Новый Год не за горами - Новый Год в горах!

Пишет vilgeforts, 25.01.2019 14:20

Руководил небольшим походом на Новогодних праздниках в Приэльбрусье. Публикую впечатления участника похода.
Новый Год не за горами - Новый Год в горах! (Горный туризм)
На этот поход я начал настраиваться ещё с весны прошлого года, когда увидел Лёшино объявление. Летний сезон, когда проводится большинство горных походов для меня является так же сезоном на работе. Поэтому не проводить зимние каникулы в горах, с пользой для души теперь я считаю глупостью. В зимние горные походы ходить можно и нужно. Идти или не идти сомнений не было. Вопрос был лишь в том, подойду ли я как участник в команду. Осенние тренировочные выезды показали, что подойду:)
Для зимы кроме стандартного снаряжения нужно дополнительно: снегоступы, лавинный бипер, лопату. Так же экипировка нужна лучше и теплее. Больше одежды.

Итак, перейдём к повествованию. Утром 30 декабря поезд привёз нас в Минеральные Воды, где уже ждал наш водитель, Хусейн, оказавшийся пунктуальным человеком. Ждать нам не пришлось, и мы сразу поехали в горы. Обратно, 12 января, за нами Хусейн приехал точно к назначенному времени.

Дорога до Тырныауза была не слишком долгой и даже получилось заехать чуть выше, чем изначально планировал Лёша. Стартовали мы примерно с высоты 1450, от развалин противоселевой плотины, разрушенной селем, сошедшим на Тырныауз 2001 году. Снега внизу было мало, воды в реках тоже.

За первый ходовой день пару раз перешли речку. В эти и последующие разы переправы никаких проблем не доставляли, фактически речки перешагиваются, если есть открытая вода, или же переходятся по слою заснеженной наледи, предварительно убедившись, что выдержит. Ходовой план на первый день перевыполнили, несмотря на тяжёлые рюкзаки шагали бодро, не растягивались. На ночёвку встали ещё засветло, на травянистом склоне недалеко от полуразрушенного коша. Рядом тёк ручеёк, что было весьма кстати для дежурства. Так же литра 2 воды набрали в бутылки и закинули в спальник на утро. На случай если всё замёрзнет. Да и дежурному так удобнее с утра.
Новый Год не за горами - Новый Год в горах! (Горный туризм)
В первый день дежурил Лёша, чтобы наглядно продемонстрировать нам особенности дежурства и приёма пищи в зимний период. Нижняя половина дежурного греется в спальнике, а верхняя выглядывает в тамбур, где на подставке из тоненькой фанерки стоит горелка с котелком и ветрозащитой. В этом же тамбуре заранее раскладывается всё необходимое для дежурного, второй котелок для чая, завтрак, сладкое к чаю, запасная горелка и т.д. Два очень удобных котелка с радиаторами и горелки предоставил нам Саша, за что ему огромное спасибо. Вода в таких котелках закипала быстрее, чем в обычных; это и тот факт, что более чем на половину готовок вообще удавалось достать воду, привели к невысоким затратам газа. Истратили полностью только 4 баллона. Причём баллоны стандартные Kovea-вские, а два зимних Primus-овских толком даже не опробовали. Лишь в последний день внизу в долине на зимнем газу вскипятили чаёк вечером, да потом утром, в день отъезда. Палатка была с двумя тамбурами, один для дежурного, второй для входа-выхода. За палатку очень благодарим Ирину. Сильный ветер палатка выдержала хорошо.
Соответственно, ужин и завтрак дежурный подаёт прямо в постель - на момент приготовления еды все или уже находятся в спальнике, или ещё не вылезли из него, если речь идёт про утро. Подъём дежурного у нас был обычно около 6.40, движение начинали около 9 утра и шли часов до 16. В качестве обеда у нас были перекусы из орешков и сухофруктов, вяленая оленина, шоколадки пикник и риттер-спорт. Но, несмотря на это я ни разу не чувствовал себя сильно голодным, Лёша составил грамотную раскладку, на завтрак и ужин у нас были хлопья быстрого приготовления и пимекан (говядина, вываренная в бараньем жиру), ещё было сушёное мясо, сало и кедровые орешки.Было сладкое - халва на завтрак и какая-то пастила на ужин. Еда была и вкусной, и калорийной. Пили хороший чёрный и зелёный чай, каркадэ. На Новый Год, а также по случаю прохождения перевалов и Рождество - по глотку алкоголя.

Второй ходовой день выдался так же технически не сложным, хотя и шли уже не по дороге, но снега ещё было не много, по щиколотку, не больше. Первое время на небольшой высоте ещё было тепло, я шёл в одних флисовых штанах поверх термобелья и двух тонких флисках сверху. В следующие дни уже нужно было одеваться теплее.
31 декабря легли спать как обычно, часов в 19, завели будильник на 23.45. Отметили как говорилось выше глотком алкоголя и дополнительной халвинкой (сладкого у нас было в расчёте на 4 человек, когда стало понятно, что Ирина не сможет пойти, решили сладкое и мясо не убавлять из раскладки)
Новый Год не за горами - Новый Год в горах! (Горный туризм)
На третий день одели бахилы на ботинки и снегоступы. Сноубордические крепления на снегоступах доставили очень много неприятностей и мне лично, и команде. Об этом напишу отдельно.
Несмотря ни на что, темп движения был хороший, за 3 дня мы прошли то, что планировалось за 4. На третий день мы на ночёвку встали уже под первым нашим перевалом, Хуналы центральный, 1б по классификатору. Была такая мысль, что хороший перевал не назовут Хуналы, да ещё и 1б.Так оно и оказалось.

Подъём на перевал был не простым, хотя по фотографиям склон казался пологим. Не такой уж и пологий, местами градусов до 40 и снега было уже очень много, высота перевала примерно 3750 и наш склон северный, снежный. В этот день я узнал, что такое настоящая тропёжка. Когда для того, чтобы сделать шаг вперёд необходимо сперва обрушить весь снег перед тобой, который находится на уровне груди, а иногда и головы. Когда шёл первым, то в левой руке была сложенная треккинговая палка, а в правой ледоруб. Ими и крушил снег. Поднимались в лоб, чтобы не подрезать снежный склон. Иногда удавалось выбраться на камни, по ним идти было намного легче, но оступаться нельзя. Лететь было куда. В этот день утропились все, часам к 14 выбрались на перевальный гребень. Будь команда побольше, тропили бы гораздо быстрее. Гребень перевала был на мой взгляд острый, с нашей стороны крутой снежный склон, с обратной крутая заледенелая сыпуха. У меня даже мелькнула мысль, что поймаем тут сидячую ночёвку. Но Лёша указал на подходящее место и мы, вооружившись лопатами и ледорубами пошли делать площадку под палатку. Сделали. Нагребённый снег вперемешку с осыпью держали хорошо. Хотя одна сторона палатки и ступни ног находились над склоном, неудобно не было.
Новый Год не за горами - Новый Год в горах! (Горный туризм)
Хуналы порадовал красивыми видами заката, которые открывались с его склонов. Так же видели восточные склоны Эльбруса.
Немного о своих физических ощущениях. Особой горняшки не чувствовал, хотя 4 дня подряд мы только набирали высоту. И на 3750 я поднялся впервые в жизни. Была лёгкая головная боль, не беспокоила, скорее обозначилась. Первые дни было плохо засыпать, иногда, наверное, засыпал только под утро. Но сонным днём себя не чувствовал. Идти было тяжело, но видимо не от высоты, а от тяжёлого рюкзака и проделанной работы. В перевальный день очень сильно хотелось пить, потому даже не дождался чая, а выпил пару кружек воды, когда растопили снег. Наверху было холодно и с южной стороны дул очень сильный ветер, когда выглядываешь за гребень, чуть ли не сдувает. Но экипировка не подвела и даже на большом ветру чувствовал себя вполне комфортно. В целом физическое состояние на момент похода у меня было хорошее. А психологическое - отличное! Дима сделал много фотографий,
но даже они не передадут всю полноту ощущений, когда видишь это в живую. Это было офигительно!

Пятый день у нас был спуск с перевала. Несмотря на то, что это "единичка бэ" на спуск вешали 7 верёвок. Если бы идти там налегке с самостраховкой ледорубом и палками, то большую часть конечно можно бы пройти и так, но с рюкзаками это было бы излишне рискованно. На спуск склон, пожалуй, ещё круче, чем на подъём, осыпь разного размера вся вмёрзла в склон, идти по такой без страховки опасно. 6 верёвок начиная сверху непрерывно до выполаживания на снежнике, потом снежник заканчивался скальными сбросами и там понадобилась ещё 1 верёвка. Тактика на спуске была следующей: Лёша спускался первым, делал станцию и расходную петлю, на скальных выступах или если место не позволяло повесить станционную петлю, одну расходную. Далее к нему спускался Дима, я делал сброс, снимал станцию если была и шёл замыкающим на двойной верёвке. На спуск мы потратили чуть больше половины светового времени, и лагерь решили ставить на морене около ледника.
Новый Год не за горами - Новый Год в горах! (Горный туризм)
Там было место, где из-под снега можно было брать воду. На GPS трекер пришло сообщение от нашего координатора, об ухудшении погоды в последующие дни.
На этом месте мы провели две вынужденные днёвки. Пурговали. Погода начала портится на следующий день с утра, небо стало затягивать облаками, ветер усиливаться. Баксанская долина уже вся была в облаках. Мы решили налегке сходить погулять вверх по леднику, заодно походить в связке. Погуляли, сфотографировались.
Посмотрели на следующий по плану перевал и решили туда не идти, а срезать маршрут из-за погодных условий, глубокого снега и лавинной опасности.

Когда вернулись с прогулки, погода уже бушевала. Не ураган, но периодически порывы были такие, что могло и с ног сбить, если расслабиться и вдруг резко дунет в спину. Пошёл снег. Один из тамбуров палатки буквально вдавливало внутрь. Хорошо, что растянули на все возможные оттяжки, присыпали снегом юбку и даже сделали небольшую стеночку из снега. Видимость была в целом хорошей, на километр в спокойные моменты, но в момент порыва ветра сразу уменьшалась метров до 3, потому что поднималась в воздух снежная пыль. Наблюдать и прочувствовать снежную пургу в высокогорье мне было интересно, потому что я был в этих условиях впервые.

Следующий день улучшения погоды не было, ветер поутих, снег усилился. Из палатки вылезали только по необходимости, гулять идти не хотелось.

Наконец, на 8 день погода улучшилась, и мы двинулись в путь.На тех местах, где два дня назад был голый лёд теперь приходилось тропить местами по колено.
Новый Год не за горами - Новый Год в горах! (Горный туризм)
Этот день мы потратили на подход к перевалу Каярта Западный, 2А по классификатору. Выбрали место для ночёвки, оставили рюкзаки и пошли в сторону перевала, протропить дорожку.
Да, перед этим, на подходе было несколько подъёмов по снежному склону, с пологой части ледника на плато повыше. Биперы у нас были включены ещё на подходах к Хуналы, лопаты тоже наготове. Но прошли и ладно. Подъём на перевал получилось протропить примерно на 2/5 по высоте, шли мы в снегоступах, а склон там уже крутой, нужны кошки, ноги в ступах съезжают назад. Решили, что этого хватит на сегодня и пошли ставить палатку.
Ночью опять был снегопад и нашу тропу было едва видно. На крутой части подъёма её замело полностью и пришлось всё тропить заново. Лёша всю дорогу до самого перевала шёл первым, предварительно облегчив рюкзак. От основания подъёма на перевал до седловины пришлось пробивать траншею, шли в связке. Лёша первым с лопатой в руках, я шёл вторым и утаптывал снег, в руках палка и ледоруб Дима шёл третий, но и ему приходилось утаптывать ступени чтобы сделать шаг. Всё заваливало снегом из-под ног впереди идущего. Подъём занял несколько часов. У нас была мысль сходить на вершину Каярта, с перевала туда ведёт путь по гребню, но в этот день времени уже не хватало, нужно было ещё спускаться. Виды, которые открылись нам с седловины перевала невозможно передать словами. Солнечный свет пробивающийся сквозь снежные флаги с вершин гор и облака выглядел просто фантастически. Это завораживало. Это нужно видеть...
Новый Год не за горами - Новый Год в горах! (Горный туризм)
Спуск с перевала проходил по снежно-осыпному склону, не лавиноопасному, не крутому как на Хуналы, поэтому спускались с самостраховкой ледорубом и треккинговой палкой. Сложностей на спуске не возникло. Было решено на следующий день, если позволит погода сделать радиальный выход на вершину. На перевал можно было вернуться налегке по своим следам.
Но погода опять внесла свои коррективы... На утро были признаки ухудшения погоды, что подтверждал наш координатор в сообщении. Да и ночь была самой холодной, мы опять стояли на леднике. Поэтому утром пошли вниз. Шагали резво, несмотря на тропёжку.
Мы находились в висячей долине, предстоял ещё спуск по крутой части в долину реки Тютю. Считали, что придётся повесить несколько верёвок. Но придя к месту спуска, оказалось, что можно пройти и так. Осторожно стали спускаться.
Новый Год не за горами - Новый Год в горах! (Горный туризм)
На противоположном склоне долины, в которую мы спускались и не далеко от предполагаемого места ночёвки был натёчный лёд, который Лёша и поставил на повестку следующего дня.

Поскольку техническую часть маршрута мы завершили, а выход был уже знаком Лёше, нам можно было не спешить и организовать днёвку, прогуляться к сосульке. Ночевали в удобном месте, недалеко от зоны леса и у ручейка. Утром не спеша позавтракали и двинули к сосульке. Она вдруг оказалась дальше, чем казалось. И больше по размеру. Я думал сперва там что-то наподобие как на Беличьих. По факту раза в три выше. Лезли туда больше 2 часов. А когда вылезли, оказались на небольшом гребне, и от сосульки нас отделяла ложбинка, проходящая у самого её подножия по всей длине, по которой журчал вполне себе хороший ручеёк, в основном закрытый наледью и снегом, но местами с открытыми окнами. Проверять толщину и прочность наледи как-то совсем не хотелось, да и ложбинка переходила в достаточно крутой кулуар. В итоге эта сосулька доставила нам лишь эстетическое удовольствие.
На следующий день двинулись вниз по долине, погода стояла по-зимнему очень хорошая, как в стихах Пушкина про мороз и солнце. Мы дошли до зоны леса, которая своим видом напоминала бы знакомый нам Карельский перешеек, сосны, снег и каменюки, если бы не горные хребты справа и слева, да вершины Джайлык и Тютю, провожающие нас снежными флагами.
Новый Год не за горами - Новый Год в горах! (Горный туризм)
Вышли на дорогу и идти стало совсем просто. Перед дальнейшим спуском сели передохнуть и перекусить, сделать последние в этом походе фотографии на фоне больших гор. День выдался чудесный. Вышли на полянку, где планировали ночевать. Поставили палатку, собрали дров для костра. Рядом тёк ручеёк и сделана небольшая плотинка из камней, кристально чистая вода и температура воздуха около ноля градусов соблазнили меня там окунуться. Впервые купался зимой. Понравилось. Как-нибудь надо будет обязательно повторить.
Следующий день не спеша шли по дороге, быстро сбрасывая высоту, остановились метров за 200 до Баксанского шоссе. Доели несколько оставшихся комплектов ходовых орешек и дожгли 4-й баллон газа и легли спать.
Утром дождались пунктуального водителя Хусейна, а дальше - чебуреки в придорожном кафе, 4 кг мандаринов в поезд и вот мы уже прощаемся у вагона с Димой, который остановился в гостинице и улетит на следующий день самолётом.
Хотя и не прошли планируемого, поход считаю для себя удачным и завершённым. Новый опыт, новые впечатления, ощущения.
За отличную компанию, за фото, спасибо, Дима! Основную работу по организации похода сделал руководитель, всё спланировано и проведено было отлично! Спасибо, Лёша!

Карта маршрута.
Новый Год не за горами - Новый Год в горах! (Горный туризм)

Комментарии к некоторому снаряжению.

Очки Julbo Colorado. Куплены были в Альпиндустрии. Для зимних гор не подходят, так как сильно запотевают при интенсивном движении в пасмурную погоду. Первые дни проблемы с очками сильно портили настроение. Если производители не хотят делать незапотевающее покрытие, то пусть хотя бы предупреждают об этом! Или средство какое от запотевания советуют/кладут в комплект. Проблема решилась только заменой очков на горнолыжную маску из Декатлона. Простая и дешёвая маска не подвела, и хотя иногда тоже начинала запотевать, это случалось редко и проблем было меньше.
Снегоступы TSL 226 Start. Покупал в интернет-магазине Спорт-марафон. TSL были рекомендованы мне как хорошо показавшая себя надёжная модель снегоступов. Но мне попалась новая модель, в которой крепления из стропы заменили хренью*! Эту хрень невозможно было застегнуть на ботинке, одетом в зимний бахил! А при использовании более лёгкого гамаша хрень застёгивалась с большим трудом и держалась едва-едва. Не зря говорится, что лучшее - враг хорошего. Видимо производители этих снегоступов рассчитывали на использование в лягушачьих Альпах при лайтовом треккинге и с лёгоньким рюкзачком. Для русского зимнего туризма такой подход совершенно не годится! В реальных условиях я оказался застигнут врасплох, дома мерял снегоступы на ботинок без бахила, а в горах пришлось привязывать ботинки к снегоступам прусиком, и пока не наловчился первые дни они периодически сваливались с ноги и сильно замедляли темп моего движения. Такая привязка требует много времени, чтобы держалось надёжно. Определённо это серьёзный конструктивный недостаток и перед следующим использованием французскую хрень придётся дорабатывать, удлинять, чтобы всё нормально застегнулось.

*Отзыв написал сразу после похода, ещё не отойдя от впечатлений. Хрень – сноубордические крепления, где ремешок, который вставляется в замок сделан коротким, едва-едва хватает застегнуть на ботинке Asolo Akonkagua с обычным гамашем.

Есть и положительные отзывы о снаряжении и экипировке.

Зимние бахилы фирмы ВЕК, доработанные Сергеем Шмелёвым (была увеличена высота на 15см., сделаны дополнительные утяжки, для фиксации на ноге и защиты от попадания снега) отработали на отлично. Ногам было тепло, при глубокой тропёжке снег не попадал внутрь. Без доработки были бы проблемы.

Кошки Kong с мягкими креплениями тоже меня только радуют. Они отлично садятся на мой ботинок, что без бахила, что с бахилом. Но нужно понимать, что не все кошки садятся идеально, и не на любую обувь. Такие же кошки на других ботинках могут сидеть плохо, слетать и т.п. Поэтому покупать кошки надо приходить в магазин с ботинками и смотреть какие хорошо сидят.
Мой новый ледобур Black Diamond Express, 13 см, вкручивался в зимний лёд лучше, чем Petzl и Grivel, но и они показали себя не плохо. Ирбисы в этот поход не брал, думаю, их не смог бы вкрутить на стене, стоя на передних зубьях кошек и держась одной рукой.
Палки BD, самые дешёвые, двухступенчатые, тоже отработали на отлично. ECOS же в прошлом походе погнулись в первый же день. Снеговые кольца для палок из Снаряжения не сломались. Но после Хуналы решил их заменить более широкими кольцами из Альпиндустрии. С широкими вроде поудобнее.

Из одежды использовал термобельё из сплава, попросил у продавцов самое тёплое и синтетическое, носки тоже сплавовские Arris, для сна одевал ещё двойные шерстяные носки, флисовые штаны тонкие и толстые, наверх две тонких флиски и толстая поларка,-тоже Сплав, пуховая безрукавка и пуховка - декатлон, а также штормовая куртка и штормовые штаны Red Fox. Перчатки были тонкие флисовые, чуть потолще флисовые и верхонки ВЕК. Верхонки излишне здоровенные и тёплые, пользовался редко ими. Они связаны у меня верёвочкой, сперва пропускал в рукава штормовки, как в детстве, потом придумал более удобную страховку верхонкам – обматывал верёвочку за середину к петельке рюкзака, таким образом верхонки не мешались если их нужно было снять. Шапка из полара, из Альпиндустрии, в ней ещё мембрана какая-то, вроде тонкая, но от ветра и правда защищает, уши закрывает, лоб до самых бровей. Балаклаву флисовую только один раз попробовал одеть, когда гулять пошли на ледник в непогоду, но и без неё бы не замёрз. Пуховка и штормовка застёгиваются до самого носа, капюшон одел, пол-лица маска закрывает. Изначально шёл в совсем лёгкой одежде, термобельё и тонкие флиски, потом по необходимости добавилась поларка, на ноги вторые флисовые штаны, потом поверх штормовое. Пуховки одевал только на бивуаке или во время передышек, чтобы не продуло вспотевшего.

Заметки ремонтника.

В этом походе несколько раз использовался ремнабор. В первый ходовой день у Димы сломалась дужка на очках, проблему решали с помощью резинки, не очень успешно, потом с помощью стальной проволочки. В итоге большую часть времени Дима ходил в маске, его очки запотевали так же часто, как и мои.

На второй или третий день, вечером, я вычищал наледь из протекторов ботинков, чтобы убрать их в мешок и спальник. Не аккуратно положил нож на ногу, шевельнул ей, и он самым кончиком упал на надувной термарест, сделав там маленькую аккуратненькую прорезь. П-ш-ш-ш, раздалось из прорези. Трясущимися руками достал алюминиевый скотч, первый что попал под руку, благо ремнабор лежал рядом в тамбуре палатки. Сверху ещё наклеил сантехнический.
Несколько дней держалось, потом стало спускать. Все виды скотча клеились плохо, но проблему решил клей супермомент. Его дополнительно нанёс на липкую часть сантехнического скотча, и такая маленькая заплатка приклеилась очень хорошо. Сверху сделал такую же заплатку, чуть большей площади. До конца похода проблем с ковриком не было.

Так же несколько раз приходилось зашивать порванные вещи. У Димы был порван гамаш кошкой, при падении, у меня на зимнем бахиле внизу на шве нитки истёрлись, зашивали походе. Ещё я, когда оступился, клювиком ледоруба порвал штаны. Но хорошо, что не насквозь, а на кармане. Заклеил уже дома.