Скалы северного Приэльбрусья

Пишет MG5642, 24.03.2007 17:16

Скалы северного Приэльбрусья (Альпинизм, приэльбрусье, кавказ, тещины зубы)

Вашему вниманию предлагается небольшая подборка фотографий, сделанных этой зимой в северном Приэльбрусье, в районе Скалистого хребта.
Здесь есть несколько красивых и интересных вершин высотой 2700-3000 м со скальными участками протяженностью примерно от 100 до 300 м, обращенными на юг...

С севера на эти вершины, вероятно, есть и пеший подъем. Перечислю названия: Кинжал, Инал, Тёщины зубы, Алмалыкая:

Скалы северного Приэльбрусья (Альпинизм, приэльбрусье, кавказ, тещины зубы)

До района Тёщиных зубов от Былыма идет очень хорошая грунтовая дорога. На панораме ниже, снятой с Баксансого шоссе в 1 км выше Былыма, виден мост через Баксан и восточная часть массива Алмалыкая:

Начнем с массива Кинжала:

Перепад высот у скального пояса Кинжала - метров 100, но есть, похоже, совершенно отвесные участки. Более внушительно выглядит вершина Инал. Южная часть этого массива - на фото ниже:

Скалы северного Приэльбрусья (Альпинизм, приэльбрусье, кавказ, тещины зубы)

Здесь перепад высот уже где-то 200 метров, хотя не все они, так сказать, сложно-скальные. Зато серые участки внизу выглядят очень интересно, прямо как будто отшлифованные.

Но перенесемся еще чуть к востоку, к самому интересному массиву - Тёщины зубы. В книге А.Ф.Наумова "Баксанская долина" эта вершина назвается Букабаши. В этой книге приведен только один маршрут на нее - 3Б альп. с северо-востока. Точнее, на главную Букабаши. Приведенные же здесь фотографии сделаны с юга.
У Тещиных зубов отчетливо выделяются западный и восточный подмассивы. Какой из них главный - сказать сложно; факт, что западный метров на 20 выше.
Вот собственно Тещины зубы западные с юго-запада:

Перепад высот - метров 300. А вот весь массив, и зап., и вост., с юга:

Восточные Тещины зубы, на мой взгляд, красивее:

(особенно в лучах заходящего солнца)

Теперь перенесемся еще восточнее. На фото:

Скалы северного Приэльбрусья (Альпинизм, приэльбрусье, кавказ, тещины зубы)

представлен вид на Тещины зубы Вост. с юго-востока и на западную часть массива Алмалыкая. На перевал, видимый на этом фото, идет грунтовка, о которой говорилось выше.

Вот мы и добрались до массива Алмалыкая. Это вообще удивительно красивые скалы, и тоже наверняка чьи-то зубы :). На панораме ниже - Алмалыкая с приближением. Кариес у зубов очень сильный, видна даже нехилая дырка в виде пещеры среди отвесных скал:

Особенно зачаровывает левая башня с нависающим ребром.

Но двинемся дальше на восток, ближе к Былыму.
На панораме ниже видна большая часть массива Алмалыкая:

Скалы северного Приэльбрусья (Альпинизм, приэльбрусье, кавказ, тещины зубы)

Слева - скалы с предыдущего фото.
А центральная, правильной формы вершина с этой панорамы - на снимке ниже:

По моему скромному мнению, восхождение на приведенные вершины лучше делать осенью или зимой. Снега здесь много не бывает, все же высота небольшая, склоны южные, ГКХ далеко. Мы были там в январе и температура днем была около -5...0, ночью -10..-5. Летом же здесь жара. С другой стороны, сложно сказать, в какой сезон меньше камнеопасность. Летом температура тут круглосуточно выше 0, а зимой может "скакать" от минуса до плюса...
Сами скалы здесь сложены известняками, возможно, доломитами. Во всяком случае не гранито-гнейсами, и поэтому могут быть не очень надежными для крючьев, шлямбуров. Впрочем, в этом я разибираюсь мало.

С эстетической точки зрения представленные вершины тоже интересны. Большое видится на расстоянии, и они как раз значительно удалены от Передового и Главного хребтов, которые должны открываться с описываемых вершин во весь рост. И, конечно, куда от него деться, будет отличный вид на Эльбрус, причем с необычного ракурса.

Для горных туристов район тоже вполне интересен. Если в более высокой части Кавказа зимой и холоднее, и снежнее, и лавиноопасно, то здесь можно спокойно ходить и в январе, и в марте, и в мае. Район отлично подходит, например, для выхода из урочища Джилысу в Баксан - большой километраж, наличие малохоженных именно туристами некатегорийных перевалов между вершинами Инал и Тещины зубы, между Тещиными Зубами и Алмалыкаей. Зимой здесь очень красиво.

Надесюь, эта информация будет кому-то интересной или полезной.