Берсерки на Алупкинской стене

Пишет robinsya, 19.11.2009 19:47

Берсерки на Алупкинской стене (Альпинизм, крым, алупкинская стена, mishel, мишель волошановский, эстет, первопроход)
Берсерк, 6А. Алупкинская стена, Крым.

Мишель Волошановский сообщает – в компании Ильи Виноградова, Андрея Жигарева и Саши Рушковского удалось пройти новый маршрут на Алупкинской стене. С его слов, получился «мегаураган». А точнее «Берсерк», 6А. Именно такие настроения и боевой дух сопутствовали всему экшэну и его производителям.

Слово Мишелю:

Первым заездом мы в результате трехночевочного рывка в альпийском стиле не долезли до верха 35 м: подвела неожиданно жаркая погода, у нас закончилась вода. Эффект от жажды случился похожий с легендарными берсерками, принявшими перед боем толченых мухоморов, если не ошибаются историки. Когда стало ясно, что дела не сделается, я давай обзванивать друзей-товарищей из мирской земной жизни с готовностью отдать 500 гривен (65$) за 10 литров воды, чтобы закончить мероприятие.

Все вежливо отказывались и предлагали в один голос оставить перила и закончить в другой раз. В конце концов, зароптала и команда: капитану, мол, срезало от жары и жажды башню и он хочет всех нас поджарить заживо. В ответ я их назвал «малодушными фанеролазами», они ответили, что если я не спущусь сам, то они сдернут меня веревкой (благо, точки страховки надежные, а маршрут сильно нависает – даже не поцарапается). Лады, через 4 часа осторожного спуска в таком состоянии мы в течение получаса вливали в себя по 1,5–2 литра воды из родника под Шаан-Каей.

…Я думал, не поедут парни на финиш и придется либо лукаво кого-нибудь совращать (по обыкновению пофиг кого – лишь бы человек был хороший), либо лезть соло. Но на третий день по приезду в Киев (2 дня, видимо, шла борьба с обезвоживанием), меня в течении 3-4 секунд мобилизовали бросить все и вся: сутки спустя в полном составе мы вновь были у перил.

На этот раз природа противопоставила совершенную противоположность: холодный пронизывающий ветер, иногда срывающийся дождь, наползающий клочьями туман и прочие атмосферные коллизии на фоне околонулевой температуры. Какое там! Все это великолепие нас раззадорило еще больше (видимо, другой сорт мухоморов попался) и за 7 часов работы все было закончено.

Дождавшись утром улучшения погоды, мы попрыгали с плато вниз по оставленным с вечера веревкам и устроили фотосессию Эстета, на которой он все ИТО-шные участки пролез свободно с верхней страховкой. Я по-доброму удавился жабой, наблюдая, как он все это делал, оценив отдельные участки 7b–7с.

Алупкинская стена – фантастически красивый и очень редко посещаемый (далекие и трудные подходы, удаленность воды, суровость Ай-Петринского плато) массив. С поистине сказочным размахом и потенциалом, дающий полное ощущение Больших Гор.

Описание маршрута

Описание маршрута нужно начать с необходимого пояснения. Категории free даны касательно сложности исключительно лазания, не обращая внимания на вид страховки (т.е. без учета трудностей в организации страховки, то есть как, вроде, все происходит с верхней страховкой или в боулдеринг-режиме).

Из леса подняться прямо 40-50 м (не кат.) вверх по крутому скально-осыпному кулуару в направлении Центрального бастиона, затем набирать вправо вверх 30-40 м на самую верхнюю скально-травянистую полку стены (1-я кат. сл.). Ориентир полки при взгляде с земли – одинокая огромная сосна точно на половине длины полки. От огромной одинокой сосны пройти на восток 50-70 м по крутому скально-травяному склону полки в направлении очень характерного скального плеча. Выход на него, 20-25 м – 1-я кат. сл. Здесь начало маршрута.

С плеча приспуститься 5–7 м вправо вниз (free 4а), пересечь 4-5-метровый кулуар (не кат.) вправо и выйти 8-10 м по простым (free 4с–4с+) скалам к почти вертикальному внутреннему углу. По нему 12–13 м free 5с–5с+, выйти на вершину огромного откола. С него, точно вверх (не обращая внимания на уходящие вправо вверх разрушенные, но более простые скалы) 6–7 м неявно выраженного внутреннего угла закрытого маленьким, 20–30 см карнизом (free 6а–6а+). Затем по наклонной заглаженной плите в сочетании с щелями на ней 8–10 м free 5с+–6а подойти вправо вверх под слегка нависающую гладкую стенку. Далее влево вверх по неявно выраженному внутреннему углу с нависающей правой стенкой 10–12 м free 5с+–6а к сосне, от нее 10–12 м несложного (free 5а+–5с) внутреннего угла выводят на большую полку в основании крутого кулуара. Здесь станция.

По простым скалам правой стороны кулуара (free 4а–4а+) выйти на огромный скально-травяной склон, являющийся полом громадного грота, по нему 40–50 м зайти вглубь грота (не кат.). Здесь есть удобная полка для ночевки на 4-х участников.

Точно по центру грота, вначале 18–20 м простых (free 4b+–5а, КАМНИ!) скал широкого наклонного камина, затем камин сужается, нависает и раскрывается (free 6b-6в+), посредине – две крепкие пробки. По нему 8–10 м. Далее, после карниза с узкой, в ладонь, щелью (А2, большие и средние френды, free 6с–6с+), камин становится сильно нависающей, раскрывающейся щелью шириной 15–20 см, по ней 5–6 м под метровый карниз (А2–А3, либо 2–3 сверхмегакамалота, либо 2 8-мимиллиметровых шатла – есть 2 дырки на левой стенке, free 7b–7b+). После карниза щель сужается, нависает немного меньше, появляется рельеф на правой стенке (на левой – «живая» нашлепка!), по ней 5–7 м под большой карниз (А2, мелкие и средние стопперы, мелкие френды, free 6b+–6с).
Траверс под карнизом вправо 4–5 м (А2, мелкие стопперы, якоря, free 6с–6с+) приводит в несложный вертикальный 5-метровый внутренний угол free 5c–5с+, заканчивающийся слегка нависающими и сильно разрушенными скалами. По ним 7–8 м влево вверх (А2–А3, крючья, якоря, free 6b+–6с+) выйти на удобную полку. Здесь станция, 2 анкера.

Простой подлаз вправо вверх 4–5м free 4b+-4с приводит к едва нависающему внутреннему углу 5 м (А1–А2, средние стопперы и мелкие френды, free 6b-6b+), следующие 3–4 м нависают немного больше при том же ИТО и free 6с–6с+. Затем траверс 3 м вправо по гладкой вертикальной плите (А2, мелкие и средние скайхуки, free 6b+–6c). Далее вверх 5–6 м по вертикальной крепкой щели (А1, средние френды, free 6b), пройти траверсом вправо по 3-метровому карнизу (А2, «0» и»00» камалоты, мелкие стопперы, free 6b+–6с). За карнизом едва наклонный вначале (free 6b), затем более пологий (free 5c+ –6а) внутренний угол, по нему 5–6 м вверх к следующему карнизу. Под карнизом вправо вверх по глухой щели 3 м (А3, якоря), затем 5–6 м по прерывающейся вертикальной глухой щели (А2–А3, якоря, сверхмелкие и мелкие стопперы) дойти до гладкой плиты. Отсюда траверс 2 м вправо (А2, скайхук, free 6с+–7а), войти в 7–8-метровый вертикальный внутренний угол (вначале А1, средние френды, free 6b+–6с, затем free 6а+–6b), из него выйти вправо 5 м по наклонной плите free 5b+ –5с на небольшую полку с двумя анкерами. Смена.

От станции простой, free 5а–5b, подход 5 м влево вверх к узкой нависающей щели. По ней 6–7 м (А2, мелкие и средние стопперы, free 7b–7b+), затем по вертикальной узкой промоине 3–4 м (А2, мелкие и средние френды, free 6b+–6с) и по слегка наклонной 3–4-метровой плите (free 5с+–6а) выйти на метровую, шириной 40–50 см полочку. С ее левого края узкая вертикальная щель (А1–А2, мелкие и средние стопперы, free 6c–6c+) через 5–6 м превращается в едва наклонную раскрывающуюся промоину с закругленными краями. По ней 3–4 м (А2, средние френды и стопперы, free 6b+–6с) до ее окончания в гладкую нависающую плиту. Траверс вправо 1,5м (free 6с), далее по узкой, прерывающейся щели в слегка наклонной плите 5–6 м (А1–А2, мелкие и средние стопперы, free 6b–6b+), затем по очень бедному для страховки рельефу 4–5 м (А2–А3, якоря, сверхмелкие стопперы, free 6с+–7а) подойти к вертикальной прерывающейся щели. По ней 6–7 м (А2–А3, якоря, мелкие и средние стопперы, free 6с+–7а+) выйти на наклонную монолитную полку с сосной справа. Далее по простой 4–5 м наклонной плите (free 4c–5а) подойти под гладкую вертикальную стенку. Траверсом влево 4–5 м (free 4с–5а) войти в широкий наклонный внутренний угол, по которому 10–12 м 2–3 кат. сл. выйти на вершинное плато.

Время прохождения очень вариабельно и зависит от уровня свободного лазания восходителей. Если участник двойки в состоянии с onsight сложностью 7b–7b+ поставить френды и стопперы – мероприятие займет порядка 5–6 часов. В случае предпочтения ИТО-режиму – 9–11 часов. Места смены и отдыха очень комфортны и безопасны, оборудованы стационарными точками глубиной установки 40–45 мм и диаметром 10 мм. При определенной сноровке в пользовании якорными крючьями, молоток можно не брать – обычные скальные крючья забиты достаточно надежно, БОЛЬШАЯ ПРОСЬБА их не выбивать. На всем протяжении закладные элементы становятся идеально, да и падать, если уж придется, не страшно – ключевая часть, к примеру, на протяжении в 62–65 м имеет вынос в 17–18 м. Необходима веревка длиной 60 м.

Фото © Илья Виноградов, Андрей Жигарев, Михаил Волошановский.