Пишет RUSSIAN-YO, 06.03.2022 00:09

Рекомендации и опыт по сверхлёгкому парафиновому обогревателю с дымоходом.

Для наибольшей теплоотдачи корпус парафинки должен иметь следующие свойства:
Наибольшая площадь
Наибольшая теплопроводность материала
Наименьшая толщина стенки

Поэтому в общем виде печка имеет вид прямоугольного пакета из толстой фольги, которым накрывают свечу.
В одном из верхних углов вентиляционным скотчем прилепляется дымоход с дефлектором от задувания выхлопа внутрь палатки.
В нижнюю часть корпуса можно прилепить небольшое тонкое стекло для контроля свечки и освещения.

КОРПУС.

Из материала лучше всего подойдёт алюминий. Это фольга для бани 50 или 100 микрон, большая пивная банка(маленькая бочка из фольги) или гофрированный рукав-воздуховод, другого не нашёл. Фольга для запекания не годится, т.к. легковата и конструкция из неё может быть уничтожена одним неосторожным чихом. Гофрированный воздуховод хорошо поместится только в котелок и форма его не оптимальна, зато он жёсткий и легко регулируется по высоте прямо в процессе работы, правда произвольное отверстие в нём выгрызать сложно из-за скелетной стальной проволочки. Жесть огромной пивной банки - идеальный вариант, если вы можете запихать в рюкзак прямоугольник из неё, не смяв попутно в кривой комок. Но я такой не нашёл, поэтому буду разбирать толстую "фольгу для бани".

Прямоугольник из фольги будет высоким или широким в зависимости от геометрии палатки, её высоты и протяжённости, это индивидуально. Ширина основания будет чуть больше ширины свечи.
Возможно, в сильной стеснённости, придётся немного наклонить корпус в соответствии с наклоном стенки палатки, при этом надо следить, чтобы верхняя стенка не касалась палатки, она ведь начнёт греться намного сильнее. В этом случае скорее всего вам придётся использовать потолочную полку для дополнительного крепления верха печки привязыванием. Если в фольге дырки, вы всегда можете заклеить их вентиляционным(термостойким фольгированным) скотчем. Дырочки прекрасно видны, если посветить внутрь фонариком.
Отверстие для освещения можно оставить и без стекла, но оттуда может пойти выхлоп. Тонкую стекляшку же можно выковырять из старого телефона или взять кусок отвалившейся брони для тачей. Доставить на место тоненькую стекляшку размером с два коробка, думаю, возможно. Лепить стекло на тот же вентскотч надо выше верхнего края свечи, чтобы света больше было.

СВЕЧА.

Это, конечно, консервная банка из под шпрот. За стандартный фитиль вполне сойдёт картонка от комаров для фумигатора. Её можно позиционировать проволочкой.
Не стоит брать банку меньше шпротной - может загореться парафин. Поэтому же не пихайте в одну банку два фитиля. Точно загорится парафин и вы лишитесь безопасного тепла, которое уже будет совсем опасным. Лучше использовать плавающий фитиль, но я ещё его не изобрёл.

ДЫМОХОД.

Можно притащить с собой и трубы, но это вес и объём. Я предпочитаю складную треугольную трубку из пивной жестянки. Для этого пивная банка режется спиралью для большей длины и из трёх таких полосок собирается труба опять на вентскотче. Можно две, всё равно они не занимают места и ничего не весят. Скотч хоть и высокотемпературный, но раскалять его больше 80 я бы не стал, поэтому в банке горит фитилёк из небольшой картонки, а не вся поверхность парафина.
Тянуть дымоход можно в дырку в вентиляции или сквозь две двери. Кому как религия позволяет. С дыркой в вентиляции проще - не надо постоянно ловить трубу в змейки дверей.
Дефлектор изобретайте сами, я так до него и не добрался, сильного ветра не было.
Тонкий дымоход задушит свечу, а толстый упустит тепло. Подбирайте просвет под ширину фитиля.
Просвет треугольного дымохода можно несколько увеличить, придав ему более круглую форму сминанием граней вдоль по всей длине.
Проход дымохода сквозь палатку стоит обернуть стеклотканью для теплоизоляции, как у обычного дымохода.

Лёгкая парафиновая "печка" без угара для просушки палатки в мерзкую погоду. Дополнение к https://risk.ru/blog/218112 (Туризм)Парафинка прототип типа "дохлый нарвал".

Это фото парафинки, сляпаной из воздуховода. Труба из фольги. Теплоизоляция трубы вообще из тряпки, тоже обмотана фольгой на случай тления. Не смотря на то, что однажды загорелся парафин в банке и вентскотч начал вонять и плавиться, тряпка на трубе затлеть не успела - малый просвет дымохода не дал достаточно притока воздуха для критического повышения температуры. Изнутри, конечно, толстый слой жирной копоти. На крышу палатки она положена для фотографирования. Тогда я не думал, что интернет заполонён видео с консервными банками и не стал документировать. Оказалось, очень зря.

ЗАЧЕМ НУЖНА ТАКАЯ ХОЛОДНАЯ ПЕЧКА.
Главное, что в этой конструкции есть - её низкая температура и бОльшая безопасность по сравнению с газом, бензином, углём-дровами и другим самогорящим и даже взрывоопасным топливом. Если вам совсем-совсем не хочется прожигать палатку, можно отрегулировать температуру просто наощупь. Большая площадь и слабый нагреватель позволяют не обжигаться во время позиционирования и перемещения конструкции.

Фото правильной печки планирую до майских праздников.
Цифры по температуре и расходу, возможно, после майских, но там не будет ничего экстремального. Около нуля температура - самая низкая.

Слева сложенная вчетверо печка. Высота 66 см, Ширина 50 см. Материал "Изобонд Ф(фольга алюминиевая - М50)". Это жёсткая фольга. Гремит как смерть партизанам, но форму держит хорошо.
Спереди не склеенная до конца труба из полосок пивных банок. Ширина полосок 30 мм.
Справа сложенный поддончик под печку для утекающего парафина, в случае чего.
Свеча в банке шпротного размера. Фитиль в половину фумигаторной картонки, разрезанной вдоль. 11 мм, если нужно, но не забывайте, что свойства фитиля зависят не только от ширины. Парафин от дешёвых парафиновых бытовых свечей. Вонючий, что совершенно не важно при хорошо работающем дымоходе и очень важно при поиске недоклеенных дырок в соединении трубы и печки.
Скотч самый дешманский, просвечивающий почти насквозь, с заявленой температурой до 80 градусов. Не особенно то он и металлизирован, но на обычном скотче температуры нет, а испытывать я прозрачный скотч не стал. Есть скотч с температурой под 180, но его время ещё придёт.

Склеиваю трубу вдоль. Её полоски чуть выгнуты наружу по всей длине и таким образом увеличен просвет дымохода. Это возможность увеличить просвет уже ПОСЛЕ выбора ширины полосок. Если обматывать трубу скотчем по спирали, скорее всего труба тоже будет завиваться спиралью и сложно будет проконтролировать её неожиданные сужения, чтобы их исправить. Склейка вдоль более ровная.

Вид сверху на соединение трубы и печки. Это главный рассадник дырок. Хорошо заметна дырка, которую я недоклеил. Из неё воняет(парафином) и при наружном свете на фоне светлой стенки можно заметить чёрный дымок. Некоторые дырки хорошо клеятся только при работе двумя руками с двух сторон, поэтому не ленитесь использовать возможность полазить внутри руками ДО того, как нутро загадится жирной копотью(если ваш элемент коптит). Вместо свечки вполне сойдёт фонарик. Возникла идея вклеивать в корпус коротенькую прочную трубку, чтобы упростить обклеивание тонкой фольги вокруг прочной трубки и дымоход, тоже достаточно жидкий, так же крепить на этот прочный ошурок.

Лёгкая парафиновая "печка" без угара для просушки палатки в мерзкую погоду. Дополнение к https://risk.ru/blog/218112 (Туризм)Сушка портянки. При данной конфигурации(Погода-Ширина-Высота-Объём-Нагреватель-Дымоход) даже самый верх корпуса не жжёт руку и можно не опасаться за ткань. Это скорее горячая батарея, чем холодная печка.

"Окошко", закрытое тонким стеклом. Делать совсем не обязательно, но даёт свет и позволяет контролировать свечу. Чудесный танец частиц копоти прилагается.

Лёгкая парафиновая "печка" без угара для просушки палатки в мерзкую погоду. Дополнение к https://risk.ru/blog/218112 (Туризм)Выход дымохода сквозь внутреннюю палатку и внешнюю вентиляцию. Из-за низкой температуры трубы обошёлся без теплоизоляции.

О нормальном соотношении нагрев-выхлоп говорят два фактора:
1. Свеча, хоть и коптит, но сильно не задыхается. Как в печке, так и снаружи горит одинаково. Пламя не прибито. Значит, при всей внутренней турбуленции-перемешивании-конвекции кислорода хватает. Можно заморочиться и заставить дышать свечу исключительно свежепоступленным воздухом... но можно не значит нужно. И это уже задача следующих изобретателей.
2. Дымоход на конце чуть тёплый. При избыточном просвете выхлоп пролетает сквозь трубу быстро и дымоход равномерно горячий. А так заметно, что всё тепло остаётся в палатке.

Ну, что сказать о фольге. Гофрошланг-воздуховод, конечно, намного удобнее и быстрее в установке и прогнозируем в использовании, но его надо куда-то впихнуть для доставки, а фольгу я склеил, сложил и просто запихал под спину. Можно переклеить и вообще изменить вертикаль на горизонталь для лучшего прогрева палатки, если будет место, куда печку положить. Гофру класть не очень удобно, да и горение я тут не сильно представляю. Загнуть гофру вбок, а нагреватель поставить в коротком вертикальном отрезке? Можно взять фольги на пять печек(5 ночей) и ставить каждый раз новую-чистую, а старую утилизировать с какой либо пользой(запечь овощей, хе-хе). Фольга же. Разница в весе и объёме скотча будет незначительна, как и в том же у фольги.

Про расход парафина советую узнавать самим на своих нагревателях. Условия горения дома у вытяжки и в палаточной печке не особо разнятся, поэтому просто заливайте, взвешивайте и пусть горит. Проверяйте по будильнику раз в час.

Если кто изобрёл плавающий фитиль, с удовольствием прочту про эту конштрукцию.