ВОСХОЖДЕНИЕ ПО ВОСТОЧНОЙ СТЕНЕ АКТРУ (4044 МЕТРА)

Пишет Anrof, 18.05.2013 21:35

Идея восхождения пришла нам еще в январе 2013, почти за пол года до самого восхождения. Изучая разную информацию об этой вершине Северо-Чуйского хребта, с удивлением обнаружили, что ее Восточная стена была пройдена только в июле 1959 году неким Л.П. Цыбкиным и дальнейшие попытки не приводили к успеху, а Северная стена вообще до сегодняшнего дня является белым пятном альпинизма и ждет своих безумцев. Скорее всего, как мы предположили, это связано с труднодоступностью цирка Северной стены – добраться туда – уже большой подвиг.

Пик Караташ на рассвете из а/п Актру

Но мы все же решили не трогать Северную стену и остановили свой взор на восхождении по восточному склону, который тоже является не менее интересным, хотя по нему и проложен маршрут 4А категории сложности.
Поездка была запланирована на 01-11 мая 2013 года. Вечером 01 мая прибыли в альплагерь – погода была мрачная: мокрый снег, все затянуто – очень сурово.

Для того, что бы попасть к Восточной стене необходимо перейти в соседнюю от ущелья Актру долину. Это можно сделать либо через перевал Учитель (1Б) сразу от альплагеря Актру, либо от Голубого озера через перевал Значкистов (1Б). Изначально мы планировали пойти через Учитель, но в последний момент передумали, и решили пойти по леднику Большой Актру к Голубому озеру на перевал Значкистов. Собственно, мне кажется, что через Значкистов идти быстрее и интереснее.

В первый день пути на подходе к Голубому озеру почувствовали влияние высоты (все таки 2820 метров) – легкая головная боль, одышка, тяжесть в ногах – все это заставило остановиться на ночлег не берегу озера.

Стоянка на Голубом озере

На следующий день выдалась яркая солнечная погода. По плану хотели в этот день дойти до подножия Восточной стены. Перевал Значкистов начал даваться легко. Его высота где-то 3250 метров. Выйдя на его вершину, обнаружили, что наверху еще нужно пройти большое плато метров 500, прежде чем окажемся на спуске и увидим нашу заветную стенку. Подойдя к противоположному склону перевала, были неожиданно удивлены, что спуск вниз лежит через отвесные скальные уступы метров 20-50. Первая мысль, которая у меня возникла – это «и кто только дал 1Б этому перевалу!». Хотя позже, изучив возможности спуска в разных участках склона, обнаружили место, где можно спуститься без особых сложностей, хотя при этом использовали спуск по веревке до начала снежного кулуара, а дальше по нему, утопая в глубоком снегу, опасаясь схода лавины, прижимаясь к скалам, пешком пошли вниз. Надо сказать склон там довольно крутой, возможно градусов 40. Под конец спуска, изрядно измучившись тропить глубокий снег и осмелев, начали ехать вниз на рюкзаках.
Наконец, мы спустились с перевала Значкистов в ущелье Восточной стены Актру. Сама стена находится еще в километрах 5-7 от того места, куда мы спустились и на пути между нами и стеной возвышается ледопад Корумду, который тоже нужно будет проходить, если хочешь подобраться к Восточному склону Актру.
Изначально мы считали, что сможем за день добраться от альплагеря Актру до подножия Восточной стены, но с каждым днем наши планы развеивались. Вот и в этот день, влияние высоты, утомительный переход через перевал Значкистов, полученный мной и Антоном солнечный удар просто выжали из нас последние силы, и мы встали лагерем прям у подножия перевала Значкистов, выбрав удобную каменистую осыпь вдали от лавинных выносов. Место для лагеря красивое: впереди в 2-3 километрах ледопад Корумду и над ним возвышается восточная стена Актру, которую теперь можно было вживую изучить и продумать маршрут.
Весь следующий день погода становилась все хуже и хуже. Так как идти нам предстояло километров 4-5 с преодолением ледопада, то выход мы откладывали на вторую половину дня, думая, что спокойно все успеем. Как раз после обеда погода окончательно испортилась, видимость была метров 50, все белое, лишь иногда в тумане появлялись черные стенки ущелья в котором мы находились, что давало надежду, что не заблудимся.
Вот в такую погоду мы двинулись навстречу ледопаду Корумду. Как назло начал подниматься еще ветер и все превратилось в какой-то буран. В начале подъема на ледопад сложностей не возникло. Шли в связке. Ледопад вначале проходится по центру. Именно по центру можно пройти больше чем до середины подъема без всяких серьезных препятствий. Слева и справа ледопада лучше, как мне показалось, не соваться – там ледовая «мясорубка». Так, обходя ледовые башни и пропасти, мы вышли по центру ледника к небольшой ледовой стенке (метра 3 высотой), которую с помощью ледовых инструментов и бура пролезли довольно быстро. Далее, нужно придерживаться правой стороны ледопада и ориентироваться на крутую снежно-ледовую горку, которая соединяет ледник и скалу справа и выводит на вершину ледопада. При этом нужно быть внимательным, т.к. путь к правой стороне ледопада, к скале, лежит через наклонные льдины, по которым очень легко ускользнуть в открытые трещины, поэтому необходимо страховать друг друга бурами. Не следует, как мы, проходить ледопад в метель или в нулевую видимость – очень легко заблудиться, выбиться из сил и замерзнуть, ну или упасть куда-нибудь. Дождитесь хорошей погоды!
В общем, измучившись, пробиваясь через метель и темноту (уже почти стемнело) мы вылезли на вершину ледопада, сразу наткнулись на безопасную каменистую осыпь, на которой быстро воздвигли палатку и начали в ней отогреваться.
Только на следующий день, когда вышло солнце, и открылся вид на цирк Восточного склона Актру, я смог оценить всю суровость и опасность ледопада, который мы прошли. При этом наконец-то мы стояли у подножия Восточной стены Актру. Путь сюда у нас занял 3 дня, хотя планировали за 1 день. Но мы никуда не спешили, времени у нас было предостаточно. Теперь мы набирались сил и ожидали хорошую погоду для восхождения.

Восточная стена Актру

Вершина ледопада находится на высоте около 3200-3300 метров. Впереди крутой 800-метровый подъем по Восточной стене, справа вершина пика Корумду (3800), слева ледяные крутые склоны гребня Актру, который соединяется с пиком Стажеров (3750). В общем, вид шикарный!

Стоянка у Восточной стены. На заднем фоне пик Стажеров (3750), справа вниз ледопад Корумду

Два дня мы ждали подходящей погоды. То снег, то туман, то сильные ветра мешали начать восхождение. И вот 7 мая утром абсолютный штиль, ясное без единого облачка небо. Мы быстро собрались и отправились к стене.
Немного о снаряжении. Веревка 50 метров. Скальные крючья – очень пригодились на стене. Закладки – хорошо шли на разрушенных скальных участках. Ледобуры – только на стене они нам не пригодились, льда не было, либо он был засыпан снегом, но лучше брать с собой.

Антоха провешивает перила

Очень отягощали наш путь рюкзаки, с вещами, которые мы взяли с собой, ведь мы решили потом спуститься по классическому маршруту (2А) на другую сторону горы. Пришлось тащить еще 15-17 кг барахла.
Итак, на маршрут мы отправились примерно в 10 утра. Осмотрев изначально Восточную стену, мы условно поделили ее на 7 участков: подъем по лавинному выносу до первого скального острова, 5 скальных островов, разделенных снежными полями и вершинная снежно-ледовая шапка.

Траектория нашего маршрута

Первый участок по лавинному выносу проходится прямо под первым скальным островом в том месте, где опасность схода лавины минимальна. Подъем там примерно с уклоном в 30 градусов, но снега было где-то по пояс, поэтому еле еле разгребая снег и меняя друг друга, промокнув и вспотев мы часа за 1,5 примерно добрались до первых скал.
На первом скальном острове уклон увеличился до 40 градусов. Скалы все засыпаны снегом, что сильно осложняло восхождение – приходилось раскапывать точки для страховки и станций. Каждый скальный остров занимает примерно 3-4 веревки. Сложности начинаются на третьем скальном острове, где уклон резко увеличивается до 60-70 градусов. Думаю – это самый сложный участок. Сложное скальное лазание с рюкзаками в кошках по полузасыпанным и рассыпающимся скалам - занятие не для слабонервных.

Закат со склонов Восточной стены Актру

После преодоления самого длинного третьего скального острова мы поняли, что до заката на вершине мы не окажемся. Даже соседний пик Корумду (3800) был еще значительно выше относительно нас. Мы поняли, что за весь день мы пролезли только около половины пути.
Довольно сложным также оказался четвертый скальный остров – длинной где-то в 4 веревки склон в 50-55 градусов местами с глубоким снегом, местами с разрушенными скалами, которые то и дело выскальзывают из под ног и осложняют страховку на склоне. На этом участке чуть не уронил рюкзак – спасло, то что я его всегда пристегиваю к станции.
Четвертый и пятый скальный остров мы лезли уже ночью. Очень хотелось пить есть и спать, состояние измотанное.
Наконец-то скалы закончились и начался только бесконечный утомительный подъем по снежной шапке Актру. Пройдя около 4 или 5 веревок, склон вдруг начал клониться и в темноте показалась заветная полоса вершины. Где-то в 5-30 утра мы вылезли на вершинное плато пика Актру. На горизонте уже брезжил рассвет. Сил спускаться уже не было, поэтому приняли решение ставить палатку прямо на вершине – нужно было срочно поспать, отдохнуть, что бы восстановить силы.
Как только залезли в спальники, вырубило сразу. Очнулись в часов 11 из-за того, что в палатке было душно, солнце грело очень сильно, хотя из-за ветерка на улице было достаточно прохладно.

На вершине

Восстановив силы, собрались, пофотографировались и отправились вниз по классическому 2А маршруту. К вечеру вернулись к Голубому озеру.
Итак, путь от подножия стены до вершины занял у нас 19 часов непрерывной работы на стене без еды, воды и возможности присесть. Жутко вымотались, но думаю, это того стоило.

Горы, горы!

В целом, не смотря на все сложности, которые пришлось пережить, уезжали с Северо-Чуйского хребта с чувством выполненного долга и глубокой удовлетворенности.
Цвинтарный Сергей и Сунко Антон

Хорошо бы какое-нибудь фото наверх поста вынести.
Спасибо

Красавцы!

С Горой!

P.S. Связь с базой была или нет?
Потому что "прогулка" не из детских.
А вообще то надо было взять пару наблюдателей под маршрут

Благодарю! Я не автор данного поста, но участник данного восхождения.
Согласен, на маршрут пошли рискованно, без права на ошибку.

Здорово. Первопроход это прекрасно. Всегда приключение

Маленькое уточнение - это не первопроход был.

Связи с базой не было, в наблюдатели никто не пожелал идти)

Смелость города берет!

Берегите себя, удачи!

Ваши же новосибирцы С. ст. Ак-Тру собирались пройти в конце 60-х. Но у них парень погиб на тренировочном восхождении на Караташ и от планов отказались. Больше вроде никто не рассматривал. Это еще более турецкий поход в следующее за Курумду ущелье Куркуре. Туда, наверное, проще через пер. Ак-Тру подходить. От Голубого до перевала часов пять (если в мае). На перевал еще два часа подъема, а на ту сторону вроде спуск приемлемый. Только склоны с севера лавиноопасны, нужна погода соответствующая. А в верхней части стены сильно разрушенные скалы, торчат перьями, причем склон отвесный, все ненадежно, можно вывалить на себя приличный блок. Еще на север с гребня приличные карнизы висят. В общем развлечение не для слабонервных. Удачи.

Вот, кстати, описание вашего маршрута:
в. АК-ТРУ, восточная стена, 4А к.тр.
(по отчету о первопрохождении, Цыбкин Л.П., июль 1959 г.)

Подход от ГМС Ак-Тру через перевал учитель в ущелье Курумду. Ледопад Курумду пересекается справа по ходу по кромке скал в.Курумду в связках. Время пересечения ледопада - 1 час. Ночевка на осыпи под стеной в.Ак-Тру.Время подхода от ГМС Ак-Тру до ночевки - 7 часов.

Маршрут на вершину проходит по скальному гребешку, разделенному снежно-ледовыми участками на пять скальных островов. Высота стены - 800 м. Путь от бивака до основания стены 15 мин., до бергшрунда снежный склон 30 градусов, после прохождения бергшрунда снежный склон крутизной 40 - 50 градусов, снег глубокий, страховка через ледоруб. На расстоянии 20 м от первого скального островка - открытый лед. Далее движение по гребешку первого скального острова, скалы разрушенные, средней трудности, страховка через выступы. На верху скального острова контрольный тур. Время от бивака - 2 часа. До основания второго скального острова снежный склон крутизной 30 градусов, скальный остров обходится справа по кромке льда и скал (1 веревка), затем после подъема по скальной стенке (10 м) траверсировать влево (20 м) на ледовый гребешок (50 м, 50 градусов), который выводит на скалы 3-го острова. Скалы разрушенные, средней трудности и трудные, монолитные скалы отсутствуют, проходятся с крючьевой страховкой. Вверху скальный остров траверсируется вправо, установлен контрольный тур. До четвертого острова - ледовый склон (60 м, 50 градусов). Скалы четвертого острова трудные и сильно разрушены, на протяжении двух веревок надежная страховка проблематична. Перемычка между 4 и 5 островками ледовая (30 м, 50 градусов). Скалы пятого островка менее разрушены, проходятся по кромке льда и скал справа по ходу. После прохождения пятого островка подъем на 70 м вверх (50 - 55 градусов, лед), а затем траверсировать на 50 м вправо, где имеется разлом в снежном карнизе, затем путь на вершину по несложному снежному гребню. Время прохождения от бивака до вершины - 16 часов.

Спуск по маршруту 2А к.тр. (2,5 часов) до “голубого” озера.

Читали это описание. Все примерно так и есть!

В классификаторе эта стена не восточная, а северо-восточная (СВ стене, 4А, к, Л.Цыбкин), хотя, если по карте смотреть, больше восточная, наверное, все-таки СВВ.

Ну и неловко как-то новосибирцам называть "неким" Льва Павловича Цыбкина, одного из первых мастеров спорта по альпинизму (июнь 1959) в Новосибирске.

Учитывая снаряжение 1959 года, кошки, трикони, "морковки", преклоняюсь перед первопроходцами маршрута.