Пишет Kernelbug, 19.07.2022 19:25

Район Кельского вулканического плато очень давно вызывал у меня интерес. Информацию я собирал несколько лет, раскачивался долго и вот осенью 2017 года мы с товарищами запланировали поход 2-й категории сложности. Из-за болезни участника в итоге он превратился в горное путешествие с элементами 2-й категории, но в процессе мы собрали некоторую полезную для туристов информацию по спорным / вопросным, которой на сегодняшний день я в Интернете не нашёл. Здесь я её, хоть и с опозданием, опубликую.

Описание перевала Четрши (1Б*, 3350, ск. / ск.-ос.)

Также известен как Лидия или Кетриси: https://caucatalog.ru/base/chetrshi_pass.html

На мой взгляд, Кетриси -- это правильное название перевала. Так называется расположенное недалеко село, а также слово "Четрши" напоминает написанное корявым почерком и неправильно прочитанное "Кетриси".

Перевал со стороны р. Арсдон выглядит как широкая скальная плита. Справа (зрительно) от неё виднеется кулуар, который кажется очевидным путём подъёма.

Тем не менее, мы пошли другим путём: слева (зрительно) от скальной плиты имеется удобный подъёмный осыпной кулуар. По нему поднимаемся выше "зеркала", оставляя справа каменную реку. Далее на высоте самой перевальной седловины или чуть выше переходим эту реку траверсом склона направо. Сам подъём спокойный, но место траверса через кулуар метров 30 очень камнеопасное. Летит что-то постоянно, переход по одному с наблюдателями.

Далее траверсом склона по простым скалам выходим на гребень и спускаемся на очень широкую седловину (см. фото ниже).

Об уточнении данных по некоторым перевалам Приказбечья и Кельского вулканического плато (Горный туризм)Фото перевала

Мы ходили на перевал налегке в радиалку с целью заглянуть за него, посмотреть на вулканы и побывать на озере. Однако, когда мы были уже за перевалом, погода резко испортилась и началась гроза.

Возвращаться по пути подъёма через скальный гребень в грозу для нас был не вариант, поэтому спускались через тот самый "удобный" скальный кулуар компактной группой со сванской страховкой (см. фото):

Об уточнении данных по некоторым перевалам Приказбечья и Кельского вулканического плато (Горный туризм)Google Earth

Средняя крутизна кулуара -- около 40--45 градусов с отдельными участками 2--3 метра до 60 градусов (простое лазанье с расстоянием до скалы на уровне вытянутой руки), но что очень характерно -- он оказался совершенно камнебезопасным. Несмотря на ветер, местами град, местами дождик и снег по нему не сошло ни одного камня. Можно рекомендовать для подъёма в качестве тем технически подготовленным группам, которым надо расходиться перед чем-нибудь интересным.

По погодным причинам хороших фото спуска не сохранилось. Вот фото разведки маршрута (выше основного кулуара) -- с этой стороны хребта ясное небо и нормальная погода:

Об уточнении данных по некоторым перевалам Приказбечья и Кельского вулканического плато (Горный туризм)Разведка -- подход к спусковому кулуару (за перегибом). Скалы -- развалюха.

Фото самого кулуара в процессе спуска не сохранилось.

"Плита" сбоку под углом, снятая с более-менее пологого участка спуска.

Местонахождение перевала Шерхота Южный (1Б, 3402, ск.-ос.)

В нынешней редакции карты Михаила Голубева перевал Шерхота Южный обозначен под номером 557 и расположен как указано на схеме. На момент подготовки к походу в этом месте был обозначен перевал Шерхота.

Мы в этом походе (а также год спустя в официальной тройке) никакого тура в этом месте не обнаружили, а само место считать перевалом нелогично. Отмеченный "перевал" никуда не ведёт, это просто узкая долинка между двумя осыпными склонами по дороге, ведущей к озеру Багули с севера.

В то же время мы прошли неотмеченный на карте перевал, с которого как раз и сняли записку Шерхота Южный. В этом месте перевал выглядит абсолютно логично и соединяет долины рек Мнаисидон и Кесиа.

Год спустя, в 2018 г. мы прошли рядом ещё один неотмеченный перевал и сняли с него записку. Перевал "Батька" (3330, н/к) -- также ненастоящий перевал. Он ведёт от озера Багули в дол. р. Мнаисидон на юг.

Всё, изложенное в этом пункте, я изобразил на участке карты:

Об уточнении данных по некоторым перевалам Приказбечья и Кельского вулканического плато (Горный туризм)Фрагмент карты М. Голубева с предлагаемыми корректировками

Отчёт о спортивном походе 2018 г. лежит здесь: https://pereval.online/trip/7598

В сухом остатке. На момент прохождения походов мы считали, что прошли в 2017 и 2018 гг. пер. Шерхота (под номером 557). При этом сейчас на карте в этом месте обозначен перевал Шерхота Южный. Но в 2017 году мы прошли Шерхота Южный чуть восточнее и как раз в хребте. Под знаком 557 же ничего похожего на настоящий перевал нет и я предлагаю это место перевалом не считать.