Хибины. Маленькие горы для больших пацанов

Пишет Irina Morozova, 26.04.2009 11:42

В последние годы, в силу повышения технического уровня спортивного альпинизма, растет популярность Хибин, т.к. это идеальный район для тренировки и подготовки к сложному техническому альпинизму.

Неприступная стена "поясов" на Тахтарвумчорр (фото Алекс Юркин)
Хибины. Маленькие горы для больших пацанов (Альпинизм, 3б по 4-му кф, рога, кораблик, вудъявр, юкспор, тахтарвумчорр, зимний альпинизм, демченко)

Хибинская изморось

Хибинские скалы в марте

Непродолжительные, но высоко-техничные маршруты в марте-апреле представляют из себя заснеженные, обледенелые, покрытые хибинской изморосью скальные стены, требующие высокого уровня лазания по скалам и миксту в кошках и с инструментом. Специалисты даже сравнивают специфику хибинских скал с их хибинской изморосью и погодными условиями со стенами в Патагонии, только значительно короче по протяженности.

На маршруте "Рога" - 2Б на Тахтарвумчорр

Первая ключевая веревка на маршруте 3Б на М. Вудъявр по 4-му кф. В.ст. (40м, 90 гр., V-)

Вторая ключевая веревка на маршруте 3Б на М. Вудъявр по 4-му кф. В.ст. (20м, 85 гр., V )

Ключ на маршруте 1Б !!! на Юкспор по правой части ЮЗ кф. (5м, 90 гр., IV-).

Вторая особенность – все маршруты, даже 2-3 кат. тр. требуют на протяжении всего маршрута организации тщательной страховки на крючьях и закладных элементах, что к примеру на Кавказских маршрутах требуется только уже на маршрутах 4 кат.тр. и выше. К тому же сама организация страховки представляет затруднения – заснеженные скалы в марте приходится предварительно очищать от снега и хибинской измороси с помощью лавинной лопаты, а трещины тщательно очищать ото льда прежде чем забить крючья или заложить закладки. Рельеф для страховки бедный, большое количество глухих трещин.

Откапывание скал и трещин, чтобы сделать станцию.

Все это делает Хибины идеальным полигоном для тренировки работы со снаряжением – закладными элементами, крючьями, а так же быстрой техничной работы связок. Идеальным как для подготовки участников к последующим маршрутам 4 к.тр., а так же для подготовки команды в перспективе к дальнейшему бигвольному техническому альпинизму.
Но в то же время, Хибины – это район для хорошо технически подготовленных начинающих спортсменов, которые усиленно тренируются в городе. Слабо подготовленные участники могут оказаться не в состоянии пройти даже маршруты 2-3 к.тр., не говоря уже о хибинских четверках и пятерках, которые намного сложнее в техническом плане кавказских маршрутов аналогичной категории трудности и по уровню сложности лазания сопоставимы с маршрутами 6 к.тр.

Но поскольку уровень спортивных высоко-технически подготовленных участников растет в настоящее время, в связи с тем, что альпинизм переходит все к более сложным техническим стенам, а единственное время когда Хибины представляют интерес в техническом плане и в то же время с уже достаточным световым днем для работы – это март-апрель. Поэтому в это пиковый сезон все больше и больше растет нагрузка на маршруты. На самых ходовых маршрутах особенно в марте собирается очередь из 2-3-х, а иногда и даже из 4 групп.

В связи с этим в результате обсуждения с различными компетентными людьми, появились следующие предложения.
Содействовать классификации до сих пор не классифицированных маршрутов, что разгрузит самые популярные из классифицированных. Сейчас там достаточно много маршрутов, имеющихся в рисковском гайдбуке а так же не вошедших в него, но только треть из них числится в классификаторе.
В этом году например, наши ребята прошли маршрут 4А на М.Вудъявр по 1 кф. В.ст. и собираются подать отчет о втором прохождении этого маршрута, т.к. первопроход был сделан Шумиловым в 1992г. и до сих пор не классифицирован. А маршрут вполне реально ходячий. Немного сложнее в целом 3Б по 4-му кф., но значительно проще 4Б «Молоток» или та же «Честная девушка». Вполне доступен нормально технически подготовленным обычным спортсменам.

При этом желательно исключить ситуации, когда люди начнут ездить в Хибины не тренироваться, а чтобы быстро закрыть клеточки, что будет способствовать росту ограниченных спортсменов, т.к. при всей своей техничности, хибинские маршруты не взаимозаменяемы с менее сложными, но более длительными и комбинированными или ледовыми кавказскими и азиатскими маршрутами. Поэтому есть предложение, при очередной смене разрядных норм ввести ограничение в виде принятия на разряд не более 2-3 хибинских маршрутов.

© Фото: Алекс Юркин, Макс Гроза, Дмитрий Скотников, Ирэн Морозова

Альбомы с фотографиями состояний маршрутов в марте-апреле за последние три года:
2007. Первая половина марта
2008. Вторая половина марта
2009. Начало апреля

Спасибо за пост Ир! :) маленькая просьба только - не забывай, пожалуйста, подписывать только чьи фоточки, хотя бы где нибудь в конце самым мелким шрифтом;)

Хорошо, Саш.
Собирала просто фотки с разных лет и папок и уже не все помню какие и кто мне сливал. Просто в данных фотках художественной ценности нет, вот я и не думала что кому-то существенно авторство :) но раз принципиально, сейчас повспоминаю где чье :)

ок! Спасибо!:) про фотоаппараты можно было и не писать - перебор;) А ценности у каждого разные, позволю себе с тобой не согласится! ;)

Доброе утро! Виды просто ошеломительные!!!!!!!! Смотришь и на душе спокойно и уютно.....виды снега, скал, горы, камни....они умиротворяют....
Большое спасибо автору за это сообщение!!!

Спасибо за статью! Очень люблю этот район. Он действительно замечательно подходит для подготовки к лету. Также полностью поддерживаю идею ввести ограничение по количеству хибинских гор, идущих на разряд (две, мене кажется, вполне достаточно)

Здравствуйте!
А у меня такой вопрос возник: в статье описан период март-апрель, а какова ситуация может быть в начале мая??

В мае там такого ажиотажа и множества сборов нет.
Но вот насчет состояния маршрутов и лавиноопасности надо консультироваться с Сергеем Почиваловым: +7 921 275-53 92

На майские праздники 2007-го было два метра снега (+5 см каждый день), температура около нуля (градусника не было - по ощущениям), почти полярный день, облачность переменная. На маршрутах снег, натёчный лёд, холодные скользкие скалы. На вершинах ветрюган и колотун. По сравнению с январём слегка теплее, полярный день и больше снега (в мае) - одним словом зима что в январе, что в мае.

район хорош в зимнее время, особенно в конце января понравилось...Хибины 2006 маршруты быстро пришлось проходить
только хибинские восхождения в зачёт на Кавказе не идут.. и приходится всё заново ходить.. 1б-2а-2а-2б..
а в Хибинах уже на 3б выходил.

Ну зима-то в Хибинях долгая.=) В марте там самое то. Еще вполне себе зима, но и световой день уже достаточно длинный.

А по поводу «хибинские восхождения в зачёт на Кавказе не идут» — эт у нас в стране так всегда, «... не читал, но осуждаю!». То есть люди ни разу не бывшие в Хибинах зимой на основе только лишь малой высоты района считают, что ходить там проще, а потому мол такого опыта недостаточно.

Почему же не идут? почти 20 маршрутов в классификаторе ....следовательно должны идти везде...вас обманули на Кавказе...

Ну насколько я понял, речь не о зачете на разряд. А о том, что находив, к примеру, с нуля до 3го разряда чисто в Хибинах, человек приезжает на Кавказ и хочет идти сразу тройку. А выпускающий в альплагере смотрит в его альпкнижку и говорит: "Тааакс, что ты там ходил? Что, Хибины? Да это ж всего-то километр, Крым почти. Ну и что, что в марте. Неее, ты сначала единичку пройди, потом двоечки, у нас тут большие серьезные горы!"

Судя по набору как раз на третий разряд. А если в смену лагерную приехал для закрытия разряда, ходить придется все заново. Индивидуальная программа не предусмотрена. (

Ну даже если так все равно как то не честно...ну ладно дай контрольное восхождение 2 кс и вперед на тройки...

Полностью с вами согласен. Мало того, по моим ощущениям хибинские тройки в марте сложнее и интереснее, чем безенгийские летом.

согласен с аклиматизацией на 2а, но тратить смену очень обидно.
вопрос в другом, если закрыт 3 разряд Хибинами в рамках альпсборов, почему это не рассматривается в качестве опыта?

Дак кем не рассматривается-то?
С точки зрения правил российского альпинизма разницы между восхождениями в Хибинах и на Кавказе нет. (Крым — другое дело)
Если вас, с уже оформленым разрядом, инструктор или выпускающий заставляет повторить все восхождения по причине того, что разряд закрывался в Хибинах — это говорит только об одном. О некомпетентности данного инструктора/выпускающего.

Всякое бывает. На Кавказе по сравнению с Хибинами длинные подходы и какая никакая высота (тяжело физически). Полноценного льда (не натёчного, а ледникового, в который можно ледобур вкрутить) в Хибинах тоже практически нет. Несколько часов вверх по снегу - фирну в Хибинах тоже не найдёшь а это вырабатывает уверенное хождение в кошках. А третий разряд это самая базовая начальная подготовка, в которой пробелов быть не должно. Т.ч. может этот выпускающий не так уж и не прав.
П.С. сразу скажу, что в Хибинах я ходил и маршруты там действительно сложнее, чем на Кавказе при равной категории. И по моим ощущениям сложнее, чем в Крыму тоже.