B.A.S.E. & Роуп взгляд на Хибины: результаты ознакомительного выезда.

Пишет Nefedov Sergey, 27.10.2008 19:09

B.A.S.E. & Роуп взгляд на Хибины: результаты ознакомительного выезда. (BASE, 23 км, поиск, откол, бэйс, приключение, кировск, часначорр, экзит)

Мы любим Хибинские горы, мы любим прыгать и летать.
Но ГДЕ там это можно делать, узнать не получилось: одна из возможных причин в том, что никто не знает. Как же так?
Фоторассказ о нашей поездке + подробный путеводитель по возможным экзитам Хибин. Или невозможным:)

Когда замыкаешься на определенной мысли, и мир начинает вертеться вокруг нее, очень важно понять ее ценность: дает ли она новое в развитии тебя или она надуманная. В какой то момент могло показаться, что первыми осуществить прыжок с парашютом со скал в новом (хоть и маленьком) самостоятельном горном районе - это очень круто. Это как на луну. Но подумав, мы поехали с немного другой целью - проверить всю полученную информацию, описать возможности района и по возможности прыгнуть.

Этот выезд не планировался даже за месяц до его осуществления. Дима (Бэйсджампер) предложил съездить в Хибины; мне давно было интересно оценить их для прыжков с веревкой; ввиду возможных спасработ вдвоем было ехать опасно, и Андрей с Леной, только что вернувшись из Китая и Крыма, сразу же согласились вписаться в новое приключение.

Участники разведывательного выезда команды RealAdventure.ru

Сергей Нефедов

Андрей Нефедов

Агамова Лена

Рухленко Дима

Спасибо за информацию: Макс Панков проконсультировал по Часначорру (там он прошел маршрут "Барбекю" в 2003 году), Трубы, Центральный рудник
Путеводитель Риск - фото г. Откол.
Михаил из Апатит - точный спутниковый прогноз на срок пребывания, сбывающийся как часы. Центральный рудник.
Варваркин Андрей- тахтар и скала около пер. Щель

Погода в середине октября - это начало зимы в долинах. Ничего утешительно, как все понимают, не предвещает. Но был опыт посещения Хибин в Ноябре - декабре, весной и летом, и сложилось понимание что если ты едешь на 6 дней, то это полюбому Рулетка. Повезет - не повезет. Самый сезон это либо конец лета, или морозные солнечные дни весны - возможна стабильность . Нам повезло ровно на 52%

ЧАСТЬ 1: ЧАСНАЧОРР
За один день мы дошли через пер. Кукисвумчорр до подножья горы Часначорр и поставили палатку недалеко от перевала Южный Чоргорр и даже чуть выше его. Это область в самом сердце района.

На следующий день перешли через перевал и подошли под стену

Красной точкой обозначена вершина нужной скалы

Но когда мы спустились чтобы измерить лазерным дальномером расстояния и посмотреть на скалу снизу, нас ждал облом...

Нам ничего не оставалось, кроме как уповать на прогноз Михаила и ждать повышение давления в понедельник. Вернулись в лагерь

А эта фотография сделана по просьбе Димы: здесь лежит парашют!

Так и есть: в 9 еще висело молоко, и надежды таяли с каждой десятиминуткой, но ХОП - и солнце показалось из растянутых облаков!

Внизу в понижении перевал Южный Чоргорр

Вперед и вверх, а там...

Что-то непонятное

Как оказалось, это был очередной памятник, коими богаты перевалы этих безобидных с виду гор - холмов. На перевале тоже стоял памятник...

Идем к вершине

Вершина г. Часначорр - всего на полтора десятка метров ниже самой высокой точки Хибин

Вышли на сторону обрывающихся вниз стен. По информации Панкова и в путеводителе Риска это перепады высоты 450 метров.

Станция на камне, который лежит на снегу, на котором стоит Андрей, к которому привязана веревка, на которой висит Сергей и Дима

Все знают о хибинской изморози: это когда под напором сильного ветра и высокой влажности снег прилепляется к скалам любой крутизны. Здесь эта корка 10 - 30 см, и висит это все даже на микропотолках карнизов. Пожалел что не взял каску: мог получить по голове при спуске, сброшенной веревками ледышкой.

Когда мы с Димой оказались на экзите, наступили самые интригующие моменты. Прыгать можно! Но: показания дальномера явно не совпадали с примерными раскладами. До самой самой нижней точки даже не начала скалы а осыпи, перед тем как она поднимается на моренный вал, было всего около 320 метров (+ - 20 м: уже не помню)

Вот профиль стены с размерами: от точки 1 до точки 2 хватило привязанной к камню 50 метровой веревки, всего 35 метров дюльферов по скале. От точки 2 до точки 4 около 320 метров. Соответственно перепад стены не больше 300, а то и меньше. Мы рассчитывали на 400 - 450.
Пропорционально уменьшилась и протяженность вертикально/отвесной части: до видимых с экзита выпираний и выполаживаний около 95 метров. (точка 2 - точка 3)
К тому же против относительно безопасного прыжка стояли такие факторы:
-Тесный и скользкий экзит (наклонная полка), сам экзит это пятачок на ней на размер ступней.
-В 30 метрах ниже выступающая полка, которую реально перепрыгнуть, но при хорошем отделении. При плохом - велик шанс зацепить. Прыжок с той полки - потеря высоты до совсем критической. Мы дюльферять не стали, чтобы ее проверить
-Площадки приземления: участки снега (уже глубокого) между больших камней. Летом очень проблематичные
-Нет запаса на доворот парашюта, на свою ошибку, на порыв ветра при приземлении.

Потом сделали "свес" в 20 метрах в стороне, но там оказалось не лучше.

Как только мы обратили свой взор на дорогу обратно к цивилизации, погоду "выключили", все затянуло наверху, задул ветер. Будь экзит с лучшими характеристиками, парашют был готов к использованию, и подаренное окно безветрия и солнца полностью бы оправдало себя. Но не здесь, и не сейчас.

ЧАСТЬ 2: ТРУБА

По сообщению Макса Панкова мы уже знали что на 23 км. стоят 2 заброшенные трубы. Но они оказались ТРУБАМИ. Высота маленькой 90 метров, большой 180.

Потом мы ждали утихомиривания ветра и сделали 2 подхода к ней с парашютом. Первый раз проблема оказалась в отсутствии видимости сверху площадок приземления, которые, по словам Димы, были чуть ли не идеальными. Второй раз мы пришли днем, но, как и в первый, были обнаружены ведомственной охраной рудника. Несмотря на ощущения заброшенности и никомуненужности, они делают объезды всей территории. Честь им и хвала за такую хорошую работу.
Так что либо нужно согласовывать с руководством рудника свои прыжки, либо идти на жесткий нелегал. Но в этом нет особого смысла, потому что такие трубы не уникальны. Разве что кому-то будет важно, что вокруг горы. Можно совместить с катанием на лыжах или борде:)
С веревкой: там некуда тянуть диагональную базу к земле, вокруг провода. Если вешать базу между трубами (75 метров), то трудно будет добиться глубины падения более 30-40 метров (недостаточная амортизация базы или маленькое расстояние между трубами). Нам такие характреристики неинтересны сейчас, тем более надо договариваться с руководством рудника.

ЧАСТЬ 3: РУДНИКИ

Прямо из окон яслисада "Рябинушка", который стал уже чуть ли не культовым местом - перевалочной базой туристов альпинистов видны обрывы кировского рудника. Там взрывают, надо быть начеку. Можно съехать на лыжах/борде прямо с парашютом:) Высота на глаз от 60 до 100 с небольшим метров. Площадки внизу есть, если перелететь осыпь.

Еще есть непроверенная информация что отрог горы Айкуайвентчорр очень крут - отвесен. Снизу к нему можно попасть выйдя на 23 км, дойдя до труб, свернуть вправо и вдоль ручья Подъемный по дороге дойти до цирка мимо заброшенной военной базы. Мы туда пришли, но получили облом в виде полностью закрытых облаками скал. Сверху это территория Центрального Рудника, или попасть по дороге через КПП, или с горнолыжного подъемника продолжать движение по плато в сторону от г. Кировск.

Обычная картина. Грустно так говорить, но еще и в такую погоду 25 км. превращается в Депрессуха - Сити.

ЧАСТЬ 4: ОТКОЛ И ТАХТАРВУМЧОРР
Потенциальный экзит - г. Откол и за ним обрывы тахтарвумчоррского хребта. Надо пройтись за откол и посмотреть, но шансов немного. Варваркин говорил о давнем маршруте Потанькина, по зеркалам, там может быть отвес. Панков готоворил, что на Тахтаре вряд ли есть что-то стоящее.
Мы в этот раз дошли только до перевала Географов, а выше опять облака, так что не было видно даже щели перевала. Я уже ходил на Откол маршрут, но тогда даже думать не думал о прыжках.
Откол: фотографии. Стрелочками показан карниз "клюв" - возможный бэйс экзит. Карниз 2 - возможный экзит для небольших прыжков с веревкой.

Другие скальные массивы района: Стены Ферсмана, Петрелиуса - маловероятно. Сами были давно рядом, смотрели фото. Есть скала около перевала Щель (если смотреть с севера на перевал, то справа скала, по фото верхняя часть отвесная. По словам Варваркина Андрея шансов на большой отвес или даже вертикальность мало, а он там маршрут прошел.

Где же Австралия? с тоской в глазах стоял Андрюша и смотрел на депрессуху плэйс, где постоянно шел дождь и солнце светило 4.5 часа за 8 дней. И дороги пустые вели только в еще более дикие места... (для тех, кто понял)

ЧАСТЬ 5: УЩЕЛЬЕ АКУ - АКУ.
Подходит для прыжков с веревками, небольших размеров, но красивые скалы.

ИТОГ:
Распечатать Хибины прыжком со скалы с парашютом нам в этот раз не удалось. Кроме перечисленных объектов можно найти еще что-то стоящее, но с маленькой долей вероятности.
Для прыжков с веревкой мы перспективы оцениваем как малопривлекательные, особенно учитывая местный климат. Разве что небольшие проекты, за которыми мы вряд ли поедем.
Мало ли кому пригодится: прямо с вершины Часначорра упустили 50 метров абсолютно новой статики Тендон. Скорее всего прилетела к началу скалы, потому что скользкая очень и скала вся это ледяной каток.
Для возможных спасработ в Хибинах мы брали 20 якорных крючьев, расходный реп и 10 карабинчиков для продергивания. В следующий раз я бы взял аккумуляторный перфоратор и 15 шлямбуров. Копать лед на маршруте в поиске трещин занимает невероятное количество времени. Жизнь дороже.

Мы получили много опыта по сбору информации и ее проверке. Узнали о возможности получать метеопрогноз высокой точности по географическим координатам (с силой и направлением ветра, влажностью, количеством осадков, давлением, температурой), побывали в новых для себя местах.

За 8 дней общения с Димой мы узнали о парашютах столько, что это был даже перегруз информацией. О многих разных аспектах истории, теории и практики. Были даже свидетелями переукладки с подробнейшими комментариями. Все открылось с новой стороны, произошло внутренне принятие.

Мы классно потусили, наконец !!!