Сезон длинного льда

Пишет Vorokot, 17.03.2009 23:37

Сезон длинного льда (Альпинизм, мидаграбин, северная осетия, juice-team, ледовые каскады, дигория, ледолазание)
Зима нагрянула неожиданно, и началась грустно - провалом планируемого фестиваля. в Дигории. Но я даже подумать не мог каким приятным сюрпризом она обернется в дальнейшем - мы открыли для себя Мидаграбин...

Пытаюсь нащупать веревку, она не дается, ускользает в струях воды, вдруг резкое ощущение что веревка не вщелкнута в спусковуху – страх… Проснулся, сижу в постели, где-то на кухне журчит не закрытый кран. Классический развод. Хорошо хоть не уписался :-)). Пошел, вскипятил чайку... Да, сезон льда закончился. Несколько дней назад мы вернулись из Осетии. Такого мокрого и опасного льда я еще не лазил.

Спать не хочется, начал собирать сушившееся снаряжение по квартире. Вернулись мы мокрые до нитки, кажется даже наша машина, в которой мы ехали, и та была мокрая до самого маленького болтика. Бедная Daewo Nexia, она смотрелась несколько смешно, на фоне внедорожников, колесивших по ущелью. Но мы ехали, и это было главное.

На Кавказе зарядили дожди - погода дает понять что скоро весна. Оттаивают склоны, сходят сели, увеличили свои воды реки, сходят лавинки, камни и среди этого хаоса выбрались на поверхность первые цветочки. Их я дарил Валентине на 8 марта. Сейчас в Дигории киснут наши знакомые ледолазы из Москвы. В прошлом году я рекомендовал им приезжать в начале марта, как самое оптимальное время. Наверно не зря у меня горят уши :-)), но кто же знал что этот год будет таким теплым. Сейчас большинство каскадов или растаяло или находится в полурастаявшем состоянии. Однако этот год был богат для нас на события. Наша команда прошла несколько неплохих длинных ледовых каскадов.
В начале года пал длинный каскад в Дигории - http://www.risk.ru/users/vorokot/5875/.

Потом, на новогодние праздники мы поехали на разведку в Мидаграбинское ущелье. Информации небыло никакой, только название конечного пункта - Джимара. Чудом найдя эту деревушку в три часа ночи, мы завалились спать прямо в машине. И представьте себе - глухомань, я вылезаю из обледенелой машины утром и вижу знакомое лицо. Ба, да это же прошлогодние друзья из Самары. Я был в шоке, но еще большим шоком оказалось, что здесь еще человек 10 москвичей, которые не первый год сюда приезжают. Следующим шоком был лед. Такого количества высокого льда в одном месте я не видал. В тот заезд мы ничего серьезного не сходили, я был очень сильно выжат «Кризисом отношений», а для Мидаграбинского льда важен настрой.

Мы вернулись с Валей туда ко дню влюбленных. Забросились с палаткой ко льду в конец ущелья и мечтали о завтрашнем дне. В наших планах был Малый Зейгелан. К вечеру зарядил мокрый снег, причем сильно . Всю ночь я очковал от лавин, вспоминая рассказ о том как здесь лавина похоронила рабочих карьера и камни с надписью «Укрытие от лавин». Валя мирно посапывала рядом. Я периодически ее дергал, что бы мне не так обидно было. Она спросонья кивала головой и спала дальше. Утром мы ушли обратно в деревню, ждали день пока сойдут лавины. Снег был опасный, мокрый – лавины сыпали с завидным постоянством всю ночь и весь день.

Выждав погоду, снова пошли пешком со снарягой и биваком ко льду. Надо отметить, что идти около 6 км. С вечера хотели лезть Малый Зейгелан, но утром, проснувшись, решили на Штору. Вообще-то это было очень спонтанно, но самые классные вещи получаются, когда решение принимаешь за 10 секунд – быстро и решительно.

Сильно вымотал подход, снега было по пояс. Наконец-то мы добрались до льда, часов у нас небыло, ориентировались по солнцу. Лезли быстро. Мы оба были в хорошей форме. Никаких трудностей не встретили, лед с лазанием около Wl3 куски Wl4. Так мы досунулись до того места где Самарцы повернули влево. Дальше я полез прямо вверх. Эта веревка была сложная близка к Wl 5-. Она состояла из ажурных перьев и тонких нашлепок, образованных льющей сверху водой. Пару раз преодолевал небольшие карнизики. Страховка была паршивая, из-за сильной расслоенности льда, а лазание не надежное, постоянно скалывались перья и нашлепки.
До выхода наверх оставалось полторы веревки лазания уровня Wl4+, внутренний уголок 80 градусов. Мы решили спускаться. Я очень не хотел повторять подвиг «Кризиса отношений» и бороться за жизнь всю ночь. К тому же с девушкой и без подстраховки. Последний дюльфер делали в темноте. Интересные ощущения дал этот лед. «Кризис отношений» был для меня почти пределом, борьбой, Штору же лезли с запасом, я получал безумное удовольствие от чистоты движений и красоты льда. Светило солнце, улыбалась Валюшка и звонко капали капли за шиворот :-))). На следующий день мы уехали – время поджимало. Очень хочется пролезть Малый Зейгелан, он красивый, и еще есть несколько непройденных суперских каскадов. Но это уже в следующем году.

8 марта нам удалось пройти каскад в Дигории, в районе села Ахсау. No woman no cry - так мы назвали маршрут.

На него мы заглядывались несколько лет. И вот момент наступил.

Подойдя с палаткой на максимально безопасное расстояние, разбили бивак. Я опять с Валентиной и вокруг ни души. Чтобы перебраться на ту сторону реки, надо было перейти по мосту.

Не знаю, какой Кулибин придумал это сооружение(трос натянутый через камень и группу деревьев), но я его вспоминал всю дорогу. Нашли уютную лужайку, среди сосен и красивых камней с зеленым мхом. Одна беда, забыли стойки от палатки, пришлось колдовать из подручных материалов. Ночью было очень тепло. И я опять не спал всю ночь, в этот раз готовился к атаке шакалов. Они страшно выли на другой стороне реки. Жуткие вопли, смех, кашель – мурашки по коже. Я приготовил горелку, для обороны, и пару своих друзей – Номиков, они более внушительно выглядят, чем Матриксы. Валя опять беззаботно спала.

Утром, 8, я дарил все первоцветы, найденные в лесу, надеясь не пойти на лед, так как спать хотелось. Но Валентина была непреклонна, и пришлось подчиниться. Подход опасный. Он идет по узкому ущельецу, которое при большом снеге полностью засыпает огромная лавина, перекрывая даже речку. Маршрут надо ходить по малому снегу. Этот год был подходящий. У нас вышло 5 честных веревок основного массива. Четыре веревки пролезла Валя, уровень Wl3, местами стенки Wl4. Ключ, верхняя веревка Wl5. Весь маршрут по нам текла вода, благо небыло холодно, иначе мы превратились в две сосульки на первой же веревке. И периодически встречались во льду сквозные дыры, в которых бушевал водопад. Вообще, лазание было похоже на лавирование между тонким льдом. Каждый удар инструмента был глухой, иногда, стоя на страховке и наблюдая за водопадом, который лил подо мной, я видел кусочки пролетающего льда, который сбивала Валюшка.

Ключ был страшный, если бы Валентина меня не вдохновила, то я бы и не полез. А так 8 марта все-таки. Ключ – столб шириной 40 см нормального льда, справа к нему примыкает тонкая корка прозрачного льда шириной с метр, все это нависает и сверху льет водопад, подо льдом тоже льет. Из того что я лазил, страшнее мне небыло.

Лед прорубался насквозь инструментом легко и не принужденно. Страховаться негде было, поэтому я привязался к инструментам. В вертикальном льду есть такой прикол – линия отрыва – место, где лед примыкает к нависающим скалам и хочет оторваться под тяжестью своей массы. Вот именно когда я вогнал номики в это место, и выше закрутил бур, наступил миг счастья. На весь маршрут со спуском у нас ушло 5 часов. На следующий день, когда мы уезжали, ключевой участок и половина середины рухнули.

Да, придется зачехлить инструменты до следующей зимы… В следующую зиму нас ждет масса приключений и нового льда. Жаль, что зима такая короткая.
Грустно, но ничего, скоро Крым…