Моя Вершина - здесь. Мой Путь - обратно.

Пишет 7Summits, 19.09.2012 16:12

Как ни странно, самыми интересными после очередного восхождения в рамках проекта "Альпари на вершинах мира" на Эльбрус, оказались рассказы новичков - офисных альпинистов.
Андрей Харченко (Альпари). Эльбрус, сентябрь 2012 г.
Моя Вершина - здесь. Мой Путь - обратно. (Альпинизм, харченко, альпари, эльбрус)

Хроника самого важного дня.

Поспать на Бочках особо не удалось. На такой высоте спится не очень хорошо, плюс волнение перед подъемом сказывается на организме. Так что это был не сон, а так - подремал немного. Сквозь дрему услышал звук включившихся на зарядку девайсов - запустили генератор. На часах 2:30. Думал, что проснулся только я - но понял, что проснулись все. Собственно, особо никто и не спал. Все шустренько плотно оделись и пошли на завтрак. После завтрака снова одеваться и туалет. А туалет - это нечто. Кабинки из непонятно чем обшитого деревянного каркаса на фундаменте старого дома. Когда дует ветер, а он там дует почти всегда, кабинку "приятно" раскачивает. А если прибавить тот факт, что в темное время суток вся навигация осуществляется с налобным фонариком - картина получается еще интереснее.

В 4:00 пошли к ратраку. Хорошо, что ратрак оказался с крытой кабиной - не так холодно.
Доехали быстро до Приюта 11. Поднялись немного вверх до следующего ратрака, загрузились и поехали. Ехали на удивление долго. Думали, что закинет на 5100, но довез только до 4800.
Выгрузились и пошли потихонечку. Минут через 10 первый из нашей команды пожаловался на боль в ноге и твердо заявил, что идти он не сможет. Мы тут же стали "мародерствовать" - я попросил себе рукавицы, кто-то взял термос, и т.д. В процессе этой дележки, сдался еще один человек. Преждевременно выбывшим из похода товарищам выделили гида и отправили догонять ратрак, а точнее, идти навстречу ратраку со второй группой (нас разделили на 2 группы: первая - медленная, вторая - быстрая).
А мы опять пошли. Налобный фонарик освещает ноги идущего впереди. Дует ветер. Сильный, но терпимый. Впереди и сзади видны еще группки альпинистов. Начинается рассвет. Справа светлеет. К нашей группе сзади пристраиваются несколько человек. Время не ощущается, нельзя определить, прошло десять минут или полчаса.
Светло. Мне идется все тяжелее и тяжелее. Дышу ртом во все легкие. По вдоху-выдоху на шаг, иногда по полтора. Замерзли два пальца на правой руке, несмотря на флисовые перчатки и теплые рукавицы North Face. На привале вместо того, чтобы отдохнуть и попить чаю, яростно машу руками - отогреваю. Но и это тяжело.

Идем дальше. Новая напасть. Меня сильно рубит в сон. Причем так: иду, хочется моргнуть - моргаю, и в тот короткий миг, когда глаза закрыты, мне уже снится сон. Тяжело так идти, на грани сна и реальности. А засыпать нельзя - слева крутой уклон. Покачусь - остановлюсь только в острых камнях или в широкой трещине ледника. Сообщаю об этой напасти гиду. Он говорит, что это нормально: "У меня час назад такое же было". Но меня его слова почему-то не успокоили.
Идем дальше. Сколько времени прошло - сказать не могу. Да и не думается об этом. Переставляй ноги, палки, да дыши глубоко и в ритм - вот все, чем занята голова. Я уже сильно устал. Говорю гиду – может, я обратно? Не могу больше. В ответ - надо идти дальше. Выделяют гида Ольгу, и мы медленно идем, постепенно отставая от группы.
Идем дальше. Уклон уменьшился, и мы теперь на траверсе, почти не набираем высоты. Сон почти отступил - начались новые приключения. Мне стало казаться, что вот-вот начнутся галлюцинации. "Мультики", как я их назвал в тот момент. Почему мне так показалось - не знаю, но я был уверен, что вот-вот что-то начнется. Забавное ощущение. Мне даже местами, краем глаза, казалось, что снег уже "поехал".

Траверс превратился в небольшой спуск к седлу. Основная группа туда подошла и отдыхает на привале. Ольга уверяет: дойдем до них - отдохнешь, полегчает. Гонит меня вперед. Я не понимаю, зачем идти, если потом придется больше идти назад, и это тяжелее.
Последние метры до нашей группы буквально перебираю ногами и падаю. Александр Абрамов, наш гид, протягивает мне горячего чаю. Жадно выпиваю. Мне кажется, что это был первый глоток с тех пор, как мы вышли из лагеря. Постепенно силы возвращаются, уже сам пытаюсь налить себе чая, но получается не с первого раза, так как сильный порыв ветра просто распылил чай по седловине, и в кружку ничего не попало. Распаковал сухпаек. Съел твикс и чоко-пай. Стало еще бодрее. Оглядываюсь - дует сильный ветер, порывы такие, что приходится прикладывать усилия, чтобы устоять на ногах. Рядом почти все уставшие, изможденные. Тяжело всем. Отдыхаем.
После чая и перекуса стало намного легче. Сейчас я думаю, что дошел бы и до верха. Но в тот момент думать не мог, и мысль о том, чтобы продолжить движение, даже не зародилась в моей голове. Поэтому, когда Александр заметил, что погода на самом деле не идеальная для восхождения, и если кому-то очень тяжело, он может пойти вниз, а остальные - в путь, я и не двинулся с места. Моя Вершина - здесь. Мой Путь - обратно.

Народ стал подниматься и брести дальше вверх по направлению к крутому подъему, на котором другие альпинисты увязли, как в киселе. Было ощущение, что они не движутся, несмотря на все усилия. Я с удивлением обнаружил, что в сторону вершины пошли все, кроме меня.
Я и гид Ольга двинулись обратно. Шлось не тяжело. Прошли мы метров 200, и нам по рации сообщили, что от группы отделился один участник, и он идет к нам. Мы прилегли на склон и стали ждать Ивана. Через некоторое время я заметил, как хорошо вокруг. Светит солнце, не холодно и даже нет ветра! Про окружающие пейзажи говорить и не нужно. Все было ниже нас! Над нами было чистое небо, а над Грузией висели плотные облака. Шли мы не спеша. Останавливались и отдыхали. Были тяжелые участки с крутым спуском, покрытым льдом. Спускаться по таким участками не проще, чем подниматься. На вершине скал Пастухова я с удивлением узнал, что времени всего лишь 12 часов, и что с седловины мы выдвинулись в 10.

Таким образом, получается, что подъем до седловины занял у нас около 5 часов. Мы шли прямо сквозь облака, которые спустились на склон Эльбруса. Облака двигались быстро, дул сильный ветер. На спуске я надел на себя сноубордическую маску, многие это сделали еще на подъеме.
Вот и Приют 11, 4130 м, значит, до Бочек осталось совсем чуть-чуть. На этой высоте текут ручьи, местами превращаясь в небольшие, но бурные речушки

Вот уже и видно Бочки. 14:00. 10 часов с момента старта, 4 часа от седловины. Нас встречает Людмила Коробешко, сразу вручает по кружке свежего компота. С жадностью пьем. Незаметно уходят и 2-я и 3-я кружка. Нам предлагают обед, но мы только пьем. Постепенно раздеваемся и кладем мокрые насквозь вещи сушиться на солнце. Людмила сообщает, что наши дошли до вершины около 13:00. Молодцы! С трудом смог отдышаться, а в 16:00 приехал ратрак с ребятами. Все уставшие, но гордые. Шампанское за успех! Все позади. Спать. Время около 22 часов. Завтрак через 12 часов.

Понравилось два момента: "Думали, что закинет на 5100, но довез только до 4800" и "Мы тут же стали "мародерствовать". Вот оно, пополнение альпинистов! Шутка добрая, прошу не развивать =)))

Таким образом, получается, что подъем до седловины занял у нас около 5 часов. Это очень медленно, очень.

Кстати, один из успешно добравшихся до вершины, шел пешком до Бочек от гостиницы в Терсколе! Так что - боролись, как могли... Перед этим сходили на Чегет и с Бочек до Пастухова. Вот и вся подготовка и акклиматизация... Поэтому 5 часов...
Ратрак - так он только усугубил их и без того тяжкую горняшку...
:-)

У вас люди шли 3 часа с седла на вершину. Акклиматизация, конечно, отсутствует.
Это не ":-)", а "((((((".
Дунет как-нибудь в такой ситуации и станут ваши клиенты трупиками.

Сатс шел почти с Чегетской поляны до бочек, а потом еще и до верха скал пастухова.
так что в сумме он дошел до вершины от чегетской поляны )

Остальная группа, я так понял, шла от верха скал Пастухова до вершины 9 часов? Нда, медленно, не то слово.

Зато у автора куча позитивных впечатлений. И он, скорее всего, будет лучше готовиться и тщательнее акклиматизироваться. И туда еще вернется)

А то мы в свое время, имея посредственную физподготовку, но хорошую акклиматизацию (3 недели похода со средней высотой ночевок 3000) , заползли на Западную вершину за 5:20 от Приюта-11... И похоже, что больше я по "классике" летом на Эльбрус никогда не пойду. Потому что впечатления остались в основном такие: кучи мусора, толпы народу, ратраки портят воздух и размешивают склон в "кашу". И в довершение всего - столкновение с "инспектором нацпарка" (отделались легким испугом: пришлось свалить с Приюта вниз, в Азау, не успев даже не выпить чая)

Шампанское за успех ратрака:)

Жаль что на 5600 не возят :) тогда бы я точно дошел до вершины!

Я думаю скоро будут возить. Вертаком например.

=)))

Андрей, ты не обижайся на народ. Тут "тусят" и пишут сплошь только "великие" альпинисты, и им проще пошутить над первым опытом человека!
Так что не сдавайся -продолжай пробовать и ходить в горы! Все получится
Дима Ермаков

Дима, еще раз спасибо тебе лично, и всему клубу 7 Вершин, что были с нами. Без вас у нас бы ничего не вшыло

Андрей, привет! Присоединяюсь к Диме. Первый опыт со стороны для многих выглядит поводом для шуток. На самом деле вы все были молодцы. И кто дошел и кто не дошел. Ты прав - у каждого своя вершина. И боролся ты за нее по-настоящему.

спасибо!

Андрей, ты не обижайся на народ. Ни в коей мере ни хотел обидеть.....

Да никаких обид

Шутки добрые, но в каждой шутке - только доля шутки, а остальное правда.

Спасибо, Андрей!
Давно так не смеялась!)))
Классный рассказ!

У вас еще все впереди....

Пожалуйста! рад что мой текст принес такие эмоции!

Как в некотором смысле Ваш товарищ по несчастью, дошедший лишь до седловины (в условиях непогоды), хочу высказать соображение, что Ваша проблема могла быть в недостаточной акклиматизации. Не напишете ли свой высотный график здесь? Заранее благодарен. Меряли ли Вы свой пульс на высоте, или на Приюте/бочках?

привет. легко.
приехали на 2100. заночевали
на следующий день - на канатке на 2900(2я очередь чегета), затем пешком на 3300
ночевали на 2100
третий день - на подъемниках до бочек 3800, затем пешком до скал пастухова 4700.
ночевали в бочках. 3800.
на следующий день спустились на 2100 и заночевали.
на следующий день поднялись на бочки, день на бочках и в ночь двинулись.

Ножками надо побольше, ножками. Везде подъемники, да ратраки.
Совсем 7 вершин своих клиентов не любит. Ну в попу дует конечно, но это не от любви к клиентам, а к деньгам))).

Пульс что-то не догадывался мерять...

А я был в этом году на Эльбрусе в первый раз самостоятельно и дошёл два раза до Пастухов - замёрз , обгорел и т п.
Был там 8 дней. На будущий год обязательно опять пойду - бегаю , купил нормальные альпинисткие ботинки , получил опыт и огрехи снаряжения и физ подготовки постараюсь исправить. Стартовать постараюсь повыше , думаю переночую в палатке пару дней выше скал спасателей.
На ратраке может и хорошо , но по моему это не совсем восхождение. Хотя абсолютноое большинство пользовались ими.

Удачи Вам!

Хоттабычу

А в какое время (по датам как можно точнее) Вы там были???

Я немного опишу свой вариант попытки восхождения , поскольку он примерно такой же неудачный с точки зрения восходителя , но с другой точки зрения - вполне. Итак , я приехал в Нальчик на поезде около 7-ми утра 2 июля 2012 , сел на попутку и около 9-10 был в терсколе. На выезде в сторону Азау есть бивак по 100 руб в сутки за палатку. Остановился. Целый день то спал , то гулял , то ел. 3 июля подъём до водопада Девичьи косы , купание в водопаде. Этого показалось недостаточно и я пошёл выше. Оказалос до обсерватории. Вид на Эльбрус был прекрасен ( я раньше его никогда не видел) . Устроил завтрак-обед с "видом на Эльбрус". Ночёвка в Терсколе. 4 июля налегке из Терскола в Азау , затем пешком по дороге вдоль канатке на 3-й уровень - на 3500 , посидел с полчасика , спуск в Терскол. 5-го июля подъём на канатке на 3500 и пешком до Бочек на 3800 , заночевал на 3850. 6-го июля проднялся до 4000 , поставил палатку и налегке поднялся к скалам Пастухова. Было относительно солнечно. Я задыл помазаться кремом и обгорел. Через 5 дней кожа с носа и губ слезла и раны заживали недели две. 7-го июля наметил подъём. Погода не в пример предыдущим дням была мечта поэта. Полнолуние ( луна слегка пошла на убыль ) , ветра нет , никаких облаков , но прохладно. Вышел около 2-х часов. Через 2.5 часа был на Пастухах. Там почувствовал , что не чувствую пальцев и пятки немеют. Слегка подумал и бегом вниз. Обувь у меня была трекинговые высокие ботинки Асоло за около 9 тыс. с Гортексом + гамаши с кошками. Около 6-ти утра был в палатке. Накипятил чаю , отпился , посчитал что наелся и уехал в Терскол. 8-го - уехал домой. После отъезда домой ещё около 7-10 дней стоял треск в ушах. Немного побаиваюсь этого на будущее.
Итого самые главные ошибки.
1. Мало бегал - недостаток физической подготовки.
2. Недостаточно акклиматизировался. Нужно было пару раз сходить на Пастухи или выше и спуститься на отдых в Азау-Терскол или подольше побыть на высоте.
3. Обувь категорически не подходит, хоть я и одел шерстяные носки. Нужны альпинисткие ботинки.
4. Термос взял недостаточный - 0.5 литровый. В следующий раз возьму на 1 литр.
5. Скорее куплю себе балаклаву.
Вот так.

Не старайтесь стартовать повыше. Если непогода застанет на Пастухова,может быть очень нехорошо. На Приюте 11 тоже "не фонтан",но более-менее. Лучше компенсировать физ.подготовкой.
Удачи!

Не обессудьте, но, судя по видео, у Вам были рукавицы bask creativ mitten v2? неужели руки мерзли, по видео и не скажешь, что ветер был сильный. Все-таки седло летом это -10-15 днем. Просто себе такие купил, рассчитывая, как минимум, на летний Эльбрус, как минимум

На видео не я, а коллега.
на мне были тонкие флисовые перчатки + рукавицы North Face (не мои, так что какие - не знаю). 2 пальца на одной руке замерзли в первой части восхождения. Потом все было хорошо.
А в рукавицах как на видео - многие брали их в прокат, и никто не жаловался

Спасибо, немного отлягло ;-))

Многие гиды работающие на Эльбрусе говорили, что в этом году сентябрь необычно холодным выдался. Плюс ветер.

Я уже успел забыть, как тяжело это было встретить в первый раз. Спасибо за пост, нахлынули чувства)

Пожалуйста!

А мне понравился расказ. А то все такие крутые подымаются. хоть кто то написал ошушение от горы не поднявшись на нее!

для новичка наверное не плохо.оценить не могу.сам впервые поднялся в этом году,правда с севера на восточную.наши подъемы разительно отличаются :)

Неплохой такой тим-билдинг :)

:) Вариант "как не стоит ходить на Эльбрус". А выводы будут? Или второй раз точно так же...?

не уверен, что второй раз будет.
а если будет, то только бы добавил физической подготовки перед восхождением. т.к. в этот раз подготовки не было никакой. выход был по принципу "а почему бы и нет?", т.е. совершенно на авось. это был просто способ провести отпуск, а не любой ценой достичь вершины.

> только бы добавил физической подготовки перед восхождением

Хорошо, если будет возможность, за пару дней сходить на начало Косой полки, а лучше и по ней походить. До этого сделать аналогичные выходы на Пастухова, пару раз. Поспать на высоте Приюта или выше ночки две-три, чередуя с бочками. Сбрасывать высоту не советовал бы, лучше поспать на станциях канатки, там уже "отпускает". Организм адаптируется к высоте где-то за две недели, почему бы не воспользоваться этим.

Также рекомендую зимние прогулки в ускоренном темпе, можно с бегом, если не боитесь вспотеть и простыть. Продолжительность пребывания на улице хотя бы часа 3-4, если ходьба.

А вообще, имхо, на Гору надо идти не потому, что можете, а если сильно хотите. В принципе, людям в высокогорье из праздности нечего делать. Я большую часть своего желания определил как "бзик".

Значительная часть восхождения на Эльбрус - это терпение. Если у вас не было терпения, не было достаточной мотивации, то даже хорошая физическая форма вам может не помочь.

"не уверен, что второй раз будет".

И правильно, ни к чему это.

Это почему же?

Это же очевидно.
Человек, задающийся вопросом - "не уверен, что второй раз будет", должен понимать, что не его это.
Тогда зачем это все?
Вот я и написал: "ни к чему это".
И ничего в этом плохого не вижу. Например - футбол - совершенно не мое. И что, расстраиваться теперь)))?