Каньонинг в Большом Сочи

Пишет Колесников Алексей, 27.02.2019 22:00

Приветствую, друзья!
За что я люблю этот пафосный и в последнее время сильно разрекламированный город под названием Сочи!? Нет, не за его «достопримечательности» в черте города, не за «олимпийское наследие» и не за море до которого «рукой подать» почти из любой точки города. Люблю его за то, что окружает этот город, а именно уникальная дикая природа и невероятно красивые места, попасть в которые можно всего лишь после часа езды на машине, или на чем вы там передвигаетесь..?.) Горы, реки, леса, водопады, пещеры, каньоны….
Речь пойдет конечно же о каньонах. Но не о тех в которые можно просто прийти в сланцах попить пивка и пожарить мяска (есть и такие))), речь пойдет конечно же о «технических» каньонах. Попасть в них и выйти можно только имея специальное альпинистское снаряжение и навыки, если не прибегать к помощи спасателей конечно)).
До начала сезона еще несколько месяцев, есть время собраться с мыслям, проанализировать и обдумать сезон каньонинга 2016, т. к. он был особо «урожайным» на приключения. В этом посте постараюсь разложить все «по полочкам» и дать некоторую информацию по каньонам Большого Сочи (пройденных нами). А так же взять на себя ответственность и присвоить этим каньонам категории сложности и составить небольшой гайд-бук для возможных последователей.

Итак, из чего складывается категория сложности технических каньонов:

1. Техническая сложность: v1….v7
2. Водная сложность: a1….a7
3. Комитмент: римские цифры от l до Vl

Пример: v3a4lll

Немного подробнее:

1. v1 - это самый технически простой каньон где обычно даже не нужна веревка. v7- очень сложный каньон в техническом плане, большие «сбросы» где необходимо маневрирование во время спуска в мощном потоке воды, «приводнение» в водоворот, «перестежки» на спуске, элементы лазанья и т. д.

2. a1- это когда воды в каньоне почти нет, либо встречаются небольшие «лужи» со старой застоявшейся водой, где плаванье не обязательно. а7- каньон очень обводнен с сильным течением, мощные потоки и водовороты мешающие участникам, прыжки в воду по сложной траектории высотой более 10 метров, сифоны (бывает и такое))), ограниченная видимость.

3. «Комитмент» - это, грубо говоря, возможность «свалить» из каньона при неблагоприятной погоде и надвигающемся паводке, l – можно быстро и почти в любом месте выйти из каньона, где общее время прохождение каньона менее 2х часов. Vl – выход из каньона при надвигающемся наводнении сильно затруднен и для выхода требуется не менее 2х часов, где общее прохождение каньона 2 дня и более.

Более подробно об этом можно почитать на французском сайте: http://www.descente-canyon.com , либо в этом посте хорошего человека http://www.risk.ru/blog/200458 .
Каньонинг в Большом Сочи (Спелеология)
Итак, какая еще важная информация нам потребуется для «прохождения» этих уникальных мест сделанных природой и временем. Необходимо знать какая длина веревки потребуется в том или ином каньоне что бы ее можно было благополучно «продернуть». То есть, если самый большой «сброс» в каньоне 25 метров, то веревки потребуется 50 метров соответственно.

Далее, нам нужно знать время прохождения самого каньона, дабы успеть пройти до темноты, или что еще хуже, не остаться на «мокрую ночевку» )). Был случай из-за долгого подхода зашли в каньон в районе 14 00 и буквально пришлось убегать от (из) темноты, т. к. шли его около 5-6 часов, крайние сбросы и выход был уже с фонарями на лбу.

Так же буду писать вторичную информацию такую как: общее время на маршруте, которое будет включать время прохождения каньона + время подхода и отхода до машины; время подъезда на транспорте к началу маршрута из «города» ; примерную протяженность самого каньона. Температуру воды писать не буду)) везде нужны гидрокостюмы и носки 3-5мм.))

Некоторые каньоны будет очень затруднительно найти без навигатора (если вы конечно не пробитый (читать: почетный) турист города Сочи ), а так же легко «пустить пузыря» при поиске каньона, например где-нибудь в «Воронцовских» джунглях))

Все каньоны нами пройдены летом в Июле-Августе месяце, группой 4-5 человек, поэтому оценки сложностей буду давать именно в этот период, т. к. он наиболее благоприятен для прохождения.

Каждый участник должен иметь: гидрокостюм мокрого типа (полный) 3-5мм, гидроноски, удобную обувь с толстой подошвой которая не развалится в воде, каска, личное снаряжение (беседка, 4-5 карабинов, СУ, репшнур), перчатки, фонарик, рюкзак 30-40 литров. Групповое: веревка, гидромешки, репшнур-расходник, «спиты» и все к ним, пару ножей. Да, кстати, в качестве СУ лучше всего подойдет «восьмерка» либо «пирана». Очень удобно заправлять двойную мокрую веревку. Поначалу ходил с «реверсой» но потом решил «слить» эту затею, т. к. в нее очень сложно заправить даже двойную 10ку, а тем более мокрую.. а если отвес большой, то ее приходилось проталкивать в СУ, т. к. трение было бешенное и веревка натягивалась под своим весом ниже СУ.

Еще немного поясню по поводу техники спуска, в каньонинге не используют подстраховку из «прусика» или каких бы то ни было устройств, обусловлено это тем что очень часто участник «приводняется» и выстегиваться приходится в воде на плаву, а это ох как не просто, еще если сверху бьёт большая струя воды… то просто можно запутаться или что то может закусить (как раз это может быть ваша самостраховка), тогда этот поток и веревка сыграет с вами злую шутку, и может вас просто утопить. В любом случае если вы по каким либо причинам потеряете контроль над спуском то упадете в воду. У французов даже есть техника, где веревка всего лишь немного касается воды, чтобы «рапель» сама вылетала из СУ и участнику не приходилось выстегиваться в воде. Правда не всегда мы опускаемся на воду, но это уже другие риски..
Каньонинг в Большом Сочи (Спелеология)
Итак, начнем по порядку от простого к сложному. Хочу озвучить сразу по поводу каньона «Кудепста», он не технический, проходится без снаряжения, только гидрокостюм и поэтому интереса особого для нас не представляет, а ближе к августу пересыхает вовсе. Так же есть еще один «игровой» каньон это – Глубокая Балка в Дагомысе. Освежиться знойным летним днем - самое оно), но он тоже без «техники».

А вот теперь напишу какие каньоны представляют интерес:

1. Навалищенский
2. Теплый ручей
3. АЦ
4. Псахо(верхний)
5. Сухая Балка (левый приток)
6. Сухая Балка (пос. Гуамка)

С 1го по 5й они как раз расположены в порядке возрастания по сложности прохождения.

Далее разберем подробнее:

Разминка

Каньон «Навалищенский» :

- Сложность: v2a3III

- Длина веревки: 30м.

- Протяженность каньона: приблизительно 1км.

- Время прохождения каньона: 2ч.

- Время подхода к началу каньона: 15 мин.

- Время подъезда на транспорте из города: 40 мин.

- Общее время на маршруте: 5ч.

Что касается прохождения: каньон «добрый», веревка нужна только в одном месте но в это место нужно правильно попасть. Если идти по руслу, то примерно посередине упираемся в бревна и большой сброс, нам сюда не надо) возвращаемся немного и поднимаемся на левую стену каньона (стоим лицом по течению), идем по верху и находим «станцию» для спуска. Спуск метров 10-15. Все, больше веревка не нужна.

В начале года здесь много воды и мало людей. Часто приходится плыть прыгать и съезжать в воду. К середине августа каньон теряет свою привлекательность, т. к. становиться мелким, вода теплеет и с 2х сторон лезут «отдыхающие». Поэтому в это время можно встретить «туриста» плывущего с половинкой арбуза в шортах, который может вам сказать: ребята вы чего так оделись и зачем вам веревка?? мы эту речку «так» проходили (Основано на реальных событиях).

Находится на реке «Большая Хоста». Что бы попасть в этот каньон, выезжаем из Хосты в сторону «Калинового озера», после поселка «Рассвет» сворачиваем с дороги направо на бетонку и едем до ресторана «Навалищенское ущелье» это будет выход из каньона. Оставляем тут одну машину, переодеваемся, пересаживаемся на вторую машину и возвращаемся до развилки, на ней едем налево в направлении «Красной воли». В поселке ищем указатель слева «Белые скалы» едем до упора в кафешку. Проход платный, но можно начать каньон проехав на машине чуть дальше к памятнику ВОВ спустится к реке и оттуда начать. Спускаемся по деревянной лестнице к реке и попадаем к началу каньона. Вход-прыжок с 7метров в воду!(советую первому спустится чуть дальше водопада - проплыть к нему и проверить дно на предмет нежданчиков в виде веток и бревен) Каньон закончится выходом на берег кафе, где и стоит ваша «первая» машина.

Упражнение: первый подход

Каньон «Теплый Ручей» :

- Сложность: v4a2III

- Длина веревки: 100м.

- Протяженность каньона: приблизительно 300м.

- Время прохождения каньона: 1.5ч.

- Время подхода к началу каньона: 30 мин.

- Время подъезда на транспорте из города: 30 мин.

- Общее время на маршруте: 5ч.

Красивый, интересный каньон, жаль не продолжительный, «пробит» в 2х местах где серьезные сбросы. Один из них по высоте 25 метров, другой 50, поэтому нужно 2 «полтинника». Воды мало, поэтому особых препятствий она не представляет. Вода «по верху» действительно теплая, кое где есть змеи. Крайний спуск 50 метров с водопада «Пасть Дракон», это и есть конец маршрута. 40 метров из этого спуска «отвес». Внимание!!! на перегибе этого спуска есть абразив из выкрошенного камня, который может перетереть веревку, будьте внимательнее. (Если по веревке пройдет человек 6-8 то она точно перетрется!). Спуск только по 2м веревкам, основная и страховочная!!!

«Первого» придется спускать, т.к. сверху за перегибом не видно куда упадет веревка и упадет ли вообще, да и внизу почти всегда есть люди которые пришли поглазеть на водопад и пещеру. Первый точно получит приз зрительских симпатий)) . Кстати, река эта где то выше каньона делиться на две части – одна часть воды идет сверху по каньону (если пойти выше по каньону, то там тоже нет воды, появляется из под земли), а другая уходит под землю и выходит внизу из пещеры дико холодная. Пещеру тоже рекомендую посетить, там есть навеска SRT и подземный водопад, она до конца не пройдена (возможно это старая информация) и исследовалась в 80 годах, сложность в том, что там длинные и глубокие сифоны.

Добраться до каньона можно из города по старой дороге на Красную Поляну, в районе «Монастыря» перед смотровой площадкой будет указатель на право: водопад «Пасть Дракона», нам туда, доезжаем до речки, оставляем машину и идем пешком по указателям на этот водопад. Не доходя до водопада, после перехода речки уходим вверх на правую гору на древнюю крепость и поднимаемся до крепости. Дальше идем по гребню, т. е. по правой стенке каньона (против течения) , тропа будет пропадать и появляться, минут через 30 выходим к началу каньона, представляет собой русло реки, теперь идем вниз по каньону до начала воды, экипируемся и вперед к приключениям)

Упражнение: второй подход

Каньон: «АЦ»

- Сложность: v4a4IV

- Длина веревки: 30м.

- Протяженность каньона: приблизительно 1.5 км

- Время прохождения каньона: 4ч.

- Время подхода к началу каньона: 40 мин. (от места стоянки)

- Время подъезда на транспорте из города: 30 мин.

- Время подхода от места стоянки машины до ночевки: 3ч.

- Общее время на маршруте: 2 дня.

Я бы назвал его Мокрый АЦ) Самый обводненный каньон который я встречал в Сочинских «степях». Если пойти в него в июне, то вода будет представлять большую сложность, мы ходили июль-начало сентября. Каньон пробит не везде, провешиваешь спуски в основном за рельеф и застрявшие бревна. Очень много прыжков в воду, особенно под конец, поэтому в этом каньоне мне хочется гидрашку не 3мм а 5мм, т. к. под конец подмерзаешь. Самый большой «сброс» 12-14 метров под большой струей воды, есть бревно (через которое можно не продернуться) и непонятные шлямбура, приходится «исполнять». Но, «крайний» может скинуть веревку и прыгнуть, (пробовали))) воды внизу много. Приходится выстегиваться на плаву, а когда продергиваешь веревку - затягивает под водопад. Кстати, перед большим водопадом есть единственное место справа куда можно уйти в случае ЧС. Были случаи когда народ замерзший уходил на верх в этом месте. После водопада будьте аккуратны, есть пара неприятных мест, закрепиться в которых не за что. Планируем в этом году его «пробить» и привести в порядок эти места (уже пробили). Если любите воду как я получите огромное удовольствие пройдя его, это целый природный аквапарк))

Добираемся из Сочи на машине до «Ореховского» водопада, дальше пешком идем до реки «Ажек», дальше до одноименного экопоселения, там будет указатель на АЦ, дальше по дороге проходим второе экопоселение и слева будет указатель (маркер красный) - АЦ и отходящая тропа (внимательно, не пропустите!!!), по этой тропе нужно выйти на «Сочинку», перейти ее в брод и вы окажитесь на стоянках, а рядом конец каньона и красивая заводь. До стоянок от «Ореховского» часа 2-3.

Лучше удовольствие разделить на 2 дня, т. к. за один можно не успеть. Ночуем на стоянках, а утром выдвигаемся в каньон. От стоянки по левой стенке каньона идем на верх по тропе (дорога на крепость), но держимся правее - ближе к (каньону) ущелью ( а дорога на крепость уйдет на лево), идем по лесу минут эдак 30… и потом спускаемся вправо вниз к реке. Это и будет начало. Вход – прыг с правой стенки каньона метров 5 до воды. Вода прозрачная, и нужно попасть в определенный промежуток. Конец каньона - заводь и выход к стоянкам. Кстати, в начале канона есть пещера «Ацинская», с внутренними водопадами, холодной водой и сильным течением))

Упражнение: Предпоследний подход

Каньон: «Псахо»

- Сложность: v5a3IV

- Длина веревки: 50м.

- Протяженность каньона: примерно 2.5 км

- Время прохождения каньона: 5ч.

- Время подхода к началу каньона: 4ч.(от Ивановского вдп.)

- Время подъезда на транспорте из города: 40 мин.

- Общее время на маршруте: 16 часов.

Важно: обязателно нужен расходник для станций (репшнур 7мм), несколько «спитов» с пробойником, и если идти одним днем то взять фонари и воду!!!

Так же можно услышать название: «Верхний Псахо». Технически довольно сложный и интересный каньон. Воды не много, а из за того что струя воды маленькая и течение не большое - очень скользкий! Ну прямо лед, ноги постоянно разъезжаются. Поэтому перед началом не лишним будет одеть мягкие «кошки»… шучу))) Уникальность его еще в том что стены этого каньона почти везде «дырявые» и похожи на швейцарский сыр) Большинство станций сделаны на «песочных часах». Псахо пробит, но кое где может понадобиться заменить станции на новые. Есть одно место где веревка застревает и не продергивается, приходилось «колдовать». Думаю в этом сезоне перенесем эту точку на другое место (перенесли на правую стенку). «Сбросов» очень много, приходится спускаться из самых и в самых немыслимых позах))) На спусках, кстати, тоже очень скользко, падения неизбежны, главное не терять при этом «рапель»))). Каньон можно пройти за день, но для этого нужно очень рано выехать из города. Можно растянуть на 2 дня переночевав на «перемычке» между 2мя каньонами, Псахо и Сухой Балкой. Если решили идти одним днем и не зашли в каньон до полудня, то лучше уже и не стоит.

Лучшим описанием будет наше первое его прохождение, прикладываю его ниже:

« Встретились в 8 30 на Монастыре, по подсказкам «Мастерской» нам было нужно как то подняться на гору Кепша (проезд только нивы, уазики..) и оттуда спустится в каньон, т. к. одна машина не приехала на которой можно было туда проехать решили пересесть в полноприводную «Калдину» и поехать на ней до куда сможем (бедная тачка что она испытала). Худо-бедно доехали до Ивановского водопада и оттуда пешком. Подход занял около 5ти часов, хорошо что почти везде была тропа, кроме спуска в каньон. Спустились, решили перекусить, начала портиться погода, все затянуло, гром, ветер..думаем.. тучи немного разошлись, решаем идти.
Выдвинулись примерно в 2 часа. Начало каньона ни о чем, просто ручей с пологими склонами прошли так около часа. Уже начинаем думать что за ацтой), где крутой каньон!? И вот начинают появляться интересные расщелены из белых камней, это и было начало. Идем, дико скользко, ноги разъезжаются как на льду, скорость движения очень маленькая. Каньон сужается, белые стены его растут, начинаются сбросы, достаем веревку и начинаем дюльферить… каньон пробит, везде есть станции, правда почти все на одной точке, а половина станций на «песочных часах». Дальше идет сброс за сбросом, веревку почти не убираем, спустя часа 2 такого «дюльферяния» затягивает небо, гром.. и начинается дождь…становится очково, т. к. если будет паводок то нас смоет как в унитазе. Решаем ускориться и нам кажется что мы уже на «выходе», на самом деле до выхода еще 3 часа)))
Высота сбросов растет и частота их тоже, через пол часа дождь заканчивается, с паводком повезло…)) Передвигаемся дальше, решаем для ускорения идти двойками, у нас 2 веревки по 50. Провешиваем веревку, дальше по ней идут 2е с другой веревкой уходят вперед и провешивают свою, в общем в таком порядке. В одном неприятном месте веревка застревает и не продергивается((( возвращаемся все в это место и «колдуем» , оставлять ее там не кайф да и нам может потребоваться дальше 2 полтинника если спуск будет больше 25 метров. В общем, каким то чудом нам удалось ее продернуть. Потратили минут 30 на это, начинает темнеть.. На сколько мы любим дюльферить, но после 20 спусков дюльфер начинает всех заё…ть))) Причем в процессе почти все "падали" раз по 5ть))) очень скользкие сбросы.
Темнеет очень быстро, иду вперед провешивать очередную веревку, натыкаюсь на завал из бревен и камней, вниз метров 5, в сумерках не могу найти станцию, решаю спуститься «так», удачно.. в общем ощущения те еще, предупреждаю ребят (Елена оказалась более зрячей в темноте и нашла станцию). Выхожу дальше и вижу сброс на вид метров эдак 30. Уже почти темно, в голове мысль: мля, надо 2 веревки. Решаем попробовать прокинуть пока одну, продергиваем в станцию до середины (вот где нужна отметка на середине))) скидываем вниз концы, один улетает в неизвестность, второй падает на полку метрах в 15 ниже, решаю идти, заправляю реверсу и вспоминаю что в спешке не завязали узлы на концах(( Начинаю спуск(тут уже играет фактор времени), иду, подскальзываюсь, падаю на левый бок и в позе эмбриона на боку продолжаю спуск до полки))))) Встаю на полку, скидываю один из концов веревки вниз и слышу приятное «плюх», ура ! веревонька достает до воды!!)) а воды там было всего лишь по колено.
Пока ребята спускаются бегу вперед по каньону смотреть что нас ждет дальше, темно уже видно только очертание камней и людей)) Меня уже посещают мысли что если спуски будут продолжаться, то надо валить из каньона если будет пологий склон, т. к. в темноте можно так «надюльферять»..
Вижу дальше что стены каньона начинают выполаживаться, вздыхаю с облегчением, видимо это конец)))
Все спустились, продергиваемся в темноте, решаем достать фонари)) да мы их взяли в каньон)) Открываю свой гидромешок а внутри вода((( Прощай телефон и ключ от машины(( все в воде… видимо пробил об железо когда кидал его в воду. В общем достали свет у кого что осталось живое, смотрим GPS , до выхода на дорогу 800м по камням. Время примерно половина девятого. Примечательно что дальше
в Псахо нет воды, но спустя метров 400 она появляется из под земли дико холодная(какой кайф потом окунуться в нее).
Выходим на дорогу, по дороге еще около 1.5 км до машины, приходим переодеваемся садимся в Калдину и шкребем днищем вниз к остальным машинам))) + еще в Калдине бензин на «0». Думал что свою не открою и не заведу, т. к. ключ электронный и он "подзатонул")) но нет, открылась и завелась. Домой ехали колонной, т. к. у одного мог закончиться бенз, а у другого заглючить ключ и тогда «приехали». Дома я был в начале 12го.»

Вот такая вот история, товарищ следователь.)

Попасть в каньон можно если поехать по дороге на «Красную Поляну», а на «Монастыре» повернуть налево в сторону Ивановского водопада , доехать до него (внедорожники онли), и оставить авто. Дальше по лесу только по координатам GPS.. Выход из каньона - это выход на дорогу, которая приведет к Ивановскому водопаду. Еще в него можно зайти со стороны «Воронцовки», но это не совсем удобно при возвращении обратно.

Упражнение: Последний подход с «отказом».

Каньон: «Сухая Балка»

- Сложность: v5a2V

- Длина веревки: 50м.

- Протяженность каньона: примерно 3км

- Время прохождения каньона: 16ч.

- Время подхода к началу каньона: 4ч.

- Время подъезда на транспорте из города: 1.5 часа.

- Время подхода от места стоянки машины до ночевки: 4ч.

- Общее время на маршруте: 2 дня.

Важно: обязателно нужен расходник (метров 20) для станций (репшнур 7мм), «спиты» с пробойником (штук 10), фонари с зап. батарейками!!! Перчатки для рук, т. к. 16 часов «маслать» мокрую и часто грязную вереку как то не очень приятно(перчатки и кожа на руках протираются). Питьевая вода.

Этот каньон выжмет вас как лимон)) Самый труднодоступный и сложно-проходимый каньон. Требует хорошей физической и технической подготовки!!! Редко туда ступает людская нога. Летом воды в нем нет, но стоят большие «лужи» с «мертвой» водой, иногда их можно пройти иногда только вплавь.

Интересен вход в него – спуск по белым скалам метров 100-150, мы потратили на него примерно 2 часа (на данный момент есть идея(непроверенная) как этот спуск избежать и сэкономить время и силы). Перед этим спуском необходимо набрать питьевой воды, т. к. дальше пить будет нечего. Каньон пробит местами, так что нужно иметь хороший запас «расходника» и «спитов». Мы шли его 16 часов!!! Залезли в 8 и вылезли в 12 ночи. Примерно 5 часов шли в темноте с фонарями, на выходе я уж было подумал что мой Пецль опять жрет быстро батарейки, т. к. он стал плохо светить под конец, но оказалось дело не в нем а в том что мы уже идем 5 часов!!! в темноте!!!). На выходе приятное физическое истощение обеспечено.

Возможно, есть смысл ночевать в каньоне и разбить проход на 2 дня, но тогда все это действо займет 3 дня в целом. Плюс надо знать прогноз погоды, а конкретно, что он будет хорошим - без дождей. Не редко в Сухой Балке «простреливают» камни.

Места дикие и красивенные!!! Я понял это только тогда, когда через пару дней смотрел фото и видео, т. к. в процессе это не так заметно. Еще, после него я понял, что взял много лишнего в мешок и захотел купить плавающую веревку, т. к. мокрый «полтинник» становиться неподъемным в совокупности с железом и вещами. ( В этот каньон не хочется ходить каждый год, но пропустив его один сезон – начинаешь за ним скучать и возникает дикое желание вернуться)) Обязательно регистрируйте группу в МЧС, потому что в случае «аварии» выбраться оттуда самим практически не реально.

Добираемся из города на Воронцовские пещеры, до ресторанчика «Царский Каньон» или конечной автобуса №127. Оставляем тачку и дальше по козьим тропам и навигатору идем часа 4 до места ночевки. Ночуем на «перемычке» каньонов Сухая Балка и Псахо. Рано утром уходим в «Балку». Сначала это будет просто речка с водой, потом вода закончится и появиться огромный спуск в каньон. Сама балка не очень длинная, но она потом впадает в Хосту и топать по ней еще прилично. Выход из каньона: вы дойдете до «Воклюза», где река Хоста выходит из под земли. Тут мы «выгребали» наверх, до облагороженных лестниц и дорожек, которые ведут к этому «ресторанчику» под названием «Царский Каньон». В окрестностях «Воклюза» есть пещеры, «Пионерская», «Школьная» и «Шумная», в последнюю можно сходить, остальные так себе. Но, при выходе из каньона вам будет не до них))

Это была река «Сухая Балка», так называемый «левый приток» реки Хоста. А есть еще какой то загадочный «правый приток» Хосты, который так же является сложным каньоном в который еще никто никогда не ходил, видели его только с вертолета и о нем очень мало информации(пока собираем её)…
Каньонинг в Большом Сочи (Спелеология)Каньонинг в Большом Сочи (Спелеология)Каньонинг в Большом Сочи (Спелеология)Каньонинг в Большом Сочи (Спелеология)Каньонинг в Большом Сочи (Спелеология)Каньонинг в Большом Сочи (Спелеология)Каньонинг в Большом Сочи (Спелеология)Каньонинг в Большом Сочи (Спелеология)

Напишу про еще один каньон в который мы часто ходим, но он находится не в Сочи а в Апшеронском районе Краснодарского края, поселок Гуамка. И название ему… да такое же как у вышеупомянутого мною каньона: Сухая Балка)

Каньон: «Сухая Балка» п. Гуамка

- Сложность: v1a2II

- Длина веревки: 15м.

- Время прохождения каньона: 10ч. (если полностью)

- Время подхода к началу каньона: 30м. (заброска на УАЗе)

- Время подъезда на транспорте из города: 8ч.(из Сочи в Гуамку)

- Общее время на маршруте: 2 дня.(из Сочи и обратно)

Хороший и добрый каньон, веревка нужна, по моему только в 2х местах, 10-15 метров достаточно. Наичистейшая холодная вода, дикая природа, масштаб самого ущелья впечатляет. Почти во всем каньоне довольно пологие стены, поэтому «выйти» в случае непогоды можно легко. Сложный выход только в конце, где как раз самая красота, но по времени проходится не долго.

Добираемся до поселка Гуамка, там ищем сурового «джиппера» который может забросить на верх до моста через Сухую Балку рядом с «памятником партизанам», запрыгиваем в каньон и идем, но половина каньона не представляет интереса, большая часть просто горная речка, где воды по щиколотку. Каньон начнется примерно когда пройдем 2/3 . Вообще как то можно попасть сразу в самую интересную часть и не терять время на «просто речку», в следующий раз так и хотим, есть описания, но надо разведать. Заканчивается он там где впадает в Курджипс, где мост через Сухую Балку. В общем, есть много туристических описаний про это место, так что на этом закончу.

Эпилог: Хотя «Каньонинг» это не «высотный альпинизм», но тем не менее занятие серьезное и опасное по многим причинам. Будьте внимательны и осторожны, регистрируйте свои выходы у дежурного в МЧС Сочи (тел. 268-03-03) и рассказывайте друзьям и знакомым - куда и на сколько идете. Оптимальный состав группы 4-6 человек. Не ходите в каньоны без должной альп. подготовки и не берите неподготовленных участников, у спасателей и так работы хватает. И помните, рельеф на местности может сильно меняться из года в год, от паводка к паводку: где то раньше были станции, а теперь их нет (смыло); где то были бревна и «по ним» можно было спуститься, а теперь нет бревен и не за что страховаться; где то раньше был белый советский холодильник, а теперь его нет! (реальная история про Навалищенский каньон после паводка и потопа в Сочи)))) К этим вещам нужно быть готовым!! Особенно к холодильнику))) В общем, все как в горах).

И ещё: я нарочно не стал выкладывать координаты наших подходов и точек (долго думал делать это или нет), т. к. я не хочу что бы туда ходили не подготовленные люди (которые даже касками пренебрегают) и тем более не хочу что бы они водили туда людей за деньги без всякой ответственности…

Удачи, друзья! С Уважением Алексей.
Каньонинг в Большом Сочи (Спелеология)Каньонинг в Большом Сочи (Спелеология)