой ряд в ушах, таки, меняется. Ну, как не взять. Тесно, скажите вы, ан нет - когда барышня, дама или лицо другого пола. Напарники гиды, более опытные, тоже нашли куда кости кинуть. Мне же мародёрствовать не хотелось - искать просто пустую палатку и туда залечь до утра. Группа была пристроена, клиенты относительно живы и утром сами бы спустились при наличии 3х оставшихся гидов. Я принял решение вальнуть во второй лагерь и там заночевать. По рации разрешение получил и так и сделал.
Утро сразу не задалось. Оказалось, что накануне парень из Беларуси провалился в трещину. Я должен вам, что сообщить год непростой был по трещинам. Трупов не было, а трещины были и много. Под третьим лагерем чех нашел такую, что еле спасли. Один из гуру альпинистской братии провалился возле второго, сломал ключицу. В общем падежа народу было много в том году, но хорошо, что без трупов.
Андрей провалился чуть ниже второго. Светлана, его подруга четко среагировала и смягчила падение. Парень, хоть и не провалился дальше, но сильно ушиб спину, поранился сосульками и получил сотрясение. Чудом спасся и благодаря барышне, которая была на высоте, великолепно сработала. Андрея вытащили из трещины гиды Аксая Золи Пал и Сергей Титаренко. Андрей и Света были, как раз из Фортуны у которой ни гидов ни спасателей ( впрочем спасателей нет ни у кого). И Фортуна, уже не фирма, была не на стороне пары. Какую то первую помощь ему оказали, но не более того. Пик 7134 м. Спасы №4. Нелегкий выбор. (грустная, но без трупов, Альпинизм)
Во втором лагере стоит палаток 150 разбросанных пятном диаметром метров 400 со взлетами, лабиринтами трещин, ручьёв. Я не знаю доносили ли эту ситуацию Золи и Сергей, но спасателей не нашлось. Я оказался, к несчастью своему, тут как тут. По рации мой шеф Сувига попросил спустить вместе с Сергеем Титаркнко итальянку, которой было плохо. Ну, и посмотреть возможность взять и Андрея, сильно не заморачиваясь возможностью спуска ( не наш клиент, но посмотрите). Света пошла готовить Андрея к спуску. Это было довольно непросто: человека с сотрясением, с травмами спины, исколотым сосульками одеть и как то промотивировать идти Мы сидели возле их палатки и ждали, понимая, что "сковородка" раскисает и спускаться придется еще и в мокрой каше и по стрёмным мостам. Прошел час.
Горы всегда приносят сюрпризы в виде погоды.Пик 7134 м. Спасы №4. Нелегкий выбор. (грустная, но без трупов, Альпинизм) Невнятные тучки уж больно нагло стали разрастаться и настойчиво протискивались из долины сюда, на высоту, как то стремительно меняя цвет с белого на серый с тревожною синеватостью. Надвигался фронт и мне было стрёмно. Валить вниз в связке было бы ещё нормально, успевали, а тут итальянка с высотным бодуном. Но больше всего беспокоила мысль, как вести еще и Андрея. Состояния его я тогда не знал, но понимал, что с двумя елеходячими будет капец. Если фронт нас поймает на спуске, то "холодная" обеспечена, с двумя то якорями, как идти, как там выживать, да и выживут ли? Мои размышления были прекращены Сувигой, сказавшим по рации валить вниз до прихода фронта и Светланой сказавшей, что Андрей встать не может. Вдруг стало легко. Я понимаю, что решение принимается только самим человеком, несмотря на мнение группы, руководства или каких либо оправдывающих причин. И потому решение принимал я - валить вниз. Мы пообещали Светлане, что завтра придут спасатели и все будет "гуд"и повалили вниз. Успели в тютельку. Фронт накрыл нас уже на леднике и мы удачно дошли в лагерь уже в полной мокрой мареве снегопада.
Ночью я не спал - снег валил не переставая, ветер стих укладывая ровными слоями выпавший и все прибавляющийся, а меня мучила совесть об оставленном. Не ситуацией, а тобой оставленном. Следующий день не принес радости - фронт продолжался весь день и нагнал столько снега, что и не только нами обещанный спасотряд, но вообще никто так и не вышел во второй лагерь и никто даже и пытался оттуда не спустится. По связи сказали, что Андрей даже в туалет не выползает и я понял, что "Все". Я вдруг поставил себя на место Светланы, не Андрея. Ей , которая приехала на крутой и приятный экшен, достается крутой и неприятный. И друг загибаецца, его хоть и помогли вытащить, а шо теперь? Спасотряда нет. Народу вокруг - тьма. А попросить некого. У всех свои заморочки: гора, тошнота, непонятный язык, клиенты. Ты одна со своей бедой на треклятой Горе в этой ненавистной палатке, среди сотни других палаток одна с умирающим мужиком. Че то не жилось мне в ее шкуре.
Смерть - это составляющая жизни, ее не миновать. В горах она тоже незримо витает, порой на ровном месте. В высоких горах - редкий сезон обходится без ее присутствия. Порой это смертельное шоу можно наблюдать в трубу, понимая, что ничего сделать нельзя. Уже отстранено мы принимаем ее факт присутствия и сильно не эмоционируем. Я же эмоционировал. К вечеру погода наладилась и Сувига сказал можете - идите.
Выходят обычно часа в 4 утра, что бы проскочить по холоду возможный сход лавин, пройти по крепким с ночи мостам трещины и не увязнуть в каше "Сковородки". Пик 7134 м. Спасы №4. Нелегкий выбор. (грустная, но без трупов, Альпинизм)Нас было четыре человека: я, Сергей Титаренко, Рома "Тайга" и Эдик Иноземцев (по своей программе). Еще должны были к спасам присоединится пару гидов из "Памирки", тоже добровольцы. Опасность спасов была еще и в том, что такой группой тащить клиента через трещины - очень опасно, нагрузка на мосты грозит еще одними спасами. Да, и была там одна трещище в которой в прошлом году погиб очень известный гид Костя Обедин, не без помощи клиентов. Когда рухнул мост под последним, веревка была не натянута и сорвала предыдущего и еще двоих верхним из которых был Костя, погиб только он. Понимая, что это может быть проблемой мы подстраховались и попросили летницу у "Памирки", что бы перекрыть ею эту самую опасную и широкую трещину.
И вот ровно в 4-30 искали ее в их лагере. Понятное дело, люди спят в это время, но договор то был, а где ее искать? Минут 20 поисков прошли даром. Время торопило. Тормошнув ближайшие палатки получили на непонятных нам языках понятное нам: - "Пошел на №уй" Начали орать, как еще разбудить ответственное лицо неизвестно где ночующее. Мат раздавался не из одной палатки, я даже обрадовался, что могу понимать его многозвучие на разных языках и наречиях, и именно это многоголосие и разбудило ответственное лицо Илью, который ночевал, как назло, в дальней палатке от нас. В итоге лестница была выдана. Посчитав меня наиболее опытным в ее переноске - лестницу привязали к моему рюкзаку. Я был даже рад этому (своего рода наказание за оставленного тобой человека). Рома нес акью для переноски.
Я напоминал самолет идущий на взлет. По леднику шлось еще легко. но при подъеме, особенно на "Зигзаге" мешала очень. На поворотах на крутом склоне она цеплялась за всё, сбивала темп, бесила. Борьбу с лестницей помог решить фронт вчерашнего дня спустивший лавину и забивший ею смертельную трещину. Лестницу там и бросили - время торопило. Мы шли вверх, уже без лестницы, но мысль о том, как впятером тащить через сковородку клиента меня не оставляла. Сзади кто то приближался, идя хорошим темпом, нас обогнала связка двух ребят без рюкзаков, я спросил их: вы из Фортуны, спасатели? И получив что то типа "Бу-бу-бу" успокоился: 7 человек - не 5.Пик 7134 м. Спасы №4. Нелегкий выбор. (грустная, но без трупов, Альпинизм)
Особенно обрадовался, когда придя во второй оказалось, что Андрей жив и не только жив, а может идти. Скорее всего отлежавшись, хоть и на высоте 5300 его организм отдохнул и чуть восстановился - ему стало намного лучше. Он уже готов был вставать, а значит идти. только на грани выживания понимаешь эти простые истины: если смог встать - то можешь идти, можешь идти - и бежать сможешь (сорри это уже для бегунов) Привязали его двумя усами-растяжками, чтоб не заваливало по сторонам и начали потихоньку спускать его вниз. Пройдя "сковородку" Андрей на спуске вообще разошелся ступал практически твердо и мы без проблем дошли до ледника. Ребята были при деньгах и вопрос доехать до 1-го от подножья на лошади решился просто в виде шикарной белой кобылки доставившей пару в лагерь. Страховка у Андрея была правильная и в ожидании вертушки Светлана переселилась в лагерь Аксая (бесплатно). Почему то она не захотела остаться в Фортуне. Казус вызвало спасательство шустрых ребятишек из Фортуны. Они спустили вещи Андрея и просто запросили по 10 "бакинских" за кило. Это были просто не спасатели а "портеры" решившие подзаработать на спасах (кто как может). Стороны сошлись на 6$ и инцидент был разрешён. Я ушел к своей группе, а Андрея и Свету забрал вертолёт в Ош. Знаю, что он здравствует и по сей день.Пик 7134 м. Спасы №4. Нелегкий выбор. (грустная, но без трупов, Альпинизм)

А какова же мораль.

1. Опять таки экономия порой грозит обернуться грустной стороной.
2. Что непросто порой даются решения: уйти, не спасая. И радует мысль, что порой спасая в данный момент, ситуация могла проявиться не в лучшую сторону. Но совесть, как иногда бьёт, бьёт именно за твои решения, которые легко оправдываются разумностью и ситуацией..

я конечно дико извиняюсь,но мне мне сдается,что на Ленина сложился свой определенный вид гида))),по психотипу))-"гид ленинскопамирский сентиментальногероический,к использованию в других районах малопригодный).

Если сложился именно такой, значит на то были и есть причины.

Меня тут обвиняли в неуважении к чужому мнению, поэтому буду предельно корректен. Глубокоуважаемый Гоблин! Ирония Вам не очень хорошо дается. Будьте так любезны, если Вам не трудно, сообщите публике, получали ли Вы когда-нибудь серьезные травмы горах? Да такие, когда глохли от собственного крика? (Не дай Вам бог этого, ни в коем случае не желаю такого). Но, если такое случится (тьфу-тьфу-тьфу, опять же), то кого Вы хотели бы увидеть неподалеку: "Сентиментально-Героического" или гордо-сильного, у которого завтра Личные Планы, а на сегодня отдых. И Ваши перебитые ноги ему очень неинтересны. От слова совсем. А районы, в которых живут "сентиментально-героические" на Глобусе-везде. Впрочем, как и везде живут гордо-сильные. Но только с очень маленькой буквы.
P.S. А автору поста-спасибо!

не,такие не получал.челюсть ломал,в лоханку какую то упал по собственной неосмотрительности.ну итак,по мелочам.по поводу-кого бы хотел увидеть,лежа в акье-никого бы,так-то, не хотел))чур меня,страшные люди,я их боюсь))и уж извините,как то так получается,что все время по ту сторону этих баррикадъ.и все,кто участвует в спасах,делают это добровольно и с охотой(хочется им этого).и это все одни и те же люди,как правило.и не поверите,бывает что и пострадавшие повторяются)).

Может быть и так. Район, как то выбирает людей. Но люди тут разные. И мои описания - это те в которые сунула моя парадигма, только моей жизни. Другие случаи были и с мордобоями клиентов. Но моя жизнь не втянула меня в тот трэш. Я водил клиентов и на Кавказе. Но 7134 мне нравится, насколько я узнал этот район. Греков пригласит на Южный с удовольствием приеду, Дима)))!

Виталя,думаешь на Южном, с представителями иной фауны,шансов мало у него?)

да фиг его знает,Степа)гид так-то идейный борец за денежные знаки,кто ж поедет с "сытого",безопасного Ленина на Иныльчеки проверять?тут ни над башкой ничего не висит,трещин нет,шабашки по грузу есть.народу только много левого,короче сплошной субъективный фактор)

Понимая, что это может быть проблемой мы подстраховались и попросили ле(с)тницу у "Памирки", что бы перекрыть ею эту самую опасную и широкую трещину.
Автор - писал вам в личку (желтый конверт в правом верхнем углу) - отмаякните в личке что дошло

"Страховка у Андрея была правильная......" Можете подсказать страховую фирму/компанию/?

Просьба не расслабляться- даешь "Спасы №5"!
Спасибо!

Б.дь даже на такой хороший и искренний текст находятся злобные и самодовольные комментаторы.

Не нравится ну напиши, какой сам крутой умный и красивый, зачем обсирать кого то?
Зависть- гнусное чувство.

Спасибо за текст! Очень понравилось.

Все четыре - в избранное. Адназначна! :)
Особенно посмеЯло - про зебру и *опу. Сам придумал? - Молодца!!

Ну а с лестницей получилось немного трешово.
Та лестница была - Аксаевская, еще с прошлого года. Но лежала она в лагере у Памирки. В день перед выходом, мы договорились с Памиркой, что будем организовывать сборный спасотряд, но вышло недопонимание по времени сбора, Аксай выдвинулся в 4-00, как обычно, а в Памирке поняли что встречаемся у них в 7-00.
Вобщем, пришли мы туда, а там тишь да гладь и божья благодать, все спят.
Лестницы нигде не видно, чтобы ее тихо взять да идти дальше.
Мы лестницей намеривались закрыть трещину наверху на "зигзаге", там был раньше снежный мост. Но трещина разошлась к середине сезона, мост стал опасен и непригоден.
Ну так вот, пришли мы и один из наших начал зычным голосом кричать "Лесиницааааа!"
Ну прям как "Снегурочка!". Так было минут 20, пока нам таки не выдали лестницу. Получилось не очень хорошо, т.к. перебудили народ в Памирке :( Ну а дальше шли наверх. Трещину в итоге обошли, пройдя там где она сужалось, тропа стала вдоль трещины идти метров 50. Лестницу там и оставили до лучших времен.
Двинулиьс дальше на спасработы нашим сборным спасотрядом.
Света, надо отдать ей должное самоотверженно ухаживала за пострадавшим несколько дней. Несоклько раз собирала и разбирала лагерь, чтобы итди вниз, но оказывалось что пострадавший парень идти не мог.
В наших спасах, слава богу, акья не пригодилась.
Что касается такой акьи - побольше бы таких девайсов в спас фонде иметь - легкая, умещается в 120 литровый рюкзак, если свернуть в рулон.

Рома то ты добрался сюда, рад. На самом деле это не принципиально. Титаренко сказал на Костину трещину, но на зигзаге был тоже реальный треш на том косом мосте. А акья обязана быть и во 2м и в 3м как обязаловка.

А простите,сергей, что-то я не понял, вот утром мелькнуло несовпадение. Греков от имени Аксая пару лет назад громогласно заявлял на этих полях что с беспределом в спасах Киргизии покончено и все кто поимеют правильную страховку (читай "Согласие") могут расчитывать на быструю, насколько возможно, и какчественную спас помощь, в том числе и вертак. Непонятно,а тут оказывается гидам никто нифига за спасы не платит, даже если страховка правильная у клиента, только вертак?так он не летит на сковороду,тушку надо ще до 1-го сбросить. Как так-то, Дмитрий?!

Спасатели, ну бонус имеют в 50$, даже не знаю от кого. Нет, ну и ладно. Вертак он только от 4400, при наличии правильной страховки. А Греков, шо может сделать супротив правительства? МЧСа нетуть!

чо нету то?есть мчс.и с раздельной телефон берет,и не только с раздельной.http://mes.kg/ru/contacts/))))звоните,так и так,умирають люди,клиенты,гости кыргызстана,такая то фирма,директор,такой то(или -пропуск в погранзону оформлен такими-то),в таком то месте,спасать-не спасать,все в раздумьях.воть.доложил комсомолец такой то.и процесс пошел,правда с обратной стороны,с тыльной))
пятак на водку(50 бакинских)-было всегда,выше спасаталь не стоит в киргизии,герои найдутся всегда,охотники отличиться,фсе идет по плану))

О! МЧС Кыргызстана наконец стало заниматься спасением туристов и альпинистов? Это огромный шаг вперед. Все предыдущие годы нам говорили, что обращаться к ним бесполезно - у них не было ни соответствующих людей, ни техники, ни инфраструктуры.
Тогда можно поподробнее? Нужна ли иностранцу (в частности, россиянину) страховка при обращении в МЧС Кыргызстана, чтобы они прислали спасателей? Если нужна, то какая годится? Или гражданам страны-члена ЕАЭС - бесплатно? Всю ли территорию страны они обслуживают? Есть ли у них вертолеты, которые они могут использовать для спасения в горах? Если да, то на каких высотах? А квалифицированные спасатели, которые могут в горах работать? Какая процедура обращения к ним за помощью по телефону? Есть ли какие-нибудь тонкости при этом?
Расскажите - эти подробности будут весьма полезны тем, кто ходит не на Ленина или на Хане, а в районах, где до ближайшего гида, которого можно позвать на помощь - как до Китая раком или даже существенно дальше:-). До сих пор нам надо было договариваться либо с фирмой, которая нам организовывала транспорт, либо с какой-нибудь общественной организацией (когда-то - Авалон, теперь - Фонд спасения в горах). Так что было бы очень здорово узнать все эти новости поподробнее.

не,Вы не поняли))откуда у них чего есть,это так,ирония,которая мне не очень хорошо дается(

Ребят хорошо знаю, живы и здоровы) Вам еще раз спасибо за помощь)

Мужики, спасибо: за доброе слов, за поддержку и за помощь если что.