Восхождение в затерянный мир. Венесуэла. Рорайма.

Пишет Коллайдер, 04.03.2019 16:56

Что, помимо нефти, Чавеса и военного переворота большинству из нас известно о Венесуэле? Наверное, немногое. А Венесуэла – это еще и прекрасные песчаные пустыни, раскинутые на юге Коро, удивительно красивая сельва Амазонии – крупнейшие тропические леса нашей планеты. Это райское лазурное побережье Карибского моря с уединенными бухтами и островами, куда мечтают попасть тысячи любителей островного отдыха. И, конечно, Венесуэла – это Амазонка с ее безумным круговоротом флоры и фауны. Здесь же и самый высокий водопад в мире – Анхель, или Kerepakupai Meru (на языке пемон), и Гран Сабана с ее затерянным миром Рораймы. Именно о ней в этом рассказе и пойдет речь.

Эх, Рорайма! Та самая Рорайма, которая была точкой начала всего и невозврата к прошлому одновременно.
Итак, все началось!
И все же, оговорюсь: путешествие в эту страну не было ни моей целью, ни мечтой. Пройдя собеседование в одной из белорусских строительных компаний, я была откомандирована туда почти на целый год работать переводчиком на стройке агрогородка в жаркой саване. Это была не первая моя поездка в Венесуэлу, мне посчастливилось узнать ее с одной из сторон по воле судьбы в 2009, но тогда возможности увидеть всю красоту настоящей Сельвы у меня не было.
Теперь же все было иначе. Моя командировка шла спокойно: меня разместили в маленьком городке San Juan de los Morros, в котором, как мне казалось, не было ничего интересного. Позже я узнала, что там можно было заниматься скалолазанием и парашютным спортом – сейчас сожалею, что пришла к скалолазанию не в 2011м, а только в 2016м году.
Белорусы коротали свободное время скучно: сидя дома и просматривая по кругу фильмы, общаясь с родными по скайпу или обсуждая работу. Комната, в которой я жила, была больше похожа на тюремную камеру с маленьким окошком у потолка, но она была уютной и четко вписывалась в мое душевное состояние. Психологически мне было не просто, т.к. по своим интересам найти там единомышленников мне не удалось. Я жила в своем мире - рисовала, писала очерки, общалась в основном сама с собой.
Приближался Новый год, и у компании выпадало несколько выходных. Я подумала: белорусских попоек я не вынесу, решетки на окнах сведут меня с ума, шило в жопе не даст вести выходной лежачий образ жизни - стоит что-то придумать! Так вырисовалось первое мое путешествие, первый побег к истокам того, кто я есть на самом деле.
Спустя время, посетив ни одну страну, я все же буду считать то место одним из лучших в мире! Место, в котором душа исцеляется и происходит очищение сознания, откидывая как шелуху все по-настоящему в жизни ненужное. Когда я сообщила венесуэльскому товарищу по телефону, что еду на Рорайму, он сказал: «Рорайма? Ооо! Это сила! Крис, возможно, ты будешь плакать, когда взойдешь на плато. Но это ничего. Это удивительно, но там почти все люди плачут. Наверное, боги смывают с них боль и страдания.
Путешествие началось с долгого переезда через всю страну в 1390 километров в одну сторону. Продолжительность пути от верхней точки страны до Рораймы составляет 23 часа, включая одну пересадку в маленьком городке. Но это когда все идет по плану, а если стыковка автобусов не удалась, то придется накинуть еще часов 6-7 сверху, которые проходят на вокзале в постоянной опасности быть ограбленным или убитым за простой телефон.
Вокзалы Венесуэлы – не лучшее место для ожидания, особенно если ты европеец. Первое правило – одевайся как местный, сливайся с толпой. Чем дешевле и проще вещи – тем больше шансов остаться незамеченным для грабителей. Это правило я использовала всегда, путешествуя по Латинской Америке. Никаких украшений, никаких телефонов и камер, никаких понтов. На улицу ты выходишь так, будто ты часть толпы, часть трущоб. Только кепка и заправленные волосы, дешевая майка с рукавами и рваные джинсы. Уважай местных людей, ты всего лишь гость на их территории. Латинская Америка опасна, она без правил и привилегий.
За год до этой поездки, когда я жила в Маракайбо, меня перевозили как ценный груз, я даже через дорогу в магазин не ходила. Мне говорили, что человека могут убить в метре от дома, и не дай бог мне не иметь при себе что-то ценное – могут просто пустить пулю в лоб со злости. Поехав работать, от огромной скуки и невозможности сидеть в этой клетке, - я вышла из изоляции и стала частью толпы. Когда я поняла улицу – я поняла людей и благодаря этому смогла объездить всю страну в одиночку, когда моих коллег грабили прямо у входа в офис.
Рорайма находится почти на границе с Бразилией. Путь к самой Рорайме проходит вдали от автодорог, а подход к стене тепуя займет у вас трое суток. Наверху плато в 3-4 часах ходьбы находится точка пересечения трех государств – Венесуэлы, Бразилии и Гайаны - 5°11′00″ с. ш. 60°46′00″ з. д.
В этой поездке дорога была изнуряющей. Все дело в том, что в Венесуэле самые холодные автобусы. В тропической стране жара – это всегда проблема. Люди настолько устали от нее, что в офисах, торговых центрах и автобусах у них все на минимуме, чтобы чувствовать себя в прохладе. Но почти везде они перебарщивают с кондиционированием. То есть если на улице +42, то в автобусе будет +10! Если не хочешь помереть от гипотермии - ты должен взять с собой плед, шапку, куртку и шерстяные носки, иначе есть все шансы слечь после одного ночного переезда.
Итак, наш путь лежал через пустынные саванны. Доехав до города Боливар, мы с товарищем пересели в другой автобус, который был забит до отказа, и продолжили путь. Мы направлялись в сторону Гран Сабаны – национальной заповедной зоны, находящейся под охраной UNESCO, в которой местность усеяна ровной травой, высокими одиночно стоящими пальмами и плоскими горами- тепуями.
Автобус был маленьким, мы медленно переезжали перевал, потому как серпантинные повороты были довольно крутыми. Тогда я впервые увидела настоящий ночной тропический лес – это было незабываемо. В районе четырех утра мы выехали на равнину Гран Сабаны. Густой туман расступался и открывал нам виды на тепуи. Полумрак и туман создавали причудливые образы из валунов, хаотично разбросанных по бескрайней саванне.
На рассвете мы наконец попали в Санта-Елену – город, где оседают все туристы, совершающие длинное путешествие к Рорайме или переходящие границу с Бразилией. Там мы заселились в один из самых дешевых хостелов, наелись макарон с сосисками от пуза, а вечером познакомились с проводником -(портером по совместительству), который и поведет нас к точке Х (тройная точка на плато Рораймы).
Ранним утром к порогу подъехал старый джип Wrangler, и носильщик начал грузить наши баулы и рюкзаки. Через час мы уже тряслись в этой раритетной машине, и дорога вызывала море эмоций у всех членов нашей команды, с которыми мы планировали разделить предстоящие дни трекинга. В команду вошли ребята из Чехии, Америки, Канады и Японии. Добравшись до старта и покинув машину, мы увидели вдалеке нашу цель – величественную Рорайму. Она была шикарна!
Для справки: Пункт пропуска в парк находится в двух-трех днях хода до самой Рораймы. В сутки пропускают только определенное количество людей. Поэтому без проводника вас развернут назад в Санта-Елену. Спускать с тепуя реликтовые растения и кристаллы запрещено. Оставлять мусор на всем треке тоже запрещено, на плато нужно придерживаться принципа «я иду, и отходы идут со мной обратно». На плато ходить по второй нужде строго в пакет, свое дермо спускать по принципу обычного мусора. Орать и кричать на плато тоже не стоит. Это для Пемонов дурной тон. Трогать маленьких жаб - запрещено. Они ядовиты + по поверью вызывают затяжные дожди на голову трогающего и всей Саваны.
Подбодрив друг друга, команда из 8 человек начала путь. Мы намечали пройти путь в 13 км до первого лагеря, и перейти реку в брод, пройти еще 2 км до лагеря за рекой. Темп был у всех разный, по этому ребята шли тихо, практически молча, растянув нитку хода на метров 700.
Тропинка была очень хорошей. Вообще, в сухой сезон они идеальны для прохождения, а в сезон дождей и тропических ливней - превращаются в «размытые рукава - реки» с кашей, по которым ливни идут вдоль склона. В наши ближайшие три дня погода по прогнозу должна была быть сухой, ну или без штормовых напастей – нам везло. На пути встречались саванные кустики, трава и островки тропических деревьев.
При переходе через саванну нужно помнить о том, что в этой местности обитает мошка Puri-puri, которая нехило кусается. Все дело в том, что эта мошка откусывает часть плоти и заносит в рану токсичное вещество, которое вызывает сильный зуд. Да, это не комарики, ее на коже почувствуешь сразу! И еще недели 2 будешь чесаться как ужаленый! Перед походом рекомендую приобрести специальный крем. В него можно добавить 1-2 ампулы витамина B2 и B6. Я сделала хитрее: я проколола себя витамином В до поездки и добавила ампулу в обычный крем. Результат - на полторы недели я стала ходячим витомином В! Но эта вонь мне нравилась! Напоминало детство, наверное, и кабинет врача.
Весь поход к baseCamp Рораймы занимает два дня, в худшем случае – три. На пути предполагается переход двух рек вброд. Переход происходит в запасных носках, чтобы предотвратить падение из-за скользких камней.На заметку туристу: Всегда переходите реки не босиком, а в носках. Это позволит избежать падений, вывихов и других неприятностей, особенно, если дно усыпано камнями разной величины. Это правило ни раз спасало меня в Исландии к примеру при переходе 6 быстротечных рек вброд.
Первые и вторые сутки прошли спокойно. Долгие переходы, конечно, забирали много сил, но мысли о том, что впереди нас ждет резкий подъем с проходом по скользкой сельве под водопадом и набор высоты в 1000 метров, добавляли мотивации и запаса прочности.
Наша команда разбила лагерь у самого подножья тепуя, и после ужина все рассредоточилась по своим палаткам. Портер по имени Лео долго сидел у костра. Всю дорогу мы шли с ним вместе и общались. Я присела рядом, и мы вместе стали смотреть на костер, не произнося ни слова. Нам было комфортно и уютно отдыхать от груза и людей: Рорайма стояла перед нами, как большой обелиск, и при свете Луны был виден ее красивый профиль. Не знаю, что она думала о нас, но мы много думали о ней, и каждый в душе просил ее быть благосклонной к нашей попытке покорить ее завтра.
На рассвете мы начали путь наверх. Теперь дорога была слишком скользкой, слишком крутой, местами опасной и непроходимой. Медленно, но верно каждый из нас поднимался вверх, пока мы не прошли густой лесной «подшерсток» и не вышли прямо к отвесной стене. Впереди был каменный настил под большим наклоном, по которому мы начали движение еще выше. С высоты семисот метров свободно падала вода – это был водопад, который в сезон дождей набирал огромную мощь. Сейчас же на нас поливало по всем канонам тропиков, местами летели камни – мы старались быстро пройти этот отрезок, чтобы не сильно промочить вещи в рюкзаке и оставить голову целой.
Рорайма часто находится в облаках, и у нее есть свой микроклимат. Облака аккумулируют много воды, и она собирается на поверхности тепуя. Единственный выход дождевой воды с плато – это водопады. Дождевые реки тепуя образуют целую систему водопадов, которая, протекая через рваный рельеф, смотрится как сомкнутые зубы, из которых сочится пена и вытекает вся эта мощь водной стихии. По-настоящему потрясающее зрелище!

Достигнув выхода на плато, все члены команды собрались в одном месте. Пейзаж был по-настоящему лунным. Не было шума, было абсолютно безветренно. Со всех сторон гуляли облака, и казалось, что камни приняли причудливые формы. Под ногами лежали кристаллы, росли реликтовые растения. Кто-то из команды отошел в сторону. Возможно, от эмоций и чувств, ведь для кого-то из нас это была мечта всей жизни или хотя бы половины жизни. И она сбылась.
Плакала ли я? Друг оказался прав. порыдав немного, - мы продолжили движение.
Восхождение в затерянный мир. Венесуэла. Рорайма. (Путешествия, латинская америка, путешествие жизни, трек, исследование, тепуй, амазония),Восхождение в затерянный мир. Венесуэла. Рорайма. (Путешествия, латинская америка, путешествие жизни, трек, исследование, тепуй, амазония)
На Рорайме мы провели двое суток. Было безумно холодно, шел моросящий дождь. Гора погрузилась во мрак облаков, сырых и мокрых. Так получилось, что никто не предполагал, что будет так продувать и подмораживать. Дров найти было невозможно, потому что на плато нет ни деревьев, ни другой крупной растительности. Зато есть мхи и некоторые мелкие кустики, которые обладают корневой системой.
Нам пришлось идти еще очень долго, прежде чем мы смогли найти что-то наподобие пещеры. Искать пристанище оказалось сложно, поскольку темп мы задали медленный, быстро смеркалось и темнота опускалась особенно быстро. Выбрали мы не лучшее место.
Вариант был один – разместиться в продуваемой расколотой пещере. Ребята, увидев ровные песчаные островки, быстро поставили туда палатки, надеясь на спокойную ночь. И, когда я сказала, что ровный песок в пещерах обычно становится руслом рек при затоплении, меня никто не послушал. Я же поставила палатку отдельно от группы, и это оказалось правильным решением. Ночью пошел ливень и затопил все палатки полностью, моя же, стоящая почти на краю отвесной стены, осталась сухой. Чтобы помочь ребятам, я развела небольшой костер из мха и корней – так окончилась наша бессонная и холодная ночь.
Следующие сутки мы провели, изучая окрестности тепуя. Помимо того, что каждый камень уникально выточен природой и имеет свою особенную форму, есть и очень знаменитые камни Рораймы – к примеру, камень-черепаха, огромный валун, который держится на одной точке опоры, камень-обезьяна и камень-птица. Они стоят на страже входа на плато, наблюдая за изредко поднимающимися людьми. Облака, которые погружают эти камни в свой туман, добавляют мистики этим существам. И если смотреть на эти камни долго, кажется, что они оживают.
Восхождение в затерянный мир. Венесуэла. Рорайма. (Путешествия, латинская америка, путешествие жизни, трек, исследование, тепуй, амазония)Восхождение в затерянный мир. Венесуэла. Рорайма. (Путешествия, латинская америка, путешествие жизни, трек, исследование, тепуй, амазония)
На плато есть дорожки и островки, усеянные растущими кристаллами. Это очень красивые места. Там следует передвигаться с осторожностью, не нарушая естественную среду роста этих особенных камней. Срывать кристаллы запрещено, но, нечаянно сломав один ногой, на его сломе вы можете увидеть сочащуюся молочную жидкость – тот самый сок, из которого формируется ткань кристалла и зависит его рост. Задев ногой такой кристалл, сразу чувствуешь, что убил живой организм, – своеобразное напоминание о взаимосвязи человека с природой.
Вдали от точки подъема есть несколько бассейнов с кристаллами. Размером два на два метра, они больше напоминают ванну. Каждый поднявшийся принимает за честь купание в ледяной полынье – это своеобразный ритуал «очищения».
Памятка: изучая тепуи, нужно помнить о коварности этих мест. Категорически не рекомендуется гулять здесь в одиночку. Сбившийся с хоженой тропинки может блуждать по плато бесконечно – люди пропадают здесь каждый год. Облачность и монотонность причудливых форм не дадут вам увидеть дорогу, даже если она будет в трех метрах от Вас. Отыскать тропу можно только зная, что нехоженый камень плато имеет темный оттенок, а хоженый – светлый. (И лучше все же иметь навигатор)!
Что еще удивительного было увидено наверху? Конечно, реликтовые растения. Очень древние, не встречающиеся больше нигде на планете. Они видели динозавров и свободно растут там так же, как и миллионы лет назад. Много раз встречали эндемическую черную маленькую лягушку. Она, по поверьям, отвечает за осадки на Рорайме и свистит перед приходом дождя. Утром, когда мы с другом пошли умываться в ледяной луже, столкнулись с животным, похожим на маленького койота. Мы не знали, что это был за зверек, но он стоял поодаль и какое-то время наблюдал за нами, а потом его образ быстро растаял в тумане. Странно, потому, что многие уверены, что на Рорайме вообще не живут большие животные. Позже мы предположили, что это была носуха – родственник енота.
Ночь снова быстро опустилась на плато, и после небольших посиделок возле палаток под навесом скалы все удалились спать, снова стало тихо. Маленький мховый костер тлел, и Лео опять смотрел на едва уловимое пламя. Он привык видеть эти места – жизнь вблизи Рораймы была для него обыденностью. Но при этом, общаясь с ним, я узнала, насколько сильно он ждет каждого нового выхода сюда. В обычной жизни он состоит в национальной гвардии и живет по режиму. На воле он просто портер, который любит это место и бережет его, собирая мусор, оставленный недобросовестными людьми.
Мне не хотелось спускаться в города, хотелось еще побыть тут и прочувствовать всю атмосферу этого удивительного затерянного мира. Казалось, что очень мало времени отведено на исследование этих мест. Я могла бы провести тут неделю, две, три. Но наша поездка была распланирована, и после долгих дней спуска мы снова стояли у входа в национальный парк и смотрели на стоящую вдали от нас Рорайму. Только она смотрела на нас уже иначе. Возможно, потому что теперь мы знали друг друга лично и смогли пообщаться с ней, с ее миром. Казалось, что мы были в открытом космосе и снова вернулись на эту землю. И вот нас снова встречают люди, опять джип и дорога. Еще много ра я оборачивалась, рассматривая ее сквозь дорожную пыль. Потом она и вовсе исчезла. Оставалось лишь знать, что где-то там она все также укутана облаками, тихо стоит и ждет новых исследователей.
Прошло 8 лет, но я помню ее, как будто виделась с ней вчера. Я часто вспоминаю ее виды и признаюсь, что однажды снова спланирую поездку к ней. Думаю, съездив в Индию, Вьетнам, Китай, Новую Зеландию, Исландию и другие страны, я смогу посмотреть на нее другими глазами, более глубоко и душевно, как на старого доброго друга, который показал мне другую сторону жизни человека.
Причудливые формы камней, постоянный туман и безлюдность этих мест дают возможность по-настоящему почувствовать себя на другой планете, совершенно чужой и не тронутой человеком. Ни в одном другом путешествии я больше не встречала мест, которые хотя бы немного напоминали мне ее или смогли бы унести меня в другой мир!
Сейчас Венесуэла переживает тяжелые времена, она охвачена политическими волнениями. О положении вещей я знаю от своих близких друзей-венесуэльцев. Кроме этого, слежу за ситуацией в стране и районе Санта-Елены. Люди массово пересекают границу, убегая из своей страны, огромное количество беженцев выезжает через этот КПП. Поэтому я искренне надеюсь и верю, что однажды страна, которую я так люблю и уважаю, сможет справиться с внутренними проблемами и однажды снова откроет свои красоты для исследователей со всего мира.
А пока остается хранить эти воспоминания и рассказывать о ней время о времени, чтобы помнить то, чему она смогла научить.

Кристина Лебединская

Вах, столовая гора, Затерянный Мир! Профессора Челленджера не встречали? Спасибо за рассказ!

Встретили только жаб и носуху (полуенот).
А место и вправду потрясающее!
За Рораймой есть еще пару сложных тепуев, к которым нет подхода т.е. есть, но люди не ходят. Совсем не ходят. Там есть целая система цинотов (своеобразные дыры на земле с системой пещер "а ля Sanctum". Мечта всех мечт - попасть туда. Но это экспедиция длиною в пару недель и хороший напарник нужен, а лучше 2 альпинисто-спелеолога и бюджет от 3000 тыс без учета перелета!)

Пару недель? Может быть пару месяцев, нет?%)

Счастлив, кому знакомо
Щемящее чувство дороги,
Ветер рвет горизонты
И раздувает рассвет...

Кристина, поздравляю вас с таким путешествием! Вам повезло удачно воспользоваться такой возможностью, вы молодец! Удачи и успехов в новых приключениях))

Игорь! Спасибо! Приятный комментарий!

на 11 фото сумерки, дождь (?), огонек и шлейф от него - это не шаровая ли молния?

Это на выдержке сделан снимок.

Очень интересный рассказ! Совсем недавно читал книгу о летчике, открывшем этот водопад, в честь которого он и назван.

Да! все так! Про Анхель я напишу отдельный пост! есть что рассказать!
А Рорайма стоит немножко особняком, находится далеко от Анхеля, хотя по свойствам - и тот и другой - Тепуи. Есть маршруты на Анхель, проходящие через внутреннюю часть этого тепуя (как будто раскол, который местами залит горной рекой. Прохождение по натянутой веревке. Те же 6 дней трека). Но я водила все три раза людей к водопаду по классике - сплавляясь к самому выносу Тепуя. Напишу и про это, только чуточку позже.

Спасибо, интересно и познавательно!
Некоторые фотографии выглядят как графика из фантастических фильмов.
Особенно - фото 13, 14.
Даже не верится, что это земной пейзаж, хоть и в экзотическом месте.

Спасибо, замечательный очерк!
Добрый и позитивный, чего так не хватает всем нам последнее время...
Удачи в путешествиях!

Классный материал. И написано хорошо, искренне.
Помнится когда-то читал Хеймиша Маккиниса http://geoman.ru/books/item/f00/s00/z0000107/index.shtml
про восхождение на Рорайму по отвесной стене. Больше всего впечатлили спускавшиеся, по ранее навешенным веревкам, пауки-птицеяды, воспринимавшие их как паутину. Лезешь такой по нависанию по перилам, а на встречу тебе такое чудо спускается. :)
Удачи Вам в путешествиях.

Спасибо! ЗдОрово написано!
Надо же.. увидела знакомый заголовок, думала, тут книгу эту цитируют.))) В молодости, помню, сильно поразило описание пути туда.)) Жёлтенькая такая))) вроде.. Спасибо Евгению за электронную версию.
p.s. ура! нашла книжку))

Класс! жаль я не читала эту книгу до путешествия туда, думаю, что ожидание было бы еще круче. Я ломанулась на Рорайму внезапно, по этому не успела даже ничего заранее о ней узнать.
Самое странное, что название поста само в голову пришло, а оказалось оно точь в точь с названием книги!
Теперь обязательно найду ее и прочитаю! Может она сподвигнет меня на новые подвиги!
Спасибо еще раз!

Это на Вас, видимо, Конан Дойль повлиял ;)

Енот, ты - поэт! Что-же ты, дремала, столько времени? Давай, еще, рассказывай!

да вот, потиху буду публиковать разные истории! а то все альпинизм да скалолазание! Пока память еще держит это все - надо рассказывать. Да и про Венесуэлу мало кто знает. Пожалуй, я люблю ее всей душой, 3 года жизни там прошло. Стоит рассказать людям, какие красоты в ней спрятаны от глаз людских!

Это фантастика! Спасибо. Ждём новых рассказов.

+ + + + + + + !
пост марта !

К.! А что это за кристаллы, которые растут питаясь соком?

Хахахах, ну не питаются они соком, написано было так для простых людей, "что при надломе течет белый сок" - не химики поймут, химики похихикают.
А вообще, стоило бы написать про свойство кристаллов находиться в промежуточных агрегатных состояниях, или описать жидкие кристаллы, пластические с переходом в аморфное вещество и далее в кристалл.
Можно было бы расписать эти агрегатные состояния перехода от жидкого состояния в истинно кристаллическое, чтобы было понятно, но я не стала. Пост не об этом.

Классный рассказ! Не только по сюжету и экзотике, но и по настроению.
В подобное место, да ещё если в хорошей компании... – дорогого стоит!

По тв был показан фильм "живая вода", там говорилось что на этом плато вода имеет очень сильный природный магнитный заряд, через прибор с нужным спектром было показано как это выглядит. Было заявлено что это самая лучшая питьевая вода.

Здорово как! Не знала этого. Спасибо, что сказали, надо будет найти программу про это!

Вот этот фильм https://www.youtube.com/watch?v=NFCfTkJ-pW8 Про воду с этого плато в нужном спектре с 33:00 мин.

Рентв детектид.
"Природный магнитный заряд", "прибор с нужным спектром"... пзц... вы лучше стихи пишите про птичек там, любовь и все такое, а вот про это не надо.

Ну, зачем так резко.
Поинтересуйтесь у человека определением "магнитного заряда", и каковы параметры измерения спектра у "прибора". Он и сам всё осознает.
А если не осознает, то "пзц...-ом" его не проймёшь, а только толкнёшь на "сами понимаете что".

Ничего не меняется в этом мире...кроме терминологии! То, что сейчас называют гуманитариями и технарями, шестьдесят лет тому назад называли физиками и лириками...

В принципе, да.
Но гуманитарии (лирики) тогда знали таблицу умножения и даже такие слова, как "квадратный корень".
А продвинутые, так и "кубический".