«Таких не берут в космонавты...»

Пишет niska, 15.12.2008 18:46

«Таких не берут в космонавты...» (Горный туризм, фст г. новороссийска, приэльбрусье, горный туризм, горы)

История спортивного горного похода III категории сложности по Приэльбрусью. 10 – 25 августа 2006 года. п. Теберда – п. Хурзук. Руководитель Дьяченко Н. В.

Используйте наш опыт, ибо ошибки на маршруте, совершенные Вами, могут иметь плачевные последствия.

***
Так оставьте ненужные споры,
Я себе уже все доказал,
Лучше гор, могут быть только горы,
На которых еще не бывал…

( В.Высоцкий)

Целый год мы всей душой рвались в горы, чтобы вновь увидеть, почувствовать, ощутить эту молчаливую, неукротимую мощь, эту всепоглощающую гармонию сил природы….

Мы, это — Коля Дьяченко – руководитель, он же GPS; Костя Насыпов – типа зам. руководителя, он же штатный массажист, он же бумагомарака; Антон Зимин – реммастер, он же женский тормоз; Ксюша Селюминова – штатный завхоз, она же штатный папарацци, она же чудо в перьях, она же гордая птица – ёж; Таня Павленко – медик; Володя Аксенов – участник, он же штатный бармен; Володя Кочетов – участник, он же штатный тракторист, по совместительству второй женский тормоз; Андрей Ромашкин – участник, он же тихий омут с кучей чертей.
Стоим не по перечисленному порядку, и здесь нет Ксюши. Она, ессно, нас фотографирует… Это уже не дом. Долина реки Назалыкол, наш первый полноценный день похода. Это просто состав нашей маленькой боевой группы...

10.08.2006г. Отъезд из г.Новороссийска

И вот он настал, день нашего выхода на маршрут. Мы долго ждали его, готовились. Проверяли снаряжение, рассчитывали и покупали провиант, тренировались…

Сбор был объявлен на 13-00 час. у руководителя, на дому.

Коля, как командующий своего небольшого войска, проверяет и упаковывает снарягу, продукты. Раздает пилюли, и все такое…… Но и он не без греха… Забыл дома главное снаряжение туриста: Тарелку, кружку, ложку, и сидушку. Пришлось в г.Черкесске купить ему красный генеральский ковшик и мерный стакан… Запасные ложки у нас с собой были (мы продуманные…), а вместо сидушки, пришлось Колюне весь маршрут сидеть на каске… Заодно и потренировал вестибулярный аппарат…

Народ, как всегда, вовремя не собрался… Подходит с «небольшим» разбросом по времени. Разгильдяи… Однако рюкзаки (читай косметички), уже имеют вес, порядка 16-18 кг. Барахла набрали, как «матрасники». По принципу «лучше перебдеть, чем недобдеть…» А вдруг мороз? На что гвардии капитан группы, Коля Дьяченко мудро заявил, что это проблемы каждого члена команды индивидуально, главное, чтобы общественная снаряга и провиант были распределены четко, и согласно статуса. На что мечтательный народ не возражал, так как все были сытые, откормленные, и совсем
свеженькие… Эх, молодежь неразумная…

Три раза перепаковывали заброску, которую надо было оставить в п.Учкулане, на погранзаставе (пост №12). Выезд планировался из г.Геленджика в 19-10 час. Значит из Новороссийска не позже 17-00 час. И вот интересное началось… С милой улыбкой, каждому «ослику», в рюкзак было добавлено примерно по 6 кг всякого разного, но общественно полезного добра. Безмен, на котором проверяли итоговый вес рюкзаков, нас жалел, показывая заниженный вес, но, как говорится: для бешенной собаки…

К 16-00 час. приезжает Гена Селюминов, видит нашу суету (читай бардак), смотрит на часы, и улыбаясь так, ласково, выдает резюме, что мы раньше, чем за два часа не уложимся, а еще до Гелика переть. И тут же замечает потрепанные берцы Володи Кочетова (он же Снайпер), сглатывает слюну, и вкрадчиво, все еще надеясь получить отрицательный ответ, спрашивает, не вторая ли это пара обуви? Встретившись с глазами Снайпера понимает, что надежды его не оправдались. Гена шумно выдохнул, и смог только промолвить: «дааа, ребята…».

Прошло 40 минут, и мы полностью собрались. А не два часа! Вот!… А так как мы люди почти культурные, то я приставал к Коле с вопросом про «Фэйри». Ну надо же посуду мыть, кастрюли всякие, в конце-концов… В результате кинули бутылочку и губку в машину, уже не в рюкзак, и я угомонился… Тремя машинами уезжаем в г.Геленджик. Как грамотный сэнсей, Коля дает последние «наставления» МЧС, что если не появимся в г.Новороссийске до 28 августа, надобно будет приступать к поиску…

В 18-00 час. прибыли на автовокзал г.Геленджика, перенесли груз к остановке, и пока не было автобуса, я, Антон Зимин и Володя Кочетов, решили купить дополнительного курева, выпить пивка напоследок, и все такое… С часок мы пивас и пили…

Автобус подошел, но пассажиры оказались не более дисциплинированны, чем мы, отъезд задержался на пол часа. Люблю я РАссЕю… Водитель был весьма обрадован, когда наши баулы полетели в трюмы его корабля, а мы, заполнив их наполовину, гордо пошли занимать свои места. Путь наш лежал через Джубгу, до г.Черкесска, куда мы благополучно и отправились в 19-40 час. Ехали хорошо, в потолочные люки автобуса залетало достаточное количество кислорода. При этом, учитывая предыдущий туристический опыт, дефицит горючего, на каждой станции докупалось топливо, в виде пива… Примерно в час ночи народ снизошел до боковой, и проснулся ближе к г. Черкесску. Но это был уже следующий день…

11.08.2006г. г.Черкесск, пУчкулан, п.Теберда

07-00 час. Приехали в г.Черкесск.

Утро началось весело. У Володи Аксенова разболелся зуб. Его с Татьяной (нашим штатным медиком) отправили в ремонт, где за 200 руб. из Володи быстренько сделали человека. И он, не долго думая, как БОМЖ улегся отдыхать на траве, около автобусной остановки. Человек искусства… Твердо решив пересмотреть семейный бюджет, и ездить на ремонт своих жевательных агрегатов сюда…

Коля умотал в местную службу МЧС, а потом и к погранцам. Чтобы все было по взрослому, надо было получить пропуска. При этом, к нам постоянно приставали аборигены,
которые страстно жаждали за наши деньги, причем немалые, нас покатать, по местным землям. Один оказался особенно настойчивым, и снова пристал к нам около погранцов. Ну да кто такой карачаевец против хохла?… Колюня, сделав умное лицо, воспользовавшись распечатками километража из интернета, которые были заблаговременно нами приготовлены, растолковал мужику, что тот много хочет, и что мы не лохи, и вообще, лохи не мы. Договорились за 3 200 руб. Типа, покатушки, сначала до погранзаставы п. Учкулан, для оставления заброски, а потом до п. Теберды, где мы отдадим ему денежку… И все бы ничего, но до погранцов, по бездорожью, от п. Учкулана, ехать почти полтора часа, так ведь и обратно потом столько же… Короче, катал нас мужик с 11-00 час. до 17-45 час. Тихо, при этом матерясь, и громко стеная, как он попал… В один момент он просветлел, и… включил попсу местного производства, про кавказских горячих парней, на магнитофоне. Здесь перестали улыбаться мы, и, через пару часов прослушивания одной кассеты совершенно дикого безобразия, мы увяли… Месть состоялась…

Итак, в 17-45 час., мы покинули маршрутку, подтянули лямки на рюкзаках, и в 18-00 час. вышли уже пешком на маршрут, по дороге, вдоль реки Джемагат. В 18-20 час. дошли до шлагбаума лесничества. Все, мы на территории заповедника. Вдруг начал чувствоваться вес рюкзаков. У мужской половины группы он составлял до 26 кг. Вроде бы немного, но кто ухмыльнется, пускай сам погуляет с таким кошельком. В 20-30 час. встали на первый наш палаточный ночлег. Довольно большая поляна, с высокой (до 1 метра) травой. От места высадки прошли примерно 4 км. Ужин, ессно, на горелках. Надо же начинать сбрасывать лишний вес. Это народ сейчас волнует гораздо больше, чем природа заповедника. Ну да я отвлекся. Справа от стоянки ( не доходя метров 20) родник, с металлической трубой. А на месте стоянки могут поместиться 4 большие палатки, а не то, что наши две, (одна двухместная, вторая четырехместная).

Обе палатки фирмы ALEXIKA, а, так как буржуи все делают для людей, то мы добавили еще по человеку в каждую палатку, и еще хватило бы места на пару мешков чего-нибудь большого… Ужин съеден, чай выпит, пора и баиньки… 23-00 час. Настроение группы более чем бодрое. И, тем не менее, еще перед сном, и умным видом, мы заранее наклеили пластыри на ноги…. Теперь все, день точно кончился…

12.08.2006г. Подход под перевал Назлы–Рынджи (1Б, 3389 м)

Подъем в 07-00 час. Завтрак, сборы, выход в 08-30 час. Сразу решаем, что при всей спортивности похода, мы сюда еще и отдыхать приехали. И что время проведенное «в ходьбе» вовсе не означает качество прохождения. Смотрим стратегию: кто как идет, кого ставить заключающим и т.д. и т.п. При прямой ходьбе, заключающими ставили сильных осликов, а при подъеме желательно техничного и думающего. С таким расчетом, чтобы ниже него трудно было упасть… Опять отвлекаюсь на технику. Итак, через один переход (около 30 мин) появляется развилка. Налево она идет вниз, к реке, мы же уходим направо вверх по дороге. В 10-15 час (спустя два перехода), спускаемся к реке Назалыкол, идем вперед еще порядка 200-300 метров, добираемся до бревенчатой переправы, через островок.

Когда-то там была неплохо сделанная переправа, но природными экзерсисами ее разбомбило… несмотря на это,
сам процесс переправы в этом месте относительно прост. Вот еще пара народных мудростей: не мочите рабочую обувь, ноги, если есть хоть какие-то варианты, лучше переобуйтесь в какие кроссовки, и никаких переправ босиком! Снесет, или пораните ногу, далее маты по тексту. И не делайте пешие переходы в первые пару дней больше 30 минут (перерывы между переходами в 5 минут). Поверьте на слово, иначе ослики очень быстро дохнут…

У меня практически новые ботинки ASOLO GRANIT. Хорошие ботинки, но надо разнашивать, внимание!!! ПОД ВЕСОМ! Разнашивал дома, но без веса за плечами, все было чудно, а на маршруте пластыри сорвало на ура. В первый же день. Очень жесткий вибрам. Уже к обеду мои пятки имели жалкий вид. Хотя и пластырями клеился заранее, не помогает… Хотя… может быть, если бы вес моего рюкзака составлял не 45% веса моего собственного, а хотя бы порядка 30 %, ноги бы выдержали. Но это уже лирика, а тогда я имел факт, а факт меня…

Ладно, поехали дальше. В 11-05 час. уходим с переправы. Идем по левому берегу реки Назалыкол, по тропе. В 13-00 час. (СПУСТЯ ДВА ПЕРЕХОДА ПО 55 минут! Почти мертвые. Читай выше, какая должна быть временная протяженность переходов), встали на привал. Нужен реальный отдых. Напротив нас скалы, с отломанным отрогом справа (сама скала тоже справа, по ходу движения). Дальше трогаемся в 16-30 час. Теперь переходы правильные. Кругом растут крокусы – маленькие вонючие цветы (как наступишь, так Гринписы вонять начинают)…

Встаем на ночлег в 18-05 час. Зеленки нет уже около часа ходьбы, одна трава. Остановились на краю травы. Дальше уже идет марена, с набором вверх. Место допускает поставить четыре палатки.

Первый день нас здорово вымотал. По десятибалльной шкале мы устали от 7 баллов до всех 15-ти…

Напротив стоянки, немного справа по ходу движения, лежит очень большой камень, с отколотой левой боковиной.

Выслали разведку, мужики вернулись через полтора часа, и сказали, что дальше, приличных мест для ночлега нет… Кушаем, лечу ноги, ложимся спать в 21-30 час. Но не тут-то было… У Ксюши пуховый спальник, пух из него рвется на свободу, и наша палатка мгновенно превращается в курятник… Хотя законное право именоваться курятником остается исключительно за спальником…. У нас, в основном, спальники ALEXIKA MOUNTIN COMPACT. На холлофайбере, с экстримом до – 20С. Кстати, я за весь маршрут его так ни разу и не застегнул, хотя и спал в одних плавках. Отличный спальник, при весе в 1,68 кг, и цене 1000 руб. Да народ, зачем переплачивать за лэйбл…

13.08.2006г. Перевал Назлы-Рынджи (1Б, 3389 м). Подъем, спуск

Итак…. День первого перевала… Подъем в 07-00 час. Пинки руководителя под бока, куча матов, и мы встаем… Выходим в 09-00 час.

Поднимаемся на ледник Назалыкол по хребту, который находится примерно через 1000 метров от первоначального подъема, и немного справа. Почти весь путь до хребта идет по марене. Делаем эдакое некислое полукольцо. А солнышко парит все сильнее …

Под хребет подходим через четыре перехода по 30 мин. Там останавливаемся на пол часа, пошел резкий набор высоты, нужен отдых. А дальше, красота неописуемая. Сам ледник две трети пути чистый, идем без связок, спокойно. Хотя много скрытых трещин. Они шириной до метра, явно выделяются белым снегом. Идем след в след. Но, если у членов группы опыта нет, или мало, народ, не ленитесь, идите в связках. Трещины, конечно, не глубокие, метров по 20, но не спасетесь в одиночку… Володя Аксенов немного напрягся, видимо вспомнил прошлый год. Тогда, при таких же условиях, у них в группе было два срыва в трещины… А начиналось все также невинно и романтично…

Некоторые идиоты, типа меня, поднимаются на перевалы и в кроссовках. Идти здорово! Камни хорошо держатся на льду, но и ледорубом надо уметь работать, как нунчаками… В общем, так я в кроссовках на перевал и поднялся…

Поднялись за три перехода по 20 минут, с остановками по 5 минут. После двух переходов начался снежник. Сам ледник в верхней своей части практически горизонтален, уклон порядка 15-20 градусов. Но скрытые трещины требуют постоянного контроля и внимания.

В 14-00 час. мы поднялись на перевал!!! Сняли записку литовской группы, кругом шпионы … Натопили воды из снежника, приготовили обед, сфоткались, покурили. Погода отличная: солнце, ясно, небольшой ветерок. Отдохнули, лежа на перевале, и глядя в космос, который открылся у нас над головами… Мы КОСМОНАВТЫ!!! В 15-30 час. начали спуск.

С другой стороны перевал представляет собой сплошной маренный сброс, с небольшими, до 500 метров в диаметре, снежниками. Марена то крупная, то средняя. Несколько резких сбросов вниз, под углом в 50 градусов. И сами расстояния большие.

Именно тогда у Тани начало болеть левое колено. Спускаемся до озера. Купаться!!! Вода супер. На озере мы в 16-45 час. Уходим с него в 17-15 час. В 18-15 час. встаем на ночлег, по правую сторону реки, не доходя 100 метров до сброса реки вниз(водопада). Встаем на возвышенности, на большой площадке, в урочище Рынджи, перед входом в цирк Рынджи… Смотрим карты. А ночью виден млечный путь, горы созвездий и звезд, спутники… метеориты… Сегодня мы первый раз пересекли Кышхаджерский хребет, а завтра снова он, но уже перевал МИФИ (Рынджи) (2А, 3231м)…

14.08.2006г. Цирк здесь был, а клоуны приехали…

Сегодня подъем в 06-00 час. Завтрак, сборы, все дела. Подгонка личного снаряжения. Примеряем сбруи(системы). Настрой боевой. Выход в 09-00 час. Идем направо вверх, в цирк. Набор высоты градусов 15. По марене. Выходим на плато, и… Коматоз…. Или, если по русски : сосите борщ, уважаемые товарищи туристы!

Перевалов много, но они явно более высоких категорий, чем мы в состоянии пройти. Снова смотрим карты, описания. Руки оторвать тем писакам и чертилкам…

Соответствий нет!!! Вобщем, ходил вокруг пятнадцать круг… ходим по цирку до 14-00. По 300 – 400 метров в каждую сторону, с небольшими подъемами. Марена, ледник, снежник, сыпуха, опять марена… Нет перевала МИФИ (2А, 3231м). Остановились. Коля с Антоном поднялись круто на близ лежащий ледник, и тоже ноль… Это сейчас, здесь, на большой
земле, мы поняли, где расположен перевал МИФИ (2А, 3231м). А тогда…

Встали на полудневку. Стираем, сушим вещи, ремонтируем обувь, снарягу. Ходим в разведку налегке, в обе стороны цирка.

Снова изучаем, привязываем карты. Никакого результата.

Слева от цирка Рынджи, куда пошли Володя Аксенов с Андреем Ромашкиным, ничего нас интересующего нет. Крутой обрыв в урочище Джолсу-Чат. Открыт шикарный вид на гору Рынджи – Аге (3730,9м). Направо вверх пошел Володя Кочетов. Пришел, рисовал кружки всякие, и Коля решил сходить туда еще раз, так как закралась надежда, что нашелся и пик МИФИ, и гора Муруджинская Игла. В 19-00 час. Коля одел кроссовки, и исчез… Еще один маньяк… Вернулся через полтора часа. Он залез на перевал МТИЛП (2А, 3330м). В классификаторах он указан как 1Б*, но это не так. Ну да об этом завтра… Там Коля снял записку группы с Днепропетровска, которая считала что это перевал МИФИ (Рынджи) (2А, 3231м), но это была ошибка. Мы подумали, что это перевал МИФИ (Рынджи) ложный (2Б, 3329 м). Коля сказал, что с перевала он видел и наш. И что нам уходить в левый угол цирка (правое полукольцо). И мы спокойно легли спать. Не зная, что на завтра нам были приготовлены сюрпризы, которые навсегда останутся в нашей памяти. А пока мы сладко спали, и только дежурным снились страшные сны. О раннем подъеме, о готовке и мытье кастрюль…

15.08.2006г. Авария, перевал МТИЛП(2А, 3330 м)

Подъем в 07-00 час. Небо чистое. Встает солнце. Красота!!! Завтрак в 07-30 час. В 08-00 час. одеваем сбруи и выходим.

Первая ошибка на сегодня: приняли перевал Уллу-Муруджу (1 Б*, 3341 м) за перевал МИФИ (Рынджи) (2А, 3231м).

Сначала идем по марене. На это уходит два перехода по 30 минут. Идти надо по центру цирка. Слева летят камни уже с утра, а справа вертикальный отрог, с него не летит, но вероятность познакомить голову с камешком достаточно велика. Выходим на ледник. Еще какое-то время я иду в кроссовках, ноги еще болят, мажу пятки левомиколем, и постоянные пластыри… Довольно полого, но вскоре становится круче. Градусов до 30. В кроссовках дальше идти не вариант. Одеваю ботинки, кошки. Народ уже впереди, все в кошках. Идем без связок. Открытый лед порядка 50 метров, дальше покрытый снегом. Несколько скрытых трещин ( 5-6), но их снизу почти не видно, надо смотреть вправо, там открытые куски трещин. Они перпендикулярны нашему движению. У половины группы кошки фирновые, у остальных ледовые. Нам, кто в ледовых, здесь неудобно. Через каждые 2-3 шага ледорубами сбиваем с них снег. Идем след в след, трещины становятся виднее. Их перешагиваем. Еще метров через 100 крутизна склона резко увеличилась, градусов до 45. Ступеньки буквально рубим ботинками. Снег разлетается салютом. Зато, попадая за воротник, снимает жару.

Солнце палит нещадно, Справа, в 50 метрах от перевала постоянно сходят камнепады. Постоянный шум от их падения добавляет нам эротических ощущений… За 20 метров до перевала, становимся на снежную полку. Страхуемся на фирновых ледобурах.

Коля поднимается на 10 метров вверх, на следующую полку. А там… бершрунд во всю ширину ледника, да и рантлюфт от скалы до ледника шириной примерно на 10 метров. А глубина какая… Перебраться через все эти прелести возможности нет. Так что и перевал Уллу -Муруджу (1Б*, 3341м) тоже имеет по факту совсем другую категорию сложности…

Время 12-00 час. Снег подтаивает очень сильно. Надо срочно сбрасываться вниз. Ошибка вторая: вкручиваем только один ледобур, на который встегиваем спусковую веревку. Надо бы хотя бы пару, но уж как сделали… Но, кстати, еще не известно, было ли у нас время на правильную подготовку спуска… Итак, веревка 60 метров, сбрасываемся на спусковухах. И все это должно происходить буквально пулей, уж очень опасно становится здесь находиться. Игра со смертью не стоит этих свеч…

В течение пяти минут пять человек уже скинулись на эти 60 метров. Мы с Антоном принимали остальных.
Он стоял метра на 3-4 ниже меня, и правее примерно на метр. Склон оставался крутым, и рюкзак за плечами не позволял поднять голову, чтобы увидеть, что происходит наверху. Ксюша Селюминова пошла шестая… Снег под ледобуром растаял, и он пробкой выскочил на свет божий… Вывод: в экстренной ситуации (на одном ледобуре), можно спускаться только троим, потом необходимо перекрутить ледобур на новое место. Ксюша сорвалась метров за 30 над нами. Ледоруб ее был встегнут за беседку, а должен был быть на руке, через темляк! Так что, ни вытащить его, ни тем более применить Ксюша не могла. При срыве она полетела кубарем, боком через рюкзак. Ошибка третья: при срыве не молчать!!! Она пролетела уже метров15, когда мы снизу ее увидели. И пролетела справа от нас. Прежде, чем Коля сверху крикнул о срыве, мы с Антоном уже были в прыжке. Скорость падения Ксюши уже была столь высока, что я надеялся воткнуть свой ледоруб ей хотя бы в рюкзак, поймать ее я уже не успевал. Но она пролетела мимо меня, как чемпионка мира по бобслею…Клюв моего ледоруба прошел сквозь несколько колец веревки, на которой девушка была встегнута, и я вбил его в снег. Мгновением раньше Антон, вырвав, на хрен, своим прыжком (около трех метров вправо) свой ледоруб, упав на снег ниже девушки, смог поймать Ксюшу за грузовую петлю рюкзака, воткнув свою вторую руку локтем в снег, вместо ледоруба, и раскинув ноги в полушпагат. Веревка в петлях натянулась, меня дернуло, но уже все… Падение было остановлено. На этот раз все остались живы… Только вот странность одна, почему-то вдруг у Антона сильно заболела зарубающая рука… Ну что ж теперь делать… Авария предотвращена.

Поднимаем головы вверх, и видим еще одного сноубордиста. Это Володя Кочетов едет вниз в полуприсяде, танцуя свой профессиональный танец «Эх, яблочко…», кошкарями вперед. Весело так едет. Подправляя свое направление ледорубом. Мать, перемать, его же может сейчас развернуть!!! Но он тяжелый, да и косметичка за его плечами неплохо придавливает. Напряжение сошло… Он тоже.

12-10 час. Срочно сбухтовываем веревки, и по одному уходим вниз. Я иду заключающим. Снег так растаял, что кошки забиваются все сильнее. Скользят. Я срываюсь три раза, но это уже нормальный, рабочий процесс. Сразу же зарубаюсь, встаю, и иду дальше. Как прошел этот процесс у остальной группы, я не знаю. Снежные мосты на трещинах стали совсем белые. Перепрыгиваем и спускаемся максимально быстро вниз по снежнику-леднику. Спуск занял 30 минут.

Спустившись вниз, поворачиваем влево, в соседний цирк. Решаем брать перевал Рынджи ложный (2А, 3329 м)
Как мы думаем…

14-00 час. В верхнем цирке вся группа остается, готовим обед. Коля с Антоном собирают веревки, крючья и прочее железо, и идут на перевал в этом цирке, на котором вчера вечером был Коля. Им надо было провесить веревки, так как скальный подъем, выходящий на перевал, был около 70 метров, сыпал камнями, и вообще не внушал особого доверия. Погода резко начала портиться, мы даже подумали что все, сейчас ливанет, и опять будем стоять. Но обошлось. Периодически до нас доносились маты со скальника… Видимо наши мужики были весьма счастливы, занимаясь там своим делом… Они вернулись около 16-00 час., и в 17-00 час. мы вышли на ледник. Длина этого ледника составляет порядка 500 метров, сначала часть фирна, потом снежник.

Около скалы идет небольшой подъем, метров 30. Подойдя под скалу мы сняли рюкзаки и рассредоточились, так как камни сыпались практически без остановки.

Коля и Антон поднялись на перевал, страхуясь через схваты, это было долго, и весьма утомительно, так как на плечах у них были рюкзаки, подъем продолжительный, и сложный (напомню – около 70м). Остальная группа пошла на жумарах. Скорость подъема увеличилась. Девушки поднимались без рюкзаков, и Коля два раза спускался вниз за ними. Полностью вся группа поднялась на перевал в 19-55 час. До полной темноты остался один час. В 20-05 час. начинаем спуск. Сначала скала с сыпухой, и так метров 200. Потом выскочили на снежник и очень быстро сбросили вниз около 1 км. Таня на марене подвернула больное колено. Встали на ночлег около озера, метрах в 300 от места стоянки слева спускался большой язык огромного ледника. Размеры ледника составляют примерно 3х4 км. Название ледника остается покрытым тайной, так как карты, описания, совершенно оказались негодны… Но выходит он под перевал Муруджу (1А, 3144м). И перевал, с которого мы только что спустились, оказался не Рынджи ложным (2А, 3329 м), а… МТИЛП (2А, 3330м). Он такой же 1Б*, как я - китайский летчик! Перевал сложный, жесткий. Без спецснаряжения там делать нечего…

И здесь до нас доходит, что один из перевалов, которые мы видели в первом цирке, и есть наш МИФИ (Рынджи) (2А, 3231м). Только он, кроме грусти, ничего не вызывал… Визуально с расстояния, он не 2А, а минимум 2Б. К нему ведет крутой ледник, а дальше разлом. Разлом огромен даже на фотках. Не видно, каков там рантлюфт, но вертикальный перепад очень большой. Издалека трудно оценить его реально… Но эта мысль посетила нас и тогда. Проведя, уже дома, целые исследования, установили, что то был перевал Рынджи ложный (2А, 3329 м).Хотя сложность его мы визуально определили правильно…

И как теперь нам попасть на погранзаставу за п.Учкуланом, где нас ждет наша заброска??? Мы совсем в другом ущелье, и следующий наш перевал, перевал Миронова(Южный Даут) (2А, 3586м), мы явно не видим… Продуктов остается мало… Главное, что сало еще есть…

Просто песня. Все, на сегодня приключений хватит за глаза. Спать…

16.08.2006г. Урочище Муруджу

С утра все начинается как обычно. Только понимание, что на перевал Миронова (2А, 3586м) мы отсюда не попадем. Вариант остается один. Спускаться в урочище Муруджу, идти вдоль реки Улу – Муруджу до автотрассы, потом до п. Теберды. Оттуда добираться до г.Карачаевска, дальше погранзастава п. Учкулан. Вперед! По карте, от места нашей ночевки до трассы порядка 15 км. Но троп нет… Что-то, когда – то было… Раньше… Вобщем, спускаемся мы в это урочище, и идем до 13-00 час. Остановились около крупной осыпи, надо же и витаминов поесть, а тут черника растет ковром… Здесь нас застает дождик….с градом… Исследуем осыпь: ба! Да здесь шикарные двухярусные пещеры! Все туда. Дождь идет, значит будем обедать. Сказано, сделано.

Володя Аксенов в этот день был дежурным, но даже и он не знал, что в нем спит талант бармена. Зашипели горелки, затрещали по швам бич – пакеты, стало нарезаться сало… А «красная полоска»!!!! (Термин запатентован и введен нами в обращение в прошлом году, в горной двойке – это кетчуп). Хорошо сидим!!!

К 16-00 час. дождь прекратился и мы пошли дальше вниз. Часов в 18-00 появляется тропа. Егеря… Володя Аксенов нашел на одном из камней след первобытного человека – бинокль. На ночлег остановились в 21 – 00 час. Шли сколько можно. До трассы остается порядка 5 км. Недалеко от нас стоит деревянный домик, там местные лесорубы. Устали мы сильно. Без троп то ходить… Но в речку, покупаться дабы, все равно залезли… Отбой…

17.08.2006г. Урочище Муруджу, п.Теберда. г.Карачаевск, п.Учкулан погранзастава.

Вышли в 10-00 час. К 12-30 час дошли до автострады в 5-ти км от п.Теберда. За два перехода. Вошли в форму, и по ровному уже нормально двигаемся с почасовым пробегом… На автовокзале в п.Теберда сели в маршрутку до г.Карачаевска, предварительно купив пару бутылочек пивка…. Ууууу! Ну очень хотелось! Там сытно пообедали в кафе. Лагман, манты…Кайфец!

В 15-00 час. наняли другую маршрутку до погранзаставы в п.Учкулан. Едем до заброски. Недалеко от заставы (в 3 км) есть нарзанный источник. Переходишь по навесному мосту через реку и хлебаешь от пуза… В нем много сероводорода, и нам стало хорошо… Особенно нашим пятым точкам. Очищение организма – вещь полезная!!!

В 17 – 00 час. доехали до погранзаставы и встали на ночлег. Ковыряемся в заброске. Первый костер за весь поход, и то для настроения. Здесь можно… Познакомились с местными лесоразработчиками. Уплетая нашу колбасу с салом, и на наши удивленные взгляды, они популярно объяснили нам, что это проблемы Аллаха…) Не вопрос…

18.08.2006г. К перевалу Миронова (2А, 3586м), первый подъем

Вышли в 10 – 00 час. в сторону перевала Миронова (2А, 3586м). Вплоть до подъема к нему идет проселочная дорога и ЛЭП 500 кВ, в сторону Грузии. По дороге нам идти порядка 20 км. Идем вдоль реки Учкулан… Решили подниматься на перевал радиально, раз по другому уже не вариант. Назад на заставу рассчитали вернуться через 3 дня. По дороге смотрим карты, и… опять туман. Спрашиваем пограничников, да и они сами слабо ориентируются. Это уже совсем не смешно. Чтобы развеселиться дали Колюне прозвище – Коля GPS.
В 14-00 час. нас снова накрыл дождь, и опять два часа сидим под тентом, курим бамбук… Дождь закончился, идем дальше. Практически через 15 минут хода нам встречается московская группа. Эти ребята упакованы серьезно. У них и рации, и GPS. Да и кроки неплохие. Не в пример нашим картам. Разговариваем, они нам дают наводку (не на водку!), где начинается подъем. Фотографируем их карты, хоть что-то можно разобрать на дисплее фотоаппарата. Двигаемся дальше.

Подошли к подъему в 19 – 00 час. До заката 2 часа… Первый подъем очень крутой. Плюс мокрые после дождя скалы. Рядом с подъемом огромный, местами беловатый камень и замечательная сосна.

На 100 метров дальше ниспадает река. Решили взять подъем и искать место для ночлега. Сначала по скальнику, вдоль подъема по нему, лежат железные полосы.

И даже сделано несколько ступеней.

Потом идет траверс. На первый подъем поднялись за 1,5 часа. Шли без остановок. Темп движения очень высокий. Темнеет. Хочется пить, вместо этого плотно закусываем брусникой. Отлично сбивает жажду. Начинаем искать место для ночлега. Около получаса идем по «приблизительно» горизонтальной тропе. Останавливаемся на месте слияния двух рек. Правый приток берем вброд, в обуви. Течение очень бурное, вода холодная. Глубина – по колено. Переходим реку по двое, держась за руки. В других руках ледорубы, хорошо помогают упереться… Все: темно, мокро, холодно, встали…

19.08.2006г. Перевал Миронова (2А, 3586м)

День выдался очень насыщенный и жесткий. Вышли в 10-00 час. Раньше было нельзя, надо было высушить одежду и обувь. Пошли по небольшим хребтикам с постоянным набором высоты. Даже отсюда перевал еще не виден.

В 11-30 час. нашли место под палатки, видим ледник перед перевалом. Сам перевал правее и еще не виден. Поставили палатки, одели сбруи.

Оставили в лагере все лишнее. Взяли пищу, спальники коврики, теплые вещи. На случай экстремальной ночевки под перевалом. Женские вещи раскидали по своим рюкзакам. Рюкзачки стали совсем легкими. Примерно по 10 кг.

В 12-00 час. начали подъем. Проходим по ровному цирку, заваленному камнями разной величины, по правой стороне цирка. Потом выходим на большой древний маренный вал. Слева большой ледник. Думаем выйти на этот ледник, но в этот миг слышим треск, видим, как разлетаются куски льда на левой части ледника по ходу движения, и родилась новая река… Продолжаем идти скалами. К 13-30 час. небо заволокло, стало пасмурно. На небольшом снежнике Таня упала. У нее болит колено. Но она молчит…. Нехорошо.

В 14-00 час. остановились на обед. Остановились наверху марены, под скалами. Вид скал довольно агрессивен, в районе ледника сходят камнепады… До выхода на снежник перед
перевалом остается порядка 1 часа хода. Напротив нас открывается шикарный вид на гору Агач – Баши (3184м). Там виднеются три больших высокогорных озера….

В 16-00 час. подходим к границе ледника и марены. Перевал в прямой видимости… От его вида становится не по себе… Растет напряженность, хотя все сдерживают свое волнение. Сэнсей Коля, Володя Кочетов и Андрей Ромашкин уходят к перевалу первыми, надо провешивать веревки. До скальника перед перевалом примерно 50 минут хода. К перевалу наша тройка идет по правой стороне снежника, почти под скалами цирка. Много трещин, они скрыты снежными мостами, но ближе к скалам они довольно узкие. Слева от нас, от ледника постоянно откалываются куски льда… Становится холодно, изо рта идет пар, одеваем пуховки. Также пасмурно. Следим за нашими. Ждем сигнала.

Под перевалом снежник резко набирает крутизну градусов до 60-ти. Мужики почти дошли до скального подъема… Володя Кочетов срывается… Ледоруб зарублен, но он летит вниз под собственным весом. Снежник подтаявший…

Пролетев метров десять, он остановился. Встал, пошел снова вверх.
В 17-20 час. наши первопроходцы подали нам сигнал, чтобы мы выдвигались. У них было еще около часа на провешивание веревок, пока мы подойдем…

В 18-00 час. вся группа была на краю бершрунда, на скале. Коля там вбил крюк, сделал страховку. Там оказалась чудесная полочка, шириной с метр и длиной метра четыре. Расстояние между краем снежника и скалой (рантлюфт короче), играет, но в целом до метра.
Скальный подъем на перевал составляет порядка 50-ти метров. Скалы вертикальные, мокрые, мусоропровод. Но зацепов хватает. На самом перевале большой снежник…
Первым, пока мы шли, на перевал поднялся Володя Кочетов, свободным лазанием. Потом остальной народ по ходу пьесы. Поднимались кто на страховке на схватах, кто на жумарах.
Таня умудрилась неправильно завязать схват, и метров 20 шла вверх на пальцах. Когда Коля сверху хотел подтянуть веревку, чтобы ее вытащить, веревка свободно пошла, а Таня осталась на месте. Я стоял снизу, меня прошиб холодный пот… Судя по лицу Коли, и у него стал кусками выпадать адреналин…

Раздались трехэтажные маты, и…Наш GPS, на дополнительной страховке, прыгнул к ней, встегнул ее усом в себя… Таня пулей вылезла на перевал... Иногда в качестве лекарства и мат помогает…

Такое же чудо хотел сотворить и Володя Аксенов, но его я поймал на этом еще внизу скальника. Схват перевязали. Здесь больше эксцессов не случилось. Все поднялись на перевал к 19-00 час. Состояние??? Описать сложно до сих пор… Мы первые, с г.Новороссийска, на перевале Миронова (2А, 3586м), по крайней мере за последние лет 20!!!! Снимаем записку московского турклуба «Вестра» от 17.08.2006г. Через два часа стемнеет, у нас впереди еще здоровый ледник, и начал крапать дождь! Ночевка под перевалом отпадает. Только вниз, до палаток… И здесь мы увидели еще одну засаду: снизу, по леднику вверх, стало подниматься облако… Полный супер! Таких мультиков нам еще не хватало…Срочно начинаем спуск. Вниз все уходим опять по одному. С перевала я сразу отмечаю все скрытые трещины, стараюсь запомнить ориентиры, так как в тумане не будет видно ничего.

Антон Зимин делает связку с Таней. Таня идет плохо. Только они выходят через рантлюфт на снежник, Таня срывается тянет Антона. Едут они метров десять, пока ледоруб Антона не уходит в снег на половину длины штычка. Остановились…

Я решил их не оставлять. Идем медленно, втроем. Мы уже в облаке, видимость почти нулевая. Дождь усилился. Да и почти стемнело. Напряженность спадает. Остается только техническая работа. Выхожу вперед ребят. Стараюсь найти следы ушедших вперед нас. Фонарик доставать не вариант, хотя он и под рукой. Отсветов от снежника пока хватает. Выходим на ледник. Мотаюсь по всей ширине ледника, как ежик в тумане. Не видно ничего. Сейчас я в полной мере оценил свои кошки. Держат капитально. Иду уже просто на чутье. Перед трещинами останавливаюсь за две-три ступни… Нашел Колины следы. Идем. В 20-30 дошли до конца ледника. Полтора часа гуляний как по ночному проспекту… Повторять не рекомендую. На марене, у края ледника, нас ждал Коля, он стал маячить фонарем. Снимаем кошки, дальше копытим так. Дождь усилился. Промокли насквозь… И снова марена, хребтитки… Все мокрое, скользко, ничего не видно. Здесь уже достаю фонарик. Останавливаться нельзя. Работа продолжается. Ледоруб в руках. Иногда еще попадаются небольшие снежники, разделенные небольшими скалками. Прыгаю прямо через них, зарубаюсь, встаю и дальше вниз. Слышу спокойный голос Коли: зарубайся. Через долю секунды отвечаю также спокойно: зарубился. Так и идем.

Время 21-45 час. Мы спустились в лагерь. Сделали! Хорошо, что днем оставили палатки. Там сухо, тепло, сухая одежда… Дайте нам спирту! Не для пьянки, а здоровья ради… Поужинали. Спатки… Все живы, новых травм нет, все хорошо… День закончился. Дождь идет…

20.08.2006г. На погранзаставу п.Учкулан. Полудневка

Утро. Солнце. Сушим вещи. Ляпота… В 10-30 час. Коля, Володя Аксенов и Ксюша Селюминова уходят вниз первыми. Мы решили разделить группу, чтобы первая часть группы, вернувшись на погранзаставу приготовила обед. Плюс к этому, мы не могли идти быстро, у Тани колено болело все сильнее.

К 11-30 час. мы досушили вещи и спокойно пошли вниз.

Вышли траверсом на верх бараньих лбов слева от реки. Нашли тропу. За 45 минут дошли до спуска с первого подъема. По нему спустились за 20 минут. Объедая по пути всю встречающуюся нам бруснику. Вышли на дорогу. В 15-10 мы прибыли на погранзаставу. Обед там был еще не готов, так как наша первая тройка по пути тоже не брезговала местной растительной пищей. Только мы разложились, начал накрапывать дождь. И так быстренько разошелся. Как он надоел! Мы занесли вещи в домик, стоящий неподалеку, и начали готовить обед. Володя Аксенов с Татьяной приготовили шикарный соус. Две кастрюли, объемом на 10 литров. Мы его просто сожрали. Чему шеф-повар был очень удивлен.

Наступил час Ч. По заведенной нами же раньше традиции, Коля стал готовить оладьи. Ну не зря же мы тащили туда сковородку…

Я решил сходить за нарзаном. Взял паспорт, пропуск. Но бойцы меня не выпустили с заставы, хлопотно это. Но сказали, что там, откуда мы пришли, в полутора километрах вверх, есть нарзанный источник. Я был без рюкзака, и метнулся пулей. Даже понять не успел, как прошел это расстояние. Начались поиски нарзана. Было уже 20-30 ч., сумерки, но я его нашел. Это оказался целый природный бассейн. Размерами 2 на 2 метра, глубиной по колено, и в нем фонтанами били три ключа, причем на расстояние до 15 см. Нарзан оказался просто чудесного вкуса. Я напился, заполнил тару, и… принял нарзанную ванну. Как заново родился.

К 21-00 час. я уже вернулся на нашу стоянку, оладьи были почти готовы. И снова праздник живота…. Спать мы улеглись здесь же, в домике. Надо было просушить вещи. Улеглись покатом в одной из комнат. Меня удостоили чести поработать на благо общества массажистом. Как оказалось, инвалидов среди нас было немало. В 23-00 час. мы легли спать.

21.08.2006г. Переход под перевал Беляева (1Б, 3480 м)

Выходим в 09-30 час. Сначала, как умалишенные бегаем около часа вдоль реки, туда – обратно, ищем мост.

Нам надо переправиться на левый берег. Нашли мы этот мост, в конце – концов….

И сразу начинается подъем, по лесу, прямо в лоб. Здесь работают лесорубы, и они тракторами да машинами тропу просто уничтожили. Потом, уже гораздо выше, мы нашли тропу и, пошла обычная, ничем не примечательная ишачка. И так до 17-00 час. Доходим до развилки рек. Видим два ущелья. Согласно карте, мы должны идти налево. Здесь нам встречается добрый аксакал, явно русский, который говорит, что нет, нам направо. Мы столько раз уже убеждались в ошибках карты, что послушали его, и ушли направо. Шли до 19-00 час. Постоянный затяжной подъем.

В результате встаем на ночлег в огромном цирке. Перед красивым озером. Спускается туман, и лишь изредка в нем появляются окна, и видно вершины гор. Сказочно красиво. Ужинаем и баиньки.

22.08.2006г. Почти перевал Беляева (1Б, 3480 м)

Выход в 10-00 час. Идем спокойно. Сил много. К 12-00 час. подходим к леднику перед перевалом. И снова сбруи, кошки. Пошли.

Ледник очень красивый, местами с глубоким волнистым снегом. Подъем по леднику занимает примерно час. Выходим на скальник.

Там мелкая и мокрая сыпуха, поэтому кошки не снимаем, так и поднимаемся в них. Не доходя метров пять до перевала, некоторые из нас решают кошки снять. Я иду заключающим, надо мной остается только Володя Кочетов. Он тоже снял кошки. Только он встал, чтобы одеть рюкзак, как на него сверху полетело нечто желтое. Это была Таня… Как она умудрилась полететь вниз головой, неизвестно даже Аллаху. Видимо опять колено. Поймал Володя ее чистым хватательным рефлексом. Поднялись на перевал… Это… Актур (1Б, 3530м)!!! Привет доброму дедушке. Воткнуть бы ему ледоруб в голову и пару фирновых ледобуров куда пониже… Сидим на перевале минут десять, и начинаем спускаться. Склон крутой, около 60 градусов. Там сплошная сыпуха, в основном мелкого и среднего размера. И такого удовольствия около 300 метров. А вот и здравствуй дождь. Встали на обед. Пока обедали, дождик кончился. Пошли вниз, в долину. Это было зажигательное порно. Тропы нет, сплошной травяной траверс. Ноги гудят как трансформаторы. Местами трава выше колена, тогда совсем

скользко. Постоянные бараньи лбы. Мы петляем и петляем. На одном из поворотов Ксюша поскользнулась. Володя Кочетов шел ниже ее. Услышал сверху команду: лови.. И в этот момент получил ее себе на шею метров с трех, и ледоруб в лоб… От психологического шока не двигался секунд 15, но потом пришел в себя. Спасибо очкам, которые, по странному обстоятельству оказались на лбу…
Спустились вниз в 18-00 час. И пошли в сторону п.Хурзук, Вдоль реки Мырды (Мэрдэ). Там хорошая тропа, а спустя полчаса ходьбы начинается дорога. В 19-30 час. нас остановили пограничники на посту. Мы с ними мило побеседовали, пока они записывали наши данные. Чуть ниже поста, в пятнадцати минутах ходьбы, стоит альплагерь, около него мы и остановились в 20-45 час. В нем нашлись хычины, и..ПИВО!!! Отдыхаем.

23.08.2006г. На перевал Кюкюртлю (2А, 4000 м)

С места нашей стоянки, до перевала Кюкюртлю (2А, 4000м) порядка 40 км.
Выходим в 09-30 час. по дороге. Переходы делаем по часу. На исходе второго перехода Таня упала прямо посреди дороги….
Все…
Дальше идти нельзя… Поход закончен. Нога у Тани очень плоха. Решаем сняться с маршрута. Потихоньку проходим вперед, до погранзаставы п. Хурзук и встаем лагерем….
В 15-00 час. Коля, Ксюша и я пошли в п. Хурзук. Надо позвонить водителю, с которым договорились ранее, что он повезет нас в г.Новороссийск. Заодно пивка бы прикупить. У Ксюши навязчивая идея, она готова идти 9 км за пирожком. Пошли. Через полтора часа мы в п. Хурзуке. Позвонили, договорились на 10-00 час. на 25.08.2006г. Пиво тоже купили. А вот пирожков на продажу здесь не пекут… Назад нас подбросил цементовоз. Вернулись в лагерь в 17-00 час.

Отмечаем конец маршрута….

24.08.2006г. Дневка. Отдых

Началось все чудесно. Прошлым вечером никто в пьянке замечен не был, но утром многие жадно пили холодную воду… Стираемся… Потом Коля, Антон Зимин и Володя Аксенов решили напоследок объесть местные поля черники, малины. Медведь, которого они встретили в малиннике, был крайне возмущен таким бесцеремонным поведением, но увидев мертвецки синие губы парней, решил, что сейчас и его зацелуют насмерть, и… смылся. Андрей Ромашкин сказал, что хочет погулять по каньону, Коля его отпустил, наказав вернуться не позже 18-00 час. Но никто из нас не заметил, что он взял рюкзак и ледоруб… Уже позже мы увидели, что в лагере от Андрея остались только кеды… Девушки наши остались в лагере, а меня Володя Кочетов
подбил полезть на скальник. Ручки размять, и все такое. Нашли мы чудесные скалы, сплошную отрицаловку, метров
эдак под 30. Прямо под скалой задумчиво и грозно бурлила река Кубань. Ну да для бешенной собаки… Сперва выбрали такой маршрут, что Володя лез по нему минут 45. Срывался раз пять. Я, сидя на страховке, тихо матерился, периодически входя в ближний контакт с сосной. Когда он наконец поднялся, его запястья напоминали лапы Кинг-Конга… Потом переделали маршрут, и весьма чудесно провели на нем время. Два метра зеркальной отрицаловки, полочка, потом все повторяется…Не хочу здесь распространяться про вылетающие из под ног, рук, плиты камня, размером со стол… Мелочи жизни. К 15-00 час. мы все вернулись в лагерь.
18-00 час. Андрея Ромашкина нет. Ждем. 20-30 час. Его до сих пор нет. Втроем выходим на тропу в каньон. Ждем до 21-00 час. Ходим по тропе, всматриваемся. Нет. Полностью стемнело. Возвращаемся в лагерь. Собираемся идти к пограничникам, узнать, не задержали ли они нашего клоуна. Но пограничники пришли к нам раньше, да, поймали бегуна на посту, через пару хребтиков от лагеря. Для проверки, Володя Аксенов пошел с ними. Точно, наш. Скучно стало пацану, видишь ли, идти каньоном. Полез на хребты. Без паспорта, без пропуска… Коля всю валерианку выпил… Вобщем, вставили мы Андрею, по первое число. На ТВ, это звучит как пи-пи-пи… Жалко водки нет…В 23-00 легли спать.

25.08.2006г. Отъезд в г. Новороссийск.

Встали в 07-00 час. Собрали лагерь, позавтракали. В 10-00 час за нами приехала маршрутка. Домой. В 23-00 час. я сидел дома и пил чай… До следующего года…

«Вечный покой сердце вряд ли обрадует,
Вечный покой – для седых пирамид….»