Зачем надо приезжать на Байкал. А зачем - не надо.

Пишет Юрий Байкальский, 30.01.2019 12:44

"Кому и зачем надо приезжать на Байкал,

а кому не надо и незачем"

Друзья путешественники и туристы! Хочу попытаться убедить вас, не ездить на Байкал покупаться, полежать на пляже, позагорать и за хорошим сервисом. Езжайте за этим в египеты, анталии, китаи, таиланды и далее по списку... Вот там действительно, созданы все условия для людей, которые любят отдыхать, нежась на пляжах с коктейлем в руке, для которых главное в отдыхе это - чтобы было "всё включено", и чтобы о сервисе можно было, потом, долго хвастаться знакомым и сослуживцам, "какой там был шведский стол" и "как меня там облизывали!" Я понимаю, что каждый имеет право на такой отдых, который ему нравится. Но хочу предупредить, чтобы потом не было разочарований, на Байкале, в Прибайкалье и в Забайкалье живут люди, которые просто органически не могут быть услужливыми. Это же в основном - потомки ссыльных, переселенцев, каторжан, просто уголовников всех мастей, да и наших прославленных декабристов – в общем, бунтарей первостатейных, и им (уж простите за жаргон) западло быть лакеями. Я не говорю, что это хорошо или плохо, не собираюсь спорить ни с кем на тему, что "все работы хороши". Я просто констатирую действительность. Для примера скажу, в Иркутске есть несколько отелей многозвёздочных. Так вот чтобы уровень обслуживания в них соответствовал количеству звёзд, администрация вынуждена набирать персонал из других, западных регионов по ВАХТОВОМУ методу! Понимаете? Трудно найти тут людей подходящих. Не курящих, совсем никогда непьющих и с достаточно гибким для европейских стандартов сервиса позвоночником. Конечно, местные жители на Берегах Байкала сейчас постепенно втягиваются в сферу обслуживания туристов. Местами это вообще становится вторым после рыбалки способом выжить. Они обслужат вас, подадут всё, что вами оплачено, но при этом подобострастия и услужливости от них Вы вряд ли дождётесь. К туристу, да и к любому человеку они относятся с уважением только тогда, когда увидят, что человек достоин его. И в любой момент могут просто и открыто улыбнуться над неопытностью городского жителя в делах для них простых и само собой разумеющихся.

Уважать жителя столицы только за то, что он родился, или живёт в Москве?! Я Вас умоляю!

Как только они почувствуют хоть малейшее притязание на такое уважение к себе, с Вами и разговаривать-то перестанут! А если ещё Вы "невзначай", как принято в современной гламурной тусне (как бы вскользь) упомянете - какая крутая у Вас квартира в центре, и машина - "мама не горюй", Вас просто перестанут замечать. Я такие сценки наблюдал не раз на Байкале в посёлках, на турбазах, на причалах ольхонского парома. Неловко потом смотреть на смущённые попытки расхваставшегося начальничка снова как-то войти в разговор и убедить-таки "этих презренных аборигенов" в своей несомненной значимости. Так что не надо ехать к нам, если вы любите тёплые, чистенькие, оборудованные пляжики с шезлонгами, кабинками для переодевания и с туалетами через каждые 30 метров. И не надо ехать за сервисом высокого уровня. Не надо! Вам у нас не понравится...

Да и вообще не понятно, зачем ехать к нам из европейской части России купаться и загорать? У вас же климат и вода теплее, солнце такое же. Моря ваши тёплые намного ближе, чем Восточная Сибирь и Байкал. Зачем?

На Байкал надо ехать, чтобы УВИДЕТЬ и ПОЧУВСТВОВАТЬ.

Увидеть настоящую, не огороженную заборами природу, настоящую чистую воду. Увидеть потрясающие восходы солнца над дальними скалами или Особенно потрясающие - над водой. Увидеть, почувствовать и послушать Его мощные штормы, страшные ветра, неасфальтированную и очень богатую тайгу - суровую, мощную (но совсем без удобств), красивых и вольных животных и птиц (нерпу байкальскую - милого и очень умного зверя).Ощутить себя совсем не великим царём природы, а всего лишь чуть более продвинутым млекопитающим, который зависит от погоды, ветра, волны и температуры почти так же, как всё живое вокруг.

Чтобы почувствовать Его, Великого, я считаю, сюда надо приезжать, только дикарями. И - не на турбазы, которые в основном расставлены на берегах заросших заливов с тёплой и давно не такой уж чистой водой. Географически эти заливы - тоже Байкал, но там полно людей, там нет таких просторов, таких скал, как на открытом Байкале, там вода, которую уже опасаются пить. Надо увидеть Его просторы и берега без убогих строений, без турбаз, без машин, без людей и без мусорных куч, которые вырастают в часто посещаемых местах каждое лето до неимоверных размеров. И, конечно, для полноты картины посмотреть не только с берега на воду, но и с воды на берег, на тайгу дикую, на скалы и горы, и лучше бы - не с борта большого катера в компании с незнакомыми людьми. За пару часов на большом катере, полном чужих вам людей, под заученный заунывный монолог уставшего экскурсовода, да ни черта Вы не почувствуете и не поймёте, где побывали! Байкал ведь как будто специально создан для того, чтобы душу Вашу очистить от всего тёмного, наносного, сиюминутного, от мещанства так расплодившегося сейчас, от пропитавшего нас духа стяжательства. Чтобы сил дать новых жизненных, наконец – указать на главное в Вашей жизни.

А как Вы представляете себе задушевный разговор с Ним (Великим) в компании ещё 15-20 человек, громко говорящих, хохочущих, поющих песни, верещащих и взвизгивающих (вот уж чего особенно не терплю на Байкале!), да когда половина из них просто пиво пьёт и нецензурно выражается? Кроме того, большие дизельные катера с осадкой более полутора метров никогда не подходят к берегу, к скалам близко. Опасно это для них. А мы на катамаране подходим иногда так, что скалы можно потрогать руками и даже высадиться на подходящий большой камень, чтобы сфотографироваться)

Ещё одно - если к месту отдыха можно проехать по дороге на машине, значит, Вы попадёте не на Байкал, а в огромный палаточный посёлок, и к колышкам Вашей палатки будет привязано ещё несколько тросиков соседних палаток. И посидеть Вы сможете в тишине, только если все вдруг почему-то заснут, и песню от души запеть с друзьями Вы не сможете, чтобы детей в соседней палатке не разбудить. Бываю я иногда по необходимости в таких заливах. Ужасные воспоминания: машины и палатки в три-четыре ряда, ночью, кто-то выезжает, чтобы к утру в город вернуться, кто-то заезжает, потому что с вечера после работы выехали, кто-то уже напился и песни орёт, где-то семейная ссора, у кого-то дети плачут, у кого-то торжество и в небо летят с грохотом фейерверки…

Надо приезжать на открытый берег Байкала и не на 2х-часовую экскурсию, а пожить там, ребята, по-ЖИТЬ!

Попутно:
Многих удивляют цены на туристические услуги у нас на Байкале. Верно так и есть. Пожить в азиатском зарубежье можно почти вдвое дешевле. Пару причин я назвать могу. Все туристические объекты у нас работают с полной загрузкой всего 2 месяца в году. Июль и август. Остальное время они простаивают. Холодно у нас. Байкал иногда вскрывается ото льда только в июне. А содержать, охранять и обслуживать их надо круглый год. Вот из этого и складываются такие не маленькие цены. И второе: строительство на берегах Байкала обходится намного (в разы, иногда в десятки раз) дороже. Например, вырыть котлован для септика в скальном грунте очень непросто. То же самое и с катерами туристическими. Даже ещё сложнее. Турбазы-то некоторые и зимой худо-бедно работают. Катера же - только два, от силы три месяца. А хранить, обслуживать, ремонтировать, чистить, красить и охранять их надо круглый год.

Приезжайте на Байкал не на турбазы (если позволяет возраст и здоровье), а на открытые холодные и суровые берега с палатками - по воде или пешей тропой, ну можно и на машине, но не на всякой и не на тёплые пляжи. Там давно всё занято. Найдите время - и не минутку - часы, чтобы посидеть и пообщаться с Ним наедине ранним утром, днём или поздней ночью. Надо просто отойти от табора метров на 300-500, найти высокий камень на берегу, корень старой вековой лиственницы или забраться на вершину ближайшей горы. Присядьте, посмотрите и послушайте, поговорите с Ним (про себя или вслух, кому как захочется), поговорите, как с Другом, как с Мамой или Батюшкой (именно так к Байкалу обращаются люди, живущие на Его берегах). Попробуйте соблюсти эти несколько несложных условий, и Вы услышите Его! Я обещаю! Много раз проверено.

Часто встречаю людей, которые стремятся за отведённый срок пребывания побывать во всех местах Байкала сразу за неделю. Мне такое не близко. Ну, вы же не в супермаркете, и не на выставке! Чтобы понять Его, почувствовать, и понять, не надо к Нему относиться, как просто к очередному объекту для «позырить». Выберите одно место, выберите тщательно, посоветовавшись с кем-то, кто уже бывал, кто знает, кто здесь живёт. Определите, что Вам больше подойдёт, горы для прогулок или пляж каменистый, тайга густая или побольше Солнышка и поживите в одном месте, чтобы успеть заметить, как Он меняется, какой Он в погоду ясную, какой в шторм, какой в грозу. Чтобы не спешить никуда, не гнаться, боясь опоздать на трансферы, чтобы пропитаться этим покоем и настоящей благодатью от общения с Ним.

Посмотрите - вот зачем надо приезжать на Байкал:
Зачем надо приезжать на Байкал. А зачем - не надо. (Вода)

"Это же в основном - потомки ссыльных, переселенцев, каторжан, просто уголовников всех мастей, да и наших прославленных декабристов – в общем, бунтарей первостатейных, и им (уж простите за жаргон) " - Складывается плохое впечатление про местных жителей) , прям гетто какое то.

Австралийцы такие же потомки каторжан. Ничо, пройдет ещё лет 20-30 и всё перемелется.
А москвичи, увы, часто пальцы гнут почему-то. Или мне просто не повезло?

Сибиряки настолько часто совершенно необоснованно говорят о гнущих пальцы москвичах, что вот уже много лет где-то в подсознании растут смутные подозрения о самих сибиряках...

Борис, гетто- не гетто, но Сибирь - это место, куда много веков ссылали неугодных. А то, что ссыльные каторжане и декабристы для вас плохие - это ваше "впечатление", вам с ним и жить ))

А ещё -чтобы посмотреть на незамерзающую Ангару. Там, где она покидает Озеро. И попробовать в -25 с сильным ветром пролезть по близлежащим скалам.https://www.youtube.com/watch?v=Kdj1o3f9MXc

Евгений, я ничего не утверждал, я просто предупредил, посоветовал.
Ко мне чаще других приезжают туристы москвичи. В основном - хорошие ребята.
Просто мы заметно разные.

На лето 2021 намечено два больших похода на двух моторных катамаранах.

1. 20-29 июня. Встречаемся утром в Иркутске на причале лодочной станции. Едем на рынок, покупаем продукты по заранее согласованному списку. После обеда стартуем. Из Иркутска по реке Ангара 55 км. и далее через почти половину Байкала вдоль северо-западного берега до острова Ольхон с стоянками в реках, причалах и бухтах. Переходы по 4 -5 часов с остановками в красивых интересных местах. Экскурсия на заброшенный мраморный карьер очень впечатляющих размеров в пос. Бугульдейка. Ночёвки в палатках. 3-4 дня в пути, затем у острова Ольхон прогулка по островам пролива Малое Море, затем уходим на ольхон со стороны большого Байкала и даем стоянку на 3-4дня в месте где нет дорог, селений, цивилизации, совсем нет людей и нет даже комаров!)) Там большой, открытый Байкал, там высокие горы, там сносящие голову виды на наше великое озеро-море, настоящая дикая тайга (при полном отсутствии хищников), там чистейшая в мире вода, и там воздух, который хочется пить! Для знатоков там сотни эндемиков среди растений и насекомых, и сотни нерп пасутся прямо у берегов. Для знатоков рыбаков там рыбалка на хариуса и омуля. Там делаем небольшие вылазки в горы для фотографирования, селфи и для связи с родными. Сотовая в горах появилась в прошлом году. Загораем, смелые купаются, готовим вкуснейшие блюда, ловим и едим рыбу. Отдыхаем и наслаждаемся.

Через 4 дня возвращаемся к цивилизации, к причалу ольхонского парома в ос. Сахюрта (МРС), трогательно прощаемся, набираем с собой по бутылке чистейшей байкальской воды на память. И группа уезжает на маршрутке в Иркутск.

2 группа. 1-10 июня.

Там же на причале ольхонского парома встречаемся со второй группой.

Закупаем продукты, и стартуем снова по островам и заливам пролива Малое Море (однодневная прогулка), ночуем в одном из заливов, на следующий день идём снова на Ольхон со стороны большого Байкала с той же программой. Оттуда снова к причалу парома. Там заправляемся, закупаемся и идём ровно наоборот от Ольхона по Байкалу и по реке Ангара в Иркутск.

Общий путь в каждом походе примерно 340-360 км.

Стоимость 15 т.р. с человека. Дети до 5 лет бесплатно. 5-10 лет 50%. Продукты в стоимость не входят. Набор питания на человека на такой поход в обычной туристской раскладке обычно около 3 т.р.