Траверс Каракола, слева направо

Пишет aspsk, 19.11.2018 01:20

Траверс Каракола, слева направо (Альпинизм)
Этим летом в рамках сборов альпклуба им. Демченко нам посчастливилось пройти траверс пика Каракольский слева направо — от перевала Металлург до перевала Джеты-Огуз. Ниже — неформальный отчет о восхождении и важный вопрос для знатоков района.

У многих людей знакомство с Караколом происходит так. Вы впервые оказываетесь в районе Терскея, и, в пригожий, как вам кажется, день прогуливаетесь верх по течению реки Онтор с целями акклиматизироваться и/или занести заброску. Дорога сначала идет по полям, с пасущимися на них конями, а после слияния реки Онтор с рекой Телеты превращается в тропинку, петляющую в еловом лесу. Лес кончается и, после непродолжительного тягуна по альпийским лугам, вы переваливаете через морену и перед вами открывается вид на верхнюю долину, ледник Онтор и на возвышающийся надо всем этим почти на два километра и сверкающий снегами пик Каракольский. Траверс Каракола, слева направо (Альпинизм) И погожий день и вид на Каракол — это просто приманка. Пока вы с открытым ртом или горящими глазами вовсю щелкаете фотоаппаратом, снизу из ущелья незаметно подкрадывается грозовая туча...

В этом году были отличные снежные условия и мы с двумя ночевками на горе сходили траверс Каракола с перевала Металлург до перевала Джеты-Огуз. У меня, к сожалению, нет фотографии Каракола, на которую влезает весь траверс, так что ниже два куска, а остальное пусть дорисует воображение.
Траверс Каракола, слева направо (Альпинизм) Траверс Каракола, слева направо (Альпинизм)
Вопрос для знатоков — а по какому маршруту мы поднимались? Скорее всего, это классифицированный маршрут "Каракольский по СВ гребню 4Б Н. Попов, 1937 год", так как, как еще можно было взобраться на СВ гребень в 1937 году? Однако, технического описания этого маршрута в сети я не нашел. Кроме этого, из литературы мы знаем, что в 1937 году первовосхождение на Каракол группа Попова совершила с запада (маршрут "3 гребню из Каракольского ущелья"), а про повторное восхождение в том году мне ничего не известно — их экспедиция дальше двинулась первовосходить (и успешно первовзошла) на высшую точку массива Куйлю, пик советской конституции, и на пик Нансена. Попытка зайти на Каракол через перевал Металлург предпринималась на год раньше, в 1936, но она не увенчалась успехом. Так что если кто-то, вдруг, может пояснить где точно проходит маршрут Попова "по СВ гребню" и когда он был пройден, то расскажите об этом в комментариях, пожалуйста.

Дальше небольшой фото-альбом с комментариями.

Мы стартовали около половины шестого утра со стоянок под вершиной Фестивальная и пиком Слоненок. Нашей первой целью было забраться на перевал Металлург (3А* по туристической классификации), вот он — справа от хвоста слоненка:
Траверс Каракола, слева направо (Альпинизм)
В наших снежных условиях перевал был не очень сложен — почти весь подъем, кроме двух верхних веревок, мы прошли с одновременной страховкой. На перевале Металлург:
Наскоро попив чаю, мы начали движение по ребру. Кое-где одновременно, кое-где попеременно, кое-где вешая перила (см. статью Траверс Каракола на wiki.risk.ru, в которой описан наш маршрут подъема, пройденный на спуск)
Вид назад: Джигит, Слоненок, перевал Металлург:
Траверс Каракола, слева направо (Альпинизм)
С точки зрения погоды день оказался выдающимся и долгожданный запердон (характерное ухудшение погоды на гребне Каракола, точное определение см. в этом отчете) пришел только около шести вечера. Вот он приходит (на фото слева):
Время близилось к закату, так что, пересидев полчаса грозы под полиэтиленом, мы поставили лагерь и наслаждались после-грозовыми видами уже из палаток. Несколько раз мы были даже уверены, что видим Хан-Тенгри, но всегда в разных местах (его и вправду может быть отсюда видно в ясную погоду, он отличается тем, что на закате весь светится красным цветом, когда все горы вокруг уже погасли). На фото ледник — Металлург, массив Куйлю (вдали слева), массив Акшийрак (вдали справа):

Утром мы продолжили путь наверх, иногда, правда, дюльферяя:
Траверс Каракола, слева направо (Альпинизм)
После "булок" (два характерных снежно-ледовых нависания на гребне Каракола), маршрут стал более пологим и основной проблемой стала тропежка
К 16 дня, переждав, с часик, очередную грозу прямо под вершиной и поплутав по вершинным полям, обойдя гигантские трещины (одну), мы вышли-таки наверх:
Погода опять портилась, снова пошла крупа, просвет не проглядывался и, не проведя и пятнадцати минут на вершине, на которую мне хотелось подняться уже почти как двадцать лет, мы начали спуск в сторону перевала "Западное плечо Каракола"
Траверс Каракола, слева направо (Альпинизм)
Всего получилось пять веревок, две по скалам, три по льду
Отсюда уже можно было дойти пешком до перемычки в гребне (соседней от, собственно, перевала), где, посмотрев на приближающиеся погодные условия, группа поставила скоростной рекорд по установке и укреплению лагеря:

Утром, как ни странно, опять была прекрасная погода, да еще и первый раз за маршрут природа выдала нам жесткий фирн. Мы вышли на соседнюю перемычку и оттуда, буквально за пятнадцать минут, сбросили порядка трех сотен метров до перевала Васильева.
Траверс Каракола, слева направо (Альпинизм)
С перевала Васильева мы решили спускаться по юго-западному отрогу западного гребня в сторону перевала Джеты-Огуз. Это безопасный (за исключением самого перевала Джеты-Огуз) и подробно описанный во многих источниках маршрут, даром что я забыл все эти описания внизу.
Снова и снова оглядываемся назад на громадину Каракола и не верим, что всего несколько часов назад были прямо под вершиной:
Раскопки в поисках льда с видом на перевал Джеты-Огуз, метра полтора прокопали, лед не нашли:
Траверс Каракола, слева направо (Альпинизм)
Завершающим этапом восхождения стал спуск с перевала Джеты-Огуз. Технически ничего сложного, но перевал камне-опасный и постоянно не покидает ощущение, что ты можешь одним неловким движением отслоить от стены многотонные блоки. Кроме всего прочего, включился мелкий дождик и на протяжении всего спуска мы наблюдали камнепады и даже сели с ребра, по верху которого мы только что прошли. Я тут спускался второй раз в жизни и второй же раз обещал себе, что больше сюда ни ногой:
На этом месте закончилась техническая часть маршрута, дальше был открытый ледник и к восьми вечера мы доковыляли до базового лагеря на полянах под языком ледника Онтор, усталые, но, конечно, довольные.

Спасибо за рассказ! В восьмидесятых, на "вооруженке", ходили на Каракол 4Б с перевала Оюнтер (Джеты-Огуз). Технически просто, но перевал запомнился как ключевой участок всего маршрута. На перевал шли несвязанные по кратчайшему пути. Все живое, ужас, и достаточно круто, в конце пришлось кинуть веревку. Поэтому назад решили дюльферять с перевала в другом месте. Оказался вообще "ужас-ужас", развалюха.

Очень красивый район, тогда там альплагерь стоял чуть выше нас, ходили туда в настольный теннис играть.

Красивый маршрут.
Так вы и шли по СВ гребню - самому логичному для первовосходителей. Знатоком р-на, несомненно, является Юрий Кудашкин.

В 80-х клуб "СТРАННИК" тоже ходил на Каракол, и самое интересное то, что нас также облюбовала гроза. Днём стало темно как ночью, снежная пурга застала на этом замечательном вершинном плато, где невозможно было искать тур, который пришлось соорудить самим и ночевать на западном плече спрятавшись под скалками..

Кажется, я не читал ни одного отчета про Каракол, в котором нашли бы тур. Либо "вершина снежная тур сложить не из чего", либо "тур не нашли, сложили на скалах". Мы-то даже и не искали.

В 2000м в двойке ходили на Каракол с севера, что-то вроде 5б между существующими маршрутами. Вторая ночёвка была недалеко от вершины. Ночью дуло и немного насыпало снега. С утра пораньше выползли на вершину. На краю снежного вершинного плато нашли разворошенный тур с остатками ржавой консервной банки и две пары свежих следов. Медведица и медвежонок. Пришли с юга, ушли на север через ледопады, примерно по 5а.

В каком месяце ходили ?

Был в том районе в начале августа (как горный турист, поход 4 к.с.), "запердон" был практически ежедневным, начинался примерно часа в два дня как по расписанию.

Ходили с шестого по восьмое августа (с пятого, если считать подход под пер. Металлург), может с вами и пересекались - мы там наверху под ледником Онтор были с 31 июля

интересно - в последнее время Слонёнок ходят? а то про Джигит/Каракольский/Огуз периодически слышно, а Слонёнок - нет.

По Слоненку- вот записка из отчета о горном походе 5 к.с. рук. Львов Г.П. г.Чебоксары. 2018г.

Отличный траверс,прошли?

Про траверс не знаю, это просто записка снятая с перевала, надо у Одесситов спрашивать. Группа из г.Чебоксары спустилась с пер. Слоненок на лед. Онтор. Судя по записке ребята из т.к."Романтик" пик Слоненок прошли, оставались Фестивальный и Джигит.