Пишет Алексей Евдокимов, 09.11.2020 00:52

В этот новый год мы, уже традиционно, на новогодние праздники ездили в Воронцовские пещеры. Для тех, кто не в курсе, Воронцовская система пещер – это комплекс из нескольких пещер, объединенных в единую систему – иными словами войдя в одну пещеру вы можете выйти из другой, находящейся довольно далеко. Такой проход называется траверс.

Воронцовские пещеры - там можно не только гулять. Итоги восхождения нашего новогоднего выезда (Спелеология)

В Воронцовскую систему входят пещеры: Очажная (Южная), Северная, Лабиринтовая и Кабаний провал. Технически сюда также входит пещера Долгая, но с условностью. Известно точно, что концевой сифон в Долгой является притоком в пещере Кабаний провал. Гипотетически, пронырнув сифон можно вынырнуть в Долгой, но там присутствует непроходимый – пока - завал. Так что пещера Долгая – это все же часть Воронцовской системы, но при этом обособленная.

Так сложилось, что эта система пещер является «полигоном» для новичковых экспедиций нашего клуба спелеологов с очень давних времен. Раньше мы традиционно ездили в феврале, на студенческие каникулы, но последние десять лет все чаще катаемся на новый год. К чему я это пишу?

Смотрите, обучение новичков - важная составляющая для любого спелеоклуба. И во всех новичковых экспедициях мы водили их по пещерам, обучая и показывая что и как. Кто был в пещерах понимает, что “работа” там и прогулка новичков – вещи трудно совместимые.

В этом году я решил, что не хочу «нагуливать» новичков - к тому же их со мной ехало всего двое, при этом очень сильных девочек - а хочу поработать. И вот мы подошли, собственно, к сути моего поста.

В эту новогоднюю поездку мы поехали в составе 12 человек, из которых 2 новичка, 2 подростка и 8 человек различного спелеоопыта. В экспедиции мы разделились на 2 команды: одна гуляла по пещерам с новичками и подростками, вторая – в составе 4 человек занималась исследовательскими работами в пещере.

Возвращаясь к Воронцовской системе: это довольно протяженная система, общая длина которой – более 10 километров (сейчас происходит масштабная пересъемка системы силами РГО , поскольку съемка 70-х годов несколько неправильная, что связано, возможно, с несовершенством приборов и методов).

Много лет, даже десятилетий, там не было никаких глобальных открытий, пока в 2014 году не нашли новую часть с несколькими идеально сохранившимися скелетами пещерных медведей, возраст которых датируется десятками тысяч лет. Причем совершенно непонятно, как они оказались в этом месте, так как попасть туда без веревки – нереально. По крайней мере сейчас нереально.

Теории об их смерти – отдельная не менее интересная тема, где пока еще есть ряд спорных и неразрешенных вопросов (если есть интерес, я покопаюсь в данных и напишу большую статью). Но самое важное, что попасть в это место через известные входы медведи не могли – слишком далеко. Значит, они попали через другой, неизвестный (или уже не существующий ныне) вход.

Этим вопросом я задавался с момента первого посещения этой новой части в 2016 году. Но найти время и ресурсы на работы получилось только в этом сезоне на новый год. Основные работы велись в медвежьем районе – новой и старой части, а также покопались в главной галерее. И вот результаты.

В главной галерее найден восходящий колодец, времени на восхождение не было, оставили на потом. Работа в том направлении велась с целью обойти посуху сифон в конце галереи. Там точно есть продолжение пещеры, но оно пока не найдено – сифон пронырнуть технически невозможно, завален.

В новой части мы работали в двух направлениях: восхождение и соединение. Взяв по азимуту направление, мы по узости смогли проковыряться в сталагмитовую галерею. То есть теперь, технически, опытный скалолаз может попасть в новый район без навески – предупреждаю всех внезапно желающих туда попасть: это опасно! При свободном лазании на подъем там можно опустить на себя сыпуху, а это будет летально для вас.

Итак - соединение с первопроходом есть, но ходить там опасно, лучше по навеске в обход. Дольше на час, но безопаснее в разы. Второе направление – восхождение.

Стоит сказать, что перспективы по восхождениям там присутствуют, четко просматривается несколько полостей на разной высоте в разных стенах. Из двух есть постоянный водоток. И в целом сверху постоянно капает и чем мокрее на поверхности, тем обильнее водокапы внизу. Значит есть более-менее прямая связь с поверхностью, скорее всего где-то в борту русла ручья (но это не точно).

Мы выбрали самое перспективное направление - по водопаду. От полки где мы стояли, было видно, что там есть пространство, насколько большое – непонятно. Сначала было восхождение по монолитной стене с отрицательным уклоном, метров 10. Оно вывело на полку 2,5х2,5 метра. Дальше начиналась свежая туфовая натёчка, по которой текла вода (это при условии, что в этот день в системе было нереально мало воды: за 9 лет я такого маловодья еще не встречал).

Примерно 5 метров получилось взойти свободным лазанием, но туф крошился и падал на страхующего меня напарника, который стоял на полке и никуда исчезнуть не мог, поэтому мне пришлось продолжить восхождение ИТО. Еще через 5 метров я попал на вторую полку, за которой был небольшой зальчик, примерно 4м2, за которым начиналась горизонтальная узость на 1,5 метра и дальше просматривался объем. Без инженерных работ пройти узость не представлялось возможным, поэтому мы отложили это направление. Ощутимой тяги не было (но это могло быть из-за одинаковой – на тот момент – температуры внутри системы и снаружи, а значит тяги быть не могло). Так же мы тягу проверяли дымовой пиротехникой и пока результаты обрабатываются, по итогам – я думаю – напишу отдельный пост.

В эту поездку мы решили свернуть работы в новом районе, так как по наводке местного спелеолога попробовали сунуться по водопаду в старой части медвежьего района. И если говорить честно, то второй причиной были перебои с работой генератора, а прерывать восхождение на середине бы обидно. Второе восхождение по водопаду также подразумевало возможность прохождения в режиме «free solo», а значит заряд перфа можно дополнительно сэкономить.

Так и получилось. Если считать от уровня пола, то второе восхождение набрало метров 35. Но я не стал рубиться с пола, а первую десятку залез лазанием, потом по полке на ИТО прошел до водопада и тоже лазанием поднялся на первую полку непосредственно самого водопада. Дальше просматривалось два колодца вверх: один - над полкой, откуда текла вода, второй - за карнизом, видимый только с полки. В первую очередь было принято решение рубиться по водопаду, так как там, на все том же свежем туфе, глина и хлопья пены (она появляется, когда вода бьется об стены при сильном потоке). Это значит, что поток там, при обильных осадках, значительный и отверстия на поверхность должны быть приличных размеров.

Еще 10 метров ИТО и дальше свободным лазанием по наклонке, покрытой мокрой и скользкой глиной. Подхожу к узости, но просочиться не могу и принимаю решение сразу рубиться за карниз, пока есть заряд на перфе и я не замерз (по туфу там все время течет вода, промок напрочь). Выхожу за карниз и натыкаюсь в отверстие в монолите и пока высматриваю что там дальше (отверстие небольшое, каска никак не пролезает), чувствую, как сверху на меня опускается холодный воздух. Времени было часов восемь вечера, температура на улице опустилась и холодный воздух пошел в систему. Вот оно! Там есть выход на поверхность!

Делаю нормальную навеску, спускаюсь, забираю перф и топаю в лагерь – от холода начинает бить дрожь - дальше стоять нельзя. Вторая пара ребят берет инструменты и начинает «разведку боем». Порода там свежая, натечка висит на глине, перья и камни просто убираются руками (я в запаре восхождения этого просто не заметил) и, главное, там тоже прет холодный воздух. Ребята пролезли в щель за которой была короткая узость, приведшая в небольшой зальчик. Дальше, по традиции нашего клуба, закончилось время экспедиции.

Итоги понятны, в следующем году мы приезжаем и продолжаем работы в этом направлении. Если к этому моменту РГО доделает съемку подземной части этого района, чтобы сделать привязку на поверхности (сейчас это сделать невозможно, масштаб карты неправильный, на местность не накладывается – совместить хотя бы по двум входам у меня не получилось, большое расхождение).

Надеюсь вам было интересно почитать этот материал, большая просьба написать в комментариях свои впечатления.