Старые газеты... Сборник о походе на Эльбрус 638 колхозников.

Пишет Kuch, 02.03.2009 11:34

Случайно обнаружил интересный ресурс, посвященный старым газетам.
Есть там и интересная информация по тематике сайта.

Сборник о походе на Эльбрус 638 колхозников орденоносной Кабардино-Балкарии.

Старые газеты... Сборник о походе на Эльбрус 638 колхозников. (история старые газеты альпинизм эльбрус)

Издание: "Вперед и выше". Сборник о походе на Эльбрус 638 колхозников орденоносной Кабардино-Балкарии. Под редакцией П.И. Мокрушенко, М.И. Звонцова, Н. Якименко. Северо-Кавказское краевое государственное издательство. Пятигорск, 1936.
Редактор А.Боева. Техред. С.Иванов. Корректор В.Левандовский. Сдано в набор 20-III-36г. Подписано к печати 27-V-36г. Объем 4 1/2 п.л. 2 1/4 бум. л. 5 1/2 авт. л. Тираж 6000. Бумага 62х94/16. Колич. знаков в 1 п. л. 48000. Инд. Фб. Огиз № XIV. Издание №191. Крайлит "К" №8672. Заказ 3226.
Пятигорск, типо-литография им. Анджиевского, Лермонтовская, 6.

Сборник о походе на Эльбрус 638 колхозников орденоносной Кабардино-Балкарии

Вот ссылка на сам сайт - http://www.oldgazette.ru/

Да здравствует Эльбрус всего человечества — великан Сталин! Мдаааа...

а вот и о судьбе некоторых авторов и героев :-((

Малкарова Зоя Адиковна

Родилась в 1931 г., Верх.Баксан; балкарка; Проживала: Верх. Баксан.
Приговор: выселена в Казахстан (по нац. признаку) Реабилитирована 1 марта 1994 г.

Калмыков Бетал Эдыкович (24.10.1893, село Атажукино на Северном Кавказе - 27.2.1940), партийный деятель. Сын горца. С 1907 работал батраком. В 1913 был одним из руководителей восстания горцев против местной аристократии. В 1915-16 создал и руководил нелегальной крестьянской организацией "Карахалк" ("Беднота"). В марте 1918 вступил в РКП(б). С марта 19)8 член Терского народного совета, один из руководителей 1-го съезда Нальчикского округа, провозгласившего советскую власть в Кабардино-Балкарии. С авг. 1918 чрезвычайный комиссар Кабардино-Балкарии и комиссар по Делам национальностей Терской области. В 1919 командовал партизанскими отрядами, затем полком, дивизией. С марта 1920 пред. ревкома, облисполкома Кабардино-Балкарии. В 1921-24 руководил карательными операциями на Кавказе, когда под видом борьбы с бандитизмом уничтожались все подозрительные для новой власти люди. С 1930 1-й секретарь Кабардино-Балкарскогообкома ВКП(б).С 1937 депутат Верховного Совета СССР. 13.11.1938 арестован. 26.2.1940 приговорен к смертной казни. Расстрелян. В 1954 реабилитирован

Зою Адиковну жалко, а товарищ Бетал, судя по тому, что Вы написали, у стольких людей жизни отнял, что свои 9 грамм заслужил без вариантов.

Бетала Калмыкова перевал в Домбае есть. кажется, не так давно пройденный и названный...

На Эльбрус нас вела партия. Если бы мы не знали, не чувствовали этого на каждом шагу, трудно сказать, каков был бы исход альпиниады. Но мы видели, что лучшие люди партии шли впереди нас и это придавало нам силы.

Хорошая статья

Неплохо пишут колхозники-то, литературно так. Фразы грамотные. Получше, чем нынче выпускники университетов :)

а тогда неграмотную писанину приравнивали к ошельмовыванию советской власти.

На митинге от обкома партии выступал тов. Звонцов. Он от имени колхозников области вызвал нас на соревнование.
— Мы обязуемся поднять на Эльбрус 500 колхозников, — говорит Звонцов.
Мы со своей стороны обещали руководителям орденоносной области помочь им в организации массового похода. Так родилось соревнование по штурму Эльбруса.
Вдумчиво, сосредоточенно, внимательно готовились обе соревнующиеся стороны к выполнению своих задач. Обоим предстояло преодолеть большую высоту, разреженный воздух, мороз и холодные ветры, опасности ледников, снежных и ледяных склонов.
Соревнование проходило под знаком "кто кому больше и лучше поможет, чтобы обеспечить полное выполнение условий соревнования".
Обе стороны чутко отзывались на малейшие потребности друг друга. Не ждали "запросов", посещая друг друга, сами определяли, "что нужно".
Обмен опытом, совместные совещания с обсуждением степени подготовленности альпинистов, стали правилом и потребностью работы.
Шли друг к другу с открытым сердцем и душой, рассказывая о хорошем и плохом, о радостях и недостатках. На заседаниях штабов, на инструктаже политсостава, на вечерах у костра командиры делились своим опытом занятий со своими друзьями колхозниками. Продумывалось, проверялось все, начиная от защиты рук и ног, расположения людей, организации марша — до передовой и ведущей роли коммунистов и комсомольцев в походе и организации безопасности.
Инструктор и руководитель колхозной альпиниады — Бетал Калмыков — ковал эту победу и сплачивал ее состав на наших глазах. Лично наблюдая, контролируя и помогая он уверенно вел своих колхозников к победе.
Как ни сердился старый Эльбрус, как ни раздувал он гигантские меха ветра, пурги и бурана, как ни охлаждал энергию и волю людей лютым морозом — ничего не вышло.
Один за другим поднимались эшелоны колхозников, а вслед за ними и командиров, вписывая новую страницу побед нашей великой родины.
638 колхозников и 252 командира, поднявшиеся на высочайшую вершину, показали, на какие изумительные высоты ведет страну наш мудрый и великий Сталин.

Я извиняюсь за большую цитату, но как говорится, из песни слова не выкинешь.
А песня гласит, что реально зашли 638+252=890 человек!
И зашли благодаря взаимопомощи и несмотря на реально плохие погодные условия.
Я сам участвовал в похожем мероприятии в 1987 году. Состав конечно не колхозный, но за 200 человек было.
Не хотелось бы прослыть ретроградом и т.п., но тогда мимо погибающих и просто болеющих не проходили, так что в чем-то они были лучше нас.
Очень жаль, что от тех взаимоотношений мы пришли к установке и скидыванию крестов и обсуждению, на каких бумажках пишут сейчас записки.
Объединяться надо, а не крутизной меряться. Тогда и Эльбрус можно будет очистить от грязи, и присосавшихся "инспекторов" ставить на место.
А пока кроме пустых слов и возни вокруг денег ничего не видно.
И видно, дело не в снаряжении и снабжении, а в чем-то другом.
Может, в консерватории?

хороший пост. +1

Некоторые размышления, навеяные сомнениями в мудрости и величии Сталина заставляют экстраполировать свой пессимизм и на количество восходителей :-))

Даже если их 400 зашло - это большое дело.

Я тоже думаю: как можно завести такую массу без снаряжения в неустойчивую погоды, не давая им пить? Конечно, энтузиазм масс и энергия идеологии в те годы были повыше, чем ныне, и на Эльбрус люди в пальто ходили, но это ж горы - им на энтузиазм и идеологию как то лесом. С другой стороны, Вы, Виталий, верно подметили - соцреализм весьма поощрял стахановское движение - т.е. фиктивный рекордный результат, которому придавались все черты реальности. На подобной классической кабардакиаде я первый раз побывал в 79-м. 150 лет со дня первовосхождения Хаширова - огромный курултай во главе с самим Главным Лесничим, Охотником и Альпинистом. Так тогда капитаны команд сдали списки и по спискам выдали справки о покорении, включая тех, кто с Приюта11 не вышел.. Никто, естесственно не считал и не проверял, сколько там взошло и был ли ты лично на вершине. Ну, и отчет пошел по спискам. Впрочем, что вспоминать былое: у нас в воскресенье были выборы у муниципалов. Думаю, лет через 70, если какой историк посморит на их официальную статистику, то будет столь же воодушевленно утверждать - "какие сплоченные были в 2009 г россияне?! как дружно, плечом к плечу, от мала до велика пришли они на голосование всеми 55% и 78% из них отдали свой голос партии ЕдРо - так они ее любили, уважали и верили"

Показать комментарий

тогда энуазизьм был не только у нас. Те же немціы тоже ходили в горы "как в бой"... Только вдругие горы.

Не буду спорить. Только, наши брали числом, а ихние - уменьем. Но в итоге-то мы имеем то, что имеем.
Я так считаю, что если оглядываться в прошлое, то для поиска и применения идей для будущего и неповторения тех ошибок.

Особенно порадовало в разделе "Роль авиации":
".. организовать переброску продуктов, фруктов, почты, свежих газет .."

Вот свежих газет только и не хватало ... :-)))

Конечно, надо было инернет провести.

я вначале нашел статью про этот По-2, так как искал информацию про авиацию, а только потом понял что это только одна из заметок про это восхождение :)

Вот, нашел. Это был 1975 год, альпиниада в честь 30-летия Победы.
Посмотрите, какие корифеи - Угаров, Маслов, Сидоренко, Авакумянц...Еще масса знакомых лиц, но всех и не припомнишь...

Это не весь состав,кто успел и сумел добежать:-)) Но так, где-то человек 70 на фотке есть, класс...

В СССР альпинистской периодики не существовало, не то что сейчас - РИСК, ЭКС и...и...наверное, еще что-то:-)))
Доступны по подписки было 2 издания - Болгарская газета "ЭХО" (я, как видите, писака со стажем) и польский журнал "Татерник". Пришлось выучить эти языки на уровне понимания материалов об альпинизме и, по материалам этих изданий, читать студентам еженедельные "Новости альпинизма".