Ретро: зимняя Ушба-84.

Пишет alext, 23.01.2010 19:32

Ретро: зимняя Ушба-84. (Альпинизм, сванетия, мфти, суслов, зимний альпинизм)
В студенческие зимние каникулы 1984г. группа альпинистов и туристов МФТИ поднялась по Гульскому леднику на Ушбинскую перемычку.
2 февраля совершила восхождение на С. Ушбу, 4 февраля – на Ю. Ушбу.


Не знаю как сейчас, а в 80-е годы в Сванетию удобнее всего было ехать на поезде Москва-Цхалтубо. Попадаешь в Зугдиди как раз, чтобы успеть на рейсовый автобус в Местию.
Однако, если вам на Ушбу, то сходить надо раньше – в Бечо.

Ретро: зимняя Ушба-84. (Альпинизм, сванетия, мфти, суслов, зимний альпинизм)
Бечо. На лавочке.

Дальше надо пройти несколько километров до последнего селения - Мазери. Если вам на Бечойскую тропу и охотничьи ночевки – проходите Мазери насквозь, а если на Гульский ледник, то тут надо свернуть направо.

Ретро: зимняя Ушба-84. (Альпинизм, сванетия, мфти, суслов, зимний альпинизм)
От Мазери до Ушбы неблизкий путь.

Выше селения есть кош, в котором зимой никто не живет, там была первая ночевка.
На первом выходе (разведке, заброске и акклиматизации) с нами за компанию ходили туристы «Отец» и Владислав (на этой фотографии они стоят справа). Мы поднялись повыше, вырыли большую снежную пещеру, переночевали и спустились обратно в кош.

Ретро: зимняя Ушба-84. (Альпинизм, сванетия, мфти, суслов, зимний альпинизм)
Ушба. Гульский ледник.

Вблизи Ушба не очень страшная. Именно по Гульскому леднику на С.Ушбу поднялись первовосходители Коккин и Альмер, и сделали это еще в 19 веке. Сейчас маршрут классифицирован как 4а и технически несложен. Главное – правильно выбрать путь и не попасть в лавину (а летом – под камни с башни). А вот подняться с перемычки на Ю. Ушбу не так просто, по крайней мере зимой.

Ретро: зимняя Ушба-84. (Альпинизм, сванетия, мфти, суслов, зимний альпинизм)
Лавинка.

При нас лавин не было, только иногда посыпало снежной пылью. Зато мы были свидетелями колоссального ледового обвала. Вверху упало что-то очень большое и разбилось на мелкие, размером с табуретку, куски, которые веером разнесло по всему леднику. К счастью, мы обходили ледопад справа по скалам, покрытым снегом, и были в безопасности, но зрелище впечатлило.

Об участниках восхождения.



Ретро: зимняя Ушба-84. (Альпинизм, сванетия, мфти, суслов, зимний альпинизм)
Миша Суслов.
Идеологом поездки был Миша Суслов – легендарная в МФТИ личность. Выполнив 3 разряд, Миша охладел к альп-лагерям и решил заниматься альпинизмом самостоятельно. Он интенсивно тренировался на полуразрушенной Лианозовской церкви, приспособленной (с помощью зубила) московскими альпинистами под скалодром. Когда я с ним познакомился, у Миши была норма: километр в день, считая подъем и спуск лазанием. Даже курить бросал.
В Крыму Суслов больше всего любил Сокол и сделал на него несколько первопрохождений, два из них – на моих глазах. В октябре 79г (вместе с Женей Павленко) – маршрут, описанный в современном путеводителе под названием “Хохла по зеркалам”, вверху влево уходили.
В октябре 81г. (с Михайловым или Роднянским, уже не помню точно) - “Белый квадрат”, причем 1-я веревка – прямо по центру плиты, а не обход слева.
В больших горах – Ушба. Только зимой пока подняться на нее не удавалось, хотя Миша делал уже 2 попытки с разных сторон. Зимой все больше зависит от погоды, чем от нас.
Ездил Суслов и в другие районы. Например, сходил осенью на Дых-тау в двойке с Ольгой Богдановой.

Ретро: зимняя Ушба-84. (Альпинизм, сванетия, мфти, суслов, зимний альпинизм)
Сергей Ботов.
Сергей Ботов – школьный товарищ Суслова и по основной специализации турист-водник. У него только 2 восхождения на классифицированные альпинистские вершины: С. Ушба по гребню с плато в двойке с Сусловым летом, и С. Ушба с Гульского ледника зимой во время описываемого мероприятия. На Ю. Ушбу Сергей не ходил. А началось все с того, что однажды Суслов сказал (развивая тезис о важности психологической подготовки альпиниста): «Вот с Ботовым я пойду куда угодно. Хоть на Ушбу!»

Disclaimer: Я никак не хотел рекламировать вредную привычку, просто так получилось, что чуть выпадала свободная минута, я брался за фотоаппарат, а эти двое – за сигареты. Больше у нас никто не курил.

Ретро: зимняя Ушба-84. (Альпинизм, сванетия, мфти, суслов, зимний альпинизм)
Витя Комаров в пещере.
Наш завхоз Витя Комаров выпилил аккуратную полочку в стенке, пока топил снег, а теперь разложил там пайки на перекус и оценивает, поровну ли поделено. Вообще-то он не из МФТИ, а работал тогда в серпентарии с ядовитыми змеями и учился на заочном в сельхозакадемии, но как познакомился с нами на Лианозовской церкви, так потом и в горы ездил, и в самостоятельные мероприятия, и в официальные.

Ретро: зимняя Ушба-84. (Альпинизм, сванетия, мфти, суслов, зимний альпинизм)
Андрей Александров воспользовался хорошей погодой и развел примуса на свежем воздухе.

Ретро: зимняя Ушба-84. (Альпинизм, сванетия, мфти, суслов, зимний альпинизм)
Шура Тельпов. Это я.

Ретро: зимняя Ушба-84. (Альпинизм, сванетия, мфти, суслов, зимний альпинизм)
Наша стоянка на перемычке.
Не то, чтобы это место долго выбирали. Просто поднимались по крутому снегу, держась каменных островков, и попали сюда, а дело было уже под вечер. Мы и сами понимали, что в принципе балкончик может обвалиться. Однако мне снег показался надежным, справа я докопался до хорошего льда, куда завинтили кучу ледобуров, и уж очень хорошо это место было защищено от ветра. Мы провели тут 5 ночей.
Ночной переход по ушбинской перемычке – один из кульминационных моментов описания зимнего восхождения на Ушбу в книжке Шатаева «Категория трудности». Мы понимали, что тоже можем застрять на башне до темноты, однако сомневались, что так же удачно сможем на ощупь пересечь перемычку. Поэтому взяли с собой много 8мм веревки, чтобы можно было провесить перилами всю перемычку. Рассудили, что вниз сдюльферять мы всегда сможем, а дальше по перилам и в темноте до лагеря доберемся.
1 февраля навесили перила под С. Ушбу.

Ретро: зимняя Ушба-84. (Альпинизм, сванетия, мфти, суслов, зимний альпинизм)
Суслов машет ногой.
Когда подмерзают пальцы, самое лучшее – делать махи расслабленной конечностью, пока кровь не прильет и не начнет покалывать. Стоял шикарный антициклон, было ясно, но холодно, снаряжение у нас было не то, что нынешнее, поэтому почти постоянно кто-нибудь чем-нибудь махал.

Ретро: зимняя Ушба-84. (Альпинизм, сванетия, мфти, суслов, зимний альпинизм)
Виктор Комаров – будущий чемпион и серебряный призер России в техническом классе, забойщик первопрохождения маршрута Сахарова (6Б) на п.4810. Обратите внимание на ботинки с триконями и солдатские перчатки с обрезанными пальцами, а также карабины «ирбис».

Ретро: зимняя Ушба-84. (Альпинизм, сванетия, мфти, суслов, зимний альпинизм)
Витя Комаров и Миша Суслов на вершине С. Ушбы, 2 февраля 1984г.

Ретро: зимняя Ушба-84. (Альпинизм, сванетия, мфти, суслов, зимний альпинизм)
Андрей Александров и Сергей Ботов подходят к вершине С. Ушбы. На заднем плане – следующая цель, Ю. Ушба.

Ретро: зимняя Ушба-84. (Альпинизм, сванетия, мфти, суслов, зимний альпинизм)
Эльбрус и Шхельда.

Ретро: зимняя Ушба-84. (Альпинизм, сванетия, мфти, суслов, зимний альпинизм)
Тень Ушбы.

Восхождение на С. Ушбу прошло великолепно. На следующий день, 3 февраля, сняли перила и навесили новые – к башне Ю. Ушбы. Кроме того, Суслов навесил одну веревку на башню.
4 февраля вышли вчетвером на Ю. Ушбу. Первыми по очереди работали Витя Комаров и я. Лезли в шерстяных солдатских печатках, пока веревку пройдешь, руки дубеют совершенно, и очень хочется, чтобы тебя кто-то сменил.

Ретро: зимняя Ушба-84. (Альпинизм, сванетия, мфти, суслов, зимний альпинизм)
Витя Комаров в полутора веревках от вершины Ю. Ушбы.

Это мой последний кадр – кончилась пленка.
На вершину Ю. Ушбы поднялись 4 февраля во второй половине дня, а спустились уже к вечеру. Я дюльферял последним и сильно замерз. Руками и ногами я махал, и с ними было все в порядке, а вот мозги шевелились с трудом. Я даже стал проговаривать что собираюсь делать, перед тем, как что-нибудь выщелкнуть или вщелкнуть, надеясь, что на слух вовремя замечу какую-нибудь глупость. Однако все прошло благополучно.
Нашу ночевку закрывал от ветра гребень с карнизом, и холод не чувствовался. Ботов к нашему приходу уже натопил снега. Не хотелось залезать в палатки, мы пили чай на свежем воздухе и смотрели на вечернее небо.
На следующий день сняли перила с перемычки и спустились вниз.

Ретро: зимняя Ушба-84. (Альпинизм, сванетия, мфти, суслов, зимний альпинизм)
После горы. Фото со слайда Вити Комарова.
Слева направо: Тельпов, Суслов, Владислав, Ботов, Александров, «Отец».
Витя носил за пазухой фотоаппарат «Зенит», сохранил его в работоспособном состоянии и сделал прекрасные слайды, но они затерялись в недрах Витиной квартиры. Я снимал фотоаппаратом «Смена-8М».

Когда мы проходили через Мазери, нас, как обычно, окликнули, расспросили, пригласили в дом, накормили, напоили и оставили ночевать. Прекрасный край, где желание зайти на Ушбу считается нормальным и естественным.

Все цветные фото: Александр Тельпов.
Ч/б фото сделано со слайда Виктора Комарова.

P.S. Вскоре после нашего отъезда здесь произошла трагедия: 6 грузинских альпинистов взошли зимой на Ю.Ушбу и на спуске все погибли. Я не знаю подробностей, но судя по тому, что слышал, они попали в лавину. Что особенно печально, там были молодые талантливые альпинисты, подававшие большие надежды.

P.P.S. Зимой 89г. мы с Сусловым и новой командой приехали сюда, чтобы подняться на Ю. Ушбу по Некрасову 5Б. Вскоре после выхода на маршрут погода испортилась, началась метель и пошли лавины. Четыре дня мы сидели в пещере на полке, выпуская то Суслова с Гешкенбейном, то меня с Разуваевым на обработку, «ломали непер» по выражению Суслова, и навесили 4 веревки - все, что у нас было. На пятый день сняли навеску и сдюльферяли в пещеру у начала маршрута. Дождались хорошей погоды и по плотно укатанному лавинами снегу быстро сбежали в безопасное место.
Конечно, когда на вершину не поднимешься - настроение не совсем то. Но грех жаловаться: мы хорошо поработали на горе, а главное – она отпустила нас целыми и невредимыми. Ушба и Сванетия – это праздник, который всегда со мной.

306


Комментарии:
6
Спасибо! Очень приятно читать про выпускников МФТИ.

5
Зацепило. В 1984-ом, но в августе были там, но со стороны Шхельды.
Спасибо!

3
Спасибо!
Интересно...

6
рад что вы так прекрасно сходили на ушбу и насладились ей и гостеприимством местных жителей, чего не могу сказать про Камчатскую сборную которая в 1996 году была обстрелянна сваннами , стреляли не в людей а в верх и принудили спустица с маршрута и сдать снаряжение были оставленны лишь минимум одежды и документы, наша экспедиция 2004 года так же была остановленны месными жителями, были отобранны вещи документы и 5 человек из 8 избиты, были попытки получить допуск в погран зону в 2008 и 2009 годах но было отказанно в сязи с обсоновкой военной. вот так печально я запомнил мои экспедиции к ушбе

1
интересно, как сейчас там с гоп-стопом

-4
то что я слышал, так про то , что постояные набеги с тех земель к нам через границу и разбои творят, чесно говоря после таких поступков с их стороны, за это меня наверно заминусуют" но я бы хотел чтобы там и вовсе не кого не жило или случайно погибли после случайно выпавшей бомбы нейтронной например, потому как то что они делают своими поступками очень портит отношение ко всей нации вцелом


10
Это, конечно, жалко. Я ездил в Сванетию в другую эпоху, и зимой, и летом, и воспоминания самые хорошие. Я думаю, после распада союза этой край был брошен на произвол судьбы, люди озлобились из-за нужды и занялись разбоем. И не только здесь - помню, питерская экспедиция на юго-западный Памир чуть ли не в трусах вернулась, хотя в 86 нас местные жители встречали радушно. Надеюсь, этот трудный период позади. Думаю, там достаточно порядочных и влиятельных людей, и бандитизм там остановят. В Сванетии очень хорошие перспективы для туризма и альпинизма. Лес вдоль бечойской тропы - одно из красивейших мест, где я бывал.

5
Саня, да класно ты пишешь. Молодец !!!

5
Ужас в чем ходили то раньше, бедные. Вам бы в то время современное оборудование!

11
Да не были мы бедными! И ходили разное, что и сейчас ходят и что было по силам. Оснастка конечно нынче покруче будет, так и техника прохождения покруче стала. Удачи, Вам, резвые! :-)))

4
Спасибо за интересный рассказ!

3
спасибо

3
Хороший рассказ! Суровые парни тогда на Физтехе учились :)

-3
Были люди в наше время, богатыри - не вы...

3
Мечта! Спасибо за рассказ!

3
Шура, ты скромно умолчал, что это было второе зимнее восхождение на Ушбу.

4
Давай не будем заниматься статистикой. Кто его знает, сколько народу туда ходило. По крайней мере, на С.Ушбу с плато по гребню многие бегали, не афишируя слишком широко.

3
Здорово! Спасибо за рассказ и фото. Интересно посмотреть на Ушбу "изнутри". Жаль в свое время не довелось побывать даже рядом...

3
Шура, привет!

Спасибо за отличную статью и фотографии! Какие все молодые ...
Ботик много раз рассказывал про эти восхождения. Особенно мне запомнился эпизод, когда Ботов с Сусловым шли по гребню, Серега улетел с карнизом в одну сторону, а Суслов прыгнул в другую. Не помню - зимой это было или летом. Видимо летом.

8
Привет, Володя!
Это было летом 82, во время первого выезда Ботова в горы. Там много всего произошло.
Сначала они помогали транспортировать пострадавшего в районе охотничьих ночевок. Группа на Ушбе попала в серьезную аварию, часть людей погибла, оставшиеся были в плохом состоянии. У группы были наблюдатели под горой. Спасотряд не сразу подошел, а Миша с Сергеем были рядом, поэтому оказались кстати, вместе с наблюдателями работали.
Потом сходили на С.Ушбу - Ботов улетел с карнизом, Суслов его классически ловил, прыгая на другую сторону.
Затем на спуске по Ушбинскому леднику Ботов улетел в трещину.
По-моему, Суслов сам был ошеломлен насыщенностью и разнообразием учебного цикла.
Зимнее мероприятие в этом плане было скучным - никаких срывов, все по плану и с запасом.

0
Саша, Ушба (Ю) с л.Гуль - 5А к Ал.Джапаридзе, 1943

7
Геннадий Анатольевич,
я думал, что в 43 году Джапаридзе ходил на Ю. Ушбу с другой стороны, через галстук, только на Мазерскую зазубрину поднялись с Гульского ледника. В книге Рототаева "Побежденная Ушба" описано это восхождение. Был задуман траверс Ушба-Шхельда в честь освобождения Кавказа от немецких войск, поэтому подниматься на Ю.Ушбу с перемычки было бы нелогично.
Наш маршрут я оцениваю как 5А, и в этом с Вами согласен. Он примерно соответсвует траверсу Ушбы с севера, который так и классифицировался.
Эту книжку Рототаева 48 г. издания я изучил еще студентом в читальном зале московского клуба туристов. Особенно восхищает траверс Ушбы с юга на север двойки Казакова - Регель: автономно вышли из Тегенекли, через 10 дней их встречали в Шхельдинском ущелье. При этом Казакова несла в рюкзаке платье, чтобы в нем сфотографироваться на Ю. Ушбе. Насколько уверенно они себя чувствовали и как надежно ходили в горах!

2
Спасибо, статья отличная! Сохранил, покажу отцу.

4
О, люди в триконях - зе бест :-)

А мне та зима запомнилась контрастом – все время почти погода, солнце, снег искрится, небо голубое и… одни за другими спасработы. Мы той зимой приехали в "Эльбрус", планировали Щуровского по "сурку". Как раз в день заезда те самые грузины и улетели. КСП закрыло район на 3 дня. Когда открыло, мы пошли акклиматизационную "тройку" на Гермогенова, а "Зенит" во главе с Володей Шопиным - "единичку" на Гумачи (вместе приехали выступать на зимний Кубок Ленинграда и сборы подстраховывали друг друга). Их там по утру в самом низу накрыло. Кто то руку сломал, кто то ребра, но не более того. Опять район закрыли. Мы сходили на Немецкие, сняли заброску, понимая, что планам капут. Вернулись, народ собирают за чехами - те уходили с Вольной Испании, бежали по морене вдоль Кашкаташа и их лавиной со стороны Гермогенова накрыло. Что интересно, у одного шнурок развязался - пока присел, трое вперед – и с концами.
Вот так почти три недели провели...

6
Мудрый Суслов потому и выбрал Сванетию, чтобы не мешать учебно-спортивному процессу. Там спокойнее.

Кстати, Миша на том восхождении был тоже в триконях. А мне через знакомых добрые люди одолжили на поездку настоящий вцспс-овский вибрам. Про пластик я уже слыхал тогда, но вживую еще не видел. Раньше в зимние лыжные походы по заполярью и на Кавказ я ходил в "пионерском" вибраме за 11 руб. Делал внутрь вкладыш из синтепона, обшитого каландром, сверху - бахилы, потом - лыжи или кошки.

1
Были ж еще киевские вибрамы. С пластиковыми подошвами - это жесть.
Если выражаться научным языком :-)

5
Парни все такие красивые и бесшабашные!
Моего папу напомнили.
Он их сверстник. Тоже на Ушбу ходил...

0
Шура ну теперь надо поделится про зимнюю Шхельду. Слайды же наверное сохранились? :)

0
что-то путаешь, наверное, я зимой на Шхельде не был

5
Спасибо Шура. Большое спасибо. Ты мне этим рассказом ОГРОМНЫЙ пласт моей жизни напомнил - я ведь об этом больше 20 лет практически не вспоминал. И Оське спасибо - она мне мне этот линк прислала.

1
Да я и сам не вспоминал. Этим летом нашел слайды, оказалось, они в приличном состоянии, вот и напомнили. Ты бы разыскал свой фильм про Китой-Онот, потрясающий.

2
Боюсь, что это практически невозможно. После первого показа на него была постоянная очередь на просмотр. И в какой-то момент я перестал это отслеживать (каюсь - виноват), а когда спохватился и попытался найти концы - все попытки закончились неудачей. Так это было еще в 80-х годах. Думаю что сделать это теперь практически невозможно - разве что фильм чудом сохранился и человек сам откликнется.

В качестве альтернативы - я могу попытаться описать наше с Сусловым восхождение на С. Ушбу летом 1982 года (воспоминания нахлынули после твоей статьи). Так сказать "Впечатления дилетанта, впервые попавшего на классифицированный альпинистский маршрут". Может быть это будет кому-то интересно? Правда - я не "чукча-писатель", да и не фотографировали мы тогда ничего ... Что скажешь?


2
Как молоды мы были, как искренне любили, как верили в себя...

3
Когда мы были молодые
И чушь прекрасную несли ...
(и творили ...)

2
спасибо! хорошая статья.

2
Шура, молодец, спасибо в 235-й раз. А смотри, как классно народ зашевелился, даже те, кто двадцать лет терпел! Ну так, глядишь, и повытаскиваются архивы помаленьку...

2
Шура, тебе еще раз спасибо - мы ведь ходили в этот поход с ковриками и 2-х и 3-х местными спальниками, которые одолжили туристы-водники МФТИ (в твоем лице). Так что твой весомый вклад в это мероприятие не забыт.
Примечание: тогда пенополиуретановые коврики еще не продавались в магазинах. Водники МФТИ купили на танковом заводе большие листы 2.5 см толщиной. Потом умельцы, в частности papashura, резали их струной пополам на тонкие листы толщиной 1.25 см

12
Спасибо автору за интересный рассказ.
Действительно, 27 февраля 1984 года при спуске с Южной Ушбы погибли шестеро грузинских альпинистов, имеющие за плечами не одну шестерку на Кавказе и Памире. Самому младшему из них, моему другу, кмс Гие Тушури - было всего 23 года. Они спускались двумя тройками друг над другом. Верхняя тройка сорвалась на маленьком снежнике и снесла нижнюю. Падали 600 метров...
В Грузии был объявлен национальный траур. На сороковины Гии родилась его дочь Тамара, Тамрико. В этом году ей исполнится 26 лет.
Гия был хорошим другом и альпинистом, отличным парнем. Он открыл печальный список погибших в горах друзей.
Пусть все восходители возвращаются с гор. А тем, кто остался там - вечная память!

3
Спасибо, Ашот
Наконец я узнал подробности. Простые сваны в Мазери не могли рассказать, что именно произошло, а с Гиви Цередиани я не пересекся.
Не только в Грузии горевали по этому поводу. Башкиров тогда сказал Суслову, что уже обратил внимание на восхождения молодых грузинских альпинистов, погибших на Ушбе, сказал - достойные конкуренты выросли, жалко, что так получилось.
Вы не знаете, по какому маршруту они ходили?

3
Кстати, сегодня у В.Башкирова день рождения.

1
Здравствуйте "alext" и Ашот Левонян! Здравсивуйте Все! Конечно команда МФТИ молодцы, сходили на обе Ушбы и благополучно вернулись в снаряжении, о котором грустно вспоминать, глядя на экипировку сегодняшних команд. (Мое поколение ходило только в таком)…. и спасибо им и за рассказ и за память.
Я как участник тех событий 1984 г. на Ушбе даю краткие справки: - две группы с суточным разрывом шли по маршруту Бекну Хергиани 5Б к.сл., первая (рук. И. Гелдиашвили) была на вершине 27-го и вероятно сняла записку МФТИ, вторая, группа поддержки, под моим руководством (Р. Гиуташвили) была на вершине 28-го в ясную, безветренную погоду, было настолько тепло, что записку на вершине я писал без перчаток, это вероятно и стало в то утро фатальной причиной (резкое повышение температуры) схода огромного снежного пласта, сформированного предыдущим многодневным снегопадом и не успевшим уплотниться…(приемлема и версия, изложенная Ашотом).
Поэтому дата гибели сборной команды Грузии на Ушбе - утро 28-го февраля…
Если будут вопросы мой E-mail: gri701@rambler.ru

3
Нет, к сожалению, конкретного маршрута я не знаю. Когда мы с братом поехали из Еревана на похороны Гии (это было 6 марта), наши грузинские друзья сами не знали подробностей случившейся трагедии. Оказалось, что в числе шестерых альпинистов был еще один наш знакомый - Ираклий Гелдиашвили. Альпинисты СССР старшего поколения хорошо знают это имя.
Похороны Ираклия были через два дня, и мы уже большой группой армянских альпинистов снова поехали в Тбилиси. В Грузинском клубе альпинистов имени Джапаридзе нам рассказали некоторые детали, которые я привел выше. Возможно, говорили и о маршруте, но этого я уже не помню, столько лет прошло...
В прошлом году я воплотил в жизнь свою мечту - поднялся на Арарат (http://www.risk.ru/users/levash/7916/), посвятив это восхождение всем своим погибшим друзьям.

2
Здравствуй Ашот!
Ребята из МФТИ молодцы, сходили на обе Ушбы и благополучно вернулись в снаряжении, о котором грустно вспоминать, глядя на экипировку сегодняшних команд. (Мое поколение ходило только в таком)….
По поводу маршрута: - две группы с суточным разрывом шли по маршруту Бекну Хергиани 5Б к.сл., первая (рук. И. Гелдиашвили) была на вершине 27-го и вероятно сняла записку МФТИ, вторая, группа поддержки, под моим руководством (Р. Гиуташвили) была на вершине 28-го в ясную, безветренную погоду, было настолько тепло, что записку на вершине я писал без перчаток, это вероятно и стало в то утро фатальной причиной схода огромного снежного пласта сформированного предыдущим многодневным снегопадом и не успевшим уплотниться…(приемлема и версия, изложенная Ашотом).
Поэтому дата гибели сборной команды Грузии на Ушбе - утро 28-го февраля…
Если будут вопросы мой E-mail: gri701@rambler.ru

1
Спасибо огромное за статью! Снаряжение сейчас, конечно, не чета нашему, старому, допотопному, часто самопальному. Только Горы какими были, такими и остались! А ребята в те времена ходили такие маршруты, что даже сейчас дух захватывает.

1
Миша за прошедшие 25 лет изменился не сильно)))

0
Потрясен статьей. Для 1984 года это был "экстрим"-такое восхождение и се

1
Потрясен статьей. Для 1984 года это был "экстрим". Для 2010 года это восхождение тоже было бы заметным событием как коллективный экстрим. Необычайность экстрима в 1984 году была по моему не только в событии, маршруте, а в "исполнении". Можно подумать, что собрались однажды два "водника" туриста, поговорили между прочим и решили сходить зимой на Ушбу. Тут же собрали приятелей и сходили! " Безумие, повезло" - так решит любой альпинист, знающий других альпинистов , имеющий опыт в "обращении с горами". Но удивительно, что в сообщении совершенно нет безумия, а есть спокойная уверенность. Откуда такой порыв, такая идея, и такое исполнение без тени неуверенности в полной правоте и правильности своих действий? Одно дело сходить в студенческие каникулы на Кольский, на Приполярный или даже на Полярный, другое дело на Ушбу, да еще в далеком 1984 г ! Зимой экстрим демонстрировался на стенах альп еще 70 лет тому назад. Но чтобы студенты "Эколь нормаль" (Сорбонна) , "Геттингена" (читал там лекции ), Цюрихского политеха, Оксфорда или Милана полезли коллективно зимой на Пти Дрю (7 человек) по "простой" пятерке или на Меттехорн без проф. сопровождения - вот этого не может быть, это не бывает! Этим я потрясен, это явление! Одно дело современные профессионалы экстрима, другое дело коллективные профессионалы духа. Это разные вселенные. Рождественский.

2
Спасибо ребятам из МФТИ и удачи!
Увы, я был начальником спас. службы экспедиции 1984 г., в которой потерял близких друзей...

3
Ребята из МФТИ молодцы, сходили на обе Ушбы и благополучно вернулись в снаряжении, о котором грустно вспоминать, глядя на экипировку сегодняшних команд. (Мое поколение ходило только в таком)….
По поводу маршрута: - две группы с суточным разрывом шли по маршруту Бекну Хергиани 5Б к.сл., первая (рук. И. Гелдиашвили) была на вершине 27-го и вероятно сняла записку МФТИ, вторая, группа поддержки, под моим руководством (Р. Гиуташвили) была на вершине 28-го в ясную, безветренную погоду, было настолько тепло, что записку на вершине я писал без перчаток, это вероятно и стало в то утро фатальной причиной схода огромного снежного пласта сформированного предыдущим многодневным снегопадом и не успевшим уплотниться…(приемлема и версия, изложенная Ашотом).
Поэтому дата гибели сборной команды Грузии на Ушбе - утро 28-го февраля…
Если будут вопросы мой E-mail: gri701@rambler.ru

2
Спасибо за рассказ. Будем поминать погибших 28 февраля.

0
Спасибо, какие все молоддые ...
Помню как смотрели эти слайды где-то в новом корпуске 25 лет назад...

4
Спасибо автору от друзей тех теперь далеких дней. В силу глубоко присущей автору скромности и самоиронии у непосвященного читателя действительно может возникнуть впечатление некоторой авантюрности этого восхождения. Поэтому нам, как непосредственным свидетелям, хочется еще раз подчеркнуть высочайший уровень предшествовавшей многолетней поготовки Сусловым к исполнению его "голубой мечты" и опыт и великолепную физическую и техническую подготовленность других участников. Даже упоминавшиеся "туристы-водники" на физтехе в то время имели опыт первопрохода сложнейших водных маршрутов. Не говоря об опыте выживания в Кольской зимней тундре. То есть, как сказал Зинур, "ребята были не с улицы".

0
по поводу
" некоторой авантюрности" этого МФТИ восхождения
100% авантюра...

просто пропеллер лапши из восторгов какой-то..

Ребята были с улицы Первомайской дом номер 3,
С этой же улицы часто отвозили народ (который к концу сессии
становилися не в себе) на другую улицу - к Петру Петровичу Кащенко.
Просто тов. водник Ботов не понимает, что ему как и остальным
из этой плохо-экипированной "дикой дивизии" просто сильно повезло.
Кстати - в 1984 был не первый поход Суслова и гоп-компании на Ушбу зимой ..
и даже не второй... подробности их других "подвигов" интернет не сохранил ...
Пусть он расскажет как он летел километр с тов Павленко вниз по леднику с перемычки на Ушбе из-за плохо пристегнутой кошки.
Наверно поэтому и не вспоминал об этом Ботов целых 20 лет.
Эдику - другому физтеху, который не поехал
за 2-ым разрядом в простой и скучный альплагер
летом 1984 года (тот же год, кстати), а зачем-то ударился в "черный" альпинизм с Сусловым в Фанские горы и конечно - сразу на 5Б, так вот ему повезло гораздо меньше.
В таких делах не надо путать Божий дар с яичницой.

0
Дорогой BACCE,

по ряду пунктов я с Вами соглашусь.
Любое зимнее восхождение на Ушбу - авантюра. Если погода испортится по-настоящему, оттуда никто не выберется. Бывало, Мазери до крыш снегом засыпало. А дома там двухэтажные.
Нам сильно повезло с погодой.
С Кащенко Вы переборщили, однако действительно нормальный человек не пойдет на ненужный риск, т.е. не будет заниматься альпинизмом или ходить в водные походы 5-6 категории. Он также не будет заходить на этот сайт.
То, что это не первый и не второй зимний поход Суслова - это, по-моему, характеризует его с хорошей стороны. В первую очередь надо научиться во-время поворачивать назад, а не бороться до вершины. Около 50% мероприятий Суслова были неудачны в плане достижения вершины, но зато все возвращались целые. Да и впечатления от пребывания в горах не зависят от того, дошел ты до вершины, или нет, если ты любишь само это занятие.
Единственное, но трагичное исключение - Эдик Барикян. Дело было не в Фанских горах, а на Замин-Кароре. Эдик подъехал туда позже всех, самостоятельно. Суслов с Ольгой Богдановой были в тот момент на маршруте 5Б. Эдик решил не терять времени даром и пошел в одиночку на маршрут 2-й категории. Потом его нашли разбившимся. Эдик был замечательным человеком, мастером спорта по гимнастике. Был бы Суслов внизу, он бы Эдика отговорил идти в одиночку.

1
Александр,
Если б с Эдиком было так просто.
Суслов не прошел СИСТЕМУ сов альпинизма.
Плохая она была, или не плохая - там чему то народ учили.
Тов Суслов - классный скалолаз, и у него этого никто не отнимет.
Но организатор он - хреновый.

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru