Памяти Кудояровой Ларисы Анатольевны

Пишет Анатолий Фатеев, 17.08.2020 07:20

Памяти Кудояровой Ларисы Анатольевны (Горный туризм)

«Дата рождения 05.02.1966 г. Дата смерти 19.02.2020 г.

Бесследно спрячет бремя белый снег прошедших лет и дней давно минувших, Короткой жизни завершен пробег…
Господь, как видно, забирает лучших...» (Людмила Королёва https://stihi.ru/2008/11/17/360

Вот уже прошло почти полгода, как не стало Кудояровой Ларисы Анатольевны, члена туристического клуба Янтарь (г. Северск, Томская область), КМС по горному туризму, члена МКК Томского клуба туристов. Она родилась 5 февраля 1966 года в г. Томске. После окончания школы училась в ТПИ. Воспитала двух замечательных сыновей Константина и Владислава, которые благодаря ей увлеклись походами и путешествиями.

Туризмом начала заниматься довольно поздно. В клуб «Янтарь» она пришла в конце 90-х годов. Почти сразу ее привлекли категорийные походы. Сначала ходила участником, потом начала водить сама. Любимыми местами Ларисы всегда были Алтай и Терскей Алатау. В период с 2006 по 2013 года ей удалось сводить довольно много походов из них две горные 4 и одна пятерка. Для своей пятерки (2012 г.) она даже получила палатку фирмы Bask для тестирования. Участники походов были, как члены родного клуба «Янтарь», так и из других клубов. Особенно тесно она общалась с клубом ТАКТ (туристко-альпинистский клуб Тусура). Так как Лариса была творческим человеком (работала художником по свету в Северском музыкальном театре), она никогда не расставалась с видеокамерой и фотоаппаратом. После походов монтировала фильмы. Некоторые из них занимали призовые места в ежегодном фестивале путешественников «56-я параллель».

В последние годы Лариса ходила в походы выходного дня и много сил отдавала общественным делам и популяризации спортивного туризма г. Томска и Сибири.

Памяти Кудояровой Ларисы Анатольевны (Горный туризм)

Личные воспоминания от Синкиной Екатерины (клуб «Янтарь»)

Первый раз в поход с Ларисой мы пошли в 2008 году. Это была горная 2 по Алтаю. Поход очень запомнился. Была собрана хорошая веселая команда, состоящая из членов клуба «Янтарь» (Северск) и Клуба ТАКТ (Томск). После похода было принято решение идти на следующий год тоже под руководством Ларисы. Она была грамотным руководителем, с ней было легко и просто общаться, поэтому атмосфера в группе была замечательной. Так завязалась наша дружба. Было пройдено вместе 4 горных похода и много, много, всяких небольших вылазок на природу.

Все походы, организованные Ларисой, всегда имели какую-то изюминку. Одна такая «изюминка» в итоге стала «первопроходом» перевала 2Б на Терскей Алатау. Перевал был назван «Караколторский Южный» и занесен в классификатор. В другом походе удалось выйти на старый тур и найти записку, пролежавшую, более 30-ти лет в консервной банке (перевал Зоркий 2Б, Заилийский Алатау). Не менее интересным был горный поход 3 к.с. по Алтаю (2009). Нитка маршрута начиналась в Тюнгуре, а заканчивалась в Чибите (было пройдено более 250 км). Отчеты о походах есть в свободном доступе на tlib.ru и Mountain.ru.

Помимо организации своих походов Лариса охотно консультировала и помогала многим в разработке маршрутов.

Она всегда интересовалась горами, любила горы, любила жизнь. В период долгой борьбы с болезнью (более 4-х лет) она находила в себе силы не замыкаться и жить дальше. И ведь ЖИЛА! Ходила, бродила по Ергакам, Саянам, просто по Томской области. В последнее свое лето 2019 г. сходила на Каракабакские озера, которые всегда хотела увидеть. Посвящала себя своим сыновьям Владиславу, Константину и подрастающему внуку Егору. До сих пор не верится, что жизнь замечательного человека закончилась…

Памяти Кудояровой Ларисы Анатольевны (Горный туризм)

Горный поход 4 к.с. Заилийский Алатау (2010 г)

Пишет Лариса Титкова из клуба «Янтарь»

С Ларисой мне довелось познакомиться в 1999г. Так получилось, что в 1998 г я попала в туристский клуб “Янтарь”. На тот момент я еще училась в школе и все прелести туризма и походной жизни для меня были не знакомы. С Ларисой мы попали в поход по Ергакам в марте 1999г.

Памяти Кудояровой Ларисы Анатольевны (Горный туризм)

Была маленькая группа и все складывалось как-то уютно и здорово, хотя люди особо друг другу не знакомы. Лариса мне запомнилась человеком полным оптимизма, который на протяжении всего похода находил позитив, не важно в какой ситуации. Потом, уже плотно влившись в коллектив клуба, я поняла, что она является одним из организаторов- затейников различных мероприятий как развлекательного, так и спортивного плана. Много работы именно организаторской она брала на себя. И мероприятия всегда удавались на Ура!!!

Большую работу она проводила с молодежью, которая приходила в клуб. Старалась заинтересовать тем, чем занимается. Большинство походов, организатором которых она являлась, проходились именно молодым коллективом. И все находили с ней общий язык и понимание.

Лариса мне запомнилась светлым человеком, сохраняющим добродушие и позитив, не смотря на обстоятельства.

Впечатления Никиты Степанова

Lorinson… Lora… Лариса… Я познакомился с ней на Риске. Вернее, она со мной. Глядя на убогие фотографии в первых моих постах (я совсем не владею фотошопом), Лариса протянула руку помощи и предложила их «поправить». Когда получил первую правленую партию, то просто обомлел. Небо и земля! Цвета стали такие, какие должны быть, пыль и следы селёдки сдуты, царапин нет. Перестал стыдиться за качество фотографий. Правда, первое время стеснялся лишний раз беспокоить не знакомого лично человека. Но как-то в очередном письме она написала, что это ей не в тягость, а даже нравится. Так завязалась наша с ней виртуальная дружба. Когда в 2015 году я начал писать летопись восхождений туристов на семитысячники, она сразу же прислала материалы по томским туристам с фотографиями на вершинах, поделилась контактами участников тех походов. Помощь её в этом трудно переоценить. Также ею было прислано много старых записок с перевалов, пройденных томичами, для музея туризма в Москве. А над моими фотками она трудилась буквально до последних дней жизни. О болезни Ларисы я узнал незадолго до её ухода. Предложил помощь, но она отказалась, сказала, что все необходимое у неё есть. Когда от томичей узнал, что Ларисы больше нет, испытал боль. Боль от бессилия что-то изменить. Думаю, что это чувство знакомо многим. Ушла красивая женщина, отзывчивый и мужественный человек. Светлая память! Буду помнить. С уважением и благодарностью, Никита Степанов.

Воспоминания от Фатеева Анатолия

Мы познакомились с Ларисой в 2007 году, когда пошли на Алтай в горный поход четвертой категории сложности. Точнее, наше знакомство началось еще в Новосибирске, когда возле остановки «Ботанический сад» мы с сыном Артемом сели в Томский «Пазик». В автобусе ехали участники двух групп. Двойкой руководил Саша Бер (т/к «Берендеи») и четверку вел Витя Жлудько из турклуба «Такт». Кудоярова шла с нами в четверку.

На совместных снимках мы часто фотографировались с двумя флагами

Памяти Кудояровой Ларисы Анатольевны (Горный туризм)

На подъездах добирались вместе на машинах

сделали заброску и двумя группами одолели перевалы имени 8-го Марта и Некрасова. На леднике Талдуринский разделились и группы пошли своими маршрутами. Наша «четверка» сделала колечко через перевалы Черноморец и Троих) и опять вышла на большой ледник Талдуринский. Планировали радиально сходить на пик Ольга, но тут началась непогода и мы долго сидели в «сифу» на открытом леднике

А вечером в палатке «горланили» разные песни и даже устроили небольшой конкурс – кто больше вспомнит песен, «Такты» или «ТПИ».

Когда погода наладилась, мы ушли «на зеленку» под Талдуринский ледник и сидели на дневке, пока руководитель с молодыми участниками ходили в радиалку.

В разговоре с Ларисой я узнал, что она хорошо знает Андрея Сипайлова и Диму Стальмакова, оба с турклубов Томского политеха. В начале 2-х тысячных годов ходила с ними в сложные маршруты на Алтай и считает их своими учителями.

Памяти Кудояровой Ларисы Анатольевны (Горный туризм)2002Андрей и Лариса на Томских студентах на фоне Высоцкого

Памяти Кудояровой Ларисы Анатольевны (Горный туризм)2002 На Эйнштейна

Здесьhttps://www.youtube.com/watch?v=BZ14kCwccLA Видео-репортаж о горном походе 3 к.с. на Северо-Чуйский хребет Алтая.

https://www.youtube.com/watch?v=eO6EyF3nkmI - Траверс Аккемской стены с восхождением на ее вершины Белуха, Корона Алтая и т д

Но когда они стали «завязывать» со спортивными походами, она решила, что надо идти руководить самой!

Вот список летних горных походов, в которых Кудоярова была руководителем. Все отчеты выложены на сайте tlib.ru

Памяти Кудояровой Ларисы Анатольевны (Горный туризм)

Фильм по 2013 году Лариса выложила на свой ютуб-канал https://www.youtube.com/watch?v=sGc8FLt7OiE

Думаю, что многие участники должны помнить эти походы, но особо следует отметить маршрут 5 категории сложности, пройденный на Тянь-Шане в 2012 году.

Основной костяк группы – это спортсмены из турклуба «Янтарь» г. Северска: Синкин Иван, Вагина Екатерина, Кудояров Константин, а также выпускник ТГУ Генин Дмитрий («Берендеи») и Барченко Николай.

Памяти Кудояровой Ларисы Анатольевны (Горный туризм)

Поход успешно совершён в горах Киргизии на Центральном Тянь-Шане. За 21 ходовой день группа прошла девять перевалов, из которых два 3А категории сложности. Часть маршрута охватывала редко посещаемый район Аксуйской стены, где пройден новый перевал Караколторский Южный, логично связывающий ледники района. Перевал красив, удобен своим расположением, технически интересен, и представляет из себя классическую 2Б. В финале похода спортсмены прошли известный и любимый многими перевал Джигит.

Команда под руководством Кудояровой Ларисы приняла участие в международном чемпионате в классе горных маршрутов пятой категории сложности по горному туризму за 2012 год (протокол здесь http://www.tssr.ru/mfst/1398/). И хотя маршрут не занял призового места, но он убедительно показал, что на мировом уровне сибирские женщины выглядят очень достойно, а это единственный поход среди «пятерок» во главе с женщиной-руководителем!

Не так много найдется в России и странах содружества представительниц «слабого» пола, сумевших организовать и провести спортивный горный поход пятой категории, и готовых соперничать на высочайшем уровне с сильными и опытными аксакалами.

Последний раз мы уже встретились с Ларисой уже в 2012 году на фестивале путешественников в Томске. Здесь в прошлые годы она выступала в судейской коллегии.

Памяти Кудояровой Ларисы Анатольевны (Горный туризм)

Меня немного подправили сегодня)

Оказывается, что с Ларисой мы встречались на юбилее Будникова В.Я. в 2013 году. Тогда собралась почти вся мужская команда нашей молодости !

Эту фотографию мне Маслов Виктор выслал.

В следующие годы мы общались с Ларисой только в «контакте» и иногда по телефону.

Огромную помощь и поддержку с ее стороны я получил, когда писал книгу «Спортивные походы нашей молодости». Она издана в Томске 2019 году на средства В.Я. Будникова.

Память всегда ограничена и в ней сохраняются только отдельные, в основном яркие события, а отчеты по горным маршрутам, пройденными нами в советское время, почему-то в Томском клубе туристов оказались утерянными. Но меня очень удивило, что не все документы пропали, а часть из них Лариса нашла в клубе «Янтарь и отсканировала. В июле 2013 года она мне прислала ссылку на скан отчета по майскому походу 1978 года на Матчинском горном узле. В конце июля найден отчет по зимней пятерке на Центральном Алтае за 1980 год, но только в мае 2016 г. Лариса Кудоярова смогла отсканировать отчет руководителя и дала мне ссылку, где он лежит. Таким образом, благодаря её трудам и усилиям, я смог скорректировать и дополнить в книге мои воспоминания по этим походам.

А потом я узнал, что в начале 2017 года она брала из Томского клуба туристов бумажные отчеты по горным походам, возила их домой и многие отсканировала. Кроме того, как видно на сайт tlib.ru, часть отчетов Лариса выложила в эту московскую библиотеку и теперь можно хоть частично узнать куда и как ходили томские горники.

А сколько трудов затрачено Ларисой на популяризацию походной деятельности турклуба «Янтарь» из г. Северска ! Только на сайте риск.ру (lorinson) она написала более 30 постов про походы этого клуба с фотографиями и документами. По некоторым ее постам ( зимой на гмс Федченко) (https://risk.ru/blog/210054 и https://risk.ru/blog/199850 я уже оказывал ей помощь и давал консультации.

Во многих походах Лариса фотографировала и снимала фильмы, многие из которых выложены на ее ютуб-канале https://www.youtube.com/channel/UCF-fgyix71HtghPQhTs_sFQ

Здесть https://www.youtube.com/watch?v=Pvaq8JLBKCE можно посмотреть интервью Ялина И.Ф. о развитии туризма в клубе "Янтарь", сделанное в 2000 году к 40-летию клуба Кужеливским И.И. Это не только история развития клуба, но и часть истории развития туризма в стране.

Памяти Кудояровой Ларисы Анатольевны (Горный туризм)

Для меня она останется в памяти сильной и красивой женщиной, которая, несмотря на продолжительную борьбу с коварной болезнью, находила силы на общественные дела.

Лариса не только сама водила сложные спортивные походы, но и внесла значительный вклад в популяризацию спортивного туризма г. Томска и Сибири.

Надеюсь, что светлая память и теплые воспоминания о ней долго будут жить в сердцах туристкой общественности.