Велоэкспедиция Волжский лёд 2

Пишет Андрей Родимцев, 24.10.2018 16:45

Внимание! Выход на лёд любого водоема опасен! А если надолго, далеко и на велосипеде – то еще и труден и чреват утерей части рассудка. Например, как в этом ролике -

Напомню, что во время первого «Волжского льда», двое отчаянных благополучно не доехали на фэтбайках по льду Волги от Саратова до Волгограда. Причина не банальна – «трасса» растаяла за время поездки. Выйдя на старт 16.02 в -18, финиша достигли 26.02 в +9. Последние 100км пути ехали по асфальту, ибо на реке перед Волгоградом начался ледоход. Это был самый резкий скачок температуры за последние 30 лет. Подробно, о том как это было, можно прочитать здесь Отчет о первом Волжском льде
Было очень интересно и познавательно. Главное что уяснили – холод для такой поездки – союзник. А оттепель – враг. И еще – пройти такой маршрут – теоретически и практически возможно.

С чувством невыполненного долга, я начал прорабатывать маршрут на следующий, 2018, год. Почему бы не Самара? Климат областей не сильно различен, а вот гидрография будет совсем иной. Если в прошлом году у нас были большей частью открытые просторы, то теперь будет множество проток, мелких островов и в целом - более извилистое русло Волги. Так как идеальным ветром в такой поездке является северный (несет понижение температуры и укрепление наста и льда), решено было ехать с севера на юг – то есть из Самары в Саратов. Вторым пилотом в данном рейсе решил стать мой знакомый Саша Домбровский. В его физической готовности вынести такое «путешествие» я не сомневался. Как оказалось, физуха не главный критерий в такой затее. Планировать длительные походы нужно заранее, но в случае с походами по льдам рек ситуация может меняться непредсказуемо. В оттепель из вашего велопутешествия гарантированно убирается первый корень двукоренного слова либо до тех пор, пока снег не дотает до льда, либо пока не установятся морозы.

Волга встала в этом году крайне поздно - в январе. Это ставило под сомнение сам факт экспедиции. Тренировались (то есть катались) по суше. Был тренировочный выезд по занесенным полям Саратовской области, который показал, что будет боль, страдания, много «похода» в этом «велопоходе». В общем всё как мы любим)). Выехали в Самару на поезде вечером 2.02.

Далее прилагаю чуть дополненный дневник похода, который публиковался и в самой группе проекта Волжский лёд. В конце отчета дан обзор используемого снаряжения.

3.02. Самара – Винновка. 37км. t -6 -7

Приехали утром и в 10 стартовали. Велоэкспедиция Волжский лёд 2 (Волжский лёд2, фэтбайк, фэтбайкинг, велотуризм, зимний велотуризм)Велоэкспедиция Волжский лёд 2 (Волжский лёд2, фэтбайк, фэтбайкинг, велотуризм, зимний велотуризм) Ехалось так шикарно, что я даже начал сомневаться в опасениях насчет выезда в оттепель. Сперва пересекли Волгу, приблизились к правому берегу и вдоль полей торосов шли по накатанной дороге хивусов. Там встретили лыжниц угостивших сухофруктами. Местами был рыхляк, пару раз проходили торосы. Но в целом всё очень неплохо шло, пока не прошли остров Проран. Дальше хивусной колеи не было. Снег все рыхлее, скорость всё ниже, пешком идем всё чаще. Уже по темну встретились с рыбаками на заброшенной базе ЮКОСа, угостили кипятком (а предлагали водки). По плану мы должны были дойти до острова напротив села Лбище. Дошли только до Винновки и то к 22.00. Т.к. правый берег крутой – в поисках места под палатку прошли метров 300. Кстати, начало и конец этого ходового дня освещали НТВ http://www.ntv.ru/video/1559951/

4.02 Винновка – Владимировка. 25км t -4 -3

Вышли поздно, прошли мало. Шли вдоль правого берега. От Лбища было несколько торосов и глубокий рыхляк, на котором перегружали багаж в сани. Часто попадались рыбацкие становища с открытыми дверьми, в одном таком обедали. Эти маленькие будочки специально подпирают изнутри от порога, чтобы в случае снегопада нуждающийся в укрытии человек мог зайти внутрь. Дошли до майны почти в ширину реки, обошли почти вдоль правого берега. Велоэкспедиция Волжский лёд 2 (Волжский лёд2, фэтбайк, фэтбайкинг, велотуризм, зимний велотуризм)
Затем вышли на фарватер, появился хороший ездовой лед, за час сделали половину дневного километража.
С потемнением задул сильный южак, около 15м/с. Дошли до Владимировки. Спали в классических условиях. Снега много, выкопали куба 3, поставили палатку, закидали юбку. Идти в оттепель тяжело, а спать приятно.

5.02 Владимировка – остров в районе Образцово. 29км. t -1 -3

Сильный ветер был сперва попутно-боковым, а покрытие впервые за 3 дня позволяло большей частью ехать.
Но этот же ветер нес и метель, в которую видимость сильно падала, что заводило нас в "полумесяцы" майн. Выбираться из них занимало время. Потепление до -1 ощутили и фэты - колеи в снегу становились все глубже.
Но гребучести фэтов надо отдать должное - и модель 16 и тем более 17 года гребли очень хорошо. Если видели впереди снежную дюну - мы чуть ускорялись и на силовом педалировании её проезжали.

В этот день Саша сказал, что не готов к такому велоПОХОДУ. Он рассчитывал что весь путь мы проедем за 8- максимум 10 дней. И отпуск он взял только на 10 дней. Я напомнил, что именно для понимания скорости фэт-похода мы отправились в тренировочный круиз по Саратовской области, чтобы стало понятно, что 30км по бездорожью могут требовать столько же сил и времени, как 200 по трассе. В общем – он должен быть на работе 12.02. Так что он будет сходить в Сызрани.

С заходом Солнца уже не ехали, только шли без света фонарей - метель может не дать увидеть майны, а свет перебивает естественную дальнюю видимость. Впереди метрах в 200 виднелась широкая черная полоса. Скорее всего майна, но уж слишком широка - на весь горизонт видимости в ширину, может участок черного льда? Психологически трудно идти во фронт на такую черную полосу, особенно ведущему. У ведомого веревка наготове в руке. Только с 40-50м стало понятно точно, что это огромная майна. Завернули налево к острову. Ночевали на острове напротив Образцово. Шли мы раза в 2 медленней планируемой скорости. Я начал местами 2/3-ть, а местами и половинить свой рацион.

6.02.Остров в р-не Образцово – Печерское. 11км. -6 -7

Ты думал фэтбайк тебя повезет,
Но все наоборот.
И если тебе опять не везёт,
То это Волжский лёд...

Это был ходовой день! Во всех смыслах слова. Мы прошли от вчерашнего острова лишь до западной оконечности Печерского. Это 11км. Рекорд. Прошлодневная пурга занесла реку по всей ширине, что на фарватере, что у берегов снега, мягко говоря, много. И, жёстко говоря, он мягкий. Тропили тропу сменяясь по 500 метров. Очень выручали сани. Этот нетрадиционный элемент велотуризма я использую уже 2ой год. В начале похода, когда веса и объема ОЧЕНЬ много – часть его я сгружаю в сани и на привязи везу за собой. На участках глубокого рыхлого снега, при оттепели, я перегружаю весь объем в сани. В прошлом году у меня были огромные глубокие, тяжелые сани (наверно весь фэт можно было туда сгрузить). В этом году, имея опыт, я взял сани полегче, компактнее. Сани – это не только средство перевоза. Ими удобно выкапывать снег для места под палатку, ими можно закрываться от ветра, на привале на открытой местности, это емкость для снега для растопки на чай и завтрак утром. В общем многоцелевой предмет. Вечером хорошо похолодало, В ночь обещали -16.

7.02 Печерское – Сызрань. 28 + 22км. -8 -16

В зимнем походе всегда максимально расшнуровывайте обувь перед сном! Иначе, муки хрустального башмачка вам гарантированы. Впервые за поход вышло Солнце. Сильно холоднее, не смотря на понижение градуса, не стало. А я готовился – даже одел вторые термоштаны и заменил флисовку на более плотную. В таком комплекте вспотел и через 2 часа переодел верх обратно. В этот день было много очень четких и ездабельных снегоходных колей. К 18.00 прошли 21км. Саша решил сходить в Сызрани. Учитывая то, что начало холодать, а спальное термобельё Саши лежало в Саратове – я предполагал какая будет ночевка сегодня. В общем дошли до окраины Сызрани, выбрались на берег и еще 22км докатили центра, где мы с Сашей и распрощались. Прибыли туда к 3 ночи.

8.02. Сызрань – Безымянный мыс. 26км. Полудневка. -8 -15

Целую дневку решил не делать. С 13.00, уже в одиночку, вышел на лед. Заметно похолодало, с утра было ясно. Вдоль берега вплоть до Новокашпирского шла отличная колея. Потом начался рыхляк. Но по ощущениям он был уже не таким глубоким, как в прошлые дни. Т.к вышел в обед, чувствовал силы двигаться дольше обычного, решил идти и после 22.00. Рассчет оправдался, т.к. наст с каждым часом после захода Солнца твердеет, последние 2 часа с 00.00 до 02.00 я 80% ехал. Не быстро, км 7-8/с, но ЕХАЛ., небо было ясным, пространство просматривалось отлично. Холод ощущался, но только лицом. Всё остальное дискомфорта не испытывало. Одел на обувь бахилы. Палатку поставил быстро, быстро поужинал и заснул.

9.02. Безымянный мыс – остров в р-не Давыдовки. 32км -10 -17

Встал в 10. Вышел в 11. Сперва выручали только колеи. С захода Солнца стало возможно местами ехать по азимуту. Но все равно большей частью шел вдоль берегового припая. Только на ночевку выбрался к фарватеру на остров напротив Давыдовки. Выводы по итогу прошлых 2 дней следующие:
Мороз и Солнце делают своё дело, наст укрепляется, уплотняется и становится ездабелен. Велоэкспедиция Волжский лёд 2 (Волжский лёд2, фэтбайк, фэтбайкинг, велотуризм, зимний велотуризм)
Северо-восточной ветер (попутный) принес ясные дни и ночи, так что вся карта звёздного неба открывается. «Большая медведица желает тебе пути». Да, спать стало чуть холоднее, но в целом нормально, ниже -18 вроде ещё не было, а снежные стены вокруг палатки на высоте 30-40см-отличный теплоизолятор. Главное, при постановке на ночлег быстро поставить палатку, закинуть все внутрь, переодеться из ходового в спальное белье, залезть в 2 спальника и уже после этого готовить ужин. Во время движения в комбезе холод не чувствуется. Индикатор температуры – только открытые участки лица.

10.02. Остров в районе Давыдовки – ерик Язев. 36км -10 -19
Дни и ночи стали ясными и холодными, но это абсолютно не напрягало, спальная система отлично держала температуру. Второй день дул попутный ветер. Наст все крепчал, а иногда попадались и участки чуть занесенного льда (значит замерзли эти области совсем недавно). Всё чаще стало возможно двигаться по азимуту. Ветер чуть сменился на С-С-З, так что на ночевку дошел к ерику Язеву.

11.02. Язев ерик – Хвалынск. 17км. Полудневка. -8 -15

Эту ночь я провел с... Газовым балоном. И фонарем. И всеми батареями/аккумуляторами, что есть. Естественно, ночью я грею все это собой. Да, насчёт газа, если планируете использование при ниже -5, забудьте про всякие смеси содержащие бутан. Только изобутан/пропан. И чем ниже t- тем больше бы пропана. Я добил ненавистный газ, для работы которого надо сперва отморозить руки, обхватывая балон. Теперь Koveaвский балон, который при -15 сразу работает без подогрева.
Дневку решил не делать, по прогнозу на след субботу должно было начаться потепление. Для меня это значило примерно то же, что было в начале похода. Значит, надо было пройти максимум до этого времени. Встречные рыбаки угостили домашними хинкали. Благо, в такую погоду они не нуждаются в морозилке)). Сварил хинкали в Джетбойле. Радиаторная система приготовления пищи вообще очень выручала в этом походе. Экономия газа, времени и нервов колоссальная!

12.02. Хвалынск – р-н села Богородское 49км. -11 -19

Вышел в 5 утра, наст был отличным. Дубак стоял знатный. -17, но с ветром – только останавливаешься – кажется – все 20. Утром ехал в 2 балаклавах. Перед Алексеевкой от местных рыбаков узнал про усадьбу Воронцовых-Дашковых, что стоит на берегу. Зашёл на нее с берега (с земли не зайти - высоченный забор). Территория почищена от снега, но ни души и входы в дом закрыты. Может это уже частная собственность?
Яркое Солнце и холод накладывают свою специфику подготовки. С 9 до 16 иду в очках, нос сверху закладываю тонким баффом, балаклава спасает от холода, но в ней нос прееет и сопли текут сильнее. Велоэкспедиция Волжский лёд 2 (Волжский лёд2, фэтбайк, фэтбайкинг, велотуризм, зимний велотуризм)
Уже 2 тюбик Боро+ пошел в дело, но обгар все равно есть (как не закрывайся и не мажься, если весь день идти на Солнце, когда вокруг снег-отражатель, при хорошем минусе кожа трескается. Нос похож на красную грушу. Появились какие-то, волдыри на щеках.

13.02. Р-н села Богородское – остров Середыш. 27+20км -6 -18
С утра стало больно глотать слюну. Но к обеду всё прошло. Утро огорчило оттепелью, дымкой тумана и мелким снежком. В итоге, к Широкому буераку я дошел только к обеду. От погоды я зависим, как яйцо от курицы. В -6, которые показал рыбацкий термометр, фэт не гребёт этот уровень снега. Разогрелся сперва 10 км по береговому припаю, потом в Широком буераке вышел на асфальт (это было необходимо для обхода ГЭС), еще 20км по трассе, с непривычными скоростями, фурами и узким простором для маневра, подъемами и спусками. По реке Терсе вышел на лед. И еще 17км по льду. После ГЭС Волга сильно изменилась. Пропал тот размах, та широта, к которой привыкли саратовцы, сызранцы, хвалынчане. Из-за сбросов ГЭС – здесь много незамерзших участков, много торосов, снега меньше.

14.02. Остров Середыш – остров Воскресенский. 57км. -14 -21
Велоэкспедиция Волжский лёд 2 (Волжский лёд2, фэтбайк, фэтбайкинг, велотуризм, зимний велотуризм) Велоэкспедиция Волжский лёд 2 (Волжский лёд2, фэтбайк, фэтбайкинг, велотуризм, зимний велотуризм)
Идеальное "дорожное" покрытие вдоль Вольска, шикарная снегоходная колея перед Воскресенским, прекрасный прибрежный лёд в остальных местах. Обо всем скажет тот факт, что я впервые за поездку подключал большую ведущую звезду! Ну и пейзажи тоже радовали. Змеевы горы с Волги рассматривал впервые, они хоть и ниже Хвалынских, но в отличии от них не полого спускаются к берегу, а резко обрываются, из-за чего видно срез пород. Дошел до Воскресенского острова за Воскресенским. Опять появились майны, о которых уже забыл с границы областей. Течение из-за узости русла здесь сильнее, появились небольшие торосы. Думаю, до Березняков все должно быть хорошо, пока русло прямое, а что потом - в протоках и Черных водах, я не представляю.

Рыбаки на снегоходах и муравьях, мягко говоря удивляются видя велосипед едущий по снегу. Подтвердили, что щеки я отморозил. Мажу все лицо толстым слоем Боро+, а кожа все равно не как у младенца.

15.02 Остров Воскресенский – остров Кошелевский. 38км. -11 -17

До Березняков, пока русло было прямым, все было шикарно. Ехал по припайному льду и горя не знал. Но ПОТОМ, под Березняками, все РЕЗКО поменялось. Если до этого торосы можно было объезжать, то теперь - только лезть через них. По мелким торосами можно вести фэт с закреплённым на багажнике грузом. Но через большие... Велоэкспедиция Волжский лёд 2 (Волжский лёд2, фэтбайк, фэтбайкинг, велотуризм, зимний велотуризм)
А учитывая, что они не вмонтированы в ровный пол, а перекорежены с другими такими же, представьте картину: Велоэкспедиция Волжский лёд 2 (Волжский лёд2, фэтбайк, фэтбайкинг, велотуризм, зимний велотуризм)
Сперва ты с надетым на плечи рюкзаком протискиваешься среди вздыбленных льдин метров на 100. Оставляешь рюкзак и идёшь за фэтом. Повторяешь операцию. Периодически проваливаешься в 1 и 2 рейс между льдин на глубину по пояс, упирается в льдины снизу. Вылезаешь, карабкается дальше. Пытаешься не подвернуть ногу и вообще минимизировать количество ударов судьбы(льдин), об тебя. Голень похоже вся превратилась в 1 большой синяк. Но есть и хорошие новости - к синякам прикладывают лёд, а каждый новый удар - это именно приложение льда. Энергии на преодоление торосов тратится столько, что я съел за последние 6 часов около 1500 килокалорий, в переводе на батончики, орехи, сухофрукты(не считая ужина). До Березняков я доехал к обеду. И все остальное время до 21.00 я шел (нет, продирался) до Кошелевского о-ва. Ночевал на нем. Прошел 38км. Из них 33 км я проехал за 6 часов, остальные 5 км – еще за 6 часов. Из этих 5 км, 1 я проходил 4 часа.
Накапливается и ходовая и холодовая усталость, но резким ударом по организму стали именно эти торосы. Они потребовали на себя столько сил, сколько не требовал ещё ни 1 день.

16.02 Остров Кошелевский – Саратов. 70км. -7 -12
Торосы, через которые пробирался 15.02, с рассветом никуда не делись, весь Кошелевский о-в был ими опоясан. Но с рассветом хотя бы стало видно в какой стороне торосы становятся разреженней и ниже. Велоэкспедиция Волжский лёд 2 (Волжский лёд2, фэтбайк, фэтбайкинг, велотуризм, зимний велотуризм)
Температура вместе с влажностью медленно но верно шла вверх, это сообщали и из Саратова, мониторя карты циклонов, это чувствовалось и по насту в дневное время. Мне было ясно, что морозное окно заканчивается и на смену попутному северо-северо-востоку приходит западный, с облачностью и влажностью.
По опыту предыдущих дней я понимал, что нужно приблизиться максимально к правому берегу и двигаться по береговому припаю. Но в моих условиях это означало идти не на юг к Саратову, а в обратную сторону - на север к Усовке. Решил идти на северо-восток в сторону Елшанки.
Уровень снега в коренном русле Волги и в протоках очень различен. И если в мороз при твердом насте это не чувствуется, то оттепель в 2-3 градуса и повышение влажности на 20-30% делают это различие колоссальным! В моем случае разница проявлялась в "фэт едет" и "я иду по голень в снегу".
Медленно выруливал на восток и чуть не заплутал - Волга делает 2 поворота почти под 90° в этом месте и я принял один остров за другой, проехал лишних 2 км, прежде чем свериться с навигатором. Дойдя до длинного острова, что буквой Г тянется от Чардыма до Вязовки, двигался вдоль его берега, со стороны коренного русла.
Обедал в лодке смотрителя турбазы, который был в курсе, что движется велосипедист с Самары. В последние дни рыбаки часто кричали "это ты с Самары едешь?". Многие предлагали водки. Объясняю им, ребята, водка это хорошо, если вы в тепло сейчас зайдёте, а если ещё пол дня быть на холоде, да ещё и спать в холоде - к хорошему это не приведет.

Вообще то я не рассчитывал дойти до Саратова в этот день, планировал встать на ночь под Усть-Курдюмом. Но только я вышел через протоку на Сабуровку - пошел ТАКОЙ лёд, что ниже 12км/ч я уже не ехал. Даже подкачал колеса, добил примерно до 1,1атм. Встречались ещё небольшие торосы перед Пристанным, но их возможно было объехать. От Пристанного до дальнего Затона вообще полноценный зимник с автомобильными следами. Велоэкспедиция Волжский лёд 2 (Волжский лёд2, фэтбайк, фэтбайкинг, велотуризм, зимний велотуризм)
Когда подъехал к новому мосту и увидел огни Саратова - четко поставил цель - "Эту ночь спать в тепле, ДОМА!". Оставалось около 20 км до Ротонды, которые пролетели как 1 под Макаревича и Черный обелиск. Трудно было останавливаться и заставлять себя пить и есть, когда уже видел "птички" моста, свет машин спускавшихся с Соколовой горы. Единственный сложный участок был у Затона - широченная майна раскинулась прямо до носов некоторых кораблей. Восточный её край в темноте не был виден, так что обходил корабли за кормой, подлезая под канатами.
Ну вот и мост! Последний километр! Последний из этих 70 за день и 548 за 2 недели!!! У Ротонды встретил ранее незнакомого мне Олега, который специально приехал для встречи и довёз меня до дома уже на 4 колесах. Это был самый насыщенный день за всю экспедицию. Начался с торосов, продолжился снегом по колено, не спортивным ориентированием, затем перешёл в гонки. Наверно, таким и должен быть последний день)). Велоэкспедиция Волжский лёд 2 (Волжский лёд2, фэтбайк, фэтбайкинг, велотуризм, зимний велотуризм)

Это было...
Трудно, холодно, жарко, 18км/ч, 300м/ч и много что можно сказать ещё. Для желающих углубиться в тему зимнего велотуризма (и особенно по льдам водоемов) я даже записал лекцию, кому интересно, она здесь - https://vk.com/video9702360_456239032

А вкратце выводы по этому году подтвердили предыдущий опыт и дополнили его. Кол-во осадков в меридианальном и параллельном участках течения Волги сильно отличается. Чем южнее - тем меньше осадков. Для хорошей проходимости нужны максимально широкие покрышки и агрессивный протектор. На насте шипы будут только мешать, наматывать на себя снег, но помогут на голом льду. Оттепель и повышение влажности означают резкое снижение дневного километража.

Где там еще река замерзает?...

Коротко о снаряжении.

В выборе транспортного средства я уже не сомневался - http://inobike.ru/product/traveler-son-2-0/ Фэтбайки от Инобайк были проверены мной тремястами километрами гребли по насту, десятками груженых падений на лед, безпроблемной работой тормозов и переключателей при -18 и многими часами в седле. В этот раз у нас была одна модель 2016 года (на которой ехал мой напарник в первом «Волжском льде») и модель 2017, в которой всё стало сильно лучше: покрышки шире (4,9), пазов под багажник больше, дот вместо минералки в тормозах.

К одежде в такой поездке предъявляются повышенные требования: удобство, теплота, вентиляция, наличие карманов и всё это должно работать как на сильном морозе, так и при околонулевых температурах. Внешним слоем был кайтовый комбез Coolzone, испарял влагу, держал ветер 20м\с (72км\ч), в движении вентилировал через расстегнутые подмышки и бедра, на остановке закрывал вентиляцию. Много карманов, крючок на манжете штанины заменяющий гамаши, манжета с дыркой под большой палец на рукаве. Влагозащитные молнии… В общем оду можно петь долго. Хоть он и кайтовый, а я не кайтер – для зимнего велотуризма рекомендую.
В движении телу (большей части, от шеи до бедер) ОЧЕНЬ тепло даже при -20 вокруг, поэтому главное обеспечить влагоотвод. С этим у меня справлялось ходовое синтетическое бельё Crivit sports. На голове всегда была тонкая влаговыводящая балаклава и капюшон комбеза. В лютый холод и на ночевках одевал поверх тонкой толстую балаклаву.

По опыту прошлого года – мерзли руки и ноги. В этом году я решил эти проблемы. Даже при -22 в толстых перчатках и грипсовицах (сшитыми тагильской фирмой Вектор), с надетыми на рожки флисовыми накладками, руки не мерзли. На ногах – все те же Salomon b52, которым уже 7 лет, прошли Эльбрус, горы и ущелья Осетии, 1ый Лёд. Теперь, при t < -13 я одевал поверх них самодельные закрытые туристические бахилы из зимней куртки – болоневая ткань и утеплитель – снег не липнет, даже мокрый снег и выходящая вода не превращали их в кусок льда. Также я утеплял седло – накладка из флиса – кусок с вшитой пуговицей, чтобы не сорвался и не потерялся. При всем уважении к кожанным седлам, для зимы это не подходящий выбор. Кожа на морозе накаляется и в процессе потрескается. Для зимы берите полиуретан. На глазах – очки с достаточным uv-фактором для зимы. Открытые части лица обильно мажем жирным кремом (у меня всегда боро+, за поход израсходовал 1,5 тюбика).

Для навигации использовал гармин етрех 30, он всегда со мной в походах. Комплекта аккумуляторов хватало на 2,5 ходовых дня.

Палатка – в моем случае 3-местная, не утепленная, 2-слойная. Учитывайте, что зимой вы все, что можно делать в палатке – будете стараться делать в палатке. Так что должен быть минимальный простор для действий. Разбирать\собирать рюкзак, переодеваться, готовить еду – всё это внутри. Только ходить в туалет – снаружи. Отсутствие ветрозащитной юбки компенсируем снегом – во первых палатку ставим в нишу, от нашего выкапывания – значит у нас уже есть стенки. Во вторых тент можно закидать снегом на высоту чуть выше нижнего края. Теперь ветер не задует в палатку. «Окошко» для вентиляции обязательно нужно оставить, иначе конденсат сделает своё «мокрое» дело.

По возвращении со второго Льда у меня спросили – «Делал ли я страховку?» Я ответил что делал. Моя страховка стоит около 30 рублей. 2 гвоздя-сотки, скрепленные за шляпки концами шнурка. Эта связка вешается на шею, так, чтобы в случае провала, рука смогла схватить гвоздь и потянув воткнуть его в лед, вторая рука нащупает второй гвоздь и сделает то же самое. Так потихоньку может вы себя и вытянете. Если в походе вас более чем 1, то каждому участнику полезно иметь небольшой моток веревки (5-8м) с завязанным на конце узлом-булинем. Конец с узлом кидаем «пловцу» и тянем максимально расставив ноги, близко не подходим. Без веревки и гвоздей на лёд лучше не выходить.