Спелеология новичку. Часть 1. Одежда для пещеры

Пишет Алексей Евдокимов, 09.12.2019 22:49

Каждый, кто начинает заниматься спелеологией обязательно задается вопросом: а что мне нужно для того, чтобы пойти в пещеру?

И вот я решил написать максимально развернутый ответ. Для простоты разделю статью на несколько частей (иначе получится слишком уж длинный пост).

Это первая часть огромного списка, который желателен, нужен, а иногда просто необходим, чтобы не только зайти в пещеру, но и вернутся оттуда. Помните, что настоящий спелеолог не тот, кто ушел в пещеру, а тот, кто вернулся оттуда живым.

Спелеология новичку. Часть 1. Одежда для пещеры (спелеошкола, пещера, cave)

В данной статье будет описана одежда, которая подходит как для вертикальных, так и для горизонтальных пещер.

И еще один момент, который будет красной ниткой проходить в каждой из статей: спелеология – опасная дисциплина, и я настоятельно рекомендую записаться в спелеошколу вашего города, а не заниматься спелеологией самостоятельно.

Начнем. Одежда должны быть многослойной и технологичной, прочной и теплосберегающей, а, главное, удобной, поэтому сразу забудьте о натуральных материалах – только синтетика.
Нижний слой одежды будет зависеть от температуры (это величина постоянная и зависит от среднегодовой температуры на уровне входов) в пещере. Например, для пещер Кавказа это температура колеблется в диапазоне 4-7 градусов Цельсия.

И тут у вас есть два варианта: тонкое влагоотводящее белье, а на него изотермик средней толщины, или же один - более толстый - изотермик. Теперь разберемся с некоторыми терминами.

Нижний слой
Существует две стороны: светлая и темная. Одна «топит» за использование нижнего белья, вторая против. Лично я – за.

Спелеология новичку. Часть 1. Одежда для пещеры (спелеошкола, пещера, cave)

Влагоотводящее белье – синтетический разделенный спортивный костюм, плотно облегающий тело, основная задача которого отводить выделяемую телом влагу и соли во внешний слой.
Комплект такого белья стоит от 3 000 рублей.

Средний слой
Изотермик – комбинезон из синтетических материалов, плотно облегающий тело, но не сковывающий движение. Бюджетные модели шьются из флиса, а более дорогие из высокотехнологичных материалов, например, Polartec (полар) и Polartec Power Stretch (поларстрейч). Основная задача изотермика, сохранять тепло тела.
Цена самого бюджетного варианта 3 000 руб.

На спелеологе слева обычный флисовый изотермик. Автор фото: Николай Гавриков

Верхний слой
Поверх изотермика надевается либо комбинезон, либо сухой гидрокостюм.
Начнем с более простого – сухой гидрокостюм (гидра). Он надевается только в сильно обводненных пещерах там, где вам придется двигаться под водопадами, проныривать полусифоны и короткие сифоны, пересекать вплавь подземные водоемы. Сухой гидрокостюм изготавливается из резины: дешевые из чернухи, более дорогие из тонкой высококачественной резины. Поверх гидры надевается комбинезон, основная задача которого защищать резину от порезов.
Цена начинается от 5 000 руб.

Комбинезон – это ваша основная защита от внешнего воздействия окружающей среды: влажности, грязи, порезов. Комбинезон может состоять из следующих материалов: оксфорд, кордура, пластикат, которые мы сейчас разберем подробнее.
Оксфорд – самый легкий из материалов в списке. Довольно неплохо защищает от воды, но обладает самой низкой прочностью. Подходит для несложных сухих пещер 1-2 к.т.
Цена начинается от 3 000 руб.

Яркий пример 600 оксфорда

Кордура – самый универсальный материал в списке. Тяжелее оксфорда, быстрее напитывается водой, но при этом гораздо более прочный на разрыв и порез. Вес готового изделия зависит от плотности материала (от D600 до D1000) и колеблется от 3 до 6 кг.
Цена начинается от 5 000 руб.

Спелеология новичку. Часть 1. Одежда для пещеры (спелеошкола, пещера, cave)
На фото показать отличие кордуры от оксфорда невозможно. На этой фотке, например, комбез из 1000 кордуры

Пластикат – довольно специфический материал, который подходит только для определенных условий. Материал очень стойкий к разрывам и порезам, а также лучший вариант для использования в пещерах с интенсивной капелью. Главный недостаток материала в том, что он не дышит, и вы моментально вспотеете. Купить очень сложно, так как такие комбинезоны стоят дорого и ввозить их не выгодно.
Цена начинается от 8 000 руб.

Спелеология новичку. Часть 1. Одежда для пещеры (спелеошкола, пещера, cave)
Спелеолог справа (в желтом) одет как раз в пластикат. По внешнему виду пластикат отличается, как и на ощупь

Оптимальным вариантом для начала, на мой взгляд, является кордура. Комбинезоны и изотермики можно как купить, так и заказать пошив по своим размерам. Если вы стандартного телосложения,, то готовый вариант – отличный вариант. Среди брендов можно выделить СПЛАВ, Meander, Alp Design. Если же заказывать пошив, то тут появляются Strop, Спелёна, Куэста.

Ноги
В 90% случаев в пещерах используются резиновые сапоги (за редким исключением пещер абсолютно без воды). Идеальная высота сапог – по колено. Никаких композитных мысков, или антипрокольных стелек. Чем легче сапог, тем лучше вам будет в пещерах в длительной перспективе. Самое главное – агрессивный протектор, так как мокрые камни весьма скользкие, то чем лучше цепляется протектор, тем проще (и безопаснее) вам перемещаться по пещере. Покупать сапоги нужно на размер или два больше, так чтобы туда поместилась нога в теплом носке и дополнительная стелька для теплоизоляции.

Спелеология новичку. Часть 1. Одежда для пещеры (спелеошкола, пещера, cave)
На фото пример правильной длины сапог, а также резиновые перчатки на руках

Покупать сапоги нужно либо резиновые (что сейчас стало огромной редкостью), либо ПВХ. Но ни в коем случае не покупать материал ЭВА, это максимально ненадежный материал, обычно не переживающий и одного выхода в пещере.
Существуют, есттественно, специальные ПВХ ботинки для пещер, но их возят из-за рубежа и стоят они просто космических денег, а живут не так чтобы долго и популярностью у нас не пользуются.
Цена начинается от 500 руб.

Помимо сапог у вас на ногах одеты носки. Забудьте о шерсти. Она работает только пока сухая, а сухой она будет, поверьте мне, очень непродолжительное время. Из «дедовских» материалов подойдут разве что махровые носки. Но лучше купите себе 3 пары самых дешевых треккинговых или горнолыжных носков. Последние пару лет цены на них заметно опустились, сделав их легкодоступными.
Цена от 150 руб.

Автор фото: Андрей Шувалов

Руки
Тут есть сразу несколько вариантов.
Самый доступный: обычные хб перчатки из расчета: пара на выход. Купить можно везде, никуда ехать специально за ними не нужно. Если в пещерах есть вода, то, скорее всего, вы очень быстро намокнете и вам будет очень некомфортно, и вы будете быстрее замерзать.
Цена от 15 руб.

Универсальный: купить 2 пары синтетических обливных перчаток. Обливных, значит, что ладони перчатки залиты тонким слоем резины. А то, что они синтетические имеет два преимущества – перчатки будут греть даже когда намокнут, плюс они довольно быстро высыхают.
Цена от 80 руб.

Альтернативный: покупаете обычные хозяйственные резиновые перчатки, а поверх надеваете пару хб, которые защитят резину от повреждения веревкой или камнями. Отлично подходит для любого размера руки, можно собрать такой комплект в любом хозяйственном магазине.
Цена от 150 руб.

Спелеология новичку. Часть 1. Одежда для пещеры (спелеошкола, пещера, cave)
Пример альтернативного варианта в перчатках

Правильный: толстые резиновые перчатки. Например, оптимальным вариантом являются перчатки CERVA НИВАЛИС из сети магазинов Восток Сервис. Они достаточно прочные, чтобы не быть одноразовыми, при этом хорошо греют и защищают от влаги и механических повреждений рук. Единственный недостаток – размеры конкретно этой модели большие и для маленькой руки надо искать альтернативу.
Цена от 400 руб.

Голова
Как мы помним, то голова и шея – это до 60% потерь тепла организма и большинство спелеологов утепляет голову. Шапка, балаклава ил бандана. Лично на мой взгляд самым оптимальным вариантом сегодня является мультибандана, хотя есть индивидуумы, которые используют балаклаву, но мне в ней очень жарко.
Цена от 50 руб.

Спелеология новичку. Часть 1. Одежда для пещеры (спелеошкола, пещера, cave)

По идее каску стоило бы отнести сюда, но я решил выделить это в отдельную статью.
Помните, что бывают спелеологи старые, бывают смелые – а вот старых и смелых я еще не встречал.

Благодарю за внимание,
Алексей Евдокимов

В общих чертах верно написано, но достаточно субъективно, поэтому захотелось прокомментировать.
Во-первых, по поводу оксфорда с плотностью 420D. В таких комбинезонах я и моя команда уже много лет (20+)) ходит в вертикальные обводненные кавказские пещеры глубиной более 500 м, в том числе очень много первопроходов по узким, с острыми выступами стен, меандрам и колодцам - оксфорд весьма прочен, в клочья он не рвется. Зато имеет массу достоинств - легкий,занимает мало места, колом если и встает на морозе, то в нем гораздо легче двигаться, чем в толстенной кордуре. Так что по поводу того, что "оксфорд только в простых пещерах 1-2 кат." - это не так. Кордура актуальна скорее для крупногабаритных мужчин весом 95+ и ростом выше 185 см. (Цена на комбез из кордуры 1000 у меня 4500 р., а то есть все же дешевле указанного минимума в 5000 р.) Остальные могут спокойно обходиться оксфордом.
Во-вторых, по поводу носков. Сколько не пыталась ходить в нескольких термоносках, в итоге остановилась на шерстяных, а сверху тонкие синтетические. Снимаешь последние, да, они мокрые, но шерстяные уже не такие мокрые и греют на "ура".
В-третьих, про перчатки. Не упомянут известнейший брэнд SHOWA - больше известный под именем "синие перчатки". В них ходит как вся Украина в лице Касьяна Ю.М. (работает в Крубера), так и большинство исследователей Мчишты, москвичи, уральцы, да еще много кто - легче сказать, кто их не использует.
В-четвертых, опыт показывает, что наиболее тепло и сухо получается, когда надеваешь изотермик на голое тело, а сверху синтетическую майку, либо термушку тонкую. Тут как с носками - она мокрая, изотермик и ты сухие. Для девочек еще актуальны флисовые шорты поверх изотермика, очень комфортно))

Благодарю за отзыв. По поводу материалов: у меня кордуровый комбез из 1000Д, знакомой заказывали у тебя в 2010 или 11 году из оксфорда. Мой ходит до сих пор (весной в Фантазии немного надорвал), твой же к 2016 пришел в негодность полностью (одиночная случайность, остальные в нашем клубе ходят и с ними все хорошо). Тем более ты знаешь, что существуют варианты с рипстопом и без и 420 оксфорд с рипстопом примерно равен 1000 кордуре без рипа.

Про SHOWA забыл.

На счет надевать поверх, попробую, но материал должен быть не просто синтетическим, а задерживающим воду, иначе смысла нет. Если я, например, одену влагоотводку поверх изотермика то работать это не будет.