Зимнее царство Сванетии

Пишет Sta, 02.02.2009 01:33

Зимнее царство Сванетии (Бэккантри/Фрирайд, сванетия, тетнульд, ушба, местия, лыжный туризм)

В этом году нам посчастливилось побывать в Сванетии, причем зимой. Многие думали, что это невозможно, многие и сейчас с удивлением смотрят, с трудом веря в реальность произошедшего. И даже к нам самим иногда закрадывается мысль: не было ли все это - сказочное место и прекрасные люди - сном. Потому что так хорошо бывает только в сказках или во сне.

Но вот она, реальность. Самолет Киев-Тбилиси приземлился в столице Грузии в полночь. С этого момента мы попали в гостеприимные руки сванов. Алеко – человек, с которым нам предстояло совершить автопробег Тбилиси - Местиа, встретил нас в аэропорту. После небольшой экскурсии по ночному Тбилиси и короткого сна, рано утром стартовали в Сванетию.

Кутаиси, Зугдиди, Джварское водохранилище - и вот первое селение Верхней Сванетии – Хаиш. Снега в ущелье было немного, поэтому мы без проблем добрались до первых башен, а вскоре и до самой Местии.

Целями нашей поездки были: небольшой туристический маршрут на лыжах, знакомство с культурой Сванетии, а главное - разведка обстановки в этом крае.

Башни

Страна тысячи башен – так иногда называют Сванетию. В действительности их немного меньше трехсот, но взглянув на склоны долины в Местии начинаешь верить и в тысячу. Спускаясь с горы лес хвойных гигантов постепенно переходит в лес башен города. Высота некоторых из них достигает 25 метров! Строили башни в период с 9 по 13 век, поэтому каждая – исторический памятник, каждая не моложе 7 веков.

Стиль башен в разных селениях свой. Можно увидеть как свободно стоящие изящные башни, так и тесно столпившиеся коренастые. Одни возводили из собранного у реки булыжника, другие – из сланцевых плит, где-то штукатурили, где-то нет, но везде строили на совесть.

Даже в 1987 год, когда природа обрушилась на Грузию полуторамесячным снегопадом, когда горные районы страдали от бесчисленного множества лавин, а равнинные погибали в наводнениях, башни отличились своей стойкостью. Лавины сметали целые села в Сванетии, разрушая до основания дома, но оставляя башни нетронутыми. До сих пор в Сванетии можно встретить одиноко стоящие башни - своеобразные памятники этому трагическому году.

Люди, быт и гостеприимство

В Тбилиси стоит памятник «Мать Грузии». В одной руке меч, в другой – чаша с вином. Если Вы придете в Сванетию с мечом или дурной мыслью, вы сможете ощутить на себе горячий, сильный, своенравный характер сванов. Но если вы приедете с добрыми намерениями, вам тяжело будет вырваться из гостеприимства. Вы откроете для себя новый народ, доброжелательный и радушный. Вам будет рада не только та семья, гостем которой вы являетесь, но и просто незнакомые люди на улицах: «Молодцы, молодцы что приехали», говорили сваны, встретив нас, русских, на улице, а один даже признался в любви к Высоцкому!

Хотя в Сванетию и добралась цивилизация, к счастью, она еще не полностью захватила ее. Поэтому быт сванов по-прежнему тесно связан с натуральным хозяйством, что, придает особое очарование краю. Здесь можно найти замечательное сочетание комфорта с самобытностью. Рядом со спутниковыми тарелками, телевизорами и электрическими радиаторами, мирно соседствуют печки-буржуйки, на которых пекут хачапури, а быки впрягаются в сани в качестве тяговой силы. В то же время, молодежь катается по улице на горных лыжах, держась за веревку, привязанную к несущемуся джипу. Хлеб пекут самостоятельно, молоко берут от своих коров, а в качестве мясного блюда - могут предложить мясо недавно убитого на охоте тура.

В день нашего приезда в Местии находились грузинские телевизионщики, которые снимали сюжеты о том, как отмечают Новый Год в различных уголках Грузии. Специально для них сваны устроили имитацию встречи Нового Года в старинном сванском доме, мужчины были в национальных костюмах, шло большое застолье, тамада говорил тосты, мужчины пели песни (кстати, в Сванетию можно ехать хотя бы для того, чтобы послушать сванские песни в живом исполнении!). Нам посчастливилось присутствовать на этом торжестве. Все были рады нашему появлению на празднике, неоднократно произносились тосты за дружбу между нашими народами.

Был еще один эпизод. Возвращались с маршрута в селение Жабеши, где должны были найти Авгана Навериани. Каково же было наше удивление, когда в нескольких километрах от Жабеши, еще в долине, нас встретил сын Авгана – Беко. Он показал нам тропу, обходящую скальные сбросы и прижимы реки, и проводил до дома, за что ему огромное спасибо: самостоятельно засыпанную снегом тропку нам было не найти. На пороге дома нас облили шампанским и встретили так, как будто мы либо космонавты, либо первыми ступили на вершину Эвереста. Не меньше. Дальше было большое застолье, снова пили за дружбу между народами, за Мишу Хергиани, за благополучие семей, так тепло нас принимавших.

Горы и природа

Зима – непростой сезон в Сванетии. Уже к новому году обычно выпадает около метра снега. Нам с одной стороны с погодой повезло – снега в начале нашего путешествия выпало мало – в горах не было опасности схода лавин. С другой стороны, большую часть времени было пасмурно, горы прятались в облаках. Только на Новый год -1, 2 числа нас радовало солнце и голубое небо.

От Ушбы до пика Кавказа

Тетнульд с перевала Башиль

Спуск на ледник Дзинал

«Вам надо приехать летом, летом здесь красивее, а сейчас снег и холодно» - говорила нам Женя Гоштелиани. Но зимой своя красота, необычная, холодная, суровая. Словно попадаешь в безмолвное зимнее царство: заснеженные улицы, башни с огромными белыми шапками, серебристый лес на склонах долин. В ясную погоду снег искрится на солнце, в вышине видны горы: пирамида Тетнульди, двурогая Ушба, Лайла – высшая точка Сванетского хребта. Холодная зимняя сказка. А горы, они, как говорится, и в Сванетии горы, красивы и величественны. Интересно было взглянуть с другой стороны на вершины, которыми неоднократно любовались и на которые поднимались со стороны России. Очень необычно было осознавать, что по ту сторону хребта теперь находится не далекая и таинственная Грузия, а Россия. В тоже время Грузия, для нас стала близкой, родной и гостеприимной страной, куда непременно хочется вернуться.

Уллу-Тау

Зима преподносит и свои сюрпризы. Снегопад, наверстывая упущенное, шел 4 дня подряд, в это время дорога до Местии была закрыта. Только на пятый день солнечная погода дала возможность почистить дорогу, автомобильное сообщение с остальной Грузией было восстановлено.

Кому может быть интересна Сванетия?

Альпинисты смогут найти здесь сложнейшие маршруты на известные вершины: Ушбу, вершины Безенгийской стены, туристы смогут пройти интересные горные маршруты, любители трекинга смогут открыть для себя прекрасные виды, фрирайдеры найдут хорошие склоны прямо под Ушбой, даже поклонники конных путешествий не будут скучать, а если вы рыбак, то вам покажут прекрасные места, где можно половить горную форель. А, может быть, вы историк? Тогда вам именно сюда - церкви, сохранившиеся с 9 века с наружной и внутренней росписью, потрясающие древние книги и иконы. Ведь Сванетия, точнее Вольная Сванетия, никогда не попадала ни под чью власть, никогда захватчики не доходили сюда, поэтому все памятники культуры сохранились здесь в первозданном виде.

Вы можете отправиться на маршруты автономно, а можете путешествовать от села до села за день. В каждом селе сейчас есть гостевые дома, где Вы сможете остановиться, а в самой Местии уже отреставрирована гостиница на Центральной площади, и еще одна строится.

Ушба

Тетнульд

В Сванетии можно воплотить в жизнь самые разные идеи и задумки, главное сделать первый шаг и приехать!

Хотим выразить огромную благодарность

Адоли Гоштелиани,
Роину, Сандро, Жене, Эке Гоштелиани.
Авгану, Беко, Навериани
Мурату, Ларисе Маргиани.

Отдельное спасибо людям, которые помогли в организации поездки: Артуру Кузнецову (Арчи), Веронике Сорокиной

Спасибо, очень интересно.

прекрасный рассказ!:)

Интересный рассказ, замечательные фото! Интересно, насколько из-за летних событий гражданам России реально/разумно туда приехать... (имею в виду, конечно, не саму Сванетию, а дорогу до нее).

К сожалению, у России с Грузией транспортного сообщения пока нет. Но на самолете можно долететь через Минск/Киев/Баку. Без проблем. Без проблем можно получить Грузинскую визу как в Москве в консульстве за 10$, так и непосредственно в аэропорту Тбилиси за 30$ (у нас половина группы получила в Москве, а половина в аэропорту). Насчет разумно. На обратном пути у нас вынужденно образовались два дня в Тбилиси. Эти два дня мы одни спокойно гуляли по городу, некоторые люди интересовались, откуда мы, узнав, что мы из Москвы, радовались (!!!!), говорили, что нам непременно надо побывать еще там-то и там-то. Естественно, вести себя надо аккуратнее. Но у нас за все время пребывания ни в Сванети, ни в Тбилиси не возникало не то что конфликтной ситуации, а даже намека на что-то подобное. В Грузию, в Сванети в том числе, ездит много туристов из Украины (кстати, на улице вас скорее всего сначала примут за украинца, потому что россиян там пока мало), Прибалтийских стран, стран дальнего зарубежья. Кстати в Тбилиси видели машину с российскими номерами.

Спасибо автору за предоставленный материал!!!

Хотелось бы, чтоб Сванетия стала "спокойным" регионом, где туристов воспринимают как клиентов, а не как "добычу" )))
К сожалению, ряд событий в 90-х годах сильно подпортили репутацию страны Хергиани...

Сейчас ситуация изменилась к лучшему. В разговорах с нами сваны не скрывали, что у них были проблемы с преступностью, говорят, что сами боялись ходить в одиночку. Но все это в прошлом. К власти пришли другие люди, понимающие, что региону нужны туристы. Последние несколько лет летом в Сванетию приезжает достаточно много туристов и альпинистов из Европы и за все это время не произошло ни одного инцидента.

Перед поездкой у нас тоже были определенные опасения, поэтому мы ехали в Сванетию, как гости влиятельной семьи. На деле все оказалось очень спокойно. Во время длительных снегопадов, когда не было возможности уйти в горы, гуляли по селам Сванетии без сопровождения, смотрели архитектуру, общались с людьми, не было ни каких проблем.

Таких событий в каждой стране можно найти хоть отбавляй!

Спасибо, очень интересно, и фотографии красивые. А какой получился примерно бюджет поездки, ну, скажем, из Тбилиси в Тбилиси?

Добраться до Местии этой зимой можно было двумя способами: на джипике (это индивидуальный транспорт) и на мрашрутке до Зугдиди, а там пересадка на Уазик до Местии. Джипик стоил 300$ в один конец, то есть всего 600. Но это удобно, особенно учитывая количество вещей/снаряжения: вас встречают в аэропорту, заезжают куда надо + нет проблем с зиминими дорогами. Маршрутка стоит дешевле: 30 лари = 550-600руб (примерно) с человека, но зимой она может не подняться до Местии, поэтому скорее всего еще уазик, за который придется доплатить еще около 200 лари=3700руб (со всех). Это трансфер. А проживание обойдется примерно в 40$ в день с человека с трехразовым питанием (да еще с каким питанием!!!! после него уже ничего не хочется :) )
Летом к транспорту добавляется еще самолет, который летает из Тбилиси, сколько он стоит не знаю. Если планируете поездки внутри Сванетии, то например дорога от Местии до села Ушгули стоит около 180 лари.

Да... цены европейские. А правда, что пенсии в Грузии составляют 5 долларов в месяц?

этим летом не летал самолет - в местии какая-то проблема с аэродромом. будем надеяться, что следующим летом полетит

спасибо агромная и приежайте ищё!...

Сказка!

Сванетия с детства нравиться, как прочитал книгу от Иоселиани "Огонь в океане", про войну конечно, но достаточно много и про Местию и Башни.

Респект автору!
Самого влекут эти места после прочтения книги Ю. Бурлакова "Восходитель" о Мише Хергиани.

Надеюсь, удастся как-нибудь там побывать, и я верю, что отношения с Грузией рано или поздно наладятся и всё будет хорошо! :)

о. знакомые все лица :)) отличный рассказ и фотографии!!

Спасибо, Настя!

Как вспомню осеннюю дискуссию после публикации моих статей о Сванетии...

Спасибо, что ты поверила мне и не испугалась туда поехать. Да еще зимой!

Каждый раз, когда я говорю, что грузины (сваны) хорошо относятся к русским, в лучшем случае мне в ответ снисходительно улыбаются и говорят, что я живу в плену иллюзиий.

Но ведь я там была! Грузины разделяют русских политиков и русский народ.

А в плену иллюзий живут те, кто там не был. А иллюзии эти создают СМИ.

Настя, я очень-очень рада, что ты и твои друзья убедились в том, что я была права.

Удачи в путешествиях!

Вероника, тебе большое спасибо! Мечты поехать в Сванети, наверное, еще долго б оставались мечтами, если бы не твои статьи и ваша помощь! Хочется надеятся, что хотя бы для нескольких человек наши рассказы заново откроют эту страну и этот замечательный горный край! "Путь в тысячу ли начинается с первого шага"! Еще раз спасибо!

ооо, Женя делает кубдари! класс, спасибо за информацию и фото. вы молодцы

Настя, большое Вам спасибо за подробный рассказ о путешествии в сказочную страну сванов.

Я планирую быть в Тбилиси в командировке в конце февраля 2009. Лелею призрачную надежду на выходных махнуть в туристическую мини-поездку в Сванетию. Будьте добры, Вы не могли бы сообщить мне контактные данные тех людей из Сванетии, которые организовали для Вас это увлекательное путешествие?

С грустью осознаю, что успеть осмотреть даже основные достопримечательности этого прекрасного края за субботу-воскресенье невозможно, но хотелось бы успеть в эту поездку хотя бы одним глазком взглянуть на красоты Сванетии.

Конечно, напишите мне на почту: cta "на" mail.ru

Могу также посодействовать в поездке, так как жил и работал там некоторое время. Есть друзья,названный брат.
Если ещё нужно - напишите: svanko63[a]mail.ru.
Кстати, для всех интересующихся фотографией - организовываю фототур в Грузию, в частности, Сванетию. Август-сентябрь и возможно октябрь. Подробности будут здесь: http://phototur-svanko.blogspot.com

Здравствуйте,Вы,если не секрет, откуда полетите?(вопрос адресован ERTY)

спасибо огромное за хорошие фотографии и интересный рассказ. Вы открыли, для меня, новый мир путешествий!

спаибо, как опять побывал.

Красотка УЛЛУТАУ! Только без доски как неродная. Интересно, как там с погранцами дела?

В Сванетии мне приходилось бывать, закрывая 2-й разряд в альплагере "Зесхо". О Грузии тех времен (начало 80-х) у меня остались самые превосходные воспоминания. В том самом 1983 г отмечалось, между прочим, 90-летие со дня рождения Маяковского, которого грузины совершенно искренне и убежденно представляли своим поэтом. Сваны - это совершенно особенный народ, для которого в горах - значит дома. А традиции дружбы между нами и грузинами измеряются тысячелетиями, и об этом хорошо бы помнить разным политиканам, стремящимся эту дружбу всемерно выкупать в крови. Не выйдет, господа! Народ Грузии, как и мы, помнит эту дружбу, и обязательно избавится от всяких кукол, пляшущих под заокеанскую дудку. И в Сванетию снова можно будет ездить как к самым любимым друзьям и названным братьям.

Маяковский родился в селе Багдади. Я была в этом селе. Местные жители убеждены, что отец Маяковского - грузин!

Возрождение тысячелетней дружбы народов - сегодня это уже ваша задача, молодые друзья. Задача сложнейшая. Но не решить ее нельзя, иначе вообще никакого будущего не будет.

Хочу сказать большое спасиба автору етой статыи и всем участникам етой экспедиции. Отличныи рассказ!Молодцы.

Уважаемый idriskhergiani, Вы сван? Если это так, разрешите выразить Вам самые теплые пожелания. Те воспоминания о Сванетии, которые я сохранил с 1983 г., не могут быть стерты ничем. Жаль, что не пришлось там побывать еще. Помнится, когда Михаил Хергиани вместе с Вячеславом Онищенко блестяще выступили в Альпах, то французский Президент альпинистской федерации спросил нашего Боровикова: "У вас много таких альпинистов, как Хергиани?" Боровиков ответил: "Таких - очень мало". "А таких, как Онищенко?" "Таких - очень много". Француз был крайне озадачен: "Вас, русских, трудно понять". А ведь Боровиков-то как раз хотел подчеркнуть, что альпинистов-то великолепных у нас хватает, а вот сваны - это совершенно уникальные люди, и их немного. Тем ценнее любой дружеский контакт с людьми этого особенного края.

Здравствуйте уважаемыи zmievskoy Да я сван, проживаю в Местии, и по возможности хожу в горы. Хочу и приму любой дружеский контакт с людьми, любящие горы и особенно сванетию.

otlichnaia statia!!!!! ( izvinite za shrift ) siju seichas v svanetii,chitau vashu statiu,ochen priatno chto priexali k nam.a tot kto vsio taki somnevaitsa puskai priezjaet sam i ubeditsa.zdes deistvotelno ochen zdorovo,i zimoi i letom.ia osobenno dlia tex kto liubit aktivvni otdix.

Уважаемый idriskhergiani, будучи в Сванетии в альплагере "Зесхо" в 1983 г., я имел несчастье быть свидетелем траура все

Прошу прощения, возник сбой на сервере. Я повторю: уважаемый idriskhergiani, в 1983 г., будучи в Сванетии в альплагере "Зесхо", я имел несчастье быть свидетелем траура всей Сванетии по погибшему от удара молнии знаменитому альпинисту, Снежному барсу Барлиани. Он был командиром отряда начинающих альпинистов, и их группа была застигнута грозой на маршруте. Такая страшная нелепость потрясла весь лагерь, были прекращены все выходы, но все это по сравнению со скорбью всей Сванетии оказалось практически незаметным. Казалось, все окрестные горы сами безутешно рыдают. Альпинисты нашей смены, не бывавшие ранее в Сванетии, спрашивали: "Ну что же они так убиваются? Ведь не для всех же сванов Барлиани был близким человеком?". И получали ответ: "Салага, пойми, что все сваны считают себя одной семьей". Одно дело - знать о сванских обычаях понаслышке, совсем другое - видеть их своими глазами. Бесконечное уважение к сванам и Сванетии с тех пор у меня - на всю жизнь.

Здравствуйте уважаемыи zmievskoy, спасибо за воспаминаные об этом прекрассном человеке которого я тоже хорошо зналь и был весьма увожаемым человеком не только в Сванетии но и по всеи Грузиию.Светлая ему помять.

Уважаемый idriskhergiani, может быть, наладим с Вами более непосредственный контакт? Мое имя Григорий, мой e-mail zmievskoy@mail.ru. Рад буду вести с Вами прямую переписку.

Посмотришь на все это и просто диву даешься, на самом деле царство.

Спасибо за понимание Сванской души и гостеприимства. Злые языки всегда были и будут но добра все равно больше дай бох всем здоровья и счастья кто заглянет в Сванению хотя бы на денек. Хотя бы покушать кубдари! Ваша экскурсия замечательна красивые фотографии будем надеяться что ваши посетители зарозяться желанием посетить зимнюю лыжную спортивную Сванетию.

А по маршруту можно подробнее, однодневный скитур? или с ночевками?