Пишет Никита Степанов, 22.04.2021 00:45

Рекомендации туристам, собирающимся идти в горы с коммерческими фирмами или гидами (Горный туризм)Опубликованные на Риске посты: Поиск пропавшей на Эльбрусе туристки Екатерины Климовской — Risk.ru (Iskanderaga 26.10.2020 - 872 комментария) и Камчатка, спасибо, что живой — Risk.ru (Valentina18.11.2020 – 440 комментариев), привели к печальному выводу: на рынке коммерческого туризма существует очень большая проблема с безопасностью в горах.

Уход в небытие спортивного горного туризма с его турклубами и турсекциями, тренировками, походами, постепенным набором опыта, высоты и квалификации, спровоцировал появление коммерческого туризма. Как грибы после дождя выросли фирмы-агрегаторы, имеющие в своих штатах эффективных менеджеров, рекламных бодрячков и неопытных гидов и при этом не несущие никакой юридической ответственности при НС… Гиды, имеющие, судя по всему, очень смутное представление о поведении в экстремальных ситуациях и технике безопасности в горах , ведут толпу клиентов на Гору… Клиенты, которым вряд ли в голову приходит мысль промониторить возможные для себя риски. А зачем? Ведь с рекламы на них смотрят улыбающиеся, сильные, красивые, уверенные в себе ребята. Они же всё знают и умеют! Получается замкнутый круг… Но очень не хочется, чтобы горы превратились в Страну не пуганных идиотов.

25.11.2020 мной был опубликован пост: С кем из "гидов" можно ходить и с кем не нужно. — Risk.ru , чтобы выяснить объективное мнение аудитории Риска. Сейчас комментарии к этим постам уже иссякли, и можно систематизировать полученную информацию и делать выводы о и ненадёжных фирмах и гидах. Для облегчения поиска мнений, я решил просто опубликовать здесь комментарии (или даже выжимки из них), в которых отражены положительные и отрицательные отзывы участников Риска со ссылкой на пост, автора, дату и время публикации. По моему мнению, это поможет желающим пойти в коммерческий поход сделать осознанный выбор турфирмы и гида, и позволит непосредственно связаться через личную почту с пользователем Риска, который давал рекомендации, для получения более подробной информации. Даю себе отчёт, что всё это не так просто, но начинать с чего-то надо.

Список начну с положительных отзывов.

Здесь явным лидером является фирма Аксай-Тревел:

1. Денис Трофимов, 25.11.2020 09:17 2008г. Хан-Тенгри, 2013г. п. Ленина, фирма Аксай, услугами гидов не пользовался. все организовано на пять с плюсом.

2.Boris58, 26.11.2020 00:20 Я уже писал на Риске https://risk.ru/blog/215520По собственному опыту, с кем ходил. Рекомендовал бы:

Экстримгид (Одесса), ходил с ними 5 раз, очень доволен. Гиды бывшие. Время приключений (СПб) - ходил 3 Непала и Эльбрус с севера, рекомендую.И конечно Аксай Тревел – эталон. Дальше агрегаторы, которых называть не буду. Там все от гидов зависит, бывало и очень здорово. Хотя Риск клиенты не читают и даже не знают о его существовании. Сайт так, для разборок между гидами в основном, кто из них круче.

3. Say, 26.11.2020 07:08

И не забывайте, что гид - это не образ жизни и хороший парень, это профессия, со всеми вытекающими, опытом, профессионализмом, ответственностью! А пока извиняйте будут вас "бить и пинать" за все ваши проколы...а тем более за ЧП. Равняйтесь на лидеров рынка, как пример, тот же Аксай Трэвел!

На хорошем счету и Mountainguide.ru:

1. Radj,03.12.2020 11:03 mountainguide.ru да, точно в этой компании гиды профессионального уровня.

Есть еще гиды, которые работают "свободными художниками", но не знаю могу ли называть имена.

2. Racoon, 03.12.2020 10:33

Треки по горам Кыргызстана. Рекомендую гида Александра Миусова. Первый раз он оказывал нам услуги от конторы Миши Даничкина, потом уже напрямую, а потом и подружились. У него интересные маршруты разной сложности и продолжительности. Всегда все проработано до мелочей - темп движения, места ночевок, быт. По части безопасности все на высоком уровне. Очень приятный человек. Большие знания по географии и истории края. Еще есть плюс - после окончания трека будет рассказ о походе, написанный в живом стиле с кучей классных фоток, а также видео ролик на Ютюбе (такое хобби у Александра). Летом 2019 провел нас (меня и сына) по восточной части Кыргызского хребта, 10 дней.

Эльбрус. Рекомендую контору Mountainguide.ru Еще на этапе выбора сроков и вида тура (восхождение на Эльбрус с юга) менеджер быстро и ёмко отвечала на мои вопросы, расспросы. У меня был бемс с прилетом в аэропорт Минводы. Опоздал на полсуток и потеряли баул в Шереметьево. Менеджер и гид тура постоянно консультировали меня по Телеграмму и мылу. Баул доставили в Терскол вечером пятого дня. Руководитель тур фирмы не взял с меня деньги за прокат шмотья и обуви. Баул поднял днем шестого дня помощник гида. То есть, все отнеслись к моей проблеме участливо. Гид проводил акклиматизационные выходы и смотрел степень физической и горной подготовки. Правильно расставил людей и задал темп во время восхождения, были правильно расставлены участники. Мы, участники были разного возраста и с разной подготовкой и темп был задан так, что мы все поднялись на вершину, ну и нормально спустились. Нас было 7 участников и на нашу группу был один гид и два его помощника. Гид Николай на мой взгляд такой, каким и должен быть гид - спокойный, внимательный, строгий, с хорошим чувством юмора, умеет оценивать ситуацию и принимать решение, хорошее знание района и его условий по снегу, погоде. По погодным условиям принял решение не выходить на гору в основной запланированный день. Мы нормально поднялись в резервный день. Погода была на все сто (значит есть опыт анализа погодных условий). Быт тоже был на хорошем уровне как в гостинице в Терсколе, так и на горе в вагончиках приюта. Питание отменное - вкусно и разнообразно, и очень много его, питания. Планирую и дальше пользоваться услугами этой турфирмы. В этом году не получился тур на Казбек. Может на следующий год на Казбек и еще раз на Эльбрус. Ну и если крыша у меня поедет окончательно, то со временем и на Раздельную.

3. Никита Степанов, 13.12.2020 19:04Двумя руками поддерживаю Mountainguide.ru. Если будут такие гиды, как Николай Тотмянин, Николлай Чёрный и Серёжа Баранов, вероятность НС уменьшается в разы. Вопрос в цене. Но мне кажется, на своей жизни экономить не стоит.

4. Юлия Дёмина,25.11.2020 19:46 Ходила в этом году на Эльбрус с 7 Вершин, отличная организация и гид-сопровождение. Максимум безопасности. В сентябре ходила на Казбек с гидами от УАЛ (http://ual.getgarant.com/o-kompanii), по организации может и были вопросы, но в плане безопасности - пятерка. Это больше турагенство, чем альпклуб. Звучит, конечно, как что-то главное над всеми альплагерями, но это только название. Альплагерь у них есть, в Осетии, Кязи. Вот в ноябре были сборы.

5. cath_erine,25.11.2020 23:02 Ходила в 2010 с небезызвестным тут Клубом Приключений в треккинг к подножию Белухи (туда вдоль Аккема, обратно вдоль Кучерлы, в июле) и всесоюзную тридцатку (август). Мне понравилось, проблем со своей безопасностью не чувствовала. Но! 1) я сначала сходила в ПВД в Карелию и мне понравился гид (Андрей Б.) 2) Сходила с тем же гидом к Белухе 3) И с ним же тридцатку (с Оштеном и Фиштом) через месяц. Единственное: тридцатку мы, по сути, ходили двумя группами (в сумме примерно 40-50 человек, 3-4 гида). Белуху нас было около 18, гид + помощник. Раскладку на Белуху делал Андрей (очень грамотно, не тяжело, но сытно и вкусно, я многому тогда научилась по раскладке в походах). Я вот на Кавказ другой гид - и это был ужас... Весило неимоверно, а питательности меньше. Так что я скажу, что в КП многое зависит от гида. Для восхождений, я не уверена, что обращусь в КП, т.к. не считаю безопасным иметь более двух-трех человек на гида при настоящем восхождении с кошками и связками. А вот для трекингов думаю соотношение цена-качество хорошее. В 2010 я была студентом, и цена была очень существенным критерием.

Мои положительные рекомендации в адрес гидов:

1.Александр Школьников, поскольку ходил с юга параллельно с ним в начале января 2014 года на Восточную вершину Эльбруса. Он тогда вёл клиента. По требованию Александра, они шли в СВЯЗКЕ, хотя она там на фиг не нужна. Он просто приучал к тому, что по закрытым ледникам ходят ТОЛЬКО в связках. Он КМС по альпинизму, инструктор 2-ой категории, аттестованный спасатель МЧС РФ.Водит на обе вершины Эльбруса и совершает траверсы с юга, с севера и с востока по Ачькерьякольскому лавовому потоку. В ущелье Адыл-су, по пропускам ПУ ФСБ России:

Курмутау 4045 м со всех сторон четыре маршрута от 1Б до 2Б к.сл. из штурмового лагеря на перевале ВЦСПС и в Северной Осетии по пропускам ПУ ФСБ РФ из России:

пик Полякова 4271 м - Казбек 5033 м траверс примерно 2Б-3А к.сл.

2. Алексей Буслаев (ФанКав) в рекомендациях он здесь не нуждается – его и так все знают. Ареал походов – северный Кавказ.Как видим, рекомендаций не так и много. Но, тем не менее, прошу всех, кто вхож на другие ресурсы сделать максимальный репост для того, чтобы люди не нарывались на отморозков, которые могут лишить клиентов самого дорого – жизни. Ну пока это о хороших, в следующих постах будут рассказы о мальчишах-плохишах.

Источник: https://risk.ru/blog/218855

За Аксай Тревел голосую всеми конечностями. Уникальная компания и люди в ней уникальные. Кроме всего прочего они еще и при ЧП в горах спасают (специфика Киргизии- у официальной МЧС, нет ни людей ни ресурсов). На текущий момент в Киргизии это ЕДИНСТВЕННАЯ компания имеющая СОБСТВЕННЫЙ вертолет. И не Робинсон какой нибудь, а МИ-17.

Ну, не знаю, в 2016 белоруса, провалившегося в трещину, с пика Лениниа забирал вертолёт МЧС Киргизии.

Для AnBoo, в 2017 грохнулся последний борт Киргизии, в 2018 Аксай арендовала казахский борт, а в 2019 купила свой, который на сегодня есть единственный .

PS. У МЧС Киргизии своего борта никогда не было.

что-что? Собственный? Никогда не было.

Выше уже написали, что в 2018 произошли крушения последних в Киргизии вертолетов, способных садится на высоте более 4000 м (их ранее арендовал Аксай Тревел). В 2019 г, Аксай пользовался услугами Казахстанского вертолета который Валиев арендовал у МЧС. Оказась очень невыгодно и неудобно. В результате был приобретен (в Латинской Америке кажется) СВОЙ вертолет. Ест-но в кредит как я понимаю.

А как же Альпуха? И еще, без "СССР" знак качества не смотрится. Предлагаю написать там "Никита".

Аксай - плюсую; на Эльбрусе - "Сережа Баранов и компания", как по мне, лучшее, что вообще есть.

спасибо!

Раз этот пост для таких новичков чайников как я (старожилы форума и так знают), решил добавить в список специалистов гидов Павла Воробьёв. Альпинизм и ски-тур, и наверное ещё о чем я не знаю.

А где он водит?

Никита, он водит куда каприз клиента пожелает, в разумных пределах (ключевое определение) конечно.

Из того, что я знаю - Ленина, Хан.

Рекомендую гидов из Киргизской ассоцициации (KMGA) 1,2 го потоков, ребята сильные,грамотные, с отличной репутацией. Альпинизм технический, высотный , скитур. Проект зимний снежный барс их детище.

Аксай Тревел, на мой взгляд одна из самых ответственных компаний, работают профессионально.

Про других писал раннее.

Интересно, кстати, почему так резко прибавило в уровне гидов СтрахуНет? Еще несколько лет назад его не пинал только ленивый, а сейчас у них водят снежные барсы, чемпионы России, мастера спорта по альпинизму. Неужто кто-то в руководстве решил наконец заняться репутацией компании?

Очень рекомендую гида UIAGM Киргизской ассоциации (2 поток) Дениса Савельева . Альпинизм скальный ,технический, Кавказ, Альпы, Крым, Египет, Иордания, скитур, фрирайд, живет в Москве

Я все понимаю, но 48000 за Эльбрус с Севера у Mountainguide, это куда столько?😬

Восприятие человека это очень субъективно и относительно. В 2019 пользовался их услугами и считаю, что за небольшие деньги получил комплекс услуг, которые в купе осуществили мою мечту. И я был счастлив.

Но ещё раз повторюсь, высокие цены или низкие цены это все относительно. Кто-то покупает стаканчик с кофе на вынос, кто-то покупает кофе в чашке и сидит в кафе. Мир пёстрый и у каждого есть право выбора.

Знаю таких, для кого и 20 тысяч за тур на Эльбрус - это "очень дорого!" ;) Помню, когда в мае 2014 года шли транс-Кавказ, одна из ночёвок была у нарзана на поляне Эмануэля. Сижу у палатки, подбегают две мои участницы и начинают очень эмоционально мне рассказывать, "Лёх, прикинь! Мы сейчас у нарзана общались с одним челом, который из группы собирающихся на Эльбрус с севера! Они заплатили по 100 тысяч с человека за это!!! Прикинь, сто тысяч с чела!!! А мы с тобой транс-Кавказ бесплатно идём!"

Машин всяких много, на любой можно ездить. Но, кто-то выбирает Ладу, а кто-то Мерседес или БМВ, а некоторые Феррари и Бентли....

А кто-то Ладу по цене Бентли.

- это номер в реестре туроператоров и соответствующая ответственность перед законом, страхование, хороший отель,

- это полностью белый договор и ответственность перед законом

- это страхование ответственности туроператора

- это налоги

- это многолетняя абсолютно ничем не запятнанная репутация

- это гиды с опытом 8000м и Эльбрусами от 100шт/чел

- это соотношение гид-клиенты 1:3 в день восхождения

- это хороший отель

- это нормальный приют с постоянным электричеством и обогревом

- это повар с сан.книжкой и проф образованием в отеле и на приюте

- это лучшие продукты, такие же, как покупает себе на стол владелец компании

- это полный пакет без всяких скрытых платежей.

Спасибо за вопрос.

А что если обсуждаемой статьёй открывается Ящик Пандоры? Ибо, нет хорошего дела, которое нельзя было бы превратить в плохое. Сейчас РИСК прорекламировал хороших гидов. А завтра в нём появятся рекламные сюжеты типа «Хопёр-Гид – Воистину Гид!». Поелику еще К.Маркс сказал, что в мире нет таких препятствий, которые устояли бы под натиском денег.

Но, на тему работы гидов, всё-таки надо что-то писать. Ну, так может надо завести рубрику «Гидоносные услуги». И в ней размещать посты о:

- Работе гидов; к примеру: «глазами участника»; «глазами гида»; в сравнении с работой зарубежных гидов.

- Содержании и ценах услуг гидов в разных горных районах и домашних походах выходного дня.

.======================.

Кстати, если можно без ханжества, а авторы постов типа "приглашаю в поход ..." делают отчисления РИСКу за размещение своих объявлений? Ведь существование РИСКа требует расходов и трудозатрат и денег.

Также, надо бы как-то монетизировать обращения к базе фотографий Голубева по Кавказу. Этой базой он, конечно, при жизни воздвиг себе памятник. Но, сопровождение этой базы -- трудозатратное дело. Не случайно, таких баз нет по другим горным районам. Кстати, вот пример монетизации (сайт книг): https://www.twirpx.com/about/ Правда, непонятно, как монетизацией не убить виртуальные путешествия с помощью фоток "Базы Голубева". К примеру: посмотреть-вспомнить перевалы периметра Караугомского плато; поскучать о "неспетой песне": ... - Катынское плато - Оставшихся дома - Саповнело.

Вообщем, профсоюзная поддержка горовосхождений и горопрохождений канула в Лету. Надо думать о монетизации. Но, как при этом избежать открытия Ящика Пандоры.

"Кстати, если можно без ханжества, а авторы постов типа "приглашаю в поход ..." делают отчисления РИСКу за размещение своих объявлений?"

Если речь идёт о размещении постов о бесплатных походах, то за что платить сайту? Если речь о размещении объяв о коммерческих походах, то, разумеется, сайту платить надо.

Я не знаю, почему Никита указал меня в этом посте, как гида, это у него надо спрашивать. Я на РИСКе никогда себя, как гида, не позиционировал. И все объявы на этом сайте у меня о не коммерческих походах, о чём я писал здесь многократно.

Кстати, у М.Голубева при входе на его сайт выскакивает окно с предложением оплаты для поддержания и развития сайта для желающих. А делать сайт полностью платным или нет, это его личное дело. И там есть один нюанс. Если сделать сайт платным, то как быть с инфой, фотками и т.д. тех, чей материал он использовал в своей базе? Например, у него в базе много моих фоток. Всем, чьи фотки есть в его базе надо тогда будет отчислять проценты? ;))

ФанКав, мой комментарий не направлен против гидов. Вы – гид в хорошем смысле этого слова; – весьма квалифицированный гид. Судя по зарубежным источникам, даже за границей работа гида является не средством обогащения, а средством заработка денег для покрытия расходов на образ жизни фаната гор.

Как инженер, я привык в числах анализировать-понимать разные ситуации. Вот Вы упомянули в своём комментарии (26.04.2021 10:35), что некоторым показалась неприемлемо высокой стоимость Вашей работы гидом в однодневном походе выходного дня (300 руб со взрослых и 200 руб с детей).

Давайте посчитаем:

--- Гид, наверняка, тратит дня полтора на организацию и проведение однодневного похода. Среднемесячная зарплата в г.Самара – где-то 40 тыс.руб. Или в день = 40/20 = 2 тыс.руб. Значит, стоимость полуторадневной работы должна составить 2*1,5 = 3 тыс.руб.

--- Вряд ли группа ПВД будет более 15 чел. Большую невозможно удерживать в поле зрения. Пусть из 15 чел: 7 взрослых и 8 детей. Тогда «средняя» оплата работы гида составит: 7*300+8*200 = 3700 (руб).

--- Получается, предложенная Вами стоимость работы гидом в ПВД соответствует уровню средней зарплаты в городе. Но, надо бы вспомнить, как в 1990-м году Билл Гейтс высказался об оплате труда: «Оплата труда – это, прежде всего, мера ответственности за результат труда». Поэтому, кому непонятно, что заметную долю оплаты труда гида должна составлять её «страховая» часть. Вспомним, что пишут о стоимости медицинских услуг в США. Там вроде страховая часть очень и очень велика. А Вы предложили оплату без страховой части -- по уровню средней зарплаты в обычных работах.

В своём комментарии я подразумевал необходимость монетизации услуг баз данных о горных районах, хотя бы в рамках себестоимости услуг. Напомню интересный пример монетизации на сайте twirpx.

Понятно, что монетизация услуг в горном туризме – непростая проблема. Но, всё-таки, эта проблема существует; и её возможные решения надо бы обсуждать.

Лёша, для меня гид - это тот, кто может провести по горам. А берёт ли он за это мзду или нет, для меня дело десятое. Извини, если что не так!

А вы уже слышали что на Эльбрусе пропали двое человек? Гид вел участницу на восхождение с Севера если не ошибаюсь. Из-за непогоды они решили провести холодную ночевку в вырытой пещере и вот уже 10 дней не выходят на связь. Спасатели прошли по их маршруту, но безрезультатно. Что это за гид, из какой компании?

А поподробнее можно? Кто пропал? В каком месте? Какая компания водила? Прошу прощения за минус - нажимал, чтобы ответить, но промахнулся.

Всё, нашли их сегодня, к сожалению только тела...

"Потерявшаяся группа из двух человек – гида-проводника и женщины-туристки – была зарегистрирована с указанием маршрута: долина реки Малка, Джилы-Су, выход на поляну Эмануэля, восхождение на Эльбрус по северному склону, спуск в сторону поляны Азау в Терскол. Было обозначено и контрольное время с учетом акклиматизации – с 10 по 21 апреля", - сказал сотрудник отряда. - Интерфакс

Информации о фирме и клиентах нет.

вроде бы не из какой. Не слышал такого имени-фамилии никогда тут