Пишет anderson, 27.10.2009 21:00

Остров, на котором каждый житель планеты должен побывать хоть раз в жизни!

Isla de Liberacion, в простонародье, Куба, уже 50 лет идет по собственному пути, отличному от Западного мира. Но внутренние проблемы - это лишь цена свободы и независимости от чужого насаждаемого образа жизни, и местное население пока еще знает о настоящих человеческих ценностях и умеет ценить и радоваться малому. О Кубе в целом и Гаване в частности написано и снято много. Но иногда задумываешься о том, какой были эта страна и город, когда все только начиналось - и бродишь по улицам и переулкам, фильтруя сумбур исторических эпох и собирая конечные кадры в одну историю.

Вот и фото)

Заповедная Куба. Часть 1

В сознании большинства путешественников Куба стала синонимом безмятежной курортной жизни под звуки ритмичной музыки и перезвон коктейльных бокалов. Что ж, природа действительно одарила остров великолепными песчаными пляжами и климатом, располагающим исключительно к отдыху в тени кокосовых пальм. Однако ограничивать впечатления от путешествия на далекую Кубу лишь пребыванием на пляже в Варадеро, яркими вечерними шоу и экскурсией по историческому центру Гаваны - непростительное упущение.
Куба - самый большой остров в Карибском регионе, его протяженность с запада на восток составляет более тысячи километров. На этой территории расположено девять уникальных национальных парков, четыре из которых входят в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а еще два - в другие международные природоохранные программы. Каждый из них представляет собой идеальное место для активного отдыха и познавательного туризма.
В национальных парках можно отправиться в походы разных уровней сложности и продолжительности - от пары часов до нескольких дней; своими глазами увидеть колонии розовых фламинго с белоснежными птенцами или пчелиную колибри - самую маленькую птичку в мире; познакомиться с удивительной природой и обитателями тропических рек и лесов, многие из которых встречаются только на Кубе. Живописные водопады, экзотические мангровые леса, подводные пещеры - ради этого стоит оставить уютный номер курортного отеля и отправиться навстречу приключениям!

Полуостров Сапата
Полуостров Сапата расположен на южном побережье Кубы и своими очертаниями напоминает башмачок, благодаря чему и получил свое название ("zapata" переводится с испанского как "ботинок"). Значительная часть полуострова заболочена, что привело к образованию совершенно особой экосистемы, и находится под охраной. Это самый большой биосферный заповедник на островах Карибского моря. Национальный парк болота Сапата (Cineaga de Zapata) даже входит в Рамсарскую конвенцию, объединяющую заболоченные территории международного значения.
Лучшее время для посещения заповедников полуострова Сапата - сухой зимний сезон (с ноября по апрель). В это время здесь можно увидеть наибольшее количество уникальных пернатых обитателей и встретить как можно меньше москитов. Погода зимой также больше располагает к продолжительным прогулкам на природе.

Кубинский ECOтуризм - для тех, кто давно мечтал посетить Остров Свободы, но не знал как. Часть 1 (Путешествия, куба, фотография)
Бескрайние просторы полуострова

Заповедник Лас-Салинас
Заповедник дикой природы Лас-Салинас охватывает солончаки и топи на побережье полуострова Сапата. Эти места удивительной красоты вызывают особый интерес у любителей наблюдать за экзотическими птицами.
Заповедник является домом более чем для сотни различных видов птиц, в частности - водоплавающих. В зимнее время здесь также останавливаются перелетные птицы на пути из Северной Америки в Южную.
Часть маршрута в заповеднике Лас-Салинас проходит по неширокой песчаной полосе, окруженной с двух сторон водоемами. Стоит отметить, что здесь, как и во всех национальных парках Кубы, предусмотрены все условия для посещения маршрута туристами: тропы помечены информационными табличками, а для наблюдения за птицами и животными установлены смотровые вышки и площадки.
На Кубе находится одна из крупнейших в мире колоний розовых фламинго, и десятки тысяч этих красочных птиц можно увидеть на полуострове Сапата. Однако заповедник - это не зоопарк, поэтому во время экскурсии фламинго могут оказаться как невероятно близко к туристам, так и на приличном расстоянии - всего лишь в виде розовой дымки на горизонте. Но Лас-Салинас - настолько живописное место, что переживать из-за подобных мелочей не приходится.
Оценить всю красоту заповедника можно во время двухчасовой лодочной прогулки по водоемам и крошечным островам. Глубина воды здесь минимальна, поэтому вместо весел используется длинная палка, которой управляющий лодкой просто отталкивается от дна.
В прозрачной воде плавают стайки рыб, а окружающие пейзажи поражают яркими красками.
Белоснежный песок, сочная зелень и яркое синее небо - именно таким представляется настоящий карибский ландшафт.
На одном из небольших островов можно сделать остановку, чтобы пройтись по берегу и рассмотреть необычные растения. Песок здесь состоит из ракушечной крошки, что придает ему необыкновенный оттенок, но и делает довольно острым - босиком лучше не ходить.
На посещение заповедника Лас-Салинас следует отвести около 4 часов, а с собой обязательно взять воду и солнцезащитные средства - тень здесь найти не получится, вся прогулка проходит под палящим тропическим солнцем. Несмотря на жару, одежду лучше выбирать легкую, но закрытую - опять же для защиты от солнца.
Лас-Салинас - лишь одно из красивейших мест полуострова Сапата, но здесь есть и совершенно другие, но не менее увлекательные маршруты.

Сплав по реке Атигуанико
По полуострову Сапата протекает река Атигуанико (Hatiguanico) - одна из самых протяженных (около 30 километров) и важных рек Кубы. Ее даже называют "кубинской Амазонкой".
Атигуанико известна прекрасными возможностями для рыбалки, а те, кому больше по душе наблюдать за водными обитателями, могут совершить экскурсию на моторной лодке или сплавиться по реке на каяках.
Лодочная экскурсия рассчитана приблизительно на 2 часа. За это время можно не только познакомиться с флорой и фауной Атигуанико, но и искупаться в том месте, где из-под земли на поверхность выходят чистейшие источники, питающие реку. Протяженность сплава по реке на моторных лодках, как правило, составляет 14 километров от станции и обратно.
На берегах реки произрастают живописные мангры, а в воде можно увидеть небольших черепашек, встречающихся только на Кубе.
В кроне деревьев обитают еще одни эндемики - хутии, или, как их здесь называют, древесные крысы, хотя это и совершенно другое животное. Они являются самыми крупными млекопитающими на острове - размером с крупного зайца. Поближе рассмотреть хутию мне удалось в миниатюрном зоопарке при ресторане, в который мы заехали пообедать после сплава по реке. Больше всего зверьки напоминают бобров, а вовсе не крыс, разве что хвост похож на крысиный.
Путь к лодочной станции на реке Атигуанико проходит по тропическому лесу.
Здесь мы увидели пчелиную колибри и других ярких птиц, насекомых и животных. Сопровождающий нас гид время от времени включал запись птичьих голосов, чтобы привлечь самых интересных представителей фауны этой местности.
Стоит учитывать, что многие маршруты в национальных парках Кубы разрешено посещать исключительно в сопровождении специализированных гидов, которые с радостью делятся с туристами подробной информацией о заповедниках.

Сплав по реке группы туристов

Тайна камней
Маршрут Enigma de las rocas ("Тайна камней"), проходящий по системе карстовых пещер и образований на полуострове Сапата, оказался невероятно впечатляющим. Подземные воды и дожди на протяжении многих веков создавали здесь удивительные ландшафты, пример которых может увидеть сегодня любой желающий.
Маршрут несложный, рассчитан примерно на 1-2 часа. А начинается он с приветствия истинных повелителей полуострова - крабов. Действительно, столько крабов, сколько мы увидели за несколько дней, проведенных на полуострове Сапата, сложно себе даже представить. Они с опасностью для жизни перебегают дороги, молниеносно ныряют в воду от любого звука, они с треском дерутся друг с другом и прячутся от людей за корнями деревьев, осторожно прикрывая себя опавшими листьями. На маршруте Enigma de las rocas крабов мы встретили нескольких видов и больше, чем где-либо еще. Казалось, будто весь лес с шорохом разбегается в стороны от каждого нашего шага. Но были здесь и смелые крабики, готовые сражаться с незваными гостями.
На протяжении всего маршрута не перестаешь удивляться тому, как природа приспосабливается к самым сложным условиям. Вместо почвы здесь карстовые породы и камни, которые под воздействием воды стали больше похожи на пористую губку или сыр с дырами. Корни деревьев сквозь них устремляются к подземным водам, а уже на стволах этих счастливчиков располагаются эпифиты - растения-паразиты.
Иногда карстовые породы разрушаются подземными водами до такой степени, что образуются вертикальные пещеры или колодцы. В одной из таких затопленных пещер на маршруте можно поплавать, любуясь естественным каменным мостом, нависающим над образовавшимся озером. На полуострове Сапата расположена и Cueva de los Peces ("Пещера рыб") - самое большое из подобных образований на Кубе. Она пользуется большой популярностью среди дайверов.
Причудливые камни также являются домом для многих животных. В одной из отвесных пористых скал, например, поселились крабы-отшельники - такие же скромные, как и их собратья без раковин. Здесь же можно рассмотреть и моллюсков, которым уже не один миллион лет - разломы скалы украшают окаменевшие раковины.
Маршрут спускается к небольшому болоту, у которого расположена еще одна пещера, и постепенно все увиденные карстовые образования складываются в одну систему. Неподалеку от маршрута Enigma de las rocas располагается пещера, в которой живет стая летучих мышей. Гид предложил нам сделать остановку около нее, и мы, разумеется, согласились. Крошечные летучие мыши спали в пещере над озером с водой бирюзового цвета, а путь к ней охраняли огромные крабы - еще одно удивительное место!
Экскурсии по национальным паркам можно совершить как в составе туристических групп, так и самостоятельно. При этом стоимость индивидуальной экскурсии определенно оправдана. К примеру, прогулка по маршруту Enigma de las rocas в сопровождении гида и переводчика, а также такси от отеля до начала тропы и обратно обошлись нам на двоих всего в 55 песо (около 50 евро).
На маршруты, предполагающие наблюдение за птицами, лучше всего отправляться с утра, а по системе карстовых пещер можно побродить и после того, как спадет обеденная жара. В оставшееся время стоит обязательно посетить другие достопримечательности полуострова - например, питомник крокодилов в местечке Ла-Бока, восстановленное поселение индейцев таино и туристический комплекс Гуама, которые расположились на островах в живописном озере Лагуна-дель-Тесоро, а также исторический музей в Плая-Хироне, посвященный героическому сражению в заливе Кочинос.

Потемкинские деревни)

Материал подготовили Антон Жданов и Лина Кузмичева

За увлекательную поездку на Кубу авторы выражают искреннюю благодарность представительству Министерства туризма Кубы в Москве и представителям ведущего принимающего туроператора в стране Cubanacan.