Лавина, 35 минут в снежном плену.

Пишет Сергей Чеботов, 03.12.2020 12:58

Лавина, 35 минут в снежном плену. (Туризм)Лавина

Вдруг склон подо мной проседает и раздается характерное уханье. Поднимаю голову, далеко вверху по склону зазмеилась трещина, снег под ней вздыбился серой волной. Полный текст.

Это произошло в первый день весны 1984-го года.

Я тогда участвовал в семинаре инструкторов спасателей в Шушенском. Во времена СССР подобные семинары, также как и семинары туристской подготовки, семинары инструкторов туризма проводились регулярно.

Лавина, 35 минут в снежном плену. (Туризм)Участники семинара, с. Шушенское, 1984г.

Наш зачетный маршрут 5 к.с. был построен по принципу восьмерки, пройдя первую петлю, мы должны были вернуться в общий лагерь и затем уходить на вторую петлю. Мы заканчивали первую половину похода, до возвращения в общий лагерь оставалось пройти один перевал.

Утром, как обычно, позавтракали, упаковали рюкзаки, и, пока группа собирала палатку, мы с руководителем похода вышли на разведку перевала. Поднимаясь по склону, подошли к открытому участку, который мог быть лавиноопасным. Решаем проходить опасные участки по одному. Перед тем, как начать двигаться, распускаем лавинные шнуры. Тогда не было никаких биперов, поэтому пользовались лавинными шнурами в надежде, что в случае попадания в лавину какая-то часть шнура окажется на поверхности, и это поможет найти попавшего в лавину.
Алексей проходит первым и, дойдя до безопасного места, кричит мне, что можно идти.
Перед тем как проходить опасный участок, вынимаю руки из темляков палок, слегка отпускаю лямки рюкзака, чтобы его можно было легко сбросить, одеваю капюшон анораки. Иду по проложенной лыжне, отмечая все выступы скал, большие возвышающиеся над снегом валуны на склоне, за которыми можно было бы укрыться в случае схода лавины.

Пройдя примерно половину пути до окончания опасного участка, я услышал вверху по склону уханье. Глянул вверх, там далеко вверху поперек снежного склона бежит трещина, от которой завихряясь двинулась вниз снежная волна. Почему- то в голове пронеслось: «Серая пасть».

Лавина, 35 минут в снежном плену. (Туризм)Лавинный вынос.

Оглядываю склон, возникает нестерпимое желание бежать, но я понимаю, что это не реально, от лавины не убежишь, тем более что на лыжах навязаны тормозилы (обвязка лыж веревкой, чтобы они не скользили на подъеме). Слышу крики ребят: «Серега лавина». Отмечаю про себя: «Хорошо, значит, они меня видят». Думаю, что у нас в группе опытные туристы, которые знают, что делать при сходе лавины. Поскольку по ходу движения я отмечал все торчащие из-под снега большие камни, я знал, что сзади недалеко есть валун, за которым можно укрыться. От палок я избавился сразу, понимаю, что расстегнуть крепление и сбросить лыжи не успеваю, но камень недалеко допрыгну и в лыжах. Нужно что-то делать с рюкзаком. По всем правилам действия в лавине рюкзак так же нужно сбросить. Но я вспоминаю случай, который мы разбирали на этом семинаре. Группа туристов попала в лавину, все погибли за исключением девушки, у которой был высокий станковый рюкзак. Этим рюкзаком накрыло ей голову, и под ним образовалась ниша, в которой был воздух, что и помогло девушке выжить. Поэтому решаю, что рюкзак не выбрасываю, а прикрою им голову. Так и делаю, прыгаю под валун и плотно прижимаю к нему рюкзак, защитив голову. От момента схода лавины, до того, как она меня накрыла прошло несколько секунд, но у меня было ощущение, что времени достаточно, я перебирал варианты, как поступить, вспоминал разные случаи попадания туристов в лавины. И когда я прыгнул за камень, я еще какое-то время лежал, ждал, когда же лавина подойдет.

Позже, когда я пытался вспомнить все, о чем думал тогда на склоне, у меня уходили минуты, и никогда не получалось продумать все ясно и до конца.

Я услышал грохот, как будто приближался трактор, потом загромыхало надо мной, меня слегка придавило. В этот момент я отжался на руках, чтобы создать себе свободное пространство для дыхания. Лавина прогрохотала, и все стихло. Я отпустил руки и повис на лямках рюкзака. Снег смерзся мгновенно, рюкзак и нижняя половина тела оказались в нем зацементированы. Мелькнувшая было надежна на то, что лавина пройдет, и я смогу встать и выбраться из-под нее, сразу же улетучилась. Определяю, что воздуха для дыхания хватает, и стараюсь успокоиться, вспоминая слова Бамбара: "Жертвы кораблекрушений Вас убило не море, Вас убил страх". Говорю себе, что главное не паниковать, меня обязательно найдут. В голове крутится множество мыслей, в том числе и о том, что могут и не найти. Гоню их от себя, повторяя раз за разом, что ребята опытные, знают, что нужно делать, найдут обязательно, мне только нужно продержаться. Еще раз вспомнил девушку, которую спас рюкзак, ее нашли через 2,5 часа, думаю, о том, что смогу продержаться не меньше. Ноги оказались намертво замурованы в снегу, но так как снег застыл по контуру тела, никаких неудобств я не испытывал. Нишу я сделал глубокую и, когда отпустил руки, то повис на лямках рюкзака. Рюкзак вмерз боком, и одна лямка передавливала мне горло, чтобы не быть повешенным, сгребаю снег под себя, так чтобы не висеть, а лежать на локтях. В общем то успокоиться мне удалось, но как не стараюсь дышать ровно, дыхание все равно остается частым. Ниша достаточно просторная и воздуха пока хватает, однако я знаю, что от дыхания стенки ниши покрываются ледяной корочкой, и воздух из снега перестает поступать, т.ч. эту корочку нужно не забывать обламывать. В походах я всегда ношу с собой ножик, но сейчас он лежит в кармане рюкзака и ничем мне в такой ситуации помочь не может. В последующих путешествиях я уже всегда буду носить ножик в кармане куртки, так чтобы его было легко достать. Вспоминаю случай с попавшим в лавину рабочим, он оказался замурованным в лавине на небольшой глубине, шевелиться он был не в состоянии, но под рукой оказалась щепка, с помощью которой ему удалось проковырять дырку и высунуть руку наружу, по этой руке его и нашли. У меня никакой щепки под рукой нет, снимаю очки и начинаю ими капать в сторону от рюкзака вверх насколько могу достать рукой. Мне кажется, что воздух стал более свежий и даже немножко посветлело. И вот, наконец-то, я слышу шаги, сначала, одного человека, решаю, что это подошел сверху Алексей. Потом послышались шаги нескольких человек, думаю, что это, наверно, ребята зондируют склон. Шаги приближаются прямо ко мне. Кричу изо всех сил: «Мужики сюда, я здесь!», чувствую, что начинаю задыхаться, воздуха явно не хватает. Решаю кричать короткими фразами «Я здесь» и с перерывами, чтобы набрать воздуха. Шаги приближаются, я их слышу очень отчетливо, мне кажется, что я различаю голоса. Но меня никто не слышит. Корка наста на поверхности создает эффект экрана, от которого отражаются звуки, идущие из глубины снежного покрова. А то, что происходит на поверхности внизу слышно великолепно. Вот шаги уже прямо над моей головой, и затем они начинают удаляться. Возникает мысль: «Неужели не найдут?», но я тут же гоню ее из головы. Убеждаю себя, что ребята меня обязательно найдут, главное не паниковать, стараться дышать ровно, не расходуя напрасно воздух.

Вновь слышу приближающиеся шаги, и, понимая, что это может быть последний шанс быть найденным, начал кричать, что было мочи: «Мужики, мужики!».
Кажется теряю сознание.
Прихожу в себя, когда меня уже тянут на поверхность, рюкзак еще раз выручил, предохранив от ранений лавинными щупами. Сначала в темноте появилась яркая точка, первая мысль была: «Живой». Голова раскалывалась от боли..

Не чувствую пальцев на руках, Виктор засовывает мои руки себе под одежду и отогревает их на животе, пока остальные продолжают откапывать мои ноги. Откопав, ребята сняли с меня рюкзак и попытались поставить на ноги, но что-то не пускало, не давало подняться. Оказалось, что это держал лавинный шнур, который по идее должен был меня спасти. После того, как лавинный шнур обрезали, я, наконец- то, смог встать на ноги. Пытаюсь шутить, говорю, что все нормально. Но очень сильно болит голова.
У меня не было никаких повреждений, и я самостоятельно спустился до места нашего лагеря. Ребята дают мне пол кружки чистого спирта, смешанного с половиной кружки горячего сладкого чая. Такая смесь в обычных условиях, наверно, могла бы сбить с ног, но я, выпив, ничего не почувствовал. Меня укладывают в спальник, дают, что-то от головной боли. Заснуть у меня так и не получилось, но к обеду я окончательно пришел в себя, хотя голова продолжала болеть. И мы выходим на маршрут.

Лавина, 35 минут в снежном плену. (Туризм)Взгляд назад.

Только ночью во время дежурства я позволил себе подумать, что могли же и не найти.

В лавине я пробыл 35 минут, на глубине около 1.5 метров.

Лавина, 35 минут в снежном плену. (Туризм)Наша группа после окончания маршрута.

Рассказ ребят о том, что же происходило на поверхности, я слушал лежа в спальнике, когда приходил в себя после лавины. Так что как проходили поиски я представлял приблизительно. Только помню из рассказов, что кто-то из ребят зондировал ниже меня по склону и его голова, видимо, оказалась на уровне ниши, которую я прокопал в снегу очками, и он услышал мой голос. В этом году меня отыскал на Риске Виктор Маслов из нашей группе. По моей просьбе он написал свои воспоминания об этой лавине.

1. В момент схода лавины возле палатки был только я, остальные были внутри и ничего не видели.

2. Я уже был на лыжах и с рюкзаком.

3. Я видел, как ты упал ниже камня.

4. Я прокричал про лавину. Сбросил рюкзак и со всех ног побежал к лавинному выносу.

5. Лавинный вынос был относительно небольшой. Примерно метров пятьдесят в ширину и метров двадцать вниз по склону.

6. Я прибежал и быстро собрал лавинный щуп. Щуп у меня был самодельный и хорошо сделанный. С лыжных палок сдёргивались рукоятки и торцы палок свинчивались. Там были запрессованы втулки с внутренней и наружной резьбой. Одно кольцо сдергиваешь и щуп собран. Два с половиной метра длинной получался.

7. Я хорошо знал, где нужно искать. В левой части лавинного выноса был виден камень ниже которого я и начал зондировать склон.

8. Подбежали все остальные и тоже начали зондировать. По всем правилам. Зондируем левую сторону выноса ниже камня.

9. Прошло полчаса. От схода лавины. Я это время засёк, когда побежал от палатки. Мы прозондировали половину лавинного выноса с левой стороны.

10. Кто-то из участников оказался в правой части выноса и крикнул нам. «Серега здесь»

11. Мы все туда. А из-под снега твой голос. «Мужики. Мужики». Тихо-тихо. Еле слышно. Прошло тридцать шесть лет, а я помню интонации.

12.Зондом моментально определили, где ты и быстро откопали.

13.Я грел твои руки засунув их себе под одежду прямо на живот. Способ проверенный.

14. Ты быстро оклемался, и мы спустились к палатке.

15. Пробыл ты под лавиной чуть больше получаса.

16. Искать начали не там из-за моей ошибки. Что я видел. Сверху идёт лавина. Ты прыгаешь под камень. Лавина все накрывает. Снег оседает. И виден лавинный вынос с единственным камнем. Значит надо искать ниже камня. А получилось так. Камень, под который ты прыгнул закрыло снегом, а другой камень оголился. Это я все понял сразу после того, как мы тебя нашли.

17. А потом мы пошли дальше и успешно прошли маршрут.

У меня в записной было записано, что я находился в лавине 35 минут, на глубине около 1,5 метров. Спросил об этом у Виктора, он ответил:

«Время это я зафиксировал, и 35 минут это довольно точная цифра. Глубина на самом деле была около полутора метров.»

Пост полностью.

Спасибо Сергей за рассказ!

Ожидание спасения и вера в друзей, это еще те переживания...

Сергей подписываюсь под каждым словом.

Автору спасибо, добавил в избранное.

Пронзительный рассказ. До мурашек ощетинило руки. Повествуется так цепко, что мгновенно у самого возникли телесные ощущения обстоятельств и муки обречённого на ожидание и неизвестность.

Впечатляет "технологичность" молниеносных рассуждений, вспышкой, в форс-мажоре. Но одно недоумение оставалось у меня, пока я не нашёл ответа в
полном тексте блога первоисточника, откуда, из достаточно крепенького там текст-блока, я приведу лишь краткую цитату:

"Наблюдатель, с момента сходы лавины, и исчезновения под ней туриста, не должен сходить с места, откуда он вел наблюдение, не должен отрывать свой взгляд от места исчезновения туриста, его обязанность подсказывать спасателям, куда им идти, корректировать направление поиска ..." [патамушта ..]
* * *
Отношение к итоговой судьбе архива походных отчётов (по предисловию к полному тексту) - трудно не назвать варварскими и даже предательскими. Ужосс! - По сути уничтожить золотой запас.

union, да, потеря архивов очень большая утрата и главное невосполнимая!

что удушение утратою архива, и что удушье, - будь лавинное, ковидное, - три головы одного чудовища.

Как ни крути, на редкость повезло спасённым быть в лавине ...

Автор молодец: что значит профи! Все запомнил, все проанализировал и записал.

Когда у меня был аналогичный случай, и меня поволокло по склону, я все забыл чему учили, помню только светло-темно и так много раз. Но в итоге мне повезло, присыпало несильно, сам откопался, там с полметра было. Ощущения незабываемые на всю жизнь!

Ну вот уже трое переживших что это такое...

Это страшно.

вспомнилось совсем недавнее, майское 2020, лавинное происшествие с Виталием Лазо, нелепо возникшее во время лавинного же инструктажа, и его 20-минутный видеорассказ о сём, "по горячим следам".

На Хан-Тенгри тоже зацепило самым краешком мокрая лавина, вызванная обрушением льда с п. М.Горького.Я спускался в числе первых и замуровало чуть выше колена , а кто был выше по склону по грудь и по пояс . Мы откопались сами , но с большим трудом ... всё смёрзлось мгновенно . Остальных размуровывали долго . Даже представить невозможно если бы накрыло с головой .

Мне кажется, что на скорость смерзания остановившейся лавины влияет несколько факторов, это температура воздуха, исходная плотность снега и ко-во кинетической энергии выделяемой при движении.

Сильный рассказ! Не знаю, как я бы повёл себя в этой ситуации, но автору уважение за жажду жизни, и за правдивость рассказа! Может быть это кому-то в будущем послужит примером мужества!

Спасибо. Вам просто свезло, метр в сторону и смерзлось бы с вами. Но везет сильным, вы старались

Еще успеть подумать, сбросить рюкзак или нет - это круто!

Да и вообще о простом везении речи нет, усилий было немало приложено, чтобы уцелеть.

Кто-нибудь другой запросто мого потратить эти несколько секунд просто на осознание того, что происходит.

В такие моменты время как-будто останавливается. И реакция, наверное, превосходит реакцию боксёра раз в десять. Те десятые доли секунды, которые отпущены тебе для определения черты между жизнью и смертью, мобилизуют внутренние потенциалы мозга, и тогда, зачастую, организм остаётся жив. А может быть включается вегетативная нервная система? Я в такие ситуации попадал, когда мгновенное решение сохраняет твою тушку.

Никита Степанов, действительно когда позже оцениваешь ситуацию, то создается ощущение, что время действительно останавливалось, и ты спокойно обдумывал, что предпринять. Я еще раз попадал в лавину во время похода по хребту Черского, Якутия, тогда я успел просчитать направление движения лавины и выскочить из нее.

Никита Степанов, да , всё так и есть ... твоё время как бы замедляется , а окружающий мир продолжает жить в текущем .Не ну наоборот , короче понятно :) У меня было несколько фантастических эпизодов в горах .Когда на Ленина проваливался в трещину , на Джигите улетал с карнизом и однажды на стене умудрился кое что поймать оброненное с метров тридцати сорока

Слышал этот рассказ от автора в 1984 г., дня через два после случившегося, когда наши группы (я был в 4-ке) встретились в командном лагере (в центре той самой восьмерки, о которой говорится в начале). Вообще-то, тогда об этом случае никто, ясно дело, не трепался, но мы с Сергеем из одного города... Помню из рассказа, что он "орал до хрипоты", но наверху не слышали. Возможно, потому что не слушали? В оригинальном посте на skitour.club есть хороший анализ ошибок, в том числе по поводу "минут тишины". Здесь Сергей говорит только о своих просчетах. Кстати, с тех пор складной нож в походах ношу на шее. Сергею еще раз спасибо!

впечатляет.
Лавинный шнур таки помог? Хоть кусочек от него на поверхности оказался?

"Лавинный шнур" - в данном происшествии, - не помог, а даже помешал "поставить на ноги", не давал подняться, пока не поняли в чём дело и пока его не обрезали.
И на поверхности не оказался виден.
Интересно бы ведать статистику приносимой шнурами пользы

Я в те годы пытался найти такую информацию, но ни одного реального случая, чтобы кого-то нашли с помощью шнура, не нашел. Видимо, это как плацебо, давало хоть какую-то надежду, других то вариантов в то время не было. Хотя, как показал мой случай, если не иметь под рукой ножа, то шнур не даст возможность выбраться самостоятельно.

Не буду доказывать полезность лавинного шнура, но замечу, что в старых рекомендациях (50-60 гг) их нужно было распускать до выхода на лавиноопасный склон: считалось, что тогда он останется на поверхности.

В современных рекомендациях такой же вывод.

"К сожалению, практика спасения с использованием лавинного шнура (ленты) не подтверждена исследованиями и нет положительной статистики по их применению. Скорее всего, это повод для самоуспокоения – «для безопасности предприняты действия», но это ложное ощущение безопасности. При попадании в лавину эта лента окажется намотанной на пострадавшего или похороненной глубоко под снегом."

Получается, что эти шнуры только увеличивают вероятность погибнуть. Из-за ложного ощущения безопасности. Зато туристские чиновники могут писать отчеты, что повышают безопасность туристов, внедряя эти шнуры. Вот вся официальная техника безопасности такая! А ведь клубные чиновники до сих пор требуют их носить!

Отлично описанный реальный случай с грамотными действиями попавшего в лавину и действиями группы. К счастью, в лавины сам никогда не попадал. Но этот случай, как и прочие, запомню и учту на будущее, мало ли...

Вот если бы к лавинным шнурам привязывали бы надутые шары, особенно, если заполненные газом, который легче воздуха, то было бы больше пользы, наверное. Шары бы, наверняка, оставались бы на поверхности, если бы были не тонкими, а прочными.

"Шары бы, наверняка, оставались бы на поверхности, если бы были не тонкими, а прочными."

Ну так-то, внутри лавины "снеговорот", шнур элементарно перекрутит в клубок. Бесполезная штука в любом исполнении, имхо.

"Бесполезная штука в любом исполнении, имхо."

Соглашусь на 100%, лыжи "Бескид" очень прочные с металлическим кантом ломает "на раз", лямки от рюкзака отрывает.

Но у нас лавинные шнуры были из цветных декоративных ленточек, которые мы покупали в магазинах. Не думаю, что их разорвать сложно было, они же как сигнальные концы. У вас, что другое было?

Шнуры, конечно, мы распускали до выхода на лавиноопасный склон. Всегда ими пользовались, возможно кого-то они и спасли. Просто мне такие случаи неизвестны.

Может помочь, только если только лавина совсем слабенькая, "учебная". Чуть посильнее - какая разница, где вы его распустили, все равно утащит. Он же у вас не сотни метров длиной.

Такие случаи неизвестны никому :), :(. Как говорится ,не отмечено случаев ,когда лавинный шнур помешал. Также неизвестно случаев ,когда лавинный шнур помог. И это не плацебо,а гораздо хуже. Самовнушением ( в отличии от плацебо и недугов) ещё никто не уберегся от лавин. А вот чувство ложной безопасности шнурок порождал.

Сергей, спасибо за рассказ! Очень интересный и страшный опыт. Сам я в лавины не попадал, раза 3 на спуске доски уходили из под ног.
По фото "Лавинный вынос" показалось, что вы самостоятельно спровоцировали сход лавины, подрезав склон в зоне сжатия доски. Скорее всего, если бы прошли в сторону перевала левее и ниже по дуге, то склон бы не сошел.
Когда нам, давно, на лекциях рассказывали про лав. шнуры, то рекомендовали на конец ленты крепить мячик для настольного тенниса, чтобы повысить ее плавучесть. Как получилось бы на практике, не знаю. Также приводили статистику, согласно которой, туристы с распущенными лентами в лавинах не погибали. Как я понимаю, дело здесь не в самих лентах (они и путаются и тонут под снегом), а в том, что если ты ее распустил, то осознаешь опасность, следишь за линией движения, соблюдаешь дистанцию, выставляешь наблюдателя и т.п. Большинство случаев попадания в лавину происходит от недооценки опасности.
По поводу того, сбрасывать или нет рюкзак при попадании в лавину, есть мнение, что он работает как поплавок и у попавшего больше шансов оказаться на поверхности или ближе к ней.

По ссылке в начале поста попал на ваш сайт и с удовольствием погрузился в чтение и просмотр отчетов. Спасибо за материалы.

Здравствуйте !

26 октября 2005 Ранний снегопад, снега много, очень много.
Поднялся на Гору Пастухова "открыть" сезон.
Два поворота и "гух" - пошёл ВЕСЬ склон !, ВЕСЬ! до травы - грунтовая лавина.

Линия отрыва ниже лыж, "мурашки" по спине, если бы чуть подождала ...
Спускался по траве, лыжи на плече, посмотреть.
Внизу склон сужается, снег собрался огромной горой, твёрдой, как лёд.
Ни один из советов "поведение в лавине" не помог бы.
Весной после той замы поднялся "закрыть" сезон.
Стою в нерешительности. Вроде все пункты безопасности перебрал, все с плюсом.
Пью чай, - оттягиваю старт.
Спустился благополучно, смотрю на верх.
Как же переволновался, - спина мокрая.
Снимаю рюкзак, ... Ёлки - палки! Да термос не закрыл !

Благополучных возвращений ! - Николай

Сергей, про лыжи не дорасскажете? Прыгнули за камень вместе с лыжами, которые не успели отстегнуть. Ноги - вмёрзли с лыжами. Только шнур не давал в итоге подняться? Лыжи отстегнули спасатели при раскопке? Или лыжи сорвало/переломало лавиной? Ноги не выкрутило из-за лыж?

Лыжи не выкрутило, остались на ногах, камень был достаточно большой, прикрыл.

Ребята их откопали, отстегнули, мешал только шнур. Одну палку ребята тоже откопали, вторую так и не нашли.

Касательно средств, понижающих вероятность погружения в лавину и повышающих вероятность обнаружения человека. Лучше и доступнее AirBag'ов, используемых внетрассовыми лыжниками-катальщиками, пока еще (насколько мне известно) не придумали.

Однако такой AirBag в силу своей конструкции не очень удобен для альпинистов. Но это вопрос конструктивный, который, думаю, разрешим, по крайней мере для случая однодневных выходов.

Сумасшедший рассказ)))

Благодарю!

Про рюкзак, сбрасывать или нет?

Однозначно сбрасывать, плавучести он не даст. Наоборот вес больше, площадь больше, глубже погрузит в массу снега.

Как это не даст? В воде дает, а в снегу не даст - это почему?

Вес на единицу площади будет меньше, а не больше.

Уважаемый, так опуститесь под воду в горную реку с рюкзаком кило 20, потом нам расскажете какой там вес на единицу площади.

Видел, как пошла лавина, перевернул лыжные палки,зарубился, удар, продержался секунду может две, а потом крутило, ломало со страшной силой, пытался подтянуть колени к груди, но их завернуло хрен знает куда, происходило все это быстро и долго и жизнь, как кино перед глазами не проходила и вдруг все закончилось, а мысль неужели капец подкрался так быстро, поменялась,нет поживу еще. Выбрался из под снега сам, снег был везде, в ушах, во рту, в носу, под мышками, в ботинках.Тело гудело все, даже уши болели, на мой вгляд протащило нас примерно 250м.

Про рюкзак. 1. Я свой рюкзак не успевал сбросить, он был пристегнут поясной лямкой( перед этим прошёл трещину) , без него ,когда я зарубился палками продержался бы больше секунд, а возможно и до конца.

2. Рюкзак в лавине сильно сковывал мои действия, тянул вниз ,действовал как якорь. Желающие могут попробовать покувыркаться с рюкзаком и без него на травке и сделать выводы.

PS. После этого случая спустя несколько лет, наблюдая лавину даже на расстоянии я начинал задыхаться, позднее отпустило.

Дополню Рустама...Я был без рюкзака, стоял...Док, сидел на своем, сматывал веревку...

После разрыва склона выше, метрах в 200, пытался отбежать влево и прыгнуть за перегиб склона, но запутался в веревке...удар, темнота, падение в темноте...лихорадочные мысли, делать плавательные движения, закрыть лицо руками...раз и все кончилось...выпрямился, воздуха не хватало, все забито снегом...

отдышался, рядом Док и Рустик, надо искать, нахожу палки, снег по колено или выше, рыхлый...срезаем кольца начинаем зондировать...снег смерзается, на пятачке большего никого нет...след лавины уходит влево, далеко вниз...

Фото С. Романенкова...

Орджоникидзе- Известий

Сергей, краем глаза помню, как ты метнулся через Дока влево к скалкам, вот вас веревка и запутала обоих.

Вес рюкзака может быть больше 30 кг, это не аэробаг, а скорее камень на шею, который к тому же сковывает движения. Если есть возможность укрыться за камнем, то рюкзак можно оставить и прикрыться им. Если находишься на открытом склоне, когда пошла лавина, то от рюкзака нужно однозначно избавляться.

Это прописная истина, которой меня учили с 73-го года. Первым делом нужно сбросить рюкзак, лыжи и лыжные палки. Это всё оковы, которые дают возможность лавине переломать тебя раньше, чем ты в ней задохнёшься.

Тонул в притоке Черека-Балкарского в 79-ом с рюкзаком в 40 кг. Кавказский марафон — Risk.ru Если без него, то выплыл бы на раз. Плавучесть в горной реке рюкзак не повышает, заявляю авторитетно - сам проверил.

Избавляться надо, но именно для того.чтобы не сковывать движения, а не ради мифического улучшения плавучести.

Про реку Степанов ошибается, он просто плохо проверял.

Или путает плавучесть с возможностью быстрее добраться до берега, что совсем не одно и то же. Спасжилет тоже может мешать быстрее выплыть к берегу, но это же не означает, что он не повышает плавучесть.

У меня в рюкзаке было 25 кг. железа и 15 кг. шмоток. Они увеличивают мою плавучесть? Что, как всегда, поумничал Саша?

Смотреть надо удельный вес, а не просто вес. Средний мужской рюкзак 100-120 литров, набит почти полностью, весит кг 30 - ну хорошо, пусть даже 40. Все равно удельный вес получается меньше, чем у хозяина, и меньше, чем у воды. Соответственно, никак он не может не повысить плавучесть. У женщин пропорционально та же картина. Можно, конечно, маленький рюкзак набить одним железом и картина будет другая. Но после этого заявлять: "Плавучесть в горной реке рюкзак не повышает, заявляю авторитетно - сам проверил." - это курам на смех такая "проверка". Какой процент туристов носит в рюкзаке по 25 кг железа?

Сбросить рюкзак действительно прописная истина, и для реки, и для лавины, но делается это из других сображений, а не ради повышения плавучести. Именно это я и уточнил в исходном моем комментарии по этой части обсуждения.

О плавучести можно говорить в спокойной воде озера.
___Чуть ни утонул в родной реке Зеленчук. Без рюкзака, налегке, просто переплывал.
К середине реки втянуло на стремнину и началось.
Буквально проваливаюсь к дну. Сколько есть силы выгребаю на поверхность. Получается на долю секунды, чтобы сделать вдох и то не полный и опять проваливаюсь. Ударился коленом о камень и это (или КТО - то?) подсказало.
Отталкиваюсь ногами от дна, гребок руками, ещё, ещё.
Течение у поворота прижимает к берегу, успел схватиться за ветку.
Сразу подтянуться не было сил. Отдышался.
А ведь сколько раз переплывал эту речку. И плаваю хорошо.
Всё просто - в этом месте вода не просто течёт, а катится, как мячики с горы, вода закручивается к дну. Водники называют это "Бочка".
В мокрых лавинах снег тоже не течёт, а катится. Куча катящихся катков катка (вот такая тавтология).
Из старого фильма: - дед бросает в речку палку, она исчезает под воду.
- Тут тебе никакой разряд не поможет, - говорит он внуку перворазряднику.

в реке Сочи, в паводок, в черте города, в "Бочке"
погибли спасатели сочинского отряда МЧС
ни плавучесть спас жилетов, на плавучесть плота ПСН
не удержала их на поверхности ...

Наверное в тему..

Спасибо Толику, думаю, только его опыт и хладнокровие в этой ситуации + слаженные и профессиональные действия группы позволили нам выжить. Первый - я и крюк гнутый - мой, второй - Давид Лехтман, третий - Антон Чхетиани.

Спасибо что поделились!

Кстати, в порядке бреда. Если бы под рукой оказался лавинный щуп (место для его раскладывания было, насколько я понимаю), удалось бы пробиться им до поверхности и просигнализировать о себе?

Лавинному щупу взяться не откуда, их собирали из лыжных палок. А в случае попадания в лавину, палки сразу же выбрасывались. Если бы палка оказалась под рукой вряд ли ее удалось бы вытащить из-за кольца. Ниша под рюкзаком, максимум полметра на полметра и сантиметров 30 в высоту, сложно было бы что-то собрать.

Одна группа, когда их засыпало лавиной в трещине на высоте 8 тысяч метров, они собрали длинный щуп из палок, на конец прикрутили пакет с чьей то кровью и петардой, подожгли шнур от петарды и все это пропихнули наверх. Петарда сказала бдыщ, кровища разбрызгалась и тут же на это яркое пятно прибежали спасатели с нитроглицерином взрывать завал.