Школа микста в Хибинах глазами участника

Пишет Бричевский Антон, 12.04.2018 10:47

Школа микста в Хибинах глазами участника (Скалолазание)
Автор на маршруте "Снежные крылья" (Юкспорр)

Зима в Красной Поляне в 2018 году выдалась непродолжительной. К концу марта снега стало катастрофически не хватать, и пришлось искать район для продолжения зимнего сезона. На выбор были варианты поехать на Казбек, в Киргизию или Хибины. Хотелось провести время занимаясь альпинизмом и скитуром. При оценке плюсов и минусов окончательный выбор пал на Хибины, где проходит школа микста и соревнования по фрирайду.

Антон Кашевник рассказывает о миксте

И вот мы едем на школу микстового лазанья к Сергею Сумбергу (Нефедову). Для интересующихся, микстом называют лазанье по альпинистским маршрутам объединяющим ледовые, заснеженные и скальные участки. Сам Сергей Сумберг этой зимой восстанавливается после травмы (желаем скорейшего восстановления и реабилитации). А нашим инструктором стал Антон Кашевник, близкий друг и единомышленник Сергея, участвовавший в эпической попытке восхождения на вершину Латок-1 в команде с Александром Гуковым и Валерием Шамало.

Серьезный преподаватель

Мероприятие обещало принести много пользы и новой информации. Для меня школа началась тренировками дома в Красной Поляне. Был обследован один из пробитых болтами заброшенных маршрутов на Розе Хутор, с щелью удобной под лазанье с инструментами. Честно не знаю, разрешают ли создатели лазать тут с инструментами. В этот раз мы разрешения не спрашивали. В будущем без рекомендаций туда не полезем.
Вторая часть подготовки представляла собой закачку мышц пресса и спины в бассейне, подтягивание с инструментами на турниках, висы в блоке и специальные упражнения на икроножные мышцы. Хотелось приехать на школу и не страдать из-за собственной неподготовленности.

Непростые маршруты в Городской Щели

Климат в Хибинах мягкий арктический, и температуры в апреле колеблютсяот -10 до +5, соответственно осадки бывают как в виде снега, так и в виде дождя. Как бы то ни было для лазанья с инструментами и в кошках состояние маршрутов не имеет сильного значения. Пугала вероятность, что знаменитый хибинский мох подрастает и перестанет держать вбитый инструмент как лед.

Максим Кирин и "Путешествие нутеллы"

В первый день группа отправилась в сектор "Городская щель". Это отличный спот для новичков: 15 минут от города и достаточное количество коротких (10-12 метров) простых разминочных трасс. Сначала теоретические вводные и демонстрация правильной техники: как лезть, как располагаться, как правильно грузить инструменты и как работать кошками. Дальше началась практика и налаз объема.

Сектор "Городская Щель" в 15 минутах от города

Первые перехваты давались волнительно. Микст, в отличие от льда, характеризуется более точной и аккуратной постановкой инструмента, его не поставишь абы как. Инструмент должен занимать свое единственно правильное положение на полочке и не ерзать, грузиться точно перпендикулярно плоскости опоры клюва, а ручка прижиматься вплотную к породе. Иначе инструмент рискует соскользнуть, а альпинист сорваться. Но, если инструмент установлен правильно – на нем можно висеть двумя руками, подтягиваться и срываться – он выдержит, главное в это верить.

А вот на Юкспорр приходится попотеть

С кошками все проще, грамотно заточенный вертикальный монозуб встанет на любой существующий и не существующий мизер и будет стоять на пока мизер не отвалится. Что иногда становится неприятным сюрпризом.

Андрей Головачев разгребает сугробы на 40 метровом маршруте

Второй и третий день мы провели на секторе "Юкспорр". Он интересен продолжительными и техничными маршрутами под нижнюю страховку и несколькими 45 метровыми маршрутами под верхнюю. Большинство маршрутов вертикальные или близки к вертикальным, есть внутренние углы и карнизы для продвинутых альпинистов. На маршрутах длиннее 15 метров хочется прикрепить инструмент самостраховками, чтобы он в не усвистел вниз на напарника при неудачном движении. Выбор трасс дает возможность экспериментировать и лазать без остановок большой группе, и каждому выбрать то, что по душе. Длинный маршрут с верхней или техничный и психологически напряженный с нижней.

Каждый нашел себе трассу по интересам (Юкспорр)

На четвертый день участники с удовольствием отдыхали и восстанавливались. Для интересующихся была проведена тренировка по работе с лавинным оборудованием и поиску пострадавших в лавине. В целом лавинная обстановка по Хибинам приравнивается к 3 из 5ти. Но есть опасность формирования ветровых досок в подветренных склонах, или схода мокрых лавин по кулуарам после влажных осадков при плюсовых температурах.

Школа микста в Хибинах глазами участника (Скалолазание)
Роман Ярыгин перебирает интрументами трассу "Олдскул" (Юкспорр)

После дня отдыха занятия проходили в Городской Щели, т.к. подход к Юкспорру организаторы оценили лавиноопасным. В щели были пройдены маршруты среднего и верхнего секторов с нижней и верхней страховкой. Антон продемонстрировал ряд упражнений для улучшения техники: постановки и работы ног, перехватов рук и прохождения нависаний.

Обсуждение лавинной обстановки на Юкспорре

Упражнения помогали чувствовать себя на стене более уверенно, хотя на пятый день сил в руках практически не оставалось.

Школа микста в Хибинах глазами участника (Скалолазание)
Разминка на трассе "Дебют" Дмитрия Бахтиярова (Городская Щель)

В заключительный, седьмой, день группа отправилась в сектор "Скальное". Мы с Софьей Шиловой отправились на Кукисвумчорр для участия Открытом Кубке Хибин по фрирайду, и в Скальном не были. Но по впечатлению участников выход стал самым суровым испытанием за школу. Сильный ветер, осадки и изморозь сделали свое дело. Трассы под верхнюю страховку становились труднее в несколько раз. Ветер дул так что было трудно разглядеть зуб кошки, а снег приходилось счищать со стены, чтобы найти зацепку. Но все справились и счастливо вернулись закрывать этот выезд под звуки гитары и разговоры о результатах и планах на будущее.

Софья Шилова аккуратно ставит инструмент на зацепки

Для себя я понял, что инструментам доверяю гораздо больше чем пальцам рук, а монозубу кошек больше, чем большому пальцу в скальниках.

Школа микста в Хибинах глазами участника (Скалолазание)
Проверяю надежность зацепок под кошками (Юкспорр)

Немного расскажу о специальном снаряжении, которое мы использовали на школе. Инструменты Simond Anaconda Cup (купленные в Декатлоне) и старая модель Black Diamond Cobra. На Анаконды были установлены дополнительные гарды и сняты молоток с лопаткой, на Кобры куплены драйтулинговые клювы Krukonogi. В итоге БД проигрывали в весе, но абсолютно выигрывали в остальном. Удобная вторая ручка, агрессивная голова и клюв из бронестали придавали ему убийственную надежность с весом кувалды. Анаконды вели себя терпимо, но каждый вечер клюв приходилось подводить. Кошки Black Diamond Cyborg Pro с монозубом Krukonogi были настолько вне конкуренции, что даже пробовать другое не хотелось. И самостраховка для инструментов Cassin с отдельными вертлюгами на каждый ус – удобнее аналогов без вертлюгов, усы которых постоянно перекручиваются.

Антон Кашевник ставит финальный аккорд школы

В заключении хочется сказать спасибо Сергею Сумбергу (Нефедову) за многолетнюю работу по пробивке маршрутов в районе Кировска. Антону Кашевнику за проведение школы и опыт, который он передавал нам каждый день. И участникам, отличным ребятам с которыми с удовольствием встретился бы еще в горах.

В тексте использованы фотографии автора и Андрея Головачева.