Джаниикту август 2023

Пишет shprot, 04.01.2024 16:08

Джаниикту август 2023 (Альпинизм)

Джаниикту (3 922) вторая по высоте вершина Южно-Чуйского хребта. Если попытаться перевести название, то получится примерно: «Гора Уважаемого Духа». Наверное, оттого, что её белый купол притягивает взгляд издалека, вызывая ощущение неагрессивного доминирования.

Когда, в поисках, куда бы сходить этим летом, мы наткнулись на описание активного тура от «Алтай-Поход», меня привлекли географическое положение горного района, а так же пейзажи вокруг базового лагеря в долине реки Елангаш.

Накопившиеся проблемы с физической формой вынуждают «снижать обороты» и переходить с формата «Горный туризм», в котором мы более-менее держались с 2012-го по 2020-й, на «Альпинизм-лайт», или даже «Хайкинг».

Тур «Восхождение на Джаниикту» по описанию на сайте фирмы, как раз удовлетворял нашим критериям, среди которых, главное место занимало отсутствие длительных переходов с тяжёлым рюкзаком и относительно дружественный характер самой «тропы». Как показала практика – всё почти так и вышло. В базовый лагерь мы доехали на «Буханке», акклиматизационные выходы с установкой штурмового лагеря совершались по травянистым и осыпным склонам умеренной крутизны с адекватной загрузкой.

Однако само восхождение несколько не вписалось в мои ожидания от «тропы». Не зря, всё-таки, этому маршруту присвоена категория «1Б». Хотя издалека и на подходах, Джаниикту выглядит пологим снежно-ледовым куполом, траектория финального штурма довольно крута и имеет скально-осыпной характер: очень подвижный курумник, состоящий из острогранных, неустойчиво примыкающих друг к другу камней разной величины, перемежаемых подвижной, остро нашинкованной сыпухой.

Горы – есть горы. Особенно в таком резко-континентальном климате, как на юго-востоке Горного Алтая.

Зато уровень комфорта тура зашкаливал! Это было «ВАУ!». Конечно, свою роль сыграла малочисленность группы (3 клиента), но главное – это фундаментальный подход гида к организации биваков! Он, как человек, уже давно и активно «в теме» круглогодичного OUTDOOR, включая скитур в отдалённых районах, подошёл к решению бытовых вопросов «по-взрослому». Наличие машины позволяет возить с собой вдобавок к необходимому для штурмового лагеря, ещё и трёхслойные купольные палатки, печку с топливными брикетами, газовую плиту с баллоном, «неограниченный» запас еды (включая разные дополнительные вкусности). Как вишенка на торте – удобные походные раскладушки. К этому мы вообще были морально не готовы, но, как же удобно спать и сидеть на них! По утрам мы выпивали по чашечке кофЭ (хочешь, с мёдом, хочешь, со сгущёнкой), регулярно ели яичницу, ну и всякие «настоящие» туристические каши конечно. А какая там вода! Даже чай из пакетиков был вкусен, хотя я и жалел, что забыл захватить из дому рассыпной. А ещё был прекрасный травяной с базара на Семинском (я на обратном пути специально закупился у этой же чудесной женщины). Надо отметить, что при моём актуальном состоянии здоровья, всё это было вовсе нелишним, особенно раскладушки.

Итак, гид Алексей встретил нас в аэропорту Горно-Алтайска. Потом был Чуйский тракт до Чаган-Узуна, куда, на «Приют Альпиниста», мы добрались к 7 вечера. Поставили палатки, обустроились, приготовили ужин. Всё это происходило на фоне мягких алтайских хребтов, подсвеченных заходящим солнцем.

Джаниикту август 2023 (Альпинизм)

«Приют альпиниста» находится, если не ошибаюсь, уже на 1 500 м и во второй половине августа ночью при ясном небе, спалось вовсе недушно. Даже дополнительно одеваться пришлось.

На следующий день, без спешки позавтракали, собрали лагерь и выдвинулись в долину Елангаша к месту установки базового лагеря. Погода радовала. По пути заехали на петроглифы. Немаленький такой холм из красноватого камня. Рисунков, выдолбленных точками довольно много. Некоторые подреставрированы, другие - совсем тёмные. Есть, конечно, и современное «народное творчество».

Интересно было заметить сходство техники исполнения изображений (выбитыми точками) с петроглифами, встреченными в 2011 году при сплаве по Умбе на Кольском полуострове. Только там камень был попрочнее, количество рисунков заметно меньше и верблюдов с колесницами среди них не наблюдалось, зато была какая-то карта местности.

Следующим нашим развлечением стало большое стадо сарлыков (гибрид коровы и яка), через которое мы пробирались некоторое время. Это такие волосатые существа с ячьим хребтом и коровьей мордой. Молодые очень потешно разбегались от нашей переваливающейся «буханки», опытные, стоя в стороне от дороги, просто провожали нас взглядом. Бегают сарлыки на манер лошадей, высоко подкидывая при этом свой волосатый зад с хвостом-метёлкой. Весело за ними наблюдать. Жаль, что из-за тряски, не удалось нормально сфотографировать.

Во второй половине дня мы добрались до места. Броды были преодолимые, поэтому удалось поставить базовый лагерь поближе к месту будущего штурмового. Высота, кстати, уже была 2 500.

Джаниикту август 2023 (Альпинизм)

Довольно быстро установили лагерь и ещё успели прогуляться на 200 метров выше к безымянному озеру. Для акклиматизации.

В палатке был пристёгнут пол и установлена печка с трубой. Алексей настоял, чтобы все растяжки были использованы по полной. И в последующем, я убедился, насколько актуальна тема ветроустойчивости в данном туре.

В палатке с печкой я спал впервые, и понял, что к этому тоже нужно иметь привычку. Сначала было душновато, несмотря на большой внутренний объём палатки. Брикеты при сгорании давали несколько «химический» запах. А когда печка погасла, стало холодно, пришлось снова разжигать. Так что сон был не столь комфортен, как хотелось, но лучше, чем в прошлые горные походы. Всё-таки высота 2 500 м требует от меня сознательных усилий для адаптации. Зато, освоившись на этом пороге, я могу нормально себя чувствовать и до 5 000, по крайней мере, так бывало 6-7 лет назад.

Новый день начался с кофе и цигуна «8 кусков парчи» (нам понравилось). После завтрака, нагрузившись штурмовыми палатками и половиной необходимого харча и снаряжения, мы выдвинулись к месту штурмового лагеря. Совмещая заброску с акклиматизационным выходом.

Джаниикту август 2023 (Альпинизм)

Набитой тропы там нет. Сначала склон травяной, затем осыпной с переменной умеренной крутизной. Встречаются участки среднего курумника из неустойчивых камней разных размеров. Такой лёгкий намёк на характер склона на предстоящем штурме. Открывающиеся виды не разочаровали.

Погода хмурилась. Дождя не было, но, чем ближе к штурмовой площадке, тем сильнее задувал ветер. А когда, на месте, начали ставить палатки, их чуть из рук не вырывало. Однако справились, распихали принесённые вещи, перекусили и свалили в базовый. Успели до темноты.

Очередной день был посвящён окончательному переходу в штурмовой лагерь. Погода была получше: солнца больше – ветра меньше.

Джаниикту август 2023 (Альпинизм)

Каждый раз по пути вверх и вниз мы останавливались на берегу небольшого ручья. Там, где он образовывал чудесную проточную чашу.

Прозрачная, с едва уловимым уходом в голубизну вода имела божественный вкус! Я был очарован этим местом, особенно в солнечную погоду.

По приходу в штурмовой лагерь(3 060 м), перекусили, отдохнули и вышли на занятия. Освежали навыки подъёма и спуска по верёвке.

Джаниикту август 2023 (Альпинизм)

Тренировка проходила на небольшом, но состоящем из не очень устойчивых камней гребешке. Необходимо было постоянно контролировать тело, чтобы не споткнуться самому и не спустить камни на партнёров. На таком рельефе я ещё ни разу не тренировался. Было очень познавательно. Ближе к вечеру опять посмурнело, для того, видать, чтоб лучше настроить на предстоящее восхождение.

После тренировки поужинали и подготовили снаряжение к завтрашнему штурму. Алексей выдал на каждую палатку по горелке (типа Джет-Бойл). Очень удобно и экономит время перед выходом. Кстати, в штурмовом лагере не было воды и пришлось ходить за снегом. В этом деле обошлись без нашей помощи, за что отдельная благодарность, так как я заметно подустал к вечеру.

День штурма. Спал мало. Встали в 5 утра, вскипятили воду, разлили по термосам, перекусили и выдвинулись. Ветра не было. Погода стояла ясная, но с облачками. Вполне ходибельная. Довольно скоро начался настоящий «1Б»!

Джаниикту август 2023 (Альпинизм)

Уклон приличный, камни неустойчивые, конца пути не видно. То лезем на гребень, то траверсируем склон, присесть отдохнуть почти негде. Было напряжённо, в общем.

Но обошлось без эксцессов, мы вышли под вершину к кромке снежно-ледового купола, одели кошки и через 15-20 минут стояли на вершинном плато.

Виды с Джаниикту открываются на все три основных хребта, а так же на Монгольский Алтай. Если бы не облачность, увидели бы всю панораму, а так были доступны только фрагменты, но всё равно – завораживающее зрелище!

Ещё, в качестве бонуса, мы встретили на вершине следы Снежного Барса! Ну, как следы – цепочку меток на снегу. Я задал вопрос: где же отпечатки лап? Ответ был: ветер быстро сдувает рыхлый снег. Очень может быть.

Тут среди белоснежных облаков появился и начал расти, а может просто перемещаться в нашу сторону грязно-серый лоскут с неровными краями.

Джаниикту август 2023 (Альпинизм)

Поступило предложение: сваливать! Что и было сделано, без спешки, но и без лишних тормозов.

Обратный путь в штурмовой лагерь был легче, но, всё равно, непрост. На фоне усталости пришлось несколько раз присесть на задницу. Теперь надо штаны клеить. При подходе к лагерю начал срываться дождь, а возле палаток, обрушился настоящий ливень с сильным ветром и плотным снегом. Мы успели укрыться, и я решил, что не сегодня приключения закончены…

Однако оказалось, что в плане ещё возвращение в базовый лагерь! Ну, что поделать? Переждав дождь, мы довольно быстро собрали палатки и выдвинулись вниз. Основные препятствия преодолели при свете, но до палаток доползли уже в сумерках, по дороге промочив ноги в плохо различимых болотинах и при несложной переправе через рукава Елангаша. Ночь прошла трудно – перегруженные мышцы периодически хватала судорога. Но другие участники не столкнулись с этими проблемами. Готовиться нужно тщательнее :)!

В графике тура было предусмотрено 2 запасных дня. Мы не использовали ни одного. Поэтому следующий день удалось посвятить неспешной прогулке по окрестностям, сушке снаряжения, релаксу с отличной баней на берегу одного из речных протоков.

Надо сказать, что людей мы около базового лагеря встречали редко, хотя и стояли на проезжей дороге возле небольшого коша (не помню, как по-местному). Зато живности там хватало. Было за кем понаблюдать. Нас окружали норы сусликов (ямаранг), сурков (байбаков), где-то ниньдзями шныряли пищухи. На всех их охотились большие птицы, вроде бы бородачи, но я не уверен. Скучно не было.

Джаниикту август 2023 (Альпинизм)

И само широкое ущелье с поросшими травой пологими склонами и прозрачной рекой вызывало ощущение прикосновения к чему-то космическому, чудесному. Особенно на фоне накопленной усталости и 2,5 км высоты.

Следующий день был посвящён возвращению в «Приют альпиниста». Выбравшись на Чуйский тракт, сделали небольшой крюк в Кош-Агач на местный маленький рынок и пообедать. На рынке ассортимент бедный, но можно купить подешевле неплохие шерстяные носки из Монголии, различные красивые пиалы (кому интересно), монгольский растворимый чай с солью. Судя по некоторым агитационным плакатам, в данной местности очень актуальна проблема пьянства :(

В Кош-Агаче и окрестностях компактно проживает казахская диаспора. Обедали в казахском кафе: антураж приемлемый, а еда – средненькая. При том, что мы ни разу не «эвропэйские гурманы». Может, Алексей нас разбаловал:).

Оставшийся резервный день гид предложил использовать на посещение местной туристической достопримечательности «Марс» - небольшое живописное ущелье с цветными склонами и прозрачной речкой, протекающей по его дну.

Заезжали мы туда сверху, посетив по дороге ещё и «Луну» - небольшое плато, состоящее из мягкой светло серой глины, изрезанное множеством промоин, из которых дожди выносят эту глину в протекающий Чаган и придают ему, а с ним и Чуе мутность.

Джаниикту август 2023 (Альпинизм)

Эта экскурсия явилась приятным завершающим аккордом тура, но, конечно, не смогла заслонить впечатления от восхождения. И от атмосферных видов базового и штурмового лагерей.

Не устаём удивляться разнообразию алтайских ландшафтов и восхищаться чем-то неуловимо завораживающим общим, что присутствует в каждом из них!