Классификатор альпинистских маршрутов

Пишет Irina Morozova, 31.01.2007 16:43

На сайте Ullutau.ru выложен в электронном виде полный классификатор альпинистских маршрутов всех горных районов России и ближнего зарубежья:http://ullutau.ru/classifier
Разделы классификатора собраны с сайтов разных регионов. Сверить все таблицы с бумажным классификатором я просто физически не смогла, поэтому если вдруг кто-то заметит неточность, то просьба написать об этом в комментах или админу сайта ullutau.ru: admin2 [собака] ullutau.ru

Классификатор разбит на разделы:
8. Классификатор вершин Айламы
9. Классификатор вершин Дигории
10. Классификатор вершин Цея
11. Классификатор вершин Восточного Кавказа (От перевала Крестовый до вершины Шавиклде)
12. Классификатор вершин Дагестана
13. Классификатор вершин Азербайджана
14. Классификатор вершин Малого Кавказа
15. Классификатор вершин Восточного Кавказа (Рачинский хребет)
16. Классификатор маршрутов Крыма
17. Классификатор вершин Приполярного Урала
18. Классификатор вершин Киргизского хребта
19. Классификатор вершин Фанских гор
20. Классификатор вершин Восточных Саян

От классификатора пользы немного. Нет новых маршрутов, которых нет в бумажном классификаторе.

Ну для кого-то может пользы нет, у всех кто в крупных городах, есть бумажные классификаторы. Но я несколько раз сталкивалась с тем, что люди из регионов ищут этот классификатор в электронном виде, видимо в бумажном он не везде имеется.
А дополнения к классификационной таблице с новыми маршрутами, которых нет в бумажном классификаторе, есть на сайте ФАР: http://alpfederation.ru/site/class_tab.php
Так же они сейчас собираются выкладывать все описания маршрутов из картотеки. Но как быстро это будет неизвестно. Там кстати есть уже описания именно новых маршрутов, значатся как первопроходы. Но не совсем поянтно какие из них засчитаны, а какие нет еще.

Насколько мне известно, сейчас в ФАР как раз собирают материалы всех дополнений к классификатору 2001 года...
Но вот когда общая сводная таблица появится - вопрос.

Давно собирался отсканировать Классификацию маршрутов, видимо, пришла пора...

Классификатор должен быть с описаловыми, графическими там изображениями. Чтобы народ не только посмотрел список, а мог бы сразу и конкретно маршрут посмотреть, распечатать и т.п. Потому как на местах (в лагерях) половины нету. Труд огромный, но стоящий.

Я сначала было написала про печатный классификатор-гайдбук...
Я все печатными категориями мыслю. Не поняла тебя. Перечитала. Поняла, что торможу:-)

Проблема не в том, чтобы отцифровать описания маршрутов и привязать их к классификатору. А проблема в том, чтобы найти нормальные описания. Потому как на базах и в архивах половина описаний уже давно морально устарели, их надо составлять заново.
Те описания, которые я смогла составить или которые смогла найти у друзей, выложены там же в каталоге описаний маршрутов: http://ullutau.ru/routes
Там сейчас есть описания почти всех ходячих маршрутов в Адырсу, а так же некоторые описания маршрутов в Узунколе, Домбае, Адылсу, Дигории.
Причем там же на ullutau.ru ЛЮБОЙ пользователь может самостоятельно выложить описание маршрута. Я кричу, кричу ко всем - ребята пишите свежие описания маршрутов, которые вы ходите, выкладывайте, ведь это всем же нужно. Но никто этого не делает.
А если бы каждый мог составить хотя бы по одному-два свежих описания маршрута, то уже давно был бы нормальный полноценный каталог, которым все бы могли пользоваться. И не был бы это огромный и титанический труд одного-двух человек.

Подписываюсь под всеми Ириными словами! Обеими лапами:-)

Не, не так.
1. Мы говорим о интернет ресурсе (изначально). А отсюда все прелести.
2. БазДан. Классификатор маршрутов с возможностью сортировки по регионам, лагерям, категориям, типам, возможно стоянкам и ночевкам.
3. Выбираешь что хочешь ходить и где. Список. Кликаешь - описалово, схема, картинка, коменты.
4. Изучаешь. Печатаешь то, что нужно с запасными вариантами. Принтер ради такого случая найти можно. Трафик оптимизируешь.

60 маршрутов за выезд - это нормально (если, конечно, не брать в расчет малые горы, в малых можно и все 100 сходить :)))).

Безусловно, это ВЕЛИКИЙ труд. И ресурсов понадобится много, об этом я сказал.
А в книжном виде, лучше журнал или худ литературу читать. Для особо продвинутых - PALM, коммуникатор и прочая дребедень.

Вот к чему надо стремиться.

А то, над этим начинают работать - это прекрасно. Как то так.

С M.I.rise согласный.
Это задача ФАР организовать процесс обновления маршрутов и получения информации о маршрутах. Добрая народная воля - это хорошо, но ещё должна поступить директива. НАпример, каждая официально выпущенная группа предоставляет отчеты о восхождениях "по форме" "куда надо".

2 Archail. по поводу пункта 2.
Я и дала ссылку как раз на такой каталог, который уже создан на интернет-ресурсе, с возможностью сортировки по регионам, лагерям, категориям, типам (комб, л/с).
Проблема в том, что его надо заполнять. Я одна не могу сходить несколько сотен маршрутов за сезон, даже 60-то не схожу :)) Старовата наверно. Вот 10-20 это еще куда ни шло :)) Поэтому я физически не могу составить при всем желании несколько сотен описаний. Так что тут разговор даже не в титаническом труде, а в возможности.
Да, я могу взять описания в картотеках баз. Но ОНИ ВАМ НУЖНЫ?? По ним давно уже невозможно ходить. Мне дали проверить несколько описаний из картотеки Уллутау, те, которые я в последнее время ходила, так там даже зачастую названия маршрута не совпадало с названием по классификатору, а уж про текст и говорить не приходится.
Поэтому я и написала, что каждый должен поучаствовать. Вот возьмите и начните с себя :))) Если вы по 60 маршрутов за сезон мочите, это ж круто. Сразу на сколько пополнится каталог :)))

PS. Меня кстати Ира зовут :)

то: Ира ;)
60 и 100 - там смайлики стоят :) у меня сезон максимум 2 раза 2 нед.
но с себя могу начать, и все что схожу описать могу. только в любом случае это должно проходить аттестацию или там комиссию, сверку и прочее.
касательно директивы: приехали в безенги за сезон, например, 50 команд. сходили например 250 маршрутов. 100 разных. вот и обновили район.

Вы составьте, выложите, а мы кинем клич, кто еще ходил эти маршруты и сможет прокомментировать эти описания, если вы не доверяете себе.

:) Не 2 M.I.rise можно было и не редактировать :))). Просто фраза "С M.I.rise согласный" выглядела забавно, поэтому я и написала, как меня зовут :))

как с системе личный пост удалять? а то случается, что-то вываливается..

Если вы про комменты, то никак не удалить. Можно только какое-то время отредактировать.
Либо еще два-три раза кто-то должен нажать на минусики и тогда схлопнется. Но не удалится все равно, даже если бесконечно жать на минусики.

robinsya Такой сборник нужен, к сожалению, не только нет описаний, но и интернет не всем доступен, так что надо чтобы и в сети все было, и книжками!

Лена, а тут я с тобой согласна. Обеими лапками - ЗА!
Печатные гайдбуки тоже нужны. Даже если все маршруты будут в сетке, все равно гайдбук удобная вещь. И не только для тех, для кого интернет недоступен. Даже если интернет все время под рукой, то можно распечатать одно-два заведомо нужных описания, но меня лично заломает печатать все описания маршрутов со всего района куда я еду, когда можно взять с собой гайдбук. (Это не реклама РИСКовских гайдбуков!!! :))) )

такое дело, я с вами согласен.
Но.
Лена. конечно, из москвы мне просто рассуждать об интернет распространении, но все же существуют помимо работ и домов - интернет клубы и прочие доступы. у друзей, родственников, у соклубников и т.п. исключение, наверное, составляют небольшие образования типа поселок. и если ты куда то собираешься, то можно постараться найти инет.
Ира. я вот как раз никакие книги с собой брать не хочу. "куда бы нам сегодня сходить?" - "давайте откроем книгу перемен!" :)) ну исключение - когда с комфортом, ничего не надо никуда тащить, маленький формат (кстати с маленькими картинками)..

Я начал работу по оцифровке отчетов Чемпионатов России и СНГ (с любезного разрешения и помощи В.Н.Шатаева). Первые 8 отчетов начну выкладывать на сайте "Библиотека альпинизма" сегодня ночью:-))
Просто призывы не помогут, надо брать и делать.

Миша (праильно? да?), но ты же все равно потащишь! Ты же потащишь распечатки, а они гораздо больше весят, чем гайдбук.
Если бы у нас была возможность в альплагерях в интернет выходить.
А вообще я имела в виду, что нужно в обоих форматах - и в электронном и в печатном. Потому что ни тот ни другой не заменяют друг друга. И каждому удобен свой формат.

Виталий, это хорошо. Я тоже хотела взять у Шатаева описания из картотеки и начать их постепенно отцифровывать, но меня Леша Овчинников заверил, что у них сейчас в ФАР взят человек на работу, который будет заниматься выкладыванием описаний из картотеки. Но что-то так пока и не появляются у них в базе описания.
Может быть вы так же закинете те описания что у вас и в базу ullutau.ru? Естественно со ссылкой на "Библиотеку альпинизма" :))

Хорошо-бы создать базу данных маршрутов с описаниями.Общими силами-кто что может.И не только официально утвержденные,но и недавно пройденные.А может и проекты будущих.Что бы не напрягались некоторые,выбирая первопроход.:-))) Вполне можно было бы выкладывать и описания пройденных маршрутов от "самопальщиков".Не все имеют возможность оформить маршрут,а иногда и не хотят.Тогда те кто заявляются официально могли ссылаться на возможные прохождения.А то последнее время читаеш отчет о первопроходе и удивляешся-там только ленивый не ходил а упоминаний никаких.Ладно зимой или на высотке не докопались до тура,но летом и на Кавказе-не уж то не стыдно перед обществом.Сам знаю таких-фамилии называть не хочется.То что библиотека будет виртуальная-сейчас иногда легче скачать инфу из инета,чем купить хорошую книгу.И о доступе к инету в альплагерях-если где работает мобильник,выйти в инет не проблема.Сам сижу на мобильном соединении т.к. доступа к обычным линиям нет.Поэтому и комменты иногда короткие и без ухищрений-кнопарики на мобиле жать неудобно,а присоединиь комп не всегда удается.Может я в чем и не прав, но "...я так думаю!".

Ире - у меня нет описаний маршрутов в обычном понимании. Есть всем доступные рассказы о восхождениях на экзотические вершины - Арарат, Тубкаль, Маргериту, Рас-Дашен....
Пытаться сделать описания маршрутов, которые ходил при СССР - смешно.
Но базу "легендарных" вершин я делать буду, в планах это есть. Только туда ходят 5 человек в год, так что, это больше для себя или в ожидании большого прорыва СНГовцев в зарубежные горы. Когда-то это должно случиться.

2 boroda. По поводу "самопальных" маршрутов да их тоже можно и наверно стоит выкладывать. Только надо указывать очень четко, что маршрут не оформленный вообще. Чтобы народ не путался где классифицированные маршруты, а где просто "самопальные", которые можно ходить для души, ног которые не зачтут.

Виталий, я вам письмом написла. Я имела ввиду те отчеты, что вы сейчас сканируете.

За,за и за!

да, ФАР будет заниматься электронной версией классификатора. Это - не описания. И у Иры не полный классификатор, нет фамилий и дат первовосходителей, как в официальном издании. На самом деле классификатор - это официальный документ ФАР, который квалификационная комиссия готовит и утверждает и согласно ему присваиваются разряды. А описаниями по районам должны заниматься базы, которые там расположены. У ФАР сейчас нет сайта, куда можно было бы выложить такой объем информации, как описания, но он в процессе подготовки.

1. Я сразу написала, что классификатор у меня в том виде в каком его удалось скомпелировать с различных ресурсов. Я сейчас не вижу необходимости лично сканировать 150 страниц бумажного классификатора и отцифровыват их только ради того, чтобы добавить фамилии и даты первопроходов. Для меня более насущная и превостепенная задача - это пополнять картотеку непосредственно самих описаний маршрутов.
2. Альпбазы у нас еще долго не начнут заниматься нормальными описаниями маршрутов.
3. Что значит у ФАР нет сайта, куда можно выложить базу по маршрутам? У ФАР есть даже больше. У них есть готовый каталог, который уже программисты написали так, что туда очень просто закачивать информацию и описания:

Только этот каталог пока пустой.

Я не говорю, что создание электронной базы маршрутов - никому не нужная затея, наоборот. Но в таком виде как сейчас - это не очень полезно. Можно долго рассуждать о том, что было бы здорово, но на деле не получается.
Одному ходить маршруты и писать по ним описания не получится - нельзя объять необъятное. Надо сообща.
Я вижу выход в wiki. На РИСКе можно поставить систему wiki, благо дело есть куча бесплатных. Например MediaWiki (на которой работает wikipedia), ввести туда то, что есть. Я уверен, люди будут писать свои дополнения. Просто писать отчет о восхождении или описание маршрута целиком лениво (сам никак отчет не закончу), намного проще класть по 5 копеек в копилку коллективного разума. Только нужны хорошие модераторы, чтобы не писали всякую пакость.

Все давно уже создано.
На сайте ФАР уже год наверно существует база данных, которую самостоятельно можно заполнять любому пользователю:

На сайте Уллутау тоже не только классификатор. А так же с прошлой весны (тоже почти год) существует каталог, в котором уже достаточно много описаний. И который тоже может заполнять любой пользователь и любой может там оставлять свои дополнения в комментах. ВОт как тут:

Но никто этого не делает!!!

PS. Прошу прощения. Случайно в предыдушем моем комменте скопировалась не та ссылка. А поправить уже не могу. Но правильная ссылка на ФАРовский каталог в этом комменте.

А никто не делает, поскольку интерфейс оставляет желать лучшего. В системах такого рода главное удобный интерфейс и чтобы не было жестких ограничений: N шагов подготовки отчета на сайте федерации не каждый осилит.
Вот есть у меня фотография Тютю-Баши, а как мне ее добавить к описанию маршрута Рыжикова? Наверно только по почте админу высылать, чтобы он ее вставил, а вставить он может не к тому маршруту - перепутает все. А еще прокрута фотографий в описании маршрута не работает - ошибка JavaScript.

Такие порталы как Wikipedia, Livejournal, 8a.nu поднялись не потому, что кто-то добренький нашелся, что их своим контентом наполнил, а потому, что интерфейс удобный и постоянно усовершенствуется.

Вообще баги есть веде. Просто про них надо писать, а не молчать.
Что касается бага с прокруткой, то непонятно в чем он. У меня на МАСе все прокрутка фотографий работает. А обычно МАС очень хороший тестер на предмет багов, потому что на нем в первую очередь что-то не работает.
Напишите что у вас за система и браузер и программист отловит этот баг.

Начет добавления фото в чужие описания тут вопрос сложный.
В каталоге описаний маршрутов на ullutau.ru сделано в данный момент так, что только автор маршрута или админ может править маршрут.
Если дать доступ для редактирования всем, то возникнут проблемы как на википедии (умышленная порча и спам).
В общем надо подумать, как дать доступ для добавления фоток всем минуя админа, но при этом защититься от умышленного добавления не тех фоток, спама и пр.

ps. на викепедии тоже есть свои сложности. там нужно прочесть целую инструкция по правилам пользования всем этим делом и многих тоже заломает пользоваться этой системой: http://ru.wikipedia.org/wiki/Википедия:Правила_и_указания
А насчет Livejournal, то тут я уже совсем молчу - там абсолютно отстойный интерфейс. Я до сих пор так и не разобралась как там просто что-то нужное найти, не говоря уже о том что добавить. Это помойка. Причем грязная помойка с кучей пошлятины и мата и отсутсвием конструктивной информации.

Ирина, спасибо Вам за хорошее дело!
Думаю, что даже не развернутая информация в виде отсканированных страниц бумажного классификатора будет кому-то полезна. Порой просто нужно знать какой набор маршрутов существует в районе.
Поддерживаю бороду по поводу неоформленных маршрутов - их обязательно надо включать. Это, например, может быть полезно для тех, кто собрался сделать первопроход в каком - нибудь новом для себя районе. Вполне возможно, что намеченный вами маршрут уже кем-то пройден. Просто у людей не дошли руки до оформления. У самого несколько маршрутов 4-5 кт "висит". И по большому счету не важно классифицирован он официально или нет. Это важно только для присвоения разрядов и чемпионатов, поэтому конечно нужно четко помечать, что маршрут не кл.
Хотел бы дополнить классификатор списком классифицированных маршрутов на Камчатке (отсканирован с печатного классификатора 1999года издания). Этот горный район у Вас пока не представлен. У нас порядка 50 классифицированных маршрутов от единичек до 5Б. Из них 42 в печатном классификаторе и остальные в дополнениях. Сообщите. пожалуйста, куда посылать и в каком виде лучше это сделать.
Удачи!

Федор, спасибо!
Насчет классификатора маршрутов на Камчатке, это замечательно, что у вас есть отсканированный и вы можете выслать его.
Можно прямо на мой адрес: irina [ собачка ] ullutau.ru

А формат пойдет любой - тот который у вас есть. А мы уже сконвертируем его.