Трое на Эльбрусе не считая палатки.

Пишет Олег М, 17.08.2020 12:38

«Я спросил тебя: - Зачем идете в горы вы?»

Почему нас туда понесло

Мечта о восхождении на Эльбрус зародилась у меня весной 2016 года, когда мы семьей, вместе с друзьями, приехали полетать на парапланах в период майских праздников на парадром «Чегем», расположенный в ущелье Чегем, в Кабардино-Балкарии.

Погода сразу не заладилась, и днем, и вечером лил дождь, ночью очень похолодало, снова полил дождь, а утром вершины окружающих гор захватил снег.

Трое на Эльбрусе не считая палатки. (Горный туризм)Перед нами замаячила перспектива полного отсутствия полетов и проживания в гряземесах ближайшие пару дней. Проведя целый день и ночь в сырости и холоде, с минимальными удобствами, если не сказать хуже, мы решили не тупить, а поехать в соседнее Баксанское ущелье посмотреть, что собой воочию представляет Приэльбрусье.

Выехали часов в 10. По пути перекусили шашлыками возле Чегемских водопадов, поржали над продажей у дороги «Джек Дениелс» по 500 р. за бутылку, хотя купленное там же домашнее вино оказалось вполне годным продуктом.

Трое на Эльбрусе не считая палатки. (Горный туризм)Дорога по ущелью шла отличная, очень живописная. Ущельем эту местность трудно назвать. Я бы сказал, что это долина, местами довольно широкая. По обеим сторонам дороги высятся вершины, как у Чуковского: «А горы все выше, а горы все круче…». Легко и весело мы добрались до Поляну Азау, быстро купили скипассы, которые за полцены скидывали катающиеся, и минут за 50 поднялись на канатной дороге на высоту 3850м, до станции Гара-Баши. Вид, для людей впервые побывавших на таких высотах, просто потрясный. Панорама гор завораживает, а Властелин Гор выглядит суровой, неприступной двухголовой глыбой. Вот тогда и возникла у меня мысль подняться на его Западную вершину.

Я с детства любил забираться на всякие высокие места, от крыши домов и сараев, до окружающих горок и горушек. Вся эта тяга к «высокому» воплотилась в учебу в высшем военном летном училище. Летчиком стать была не судьба - в эпоху «развала» в 90 ые годы почти весь наш выпуск молодых пилотов отправили в запас, а тягу к небесам утоляю полетами на параплане. Но интерес забраться куда-нибудь на «своих двоих», повыше, до уровня «вечных снегов», периодически возникал. И вот, воочию увидев Эльбрус, начитавшись о различных восхождениях на вершины мира, пересмотрев кучу роликов и фильмов о восхождениях, «покурив» много форумов, я понял, что именно эта вершина должна стать моей целью.

Логика размышлений на тему «почему Эльбрус?» банально проста:

1. Эльбрус территориально в РФ и всего в 1000 км от точки моего проживания (Ялта). Экономия материальных средств, временных затрат на лицо.

2. Очень посещаем и освоен. Много можно узнать самому (информации полно), нет языкового барьера. Есть возможность самостоятельного (бюджетного) восхождения, либо сэкономить на этапах, предшествующих восхождению.

3. Достаточно «серьезная» вершина (5620 м), чтобы получить впечатление о «высоких» горах и более менее «безопасная».

4. В случае неудачной попытки можно получить массу впечатлений от пребывания в краю высоких гор, местных достопримечательностей и красот не затратив на это много средств, набраться опыта и позже повторить попытку.

Да, конечно, были и есть свои минусы. Часть их я знал сразу, а часть узнал попозже. Но верилось то в хорошее! Плюс еще и в том, что показав фото путешествия на работе, я неожиданно «подсадил» на это дело и будущего «компаньона» - Володю. Мы начали всерьез интересоваться поиском туров, обсуждали вопросы, связанные с восхождением. Цены на восхождение в 2016 году еще были вполне себе приемлемые. Но жизнь внесла свои коррективы, а поездка каждый год переносилась все на позднее и позднее время. Сложно трудящимся на одном участке работы в Крыму уйти в отпуск в летнее время, да еще одновременно. И воплотить все это получилось лишь в августе 2019 года.

За это время я все больше читал форумов, смотрел «видосы» с разных интернет ресурсов и потихоньку начал готовиться как физически, так и материально. Скачав кучу статей, описаний восхождений от первого лица, выбрал перечень оборудования, снаряжения, питания, лекарств и составил наиболее оптимальный список для себя. «Список на восемь листов» (с), на самом деле получился очень обширный. Когда я переслал его Володе, он удивленно спросил:

– Мы что, в космос собираемся?

На форумах много пишут, как лучше готовиться физически. Лично у меня какой-то четкой программы не было. «Не брезговал» ничем и занимался в любое свободное время, нерегулярно. Бег средним темпом (3-3,5 км), поездки на велосипеде (20-40-60 км), походы по горам (однодневки 10-20-40 км), турник, плавание. Лишь непосредственно за месяц-два до поездки я стал заниматься более менее постоянно. К сожалению, у меня было полное отсутствие опыта не то что любых восхождений, но и мало мальских походов. Палатку я ставил последний раз в 1993 году.

Экипироваться я стал лишь за полмесяца до поездки и то по минимуму, только самое необходимое, так как рассчитывал, что все можно докупить уже на месте. Да и не хотелось накупать лишнего, потом не будешь знать, куда девать, если походов больше не будет. Из списка были только: палатка, кое-какие теплые вещи, и куча медицинских препаратов (благо супруга медик) начиная от пилюль и таблеток «от всего на свете», и заканчивая бинтами и шприцами разных объемов. Аптечка собралась внушительная, в ней даже был адреналин. Вспоминая, как делал укол в сердце Уме Турман товарищ Траволта, герой фильма «Криминальное чтиво», я понимал, что это лекарство скорее для «...а пусть будет…», чем для применения в моих неумелых руках. Докупил самонадувной коврик, палки, термобелье, треккинговые ботинки, налобный фонарик. С некоторыми вещами мне помогли - дали напрокат «за пиво и рассказ».

В общем, к концу июня все, что мог - приготовил. Володя тоже потихоньку собирался. Но паковаться мы начали, наверное, как и большинство «перворазников», за день. В течение крайнего дня сборов было много лишней суеты «брать - не брать», созвонов на разные нужные и не нужные темы типа «точно водку, котелок, шампуры не брать?», планирование маршрута. Не хотелось тащить за 1000 км лишние вещи, да и машина не резиновая.

По предстоящему восхождению я консультировался с товарищем по полетам, Сергеем, который уже делал попытку восхождения, но из-за неподготовленности одного из участников группы восхождение не сложилось. Благодаря его накопленному опыту метеонаблюдений, с целью проведения маршрутных полетов в разных местностях, у нас всегда был правильный прогноз, а так же внезапно появился компаньон, альпинист с большим стажем, по «совместительству» отец Сергея - Петр Сергеевич. Он уже бывал на вершине Эльбруса. Сейчас целью его восхождения было донести до вершины Знамя Мира.

Появление человека, имеющего реальный опыт в альпинизме, нас очень обрадовало, так как можно было положиться во всем на знающего человека и, возможно, не искать гида для восхождения. Особенно радовался я, так как в отличие от Володи я был «начитанным первовосходителем», и хотя бы в общих чертах представлял, какая «жопа» может нас ждать на любом этапе восхождения, если что-то пойдет не так.

Дорога

«Но мы выбираем трудный путь,

Опасный, как военная тропа»

(В.С. Высоцкий)

Стартовали мы в районе 18.00. Заехали в Ялту, забрали Петр Сергеевича, и легли курсом на Керчь. Иногда скорость движения на маршруте падала на участках строительства новой крымской автострады «Таврида», но в целом, так как приближалась ночь - транспорта становилось все меньше, и средняя скорость движения росла. Мелькали поселки, деревни, города. Свежее полотно дороги, полное отсутствие ДПС, а также ям с канавами не могло не радовать машину и нас. Сразу после Крымского моста сделали «пит-стоп» на первой же заправке. В очередной раз убедились, что во все времена, стоит выехать из Крыма, сразу же топливо будет дешевле. Я этот «странный» феномен изучил еще с 90-ых. До наших дней ничего не поменялось, и думаю, не поменяется никогда.

Ночь прошла спокойно для меня и Петр Сергеевича. Я старался не спать, чтобы Володе было веселее, но иногда дремал. Володя от смены за рулем наотрез отказался. Самолично пер по Краснодарскому тракту, так как может только человек, который давно не был в отпуске, и очень соскучился по дороге и приключениям. Все шло хорошо. Единственное отклонение от маршрута, поутру, пришлось сделать из-за меня. Я забыл дома зарядное для фотоаппарата. Поэтому заехали в Пятигорск. Потеряли всего около часа для поисков похожего по параметрам девайса, зато немного осмотрели город из машины. Уже, можно сказать, не зря съездили!

После полудня мы въехали в Баксанское ущелье и около 15-16 часов были в Азау. Сразу же приступили искать жилье. Учитывая, что по сути нам нужно только ночевать, стали искать жилье по-бюджетнее. Потыкавшись по различным гостиницам Азау и Чегета, мы стали удаляться в своих поисках вдоль трассы обратном направлении, справедливо рассудив, что крымская формула «дальше от моря - жизнь дешевле», должна работать и здесь.

И, совершенно случайно, когда Володя рулил по узким улочкам поселка Тегенекли, мы увидели ворота Альпинистско-охотничьего музея имени Владимира Высоцкого.

Трое на Эльбрусе не считая палатки. (Горный туризм)Решили зайти, посмотреть музей, раз уж нас сюда занесло. Сразу у входа познакомились с его хозяйкой - директором музея — Залихановой Шамкиз Тауконовной. Она нам предложила пожить в вагончике прямо на территории музея, чему мы были несказанно рады. О таком можно было только мечтать. Еще бы, ведь вся наша кампания очень любит творчество Владимира Семеновича. И то, что мы пойдем на восхождение именно отсюда, было очень символично. Так что огромное ей человеческое спасибо. К слову сказать, мы и сейчас с большим теплом вспоминаем о бабушке Шуре (она сразу попросила так ее называть), и нашем жилье.

Мы выбрали маленький зеленый вагончик на заднем дворе живописной территории музея. Он не очень просторный, в нем нельзя стоять в полный рост, рядом сильно шумит река Баксан, маленький столик, старые панцирные кровати и прочее. Но для нас все было прекрасно - и «удобства» во дворе, и шум Баксана за окном, люк в потолке, и другие недостатки. Мы ничего из этого не замечали, были просто на «бешенном» позитиве.

Трое на Эльбрусе не считая палатки. (Горный туризм)После размещения прокатились в «Долину нарзанов», набрали водички, поели хичинов в «Трех сестрах» (очень вкусно), побродили по полянам Азау и Чегет. Зашли во все известные, благодаря интернету, прокаты. Прикинули список нужного нам оборудования и одежды и примерные сроки для аренды. Затем зарегистрировались в МЧС, оставили необходимые данные нашей маленькой, но замечательной группы и поехали в музей, т.е. домой. Я «запилил» группу в WhatsApp, благодаря чему наши семьи, родные, друзья могли сразу видеть, что у нас происходит, задавать общие вопросы. Ну просто восхождение в режиме он-лайн, с полным эффектом присутствия.

Трое на Эльбрусе не считая палатки. (Горный туризм)Вечером начали собирать рюкзаки. Позже, мне пришла в голову мысль, что это какой-то священнодейственный ритуал для людей, которые ходят в походы. Забегая вперед скажу, что в течение поездки «выходы» у нас были разные, но к каждому мы всегда тщательно готовились. Рылись в рюкзаках, как суслики в норе, перекладывая вещи, одежду и различные вещи в разные места и карманы одежды и рюкзаков, пока все «нужное» не осело в оптимальном месте. В ходе этого перекладывания, что то терялось, потом находилось, потом снова перекладывалось, так как приходила мысль взять что-то еще «более нужное», которое в ходе перекладывания оказывалось «не совсем нужным» и т.д. по кругу. Наверное, это больше «болезнь перворазников». Тот, кто ходит в походы часто, скорее всего, уже определился с набором и местоположением необходимых вещей.

Трое на Эльбрусе не считая палатки. (Горный туризм)В ходе сборов Петр Сергеевич огорошил нас своим планом - он шел на Гору уже завтра. По его плану утром он поднимется на канатке до станции Гара-Баши, затем пойдет пешком на 4500-4800 м, обустроит штурмовой лагерь, адаптируется к высоте и, если все будет в порядке, послезавтра рванет на штурм. Звал нас за собой. Лихой поворот событий! Советовал не тратить время зря на «малых» высотах. С его слов «акклиматизация» - не совсем подходящее определение процесса привыкания организма к высоте, а правильнее говорить - адаптация к высоте, которая должна проходить на высотах от 3000-4000 м. Остальное все - потраченное зря время. А нам было бы лучше стартовать завтра и привыкать к высоте где-то на 3500-4000 тысячи. Если нас будет «накрывать» - тогда спуститься вниз.

Я, как «начитанный», особенно про «пилу акклиматизации», был категорически против. Последние 40-50 лет нашей жизни (мне почти 50, Володе почти 40) мы с Володей выше 1000 м поднимались только на самолете и представляли собой людей, практически постоянно живших на уровне моря.

Поездки на Ай-Петри (1234 м) раз в году не в счет. Его сын, Сергей, предупредил меня, что Петр Сергеевич, возможно, будет нам предлагать такой вариант и «обращать в свою веру», советовал не поддаваться, а идти вверх по своему плану плавно набирая высоту. Начитавшись о проблемах, поджидающих нас в случае резкого набора высоты, и прочих возможных проблемах, мы решили поступить «по науке». Неизвестно, как наши организмы повели бы себя там. Я еще дома расписал план, который по этапам примерно соответствовал общепринятому порядку восхождения (7-9 дней) с той лишь разницей, что мы не привязаны ни к какой группе и можем себе позволить задержаться на нужное количество дней на любом этапе, и поэтому не надо было его четко придерживаться (маленький плюс восхождения не с коммерческой группой). На этом и решили остановиться.

После ужина, мытья пораньше легли отдыхать, тем более что Володя после бессонной ночи за рулем уже «клевал» носом.

День первый - Чегет.

«Ведь Эльбрус и с самолёта видно здорово!»

(В.С. Высоцкий)

Утром, пораньше сделав необходимые утренние дела, мы выехали к поляне Азау, проводить Петра Сергеевича до канатки. Включили и проверили наши радейки на прием, договорились о времени выхода в эфир и проводили его на верх. Затем мы с Володей переехали на поляну Чегет. С утра, прогуливаясь до умывальни, я наблюдал, как над вершиной роились тучки. Но прогнозы твердо говорили об улучшении погоды до уровня «безветренно, безоблачно». Подъемник еще не работал, что нас очень удивило. Народу в районе подъемника уже шарилось достаточно, но видимо не достаточно для «раннего» открытия в 8-9.00.

Возвращаясь событиям тех дней, я теперь понимаю, что надо было идти на Чегет пешком, чтобы «раздышаться» и быстрее адаптироваться, почувствовать нагрузку на высоте. Но тогда мы решили не тратить наши физические силы попусту, завтра надо было еще идти на метеостанцию и к водопаду «Девичьи косы», поэтому решили слегка «подъехать».

После открытия канатки в 10.00 первыми, взяв продукты, вверх уехали хозяева верхнего кафе. Мы одними из первых взяли билеты, и счастливые уселись в кресла и пошли на взлет. Какая красота! Довольные обменивались репликами, что вот бы так до вершины Эльбруса, попутно фотографируя, и наслаждаясь видами. И вот тут, после подъема канатки на первую горушку выяснилась одна интересная вещь. В то время, когда перед нами справа открылся, наконец, Эльбрус, после перегиба под нашими ногами оказалась небольшая впадина, зрительно наша высота начала резко увеличиваться. Я сидел и разглагольствовал о горах, болтая ногами, Володя вдруг резко прервал меня.

-Я сильно очкую, заявил он. - Мы не пиз@анемся сейчас с этой ржавой качели вниз?

- Нет, конечно - ответил я. И добавил, шутя - Даже если упадем, максимум сломаем ноги, внизу лес. - Вот я, когда летал на параплане и падал - начал бы я.…Но Володя не стал дослушивать мой душещипательный рассказ.

- У меня никогда в жизни не случалось вот так подниматься на старой, ржавой скамейке, я и не знал, что у меня есть страх высоты!

Вот так Володя открыл для себя свою фобию. Но, слава Богу, этот этап маршрута быстро закончился и показался конец первой очереди. По прибытии на промежуточную площадку мы, не теряя времени, пересели на одиночные кресельки, и продолжили подъем.

Я стартовал первым. Кресло шло не высоко от земли с молодой, зеленой весенней травой и редкими камнями. Прямо высокогорные луга. На удивление, когда я оглянулся, то увидел, что Володя уже вполне освоился, достал селфи-клюшку и снимает себя, меня и окружающие нас пейзажи. Довольно таки быстро мы добрались до конечной точки.

С этого места Эльбрус открылся во всей своей красе. Просто неимоверный исполин! Когда я три года назад поднимался на подъемнике, то трудно было оценить всю эту природную красоту и мощь, поднимаясь по Горе на канатке. Со стороны стало отчетливо видно, на какую бешеную высоту нам надо забраться в ближайшие дни, и где располагаются станции, приюты, трассы. Все фотографии, схемы, видео не могли передать всей полноты картины открывшейся нам. Только сейчас до нас в полной мере стало доходить, на что мы замахнулись.

В этот же момент на связь вышел Петр Сергеевич. Мы пытались с ним связаться еще у подножья Чегета, но связь была односторонней. Теперь можно было говорить без помех. Сергеевич сказал, что уже находится на подъеме и у него все ок. Для экономии батарей долго разговаривать не стали.

Вволю насмотревшись и сделав кучу фотоснимков на все виды цифровых носителей, какие только были, мы устремились вверх. Набирая высоту по тропам и зеленому ковру, постоянно прислушивались к ощущениям, но наши организмы пока никаких плохих симптомов не выдавали. Постепенно полностью открылся вид на Донгуз-Орун и примечательный ледник «семерка». Ни с чем не спутать. Поднимаемся все выше. «Горняшки» и ее признаков нет и нет. Самочувствие великолепное. Можно еще ощутимо прибавить в скорости, но нет смысла в гонке. Плавно набираем высоту по хорошо протоптанной тропе. Людей почти нет. Лужайки сменились буро-черным грунтом и россыпью камней. По пути наверх нас обогнала только одна небольшая группа, и то потому, что мы, пройдя немного траверсом, взяли и вертикально вверх и ломанули на гребень. Но поднявшись туда увидели, что нужно идти еще гораздо выше, а по гребню это делать будет немного рисково. К тому же местами лежал снег по верхушкам. Не было смысла в первый же день во что нибудь вляпаться, подвернуть или вывихнуть. Поэтому, без сожаления, мы снова пошли вниз и вернулись на тропу. На ней встретили одного будущего восходителя идущего еле еле вверх, как хорошо груженый ишак грузовик. Я его еще внизу заприметил, когда мы ожидали открытия канатки. Добротно экипированный, но одетый, как мне показалось, чересчур «тепло». Если мы шли легко, без труда, то парень высокого роста и хорошего веса, весь покрылся потом и очень тяжело дышал. Вот, неверное, она какая - «горняшка». Отчего не использовать канатку, подумали мы, обгоняя его. Вскоре, затратив не более часа, мы поднялись на высоту 3769 м. Для нас, на тот момент, это было чуть ниже Эвереста. Можно было корячиться еще выше, на самую вершину, но там еще лежал снег.

Людей на этой высоте было много. Кроме славянской речи слышно было и немецкий и польский языки. Решив, что выше идти смысла нет, мы приступили к завтраку. Как здорово сидеть на такой «природной кухне», есть вкусные бутерброды, и пить травяной чай на высоте с такими, как выразился Володя, «кухонными обоями». Окружающие нас виды конечно потрясали. Великолепная панорама гор, ледников, снежных вершин. Погода стояла теплая, август и сюда забрался, ветра почти не было. После трапезы Володя решил раскурить сигаретку. В отличие от меня, с его слов, особенно готовиться к восхождению ему было некогда. Плюс «монашеский режим» он не включал, время от времени «слегка» злоупотребляя алкоголем и постоянно - табакокурней. И вот тут то, после первых двух трех затяжек Володя моментально почувствовал ощутимый «приход». В чем это выразилось я не совсем понял, но в его глазах явно читалось большое охуе удивление. Он быстро выбросил сигарету, минут пять сидел и прислушивался к себе. Потом выдал что то типа:

-Да ну его нахер!

Вот на этом самом моменте закончилась, как он сам позже сказал, его эпоха курения (я очень на это надеюсь). Но если закурит - мы поход повторим!

Трое на Эльбрусе не считая палатки. (Горный туризм)Посчитав, что нам на сегодня достаточно адаптации к высоте, мы отправились вниз, проведя по итогу часа три на высотах выше 3500м.

На поляне Чегет нас поджидали местные фото дельцы предлагая купить магнитики с нашими рожами, снятыми в тот момент, когда мы путешествовали на канатке. В общем то, рожи вышли ничего, и мы раскошелились на пару магнитов. Гулять так гулять. Остальные магнитики оставили им на память.

Забросив вещи в машину, мы стали думать о завтрашнем дне. «Легкость», с которой мы забрались на Чегет подкупала, а вчерашние споры с Петром Сергеевичем об адаптации наших бренных организмов расшатали наши взгляды. Плюс Сергей промониторив для нас кучу прогнозов предупредил, что на ближайшие два дня погода просто «шепчет». Ветра мало, облачности не будет, видимость - «миллион на миллион». Потом все плавно пойдет на ухудшение. С восхождением затягивать нельзя. Бродить в тумане и ветре по Горе как то не хотелось. Крымских туманов с головой хватает.

Все это привело нас к мысли, что и правда нет смысла завтра «пилить» на метеостанцию и водопад «Девичьи косы». Мы решили, что поднимемся до первых высоких приютов, например «Бочек», расположимся там и сразу пойдем как можно выше. Вечером возвращаемся на место стоянки, наблюдаем самочувствие. На следующий день, если с организмами все будет хорошо, поднимемся на «Приют Мария», «раскинем» штурмовой лагерь повыше, где-нибудь в теплом вагончике, остаток дня отдохнем. Поищем гида там, либо к кому то прицепимся «паровозом», может с нами пойдет Петр Сергеевич, и ночью «лупим» на штурм. По поводу «паровоза» сомнений не было. Уж очень много групп мы встретили сегодня и наверняка в ближайшие дни они пойдут на восхождение. Пойдем за ними. На нашей стороне хорошая погода, жаркий август, многочисленные толпы на Горе, отсутствие физической усталости. Конечно, риски намного выше, чем с гидом. Но если не найдем, не возвращаться же? В случае ухудшения самочувствия или малейшей непогоды - спустимся, отдохнем еще денек, нам же лучше. И снова повторим. Дух альпинизма уже проник в нас, как «бриллиантовый дым» влиял на Остапа Бендера и Ипполита Матвеевича в небезызвестном произведении.

После спуска мы пошли искать вещи на прокат. Сначала посетили магазин Ред Фокс на поляне Чегет. Осмотрев его вспомнились слова одного священнослужителя:

- Товары, сударь, у вас божественные, но цены безбожные.

Далее по списку были прокаты. Первый - Культур Мультур. Оборудования и всего остального там было полно, часть снаряжения выглядела добряче потасканным. Понятно, самый, как я читал по отзывам, бюджетный прокат располагал к тому, что оборудованием часто пользуются. Решив, что надо поискать еще, посетить «Альпиндустрию» например, мы зашли в кафе, расположенное рядом с прокатом, кажется «Кафе Friends». Посетителей в тот момент там не было. Было тихо и уютно. Пока две сотрудницы организовывали кофе и бутерброды мы разговорились с одной из них. Она подсказала, что рядом с канаткой Чегета совсем недавно открылся толковый прокат, и снабдила нас визиткой. После перекуса мы сразу отправились туда. И надо сказать нам понравились и цены, и сотрудники, и вещи. Одним словом, все необходимое для нас было, а именно двухслойные ботинки, «фонарики», «верхонки», кошки и главное бесполезное орудие для таких как мы «первовосходителей» - ледорубы. Так как у меня больше вещей не хватало для подъема, я дополнительно взял в прокат еще теплые штаны (ползунки) и классные лыжные очки. Почти все двухслойные пластиковые ботинки, кроме образца, были в стирке. Я читал, что прокатчикам они очень нравятся и их, как правило, всем «напаривают» что бы чаще брали, хотя многие советуют брать другие, полегче, поудобнее. С другой стороны платой за вес и объемы служит их чистота и удобство эксплуатации, проще стирать, они долговечнее. Мне понравились. Специально боты покупать - дорого, надо возиться потом с продажей. А эти двойные, теплые и не вонючие. Забрать их высушенными мы договорились на завтра. Возможно, кто то скажет, что в августе они и не нужны. Для себя это можно решить, только набравшись опыта.

Немного прикупив еды мы «спустились» к себе в музей. Мне все время хочется говорить «спустились», так как в Тегенекли дорога шла на спуск, а на поляны - вверх. Сначала поужинали, причем Володя практически сам влил в себя бутылку местного сухого вина, отметив наше первое восхождение. Я совсем немного попробовал, переживая о том, что виноградное винцо окажется для меня слабительным. Затем связались с Петром Сергеевичем по мобильной связи. Все у него шло хорошо, по его плану. Он оставался ночевать примерно на 4500 м.

Трое на Эльбрусе не считая палатки. (Горный туризм)Мы опять приступили к обряду упаковки рюкзаков. Не зная, что нас ждет наверху, и сколько времени нам понадобится на восхождение, в отсутствие человека, который мог бы что то дельное посоветовать, мы набрали в рюкзаки, как потом оказалось, много лишнего. У Володи получился один большой и один штурмовой. У меня рюкзак был не туристический, а парапланерный. Объемом «ого-го», 120 литров, но совершенно не предназначенным тащить тяжелый груз на большие расстояния. Я запихал туда все сразу и поэтому с трудом отрывал его от грешной земли. Предупредив Шамкиз Таукановну, что мы скоро вернемся, заказали такси на 8.00, так как машину лучше было оставить на территории музея. С чистой совестью легли отдыхать под шум Баксана.

День второй – Скалы Пастухова

«Здесь вам не равнина - здесь климат иной»

(В.С. Высоцкий)

Поутру пытались связаться с Петром Сергеевичем. Никак. Наверное, он был где то на восхождении. Решили, что надо пытаться связаться, когда поднимемся на «Бочки» и стали ждать звонка таксиста. И вот тут состоялась, так сказать, «проба пера» местного прекрасного сервиса. В назначенное время от службы такси на нас никто не вышел. Пришлось звонить самим. В ходе разговора оператор, не помню, какого такси, сказала, что свободных машин нет. Затем, спустя пять минут, перезвонила сама, попросила быстро выйти на трассу, так как другой найденный водитель долго ждать не сможет - у него другой заказ на 08.30. Пришлось приступить сразу к тренировке в ходьбе с рюкзаками. Выйдя на трассу конечно такси не обнаружили. В ходе повторных перезвонов объяснили оператору, где нас искать. Потом с уточнениями позвонил водитель. Чего сложного нас искать? Мы стояли у единственной заправки. Если не ошибаюсь, на тот момент в радиусе километров пятидесяти других заправок не было. Водитель приехал недовольный и довез нас только до поворота на Чегет.

Володя, пока я охранял вещи, сбегал и забрал ботики в прокате. Тут же нашлось и такси. Это было стоящее через дорогу авто. Какой-то местный житель на старенькой «Волге». За пять минут до этого к нему подъезжал такого же вида, как он сам, небритый абрек, и орал на него «по-французски» за «создание недобросовестной конкуренции и демпингования цен на услуги по перевозке турЫстов».

Поднялись на «Азау», нашли старую канатку, взяли билеты, загрузились. Немного волнуясь, как перед походом к стоматологу, начали подъем на старой маятниковой канатке с последующим переходом на кресельную. Открывались новые виды, появлялись новые ощущения и эмоции. После пересадки на «кресельку», путешествуя в одноместном кресле, я немного «очковал». На тревожные мысли о возможном отрыве и падении кресла наталкивал отчаянный скрип в месте соединения моей ржавой сидушки с несущим канатом. Если вчера при подъеме на Чегет под нами был лес и деревья, то здесь под ногами простирался просто каменный хаос. Падение означало бы, в лучшем случае тяжелые переломы всего организма. Но все закончилось хорошо - слава советским сталеварам! Спешившись, поймал по очереди все наши рюкзаки, за ними прибыл Володя.

Первые шаги по сыпучему грунту с тяжелыми рюкзаками дали понять, что сегодня придется «попахать» основательно. Под нагрузкой сразу чувствовалась высота. Но мы пока были полны сил и быстро дошли до площадки с бочками, где и планировалась первая ночевка.

Трое на Эльбрусе не считая палатки. (Горный туризм)Но с этого этапа восхождения все пошло совсем не так, как мы себе рисовали. Мест там не нашлось. Совсем. Даже в ближайшие дни. Что делать? Ехать за палаткой вниз не охота. Потратить уйму времени, денег на повторные движения и такси. В ней же еще и жить придётся. Холодные ночевки будут быстрее расходовать наши силы. Что делать? Я оставляю Володю с рюкзаками и иду к рядом стоящим вагончикам в надежде найти жилье там. Опрос хозяев местных вагонов для жилья тоже дал отрицательный результат. Только один из нескольких попросил подождать минут 20-30, тогда он будет знать, освободятся ли у него места. Пока я ждал ответ, увидел нелицеприятную картину, которая собьет романтический настрой любого «первовосходителя». К вагончикам быстро тащили человека в полной экипировке два его товарища либо гида. Третий нес вещи. Человек почти висел на их плечах, голова слегка болталась, а ноги в кошках практически тащились по снегу. Не видел начала и конца этого события, но, как говорится, «холодком повеяло с горы…».

Тут позвонил Володя и сказал, что с ним на связь вышел Петр Сергеевич, у него все хорошо. На вершину он не пошел, так как подмерз, поэтому спустился в район Приюта «Мария» (чуть выше Приюта 11) и там находится. И кстати, там есть свободные места.

Делать нечего, меняем планы на ходу и решаем сразу лезть на 4100 м. (Высот я точно не знаю, поэтому указываю примерные цифры, выданные другими восходителями). Первые шаги с гружеными рюкзаками дают нам понять, что дойти будет не просто. К тому же, даже не представляем куда. Понятно, что идти надо вверх, но сколько?

Понимаем, что с нашими мешками переть на более высокий приют не вариант, так как на сегодня планы пойти еще выше. Решаем найти доставку. Перетаскиваем все барахло к вагончикам, там же находим телефон местного «каталы» на снегоходе. Созваниваемся, обещает скоро быть.

В отличие от всех остальных таксистов и водителей снегоходов, услугами которых мы пользовались, он оказался единственным адекватным человеком. Брал разумную цену и четко выполнял заданное. Погрузил сразу нас двоих вместе с рюкзаками. Большие баулы привязали по бокам, штурмовые рюкзаки держали в руках. Пять-десять минут езды с погрузкой, разгрузкой - и мы на месте. Нас встречает Петр Сергеевич и ведет в наши покои.

Трое на Эльбрусе не считая палатки. (Горный туризм)Мы с Володей много видели разного жилья на своем веку, мало чем нас можно удивить. Но увидев внутри этот притон приют стало понятно, что это та еще бомжарня. Неужели в альпинистской среде так принято, что чем грязнее, тем брутальнее и круче альпинисты? Не помню, да и не хочу вспоминать местное название вагона. Просто синий вагон. Понятно, что мы и не ожидали Хилтон. Хозяин козлятника попросил подождать, пока уйдет группа и заберет свои вещи. Появилась надежда, что люди заберут все нужное, а хозяин уберет все ненужное. А мы пока, оставив рюкзаки под наблюдением Петра Сергеевича, быстро собрались и пошли вверх.

Володя, сидя на скамейке, надел ботинки, гамаши, кошки, выбрал длину палок. Я же просто разглядывал все вокруг. Мои вещи были глубоко спрятаны в недрах необъятного парапланерного мешка и распаковываться мне совсем не хотелось. Взял только штурмовой рюкзак, палки, еду и термос.

Поначалу шагалось совсем бодро. Снег практически везде на тропе был хорошо утоптан. И не коркой и не кашей, и не глубокий. Погода стояла солнечная, но ветер был ощутимо сильнее, чем внизу. Дул северо-запад. Мы шли непрерывно болтая, наблюдая за окружающей обстановкой и людьми. Идущих вверх-низ было много, туда-сюда сновали ратраки, снегоходы, спускались лыжники, сноубордисты, даже пару человек на санках.

Минут через тридцать-сорок остановились перекусить, так как с утра еще толком не ели. Погода стала меняться в худшую сторону с подъемом на высоту. Облака неслись, казалось, прямо над головой. Временами все вокруг быстро затягивало плотной пеленой, и начинала идти снежная крупа. Но холода особо не чувствовалось. Интересно, до какой высоты были такие условия? Не хотелось бы все восхождение бродить в облаках. Очень прикольно видеть снег в августе, тем более людям из Крыма, где далеко не каждую зиму его увидишь. Ухудшения самочувствия, любых признаков «горняшки» не ощущалось вовсе. Лишь в какой то момент, после продолжительного разговора с родными по телефону, я ощутил легкую тошноту. Я сразу же замолчал, стал дышать носом, старался выдерживать ровный темп и тошнота отступила.

Мы поднялись почти до верха скал Пастухова, во всяком случае, так нам подсказали идущие навстречу люди. Не знаю, сколько это по высоте.

В ходе небольшого отдыха на маршруте решили, что с учетом хорошего прогноза стабильной погоды на два дня нужно идти на штурм горы завтра. Да, акклиматизации-адаптации нет, но чувствуем себя отлично, почему бы не попробовать? Если что-то пойдет не так - превращаем день восхождения в отдых, а затем повторяем попытку.

Я все время визуально мониторил погоду на горизонте. Небо обещало быть безоблачным. Ну даже если не безоблачным, то восхождению «перворазников» легкая облачность не помешает точно. Тем более с нами Петр Сергеевич, значит, гид уже не нужен. Для увеличения вероятности восхождения решили воспользоваться ночной доставкой на 5000 м, чтобы иметь запас физических сил по максимуму. Нет адаптации, зато много «дури», штурмом возьмем. Может это отчасти компенсирует удары «горняшки» по нашим, не привыкшим к высоте, организмам. Сказано-сделано, мы порулили вниз.

При движении вниз я столкнулся с неприятным моментом. Я не одел «кошки» и как только мы пошли вниз стал очень сильно скользить. Крутизна склона была приличная. Снег лежал толстым, но рыхлым слоем и под ним был лед. Наверх идти можно было спокойно, чуть буксуя, но вниз оказалось гораздо хуже. Приходилось скользить по склону, постоянно удерживая равновесие, рыхля снег ботинками. Впрочем, пройдя крутой участок можно было идти смелее. Это дало мне понять, сколь важно быть во «всеоружии» на восхождении. Как я сейчас понимаю, мне надо было обязательно походить в кошках, «почувствовать» снег. Это как потренироваться поднимать и удерживать параплан над головой стоя на склоне. Взять ледорубы и хотя бы самим попробовать провести маленькую тренировку на снегу. Попадать, потыкать ледорубом лед и снег. Одним словом хотя бы опробовать снаряжение в учебной обстановке. Понятно, что это не было бы полноценным занятием, но мало мальский опыт мы бы приобрели.

Недалеко от вагончиков Володя стал отклоняться все правее, с мыслью срезать наш путь. Я шёл за ним и вдруг услышал нарастающий шум воды, где то рядом. Памятуя все трагичные рассказы о попадании в трещины, которые я прочитал на просторах интернета, особенно рассказ, как катающиеся на снегоходе угодили в трещину, и девушка погибла, я сразу развернул его налево, и мы пошли прямо на скалы, удаляясь от этого места. Может быть, ничего бы и не произошло, но «береженого альпиниста» и Эльбрус бережет. Очень не хотелось случайно провалиться куда-нибудь не имея ни опыта освобождения, ни нужного оборудования.

Вернувшись в вагончик, мы увидели там чистоту и порядок тот же «свинарник», что и был до ухода очередной группы. Хозяин ночлежки даже ненужный мусор не удосужился убрать. Наверное, живёт по принципу: «морской закон-волной смоет». Я и не ждал чуда, прекрасно понимая, где постоянный туристический «проходняк» - порядка не жди, но сделать хотя бы элементарное то можно было?

Делать нечего, «нырнул с аквалангом - не прикидывайся шлангом». Начали размещаться. В вагончике основным помещением являлась кухня. Центральную ее часть занимал стол с лавками, в левом дальнем углу кухни ютились печка и мойка. На столе стояли кружки, посуда, полупустые пакеты, куча бутылок, какая то еда и прочее в хаотичном порядке. Противоположная входной двери стена была вся в полках, на которых, как и на столе царил хаос, лежали разные вещи, посуда, остатки еды, наверное, от первобытных людей и до нашего времени. Первое помещение от двери справа (тоже с дверью) числилось за хозяином. Затем один за другим шли два «пентхауса» на человек 6-8. Это маленькие помещения со спальными местами на первом и втором этаже. Вот и весь пансион.

В очередной раз мы приступили к таинству сбора рюкзаков, оборудовали свои спальные места на полках. Единственный плюс этого заведения - было тепло. Может от горячих тел альпинистов, может потому, что август. Можно было и не переть с собой наверх коврики и спальные мешки. Но кто же знал?

В нашем кубрике нас было трое внизу и два парня с девчонкой на верхней полке. Почти не тесно. В соседнем кубрике разместились поляки. Весь вечер они что-то шумно обсуждали, ходили друг к другу в гости в другой вагон. Так как мои вещи для ночевки и штурма были в глубине вселенной моего необъятного рюкзака, то собирался я долго, ужинать я сел крайним. Перед ужином связались с «каталой», договорились о подъеме нас на 5000 м. Оказалось у него и цена дешевле, чем ратрак. А Петр Сергеевич еще раньше нас договорился с ратрачником. Ну что ж, посмотрим завтра, кто кого. Главное - встретиться где то там, наверху.

После 18 часов кроме меня и поляков все улеглись. Вскипятив громадный чайник, я перекусил рисом с мясом. Попивая чаек, обдумывал завтрашний нелегкий день. В вагончик заглянула девушка. Поздоровалась и представилась:

- Я Рада.

- Я тоже - сказал я. Она видимо не поняла моей иронии и попросила разрешения поискать свою кружку. Я сделал рукой жест гостеприимного хозяина, мол, ищи. Ориентировалась она в нашем бардаке очень даже хорошо, довольно быстро нашла пропажу и ушла довольная. Через пару минут заглянул еще один товарищ, и тоже, объяснив свое появление желанием найти потерянную вещь, стал рыться в районе полок. Тоже нашел, уже не помню что. Имя девушки и внешность ее товарища натолкнули на мысль, что уж очень они похожи на молдаван. Мой мысленный вопрос, почему они искали здесь свои вещи, откуда пришли и куда ушли, так и остался без ответа. Возникло легкое подозрение, что они каким то образом причастны к бардаку в вагоне.

Пора было спать. «Лишние» поляки по уходили, но те, кто остались, продолжали вполголоса бухтеть. Я улегся, заткнул уши берушами и стал ждать сна. Но сон не шел. Впечатления сегодняшнего дня, пережитые эмоции на прогулке, тревога за завтрашний день не давали уйти к морфею. Предстартовое нервное напряжение чувствовалось. Прошел час, второй, третий, а мысли все вращались вокруг штурма вершины. Иногда от таких мыслей здорово учащался пульс, но головных болей, как все описывают, не было. Наступлению сна еще мешало постоянное тихое бухтение слева в кубрике у поляков,басы все равно были слышны на низких частотах. Кроме этого, за смежной стенкой вагона тоже слышны были голоса, наверное это были «молдовашки», почему то подумал я. Время от времени я слышал так же, как хозяин бомж-вагона разговаривал с кем-то по телефону. Все это в сумме слегка подбешивало и взвинчивало обороты уже и без того заведенной нервной системы. Вставать, успокаивать поляков и молдовашек не хотелось, ведь после ругни шансов уснуть совсем не будет. Наверное, часов в 9-10 ночи все заткнулись, но я все равно не мог уснуть. На будущее подумал, что нельзя надеяться на усталость и ожидать, что сон придет сам собой. Надо было с вечера закинуться таблетосами для сна. Молодежь на верхней полке спокойно сопела. Петр Сергеевич после холодной и бессонной ночи рано лег и хорошо спал. Володя тоже вроде дремал. Один я играл в филина.

День третий – Штурм

«Мы рубим ступени. Ни шагу назад!»

(В.С. Высоцкий)

Около часа ночи встали ребята с верхней полки. Стали собираться. Подождав, чтобы всем вместе не толкаться в тесной кухне, через полчаса я поднялся тоже. Решил, что раз сна нет - лучше собраться не спеша. Вышел на улицу. Красота. Тихо, морозно, свежо. Но звезд, величиной с кулак (как говорили на форумах) не увидел. Звезды, как звезды. Те же созвездия, как в Крыму на уровне моря. Может в больших городах, откуда по моему мнению чаще приезжают в горы, не так? Начал не спеша одеваться, поставил чайник для термосов. Есть не хотелось. Самочувствие было нормальное, но «прибитое» отсутствием сна. Слегка болела голова. Я закинул таблетку от головной боли «для сейчас» и взял разных лекарств, для возможных проблем «на потом». Думаю, пригодится.

К слову сказать, мы почти ничего не применяли на Горе из лекарств. Перед подъемом и на седле таблетки от головы. Скорее так, для профилактики. Сильных болей не было.

Поднялись и поляки, но не все. Двое. Вот почему они «трепались» допоздна. Быстро собрались, не завтракая ушли. Потом один вернулся - что то забыл. Ушел. Опять вернулся. Видать его забыли. Разделся и пошел спать. Поднялись и Володя с Петром Сергеевичем, стали собираться. Попили чайку, но без особой охоты.

В назначенное время подъехал «катала» на снегоходе. Первым отправился я. Надо сказать занимательная поездка ночью на снегоходе по Эльбрусу. Неспешный старт у вагончиков и наращивание скорости на подъем. После выхода на прямую мы помчались прямо на Эльбрус. В свете фары мелькало довольно много альпинистов в маленьких и больших группах, «катала» уходил с трассы ратраков, стараясь все время ехать по более глубокому, ровному и не разбитому ратраками снегу. После окончания скал Пастухова «катала» накрутил ручку до отказа в крутой подъем. Мы выскочили на небольшую площадку, на которой, как я позже увидел днем, разворачивались и ждали клиентов ратраки. Я спешился, снегоход сразу умчался за Володей.

Как то получилось, что в этот момент я остался совершенно один. Снизу поднималась куча фонариков, где то далеко внизу тарахтел ратрак. Но здесь - никого. Гора, звезды, легкий ветерок поднимал поземку. В конце площадки в свете фонарика увидел кучи снега, которые натолкали ратраки. Пошел к ним, понимая, что на точке прибытия ратрака и особенно снегоходов лучше не стоять. Начал доставать систему, кошки. Систему одел довольно таки быстро. Дома пробовал. А вот кошки…Промелькнула крамольная мысль, вот чего я делаю в три часа ночи на высоте почти 5000 м, и при этом пытаюсь натянуть первый раз в жизни на непривычно большие, как будто лыжные ботинки, какие то кошки? Просто нереальный сюр какой то. Из темноты вынырнули два парня и тоже стали одевать кошки. Краем уха подслушивая подсказки более опытного своему напарнику, я тоже приладил свои «когти». Тут уже и Володя подъехал, подошёл, стал одеваться.

Все, что пишут на форумах о трудностях одевания на высоте - правда. На тебе ворох одежды, рюкзак с вещами, боты на ногах. Углы зрения ограничены очками, возможности движения большими ботинками, штанами, куртками и варежками. И ты весь какой-то медленный и неуклюжий, а после всех телодвижений наступает небольшая отдышка. Я еще замучился одевать палки. У меня, в отличие от Володи, были треккинговые, без лямок, с темляком в виде полуперчатки. Тренироваться ходить по горам с ними очень хорошо. Полуперчатка дает как будто то дополнительную опору руке. С Володиными я тоже ходил тренироваться, но мои мне понравились больше. Однако на восхождении обнаружился серьезный минус. Прицепить их никак не получалось - мешали перчатки «верхонки», поэтому пришлось идти так, не пристегивая к руке. В случае падения был риск тупо потерять палки, но другого варианта уже не было.

К моменту окончания нашего превращения в альпинистов стали подходить группы, прибыло пару - тройку ратраков. На площадку высыпало много людей, часть народа сразу пошла на подъем. Вереница фонариков протянулась вверх. На площадке сразу стало тесно и шумно. Гиды перекрикивая друг друга собирали свои группы. Некоторые сбивались в отдельные мелкие группки. Стало понятно, что в ночных условиях Петра Сергеевича искать было бесполезно. О радиосвязи мы не договорились заранее. Решили, что тропа одна, на «седле» найдемся. Надо идти, а то все вершины разберут, пока дойдем.

Мы вклинились между двумя большими группами, рассчитывая, что лучше идти по середине, чем плестись в хвосте. Начали движение. Ветер подхватывал и уносил в темноту потревоженный кошками снег. Люди шли друг за другом наверх, в темноту и холод. В свете налобных фонарей это смотрелось, как в фильме-катастрофе про ядерную зиму на планете Земля.

Трое на Эльбрусе не считая палатки. (Горный туризм)Я сразу себе определил четкую программу. Средний темп, ровное дыхание носом, никаких резких движений и расходования запасов энергии понапрасну. Так и поступил. Шел размеренно - ритмично. Раз-два, раз-два. Даже в своем, неспешном темпе мы все время нагоняли предыдущую группу. Там периодически делали остановки то участники, то гиды - что то поправить, сказать, кого то выслушать, направить фонарь, подтянуть рюкзак или систему. Приходилось останавливаться. Поэтому, что бы ни играть в «баян» с остановками и ускорениями, я стал подбирать оптимальный темп ходьбы, больше обращая внимания на ритм, сохранение дистанции, чем на скорость. Чем то сам себе напоминал какую то робото-машину. Я сижу у себя в голове, смотрю в глаза экраны, даю рычагами разные команды рукам и ногам, слежу за приборами и системами «себя-корабля».

Поначалу, пока идешь в темноте, видя в свете налобного фонаря только снежную тропу, легкую поземку и впереди идущего, прислушиваешься к своему организму, начинает казаться, что все это будет бесконечно. Через некоторое время, считая шаги, выработал свой темп движения: 20-30 шагов, небольшая остановка, 5-10 вдохов, снова вперед. Учитывая, что впереди группа шла медленно, с коротенькими остановками, то получалось нормально. Они то отрывались, то стояли. Наш темп более-менее был одинаков.

Все вроде бы пока шло хорошо. Начали немного подмерзать пальцы на правой руке и пальцы в ботинках (думая, что в них будет жарко, я одел только термоноски). На остановках, я быстренько разминал пальцы рук прямо в перчатках, шевелил пальцами ног. Впрочем, это было не долго, от ходьбы руки и ноги прогрелись. Но жарко не было даже в пуховике.

От отсутствия опыта хождения в кошках в какой-то момент я задел одной кошкой за другую и почти упал, и при этом еле еле удержался на тропе, сохранив равновесие. Мигом представил, как я лечу вниз без палок с ледорубом, привязанным за спиной ручкой вверх к рюкзаку. Я ж «начитанный» и знаю, что возможно сейчас, где то под нами внизу, там, в темноте, притаился «трупосборник». И после слета с «косой полки» и скольжения туда у меня будет мало шансов на выживание. Бешено и резко участился пульс. «Режим автопилота» мигом прогнало из головы. Теперь я шел, контролируя каждый шаг. Тысячу раз пожалел, что вчера не погулял в полной экипировке.

Тем временем справа показались тени каких то скал. Стало светлее. Чувствовалось, что скоро рассвет. Иногда на остановках я оборачивался и, что бы ни тратить сил, делал Володе головой жест, спрашивая о самочувствии. Он так же молча показывал большой палец, и мы шли дальше. С рассветом, впереди слева от тропы, на далеко расположенных горах показалась тень Эльбруса. Занятное зрелище. Группа впереди совсем остановилась, гиды фотографировали и снимали видео с разных ракурсов для группы и, наверное, рекламы своих услуг. Я не стал доставать фотоаппарат, так как надо было бросать палки, и был шанс случайно остаться без них. Мы просто использовали их остановку для своего отдыха и смотрели на громадную тень Эльбруса.

Периодически, видимо более опытные восходители, нас обгоняли по целине сверху основной тропы. После того, как я оступился и чуть не упал, почему то стал на эти обгоны смотреть со страхом. Мне все время казалось, что кто-то из этих «беспечных» или «торопыг» оступится, полетит в меня и скинет меня с тропы. Казалось, снег очень скользкий, а склон очень крутой, и я не смогу на нем удержаться тем более без ледоруба. Чувства надежной опоры от обутых кошек тоже не было. Такая фобия, скорее всего, случилась ввиду полного отсутствия опыта хождения в кошках по разному снежно-ледовому покрытию и тренировок на скользком склоне.

Слева уже отчетливо стала виднеться Западная вершина. Мы были все ближе к «седлу». Издалека было видно, что на финишной прямой к «седлу» тропа некоторое время идет почти в горизонте, и даже немного под уклон. Впереди идущие ощутимо ускорились. Но я и не думал менять темп, а продолжал идти так же, как и на всем подъеме. Перед седлом я сошел с тропы, мы пропустили нагнавшую нас группу, и затем вышли на «седло». Там была уже куча восходителей. Просто ярмарка какая-то. Народ переодевался, завтракал, что-то обсуждал, кто-то вдалеке, почти на середине седла, повернувшись «к лесу задом», показывая всем «булки», собирался справить большую нужду. Как и пишут на форумах, повсюду видны следы людей, которых уже видать основательно накрыла «горняшка», и их «рвало на родину».

Мы выбрали местечко почище и сели попить чайку. Наблюдая людей, поднимающихся по «тягуну» от «седла» на вершинное плато, я понял, что вот сейчас нам предстоит настоящее «убивалово». Судя по маленьким фигуркам подъем был не только очень крут, но и высок.

По фотографиям из интернета не совсем понятна та «жопа», которая поджидает вас после «косой полки» и «седла», особенно тех, кто прибыл сюда уже прилично приударенным «горняшкой» (головные боли, слабость, головокружение, тошнота, рвота, как по отдельности, так и все вместе). Смотреть фотографии дома и подниматься в реале - это далеко не одно и тоже. И хотя самочувствие у нас было нормальным (у меня вначале была легкая слабость от бессонной ночи), физически мы не должны были устать, однако высота уже серьезно давала о себе знать. Дышать стало ощутимо тяжелее, да и двигаться тоже. Появилась какая то вялость в теле, тяжесть в ногах. Хотелось глубоко дышать, но «надышаться» не получалось. Да, наверное, это похоже на бег в противогазе. Однако о возвращении мы даже не думали. Состояние то в целом ничего, с «перепоя» бывало и хуже, погода шепчет, запас времени большой. Решили, что стоит использовать свой сегодняшний шанс, раз мы уже забрались на «седло». Нужно двигать!

На седле, в свете дня, народу казалось еще больше, чем на старте. Петра Сергеевича нигде видно не было. Может уже пошел выше или еще только идет по «косой»? Стало понятно, что можно и дальше идти самим. Тропа натоптана, погода ясно давала понять, что сегодня сюрпризов точно не будет. Во всяком случае, до обеда точно. Но к тому времени мы рассчитывали уже спускаться с «седла» вниз.

Выпив немного чая с лепёхой, я предложил Володе следующий хитрый план. Учитывая угол склона, куда нам надо корячиться, наш опыт, подготовку, состояние, а главное - нарушение всех канонов адаптации (акклиматизации) к высоте, нам надо было серьезно «облегчиться». В переносном смысле))). Поэтому, мы сбросили все наши вещи в мой рюкзак (запасные теплые вещи, термоса, еду, фотоаппарат, ледорубы, короче почти все). В Володин рюкзак (он был поменьше моего штурмового) положили только бутылку 0,5, с водой, медикаменты и приступили к подъему.

Я снова пошел ведущим. Поначалу все шло хорошо. Морально идти чуть легче. Не «косая полка», уже видно куда идешь, «трупосборника» внизу нет, и в случае падения все равно прилетишь на седло. Вопрос только - каким ты прилетишь?

После, примерно, метров пятидесяти по вертикали, начались нижние «перила» установленные для поднимающихся. Седловина уже осталась прилично внизу, и если свалиться вниз, то хорошего будет мало. Зацепишься кошками и полетишь голова - ноги до самого дна. Вдалеке, на противоположной стороне седла, была видна оранжевая хижина Red Fox. Справа от тропы открывались потрясающие виды гор, облаков. Но рассматривать всю эту красоту особо было некогда. Догнали медленно идущую пару (м+ж). За ними я и прицепился, потому, что начал потихоньку «скисать». Опять же, обгонять на крутом склоне не было никакого желания. К середине подъема мой темп уже составлял 10 шагов и 20-30 вдохов. Пора пристегиваться. «Ус самостраховки» у каждого был один. Мне достался короткий и меня очень «доставало», что он был так короток, что меня постоянно дергало от склона веревкой «перил». Кроме этого, приходилось идти иногда преодолевая еще и «натяжку» от перил, а если перила были прикреплены низко, перестегиваться на новую веревку стоя на коленях.

Подъем был просто бесконечен. Высота над «седлом» медленно росла. Чем выше я поднимался, тем больше заострял внимание на постановку ног. Из-за этого терялось чувство поступательного движения. Казалось, что конца подъему не будет никогда. Я давно расстегнулся, сдвинул вниз «балаклаву», хватал воздух «ртом и жоπой», и безуспешно пытался насытить легкие разряженным воздухом. Все еще заставлял себя дышать через нос хотя бы частично. Сил приходилось вкладывать все больше, а останавливаться все чаще. Становилось жарковато, но пар еще не валил. В конце подъема перила закончились, Володя медленно обогнал меня и пару м+ж, идущую передо мной, и ушел немного вперед. Я решил остаться в том же темпе. Иногда увеличивал отдых до 40-60 вдохов, опершись на палки. Но мне показалось, что если долго стою с закрытыми глазами, то начинаю засыпать. Так мы вышли на предвершинное плато. Верхушку еще не было видно, но чувствовалось, что осталось немного. Главное было не спешить. Справа все больше открывалась окружающая Эльбрус панорама с долинами и холмами. Может это и горы, но сверху они виднеются как холмы.

Таким медленным ходом прошли место массового «перекура» для тех, кто поднялся с перил, и кто готовился уйти вниз. Останавливаться не стали. Остановки и так были через 10-15 шагов. Народу на площадке, как и на «седле» было много, между людьми весело помахивая пушистым хвостом бегал собака «Бэст». По виду кавказская овчарка. Впрочем, могу ошибаться в кличке и породе. В тот момент внимание свое на собаке не заострял. Псу здесь было очень весело и не жарко. Можно только позавидовать тому, как он лихо бегал от одной группы к другой. Все норовили его позвать к себе, чем то угостить и показать остальным, что имеют в друзьях такого пса-альпиниста. По всему было видно, что пес на вершине не впервой и ему это в удовольствие.

Трое на Эльбрусе не считая палатки. (Горный туризм)

В ходе «переставления» ног в какой то момент мне пришла мысль, что я сейчас может быть совершаю такую же ошибку, как и многие восходители - иду на «последнем дыхании» к вершине, не оставляя сил на обратный путь. И что будет, если сейчас сил или сознания не станет, как отсюда выбираться? Но с другой стороны, ты чувствуешь, что вершина близка, нужно просто еще немного потерпеть, еще десять переходов, еще 300,200,100 шагов…Мне кажется, что мужества отказаться от восхождения почти у самой вершины, в случае возникновения опасности, нужно намного больше, чем решиться на само восхождение.

У меня было несколько случаев, когда я так же насиловал свой организм до опупения переоценив свои силы. Один из них, например, это однодневная поездка в жарком августе на велике по кольцевому маршруту длиной 135 км. Даже грубо складывая высоты пройденных точек маршрута можно получить в итоге внушительный общий набор высоты за 10 часов. Старт - п. Форос (≈ 50 м над уровнем моря) - поехал по старой Ялтинской дороге до Алупки, затем пришлось по трассе до развилки на Бахчисарай - подъем на г. Ай-Петри (набор ≈900 м) - спуск в с. Соколиное (≈250 м н.у.м.) - с. Аромат - г Бечку или Кабаний перевал (набор ≈ 400 м) - с. Орлиное (≈250 м н.у.м.) - Байдарский перевал (набор ≈ 300 м) - п. Форос (≈50м н.у.м.). Тогда я просто чуть не сдох. При подъеме на Кабаний перевал не было ни воды, ни еды, ни сил. Бешенный пульс и отдышка. На подъеме грунтовка из крупного гравия (дорогу подсыпают крупным щебнем). Пришлось идти пешком. После перевала снова поехал. Набрал воды, ожил, и далее пошуршал по Байдарской долине. В п. Орлиное не утерпел, заехал на местный пивзаводик - купил для приза литр пивка. Пол подъема на Байдары - тоже пешком. Но доехал до финиша. Теперь, на подъеме к вершине, я испытывал очень похожие ощущения.

Вдалеке показалась вершина. Володя оторвался метров на 50. С одной стороны идти стало чуть легче, подъем был более плавный, но уже вовсю сказывался дефицит кислорода. Просто офигенная слабость. Организм напрочь отказывается работать. Идешь, как по шею в воде, ноги и руки «ватные». Я уже дышал всем, чем разрешает человеку природа. Но при этом голова не болела, тошноты не было совсем и никаких «глюков». Сознание ясное, но мысли тягучие, как кисель. Заметил даже место, где кто то «навалил» кучу дерьма прямо недалеко от общей тропы. Свиньи, видать, тоже сюда поднимаются и занимаются альпинизмом. Или у кого то «пробку сорвало» внезапно.

Володя ждал меня перед самой вершиной. Собственно говоря, вершина - это скромных размеров площадка, на которую вел небольшой подъемчик. Сейчас на ней было организовано то ли «броуновское движение» то ли демонстрация, посвященная дню трудящихся. Достигшие самой макушки фотографировались, обнимались, братались. Тусовка одним словом. Кто-то даже кинул веревку вниз, спустился и позировал с ледорубом наперевес. Меня опять «прихватила» фобия. Я сказал Володе, что давай фотататься здесь, чего туда идти в толпу толкаться. Технически мы на вершине. Мне почему то очень не хотелось лезть в толпу. Показалось, что сейчас со мной что нибудь случится. Именно меня случайно толкнут, и я обязательно упаду вниз. Это как во сне происходит - все спасаются, а только один ты не допрыгиваешь, не долетаешь, тонешь и т.д.. Но он не согласился и пошел наверх. Я переборол свою «фобию», немного постоял, посмотрел, как он взял маленький подъемчик и скрылся в толпе. Затем и я пошел, как танк, не сворачивая, и не уступая дороги идущим вниз, и тоже нырнул в толпу. Володя уже успел ткнуть палки в снег и сунул кому-то свой телефон. Я тоже попытался установить палки, но то ли сил не было то ли снег плотный. Положил их рядом. Володя повел меня к самой макушке, что бы запечатлеть этот исторический момент. Мы и войти в образ «супер покорителей горных вершин» толком не успели, я поднял очки и даже руки опустить не успел, как фотограф быстро пощелкал нас и ушел. Позже, увидев фотки, я был слегка разочарован. Далеко не так я представлял себе этот волнующий момент на вершине. И только потом, спустя некоторое время, фото стало нравиться. Оно получилось настоящее, живое. Не для ин100грамма и прочей херни, а для памяти.

Вся фотосессия на вершине заняла не более одной -двух минут. Я даже вокруг осматриваться не стал, так раздражала эта толчея. Быстро нашел свои палки, пока на них кто-то, находящийся в эйфории, не наступил, и зашагал вниз. Этап «вершина» преодолен. Чувства радости не было никакого. Просто механическая работа по достижению цели и сто процентному выполнению поставленной задачи.

Трое на Эльбрусе не считая палатки. (Горный туризм)

Немного постояв ниже макушки мы, осмотревшись вокруг, потопали вниз. Мозг переключился в режим «возвращение». Опять же, я не мог позволить себе расслабиться еще и потому, что помнил, как много трагедий случилось именно на спуске. А впереди еще были «перила» и «косая».

Вспоминая свои походы по вершинам Крымских гор я скажу, что поднимаясь на них, я почему то получал гораздо больше удовольствия, чем сейчас, находясь на вершине Эльбруса. Я думаю причина не только в противном ощущении, что ты на рынке в базарный день от того что людно. Но и в том, что нашей целью было достижение вершины, а не получение удовольствия от процесса восхождения. Ведь очень не хочется попасть в ряды тех, кого гора «не пустила» по тем или иным причинам, затем начинать все с начала. И ведь не известно, получиться ли снова? А гора будет звать…Будет. В парапланеризме, после первого полета новички иногда говорят: как будто «сел на иглу». Некоторые, один раз оторвавшись от земли, вкусив ощущение полета, уже никогда не смогут без этого обходиться. Так вот и здесь - «заболеешь горами» и привет.

Плато прошли удивительно быстро. Буквально с каждым новым шагом вниз как будто возвращались силы. До самой площадки перед перилами мы не сделали ни одной остановки! Как-то даже повеселело на душе. Уверенность в себе крепла. Маленький отдых сделали перед спуском и то, чисто «символически». Конечно, вершина это еще не все, расслабляться нельзя, но это всё-таки бОльшая часть процесса восхождения. Немного осмотрелись вокруг. Пытались попить. Почему пытались? Вода в пластиковой 0,5 почти вся замерзла, даже в рюкзаке. На удивление пить не особо хотелось. Есть - тем более. С этой точки красиво выглядела Восточная вершина. Даже как будто без людей. А за ней справа и слева от вершины виднелась фантастическая панорама гор. Утром, на «седле», кто-то правильно сказал, что Западная - для зачета, Восточная - для души. Вдалеке, на горизонте, гораздо ниже нас нежились на солнце редкие тучки. Ветра почти не было. Солнце светило во всю, но жарко не было. В наших одеждах - самое то. Так бы и сидеть тут, наслаждаясь видами. Я, некстати, совсем забил на защиту «морды лица», за что потом серьезно поплатился. Мое лицо еще с подъема по «перилам» было закрыто только очками. Надеялся на свой Крымский загар, а крем, как и все остальное бросил на «седле».

Начали спуск по «верхним» перилам. В этот раз Володя пошел вперед, я медлил, «галантно» пропустил между нами маленькую группку из трех человек. Не хотелось, чтобы кто-то «висел у меня на хвосте». Решил, что по-прежнему идти надо аккуратно, не спеша, чтобы исключить малейшую ошибку.

Очень быстро, даже спускаясь не спеша, я догнал впереди идущую группу. И сразу понял почему. Идущего посередине иногда жестко «накрывало». Он шел неуверенно, пошатываясь и спотыкаясь, но был видимо в «себе». Сопровождающие его, скорее всего гиды, очень внимательно за ним следили и поддерживали. Время от времени давали подышать из небольшого баллона, после чего продолжали путь вниз. Казалось, он получал небольшой допинг, возвращались силы и вся компания продолжала путь до новой остановки.

Постепенно нас начали догонять и обходить сверху по целинному снегу отдельные люди и группы. Меня это напрягало, «фобия» меня все еще не отпустила. Тем более, не обрадовало то, что обогнавший нас чувак вдруг стал собирать «верхние» перила. А по нижним люди навстречу шли на подъем. Видимо, это гиды каких то кампаний устанавливали «перила» исключительно для своих групп. Ну и на том спасибо, что хотя бы вверх мы шли на привязи. В конце концов мне тоже надоело плестись, я осмелел, и тоже пошел по целине на обгон впереди идущих во второй половине спуска.

Когда я спустился на «седло» Володя уже нашел мой рюкзак и поджидал меня. Расположившись на «седле» решили позавтракать-пообедать. Достали чай в термосах и шоколад. Задумались, где мы разминулись с Петром Сергеевичем, почему не встретились. Но так как связи не было, то ответа на вопрос не нашли. Народу на горе было море, можно было рассчитывать, что с ним все хорошо. Володя отправил фото с вершины в нашу группу. У меня руки не дошли ни до телефона, ни до фотоаппарата. Зря тащил его снизу до «седла». Обидно, что не сделал ни одного фото, настолько старался сберегать силы про запас. Чай пошел хорошо, а шоколад как то не очень. Слишком сладко, облепил всю пасть. На будущее надо пробовать сникерс. Посидели не долго, сняли теплые куртки и пошли на «косую полку», решив, что времени у нас вполне достаточно, чтобы сегодня же спуститься и успеть сдать экипировку, и даже где то отпраздновать восхождение.

Идти стало еще легче, Володя сразу обогнал какую то пару м+ж. Я ждал удобного места для обгона, но пройдя метров 200, ребята сели выше тропы на завтрак с одновременной фотосессией. Дорога была открыта, но увеличивать темп, чтобы догнать Володю было бессмысленно, я по-прежнему преследовал цель выполнить поставленную задачу «наверняка». Тем более я увидел, что нагнав следующую группу, он все равно будет идти в их темпе. Да и «балдежно» было вот так не спеша спускаться, идти почти не напрягаясь, иногда бросая взгляды на небо, горы, ущелья, растягивая удовольствие от нахождения в окружающей обстановке. Когда еще представится случай побывать в таких великолепных местах.

Вот так, ровным темпом, выверенным шагом я спустился на стоянку ратраков. Володя уже залез в один из них, поддавшись увещаниям водилы, что «э, заходи, скоро поедЭм». Я тоже не смог отказать себе в этом. Расслабившись под теплым, ласковым летним солнцем, рассматривая великолепную панораму гор, мы делились впечатлениями, прекрасно понимая, что у таксистов, которые одинаковы везде, значат слова «скоро поедем». Однако долго расслаблять «булки» мы не могли, так как нам, чтобы успеть в прокат сегодня, надо было еще собраться на приюте и «дочапать» с рюкзаками до подъемника.

Примерно через минут тридцать, наш ратрак загрузился подошедшей группой и мы поехали.

Это еще одно испытание для восходителя. Мы сидели у самой кабины, и когда ратрак направился вниз по крутому склону все сидящие вдоль нашего борта стали на нас ощутимо давить, особенно на тазобедренные кости. Володя сидел первый от кабины и я как мог пытался помогать ему сдерживать давящую нас массу тел. Все дело в том, что «водятлы» ратраков совершенно не задумываются, ладно бы о комфорте, об элементарной безопасности. Пассажирам тупо не за что держаться. За гладкий деревянный борт, на который опираешься спиной, удержаться практически невозможно. А ручек в кузове просто нет. Вот так мы и упирались полпути, как Атланты. Только когда мы достигли более менее пологого участка склона, стало чуть легче. Интересно, эти аппараты стоят где то на учете, проходят осмотры, не загрязняют окружающую среду солярой и капающим из картера маслом, водители имеют допуск к их управлению, исправно платят налоги? Скорее всего этого ничего нет. К сожалению и не будет до первой трагедии. А потом, когда назначат виноватых, говорящие головы в зомбоящике, как всегда, скажут - «никогда такого не было и вот опять»(с).

Дорога заняла не очень много времени. На снегоходе, конечно, было бы намного быстрее, но все таки ратрак идет быстрее, чем пешком. Завалившись в бомжатник встретили Петра Сергеевича, который поведал нам, что у него стали сильно мерзнуть руки на подъеме и он вернулся, но завтра пойдет снова. Упертый однако. Собираясь, мы попутно эмоционально делились впечатлениями о восхождении. Оба выразили вслух примерно одинаковые мысли, что:

- Ну его нахер этот альпинизм, наигрались в восходителей!

В это время сидевший за столом крепкий мужик, который слушал наш рассказ, попивая чай из большой кружки, просто сказал:

- Ничего, все сначала так говорят. А потом снова идут.

Собирались быстро. Я метал в свой необъятный рюкзак все подряд, не складывая. Отдал свои теплые перчатки «верхонки» Петр Сергеевичу, Володя тем временем позвонил «катале», договорился, чтобы нас подвезли к одноместный канатке. Дойти бы мы вряд ли успели с нашими баулами. К сожалению, так как мы его не предупредили заранее, он уехал домой на выходные, но прислал двоих «джигитов» вместо себя. Пришлось платить каждому. Мало того, еще и хозяин «бомжарни» отказал нам в том, чтобы вернуть деньги за последующие проплаченные сутки. Было огромное желание найти и поселить кого нибудь просто так, за бесплатно, на наши места. Ведь зная, что мы уехали он обязательно кого нибудь заселит, но мы торопились вниз. Потеря денег от еще одних суток проката была выше, чем потеря денег от ночевки. И еще я переживал, как наши организмы перенесут ночевку на 4100 после изнасилования при восхождении на Эльбрус на третьи сутки пребывания на высоте. Поэтому лучше было сразу валить вниз и обязательно сегодня.

Я первым упаковался, поэтому первым стартовал. Еще издалека увидев, как лихо подъезжает «джигит» на снегоходе я понял, что это любитель профессионал «понтов для приезжих». Почерк таких «водятлов» виден за три версты. Мне хотелось ехать не спеша, еще раз осмотреться вокруг. Сразу предупредил его, что едем не спеша, меня очень тошнит, и я не хочу заблевать ему снегоход. Какое там! Быстро подкурив он сунул сигарету в уголок рта, дал газу и снегоход лихо сорвался с места в карьер. Не перевариваю таких мудаков, главное, что до них доходит, что они мудаки, только тогда, когда они разобьются. Если бьются серьезно - не доходит уже никогда. Виляя между людьми и ратраками мы неслись вниз. В выходной день народу было много, было перед кем «рисоваться». Впереди был длинный спуск и «джигит» наподдал еще и тут же начал «тормозить». Сразу исправил возникающий занос и снова газ, и почти сразу тормоз. Классический пример водятла-долбоеб@. В одном месте, мне показалось, мы сломаем левую лыжу, когда он влетел в снежную выбоину, треск был зачетный. Пока он медленно пробирался между ям, я сказал ему, что надо ехать на одноместную канатку. «Джигит» ответил, что там снега нет, он поедет на станцию Гара-Баши. Хер с тобой, подумал я, там рядом, дойду, уже успеваем с запасом.

Доехали, понятно, быстро. Я спешился, взвалил рюкзак. В этот момент ниже нас проехал Володя, которого его напарник вез до Бочек! «Джигит» покривился и сказал мне, давай, садись. Мысленно надеясь, что он сломает таки свой снегоход я снова загрузился. Можно было и дойти, но я не стал специально. Пусть везет. Разгоняться «джигиту» тут уже было нельзя. Снега и правда было мало, вовсю лили ручьи, ехать надо было аккуратно, выбирая путь. Но «джигиты» этого не умеют. Газуя и виляя между промоинами, временами попадая в подводные ямы, мы добрались до финиша. «Джигит» начал ворчать, что зная заранее, он за наши деньги сюда бы не поехал … и т.д. Я пропустил это нытье мимо ушей и сердца, не стал читать морали, взвалил рюкзак на плечи и молча пошел к подъемнику. Дебила учить, что мертвого лечить(с).

Еще раз прокатились на одноместной кресельке. Я с интересом всматривался в лица поднимающихся мне на встречу. Все были серьезны и сосредоточены. Многим из них только предстояло восхождение. Я наоборот, был очень довольный и расслабленный, как после невероятно длинного, тяжелого, но выигранного матча. Вялость и слабость становились все менее ощутимы.

Мы вполне успевали. Старая вагонная канатка даже чуть чуть задержалась. Все непонимающе переглядывались, смотрели на часы. Причина скоро стала ясна. Пришли спасатели, притащили вещи и с ними пришел альпинист, сорвавшийся сегодня с «косой полки». Шел сам и внешне даже не скажешь, что травмирован. Обстоятельства падения мы не знали, а спрашивать никто не стал.

Высадившись на поляне Азау, спустились пешком пониже, основной стоянки, стали искать такси. Вызвался мужичок на старой пассажирской ГАЗели. Предложил цену ниже, чем у подъемника. По пути заехали в прокат сдали ботинки, кошки и т.д. Расспросили водителя, где можно вечерком посидеть по приемлемой цене и нормальном качестве еды. Посоветовал тихое место, недалеко от нашего проживания. Кажется Абиль-Кала (посмотрел сейчас на карте). С ним сразу же договорились на вечернюю поездку.

Счастливые мы вернулись в наш маленький, низкий, но зато уютный, и главное чистый вагончик. Перекусили, помылись, запаковали многие уже не нужные на завтра вещи. Сил осталось - хоть отбавляй. Вот что кислород животворящий делает!

В назначенное время такси не прибыло. Видать тут об элементарных правилах перевозки пассажиров за деньги не слышали ни разу. «ГАЗелевод» ну очень сожалел, что не может нам помочь и прислал своего «Знакомого». Быстро доехали в кафе, сделали заказ и стали ждать вкусный ужин. Интересно здесь обстоят дела со спиртным. Как с «сусликом» из фильма ДМБ. Ты его не видишь, но он есть! Это к тому, что во всех магазинах и кафе, в которые мы заходили, в открытой продаже его нет, но вопреки запретам, у продавцов всегда что то есть. Для нас нашлось «контрабандное» грузинское вино. Что сказать об ужине? Вино, лагман, лепешки, салаты достойны похвалы, а вот шашлык ужас, просто полный отстой. Подогретая старая резина. Но ничто не могло испортить нам настроение. Тем более, что наше первое и может быть единственное восхождение состоялось аккурат в день альпиниста. Было что отпраздновать.

По окончании ужина позвонили таксисту. «Знакомый ГАЗелевода» оказался тоже чем то или кем то занят. БлRть, они тут все кем-то покусанные, что ли? Хорошо, что прислал себе «замену». «Замена» попросила больше денег, чем было договорено. Учитывая уровень нашего настроения - «наевшийся и довольный удав», мы его культурно и вежливо посла «разочаровали».

Спали без задних, да и без передних ног.

День четвертый – Прощание с горами

«Лучше гор могут быть только горы»

(В.С. Высоцкий)

Утро снова выдалось погожим. Но над Чегетом уже роились тучки, видимо предчувствуя ухудшение погоды на днях.

Не спеша поднялись, прошли умывайно-одевальные процедуры, собрались, и поехали в Долину Нарзанов. Купили новые бутылки, набрали целебной водички, побродили по окрестностям. Я предложил Володе помыть машину нарзаном, когда еще будет такая возможность? Но сначала решили позавтракать. Кафешек было много, выбирали долго по запахам, внешнему виду кухни и персонала. Недалеко от источника нашли то, что по душе. Чисто, тихо. Я «случайно» заглянул на кухню. Не сказать, что идеально чисто, но вполне сносно для полевого кафе.

К сожалению, вчерашняя картина повторилась. Лагман очень аппетитный, ароматный, вкусный, но шашлык…«молчи, грусть, молчи»(с) Мясо старого мамонта, наверное, было бы лучше. То ли бараны здесь какие то сплошь жилистые альпинисты, то ли шашлычники бараны. По окончании так и сказал официантке:

- Вы вот того усатого, который жарит шашлык, близко к мангалу не подпускайте, лучше сами готовьте. Полное разочарование, одним словом.

Поехали на поляну Азау. Преступника тянет на место преступления, а нас потянуло на место восхождения. К тому же на связь вышел Петр Сергеевич, обрадовал, что его восхождение состоялось, цель свою выполнил и он уже на спуске с «седла».

Трое на Эльбрусе не считая палатки. (Горный туризм)По пути заехали в МЧС, снялись с регистрации, получили плюсики в карму. Со слов дежурного далеко не все такие культурные, приходится им самим уточнять, где запропастилась группа.

Решили прокатиться наверх на новой канатке. Как приятно подниматься, осознавая, что цель достигнута, тяготы и лишения позади, и что не надо тащить здоровенный рюкзак. Останавливаясь на станциях, выходили осмотреться, сфотографироваться, увидеть и запомнить все красоты Приэльбрусья. На Гара-Баши были особенно долго, пока не позвонил Петр Сергеевич и сказал, что уже спустился. Мы тоже с большим сожалением поехали вниз.

Трое на Эльбрусе не считая палатки. (Горный туризм)

Вечером, как и обещали бабушке Шуре, посетили музей. Долго ходили, рассматривали документы, экспонаты и фотографии. Все очень интересно, познавательно. Особенно мотоцикл, на котором отважные восходители поднялись на Восточную вершину. Настоятельно рекомендую к посещению. Только мне было немного неприятно смотреть на многочисленные чучела животных, которых вероятно застрелили на охоте. Мое субъективное мнение, что охота это копье, лук, рогатина, удочка, острога. А ружья на охоте, тем более современные, это просто убийство.

Вечером сборы, снова переупаковка рюкзаков - уже на обратную дорогу. Так как снова предстоял длинный путь, решили лечь спать пораньше. Все бразды правления по утреннему подъему и отправлению передали Володе, ведь ему везти победителей домой.

Обратный путь

«В суету городов и в потоки машин

Возвращаемся мы - просто некуда деться…»

(В.С. Высоцкий)

Какими-то особыми приключениями наш обратный путь не запомнился. Но пару-тройку интересных моментов надо отметить.

Во-первых, так как у меня сильно сгорел клюв и кожа вокруг губ, то разговаривать особо мне не моглось и не хотелось. Всю дорогу я мазался различными кремами, которые не приносили облегчение моей воспаленной морде лица. Спасибо Володе - он всю дорогу «гонял» кондиционер, поэтому струю холодного воздуха я направил на воспаленное лицо, защищаясь от солнца козырьком. Струя холодного воздуха, направленная на лицо, намазанное кремом, создавала эффект охлаждения. Главное было не давать прямым солнечным лучам попадать на кожу.

Остановившись на одной из заправок мы купили воды и мороженного. Перед посадкой в авто я попросил Володю достать гигиеническую помаду для губ, так как моя затерялась в ворохе вещей в багажнике. Прежде чем отдать ее мне он тоже начал смазывать себе губы.

Наблюдая это я сказал Володе:

- Прикинь картину, которую сейчас видят другие водители, не знающие, для чего мы это делаем, подумают, что пидор@сы на стоянке губы мажут помадой.

Мы громко засмеялись.

- Да уж. Сказал он. - Надо быстрее двигать отсюда, а то понаедут казаки с нагайками.

Поесть останавливались, кажется, в станице Варениковская. Нашли очень приличную столовую и с удовольствием откушали.

Традиционно, поддавшись придорожной «натюрель-рекламе» в виде прицепов с арбузами и дынями, купили ягод прямо с поля, хотя, как оказалось позже, цена в Крыму была не сильно дороже. Арбузы оказались тоже не самый смак. Дыни были хорошие, созревшие и душистые.

Заправлялись снова перед Крымом. Заправка была забитая. Краем уха услышали, что многие поступают так, зная, что в Крыму как всегда, дороже. И как оказалось, на тот момент на Тавриде, почти до самого Белогорска по трассе не было ни одной заправки.

До дома добрались уже за полночь, без приключений. Так что вся поездка вместе с восхождением заняла у нас пять с хвостиком дней.

Итого, можно сказать, что цель достигнута. Да, были нехорошие моменты, да, можно было поступить по-другому. Более безопаснее, оптимальнее, рациональнее. Конечно. Но на то они и приключения.

Не в качестве совета, а так, мои умозаключения!

«Перворазникам» надо идти с гидом или опытным восходителем. А если еще и повезет с хорошим гидом - будет безопаснее, познавательнее и, в конечном итоге, получите больше удовольствия.

Если задумываться о моем новом восхождении на Восточную, я бы поменял даты восхождения. Уж слишком много народу на Горе. Либо попробовал бы идти с Севера. Правда, вероятность хорошей погоды в другое время меньше, чем в августе.

Адаптацию делал бы как положено - и здоровью польза и погулять-посмотреть можно подольше, получить истинное наслаждение, и не превращать процесс восхождения в тупую ишачку. Кому то может нравится «лосить», мне - точно нет.

До поездки найти жилье на верху, либо прибыв на восхождение съездить предварительно наверх на прогулку и заранее забронировать «нормальные» места для проживания и отдыха. Тогда и жизнь в приюте будет в удовольствие, и отдых будет полноценный. Постараться найти контакты того, кто предоставляет нормальное жилье, стабильную доставку внизу и на Горе.

Про все остальное: экипировку, снаряжение, аптечку, физ. подготовку и прочее уже и так написано немало людьми, гораздо больше понимающими в восхождениях, чем я.

P.S. Данное повествование категорически нельзя использовать как пример для подражания! Исходя из полученного опыта я скажу, что мы допустили и могли допустить много ошибок, которые на первый раз Эльбрус нам великодушно простил. Как «перворазникам». В рулетку, говорят, впервые играющим везет. Поэтому, отнеситесь к процессу подготовки и восхождению со всей необходимой серьезностью, учтите наш опыт и опыт других восходителей, и Вам улыбнется удача! И Вам тоже скажут: С Горой!

Желаю Вам дойти до Вершины и обязательно вернуться!