УМЕР БОНДАРЕВ НИКОЛАЙ ДЕНИСОВИЧ.

Пишет balabanoff, 27.11.2009 20:57

Отечественный горный туризм потерял Николая Денисовича Бондарева - талантливого исследователя Западного Кавказа.
УМЕР БОНДАРЕВ НИКОЛАЙ ДЕНИСОВИЧ. (Альпинизм, западный кавказ. межсезонье.)

Николай Денисович родился 21 декабря 1936 г. в Ставропольском крае. В 1962 г. закончил МИФИ. По образованию инженер-физик. Долгие годы работал директором по проблемам безопасности Российского научного центра «Курчатовский институт» (Москва).
Горным туризмом начал заниматься в 1959 г. Закончил школу инструкторов на Домбае (1961) и в Чимбулаке (1963). Мастер спорта СССР (1977). Основные районы путешествий – Западный и Центральный Кавказ, Тянь-Шань, Камчатка Курильские острова. Награжден знаком ЦСТЭ «За активную работу по развитию туризма и экскурсий».
Много лет Николай Денисович посвятил туристским и краеведческим исследованиям горных районов Архыза и Абхазии. Впервые сделал описания многих перевалов.
Исследовал картину боев в годы Великой Отечественной войны на ряде перевалов Западного Кавказа.
Принимал активное участие в организации первых Всесоюзных слетов горных туристов в Цее и на Красной Поляне.
Одним из первых в стране начал осваивать горы в межсезонье. Прошел более 30 походов по Западному Кавказу весной и осенью. Разработал требования к походам в это время.
Председатель турсекции МИФИ в 1960-1962 гг. С 1961 г. член бюро горной секции и МКК Московского клуба туристов.
В 1970-1980 гг. – член горной комиссии и ЦМКК Федерации туризма СССР.
В 1980-х годах был в редакционном совете по краеведческой литературе «Профиздата».
Имел большое число публикаций на тему туризма в газетах и журналах нашей страны и за рубежом.

Человек разносторонних интересов, большой эрудит. Имел огромную библиотеку, знал многих исследователей Кавказа: Е.Е Холодовского, Л.В. Вегенера; Альфреда Куреллу - члена ЦК компартии Германии, влюбленного в Кавказ - первоткрывателя районов Кавказа.
Николай Денисович долгие годы интересовался историей туризма, историей освоения Кавказа.

У меня осталась неопубликованной его статья "Он из племени первопроходцев". Материал посвящен совместным походам с выдающимся физиком мирового масштаба, героем социалистического труда, академиком РАН Трутневым Юрием Алексеевичем.
Николай Денисович написал очерк-воспоминание в книге "ЖИЗНЬ ДЛЯ РОССИИ", посвященной Юрию Алексеевичу Трутневу.

А какой был рассказчик Николай Денисович. Жизненный опыт, знакомство со многими видными людьми, влюбленность в горы позволяли ему с постоянной улыбкой часами рассказывать о встречах, своих наблюдениях, о характерах людей. И, самое главное, о своей жизненной позиции в это трудное для России время. Он был настоящим патриотом!

Николай Денисович был автором и соавтором ряда путеводителей по Западному Кавказу:
Бондарев Н., Вегенер Л., Савельева В. АРХЫЗ, Ставропольское книжное издательство, 1972;
Арсенин В., Бондарев Н., Сергиевский Э. ГОРНЫЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПАДНОМУ КАВКАЗУ, 2-е изд., М.: ФиС, 1978.
Бондарев Н.Д. В ГОРАХ АБХАЗИИ, М.: ФиС, 1981
Бондарев Н.Д. АРХЫЗ. БОЛЬШАЯ ЛАБА, 2002.

Остался незавершенным колоссальный труд Николая Денисовича:
ИСТОРИЯ ГОРНОГО ТУРИЗМА РОССИИ с 1900 г. по настоящее время.
С уходом Николая Денисовича - начинает уходить эпоха туристов-авторов, стоящих у истоков организации отечественного туризма. Очень больно.
Скорбим!

...

Очень жаль...

Вот такая книжка на полке у меня стоит.

и у меня..

И у меня тоже была такая.... И другие. Очень-очень жаль...

эх...

Здравствуй, здравствуй пароходик...,
Увези меня отсюда...
В край куда ничто не ходит..,
Ни машины, ни верблюды...
...

Это был мой большой старший друг. Он научил меня описывать то, что вижу. Благодаря Николаю Денисовичу мне удалось довольно глубоко изучить Западный Кавказ и Абхазию. И только благодаря этому выдающемуся исследователю я стал публиковаться. Когда приходишь в самое отдаленное селение Абхазии или Карачая и в разговоре упоминаешь имя Николая Денисовича, становишься уважаемым гостем. Столь высок его авторитет на Кавказе. Мне вчера позвонил Владимир Васильевич Арсенин и сообщил страшную весть. И знаете, я не могу с этим свыкнуться. Спасибо тем, кто разделяет наше горе

Благодаря неуемной энергии Николая Денисовича Бондарева в книге "Альпинизм.Энциклопедический словарь" появились обширные и очень интересные материалы по горному туризму, появились статьи о людях отечественного туризма.
Ушел из жизни человек огромного личного обояния, великолепный рассказчик и внимательный слушатель. На Северном Кавказе и Абхазии не было человека, который бы пользовался таким авторитетом и любовью в любом доме. Жаль, уходят замечательные люди, уходят те у кого училось не одно поколение любителей природы и краеведения, ушел историк отечественного туризма, равного которому сегодня уже нет. Пусть вся земля которую Вы, Николай Денисович измерили в своих походах и путешествиях будет Вам пухом, а люди живущие на ней - еще долго помнят о Вас.

Остался незавершенным колоссальный труд Николая Денисовича:
ИСТОРИЯ ГОРНОГО ТУРИЗМА РОССИИ с 1900 г. по настоящее время.

Считаю, что просто необходимо сделать его труд завершенным. Может быть Вы Edvard как-то организуете нас. У многих, наверное, есть интересные профессиональные материалы по этой теме. А материально общими усилиями думаю сможем осилить издание. Это же будет уникальная книга. И настоящая память о Николае Денисовиче.

Печально...Его книги-наши учебники...Благодаря ему узнал Западный Кавказ.

ОЧЕНЬ И ОЧЕНЬ жаль расставаться с такими замечательными людьми. Скорблю вместе со всеми кто его знал, читал и учился по его книгам, вместе с любителями гор наших поселков "Нижний Архыз" и "Архыз". Книги Н.Д. Бондарева были и остаются абсолютными бесселерами. На его книгах сформировалось не одно поколение истинных любителей природы, сформировалась самобытная и уникальная в своем роде культура горного туризма. Жители поселка Архыз, высказали мнение о необходимости подготовки обращение в администрацию республики КЧР для присвоения Николаю Денисовичу звания почетного гражданина поселка Архыз.

Такие люди уходят не в небыль, а в Память!
Будем помнить о них с благодарностью!

Вечная память!

Хоть и с опозданием - очень жаль, что такие люди от нас уходят!
Благодаря его книгам я узнал и полюбил Архыз!

Знаем. Жаль. Скорбим. Помним. Много несказанного.