Каскады Чулышмана

Пишет Парфёнов Александр, 29.02.2020 18:04

Каскады Чулышмана (Альпинизм)

День Защитника Отечества застал (шучу, не застал, всё было спланированно за 2 месяца до) нас в Чулышмане, долине водопадов. Несмотря на февраль погода выдалась теплая, около «0» и выезжая из Новосибирска мы были морально готовы подстраиваться под местные климатические условия: дело в том что лёд на малых высотах при температуре 0+ градусов Цельсия превращается в воду, а даже факт хождения по воде документально не подтверждён, что уж там говорить про лазание с нижней!
А подстраиваться, по моему разумению, нужно так: лазить только водопады северной экспозиции и начинать в сумерках, когда ещё «долбит» ночной морозец. Такую тактику решили внедрять сразу же, поэтому не спускаясь в долину, прямо с машины, после 17 часов езды, переоделись и пошли лазить на Кая-Бажи.
Чтобы оказаться у подножия водопада нужно сдюльферять на две полные веревки 50-ки.Водопад представляет собой два каскада (нижнюю речку, которая тянется до долины, не считаю). Протяженность околовертикального участка на первой ступени 20-25 метров, ширина по фронту метров 50-60. Второй каскад подлиннее, около 40м, до выхода на речку, но положе и вертикали здесь метров 15.
Каскады Чулышмана (Альпинизм)
Можно вешать отдельные участки с верхней, для тех кто приехал постигать азы, можно лазить в цикле «дюльферяем-вылазим до верха-дюльферяем, вылазим».
На следующий день, 22 февраля решили разделиться по интересам и «облазить» сразу два объекта: водопад близ селения Коо и водопад Нижний Кулузун, примерно 15 км от перевала Кату-Ярык, вниз по течению.

Нижний Кулузун по состоянию 2018 года

Так намёрз Нижний Кулузун в это году

Нижний Кулузун представляет собой один сплошной каскад ( опять таки не беру во внимание верхнее продолжение, по большей части пешеходное), высотой 120-130 метров, первые 100 метров близки к вертикали. Встречаются ледовые грибы-карнизы, ледовые желоба и иногда «шторки»- участки тонкого, ненадёжного льда, иногда отстоящего от скалы.
Так как уже со второй верёвки всё подножие водопада простреливается по фронту целиком, решили до верха не лазить, а провешать несколько линий и полазить на объёмы, потренеровать так сказать технику.
Каскады Чулышмана (Альпинизм)

Я лично хотел полазить с различными молотками, с целью выявления наилучшего, т.к. нахожусь сейчас перед выбором технического инструмента. Ради этого с верхней страховкой Несколько раз прошёл натечку справа и слева от основного каскада,-доставляет!!

А тем временем, несколько наших связок сходили на Коо. Подход к водопаду по живой сыпухе занимает минут 50.

Первая верёвка почти вся вертикальная, с участками ажурного, ненадёжного льда, напоминающего кальгаспоры. Вторая стенка метров 10-15, затем до конца второй и всю третью верёвку простое лазание, по льду средней крутизной 50 градусов, встречаются отдельные лобики. Четвертая верёвка вертикальная, метров 30-40, в левой части отдельно стоящая колонна метров 10.
Несмотря на то что солнца эти дни не было и экспозиция северная, водопад Коо тек безбожно, а Нижний Кулузун, имеющий южную экспозицию,- нет.
Стратегия провалена))
23 февраля, в день рождения Красной Армии, дабы успеть к вечернему оливье и картошечке с пресервами, решили закончить лазание не позднее 6 вечера. Водитель Данил(рекомендую!!!) снова развёз нас по водопадам, на Коо пошли те, кто в предыдущий день лазил на Кулузуне, я же решил второй день провести на Кулузуне, со своекорыстными интересами: у нас была запланирована свадебная фотосессия и я, волею судеб, должен был в ней участвовать))

Каскады Чулышмана (Альпинизм)

Примерно в полдень, когда левый край водопада осветили первые лучи солнца со стометровой высоты оторвалась и рухнула вниз, разбрасывая осколки, ледовая колонна, килограмм эдак на 200-300, что явно поубавило энтузиазма у лазающих. Всю навеску срочно пришлось переносить в правый, теневой край водопада. До вечера долазили без эксцессов.
А утром нас ждала дальняя дорога домой по залитым солнцем долинам прекрасного горного края- Алтай. Не перестаю поражаться его красоте. Есть горы и более могучие и более экзотические, но наш Алтай несомненно останется в сердце у каждого, кто хоть раз побывал здесь!

И огромное спасибо компании Sivera за мембранную шкурку, которая позволила буквально выйти сухим из воды, когда сверху текло;)