Фототуризм. Озёра Аркасары и Софии.

Пишет kuaukutsu, 07.10.2020 12:15

Пролог: обзорно озёрный (или "озёрно обзорный") маршрут по Архызу, немного вдоль хребтов Аркасара и София, вторая декада сентября 2020. Зима была малоснежная, лето относительно сухое, поэтому некоторые озёра сильно подсохли и растеряли былую свежесть и быть может некоторую привлекательность. И мы не торопясь шли от озера к озеру.

Фототуризм. Озёра Аркасары и Софии. (Горный туризм)Отражение вершины Пшиш в озере Кувшинки

Маршрутная нить: дол. Дукка - дол. Малая Дукка - озеро Сказка Кавказа - пер. 2600 - нижнее озеро под перевалом Дукка Северный - дол. Большая Дукка - озеро Семицветное - озеро над Семицветным - пер. Олений - пер. Раздельный - озеро Бублик - пер. Дорбун + пер. Дурицкого - дол. Аманауз (брод) - дол. Псыш (брод) - озеро Кувшинки - пер. Караджаш - пер. Кельауш - Софийские озёра - пер. Кельауш + пер. Джипчик + пер. Караджаш Восточный - балка Орлёнок - поляна Таулу

На Малой Дукке озёра совсем исхудали и растеряли свой шик. А ведь несколько лет назад мы были здесь в конце июня, и это было просто райское место: ручьи, цветы, голубые озера и ещё снежные вершинки. Сбегали радиально на перевал Надозерный, убедились что уровень воды везде низкий, и пошли солнцем гонимые искать где без нас хорошо.

Фототуризм. Озёра Аркасары и Софии. (Горный туризм)Озеро Сказка Кавказа

Семицветное озеро, то же сильно подсохло, а берега были сильно замусорены. Мусор, его количество, в этом походе это сплошная боль. И наиболее всего (относительно нашего маршрута) пострадали Софийские озёра, ну видимо просто потому что это наиболее популярное место. Последний раз настолько замусоренное место я встречал в 2014 году в Ергаках, возле стоянок на озере Светлое. Уж не знаю как с этим дело обстоит сейчас, надеюсь что разум возобладал, а ежели нет, то и не надо меня разубеждать, хочется верить в лучшее. Самый абсурд в этой ситуации - встречаются такие экземпляры, которые мусор аккуратно собирают в пакеты, и просто оставляют их на стоянках, выставляют за камушек. На кого они надеются, кто по их мнению должен прийти и забрать их мусор, мне не известно. И как в целом у них выстраиваются причинно-следственные связи, мне тоже не понятно. Отдельное замечание в сторону гигиенических салфеток. Ох, я думал что сложенные курганы из консервных банок это вершина шаблона "после нас хоть потоп", но здесь, встречались такие места, которые буквально были укрыты салфетками плотным слоем.

Фототуризм. Озёра Аркасары и Софии. (Горный туризм)Под перевалом Дукка Северный

Фототуризм. Озёра Аркасары и Софии. (Горный туризм)Озеро Семицветное

Фототуризм. Озёра Аркасары и Софии. (Горный туризм)Пару раз дождик нас догонял

Фототуризм. Озёра Аркасары и Софии. (Горный туризм)С перевала Олений, видны перевал Раздельный, за ним перевал Олежек, вершина Дорбун-Кая, кусочек седловины перевала Дурицкого. И по центру красавица вершина Пшиш.

Фототуризм. Озёра Аркасары и Софии. (Горный туризм)

Фототуризм. Озёра Аркасары и Софии. (Горный туризм)Озеро Бублик и вершинка Дорбун-Кая

Фототуризм. Озёра Аркасары и Софии. (Горный туризм)Долина Псыш

Под перевалом Дурицкого нарвались на горных козлов, в смысле парнокопытное млекопитающее, а не на тех кто мусор по горам разбрасывает. Историй до этого я слышал разных много, но сам как-то с таким поведением ни разу не сталкивался: я может немного преувеличиваю, но готов клясться, что эти твари намеренно выбивали камни в кулуар, ведя прицельный по нам огонь со склонов Дорбун-Кая. Хорошо успели убежать за более менее безопасный камень, и далее пришлось пробиваться на седло перевала попеременно сменяя друг друга - один следит за высматривающими из-за склона козлами, другой переходит до следующего камня. В какой-то момент в небе показались орлы, что возможно стало причиной бегства козлов, им пришлось ретироваться с открытых "балконов". Так мы стали обладателями истории "о том как нас орлы от козлов спасали" )))

Фототуризм. Озёра Аркасары и Софии. (Горный туризм)Вид с перевала Дурицкого

Фототуризм. Озёра Аркасары и Софии. (Горный туризм)

Фототуризм. Озёра Аркасары и Софии. (Горный туризм)Долина Псыш, бродили чуть ниже домика

Фототуризм. Озёра Аркасары и Софии. (Горный туризм)Аманауз

Фототуризм. Озёра Аркасары и Софии. (Горный туризм)Вершина Пшиш

Фототуризм. Озёра Аркасары и Софии. (Горный туризм)Озеро Кувшинки

Фототуризм. Озёра Аркасары и Софии. (Горный туризм)Виды на перевал Дурицкого и наш пройденный ранее путь

Фототуризм. Озёра Аркасары и Софии. (Горный туризм)

Фототуризм. Озёра Аркасары и Софии. (Горный туризм)Озеро Верхняя запятая. Оказалось с Караджаша виден кусочек Эльбруса (не замечал раньше).

А козлы нас позже всё таки настигли, но это была уже другая история, и их больше интересовали мусор, а так же остатки чего-то что успело впитаться в землю, и эту землю они вылизывали несколько утренних часов, в пяти метрах от палатки, на замусоренных Софийских озёрах. Шумные и беспокойные они соседи.

Фототуризм. Озёра Аркасары и Софии. (Горный туризм)Софийские озера

В целом маршрут красивый, нам понравился, но ходить его в высокий сезон, наверное всё равно что по центральной улице в час пик - локтями толкаться, но здесь как говорится "думайте сами, решайте сами". По погоде было ещё совсем лето: тепло, сухо и солнечно. Осень немножечко почувствовалась только когда спустились к желтеющим берёзкам на балку Орлёнок.

Фототуризм. Озёра Аркасары и Софии. (Горный туризм)Архыз растёт и ширится

Фототуризм. Озёра Аркасары и Софии. (Горный туризм)Балка Орлёнок

Фототуризм. Озёра Аркасары и Софии. (Горный туризм)Долина Псыш

Великолепные фотографии.
Спасибо!

Очень красивые фотографии!!! Огромное спасибо!!!

Да, фотографии очень красивые! Теплые.

Дима, нормально ты погулял в сентябре по Архызу. Да, озёра ещё больше обмелели, чем в августе... Но фотки всё-равно получились хорошие, яркие. Красота!

Ещё очень хотели сбегать под Браконьеров, со стороны Кругозора, на Аманауз посмотреть, но после Дурицкого лень оказалась сильнее.
Мы же с тобой когда-то в июне/июле с Цируса на Сказку Кавказа спускались, и я то по глупости представлял себе что тут всё будет примерно так же, а оказалось, в этот раз можно было и обойти Малую Дукку. Зато очень классные стоянки на нижнем озере под Дукка Северный, пошли бы низом, прошли бы мимо.

Да, я эти стоянки в августе видел. Народу там на озёрах теперь толпы ходят, а ещё несколько лет назад единицы ходили. А ледник Аманауз в следующем году планирую пройти в походе по Архызу, где пару перевалов 2А включил ;)

Ходят слухи, что по долине р.Архыз через перевал Пхия на пос. Пхия дорогу бьют. Подробности не знаете?

Уже второй год эту дорогу строят. В августе на перевал уже была проложена. На счёт того, достроили до посёлка или нет, не знаю.

В сентябре в Преградной говорил с одним местным: он уверял, что на "Ниве" из Пхии через перевал в Архыз ездил. Дорога вроде как на "Ниве" проходима, но официально не открыта.

Да, действительно строят дорогу, но я тоже не скажу какой там статус у строительства. Ходят слухи что хотят объединить в общий кластер Архыз и Красную Поляну, но это не точно ))

к сожалению, очень точно. Уже втихоря строят дорогу от КП до Кардывача. Дальше она пойдет как-то в Дамхурц, ну а оттуда Пхия-Архыз-Зеленчукская-КМВ.

Вот, что видел в начале сентября:

Видел, как какой-то внедорожник проехал в сторону Пхии.

В этом году Архыз был очень популярен. Вот фотки и краткое описание из моего соло похода, может кому будет интересно посмотреть http://my-tour.ru/2020/20200829-arhiz/index.htm

Перечень снаряжения, одежды и раскладка http://my-tour.ru/2020/20200917-arhiz/otchet.htm

Первые три ссылки - это пер. Пхия?

"И как в целом у них выстраиваются причинно-следственные связи, мне тоже не понятно."

Примерно так: где бы я ни был, мне обязаны поставить на расстояние вытянутой руки мусорный бак. А раз нет - я под себя навалю, пусть убирают.

Не раз подобное слышал, от взрослых людей.

Ладно, если так. А-то бывало, что взрослые люди имеют мнение, типа "наша земля, хотим и сорим!". И своих детей этому учат. Много раз был такому свидетелем. Делал замечания, но в ответ слышал только озлобленные ответы, типа "ты кто такой, чтобы меня и моих детей учить?!". Печально это.

Просто количество людей в горах увеличилось на два порядка.

К Софийским озерам идет непрерывный караван, как старатели через перевал Чилкут во время золотой лихорадки.

Даже если мусор оставит один из ста, получается свалка...

Это похоже на известный поведенческий шаблон "на зло бабушке отморожу уши".
Мне ещё кажется (я не утверждаю, это скорее очень субъективное мнение), что большая часть мусора это коммерческий туризм, где группы по 20-30 человек, один гид на группу, и "делайте что хотите, только меня не трогайте". Гиды должны проводить инструктаж, объяснять, рассказывать, поучать.... словом, личным примером, и если находятся такие которым кто-то что-то должен, то значит брать на себя ответственность и выносить самостоятельно.

Здравствуйте !

про козлов (в смысле - туров)

Проходим по полке, под скалкой метров в пять высотой, над ней крутой склон сыпухи.
И надо ж в это время на склон вышли туры, посыпались камни.
Кричу, чтобы спугнуть.
Ага ! Сейчас ! Испугались !
Прыг, прыг к раю и заглядывают вниз.
Камней ещё больше и летят такие, как кулак.
Прижались к стенке. Выждали.
Будь они неладны !

Спасибо за пост ! - Николай

Да, напугать, спугнуть их мне тоже не удалось - я относительно громко умею свистеть, но как оказалось на свист они не реагируют.

Дмитрий, спасибо за шикарные фотографии!
В этом году тоже на Кавказе встречали туров в нескольких долинах. Как оказалось, они тоже умеют свистеть, предупреждая других животных о приближении человека. Может поэтому и не реагировали на ваш свист.

Тоже были в Архызе в сентябре. Погода отличная. Поразило количество людей, идущих однодневный маршрут к Софийским озерам. В выходные придется толкаться на тропе. Козлы - не самое неприятное. К питерцам на озере Запятая ночью медведь приходил. С продуктами разобрался ...

Добрый день, спасибо за классные фото!!!

Интересует перевал Джипчик более подробно, если есть возможность сбросить фото с двух сторон... Могу дать почту.

Перевал Джипчик. Со стороны Запятой подход под перевальный взлёт от озера Верхняя Запятая не представляет какой-либо сложности: нужно верно выбрать линию подхода, там удобные травяные полочки и плотно уложенный курумник. Сам взлёт травянистый, и по линии подъёма уже вытоптаны ступеньки. Со стороны балки Гнилая - курумник, курумник и ещё немного курумника. Сам взлёт осыпной, местами попадается травка, местами мелкая осыпь.

Примерный путь от озера Верхняя Запятая

Сам перевал Джипчик

Вид на перевал из балки Гнилая, от подъёма на пер. Караджаш Восточный

Спасибо. На Кара-Джаше восточном был в 2017году, водил дочку на первый перевал. Тогда просматривал этот цирк.

В этом году со стороны Кара-Джаша смотрел подход, мысли сошлись с вашей линией движения!

Огромное спасибо за ответ.

Кстати, как погода в середине сентября? Ночью сильно холодно было?