Юбилей по-альпинистски на вулкане Этна

Пишет Irina Morozova, 30.09.2019 10:16

Полгода назад я написала, что хочу устроить незабываемый Юбилей. Настя Босых предложила восхождение на Этну, и из всех вариантов, эта идея показалась наилучшей. Но я даже не представляла, насколько клевой она окжется на самом деле. Настолько клевой, что только по прошествии полгода я смогла отрефлекировать события и решить поделиться испытанными тогда чувствами и эмоциями.
Юбилей по-альпинистски на вулкане Этна (Альпинизм, сицилия, морозова, день рождения, redfox)

Только кажется, что Этна попсовая гора. Попсовая она с точки зрения технической сложности. Но обладает незаурядной энергетикой, как и Эльбрус.

Есть – горы, и есть – Горы. Есть горы, на которые поднимаешься по техническим маршрутам, получая удовольствие от процесса, а добравшись до верха, испытываешь чувство удовлетворения от того, что прошел очередной сложный маршрут, снова испытал или преодолел себя, достиг нового уровня, доказал что-то себе и другим, и так далее. А есть вершины, где ты никому ничего не доказываешь, даже себе, но, взойдя на них, испытываешь сакральное состояние, которое каждый выражает своими словами: «Весь мир под ногами, ты счастлив и нем…», или: «Это как космос…», или: «Чумовые ощущения»…
Такой вершиной, когда-то давным-давно, для меня впервые стал Эльбрус. Именно на нем я почувствовала себя, стоящей где-то на маленькой точке в самой вышине над облаками, а весь огромный мир простирался вокруг далеко-далеко внизу. И вот, спустя три десятка лет, когда уже, казалось, ни одна вершина не сможет удивить или восхитить, Этна подарила те же ощущения.

Что из себя представляет Этна?

Издали – огромная, возвышающаяся над равниной, конусообразная гора, как Эльбрус или Футзи. В реальности – массив, состоящий из множества кратеров. Этна, как живой организм, ее рельеф не стабилен. Извержения происходят не только из верхушки конуса, лава регулярно прорывается на поверхность в любых местах, образуя новые свежие кратеры. В верхней части массива дым буквально валит изо всех щелей – тонкие струйки и полосы дыма курятся на ветру. Картина чем-то напоминает, как на склонах Эльбруса сильный ветер переметает снег.
Кратеры постоянно открываются и исчезают, их количество насчитывают от 200 до 400. С южной, наиболее популярной стороны, некоторые крупные «заснувшие» кратеры находятся неподалеку от парковки и от верхней станции канатной дороги. Именно к ним водят экскурсионные группы. Туристы поднимаются на канатной дороге, и доходят до ближайшего кратера Montagnola, 2648м. Иногда их довозят дальше на внедорожниках, до места под названием Torre del Filosofo (Башня философа), 2920 м. Здесь были найдены греческие руины. Поблизости два кратера – Barbagallo и Coni eruzione 2003.
Высота 2920 метров над уровнем моря, как правило, оказывается высшей точкой, куда понимаются туристы. Дальше установлены таблички: «Проход запрещен» и «Опасно». Не на русском, конечно.
Вершиной массива Этны являются два кратера – Bocca Nuova, 3250 м, и The Chasm, 3340 м. Вообще максимальная высота у Этны не постоянная, она все время меняется в зависимости от того сколько пепла навалило.

На вершинном плато Этны – действующий кратер Bocca Nuova на данный момент 3250 м

27 февраля, садясь в самолет в пулковском аэропорту, я еще не знала, что лечу не просто весело отметить Юбилей на вулкане, а лечу сжечь мосты в его недрах, чтобы начать новый виток жизни.

Все началось с того, что компания на Сицилию, под кодовым названием эвента «Давайте поднимемся на Этну и отметим Иркин Юбилей», собралась практически незнакомая для меня. Некоторые знакомые лица в ней все-таки присутствовали: моя дочь, Настя из Риги и Лена Дмитренко. Остальных представили за день до вылета или уже на сицилийской вилле.
Выглядело, как в анекдоте:
– Знакомьтесь, это Ира, мы будем отмечать ее Юбилей.
– Ира, знакомься это Дима, ты будешь с ним отмечать свой Юбилей.

О, сорри, с Димой мы уже вроде пересекались. Вместе стояли в очереди в рижском аэропорту на посадку в самолет, когда летели на Рождество в Грузию, и еще раз перед обратным вылетом из Кутаиси. А вот с Сашей и Сергеем встречаемся впервые.

Итак, 28 февраля, утро моего дня рождения. Открываю глаза… Чуда нет. Собачий холод, на Сицилии нет отопления в домах, и зимой в них холодно. Зато лучи солнца светят через огромную застекленную стену гостиной. Дух захватывает от потрясающе красивого вида моря в легкой дымке.
Долго любоваться нет времени. Завтрак, быстрые сборы, и по машинам.
«Мальчишки», как их называет Настя, по пути заезжают в магазин за шампанским. Распивать вино на вершине, стоя на краю извергающегося кратера – это нарушение техники безопасности. Решили сначала совершить восхождение, затем спуститься к парковке и выпить шампанское около живописного кратера Silvestri.

Идем пешком с самого низа, от парковки у Rifugio Sapienza на высоте 1900 м. Настя с мальчишками – впереди, мы с дочерью сзади. Моя дочь не альпинист, и ни разу не была ни на одной более-менее высокой вершине, поэтому не рассчитываю, что мы с ней дойдем до самого верха.

Затяжной подъем по тропе вдоль канатной дороги оказывается самым выматывающим. Пройдя мимо кратера Piano del Lago, вышли на большое ровное плато. На нем маленький домик, около которого, убежавшие вперед, дождались отстающих. Здесь перекусили сицилийскими колбасами и хамоном. Жизнь наладилась.

Дальше снова небольшой подъем к кратеру Barbagallo. На краю кратера дует сумасшедший ветер, напоминая о Фудзи. Достаем из рюкзака и надеваем ветрозащитные куртки Red Fox Sky, становится комфортно.
Кратер Barbagallo «спящий», не дымит, можно спуститься внутрь него и рассмотреть во всех подробностях. Дочь говорит, что дальше идти не хочет.
Парни ушли наверх, Настя из солидарности осталась с нами, и мы целый час гуляем и фотографируемся.

На краю кратера Barbagallo.

Наверху, вдалеке, над тремя главными кратерами курится легкий белый дымок. Этна будто говорит: «Смотри же, я сегодня в спокойном настроении».

– Давайте дойдем до тех расщелин, из которых струится дым?
Подходим под начало крутого взлета. Отсюда до вершины, можно сказать, рукой подать. Чего уж поворачивать назад? Да и у Лики настрой дойти до конца появился. Видимо хамон, отдых и часовая фотосессия сделали свое дело.

Начинаем подниматься, навстречу спускаются парни. Их лица светятся от восторга. Бурно жестикулируя, рассказывают, как там круто. Но еще больше радости у них вызывает то, что мы решили дойти до вершины. Ради такого повода, парни разворачиваются и идут с нами наверх по второму разу. Это как вишенка на торте. Если бы втроем поднялись, то, наверное, там наверху не хватило бы частички общего волнительного настроения.

Взлет становится крутым, под снегом местами лед и обледенелая сыпуха. Мы пошли по кратчайшему пути, прямо с юга через седловину между Юго-Восточным кратером (Cratere di Sud-Est), 3294 и Bocca Nuova, 3250 м. Основная тропа, которую показывает навигатор, огибает кратер Bocca Nuova слева, и заходит с запада – между The Chasm, 3340 м, и Северо-Восточным кратером (Cratere di Nord-Est), 3327 м.

На седловине приоткрывается завеса, за которой – долгожданное чудо. Осталось сделать лишь несколько шагов до него. Несколько шагов до места, где «ты счастлив и нем». Внизу ничто не идет в сравнение с тем, что здесь наверху среди «дышащих» кратеров. Это не космос, как у тех, кто стоял на вершине восьмитысячников. Это – другая планета. И даже – другой мир. Мир, в котором живут не люди. Даже не знаю кто – то ли инопланетяне, то ли драконы, но явно не человеческие существа.
Кругом дым. Он валит из щелей в земле, вырывается клубами из двух огромных кратеров. Идем к ним сквозь серную дымовую завесу. Пытаюсь задержать дыхание, чтобы не вдыхать газы, но закружилась голова. Приходится потихоньку вдыхать маленькими вдохами.

Внизу снег и лед, а на самом верху – камни да песок, точнее не песок, а то, что выбрасывается из недр вулкана и еще не превратилось окончательно в пепел. Дотрагиваюсь до земли, она горячая. Странно, слегка жутковато, потому что сюрреалистично.
Как рассказали «мальчишки», когда во время первого подъема Саня подошел на узкую перемычку между двумя кратерами, в тот момент в небо с грохотом вылетел целый столп. Поэтому мы не стали испытывать судьбу, и остановились на почтительном расстоянии.

Во время подъема было страшновато, вдруг вулкан начнет извергаться. А попав в этот другой мир, забываешь о страхах и беспокойствах. Не хочется уходить.
Плачу. Не помню таких моментов за все 30 лет альпинизма, когда плакала на вершине от счастья, восторга и чего-то, что не передать словами.
Рядом со мной самый близкий мне человек ¬– моя дочь. Впервые за 30 лет стою рядом с ней на вершине.
Рядом со мной новые друзья, оказавшиеся такими надежными.

Вытираю слезы. Пора возвращаться в наш мир.

Уже когда спустились на безопасное плато, к Torre del Filosofo, Этна выстрелила в небо, повалило огромное облако дыма и поползло вниз к долине, закрыв на несколько минут солнце. Наверное, так чувствовали себя древние люди в момент солнечного затмения.
У домика рядом с канаткой садимся передохнуть. Чай, мандарины. Отпускает.

Звонок маме со склонов Этны

И снова с вершины раздается раскатистый грохот, будто где-то взорвали целый состав поезда с динамитом, а из верхнего кратера повалил густой дым.
Этна на прощанье устроила праздничный салют.

Солнце садится. Небо постепенно темнеет, кратеры в сумерках приобретают серые очертания. В темноте начинают вспыхивать яркие огоньки домиков. И будто эти огоньки вспыхивают в душе. А может такое чувство возникает, потому что возвращаешься в мир людей с другой, пустынной и не гуманоидной, планеты, чувствуя близость тепла людских домов.

Только тепло внизу не ждет. Все ресторанчики закрыты.
Еще час по серпантинам, и мы в Зафферане (Zafferana Etnea). Заходим в кафешку, и сходу выпиваем по огромному стакану свежевыжатого сока из апельсинов и лимонов. А потом еще по стакану. И еще по одному. После того, как апельсины с лимонами исчезают из фруктовницы, покидаем кафе и едем на виллу продолжать банкет.
Шампанское так и не успели открыть на вершине кратера.

Это было захватывающе и неповторимо, но второй раз я бы не пошла на Этну. Бывают восхождения, которые, как и рождение, всего лишь раз в жизни. Но в Сицилию я влюбилась с первого взгляда. Точно так же как когда-то влюбилась в Уллутау, когда выгрузившись из кузова шишиги впервые увидела горы.

Наша поездка была короткой, всего 4 дня. Но эти четыре дня оказались такими насышенными. После благополучного спуска с Этны была средневековая Таормина, прогулка на катере вдоль побережья ионического моря и карнавал в Ачиреале.

Вчера мы были там, на самом верху, а сегодня смотрим на то как из вершины Этну курится и тянется к морю большой столб белого дыма

Саша, Настя, Сергей и Лика

На Сицилию хочется поехать не раз. Только теперь не на Этну, а полазать на скалах Сан Вито ло Капо.

Спасибо дочери и моим друзьям за то, что были рядом и сделали этот день незабываемым.
Спасибо моему верному спонсору компании Red Fox за надежную экипировку, которая помогла сделать восхождение комфортным.

И если кому-то приходит в голову идея побывать на Сицлии, возможно будет полезным небольшой технический обзор логистики и некоторых вкусных мест таких как Этна или скалолазный район Сан Вито ло Капо.

Живите яркой жизнью. Желаю вам клевых идей и удачных восхожедний :)