Тбау - гора для межсезонья.

Пишет Владимир Рубанов, 28.03.2018 00:38

Тбау - гора для межсезонья. (Альпинизм, альпинизм, МАК Фрилайн)

У нас в клубе (МАК "Фрилайн") есть традиция...
Каждый раз, когда наш идейный вдохновитель Михаил Львович Попов (в простонародье "Дед") меняет себе тазобедренный сустав, он собирает толпу новичков ("Духов") и ведет их на какую-нибудь гору (задницу) в межсезонье, для того, чтобы показать им что такое "настоящий альпинизм".
В прошлый раз в числе духов посчастливилось быть мне, до сих пор помню эти дюльфера в неизвестность с Пика Шогенцукова ночью в тумане и снегу.
В этот раз выбор пал на Тбау.
Замануха звучала так: "Будет тепло и солнечно! Район повышенной инсоляции и дождевой тени, везде непогода, а на Тбау будет сказка, если даже и выпадет чуть снега, всё моментально растает, идти можно будет в кроссовках и кисловодских тапочках, сходите 3а и 3б за 4 дня а духи 1б и 2а, ночевка в теплой пещере, с отоплением, сан-узлом и джакузи".
В общем, забегая вперед, скажу, что ожидания немного оправдались только насчет пещеры, действительно, пещера оказалась вполне пригодной для жизни.
Еще что понравилось на Тбау, это то, что не надо преодолевать всевозможные препоны которыми кишит Домбай и район Адыр-су, из серии: "заплатите за подьемник", "предьявите пропуск", "заплатите экологический сбор", "заплатите за посещение заповедника", "заплатите за стоянку" "и вообще здесь лавиноопасно, заплатите за лавиноопасность" и тд...

В общем, собрав толпу новичков, немного разрядников и Деда в качестве инструктора мы отправились на освоение наших любимых осетинских гор.

Подход выдался знатным, сначала мы шли по лесу, продираясь через ветки, потом по скользким травяным склонам, после них по дну ущелья проваливаясь в снег, и в конце нас ждал крутой и очень продолжительный взлет.
Тбау - гора для межсезонья. (Альпинизм, альпинизм, МАК Фрилайн)
Примерно после 6 часов всех этих прелестей Дед выдал шикарнейший опус: "Почти пришли! Я уже вижу то место, с которого видно место, с которого видна пещера!"

Пещера оказалась действительно довольно комфортной, без ветра и снега, даже была барная стойка естественного происхождения, такой большой камень-гребешок.
Как только пришли, все покидали Рюкзаки и естественно принялись искать еду и чай. Главный мозг нашей компании - Георгий начал экстренно топить снег и отпаивать изрядно потерявшую на таком подходе воду уставшую команду.
Наевшись-напившись мы легли спать в надежде на то, что утром выглянет обещанное Дедом солнце.

Но поваливший с вечера снег не закончился и утром, весь следующий день он сыпал и сыпал, хотя, просветы солнца давали надежду на то, что он вот-вот прекратится, но этого не случилось.
Тбау - гора для межсезонья. (Альпинизм, альпинизм, МАК Фрилайн)
Весь день все сходили с ума кто как мог, кто-то спал, кто-то ел, кто-то играл в какую-то бесконечную карточную игру.
Но к обеду это всем надоело, и кое-как, соорудив внутри известняковой пещеры пару станций на якорях мы принялись отрабатывать полиспаст.
Занятие выдалось очень увлекательным и продолжалось до самой ночи.
Тбау - гора для межсезонья. (Альпинизм, альпинизм, МАК Фрилайн)

С утра зазвенели будильнки и мы стали ждать того самого человека, с самой сильной силой воли, кто первый вылезет из палатки и посмотрит на звезды.
Звезды сверкали, хотя гулявший внизу туман говорил о том что идеальной погоды-все же не будет.
Как-бы то ни было, собравшись и наевшись до отвала нашей любимой овсянки из пакетиков мы отправились на штурм желанной вершины.
Разрядники отправились на 2а, а новички... Новички тоже хотели пойти с нами на 2а, потому что она начиналась прямо от пещеры и уже с участка R3, а до единицы пришлось-бы спускаться вниз, а потом еще топать и топать...
Но увидев не совсем простое лазанье в начале маршрута, точнее, лазанье может было-бы и не такое сложное если-бы не снег лежавший на полочках и тонкий слой льда покрывший все зацепки, приняли решение идти где подальше но попроще.
И действительно, эта двойка была не такая как "стандартные 2а" которые представляют собой практически ту-же единицу. Потребовалось разнообразное снаряжение, множество крючьев, якоря, даже френды, потому как правильных выступов на которых
можно организовать станцию накидыванием петли мы не нашли, разве что, в самом конце. Приходилось собирать станции на трех точках. Даже был кусочек пятёрошного лазанья на ключевой веревке. Ключевая стенка хоть и выглядела сухой на первый взгляд, сухими оставались только вертикальные части, а все зацепки были покрыты такой скользкой смесью из льда и снега.
Хотя, судя по фотографиям, и на единице наши друзья тоже нашли где испытать несколько интересных моментов.
Тбау - гора для межсезонья. (Альпинизм, альпинизм, МАК Фрилайн)

Мы же вылезли первую веревку, сделали траверс вправо, как и было в описании, подошли под вторую ключевую стенку, и тут я ( как я обычно это делаю) подогнав описание под своё виденье маршрута, начал искать на 2а пятерошные стены.
Не знаю что с этим делать, видимо это моё проклятье. Полазив там около часа, поняв что прохождение этой стены по обледенелому рельефу нам не светит, ни в скальниках, ни в кошках, мы начали искать альтернативный путь.

Но ведь и правда всё сходилось, стенка в виде прямоугольника, сначала троешное лазанье, потом крутизна увеличивалась до 90 град.; справа заглаженные серые скалы. Вот оно! подумал я...
По факту-же, надо было сделать 30 метров траверс влево за перегиб и лезть по камину, что проще, либо, чуть правее камина, почему этого очевидного камина не было в описании, для нас так и осталось загадкой. Хотя, если посмотреть не на описание, а на линию маршрута на фотографии, всё было именно так, сложилось ощущение, что нарисованная линия и словесное описание немного не совпадают.

Правильный путь по камину нашел Рома, и вылез его с больной ногой, которую он повредил сорвавшись с первой веревки.

Далее ничего особо интересного не было до выхода на гребень.
После того как мы вылезли на гребень и утонули в снегу, стало понятно что такая тропежка до вершины нас не радует. Снега было предостаточно, трекинговая палка до дна не доставала, было метр снега или даже больше,
а идти еще предпологалось довольно долго.
Связались по рации и принялись ждать "единичников", вместе всё-таки, идти веселее и тропить легче. Они нам отвечали что вот-вот, еще чуть-чуть и мы уже на гребне, это чуть-чуть продолжалось еще долго, мы успели отдохнуть, поесть,
сфотографироваться, почитать дальнейший маршрут, который поняли только примерно. Благо с единичниками должен был вылезти Дед, который вроде-бы, знал куда идти.
Тбау - гора для межсезонья. (Альпинизм, альпинизм, МАК Фрилайн)
Началась тропежка по пояс в снегу в поиске выхода на вершину, который оказался не так прост как мы рассчитывали, подойдя под предвершинный взлет, здраво оценив силы участников, и утекающее сквозь пальцы полезное время для восхождения, мы решили что подниматься всей командой из 8 человек будет не совсем безопасно. Подъем был достаточно крутой, скользкий, и начинало уже темнеть. Хорошо что, в процессе тропежки мы прокапали такую траншею до самого бивуака, что найти его бы не составило труда даже в полной темноте.
Мы решили применить тактику высотных экспедиций и отправили по одному человеку от команды, это было единственное возможное решение пройти маршрут на данный момент.
Было пройдено еще 2 веревки по заснеженным камням, на которых для новичков пришлось бы вешать перила и поднимать их на жумарах, времени на это, к сожалению, уже не оставалась.
На верх выбрались уже в темноте. Не забывая о том что внизу нас ждут недовольные и замерзающие участники восхождения, время не теряли и начали быстрый спуск. Спустились по провешенной веревке прошли по траншее до начала 1б и провесили еще пару дюльферов, к 10 вечера команда благополучно вернулись к палаткам.

В общем, выезд удался, хоть мы и не смогли оценить все прелести дождевой тени и повышенной инсоляции из-за неустойчивой погоды, данный регион можно рекомендовать для безопасного выезда с новичками. Даже в плохих погодных условиях было вполне тепло и безопасно, несмотря на большое количество снега ни одной лавины вокруг мы так и не увидели. Единственное что нужно иметь в виду, это повышающуюся на пол категории, или даже на категорию сложность маршрутов в таком количестве снега, обязательно брать ледорубы и кошки всем членам команды, разные крючья, закладки и даже френды, если планируется пройти что-то выше чем 1б. Порадовало большое количество маршрутов на любой вкус. С этой ночевки можно ходить 1б, 2а, 3а, 3б.
То есть, реально можно совершить выезд клубом, с людьми разного уровня подготовки. И новичкам, и значкистам, и разрядникам здесь будет интересно, можно выбрать маршрут на любой вкус.
Гора эта хороша именно в межсезонье, когда на ГКХ бушует непогода и сыпят лавины, на Тбау тепло, безветренно, ну, и иногда солнечно. А вот летом здесь делать особо нечего из-за отсутствия воды, вода здесь есть только когда есть снег.
Летом пришлось бы тащить всю воду не себе и изнывать от жары. А жара здесь будет не меньше чем в Крыму, в этом я уверен. Понравился очень интересный состав породы,она мягкая но не сыпучая, ни одного пролетающего камня замечено не было.
При этом, в некоторых местах крюк можно забить в гольную скалу, если видно небольшое углубление и мягкую породу, можно забить туда якорь прорезав им известняк и он вполне надежно зафиксируется. То-есть, твердый известняк с трещинами покрыт 1-2 сантиметровым слоем мягкого известняка, как одеялом, но это не везде так. В основном, по маршруту идет хорошая, довольно плотная порода с множеством правильного рельефа под страховку.

Хотелось-бы отдельно поблагодарить "Венто" за помощь клубу в освоении новых для нас районов. С кучей снаряжения которое мы получили по гранту, начинающим альпинистам не пришлось лазить с Иремелями, Ирбисами и стертыми восьмерками волосатых годов, как это было раньше. Я даже немного им завидовал, новые карабины, новые системы, новые кошки, я так не жил когда закрывал третий разряд, всё время приходилось оглядываться на старье в котором ходил и прислушиваться к треску швов на системе.

Это всё что я хотел изложить, надеюсь эта информация принесет пользу тем кто устал ждать начала сезона восхождений и решил отправиться на Тбау. Спасибо за внимание!