История зимних восхождений на восьмитысячники.

Пишет Tom, 28.12.2008 18:44

Поскольку зима вступила в свои права уже и по альпинистскому календарю (с 21 декабря) и, учитывая, что пока мы сидим в теплых хатах, упорные альпинисты месят снег в высокогорье, для тех, кто в Новогоднюю ночь поднимет тост "За тех, кто в горах!" -предлагаем историю восхождений на большие зимние Горы.
История зимних восхождений на восьмитысячники. (Альпинизм, гималаи, нанга парбат, каракорум, макалу, зимние восьмитысячники, броуд пик)

Текст перевела Эля с этого замечательного сайта

История зимних восхождений на восьмитысячники.

Фото П.Чочиа

До настоящего времени, зимние восхождения совершены на на 8 из 14 восьмитысячников. В Непале непокоренным зимой остается только Макалу, в то время, как в Пакистане на вершины всех пяти восьмитысячников зимой нога человека еще не ступала.

Во время восьмилетнего марафона польских восходителей в 80-е, они совершили революцию в гималайском альпинизме, совершив зимние восхождения в следующем порядке:

1980, Эверест: Leszek Cichy.
1984, Манаслу: Maciej Berbeka and Ryszard Gajewski.
1985, Чо-Ойю: Maciej Berbeka and Maciej Pawlikowski.
1985, Дхаулагири: Andrzej Czok and Jerzy Kukuczka.
1986, Канченджанга: Jerzy Kukuczka and Krzysztof Wielicki.
1987, Аннапурна: Jerzy Kukuczka and Artur Hajzer.
1988, Лходзе: Krzysztof Wielicki.
Зима на Эвересте

После польского прорыва последовала пауза вплоть до 2005 года, когда 14 января два человека покорили Шиша Пангма. Итальянец Симоне Моро стал первым, и пока единственным, не польским альпинистом, покорившим зимнюю девственницу в Гималаях. Его партнером на вершине был поляк Петр Моравски.

С 1988 года состоялось еще пять восхождений в зимний сезон, которые, однако, уже не были зимними первовосхождениями: японской команды на Эверест, и команды, состоявшей, в основном, из испанцев, на Чо-Ойю. Швейцарка Marianne Chapuisart – единственная гималайская «девушка из зимнего календаря» - Чо-Ойю. Последнее из восхождений в зимний период, хотя и не было зимним первовосхождением, состоялось на Чо-Ойю в 1994 году, что доказывает высочайшую сложность и непривлекательность таких попыток для большинства альпинистов.

Календарь

Согласно альпинистским традициям, все настоящие зимние восхождения должны совершаться в период календарной зимы. Более строгие нормы требуют, чтобы вся экспедиция была начата и окончена в этот период.

Всемирный календарь и реальные погодные условия соответствуют этому правилу. Хотя непальские и китайские зимние пермиты начинают действие с 1 декабря, согласно всемирному сезонному календарю, зима начинается 21 декабря и заканчивается 21 марта.

Всемирный календарь базируется на длительности периода обращения Земли вокруг Солнца, и поэтому называется солнечным календарем. На самом деле, Земля находится ближе к Солнцу в январе, чем в июне; разнообразие нашего климата определяется наклоном ее оси. Зимнее солнцестояние является периодом, когда, из-за наклона оси, ваше полушарие находится на самом большом расстоянии от Солнца, и, соответственно, световой день – самый короткий, а солнце поднимается над горизонтом до самой низкой отметки в году.

В Северном полушарии зимнее солнцестояние (около 22 декабря) – это день, когда Солнце находится дальше всего на юге, и в этот день начинается классический сезон зимних восхождений.

Холод.

«…ночь была экстремально холодной; мы остановились на 7700 м, потому, что было 3 часа дня, и нас накрыла тень. Наши ноги снова начали мерзнуть. Если бы мы продолжили…мы были бы вынуждены сделать бивуак в экстремальных условиях, рискуя погибнуть или лишиться ступней и кистей рук»,- сообщал Симоне Моро, совершая свою первую попытку зимнего восхождения на Шишу.

Опытные альпинисты из испанской команды, пытавшейся взойти на Броуд Пик зимой, говорили, что даже попытка добраться до БЛ была долгим, холодным, адски отвратительным путем.

На Эвересте годовой температурный минимум приходится на 21 декабря (что соответствует самому короткому дню года – зимнему солнцестоянию), и, в среднем, составляет – 37С на вершине. С этого дня до 28 февраля температура никогда не поднимается выше -33C. Самая низкая температура на вершине, была -41ºC.

Информация, приводимая ниже, была взята из 868 прогнозов для Эвереста, сделанных в 2002-2004 годах службой AdventureWeather.

Самая низкая среднемесячная температура на вершине Эвереста:

Июль: -18
май: -20
июнь: -18

Ветер.

«Это был ад» - сказал Лука о базовом лагере Макалу в середине января 2008 г. «Было впечатление, что мы поставили нашу палатку на железнодорожных путях, на которые каждую минуту прибывал поезд, в последний момент проходя всего лишь в метре от нас…», читаем в сообщении Дениса Урубко для RussianClimb. Карл Габл в Инсбруке прогнозировал -40C на высоте 8000 м. Хуже того, над непальскими Гималаями дул ураганный ветер со скоростью более 120 км/ч (33 м/с).

В какой-то момент в конце октября внезапно начинается сильный ветер, и вершина Эвереста становится самым ветреным местом на Земле.

С конца осени (примерно с 20 октября) до конца января на вершине почти постоянно (более, чем 3 дня из 4-х) дуют ураганные ветры. Самая большая скорость ветра, по прогнозу, была на Эвересте 6 февраля 2004 года – 78 м/с (175 миль в час). Это гораздо больше, чем порог в 156 миль в час для урагана 5-й категории.

Переохлаждение.

Добавьте недостаток кислорода к такому уровню холода и ветра, и вы найдете эти условия почти невозможными для восхождений – даже для альпинистской элиты.

Если применить понятие температуры комфорта (температура воздуха с учетом ветра), в январе средняя температура падает до -70C . Время, за которое можно получить обморожения, в базовом лагере составит 30 минут, а вблизи вершины – менее 5-ти.

Таким образом, вершины Эвереста и других гималайских восьмитысячников являются не только самыми высокими точками на Земле, но и одними из самых холодных, если не самыми холодными.

Самые низкие температуры в Северном полушарии официально зафиксированы в Сибири: -67.8C , а самые низкие на Земле – на российской станции «Восток» в Антарктиде: -89C . Эти данные не учитывают охлаждающий фактор ветра, но на уровне моря такие температуры обычно бывают в безветренную погоду.

График «плохих» факторов и сезоны.

С начала октября и в течение всего ноября погода очень сухая, затем следует незначительное повышение уровня снегопадов во время зимних месяцев. Низкий уровень влажности (и пониженный риск схода лавин) является одним из немногих, а, возможно, и единственным позитивным фактором для зимних гималайских экспедиций.

Смысл зимних экспедиций на восьмитысячники – выбрать самый трудный сезон, начать восхождение и взойти на вершину в самых тяжелых условиях, какие только возможны.
Рассматривая скорость ветра, температуру, охлаждающие факторы и влажность, и добавив еще один фактор – длину светлого времени суток, на графике факторов для Эвереста мы видим, что линии пересекаются, и условия становятся очень плохими во время декабрьского солнцестояния, немного ухудшаются в январе и остаются плохими в течение февраля.

Ниже приводятся определения шести отдельных сезонов для Эвереста и окружающих его восьмитысячников, по данным ExplorersWeb:

7 июня – 30 сентября.
Лето: очень влажно, тихо, тепло.

1 - 20 октября.
Осеннее окно: сухо, тихо, тепло.

21 октября – 20 декабря.
Осень: очень сухо, очень ветрено, холодно, темно.

21 декабря – 28 февраля.
Зима: сухо, очень ветрено, очень холодно, темно.

1 марта – 19 мая.
Весна: сухо, ветрено, холодно.

20 мая – 6 июня.
Весеннее окно: сухо, тихо, тепло.

ExplorersWeb признает восхождение зимним, если:
А. Вершина была достигнута между 21 декабря и 28 февраля.
Б. Восхождение началось после 1 декабря.

В этом сезоне поляк Артур Хайзер будет лидером команды на Броуд Пике. В ее составе Robert Szymczak и канадец Дон Боуи. Вторая польская команда, возглавляемая Яцеком Телером, попытается взойти на Нанга Парбат. Итальянец Симоне Моро и казахстанец Денис Урубко лезут на Макалу. Возможно, это будут три первых зимних восхождения на эти пики. В Непале Jan Krabec, Milan Wlasák и Pavel Krupièka надеются, впервые для чешской команды, завоевать Манаслу зимой.

История попыток предстоящих зимних восхождений:

Макалу.

(Симоне Моро)

Фото И.Савченко

Первую попытку зимнего восхождения на Макалу предприняли Renato Casarotto и Mario Curnis в 1980, они достигли 7400 м. В 1985/86 Рейнхольду Месснеру удалось дойти до кулуара, ведущего на перевал Макалу Ла. Об экспедиции был снят фильм, и она стала предметом дискуссий после гибели французского альпиниста, чье тело было захоронено в трещине.

В 1987/88 шесть поляков и два американца, возглавляемые Andrzej Machnik, две недели шли к горе в сопровождении четырех портеров. Они установили БЛ 10 декабря, но плохая погода прервала эту экспедицию на высоте 7400 м 28 января 1988 г.

Десять лет спустя, в 1998 году, туда прибыли поляки Кшиштоф Велицкий, Анна Червинская, Ришард Павловский и бельгийка Ingrid Bayens. «Мы выбрали классический маршрут через Макалу Ла, который казался трудным из-за своей длины» - сказал Кшиштоф. «Мы заблудились в метели, и к середине января почувствовали, что с нас хватит. Однако, это была великолепная школа гималайских восхождений».

Велицкий сделал еще одну неудачную попытку зимнего восхождения на Макалу в 2000/2001 – последнюю перед злополучным восхождением Кристофа Лафая в 2005/06 и казахско-итальянской попыткой, которая закончилась 3 февраля нынешнего года.

Броуд Пик.

(Родриго Гранзотто Перон)

Фото П.Чочиа

Поляки Анджей Завада и Жак Олек исследовали ледник Балторо зимой 1983, сделав заключение, что здесь «зимние условия гораздо более суровы, чем в районе Эвереста».

В феврале 1988 поляк Maciej Berbeka достиг предвершины по классическому маршруту на Броуд Пик, и это до сих пор остается самой успешной попыткой восхождения на гору. Очень сильный ветер, дующий с вершины, помешал дальнейшему восхождению.

В 2003 году испанцы Juanito Oiarzabal, Juan Vallejo, Mikel Zabalza, Losu Bereziartu и итальянец Сильвио Мондинелли достигли 6500 м по классическому маршруту, перед тем, как были уничтожены лагерь II (9 февраля) и лагерь I (20 февраля).

В 2007 г. Симоне Моро и пакистанец Shaheen Baig прекратили восхождение из-за снега и ветра, достигнув 6800 м. В 2008 Симоне вернулся с Shaheen Baig и пакистанцем Quadrat Ali. Неудачная логистика (альпинисты прибыли в БЛ 2 февраля) и сильный ветер заставили прервать экспедицию в начале марта, после достижения 7800 м по классическому маршруту.

Нанга Парбат.

(Родриго Гранзотто Перон)

Фото В.Томчик

До сих пор, восемь экспедиций пытались взойти на Нанга Парбат зимой (или почти зимой), и потерпели неудачу.

Первая попытка зимнего восхождения на Нанга Парбат была сделана в 1988/89 польской командой под руководством Maciej Berbeka. Плохие условия остановили восхождение на высоте 6800. Бербека вернулся в 1990/91. После еще одной неудачной попытки на маршруте Месснера (6800 м), он решил попробовать длинный маршрут Шелла. Команда отступила с 6600.

В 1995/96 польская команда во главе с Maciej Pawlowski сделала серьезную попытку, дойдя по Диамирской стене до 7850 м. по маршруту Киншофера. Двое альпинистов, которые достигли этой точки, Zbigniew Trzmiel и Krzysztof Pankiewicz, получили обморожения и были эвакуированы вертолетом с высоты 3900 м.

В 1996/97 британец Виктор Сондерс появился под горой в компании с гражданином Дании и Швеции Rafael Jensen и пакистанцем Ghulam Hassan для попытки взойти по маршруту Киншофера. Трио сдалось уже в начале декабря.

В 1997/98 Анджей Завада, в то время в возрасте 69 лет, руководил командой польских звезд, состоящей из Ryszard Pawlowski, Jerzy Natkanski и Dariusz Zaluski. Был выбран маршрут Киншофера по Диамирской стене. После первоначального быстрого прогресса начались проблемы. Лагерь 1 был уничтожен, БЛ был снесен двумя днями позже, и еще через две недели Павловский сломал ногу. В конце концов, экспедиция была прекращена.

В 2004/2005 состоялась еще одна попытка взойти маршрутом Киншофера по Диамирской стене, в этот раз братьями Gerfried Goschl и Rainer Wolfgang Goschl из Австрии, вместе с пакистанцами Hasil Shah и Mehrban Shah. Множество проблем, глубокий снег и сильный ветер заставили их досрочно прервать экспедицию.

В 2006/2007 Кшиштоф Велицкий прибыл с сильной и опытной командой ( Jan Szulc, Artur Hajzer, Krzysztof Tarasewicz, Dariusz Zaluski и другие альпинисты), чтобы взойти на маршрут Шелла по Рупальской стене. Они потерпели поражение на высоте 6800 м из-за снега глубиной по колено и ураганного ветра.
Ледовые воины

В 2007 итальянская темная лошадка Симоне Ла Терра бросил вызов маршруту Киншофера в сопровождении пакистанца Mehrban Karim. На высоте более 6000 метров сильный ветер расплющил кухонную палатку, повредил все снаряжение и сдул провизию.

Хотя в условиях холодной погоды на Нанга Парбат пытались взойти 8 экспедиций, только три из них состоялись в условиях настоящей зимы : первая, третья и пятая, все из них польские. Остальные были «частично зимними», или начались поздней осенью. Высшая точка на сегодняшний день – 7850 м - достигнута третьей польской экспедицией под руководством Maciej Pawlowski.
Зимние восхождения на восьмитысячники, на 2003 г,. от Л.Коробешко

Хотелось бы добавить, что зимой 2009-2010 года состоится российская экспедиция на К-2 с севера, со стороны Китая. До сих пор на эту вершину не было совершено зимних восхождений, хотя несколько попыток было предпринято, в том числе и с северной стороны. В январе 2009 года будет проведена разведка, в район баз. лагеря предполагается выезд группы из 4 человек - Виталий Козлов, Ильяс Тахватуллин, Николай Тотмянин и Валерий Шамало.
Отсюда

Даже подумать холодно...

Если сможете, то скажите админу (редактору или автору новости) на сайте "Восток", что не Виталий надо писать, а Виктор.

Спасибо, поправили.

У чехов на Манаслу уже все закончилось. Уже идут обратный трекинг. Не смогли пробиться даже до лагеря 2.

Шикарная фраза: "Условия становятся очень плохими во время декабрьского солнцестояния, немного ухудшаются в январе и остаются плохими в течение февраля..."

Да,маловато зимних восхождени в Гималаях!
Уверен,что после"Октярьской революции ",приведшей к свержению короля в Непале,ситуация изменится кардинально.
Начнет работать экономический фактор:цена пермита респубиканским правительством в РАЗЫ !!! снижена на зимний и летний период.
На передний план выйдут самофинансирующиеся альпинисты(зарабатыващие деньги на жизнь своим трудом,а не протягивающие руку за подаянием т. н."спонсорам").
Лизать ж..... банкирам не все могут,даже если наградой будет Эверест.
Для этого нужнен большой организационный талант и моральная небрезгливость, а этого у многих альпинитов маловато.
То ли дело:цена пермита снижена в 4-5ть раз!Заработаем сами!
А снаряж-у тех,кто ходит,он есть.
Портеры,шерпы ? Конечно,можно их проспонсировать,но у тех,кто рвется на гору,столько друзей!Принесут ваши грузы!Ведь пермит в Сагарматха регион пока символический-15$! И рады будут за доверие.А показать Эверест друзьям-это ли не прекрасно?
Скажите,что это не так!

....

Это не так. :)))

Дело не в шерпах и деньгах. Дело в том, что ЗИМОЙ на восьмитысячники мало кто способен взойти, пусть даже спонсоры в лепешку расшибутся.
ПОчитайте, например, http://www.russianclimb.com/russian/urubko_makalurules.html
или это

Уместно и очень забавно тотчас напомнить, что vamibo - МСМК по альпинизму, прекрасно знающий историю Гималаев.

Показать зимний Эверест друзьям, несущим грузы, практически будет тяжело, голову поднимут с трудом, но что это прекрасно, таки да!
Февральский ледопад Кхумбу - это просто великолепно, царство льда и снега, Южное седло в январе - полный отпад, с него же пол-мира видно, и все в снегу. Представляете - встреча Нового Года на Южном седле. Рассвет на 8000 м.! Да за таким предложением не только друзья, недруги потянуться. Банкиров брать не будем, злые они, как индейцы Венесуэлы.

Почему-то сразу вспомнились русские из рекламы Jeep, поющие "Ой мороз, мороз..."

Пару снимков зимних приключений. Нет уж, лучше вы к нам...

Едва начавшись, закончилась попытка команды Яцека Телера (Польша) взойти на Нанга Парбат. 29 декабря 2008 сняли С1 и спустились в базу. Холодно. Офицер связи с козой застрял в снегах на пути в базовый лагерь. Угрожают нависающие сераки на ребре Мажено. "Ситуация слишком похожа на игру в русскую рулетку", - написал Яцек.

**Холодно. Офицер связи с козой застрял в снегах...угрожают сераки.**

Поэтично.

Мы отступили, не скрывая слез
Накрыли нас лавины и мороз
И коль Нанга Парбат нас так уделал
То мощи Бога, верно, нет предела.

:)) 2Tom:

Муза шепчет мне на ушко:
-Что за люди, право слово!
Лезут в гору, в зиму, в ветер...
Как, наверно, им хреново...
В новогодний этот вечер
Выпьем лучше. Где же кружка?

Никогда не пользовался ОПРОСОМ, вот наваял, правда уже поздно, зато научился:-))

ТОлько что спросила у Симоне, почем нынче портеры от Тумлингтара до МАкалу ВС. 200 USD каждый портер на трекинг ВВЕРХ (у них 40 человек, не считая повара-сирдара и Мингмы, которому платят больше). Идти долго, зависит от снега.

Броуд пик, зимнее восхождение. Артур Хайзер (Польша), Роберт Жымчак (Польша) и Дон Бовье (Канада) встретили 2009 год в Лагере 2 на 6300. При -35С.

После ночевки спустились в базовый лагерь.

Да, кстати, еще к списку - 8 декабря 1995 на Манаслу поднялись казахстанцы Юрий Моисеев, Анатолий Букреев, Александр Баймаханов, Шавхат Гатаулин, Дмитрий Соболев, Олег Маликов, Дмитрий Муравьев, Владимир Сувига. В зимний календарь не попадают, но хоооолодно было!

У СИмоне и Дениса начались проблемы.
Сегодняшние новости от Симоне: 10.01.09 Зимняя экспедиция - это всегда кошмар. Всегда!! И то, чего я боялся вчера, случилось! Портеры прекратили нести наши грузы в базовый лагерь под Макалу, поскольку выпал метр свежего снега, и очень тяжело пробивать тропу. Короче, они сбежали. Ягат Либбу, повар и сирдар, сообщил нам по спутниковому телефону. Ждет нашего решения. Я объяснил ему, что все понял, что нашел на карте то место, где они сейчас находятся. Попросил сирдара передать портерам, чтобы они возвращались обратно с тем грузом, который несли, а не бросали его в диком лесу. Если бросят, то все пропало... Конечно, перед этим я постарался пообещать портерам прибавку платы и уменьшил время дневной работы, но безрезультатно... Через 6 часов Ягат вновь позвонил и сообщил, что все портеры и весь груз в целости и сохранности в деревне Каума. Теперь думаем, что делать. Нима (глава Чо Ойю трекинг) тоже озадачен. В Непале только два больших вертолета, и оба сейчас заняты. Цены улетные. Посмотрим. Пока мы с Дэном акклиматизируемся, но стараемся найти правильное решение.
(примеч.: Дэн и Симоне сейчас находятся в районе Кхумбу, совсем в другом месте)

Каума, не деревня, а сарай для портеров, кухни и места для палаток. После Каумы, собственно, и начинается "ключевое" место трека - прохождение трех перевалов, где и осенью снега достаточно. Пробиться там зимой очень проблематично.
Последняя деревня там - Ташигаон, где живут очень неприветливые жители (в 2007 они взяли в заложники нашего повара и поварят, еле отбили).

Каума

Пожелаем ребятам удачи и, лучше всего. большой вертолет.

Да, елы-палы... В Непале два нормальных вертолета нарасхват, на Кавказе - один, в Тянь-Шане - один... Никакой жизни!

Интересно, как ходил зимой Кукучка с товарищами:

Дхаулагири, янв 85: 2 холодные на спуске с вершины. Без воды, еды, горелки, палатки, фонарика...
Чо Ойю, фев 85, новый маршрут: холодная на спуске, тоже без воды и аксесуаров.
Аннапурна, фев 87: маршрут весь день в тени, солнце видно было только из БЛ, да и то всего 2-3 часа в день.

И при такой жизни - все пальцы остались целы.

У Кукучки говорят внутри особый ядерный реактор стоял... Закинул в себя пару килограм колбасок он и выработал энергии как пара электростанций:))

Денис и Симоне срочно возвращаются в Катманду - им нужно во что бы то ни стало найти вертак до Ташигаона - там осталось все их барахло под присмотром повара и поваренка. А Ташигаон такое место... лучше там ничего не оставлять. А потом надо, чтобы тот же вертак доставил все в базовый лагерь.
А поляки на Броуд пик готовятся к штурму вершины. Они уже отдохнули в базе после спуска из С3 (7000)

Центральная площадь становящегося легендарным

Ташигаона

Портеры, как всегда, бузят...

Ночной

Шершон

До ВС Макалу один переход.

Сейчас только пообщалась с Симоне - они с ДЭном в Катманду, вертолет нашли, но такие деньжищи за него требуют... ваще!!!
Но делать нечего, придется платить. Послезавтра в ВС. В Катманду пусто, туристов очень мало. Наверху, в Кхумбу лоджии закрыты, народу практически нет.

Классный материал, спасибо!

Зимние восхождения,это самоубийство,как доктор говорю.

Ребята, да действительно, по-поводу носки грузов. Я даже сам прилечу куда надо, но возьмите меня в экспед.
рабоать. Если честно, необходимо оплачивать перелет до места, питание по ходу, выдать высотн. снаряжение.
У меня есть выс. снаряжение, и т.д. Вам просто нужно обратиться ко мне т. 89098391469.
egor180@yandex.ru, скоро буду в Твиттере. Смело обращайтесь. Готов работать за люб. деньги. Но быть там.